МОЯ ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ С Ю.А.ЖДАНОВЫМ
© 2004 г. В. А. Коган
За многие годы учебы и работы в Ростовском университете я довольно часто и по разным поводам общался и общаюсь с Юрием Андреевичем на официальных мероприятиях, советах, научных конференциях, совещаниях в СКНЦ, защитах диссертаций, на неофициальных встречах в кругу коллег на химфаке, юбилеях и праздниках. Об этом можно было бы написать очень много.
Но наиболее значимые и памятные для меня были первые встречи с Юрием Андреевичем в годы моего студенчества, и я хочу остановиться на двух эпизодах начала его деятельности на химфаке РГУ в те, теперь уже далекие, пятидесятые...
В 1957 г. я был студентом 3-го курса химфака РГУ, когда кто-то из моих сокурсников сказал, что для органиков читается новый спецкурс по теоретическим проблемам органической химии, очень интересный и оригинальный; преподаватель - Юрий Андреевич Жданов - разрешает присутствовать всем желающим. Мы пошли послушать, небольшая аудитория была переполнена. Фактически это был «активный семинар» -Юрий Андреевич быстро писал на доске формулы, рассказывал, все время «тормоша» аудиторию вопросами, ставил проблемные задачи, спрашивал возможные варианты решений, пытался втянуть нас в дискуссию. И хотя мы были тогда сильно «зажаты», стеснялись, да и подготовка наша оставляла желать лучшего, участвовать в таком семинаре было крайне интересно. Наша робость постепенно проходила, так как Юрий Андреевич держался просто, естественно, часто шутил и был удивительно доступен. Значительно доступнее наших преподавателей. Он говорил о сложных вещах ясным, образным языком, что свойственно лекторам, свободно и творчески владеющим предметом. Мы были приятно удивлены - так непринужденно и увлекательно с нами не общался еще никто из преподавателей. Эта манера общения как бы позволяла нам в какой-то мере почувствовать некую причастность к настоящей науке.
Кроме того, Юрий Андреевич оперировал такими понятиями, к которым мы не привыкли, в частности, объясняя строение и реакционную способность органических соединений с позиций «теории резонанса». Самые любознательные из нас знали, что существует такой подход, где-то доставали и читали «крамольную», чуть ли не запрещенную, книгу Я.К.Сыркина и М.Е. Дяткиной «Химическая связь и строение молекул», но большинство о теории резонанса знали только то, что она, как и генетика и кибернетика, является идеалистической, вредной для науки теорией и ничего не несет хорошего.
Спецкурс Юрия Андреевича как бы дал «зеленый свет» для введения этой «вредной теории» в преподавание. Я сейчас не могу сказать, как долго читался этот спецкурс, но независимо от этого, убежден, что именно он положил начало современному преподаванию теоретических основ органической химии с позиций квантовой химии на химфаке РГУ.
Мне очень повезло - моя первая научная работа была выполнена по тематике Ю.А. Жданова и опуб-
ликована в соавторстве с ним в 1959 г. в наиболее авторитетном печатном органе страны [1].
После 4-го курса я специализировался на кафедре физической и коллоидной химии под руководством Осипа Александровича Осипова. В то время кафедра физхимии была центром и зачинателем внедрения в химическую практику метода дипольных моментов, других физических методов, без которых сейчас невозможно представить современную химию. В 50-е гг. на кафедре начало развиваться новое для нас направление - исследование комплексных соединений металлов с органическими лигандами. Юрий Андреевич, обладающий острым чувством нового, с большим интересом относился к работам кафедры, часто общался с О.А.Осиповым и обсуждал перспективы ее развития. Моя дипломная работа была первым совместным исследованием с Юрием Андреевичем.
В то время на химфаке у него еще не было своей кафедры. Она была создана несколько позже, в 60-х гг., но уже работали два первых аспиранта Юрия Андреевича: Г еннадий Николаевич Дорофеенко, впоследствии первый директор созданного Ждановым НИИ ФОХ, и Олег Евгеньевич Шелепин, и ныне работающий на химфаке РГУ. Оба они уже были классными, настоящими синтетиками, а синтетики - это особая порода химиков, и я, физхимик, владеющий синтезом в рамках общего практикума, с понятным трепетом включился в общую работу. Работали мы с Олегом Шелепиным, он синтезировал органические соединения, затем мы их очищали, синтезировали комплексы с металлами, и я измерял дипольные моменты полученных соединений. В нашей паре Олег выступал как признанный лидер, во всем наставлял и помогал. Работали мы много, с энтузиазмом, часто засиживались допоздна, соединения были капризными, плохо очищались, плохо растворялись. Но все это компенсировалось тем, что результаты оказались интересными. Мы часто говорили с Олегом об их трактовке. Как правило, это заканчивалось тем, что он заявлял, что всю эту «ерунду» он Юрию Андреевичу излагать не будет, и мне не советует. А когда уже обсуждались результаты работы на «высшем уровне» - с руководителями, Юрий Андреевич предложил совершенно оригинальный подход, который тогда мог прийти в голову только ему, хорошо владеющему теорией электронного строения органических соединений.
Он поставил вопрос, действительно ли дипольные моменты указывают однозначно на координацию металла через карбонильный кислород, а нельзя ли их трактовать так, что металл взаимодействует со всей п -электронной плотностью ароматических колец лиганда в целом?
Как я позже понял, вот такое быстрое проникновение в суть проблемы весьма характерно для него. Не будучи узким специалистом в химии комплексных соединений, он по существу поднял один из традиционных вопросов координационной химии - какой из реакционных центров может вступать в координацию, т.е. вопрос конкурентной координации, который и до
настоящего времени является актуальным для этого раздела химии.
И даже сейчас, когда у меня за плечами много лет в науке, несколько сотен печатных работ, я всегда помню ту, первую. И это неудивительно - я не сомневаюсь, что многие помнят свою первую научную публикацию. Меня всегда удивляло то, что ее помнит Юрий Андреевич, у которого множество учеников в различных областях естествознания, не только в химии.
И хотя через много лет, в 80-90-х гг., у нас с ним вышла серия не менее интересных и значимых совместных работ по комплексам с сахарами, они редко упоминаются нами в разговоре, так как они не первые. А именно ту, первую работу, он помнит и отмечает.
Возможно, потому что она положила начало взаимодействию двух направлений и была толчком к тому, что Юрий Андреевич всерьез заинтересовался методом дипольных моментов. Результатом стала уникальная монография, написанная им в 1968 г. со-
Ростовский государственный университет________________
вместно с В.И.Минкиным и О.А.Осиповым: «Диполь-ные моменты в органической химии».
А возможно, потому что Юрий Андреевич никогда не остается равнодушным к тому, чему он положил начало, для него важен смысл - первая, начало чего-то нового. И для меня, как и для многих, кому повезло делать первые шаги в науке, сотрудничать с ним, уже давно стало понятно, что такой масштабной личности, как Юрий Андреевич, органически присуще чувство новизны. И не случайно с его именем связаны первые научные центры, первые институты, первые научные журналы, первые научные направления, первые монографии, первые кафедры, первые статьи.
Литература
1. Ю.АЖданов, О.А.Осипов, ОЕ.Шелепин, В.А.Коган // Докл. АН СССР. Т. 128. Вып. 4. С. 719-721.
4 марта 2004 г.