Научная статья на тему 'Мой отец – этнограф Бусыгин'

Мой отец – этнограф Бусыгин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. П. Бусыгин / этнография / Казанский университет / Казань / история науки / XX век. / Ye. P. Busygin / ethnography / Kazan university / Kazan / history of sciences / 20th c.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бусыгин Андрей Евгеньевич

Воспоминания автора, сына известного казанского учёного-этнографа, музыканта, организатора науки профессора Е. П. Бусыгина об отце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

My father – ethnographer Busygin

Memoires of the author, son of the renowned scholar, ethnographer, musician, organizer of science, professor of the Kazan university Ye. P. Busygin about his father.

Текст научной работы на тему «Мой отец – этнограф Бусыгин»

Мой отец - этнограф Бусыгин

© 2017 г. А. Е. Бусыгин

Воспоминания автора, сына известного казанского учёного-этнографа, музыканта, организатора науки профессора Е. П. Бусыгина об отце.

Ключевые слова: Е. П. Бусыгин, этнография, Казанский университет, Казань, история науки, XX век.

Мой отец - личность многогранная. Вся его жизнь в течение многих лет проходила на моих глазах. Разумеется, о его работе и общении с коллегами знаю далеко не все. Но был свидетелем многого из того, что неведомо другим.

Недавно мои воспоминания об отце были опубликованы журналом «Казань» (2013 г., № 11). Но в той публикации много внимания уделено моим детским впечатлениям, и сравнительно немного сказано о нем как учёном, лекторе, о его общении с коллегами-этнографами и университетскими сотоварищами. Об этом расскажу ниже.

Большая часть воспоминаний об отце относится к моим детским и юношеским годам, годам ученичества. Это естественно: впечатления того возраста - самые яркие.

х х х

Жизнь научила моего отца ценить время. Один из его любимых афоризмов: «Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - много потерял, время потерял - все потерял». Не раз слышал я от него эти слова.

С юности все у него складывалось так, что приходилось ценить каждую минуту. «В юности, - рассказывал он мне, - приходилось каж-

дый день, кроме воскресенья, вставать в пять утра, спешить на работу, посещать занятия в техникуме, по вечерам подрабатывать в ресторанном оркестре, играя на домре, балалайке, на скрипке. Домой возвращался за полночь. Потом учился в университете и параллельно, уже как профессиональный музыкант, играл в различных оркестрах».

Отец вернулся с войны, и опять жизнь поставила его в такие условия, что надо было выбирать дальнейший жизненный путь не праздно размышляя о будущем, а напряженно работая одновременно в двух разных сферах: днем - в университете, где начал вести занятия и разбирать коллекцию университетского этнографического музея с тем, чтобы возобновить экспозицию, демонтированную в военные годы; вечером - в оркестре театра оперы и балета концертмейстером вторых скрипок. Далеко не сразу принял он решение перестать быть профессиональным музыкантом и целиком посвятить себя науке и преподаванию - всё же музыка уже стала частью и образом его жизни, а университет манил к себе, но и настороженность оставалась. Уже и преподавать начал, а все не решался уйти из театра. В антрактах коллеги-музыканты курили, травили анекдоты, а он продолжал сидеть за нотным пунктом и готовиться к лекциям. После спектакля игнорировал предложения друзей «махнуть по стаканчику», возвращался домой, к семье - друзья-то на репетицию часам к десяти подтянутся, а ему к восьми утра уже надо быть в университете.

Наконец, принял судьбоносное решение оставить театр. Позже он скажет: «Я был обручен с музыкой, но породнился с наукой». Когда, наконец, принял решение оставить музыку, легче не стало: чтение одновременно нескольких лекционных курсов, экспедиции, подготовка диссертации, выступления "по линии общества" (созданное в 1947 г. «Общество по распространению политических и научных знаний», позднее переименованное в общество «Знание») - все это требовало времени. При этом отец умудрялся руководить студенческим хором географака. Одновременно много времени уделял мне: по воскресеньям ходили в парк Горького, где я наслаждался аттракционами и мороженым. Зимой мы с ним ходили на лыжах, весной и осенью совершали длительные велосипедные прогулки. Я, раскрыв рот, слушал его рассказы - о путешествии по Кавказу, о командировке в Ленинград или в Москву, об экспедициях...

Благодаря ему я еще до школы неплохо знал географическую карту, названия многих трав и цветов. Знал, почему день сменяется ночью и чередуются времена года, различал луну «растущую» и «стареющую» От него перенял я страсть к путешествиям, к походам. Еще ребенком я с интересом рассматривал рисунки в принадлежащем ему двухтомнике «Справочник путешественника и краеведа» - как ставить палатку, разжигать костер, вязать узлы, оказывать первую медицинскую помощь. Став старше, знакомился уже с отдельными главами этого справочника. Отец поощрял мой интерес к путешествиям. Еще в школьные годы мы с друзьями с палатками выезжали в марийские леса. В студенческие - ходили в зимние лыжные походы на Карпаты и на Северный Урал. Летом ездили в археологические экспедиции. Кавказа. В последующие годы, сплавляясь по бурным рекам Сибири и Алтая, на Аляске и в Аргентине, поднимаясь на вулканы Камчатки, на вершины Килиманджаро и Фудзиямы, я вспоминал его рассказы о Кавказе, о других его поездках, путешествиях и страшно жалел, что он не видит и не чувствует того, что вижу и чувствую я.

Отца всегда влекли к себе дальние страны. Он с огромным удовольствием готовил и читал студентам лекционный курс «История географических открытий». А вне университета часто выступал с лекциями о Миклухо-Маклае, об Антарктиде. Мне он подарил книгу Николая Чуковского «Водители фрегатов», которую я перечитывал не менее трёх раз. И столько же - книгу из его личной библиотеки «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца». Он сам её с интересом прочёл, а потом рекомендовал мне.

Помню, как расстроился отец, когда по нелепости сорвалась его командировка на международный конгресс во Францию. В соответствии с установленным порядком все документы были направлены из Казанского университета в Минвуз СССР, а ответа все нет и нет. Оказалось, что вместо Казанского университета о положительном рассмотрении заявки сообщили - в Казахский. Пока недоразумение разъяснилось, время ушло, и во Францию он не попал.

В годы, когда наша страна была отделена от остального мира «железным занавесом», отец, тем не менее, был удачлив в поездках за ру-

беж. В 1960-1961 году он был командирован во Вьетнам. Там он читал лекции в Ханойском университете и провёл многомесячную экспедицию в отдалённые регионы страны, где вне современной цивилизации проживали сравнительно многочисленные племена. Каждую неделю мы получали от него многостраничные письма, в которых он описывал своё путешествие. Многое из привезённого он передал в этнографический музей Казанского университета, в том числе и пробковый шлем. Обидно, что вскоре он был из музея украден.

В 1966 году с помощью общества «Знание» отец съездил в Грецию. Несколько раз выезжал на международные этнографические конгрессы, где выступал с докладами: в 1968 году побывал в Японии, в Токио и Киото, в 1972 году - в США, в Чикаго, в 1976 году в Индии, в Калькутте. В США побывал позже еще раз, в 1994 году. Каждая такая поездка была большим событием и сопровождалась волнениями - разрешат поехать или откажут? Причём, волноваться приходилось до последнего момента. Скажем, отправляясь в Грецию, отец сначала поездом ехал до Москвы, затем из Москвы поездом же до Одессы, и лишь при посадке на теплоход, отплывающий в Пирей, получил из рук сотрудника «компетентных органов» заграничный паспорт. А мог бы и не получить! После поездки в Японию он рассказывал, как одному из членов советской делегации, отправлявшейся на конгресс, во Владивостоке, при посадке на теплоход паспорт так и не выдали без объяснения причин. Пришлось бедолаге возвращаться в Москву. Отца, к счастью, такая судьба миновала, и он благополучно побывал в Стране восходящего солнца.

В университете отец читал курс фотографии, проводил практические занятия. У него и учебники соответствующие были. Их я тоже внимательно изучал, постигая азы фотографии. Но в основном учился у отца - он мне пояснял как выбирать диафрагму, выдержку, формировать кадр так, чтобы он смотрелся. Я помогал ему проявлять пленки, печатать фотографии, глянцевать их. В работе этнографа фотофиксация необходима. У отца был большой личный фотоархив, фотографиями из которого он иллюстрировал свои многочисленные статьи, книги и обе диссертации, кандидатскую и докторскую. Ну и, разумеется, он постоянно пополнял наш семейный фотоальбом. В течение многих лет он пользовался пленочным фотоаппаратом ФЭД, изготовленным, види-

мо, еще в тридцатые годы бывшими беспризорниками, воспитанниками детской трудовой коммуны НКВД Украины имени Ф. Э. Дзержинского. Безотказная была камера! Кажется, только в середине 60-х годов он сменил её на фотоаппарат «Зоркий», которым пользовался, снимая цветные диапозитивы, показом которых сопровождал свои лекции о странах, в которых побывал.

Выступления его имели бешеный успех: за рубеж в те годы ездили считанные единицы советских людей и, многим было интересно послушать рассказ очевидца о жизни «за железным занавесом», лишённый набившими оскомину клише о тяжелой жизни трудящихся под гнетом эксплуатации, о чем постоянно талдычили с экранов телевизоров, со страниц газет. Отец же рассказывал об истории страны, в которой он побывал, о нравах и обычаях, о национальных костюмах и кухне. Разумеется, в рассказе он опирался не только на личные впечатления, многое заимствовал из книг и статьей, которые читал во множестве, готовясь к лекции, но слушатели воспринимали всё так, будто всё видел и пережил именно лектор. Отец был мастером выстраивания композиции лекции - рассказывая, он чередовал серьезное и смешное, трогательное и познавательное. Все - на одном дыхании. Складывалось впечатление, что это импровизация, возникающая в данный момент только для этой аудитории. Могу сравнить его лекции с авторской песней: с неповторимыми интонациями и тембром голосов Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, Юрия Визбора и Сергея Никитина. Возможно, я преувеличиваю, и меня несколько «заносит» в этих сравнениях, но лектором он был блестящим! За этой кажущейся непринужденностью свободного и легкого изложения крылась большая подготовительная работа.

С лекциями отец объездил многие регионы Советского Союза. Его часто просили выступить в сопредельных с Татарстаном республиках и областях. Но, кроме того, он побывал на Камчатке, в Белоруссии, выступал в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Ашхабаде, Баку...

Помню, как через несколько месяцев после возвращения отца с Камчатки навестить его к нам домой зашел некий молодой человек. Оказалось - вертолетчик из Петропавловска-Камчатского. Он был на лекции отца, и она его так поразила, что он по пути в отпуск в родной город (не помню, какой), решил заехать в Казань и сделать отцу приятное - привез

ему в подарок две трехлитровые банки красной икры. Он вез эту тяжесть тысячи километров! Отец был ошеломлен. Он все выпытывал у парня - может быть, ему что-то надо, какая-то помощь? Оказалось - ничего. Просто - от души, в благодарность за те новые горизонты, которые отец открыл перед этим парнем своей лекцией.

К университетским лекциям отец готовился не менее тщательно, чем к публичным, с которыми он выступал вне университета. Сначала он писал полный текст лекции в общей тетради (для молодежи компьютерной эпохи поясню, что это тетрадь в 96 листов, как правило, в коленкоровой обложке - даже не знаю, сохранились ли такие до сегодняшнего дня). Следующий этап его подготовки к лекции - её «репетиция». Многократно наблюдал, как отец расхаживает по комнате, держа руку с тетрадью на отлёте и «проговаривает» про себя, шевеля губами, или чуть слышно написанный им ранее текст лекции. Картина живописная: он в сатиновых шароварах, в распахнутой на груди рубахе, на голове - красная косынка (тогда он похож на пирата), или в тюбетейке (он ее называл чаплашкой). Смысл этих головных уборов в том, чтобы непокорные вихры волос не торчали в разные стороны, когда он пойдет в университет, а послушно зачесывались назад. Идя на лекцию, конспекта её он с собой не брал - все уже было разложено по полочкам в его памяти.

Тексты лекций потом здорово помогали отцу в написании учебников. Он лишь чуть их совершенствовал - основа уже была готова.

Выше я сравнил публичные лекции отца с авторской песней. Его же лекции университетских курсов рискну сравнить с интерпретацией исполнителем классического музыкального произведения. Скажем, есть ноты фа-минорной, Четвертой баллады Шопена. Но сколь различно звучит это произведение в исполнении Владимира Ашкенази или Андрея Гаврилова, Святослава Рихтера или Владимира Горовица. Это я говорю о мастерах-виртуозах. А если Вы услышите это произведение в исполнении дилетанта или начинающего пианиста, впечатление будет совсем иное. Так и в университетской лекции: есть программа курса, есть обязательные вопросы, которые надо осветить в лекции. От программы отступать нельзя. Иначе студенты не получат требуемых знаний. Но как же по-разному можно прочесть один и тот же курс лекций! Лекцию можно «засушить», диктуя студентам определения, чтобы сдать экзамен. Но

слушать такую лекцию безумно скучно. А иного лектора слушаешь, уши развесишь, интересно, не скучно, и время идет незаметно, но лекция закончилась, и в голове ничего не осталось. И записать нечего, Отец же в совершенстве владел лекторским искусством. Сама лекция его была моментом творчества, который растягивался на 80 лекционных минут. За ним было легко записывать и одновременно с интересом слушать. Я посещал его лекции по этнографии осенью 1966 г., когда он читал курс вечерникам историко-филологического факультета. И присутствовал на одной его лекции, когда он читал этот же курс в 2003 году - 37 лет спустя. У него был тот же азарт, та же экспрессия, так же внимательно слушали его студенты. А это был год его 90-летия!

Сотни и сотни первокурсников, его лекции в течение многих лет. До сих пор ко мне подходят в большинстве своем пожилые уже люди и говорят: «А я слушал лекции вашего отца. Как же он здорово читал!»

В этнографию отец меня не «тянул». Помню, как однажды он сказал мне с горечью (дословно не помню, но смысл передаю точно): такое впечатление, будто то, что мы, этнографы, делаем, никому не нужно. Наши выводы никак не учитываются властью. А ведь это не абстрактная теория, они имеют практическую значимость. Остаётся надеяться, что в будущем на наши труды обратят внимание. Это было, кажется, во второй половине 60-х годов.

Тем не менее, этнография меня интересовала. А как же иначе! В личной библиотеке отца - много интересных книг. О некоторых я уже упоминал. Когда стал студентом истфака, многие из них прочёл. С интересом листал многочисленные тома серии книг Института этнографии Академии наук СССР «Народы мира. Этнографические очерки». В период с 1954 по 1966 гг. было выпущено, если не ошибаюсь, 18 томов. Все они были в библиотеке отца. Двухтомники П. И. Мельникова-Пе-черского «В лесах» и «На горах» были его настольными книгами, они многократно им читались и перечитывались: на страницах этих книг он делал многочисленные пометки, подчеркивания. До сих пор сохранились сделанные им многочисленные закладки.

В моем присутствии он часто встречается с коллегами. Они горячо обсуждают различные рабочие вопросы. В нашем доме бывает учитель отца профессор Николай Иосифович Воробьев. Однажды он даже при-

ехал к нам на дачу (мы снимали на лето избу на самом берегу Волги в деревне Набережные Моркваши). Отец перед ним благоговел. Еще бы - Николай Иосифович своим предложением отцу изучать русское население Среднего Поволжья раз и навсегда определил направление его научных исследований. Тема, к середине ХХ века не изученная, но перспективная и интересная.

С докторской диссертацией отца я познакомился еще в черновой рукописи. Вернувшись из Вьетнама весной 1961 года, он её ударно дописывал. Купил портативную пишущую машинку «Москва» и стучал на ней, такое впечатление, что беспрестанно. «Учёный должен иметь светлую голову и крепкий зад», - говорил он. Я как раз закончил седьмой класс средней школы. Отец счёл, что синтаксис русского языка я теперь знаю лучше его и поручил мне прочесть машинописный вариант диссертации на предмет правильного расставления запятых и прочих знаков препинания. Я повиновался и читал, даже с интересом, расставляя запятые по своему усмотрению красным карандашом. Потом отец со смехом сказал мне, что машинистка, перепечатывавшая текст набело, видя запятые, проставленные красным карандашом, настораживалась: оказалось, что многие были лишними.

Отцовская пишущая машинка прослужила ему лет этак 35! Лишь в конце 90-х годов он освоил компьютер и последние свои статьи, учебник истории географии и мемуары писал уже с его помощью.

Отец общался прежде всего с этнографами, изучавшими народы Поволжья, с которыми русские в этом регионе жили в тесном соседстве. Им было что обсудить - было много общих профессиональных интересов. Из Москвы приезжал Владимир Владимирович Пименов, специалист по финно-угорским народам. В середине 60-х годов, когда я с ним познакомился, он был молодым 35-летним человеком. К отцу он относился с подчеркнутым уважением. Уже после смерти отца мы с ним неоднократно встречались и вспоминали его. Отца он пережил всего на 4 года.

Отец дружил с Верой Николаевной Белицер, которая с 1943 года связала свою жизнь с Институтом этнографии АН СССР. Она, специалист по этнографии народов Поволжья и Прикамья - мордвы, удмуртов, башкир, коми-зырян, коми-пермяков и чувашей, была не кабинетным

ученым, а полевым исследователем. Каждый год - в экспедиции. Помню, как уже в весьма преклонном возрасте (а она была на 10 лет старше моего отца) она по пути в экспедицию заезжала к нам в Казань на улицу Степана Разина. Ей было около 70. Большая, грузная, она передвигалась с заметными усилиями. «Надо же, - подумал я, - как же она в экспедиции то будет?» Но ездила, причем та экспедиция не была её последней. Говоря о ней, я вспоминаю простые нравы тех далеких уже лет. Не помню, ночевала ли она у нас. А отец, бывая в Москве, нередко ночевал в её квартире на улице Дмитрия Ульянова, где она жила с дочерью, зятем и внучкой. И банкет после защиты его докторской диссертации в Москве в 1963 году состоялся в её квартире. Да что отец! Покидая нас, Вера Николаевна, прощаясь, сказала мне: «А ты, Андрюша, будешь в Москве, заходи, не стесняйся». Наверное, с её стороны это была не более, чем вежливость. Но в те времена мы это приглашение воспринимали буквально. Раза два, в начале 70-х годов, я пользовался ее гостеприимством. Мне стелили в гостиной на диване, и я более чем по неделе каждую ночь на этом диване спал. Завтракал, ужинал с ней и ее семьей. А днем пропадал в библиотеке. Отблагодарить Веру Николаевну за приют я смог только тем, что пару раз сопроводил её до Института этнографии - было скользко, она двигалась с трудом, её экспедиционный период жизни к тому времени уже закончился.

Часто проездом из Москвы в Марийскую республику бывала у нас Клавдия Ивановна Козлова, специалист по финно-угорским народам -она изучала семейный и общественный быт марийцев. Пожалуй, из всех московских и ленинградских этнографов её с отцом связывали самые тесные дружеские отношения. В апреле прошлого года она ушла из жизни. А я помню её молодой женщиной, немного за тридцать. Помню ее приятный голос. Из мемуаров отца я узнал, что она меня еще полугодовалого держала на руках.

Дружеские отношения связывали отца с Михаилом Григорьевичем Рабиновичем. Будучи историком, археологом, этнографом и известным москвоведом, он не имел научных интересов в Среднем Поволжье. Но работал в институте этнографии, где отец часто бывал, и они сошлись как родственные души. Знавшие Михаила Григорьевича, вспоминают, что страсть к науке гармонично сочеталась у него с любовью к жизни

в разнообразных её проявлениях. Он любил лыжи, дружеское застолье, музыку, театр, стихи, природу. То же самое, что и мой отец. Им было интересно друг с другом. Помню, мы однажды с отцом были в гостях у Михаила Григорьевича на Мичуринском проспекте, где он жил. Это был вечер интереснейших бесед, рассказы хозяина квартиры о Москве, ее далеком прошлом. Рассказчиком он был отменным - не каждый ученый способен написать книгу для детей, а вот книга Рабиновича о судьбах вещей в семидесятые годы была издана издательством «Детская литература», а позже еще два раза переиздавалась. Умер Михаил Григорьевич в США в 2000 году.

Однажды в нашей квартире на улице Степана Разина побывал Лев Николаевич Гумилев. Он по делам приезжал в Казань и провел у нас целый вечер. Это было в начале 60-х годов. Тогда о Гумилеве я знал многое, но далеко не всё. Но уже сознавал масштаб личности этого незаурядного ученого и человека. А то, что он был сыном двух прекрасных поэтов - Николая Гумилева и Анны Ахматовой, которых я уже читал и любил, давало мне ощущение связи времён, прикосновения ко времени. Я фотографировал его своим дешевым фотоаппаратом «Смена». Пара не вполне чётких фотографий сохранилась.

Хорошо помню коллегу и ученика отца Петра Владимировича Денисова из Чебоксар, известного специалиста по этнографии чувашского народа. Он - выпускник Казанского университета 1949 года. К отцу Денисов относился как к старшему товарищу. Я с интересом слушал, как Денисов говорит - очень твёрдо, каким-то особым говором, который, видимо, был характерен для той чувашской деревни, в которой он родился в 1928 году. Петра Владимировича не стало в апреле 2014 года.

На протяжении многих лет жизни и работы в науке отец тесно был связан с Николаем Владимировичем Зориным. С тех пор, как Зорин поступил в Казанский университет, а это было в 1948 году, отец стал вовлекать его «в круг этнографических интересов» - как он сам написал в своих воспоминаниях. И много лет они были вместе, организовали и совместно провели десятки экспедиций. Стали соавторами многих научных публикаций. Николай Владимирович, будучи сам глубоким, широко эрудированным ученым, органично дополнял отца. Особенно это чувствовалось в экспедициях и в процессах их подготовки. Отец, по складу

своего характера, не был, как говорили в советские времена, «оргови-ком». Он был прежде всего интеллектуальным лидером. Недаром самая короткая глава в его воспоминаниях - о работе в профкоме Казанского университета в первой половине 60-х годов, «лямку» председателя которого он «тянул» два года. Не лежала его душа к оргработе. Все заботы по подготовке экспедиции: закупка, а точнее сказать, «доставание» продуктов, «выбивание» транспорта (грузовик, в кузове которого тряслись по проселочным дорогам, позже - небольшой автобус), подготовка снаряжения и инвентаря, а в ходе экспедиции - забота о ночлеге, организация питания членов экспедиции - все это, в основном, ложилось на Зорина. В течение ряда экспедиционных лет эти заботы делил с Зориным Саша Симонов. О теплом отношении отца к Симонову говорит то, что единственному ему в книге своих воспоминаний он посвятил отдельную главу и озаглавил её так: «Мой ученик, коллега и друг Александр Германович Симонов».

Мне всегда было интересно общаться с Зориным. Еще когда я учился в школе (а обучаясь в старших классах, я ездил в экспедиции отца), Николай Владимирович «открыл» для меня прозу Алексея Константиновича Толстого и рассказы Аркадия Аверченко - этих писателей в школе «не проходили». Зорин помнил множество анекдотов и с удовольствием, мастерски, их рассказывал. Вспоминаю экспедиционные вечера. Зорин - в центре внимания, рассказывает анекдот. Слушатели хохочут, Зорин продолжает - второй, третий, мы сбиваемся со счета...

Николай Владимирович создавал вокруг себя лёгкую атмосферу доброжелательности, что не мешало ему быть строгим и требовательным.

Бывая в экспедициях с отцом, часто видел отца и Зорина вместе. С полевыми сумками через плечо, с фотоаппаратами на шее идут по деревенской улице, что-то горячо обсуждают, спорят. Рассматривают фасады изб. Некоторые фотографируют. Вместе опрашивают местных жителей. Рядовые участники экспедиции (и я в том числе) в это время, разбившись на пары, совершают подворные обходы всех без исключения домохозяйств села. Один фиксирует в тетрадке наличие дворовых построек и их расположение, отмечает, пятистенная изба или четырех? Как расположена печь - жерлом к окну или ко входу? Есть ли вмазанный в печь котел? (если котел есть - это татарское влияние). И тому подоб-

ные вопросы. Другой в это время, задавая вопросы хозяевам (чаще всего

- хозяйке, так как кроме неё никого дома нет), заполняет анкету: давно ли в этой деревне? Сколько детей в семье? Где они живут - с вами или в городе? Есть ли внуки? Жена у сына - русская? И все такое прочее.

Тогда, в начале 60-годов и позже собирался материал для «Очерков статистической этнографии», которые вышли из печати в издательстве Казанского университета в 1976 году. Ответственным редактором этой книги совместно с Р. Г. Кашафутдиновым был Е. П. Бусыгин. Заполнение анкет и описание домохозяйств как раз и было нужно для создания различных статистических группировок. Отец с коллегами, прежде всего с Н. В. Зориным, как мне представляется, стал основоположником применения методов статистики в этнографических исследованиях. Он и меня привлек к разработке этого метода. Я учился в специализированном математическом классе. Уже в школе мы изучали высшую алгебру, основы математического анализа, аналитическую геометрию, учились работать на аналоговых вычислительных машинах и на машине «Урал-1» - одна из таких машин, а она занимала площадь 70-80 квадратных метров, использовалась на космодроме «Байконур» для расчета полётов ракет. Короче говоря, я стал соавтором доклада об использовании перфокарт для создания статистических группировок в этнографических исследованиях. Тезисы были опубликованы - это моя первая научная публикация. Доклад, если я не ошибаюсь, был подготовлен для итоговой научной конференции Казанского университета 1964 года.

Этнографические экспедиции, в которых я принимал участие, запомнились на всю жизнь. Это была радость совместного труда в дружном, спаянном коллективе. Но как же бедна, даже убога была тогдашняя деревня! Редко можно увидеть недавно срубленную избу. Кирпичных домов практически нет. Избы крыты соломой или тесом, иногда - шифером, единицы - железом. Много скособоченных строений, с гнилыми углами. Все избы серые, дерево потемнело от сырости. Такие же серые заборы. Во многих деревнях изба на фундаменте - редкость, всё больше на завалинке. У околицы - часто кладбище ржавой сельхозтехники, где встречаются покорёженные экземпляры начала ХХ века. Посреди села

- ободранная, без куполов церковь с полуразрушенной колокольней. Хорошо, если в ней клуб, но чаще - или сено хранится, или расположена

авторемонтная мастерская, или это просто захламленная руина. Сельмаг с пустыми полками. Зайдя в него, можно было купить твёрдокаменные пряники, продававшиеся «вразвес» слипшиеся шоколадные конфеты, «кирпич» или чёрствого, или напитанного влагой ржаного хлеба. Если увидели на полках что-то ещё, значит вам несказанно повезло.

Врезалась в память фраза, услышанная во время подворного обхода от одной старушки, когда мы покидали её дом: «А что вы, робятки, выспрашиваете да рисуете? Што ли власти нам каменны хоромы строить собрались?»

И в этих условиях был взят курс на сокращение личных подсобных хозяйств, увеличены налоги на содержание в личных хозяйствах скота. Для многих крестьян налоговое бремя оказалось непосильным, скот вырезали, что вызвало кратковременный подъём продаж мясной продукции на рынках, а потом - резкий спад, введение талонов в городах на мясо и масло. Таким вот образом тогдашнее поколение советских людей готовилось жить при коммунизме. А то, что оно будет жить при коммунизме - было объявлено на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года.

«Замораживание» или даже отбрасывание назад развития сельских территорий ниже уровня начала XX века (разве только электрификация немного изменила быт сёл и деревень в лучшую сторону, и то не везде) позволило сохранить огромные пласты традиционной материальной культуры. Хорошо, конечно, для этнографов, но радоваться этому - все равно что считать благом для космической программы созданные еще при Сталине научные «шарашки», в которых трудились Сергей Павлович Королёв и его соратники (одно время, кстати, в Казани).

В середине и в начале второй половины XX века мой отец исследовал русское население Среднего Поволжья, практически не затронутое прогрессом, также как он изучал оторванные от современной цивилизации различные племена во Вьетнаме. Поясню аналогию: Вьетнам был французской колонией, а советская деревня на протяжении многих лет была, по точному определению академика А. А. Никонова, «внутренней колонией» нашей страны, которая все свои ресурсы - и материальные, и людские отдавала индустриализации, городу.

Маршрут экспедиции 1963 года привел нас на малую родину моего деда со стороны отца - небольшую деревню в бывшем Яранском уезде

Вятской губернии. Здесь когда-то жила большая зажиточная семья Бусыгиных. Рассказывали, что семьи нескольких братьев вели одно хозяйство и жили в одном большом двухэтажном доме. Отсюда мой дед (младший из шести братьев) подростком был отослан служить «мальчиком» в магазине в Казань, где и обосновался впоследствии. В советские времена (по крайней мере до шестидесятых годов ХХ века) в этом доме располагалась школа - для школ выбирали самые лучшие, самые просторные дома. Дом Бусыгиных, построенный в начале века все годы советской власти, так и оставался лучшим в селе.

Вокруг Бусыгинского «родового гнезда» шумела густая и дикая вятская тайга. Надев штормовки и укрыв лица сетками Павловского, мы направились в чащу в сопровождении двух бортников смотреть борти. В те годы там еще практиковали старейшую форму пчеловодства, при которой пчелы живут в дуплах деревьев. Позже мне не раз доводилось защищаться от комаров, мошки и слепней, в том числе и за Полярным кругом, но таких настырных кровопивцев, какие встретили нас на пути к бортям и назад к деревне, встречать больше не приходилось, Казалось, что спина впереди идущего (шли гуськом) шевелится - она вся плотно была облеплена комарами и слепнями, а чтобы видеть сквозь сетку, вьющуюся перед глазами мошку приходилось отгонять, махая руками. Поход в лес в Марийской республике, состоявшийся во время этой же экспедиции с целью посещения смолокурен (он всех нас несколько утомил), показался по сравнению с вятским путешествием легкой прогулкой. Такой вот «экотуризм», как сейчас говорят. Только не современный, а как бы с возвратом лет на сто назад.

Однажды сделав выбор и связав всю свою жизнь с Казанским университетом, отец стал его патриотом. Не один раз делали ему «интересные», как он говорил, предложения - например, возглавить кафедру в открывающемся университете в Чебоксарах, это было в 1967 году. Пятью годами позже настойчиво приглашали заведовать кафедрой в только что созданном университете в Йошкар-Оле. Сулили хорошую квартиру - а это было главное благо, которое можно было получить в советский период. Эти предложения он отверг, хотя до 1988, пока не возглавил созданную, наконец, кафедру этнографии в Казанском университете, был «рядовым» профессором.

Все эти предложения обсуждались на «семейном совете», и выбор был предрешён практически с самого начала обсуждения. Любимая работа - здесь, в Казани, у отца - в университете, у мамы - в химико-технологическом институте, все друзья - тоже здесь. Зачем же что-то менять?

Так как отец еще перед войной закончил геолого-географический факультет, он «был своим» и для географов, и для геологов. Так как занимался этнографией, его считали своим и историки, и филологи. Университет он закончил по специальности «геоморфология», неплохо разбирался в математике и физике, так что и для представителей точных наук он не был чужаком. Как музыкант, он был своим и в Казанской консерватории.

Затруднительно было бы перечислить всех профессоров и преподавателей Казанского университета, с кем отца объединяли общие интересы, с кем он дружил. Сам он подробно рассказал о круге своего общения и о своих друзьях в книге воспоминаний «Счастье жить и творить. Жажда совершенства», вышедшей из печати в 2007 году. Подготовить книгу к печати ему помогли самые близкие его коллеги и друзья Гузель Рафаиловна Столярова и Валерий Иванович Яковлев, а также главный редактор журнала «Казань» Юрий Анатольевич Балашов. Поэтому отсылаю интересующихся к мемуарам отца, написанных интересно, живо, остроумно. После того, как книга отца вышла из печати, мы с Валерием Александровичем Тишковым организовали её презентацию в институте этнологии и антропологии РАН.

Я был неоднократным свидетелем дружеских встреч отца с известным историографом профессором Аркадием Семёновичем Шофманом и его женой Ниной Багратовной, с профессором математики Василием Андреевичем Яблоковым, с профессором, деканом истфака Индусом Ризаковичем Тагировым с археологом Альфредом Xасановичем Xали-ковым. Отец тесно сотрудничал с этнографами, историками, археологами и фольклористами из академического института имени Галимджана Ибрагимова, сотрудниками Государственного музея республики Татарстан. Его близким другом был ректор Казанской консерватории Рубин Кабирович Абдуллин.

А сколько товарищей, друзей было у него, как говорится, «по жизни», далеких от круга его профессиональных интересов! Всех не пере-

честь. Среди них - друг детства Сергей Ижецкий, директор школы Михаил Семёнович Гущин с женой Любовью Корниловной, семья Бориса и Галины Бушмановых, хирург Алексей Семёнович Книрик, художники Виктор Иванович Куделькин и Виктор Кронидович Фёдоров. Мои друзья Шамиль Агеев, Борис Кофман и Валерий Горхов стали и его близкими друзьями тоже - разница в возрасте никак не сказывалась на наших с ним отношениях.

У отца был особый талант - общаться с друзьями и товарищами. Мне кажется, что это общение подпитывало, подзаряжало его творческой энергией, и, в конечном счёте, повышало работоспособность. А сидение перед телевизором, игру в карты он просто ненавидел, называл это убийством времени. Повторю слова отца, которые привёл в самом начале: «Время потерял - все потерял». Он жил, постоянно помня об этом.

х х х

В декабре 2003 года в историческом актовом зале Казанского университета чествовали юбиляра - профессора Евгения Прокопьевича Бусыгина, которому исполнялось 90 лет. Слово предоставляется юбиляру. Он выходит к трибуне и говорит ярко и эмоционально. Лейтмотив его краткой речи - это благодарность: родителям, дорогим учителям, семье, товарищам, коллегам. Благодарность за то, что воспитали, научили, помогли, поддержали. И ни слова о своих заслугах, ни слова поучений или напутствий с высоты своего почтенного возраста!

Свою книгу воспоминаний он закончил словами: «Я через всю жизнь пронёс главные ценности - это родные люди, семейный очаг, друзья, любимое дело... Искренность и сердечность отношений - вот что прежде всего стоит ценить и что надо опасаться потерять». Отец любил жизнь и она, как он говорил, «одаривала» его, отвечая любовью.

Информация об авторе:

Бусыгин Андрей Евгеньевич - д. экон. н., бывший зам. министра культуры РФ, сын профессора Е. П. Бусыгина.

My father - ethnographer Busygin

A.Ye. Busygin Summary:

Memoires of the author, son of the renowned scholar, ethnographer, musician, organizer of science, professor of the Kazan university Ye. P. Busygin about his father.

Keywords: Ye. P. Busygin, ethnography, Kazan university, Kazan, history of sciences, 20th c.

Information about the author:

Busygin Andrey Evgenyevich - Doctor of economics, ex-deputy minister of culture of Russian Federation, son of Prof. E. P. Busygin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.