) Юбилейные даты
К 125-летию со дня рождения Л. С. Выготского
«МОЦАРТ ПСИХОЛОГИИ»,
ИЛИ НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Л. С. ВЫГОТСКОГО
Л
1 ^fej^
Е. В. ЖУЛИНА, Н. И. ДУНАЕВА,
кандидат психологических наук, кандидат психологических наук,
доцент кафедры специальной педагогики доцент кафедры социальной и психологии НГПУ им К. Минина безопасности и гуманитарных технологий
[email protected] ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Статья посвящена профессиональному становлению Льва Семеновича Выготского. В ней раскрываются основные этапы жизненного пути ученого, анализируется его научное наследие, трансформировавшее подход к исследованию человека. Особое внимание уделено рассмотрению его идей в работах учеников и последователей. Будучи создателем культурно-исторического подхода к изучению психики человека, Л. С. Выготский заложил базу коррекционной педагогики и психологии, а также основу работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, став основателем дефектологии. Авторы посвящают свою публикацию 125-летию со дня рождения выдающегося психолога, воспитавшего целую плеяду ученых.
The article is devoted to the professional development of Lev Vygotsky. The authors of the article reveal the main stages of the scientist's life path and his scientific heritage which transformed the approach to the study of man. Special attention is paid to the understanding of his ideas in the scientific works of his students and followers. The creator of the cultural and historical approach laid the foundation for correctional pedagogy and psychology and the basis for working with children with disabilities. The authors dedicate their publication to the 125th anniversary of the birth of the defectology founder, a happy family man who raised a galaxy of scientists.
Ключевые слова: педология, культурно-историческая теория, рефлексология, реактология, интериоризация, экстрериоризация
Key words: pedology, cultural and historical theory, reflexology, reactology, interiorization, exteriorization
Система образования является достаточно консервативной, и даже небольшое изменение в ней может иметь серьезный резонанс, поэтому так высока роль психологии в конструировании образовательного пространства. Весь XX век педагогика развивалась под влиянием психологической школы Л. С. Выготского, эти тенденции сохраняются и по сей день. В чем же заключался феномен Выготского как ученого, который для многих был и остается примером для подражания? Возможно в том, что Лев Семенович, по меткому выражению В. П. Зин-ченко, слишком намного опередил свое время.
Целевые установки на создание нового учителя, новой школы, нового содержания образования, новых технологий и методов образования актуальны для нашего времени. Эти конструкты сегодня нуждаются в осмыслении и понимании
В XX веке последователи школы Л. С. Выготского разработали и внедрили в практическую деятельность педагогические теории. В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин занимались модернизацией, конструированием образования и методами обучения, проекты этих ученых стали успешной практикой образовательного процесса.
Междисциплинарный характер понятийно-терминологической системы в концепции Выготского, дискуссионный характер завершенности концепции, присутствие скрытных обобщений, противоречивость высказываний — все это усложняет исследование идей ученого. Анализ творчества Выготского во всей его целостности осуществили отечественные психологи А. Н. Леонтьев, М. Г. Ярошевский, Б. Г. Мещеряков, В. В. Давыдов, П. Г. Щедровицкий.
Сегодня идеи Выготского разделяют и зарубежные авторы.
Л. С. Выготский призывал ученых-современников «дорожить каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука; и не думать, что наша наука началась с нами» [1]. Чтобы судить о широте одаренности Выготского, о значимости его вклада в психологическую науку, важно понять, откуда он черпал вдохновение, как и где зарождались истоки его творчества.
Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в городе Орша (Белоруссия). Мальчик получил хорошее домашнее образование, знал несколько иностранных языков (немецкий, французский, латынь, греческий, древнееврейский, английский), увлекался литературой и философией, в частности произведениями В. Шекспира, и надо заметить, что шекспировский «Гамлет» оказал огромное влияние на становление лично-сти будущего ученого.
Сдав экстерном экзамены за пять классов, Лев поступил в гимназию, которую окончил с золотой медалью. Свое образование он продолжил в Московском университете на юридическом факультете. Также он занимался на историко-философском факультете в народном университете им. А. Л. Шанявского, где слушал лекции передовых ученых. Любил МХАТ и Камерный театр под руководством А. Таирова и не пропускал ни одной их постановки.
Рано проявился интерес Л. С. Выготского к человеческой судьбе, бытию, смыс-
Л. С. Выготский (1896—1934)
лу человеческого существования. Когда произошла революция (которую ученый принял), он переключился на средства точной науки, с помощью которой можно создать образ нового человека. Именно в это время, когда полыхала гражданская война, в стране царили голод, разруха, а в семье ученого вспыхнул туберкулез, в педагогическом техникуме в Гомеле был создан кабинет экспериментальной психологии, где и началась научная работа Выготского. Ее результаты были представлены на 2-м Всероссийском съезде по психоневрологии, который состоялся с 3 по 10 января 1924 года в Петрограде.
Начинающий ученый не побоялся пойти против общего течения рефлексологии и реактологии. Он утверждал, что для понимания внутренних психических процессов нужно выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Следует искать «не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях» [1, с. 193].
Все психические функции, данные природой, — «натуральные» (ощущения, восприятие, механическая, образная память, детское мышление (простейшие интеллектуальные операции)) — преобразуются под влиянием культуры в «психические "высшие"» функции (абстрактное и словесно-логическое мышление, произвольная память и внимание, творческое воображение, речь).
Сохранился интересный факт о том, что А. Р. Лурия был настолько поражен речью ученого, что подошел с ним познакомиться, а увидев чистый лист, понял, что блестящее выступление было экспромтом от первого до последнего слова. С это-
Лекция Л. С. Выготского в Азиатском государственном университете (Ташкент, 1929 г.)
го момента он стал учеником Л. С. Выготского. В том же 1924 году Лев Семенович был приглашен в Москву и занял ведущие позиции в изучении психологии. Ученый хотел «вырваться из биологических рамок, увидеть человека, а не мускул, который сокращается» [1, с. 201].
В чем загадка воздействия на человека произведений искусства? Это была полная противоположность концепции бессознательного 3. Фрейда.
Новая психологическая концепция в обосновании формирования человеческой личности опиралась на синтез учений о природе и культуре. Ученый исследовал внутренний мир человека, формирование которого происходит опосредованно — под воздействием культуры.
С. Тулмин отмечает, что при подготовке книги «Психология искусства», которая была издана в 1925 году, Выготский начинал не как психолог, он был вовлечен в круг дискуссий о «социальном и культурном в структуре сознания». М. Г. Ярошевский определяет пришедшего из литературы в психологию исследователя как «дитя серебряного века». Л. С. Выготский ставил задачу подготовки «людей ближайшей эпохи, с полным соответствием с исторической ролью, которая выпадет на их долю» [3, с. 257].
В XXI веке развитие научной школы Л. С. Выготского продолжается в исследованиях А. Г. Асмолова — идеология концепции Л. С. Выготского; В. С. Собкина — культурно-историческая психология и социальных практиках; Н. Е. Вераксы — диалектический метод в концепции Л. С. Выготского.
А. Г. Асмолов добился вариативности образования, субъектного развития ученика, реанимировал термин «педология» С. Холла, обозначающий науку, изучающую все стороны развития ребенка — физическую, физиологическую, социальную, психическую. Был главным редактором журнала «Педология. Новый век» (издавался с 2000 по 2002 год).
Социолог образования В. С. Собкин
внедрил идеи Л. С. Выготского в социальную практику.
Н. Е. Веракса — один из авторов Примерной программы дошкольного образования (его идеи легли в основу этого документа) —развивает диалектический метод и определяет, что ребенок не чувствителен к противоречию, и только обучение, основанное на формально-логических конструктах, подавляет и вытесняет диалектическое мышление и творческий потенциал ребенка. Его также интересует процесс социализации ребенка, через присвоение культурной нормы.
Линия Л. С. Выготского продолжается и в других современных исследованиях.
Стараясь решить проблему методологического дискомфорта, «необъясненно-сти» человека, объяснить сущность психики, Л. С. Выготский погружается в детскую психологию. Его учениками стали А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. Р. Лу-рия.
Ученый создал теорию сознания, в которой отчетливо прослеживается внутренняя связь культуры и практики. Предпосылками ее создания явились социальная ситуация развития (средовой подход) — бихевиоризм; знак как орудие психики (инструментальная психология) — символизм; обращение к детской психологии (диалектический метод) — закон системного строения психики (методологический кризис в психологии).
Символизм дал объяснение, что знак является единицей психического, внешнего — того, что находится в культуре. Это изменило существовавший подход: ранее ученые пытались объяснить психику «изнутри» (И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»). По мнению М. Г. Ярошев-ского, кардинальные изменения, которые принадлежат Л. С. Выготскому, связаны с открытием нового вектора психологического анализа «культуры» в виде речи, языка, слова [4].
Две крупные мировые психологические школы ввели в свои концепции поня-
тие «культура». Для Л. С. Выготского это система средств, поддерживающих психику, поэтому это «вершинная психология», в то время как для З. Фрейда культура — это табу, то что ограничивает биологическую свободу человека, подавляющая «глубинная психология».
По меткому выражению В. П. Зинченко, при реализации идей Л. С. Выготского «чем больше развиваешь, тем больше остается» [4, с. 25]. Это объясняется тем, что в идеях ученого скрыт огромный потенциал неизведанного, до конца неосознанного и непреломленного.
Особое значение в теории развития Выготского придается ключевым понятиям, таким как опосредование, овладение, осознание. Как подчеркивает В. П. Зин-ченко, «овладение субъектом полным составом медиаторов, расширяет степень свободы поведения человека» [6, с. 18]. Теория опосредованного развития психики Л. С. Выготского является, по словам В. П. Зинченко, той вакциной, которая сможет противостоять тотальному инструментализму и орудийности цивилизации [6].
Главным носителем бытийных смыслов является Другой, то есть «связь людей определяет развитие высших психических функций и сознания» [2, с. 42]. Следует отметить, что Другой (взрослый) выступает по отношению к ребенку как абстрактный и формальный носитель знаков, интеллектуальных операций, правил, то есть является посредником между ребенком и культурой.
Следует подчеркнуть, что Л. С. Выготский не был сторонником плавного, спокойного, размеренного развития ребенка, прерываемого время от времени предсказуемыми кризисами. Он понимал это как борьбу, принимающую драматический катастрофический характер, как динамический и диалектический процесс между миром и человеком и внутри человека [1].
Две крупные мировые психологические школы ввели в свои концепции понятие «культура». Для Л. С. Выготского это система средств, поддерживающих психику, поэтому это «вершинная психология».
В памяти дочерей остались воспоминания о постоянных вопросах отца, ведь их развитие — это идеальный естественный эксперимент для ученого, благодаря чему наука пополнялась интересными фактами детской психологии о развитии и обучении.
Как отмечал Г. Г. Кравцов, в возрастной психологии необходимо глубоко исследовать два типа новообразований, о которых писал Выготский (это новообразования критических и литических периодов развития), а также изучить периоды онтогенетического развития ребенка (имеется в виду социальная ситуация). Опытно-экспериментальной работы требуют идеи Л. С. Выготского, рассматривающие онтогенез психики от младенческого до подросткового возраста, что позволит получить комплексную и целостную картину развития личности ребенка, а не отдельные стороны и функции психики. Идеи о зоне ближайшего развития и структуре отклоняющегося развития детей с ОВЗ в данной статье мы не рассматриваем, поскольку они заслуживают особого внимания.
Интересы ученого лежали также и в области общей, детской, генетической, возрастной, социальной психологии, патопсихологии, дефектологии. Он утверждал, что ребенок с дефектом (ограниченными возможностями здоровья) не обречен на жалкое существование, так как ребенок развивает психическую надстройку над нарушенной функцией, которая стимулирует волю к полноценной социальной жизни. Дефект является не только психической бедностью, но и источником силы. Не физиология, не биология, а только лишь человек может преодолевать свои недуги.
Необходимо отметить, что и сегодня ученые опираются на культурно-историческую концепцию, преломляя ее в своих исследованиях [3; 4; 10; 11].
В начале 1930-х годов, еще при жизни ученого, его обвиняли в «педологических
Интересы ученого лежали также и в области общей, детской, генетической, возрастной, социальной психологии, патопсихологии, дефектологии. Он утверждал, что ребенок с дефектом не обречен на жалкое существование.
извращениях», однако он продолжал отстаивать свою точку зрения. На протяжении всех лет огромной поддержкой и миром, дающим ощущения счастья, стала его семья. История сохранила трогательные моменты о талисмане Льва Семеновича — серебряном колечке жены, которое он носил с собой до самой смерти.
4 июля 1936 года вышло постановление ЦК ВКПБ о педологических извращениях в системе народного образования. В то время все психологи, работающие в школах, были тестологами, и низкие результаты тестирования умственного развития школьников служили основанием для открытия школ для умственно отсталых детей. В постановлении говорилось о том, что нужно не тестировать школьников, а хорошо их учить. Это ситуация очень актуальна и сегодня, поскольку напоминает положение в современной системе образования.
Тогда — в 1930-х годах — психология была воспринята и оценена как бесполезная наука. Работы Л. С. Выготского длительное время не издавались и попали в специальное хранилище, однако идеи ученого, намного опередившего свое время, сейчас актуальны как никогда.
Выготский прожил короткую, но яркую жизнь. Четырнадцать лет он боролся с туберкулезом и умер в 37 лет —11 июня 1934 года. Весьма примечателен тот факт, что единственная книга, с которой он не расставался до конца жизни, —это «Гамлет» Шекспира, поскольку заложенные там мысли об ограниченности личного мира были созвучны Выготскому. С помощью этой метафоры он призывал к ответственной свободе [2].
Л. С. Выготский — мыслитель, научные взгляды которого до сих пор не потеряли своей значимости, учитель, воспитавший плеяду блестящих учеников, счастливый муж и отец, гений, родившийся 125 лет назад, совершивший переворот в науке, и возродившийся вновь после десятилетий забвения.
Сложно в рамках одной статьи очертить весь путь и многогранный талант
ученого-мыслителя. Теорию Л. С. Выготского развивали выдающиеся умы современности, которые осознавали всю глубину, неисчерпаемость и масштаб его мысли, поэтому одним оставалось лишь транслировать свое видение его идей, другие отмечали, что чем больше «погружались»,
тем отчетливей понимали невозможность до конца извлечь все предлагаемое [7; 10].
Интерес к научному наследию Л. С. Выготского высок, так как «Моцарт психологии» интересен, гениален, значим в мировой практике образования.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Москва : Директ-Медиа, 2008. — Том 1. — 928 с. — ISBN 978-5-4460-2075-1.
2. Вы1готский, Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л. С. Выготский // Педагогическая психология. — Москва : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. — С. 420—443.
3. Дубровина, И. В. Идеи Л. С. Выготского о содержании детской практической психологии / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 3. — С. 254—262.
4. Дунаева, Н. И. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н. И. Дунаева, О. В. Суворова // Вестник Мининского университета. — 2020. — Том 8. — № 1 (30). — С. 8. — DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-1-8.
5. Зинченко, В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1994. — № 4. — С. 5—19.
6. Зинченко, В. П. От классической к органической психологии / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. К 100-летию со дня рождения Л. С. Выготского. — 1996. — № 6. — С. 6—25.
7. Маланов, С. В. От определения психических явлений к анализу направлений развития действий / С. В. Маланов // Культурно-историческая психология. — 2017. — Том 13. — № 2. — С. 31—40.
8. Серебровская, Н. Е. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего образования / Н. Е. Се-ребровская, О. В. Суворова, Н. И. Дунаева // Вестник Мининского университета. — 2020. — Том 8. — № 2 (31). — DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-13.
9. Сурмава, А. М. Мышление и деятельность / А. М. Сурмава. — Москва : НИУ МИЭТ, 2013. — 228 с. — ISBN 978-5-7256-0701-7.
10. Элъконин, Д. Б. Л. С. Выготский сегодня / Д. Б. Эльконин. — URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3501.htm#$p350 (дата обращения: 18.04.2021).
11. Элъконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды /
Д. Б. Эльконин. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 416 с. — ISBN 5-89395-284-7.
В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:
Лещинская-Гурова О. В., Подгорнова Н. Л. Взаимодействие педагогов ДОО и родителей в формировании психологической готовности детей к игровой деятельности: Метод. пособ. 141 с.
Методическое пособие посвящено проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в формировании у детей психологической готовности к игровой деятельности.
В пособии раскрыта сущность феномена психологической готовности детей к игре, представлен анализ современных подходов к организации сотрудничества педагогов и родителей в становлении и развитии у детей способности играть.
Издание адресовано педагогическим работникам, родительской общественности, студентам, преподавателям, специалистам сферы дошкольного образования.