Научная статья на тему 'Мотивы выбора таможенного вуза абитуриентами'

Мотивы выбора таможенного вуза абитуриентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ВЫБОРА ВУЗА / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ТАМОЖЕННОГО ВУЗА / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES OF THE CHOICE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / FACTORS OF THE CHOICE OF CUSTOMS HIGHER EDUCATION INSTITUTION / MOTIVATION OF PROFESSION SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пикк Маргарита Валерьевна, Стребков Петр Алексеевич

В статье рассмотрены результаты анкетирования студентов Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, обучающихся на 1 курсе, относительно мотивов выбора таможенного вуза, в частности факторов, формирующих этот выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERGRADUATES’ MOTIVES OF THE CHOICE OF CUSTOMS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article describes the results of first year students’ survey in Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov about the motives of the choice of customs higher education institution, particularly the factors forming this choice

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора таможенного вуза абитуриентами»

УДК 37.062

МОТИВЫ ВЫБОРА ТАМОЖЕННОГО ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ СЯ

Э И

Пикк М.В. 2

Стребков П.А.

В

В статье рассмотрены результаты анкетирования студентов Санкт- t^ Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, обу- с чающихся на 1 курсе, относительно мотивов выбора таможенного вуза, в частно- ш сти факторов, формирующих этот выбор "

ГЧ

The article describes the results offirst year students' survey in Russian Customs Aca- q demy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov about the motives of the choice of customs higher education institution, particularly the factors forming this choice Д

Ключевые слова: мотивы выбора вуза; факторы выбора таможенного вуза; О мотивация выбора профессии О

N

Keywords: motives of the choice of higher education institution; factors of the choice of

О

customs higher education institution; motivation of profession selection О

з

За последние 20 лет российское общество претерпело социально-эконо-

мические изменения, которые не могли не затронуть сферу образования, в том числе и высшего. Возникновение новых подходов и новых проблем в области Э высшего образования шло одновременно со становлением рыночных отно- д шений. Стремительно растёт и развивается рынок образовательных услуг, по- 0 являются новые учебные заведения различных видов и типов, предлагающие широкий ассортимент направлений и профилей подготовки специалистов1. ^ В настоящее время образовательные учреждения в условиях ограни- О ченного финансирования вынуждены самостоятельно искать новые формы Р своей деятельности для того, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. О

Учебные заведения и их крупные филиалы стали активными игроками В на рынке образовательных услуг, предъявляя потребителю свои преимущества и вырабатывая новые стратегии развития. Первостепенное значение 3 здесь имеет налаженная обратная связь с потребителем, обуславливающая необходимость понимания того, как он совершает выбор специальности и учебного заведения, какие факторы влияют на этот выбор и кто в конечном счете принимает решение о выборе специальности и вуза .

Большое количество учебных заведений и широкий ассортимент предлагаемых ими возможностей приводят к активной конкуренции на рынке

3 Я

1 Пестова Е.Н. Мотивы выбора молодёжью вуза на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 264 с.

образовательных услуг, что, в свою очередь, порождает новую проблему - востребованности выпускников. Востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда - это качественные характеристики показателей вуза, одновременно относящиеся как к факторам выбора учебного заведения, так и к его аккредитационным показателям. Конкурентоспособность выпускника на рынке определяется тремя группами факторов. К ним относятся2:

1. Внешние (по отношению к вузу) - это социально-экономическая значимость данной профессии в обществе, профессиональное будущее (гарантии занятости, стабильность, высокооплачиваемая работа, престижность).

2. Внутренние - непосредственно связаны с организацией учебного процесса, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава и, как следствие, определяют качество образования, напрямую влияющего на востребованность выпускника на рынке труда.

3. Личностная направленность обучающегося - его заинтересованность в получении знаний, умений, навыков в рамках выбранной специализации.

Учебная мотивация у студентов также претерпела изменения. На выбор вуза абитуриентом влияют различные факторы, среди которых выделяют 4 группы: социально-экономические, социально-психологические, психологические и психофизиологические.

Объективные и осознанные мотивы выбора будущей профессии и дальнейшее качественное обучение будущего специалиста характеризуются тождественным соотношением факторов выбора учебного заведения и профессиональной оценкой деятельности вуза3. Неверный выбор специальности и учебного заведения становится всесторонней проблемой:

- для потребителя: неудовлетворённость и разочарование в профессиональной деятельности;

- для вуза: потеря потенциального абитуриента, будущего студента, понижение репутации (престижа) учебного заведения и высшего образования в целом;

- для государства и общества: безрезультатное использование государственных денег, недостаток квалифицированных специалистов, безработица.

Решить названные проблемы способна организованная и строго целенаправленная работа с потребителем - будущим абитуриентом, а для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать мотивы выбора специальности, учебного заведения, понять характер учебной мотивации.

С целью определения ведущих мотивов выбора профессии и данного учебного заведения первокурсниками было проведено исследование, в котором участвовали респонденты - студенты первого курса Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. Выборка по

2 Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19-23.

3 URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555015.

специальностям составила 302 человека. В исследовании приняли участие студенты факультета таможенного дела, экономического и юридического факультетов.

Респондентам были представлены 3 анкеты, в которых нужно было выбрать соответствующие мотивы выбора филиала, указать интересы учебной и внеучебной деятельности. Во всех анкетах можно было выбирать несколько вариантов ответов.

Были выделены 4 группы факторов, влияющих на выбор профессии:

1. Призвание - личная склонность, интерес к конкретному виду деятельности.

2. Прагматизм - всё, что принесёт выгоду в той или иной степени (престиж специальности, высокооплачиваемость, конкурентоспособность профессии, наличие бюджетных мест или общежития, удобство расположения).

3. Семейные традиции - согласно традиции в семье (родители или близкие родственники учились в данном образовательном учреждении или работают по данной специальности), опираясь на советы родителей и других значимых взрослых, друзей.

4. Случайный выбор - без цели: поступить в какое-либо высшее учебное заведение; ввиду обстоятельств или отсутствия альтернатив должен был поступить в данное учебное заведение4.

Чуть меньше половины первокурсников (42,9 %) всех факультетов ответили, что мечтали поступить именно в филиал. С незначительным отставанием идут те, кто прислушались к мнению родителей, других взрослых и/или друзей (40,06 %). Эти данные позволяют говорить о том, что выбор был определённо неслучайным, обдуманным, основанным на личных предпочтениях и интересах или опирался на мнение родителей и/или более авторитетных людей (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Факторы выбора филиала студентами первого курса в 2013 году

Фактор выбора филиала Группа Процент от общего числа опрошенных

Мечтали поступить именно в филиал призвание 42,9 %

По совету взрослых (в т.ч. родителей) или друзей семейные традиции 40,06 %

Удобство расположения/близость к дому прагматизм 4,42 %

4 URL: http://www.proforientator.ru/mdex.php?optюn=com_content&view=article&id=358:-lr-&саШ=19:2009-11-10-14-33-13.

Фактор выбора филиала Группа Процент от общего числа опрошенных

Опирались на рекламно-информационные материалы (сайт филиала) прагматизм 3,47 %

Здесь учились родители либо близкие родственники семейные традиции 2,52 %

Другое (без пояснения) 6,31 %

Не ответили 0,32 %

Рис. 1. Ответы студентов на вопрос анкеты: «Вы выбрали филиал потому, что...»: ФТД (студенты факультета таможенного дела); ЭФ (студенты экономического факультета); ЮФ (студенты юридического факультета)

Большинство студентов (51,69 %) планируют работать по специальности. 24 % студентов считают свою специальность перспективной, а 18,77 % привлекает престиж специальности. Эти три фактора составляют основные требования, предъявляемые студентами к специальности. Таким образом, по

мнению первокурсников, получаемая ими профессия должна быть в первую очередь интересной (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Факторы выбора специальности студентами первого курса в 2013 году

Факторы выбора специальности Процент опрошенных от общего числа

Планирую работать по специальности 51,69 %

Перспективы специальности / конкурентоспособность выпускника 24 %

Престиж 18,77 %

Случайный выбор 2,26 %

На эту специальность было легче поступить 1,23 %

Другое 1,23 %

Не ответили 0,62 %

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

4

\

\ л А

\ /\ / \

планирую работать по спсциалыюст выбрал случайно считаю сс престижных на эту поступить в будущем другое „с С«™,,,

—•—ФТД 48,77 1,97 22,17 0.49 24,63 0,99 0,99

■ ЭФ 54,69 1.56 10,94 4,69 25,00 3,13 0,00

* ЮФ 58,62 5,17 15,52 0,00 20,69 0,00 0,00

Рис. 2. Ответы на вопрос анкеты: «Что привлекло Вас в избранной Вами специальности?»

Очевидно, что ориентация студентов была преимущественно на личные предпочтения, такие как интерес к конкретной специальности, престиж

специальности и учебного заведения и/или мнения близких людей, связанные с профессиональной направленностью.

Хорошо представляют свою будущую профессию и уверены в правильности своего выбора более половины студентов первого курса (59,14 %). Однако почти треть студентов (29,96 %) отвечают, что на текущий момент не имеют представления о своей будущей профессиональной деятельности. В том числе из них почти 10 % сомневаются в правильности выбора своей будущей профессии или ещё не задумывались над этим, что, в свою очередь, может влиять на их учебную мотивацию. По этой причине, в рамках учебной и воспитательной деятельности возможна организация мероприятий, нацеленных на более детальное знакомство студентов первого курса с особенностями будущей профессии, профессионально важными качествами госслужащих и работников таможенных органов и на освоение базовых профессиональных навыков в процессе групповой работы (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3

Намерения студентов в отношении своей будущей профессиональной деятельности

Намерения студентов в отношении своей будущей профессиональной деятельности Процент опрошенных от общего числа

Уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность 59,14 %

Имеют смутное представление о выбранной профессии, но надеются, что оно проясниться в начале практической деятельности 29,96 %

Ещё не задумывались о своей профессиональной деятельности. Считают, что главное окончить филиал/ получить диплом 6,23 %

Сомневаются в правильности выбора специальности и будущей профессии 2,72 %

Более важно получить высшее образование, чем оценивать область профессиональной деятельности 1,17 %

Не ответили 0,78 %

70,00 60,00 50,00 ? 40,00 зо.оо 20,00 10,00 0,00

_____Л--

Да. я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю свою будущую проф. деятельность У меня очень смутное представление о выбранной профессии, но я надеюсь, что оно прояснится в начале практической деятельности Я сомневаюсь в правильности выбора мною специальности и будущей профессии Я еще не задумывался о профсссиональ ной деятельности. Главное окончить академию Для меня получить высшее образование, чем оценивать область проф.дсятсльн ости Не ОТВСП1ЛИ

—1ФТД 59,24 28,03 3,18 7,64 1,27 0,64

■ Эф 54,55 40,00 1,82 1,82 0,00 1.82

» ЮФ 64,44 24,44 2,22 6,67 2,22 0,00

Рис. 3. Ответы студентов на вопрос анкеты: «Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей профессии?»

У студентов явно выражены учебно-познавательные мотивы, большую часть первокурсников в студенческой жизни привлекает возможность приобретения профессиональных знаний и занятие научной деятельностью (31,07 % и 3,72 % соответственно), расширение общего кругозора и эрудиции (23,79 %), а также развитие творческих способностей (8,74 %). Социальные мотивы выражены несколько меньше. Для трети первокурсников студенческая жизнь в филиале - это возможности расширения своих социальных связей / приобретение новых друзей (18,93 %) и занятость общественной деятельностью (12,62 %) (табл. 4, рис. 4).

Таблица 4

Факторы привлекательности студенческой жизни в филиале

Фактор привлекательности Процент от общего числа опрошенных

Приобретение профессиональных знаний 31,07 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширение общего кругозора и эрудиции 23,79 %

Приобретение новых друзей 18,93 %

Занятие общественной деятельностью 12,62 %

Развитие творческих способностей 8,74 %

Занятие научной работой 3,72 %

Другое 0,97 %

Не ответили 0,16 %

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос анкеты: «В студенческой жизни Вас больше всего привлекает...»

Была использована методика для диагностики учебной мотивации, в которой содержались утверждения, характеризующие мотивы обучения: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, мотивы творческой самореализации, престижа и избегания неудачи5. На рисунке 5 видно, что у первокурсников преобладают мотивы престижа (4,5 балла), профессиональные (4,32 балла) и учебно-познавательные (3,85 балла). Далее следуют социальные (3,8 балла) и мотивы творческой самореализации (3,72 балла). Остальные критерии по уровню значимости им уступают. Рассматривая результаты диагностики по факультетам, можно выделить ведущие мотивы для каждого факультета (рис. 5). Например, ведущий мотив престижа очевиден у студентов факультета таможенного дела (4,97 балла), следующими по значению идут профессиональные (4,31 балла) и учебно-познавательные мотивы (3,96 балла). Студенты юридического

5 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Н.Ц. Бадмаева. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография.Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. С. 151-154.

факультета в равной степени отмечают профессиональные мотивы и мотивы престижа (4,27 балла и 4,22 балла соответственно). У студентов юридического факультета также, практически в равной степени, ведущими отмечены профессиональные мотивы (4,37 балла), мотивы престижа (4,32 балла), учебно-познавательные (3,91 балла) и мотивы творческой самореализации (3,91 балла).

5,00 4,50 4,00 § 3'50 1 3,00 | 2,50 2,00 1,50 1,00 У

Г

/

Мотивы избегания Коммуникат ивпые мотивы Мотивы творческой саморсализа цнн Социальные мотивы Учсбно-познаватсль ные мотивы Профсссион альные мотивы Мотивы престижа

—•—ФТД 2,37 2,99 3,48 3,85 3,96 4,31 4,97

2,65 2,86 3,78 3,84 3,67 4,27 4,22

■ ЮФ 1,86 2,95 3,9 3,7 3,91 4,37 4,32

Рис. 5. Диагностика учебной мотивации

Итоги проведенного исследования показали, что среди всех факультетов мотивы выбора специальности и учебного заведения перекликаются с учебными мотивами, ввиду этого выводы по исследованию могут быть применены к филиалу в целом.

В то же время проведённое исследование выявило следующие проблемы:

1. Недостаточная ориентация абитуриентов на личностные факторы. Около 40 % абитуриентов при выборе учебного заведения были ориентированы на советы родителей и других близких людей, что на уровне личности может привести к разочарованию профессией, напрасными затратами времени, сил, средств.

2. Ориентация на внешние факторы, не связанные с выбором профессиональной направленности. Основным фактором привлекательности специальности и учебного заведения был престиж. Несоответствие ожиданий по этому фактору может приводить к потере учебным заведением абитуриента/

студента или снижению репутации учебного заведения и высшего образования в целом.

3. Недостаточное представление о своей будущей профессиональной деятельности. Почти треть студентов первого курса до сих пор имеют смутное представление о специальности, в том числе есть те, кто ещё не задумывался над этим или сомневается в правильности выбора специальности и учебного заведения.

Целенаправленная организованная учебно-воспитательная работа как система общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору учебного заведения способна решить названные проблемы с учётом ведущих учебных мотивов студентов6.

Так, на уровне учебного заведения представляется необходимым организовать:

1. Мероприятия, проводимые самим учебным заведением, в первую очередь по информированию абитуриентов и заинтересованных лиц о имеющихся специальностях, направлениях подготовки, профессорско-преподавательском составе, материально-техническом обеспечении на протяжении всего учебного процесса, профессионально-важных качествах, предъявляемых к специалисту каждого направления, текущей и прогнозируемой конкурентоспособности выпускника учебного заведения; проведение встреч старшеклассников со специалистами или студентами старших курсов.

2. Издание справочной литературы: брошюр, рекламных проспектов, плакатов, в которых будет рассказываться об истории учебного заведения, его выпускниках, факультетах и направлениях подготовки, специфике профессиональной деятельности будущего выпускника; будут представлены рабочие моменты каждой специальности, мини-интервью работников таможенных органов с обязательным дублированием информации на сайте учебного заведения.

3. Создание профориентационных фильмов и/или клипов.

Необходимость целенаправленной профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что учебному заведению (филиалу), помимо показателей успешной учебной деятельности, нужны также и целеустремлённые абитуриенты, которые ясно и чётко представляют свою будущую профессиональную деятельность, соотнося её со своими интересами, способностями и возможностями. Правильно выбранная специальность и сформированная профессиональная направленность ведут к хорошим показателям в учебной деятельности, что, в свою очередь, позволяет выпускать высококвалифицированных, востребованных и конкурентоспособных специалистов.

6 Голомшток А.Е. Карта интересов. М.: Генезис, 1987. С. 21. 180 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

Библиографический список

1. Голомшток А.Е. Карта интересов. М.: Генезис, 1987. 95 с.

2. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 53-58.

3. Ефимова И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 19-23.

4. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Н.Ц. Бадмаева. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 280 с.

5. Пестова Е.Н. Мотивы выбора молодёжью вуза на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 264 с.

6. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555015.

7. URL: http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=358:-lr-&catid=19:2009-11-10-14-33-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.