Научная статья на тему 'МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦСЕТЕЙ, ФАКТОРЫ ОНЛАЙН-РИСКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЕЖЕДНЕВНУЮ АКТИВНОСТЬ'

МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦСЕТЕЙ, ФАКТОРЫ ОНЛАЙН-РИСКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЕЖЕДНЕВНУЮ АКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МОТИВЫ / ФАКТОРЫ РИСКА / ИНТЕРНЕТ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ОНЛАЙН-РИСКИ / МОТИВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веракса Александр Николаевич, Корниенко Дмитрий Сергеевич, Чурсина Аполлинария Вадимовна

Введение. Изучение того, какое место занимают социальные сети как новая социальная реальность в повседневной активности подростков, и как их использование отражается на эмоциональном состоянии и психологическом благополучии в связи с временем, проводимом в Сети, количеством социальных связей, мотивами, позволяет раскрыть и уточнить связи этих характеристик и их вклад в психологическое благополучие подростков. Новизна исследования состоит в соотнесении содержательных характеристик использования социальных сетей и формальных, а также с мотивами, факторами онлайн-риска и удовлетворенностью жизнью. Цель работы состояла в изучении вкладов показателей активности в социальных сетях в субъективное психологическое благополучие подростков в связи с мотивами их использования и факторами риска. Методы. Исследование проводилось с помощью онлайн-опроса. Выборку составили 409 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, пользователи социальных сетей. Оценивались формальные показатели использования социальных сетей, мотивы использования социальных сетей, факторы онлайн риска в социальных сетях, субъективное психологическое благополучие. Оценка степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность, производилась на основе шкалы интеграции социальных медиа. Результаты. Показатели использования социальных сетей (время, количество друзей) связаны как с большей интеграцией социальных сетей, так и с большим онлайн-риском. Мотивы использования социальных сетей связаны с большим риском, а сохранение приватности, наоборот,- с меньшим риском в социальных сетях. При увеличении рисков и большей интеграции социальных медиа в жизнь снижается субъективное психологическое благополучие подростков. Большее количество друзей и возможность реализовать мотив самопрезентации, напротив, приводят к повышению удовлетворенности жизнью. Обсуждение результатов. Интеграция социальных сетей в жизнь подростка приводит к разнонаправленным эффектам, усиливает онлайн-риски, но и способствует реализации мотивов социализации, что, в свою очередь, по-разному отражается на психологическом благополучии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Веракса Александр Николаевич, Корниенко Дмитрий Сергеевич, Чурсина Аполлинария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONS FOR USING SOCIAL MEDIA, ONLINE RISK FACTORS, AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF ADOLESCENTS IN RELATION TO THE INTEGRATION OF SOCIAL MEDIA INTO EVERYDAY ACTIVITY

Introduction. This study examines the role of social media in everyday activity. The amount of time spent on social networking sites, number of social contacts, and motives for using social media are interrelated characteristics that affect the emotional state and psychological well-being of adolescents. In this study, the authors sought to explore associations among substantial and formal characteristics of social media, motives for using social media, and risk factors. The study aimed to identify the impact of the indicators of activity on social network sites on adolescents' subjective psychological well-being. Methods. An online survey was used for data collection. A total of 409 social network users aged 14 to 17 years took part in the study. The authors assessed formal indicators of social media use, motives for using social networking sites, online risk factors, and subjective psychological well-being. The authors used the Social Media Use Integration Scale to assess the degree of social media integration into everyday activity. Results. Social media use indicators (the amount of time spent on social networking sites and number of friends) were associated with higher levels of social media integration and online risks. Motivations for using social media were associated with higher risks; preserving anonymity in social media was associated with lower risks. Adolescents' subjective psychological well-being decreased while risks increased and social media became much more integrated into their lives. Nevertheless, a large number of friends and the presence of a potential for realizing self-presentation motives enhanced life satisfaction. Discussion. The integration of social media into adolescents' everyday lives leads to multidirectional effects, increases online risks, and contributes to the realization of socialization motives, which, in its turn, differently affects their psychological well-being.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦСЕТЕЙ, ФАКТОРЫ ОНЛАЙН-РИСКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ЕЖЕДНЕВНУЮ АКТИВНОСТЬ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 159.9.072.43

https://doi.Org/10.21702/rpj.2021.4.3

Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность

Александр Н. Веракса1, Дмитрий С. Корниенко2*, Аполлинария В. Чурсина3

1 3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация 11 2' 3 Психологический институт Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация

2 Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

* dscorney@mail.ru Аннотация

Введение. Изучение того, какое место занимают социальные сети как новая социальная реальность в повседневной активности подростков, и как их использование отражается на эмоциональном состоянии и психологическом благополучии в связи с временем, проводимом в Сети, количеством социальных связей, мотивами, позволяет раскрыть и уточнить связи этих характеристик и их вклад в психологическое благополучие подростков. Новизна исследования состоит в соотнесении содержательных характеристик использования социальных сетей и формальных, а также с мотивами, факторами онлайн-риска и удовлетворенностью жизнью. Цель работы состояла в изучении вкладов показателей активности в социальных сетях в субъективное психологическое благополучие подростков в связи с мотивами их использования и факторами риска. Методы. Исследование проводилось с помощью онлайн-опроса. Выборку составили 409 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, пользователи социальных сетей. Оценивались формальные показатели использования социальных сетей, мотивы использования социальных сетей, факторы онлайн риска в социальных сетях, субъективное психологическое благополучие. Оценка степени интеграции социальных медиа в ежедневную активность, производилась на основе шкалы интеграции социальных медиа. Результаты. Показатели использования социальных сетей (время, количество друзей) связаны как с большей интеграцией социальных сетей, так и с большим онлайн-риском. Мотивы использования социальных сетей связаны с большим риском, а сохранение приватности, наоборот,- с меньшим риском в социальных сетях. При увеличении рисков и большей интеграции социальных медиа в жизнь снижается субъективное психологическое благополучие подростков. Большее количество друзей и возможность реализовать мотив самопрезентации, напротив, приводят к повышению удовлетворенности жизнью. Обсуждение результатов. Интеграция социальных сетей в жизнь подростка приводит к разнонаправленным

30 О Веракса А. Н„ Корниенко Д. С., Чурсина А. В., 2021 СС ВУ 4.0

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

эффектам, усиливает онлайн-риски, но и способствует реализации мотивов социализации, что, в свою очередь, по-разному отражается на психологическом благополучии.

Ключевые слова

социальные сети, социальные медиа, подростки, психологическое благополучие, мотивы, факторы риска, Интернет, удовлетворенность жизнью, онлайн-риски, мотив самопрезентации

Основные положения

> интеграция социальных сетей в жизнь является характеристикой поведенческой, социальной и эмоциональной включенности подростка в ежедневное использование и активность в социальных сетях;

> онлайн-риски связаны с большей выраженностью коммуникативных и интерактивных мотивов, однако специфика мотивов и рисков различны: например, коммуникативные мотивы связаны с риском знакомства с новыми людьми, а мотив самопрезентации - с переживанием негативных эмоций;

> субъективное психологическое благополучие у подростков обратно пропорционально социальным и эмоциональным факторам риска в онлайн-взаимодействии.

Для цитирования

Веракса, А. Н., Корниенко, Д. С. и Чурсина, А. В. (2021). Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность. Российский психологический журнал, 78(4), 30-46. https://doi.org/10.21702/ rpj.2021.43

Введение

Социальные сети как неотъемлемая часть современной реальности представляют собой контекст социализации детей и подростков (Soldatova, Rasskazova, & Chigarkova, 2020). Степень вовлечения в онлайн-среду обусловлена различными личностными особенностями подростков (Кружкова и Воробьева, 2019), а также выражается в различных представлениях

0 поведении в социальных сетях (Карабанова и Георгиевская, 2019). Ежегодный рост числа пользователей социальных сетей (Digital 2021: Global overview report, 2021) усиливает необходимость изучения психологических феноменов, стоящих как за использованием социальных сетей, так и происходящих в этом пространстве.

Мотивы использования социальных сетей

Исследования мотивов использования социальных медиа показывают возрастные, половые различия, а также специфику в связи с обучением (Собкин и Федотова, 2019; Хлыбова, Томичева и Гиренко, 2021). В качестве значимых мотивов использования социальных сетей отмечают: творческий мотив, мотив социализации, экономические, развлекательные и информационные мотивы (Bulut & Dogan, 2017). Отмечается мотив самопрезентации, который проявляется через стремление создать реалистичный или фальшивый образ и имеет различия в связи с выраженностью личностных черт, возрастом и полом (Корниенко, Руднова и Горбушина, 2021; Овчарова, 2021; Sobkin & Fedotova, 2019). Несмотря на то, что мотивы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

использования социальных сетей отличаются для взрослых и подростков, лидирующим, так или иначе, остается стремление к поддержанию контактов с другими людьми (Солдатова и Теславская, 2018). Для подростков, наряду с мотивом связи со своей социальной группой, мотив избегания скуки также остается важным предиктором негативных последствий высокой интеграции социальных сетей в жизнь (Stockdale & Coyne, 2020). Однако утверждать только негативный эффект социальных сетей было бы неправильно, т. к. любые мотивы использования социальной сети в конечном итоге направлены на установление социальных контактов, большую социализацию (Карабанова, 2020; Солодников и Зайцева, 2021), возможность присоединиться к разным социальным группам и получить психологическую поддержку (Stockdale & Coyne, 2020; Алексеева, Веретина и Орлова, 2019).

Риски использования социальных сетей

Негативные эффекты использования социальных сетей активно обсуждаются в литературе (например, Панов и Патраков, 2020). При этом большая часть исследований направлена на исследования интернет-зависимости, навязчивого использования интернета и ки-бербуллинга (Кирюхина, 2019). В качестве формальных факторов рассматриваются время, проводимое в Интернете и социальных сетях, увлечение онлайн-играми (Marin-Lopez, Zych, Ortega-Ruiz, Hunter, & Llorent, 2020; Masi, 2018), а личностных - такие черты, как нейротизм, низкий самоконтроль, агрессивность, поиск вознаграждения, а также низкие навыки коммуникации и социальных компетенций (Собкин и Федотова, 2018; Холмогорова и Герасимова, 2019). Спектр особенностей, приводящих к зависимому поведению подростков, расширяется за счет привлечения в исследования характеристик образа жизни и отношений с родителями (Gao et al., 2020).

Отдельной проблемой являются риски, связанные с коммуникацией в социальных сетях, они были обозначены в проекте EU Kids Online (Staksrud, Olafsson, & Livingstone, 2013). Такие риски не являются однозначными: например, знакомство с новым человеком в социальной сети расширяет возможности коммуникации и круга общения, но создает вероятность негативных реакций со стороны этого человека. В связи с неоднозначностью подобных рисков вероятность получения вреда от них зависит от других характеристик. Тем не менее, т. к. коммуникационные риски, прежде всего, связаны с социальными сетями, изучение их в контексте других переменных представляется важной задачей.

Психологическое благополучие и использование социальных сетей

В исследованиях различных аспектов психологического благополучия и использования цифровых устройств было установлено, что значимыми факторами неблагополучия являются время, проводимое в социальных сетях (Bruggeman, Van Hiel, Van Hal, & Van Dongen, 2019), количество друзей в социальной сети (Горелова и Иноземцев, 2020), зависимость от социальных сетей (Сунцова и Бурдыко, 2018). Вместе с тем максимальную частоту использования цифровых устройств демонстрировали подростки с высоким уровнем счастья и благополучия (Bruggeman et al., 2019). Результаты подобных исследований могут объясняться, исходя из нескольких гипотез: негативной, позитивной, гипотезы социальных навыков и гипотезы компенсации.

Позитивная гипотеза оптимистически рассматривает коммуникацию в социальных сетях и утверждает, что такая коммуникация расширяет возможности для общения и улучшает взаимодействие с друзьями в реальности, т. к. контакт с ними поддерживается и онлайн, что

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

позитивно сказывается на психологическом благополучии (Ellison, Steinfield, & Lampe, 2GG7). Негативная гипотеза предполагает, что онлайн-коммуникации снижают качество психологического благополучия, т. к. отнимают время у общения в реальности. Кроме того, общение в Сети происходит с малознакомыми людьми вместо поддержания уже существующих социальных связей (Valkenburg & Peter, 2GG9).

Гипотеза социальных навыков основана на исследованиях, в которых показано, что круг общения в Сети и реальности являются в большей части совпадающими, т. е. общение происходит с одними и теми же людьми. Следовательно, люди, которые обладают хорошими навыками коммуникации, поддерживают психологическое благополучие, общаясь и получая поддержку как онлайн, так и офлайн (Bruggeman et al., 2G19).

Гипотеза компенсации, в отличие от гипотезы социальных навыков, больше объясняет, как люди с низкими навыками коммуникации или личностными особенностями могут улучшить свое психологическое благополучие. Так, установление близких поддерживающих контактов в относительно безопасной онлайн-среде способствует психологическому благополучию ин-тровертированных личностей, а также лучшему общению в офлайн-среде (Bruggeman et al., 2G19).

Несмотря на то, что в широком контексте влияние технологий на психологическое благополучие объяснялось негативной гипотезой, А. Пржибилски и Н. Вайншейн предложили другое объяснение - низкий и высокий уровни использования цифровых устройств приводят к негативным последствиям, а средний уровень может, напротив, давать позитивный результат (Przybylski & Weinstein, 2G17).

Интеграция социальных сетей в повседневную жизнь

Исследователи интернета и социальных сетей обращаются к различным формальным параметрам (время, проводимое в Сети, количество друзей или подписчиков), но оставляют без внимания содержательные параметры поведения, связанного с пребыванием в Сети. Существует несколько вариантов оценки степени использования социальных сетей. Например, оценивается интенсивность использования социальной сети на основании самоотчета о частоте и длительности пребывания и активности в социальной сети (Ellison et al., 2GG7). Другим вариантом является оценка так называемого навязчивого использования социальной сети, что включает анализ поведенческих критериев зависимости от цифровых устройств (Elphinston & Noller, 2G11). Результаты исследований с использованием данных методов на выборках студентов показали, что большая вовлеченность в использование социальной сети и наличие негативных эмоциональных переживаний при ограничении доступа в социальную сеть характеризуют девушек и связано с выраженностью прокрастинации (Корниенко и Руднова, 2G18).

В качестве новой проблемы, связанной с распространением социальных сетей и их включением в повседневное использование не только для простого обмена сообщениями, но и для бизнеса, обучения, саморазвития, возникла необходимость изучения степени их интеграции в ежедневную практику (Jenkins-Guarnieri, Wright, & Johnson, 2G13). Интеграция социальных медиа рассматривается как поведенческая характеристика, связанная с различными действиями в Сети, и как эмоциональная составляющая коммуникации в социальных сетях, когда отсутствие возможности использования социальной сети приводит к переживанию негативных эмоций.

Интеграция социальных сетей в ежедневную активность является актуальным

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

исследовательским вопросом, т. к. характеризует не формальные показатели использования социальной сети, а степень того, какую роль играют социальные сети в ежедневной активности, насколько важно поддержание коммуникации и поддержание положительных эмоций при использовании сетей. Имеющиеся исследования формальных характеристик использования социальных сетей, мотивов и факторов онлайн-риска и психологического благополучия позволили рассмотреть различные аспекты интернет-поведения подростков. Однако работ, в которых различных характеристик (мотивы, риски, психологическое благополучие) в едином исследовании, не так много, что не позволяет комплексно рассматривать их связь с активностью в социальных сетях. Именно изучение социальных и эмоциональных составляющих использования социальных сетей позволяет перейти от описательных характеристик к содержательным психологическим, что не только дополняет имеющиеся эмпирические исследования, но и расширяет теоретические представления об онлайн-активности подростков.

В связи с этим возникает необходимость получения новых фактов, которые позволят соотнести содержательные характеристики использования социальных сетей с формальными, а также с мотивами, факторами онлайн-риска и удовлетворенностью жизнью.

Данное исследование носит эксплораторный характер в связи с объединением различных характеристик, описывающих поведенческие и психологические параметры использования социальных сетей. Основными задачами данной работы стали следующие: (1) выявление различных аспектов поведения подростков в социальных сетях через исследование формальных характеристик использования социальных сетей в сочетании со шкалами поведенческой и социально-эмоциональной интеграции социальных медиа; (2) изучение связей интеграции социальных медиа с мотивами использования социальных сетей и факторами риска, что позволит рассмотреть вопрос о том, насколько стремление к поддержанию онлайн-коммуникаций и социальная онлайн-среда могут представлять потенциальную опасность; (3) уточнение связи поведенческой и социально-эмоциональной интеграции социальных медиа с психологическим благополучием подростков.

Методы

Исследование проводилось посредством онлайн-опроса. Респонденты получали ссылку на опрос и после ознакомления с целями исследования и согласия на участие отвечали на вопросы. Опрос проводился в период с апреля по май 2021 года.

Выборка

Выборку исследования составили 409 школьников, проживающих в Российской Федерации в возрасте от 14 до 17 лет (М = 15,48; SD = 1,07), 228 женского и 121 мужского пола. В связи с целями исследования, задавался вопрос относительно наиболее используемой социальной сети. 40 % респондентов в качестве основой социальной сети используют ВКонтакте, 29 % - Инстаграм, 10 % - YouTube, остальные 21 % используют другие. Использование одной социальной сети как основной не отменяет использование других, а в связи с возможностями интеграции разных социальных сетей предпочтение какой-то одной может быть связано скорее с удобством для конкретного пользователя, чем с функциональными возможностями конкретной платформы.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Формальные характеристики использования социальных сетей

Подростки используют четыре социальные сети (Вконтакте, Инстаграм, YouTube и ШТок), проводя в них чаще всего 2 часа в день, при этом 60 % указывают, что используют социальные сети от 1 до 4 часов в день. В среднем подростки имеют до 100 друзей (М = 97,53) в социальной сети, при этом половина выборки указали количество в диапазоне от 0 до 50 человек. 40 % респондентов оставляют свой профиль «частично открытым», доступным для друзей или знакомых, 26 % полностью закрывают профиль для людей не из списка друзей, 32,8 % выбирают смешанные тактики доступности профиля, только 1,2 % имеют полностью открытый профиль.

Мотивы использования социальной сети

27 % респондентов максимально оценили значимость возможности оставаться на связи с друзьями, 42 % - возможность знакомиться с новыми людьми, 10 % выделили использование социальных сетей для игр и размещения собственной информации, 33 % не имеют значительной выраженности какого-либо мотива.

Факторы риска в социальных сетях

Почти никогда не контактировали с новыми людьми и не встречались с людьми, с которыми познакомились в Интернете, от 30 до 60 % респондентов, лишь 17 % часто вступают в контакт с незнакомцами.

Методики и исследуемые показатели

Характеристики использования социальных сетей. Респондентам были предложены следующие вопросы для оценки формальных характеристик использования социальных сетей:

1. Какими социальными сетями ты пользуешься? (вариант ответа с множественным выбором)

2. Какую социальную сеть ты считаешь основной? (выбор только одной социальной сети)

3. Время (в часах), проводимое в основной социальной сети.

4. Количество друзей в основной социальной сети.

5. Доступность профиля в социальной сети. Предлагался вопрос со следующими вариантами: открытый, доступный для всех; частично закрытый, так, что друзья друзей или знакомые могут его видеть; закрытый, только друзья могут его видеть.

Мотивы использования социальной сети оценивались на основе вопросов, разработанных в исследовании Вгиддетап et а1. (2019). Респондентам предлагалось оценить четыре мотива: коммуникативный (быть на связи с другими), коммуникативно-познавательный (узнавать новых людей), игровой (играть в игры) и мотив самопрезентации (публикация собственных мыслей, текстов, фотографий). Каждый оценивался по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен).

Изучение факторов онлайн риска в социальных сетях осуществлялось на основе вопросов исследования (Staksrud et а1., 2013) о контактах с незнакомцами в социальных сетях, о встрече с человеком, с которым познакомился в социальной сети, о буллинге в социальных сетях и об общем негативном опыте в социальной сети. Респонденты оценивали вопросы по степени частоты от 1 (никогда) до 4 (очень часто).

Субъективное психологическое благополучие исследовалось посредством шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера. Она содержит пять вопросов с вариантами ответа от «полностью не согласен» до «полностью согласен» и позволяет оценить когнитивные аспекты

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

субъективного благополучия и соответствия жизненных обстоятельств в целом ожиданиям от жизни (Осин и Леонтьев, 2020).

Характеристики включенности социальных сетей в повседневную жизнь подростка оценивались на основе Шкалы интеграции социальных медиа. Методика изучает степень интеграции социальных медиа в ежедневную активность, субъективную важность их использования и наличие эмоциональной связи с использованием социальных сетей (Jenkins-Guarnieri et а1., 2013). Исходная версия шкалы предназначена для социальной сети Facebook молодыми людьми в возрасте 17-25 лет. Шкала содержит 10 вопросов с вариантами ответа по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен). Основными показателями являются шкала поведенческой интеграции, связанная с оценкой поведенческой активности в социальной сети (ежедневная проверка своего профиля, реакции на содержание информации от других пользователей), и шкала социальной и эмоциональной интеграции, связанная с оценкой важности взаимодействия в социальной сети и частоты общения с другими пользователями.

Результаты

Взаимосвязи характеристик использования социальной сети, мотивов и факторов риска социальной сети

Количество социальных сетей, которые используют подростки, положительно связано с количеством друзей (г = 0,14; р < 0,01), мотивами использования социальной сети ((г = 0,12; р < 0,05); (г = 0,12; р < 0,05); (г = 0,14; р < 0,01); (г = 0,15; р < 0,01)) и факторами риска ((г = 0,18; р < 0,01); (г = 0,19; р < 0,01); (г = 0,11; р < 0,01); (г = 0,16; р < 0,01)). Время, проводимое в социальной сети, обнаруживает только одну связь с риском буллинга (г = 0,13; р < 0,01). Количество друзей в социальной сети положительно связано с мотивами поддержания связей (г = 0,18; р < 0,01), знакомства с новыми людьми (г = 0,18; р < 0,01) и размещения собственной информации (г = 0,21; р < 0,01), но отрицательно связано с игровым мотивом (г = -0,14; р < 0,01). Открытость профиля отрицательно связана с мотивами поддержания связи (г = -0,10; р < 0,01), знакомства с новыми людьми (г = -0,12; р < 0,01) и игровым мотивом (г = -0,13; р < 0,01), при этом не обнаруживает связи с мотивом публикации собственной информации. Среди факторов риска в Интернете обнаружена отрицательная связь открытости профиля и контакта с незнакомцем в социальной сети (г = -0,17; р < 0,01).

Таблица 1

Средние, стандартные отклонения и корреляционные взаимосвязи формальных характеристик использования социальных сетей, мотивов использования и факторов риска в социальной сети

Показатели Количество Время Среднее Количество Открытость социальных в социальных (ст. откл.) друзей профиля сетей сетях

Количество социальных сетей 4,25 (1,51)

Время в социальных сетях 8,78 (16,96) 0,04

36 ГГ Г,У 1 0 |

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Средние, стандартные отклонения и корреляционные взаимосвязи формальных характеристик

использования социальных сетей, мотивов использования и факторов риска в социальной сети

Показатели Среднее (ст. откл.) Количество социальных сетей Время в социальных сетях Количество друзей Открытость профиля

Количество друзей 97,53 (125,72) 0,14** -0,03

Открытость профиля 1,90 (0,88) -0,02 -0,02 -0,09

М: быть на связи с другими 3,90 (0,91) 0,12* 0,03 0,18** -0,10*

М: узнавать новых людей 3,26 (1,06) 0,12* 0,10 0,18** -0,13**

М: играть в игры 2,69 (1,34) 0,14** 0,10 -0,14** -0,12*

М: публикация собственных мыслей, текстов, фотографий 3,06 (1,21) 0,15** 0,06 0,21** -0,03

Р: контакт с незнакомцами 2,69 (0,91) 0,18** 0,08 0,02 -0,17**

Р: встреча с человеком,

с которым познакомился 2,07 (1,01) 0,19** 0,07 0,23** -0,09

в социальной сети

Р: общий негативный опыт в социальной сети 2,01 (0,97) 0,11* 0,07 0,06 -0,03

Р: буллинг 1,36 (0,72) 0,16** 0,13** 0,01 -0,05

Примечания: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; М - мотивы использования социальной сети; Р - факторы

риска в социальной сети.

Связь мотивов использования социальной сети и факторов риска

Стремление оставаться на связи и узнавать новых людей положительно связано как с контактом с незнакомцем (г = 0,14; р < 0,01), так и с встречей с человеком, знакомым только по Интернету (г = 0,21; р < 0,01). Мотив знакомства с новыми людьми положительно связан с такими рисками, как контакт с незнакомцем (г = 0,20; р < 0,01), встреча с человеком, с которым познакомился в Интернете (г = 0,22; р < 0,01), буллинг (г = 0,11; р < 0,05). Игровые мотивы связаны как с риском контакта с новыми людьми (г = 0,13; р < 0,01), так и риском буллинга (г = 0,21; р < 0,01). Мотив размещения собственных текстов, мыслей и фотографий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в социальной сети положительно связан с встречей в реальности с человеком, с которым до этого был не знаком и познакомился в Интернете (г = 0,18; р < 0,01) и риском переживания негативных эмоций (г = 0,10; р < 0,01).

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи мотивов использования и факторов риска социальной сети

Мотивы использования социальных сетей

Факторы риска в социальных сетях Быть на связи с другими Узнавать новых людей Играть в игры Публикация собственных мыслей, текстов, фотографий

Контакт с незнакомцами 0,14** 0,20** 0,13** 0,06

Встреча с человеком, с которым познакомился в социальной сети 0,21** 0,22** 0,04 0,18**

Общий негативный опыт в социальной сети -0,01 0,07 0,05 0,10*

Буллинг -0,03 0,11* 0,21** 0,01

Примечания: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Использование социальных сетей и факторы онлайн-риска

Показатели Шкалы использования социальных медиа обнаружили положительные корреляции с количеством социальных сетей (г = 0,25:0,37; р < 0,01) и временем использования социальной сети (г = 0,10:0,11; р < 0,05). При этом показатель поведенческой интеграции социальных медиа, в отличие от показателей социально-эмоциональной и общей интеграции, не обнаруживает связи с количеством времени, проводимого в Сети. Также, показатель социально-эмоциональной интеграции социальных медиа положительно связан с количеством друзей (г = 0,15:0,19; р < 0,01). Открытость профиля отрицательно связана с коммуникативным (г = -0,13; р < 0,01) и общим показателями использования социальной сети (г = -0,12; р < 0,01).

Среди мотивов использования социальной сети наименьшие коэффициенты корреляции обнаружены с использованием социальной сети для игр (г = 0,13:0,14; р < 0,01) и поддержания контактов с другими (г = 0,15:0,19; р < 0,01), затем идут коэффициенты корреляции для мотива знакомства с новыми людьми и наибольшие коэффициенты корреляции обнаружены для цели публиковать свои мысли, тексты и фотографии (г = 0,29:0,35; р < 0,01).

Факторы риска положительно связаны со всеми показателями Шкалы интеграции социальных медиа (г = 0,13:0,30; р < 0,05), за исключением отсутствия связи поведенческого показателя использования социальной сети и риска буллинга.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязи удовлетворенности жизнью с характеристиками использования социальных сетей и факторами риска

Корреляционный анализ показателей Шкалы использования социальных медиа и показателя удовлетворенности жизнью выявил ряд значимых связей. Общий показатель (г = -0,20; р < 0,01), шкалы поведенческой (г = -0,29; р < 0,01) и социально-эмоциональной (г = -0,27; р < 0,01) интеграции социальных медиа обнаружили отрицательные корреляции с показателем удовлетворенности жизнью.

Удовлетворенность жизнью отрицательно связана с количеством социальных сетей (г = -0,13; р < 0,05), которые использует подросток, и положительно связана с количеством друзей (г = 0,11; р < 0,05). Мотивы использования социальной сети не обнаружили связей с удовлетворенностью жизнью. Среди факторов риска обнаружены отрицательные связи удовлетворенности жизнью и контактом с незнакомцем (г = -0,22; р < 0,01), буллингом в социальных сетях (г = -0,20; р < 0,01) и общим негативным эмоциональным опытом в социальной сети (г = -0,24; р < 0,01).

Анализ совместного вклада демографических переменных, формальных характеристик использования социальных сетей, мотивов и рисков в социальной сети и интеграции социальных сетей в повседневную жизнь был сделан на основании регрессионного анализа (табл. 3). В анализ включались общий показатель интеграции социальных сетей и суммарный показатель рисков в социальных сетях.

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа для показателя удовлетворенности жизнью

Показатели Ст. коэфф. регрессии (beta) Значение t-критерия Ур. знач. (p)

Св. член 4,12 7,427 0,001

Пол 0,08 1,029 0,304

Возраст -0,00 -0,056 0,955

Количество социальных сетей -0,02 -0,804 0,422

Время, проводимое в социальных сетях 0,001 0,241 0,810

Количество друзей в социальных сетях 0,01 2,799 0,005**

Интеграция социальных медиа -0,32 -5,250 0,001***

М: быть на связи с другими 0,08 1,855 0,064

М: узнавать новых людей 0,07 1,943 0,053

М: играть в игры 0,04 1,258 0,209

М: публикация собственных мыслей, текстов, фотографий 0,07 2,145 0,033*

Риски в социальной сети (суммарный показатель) -0,30 -4,638 0,001***

Примечания: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001; M - мотивы использования социальной сети.

И^Щ ГГ ПУ 1 Г) 39

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Коэффициент детерминации модели составил 15,9 % (R2 = 0,152; р < 0,05; CI 95 % [0,09:0,22], модель является значимой F (11 397) = 8,044; p < 0,001. Значимыми предикторами показателя удовлетворенности жизнью являются: количество друзей в социальной сети, низкая степень интеграции социальных сетей в жизнь, мотивы публикации собственного материала в Сети, низкий уровень рисков в социальных сетях (табл. 4). Близкие к значимым являются коэффициенты мотивов узнавать новых людей и быть на связи с другими.

Обсуждение результатов

Целью данного исследования являлось изучение степени интеграции социальных сетей в жизнь подростков в связи с различными характеристиками их использования: мотивами и факторами онлайн-риска, а также был рассмотрен вклад данных аспектов в субъективное благополучие подростков.

Формальные характеристик использования социальной сети, мотивы и факторы онлайн-риска

Время, количество друзей и используемых социальных сетей, а также другие формальные параметры характеризуют разные несвязанные друг с другом особенности использования социальных сетей. Исключение составляет только связь наличия большего числа друзей с использованием большего числа социальных сетей, что может объясняться тем, что более современные подростки выросли в ситуации, когда социальные сети уже являлись частью повседневной жизни, а появление новой социальной сети является частью развития социальных медиа и Интернета (Simion & Dorard, 2020).

Регистрируясь в разных социальных сетях, человек устанавливает связи с новыми людьми, за счет чего общее количество друзей становится больше. Социальные сети, ориентируясь на данные, размещаемые человеком в своем профиле, предлагают ему установить контакт с людьми, уже являющимися друзьями, и с новыми, в том числе, незнакомыми людьми, но с похожими интересами, увлечениями. Наличие большего числа социальных сетей, которыми пользуется подросток, связано как с большей выраженностью мотивов использования социальных сетей, так и с большим риском.

Различные социальные сети ориентированы на различные способы представления себя, публикации материалов и взаимодействия с другими, способствуют реализации различных мотивов. Одни социальные сети в большей степени являются способами обмена сообщениями (мессенджерами) и способствуют реализации мотивов поддержания контактов, другие, ориентированные на публикацию пользователем своих материалов (например, Инстаграм, TikTok), позволяют реализовать мотивы, связанные с размещением контента и самопрезентацией, а, например, социальная сеть Discord используется для сопровождения игр. Данное утверждение подтверждается исследованием предпочтений различных социальных сетей и мотивов их использования, где установлено, что пользователи разделяют социальные медиа на информационные и коммуникативные, позволяющие поддерживать связь с другими (Stockdale & Coyne, 2020).

Сохранение приватности оказывается важным для более двух третьих подростков, при этом чаще всего (40 %) профиль является частично открытым, и только 1,2 % подростков оставляют профиль полностью открытым, что в обоих случаях превосходит аналогичные данные по исследования EU Kids Online (Livingstone, Olafsson, & Staksrud, 2013). Открытость профиля является

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

самостоятельной характеристикой поведения в социальных сетях (не связанной с временными или количественными параметрами) и обнаруживает связи, прежде всего, с мотивами использования социальной сети. Ожидаемо, что большее стремление ограничить доступ к персональному профилю связано с меньшей выраженностью мотивов, направленных на взаимодействие с другими. Тем не менее, сохранение приватности не связано с желанием представить собственную информацию в социальных сетях, что характеризует стратегию поведения, когда человек использует социальную сеть для выражения собственного мнения для ограниченной им самим аудитории. Кроме того, чем выше стремление к ограничению доступа к профилю в социальной сети, тем меньше возникает ситуаций риска вступления в контакт с незнакомыми людьми.

Онлайн-риски и мотивы использования социальных сетей

Коммуникативные и интерактивные мотивы использования социальных медиа, равно как и игровой мотив, связаны с повышенным риском взаимодействия с незнакомыми людьми и «девиртуализацией» или «развиртуализацией», т. е. встречей в реальной жизни с человеком, с которым познакомился в Интернете. Кроме того, риск буллинга может возрастать при реализации данных мотивов. Вероятно, факторами, способствующими буллингу в Интернете, являются время, проводимое в социальных медиа, и стремление к новым знакомствам, включая знакомство с участниками сетевых игр. В отношении игрового мотива наши данные согласуются с исследованием (Staksrud et а1., 2013), где было получено, что вероятным предиктором буллинга в Интернете является именно использование игровых сайтов. Интерес представляет то, что мотив, связанный с публикацией собственных материалов в социальной сети, связан с риском переживания негативных эмоций как реакции на публикуемые тексты, фотографии.

Можно констатировать, что коммуникативные мотивы связаны с рисками знакомства с новыми людьми, интерактивные - с «развиртуализацией», а мотив самопрезентации - с переживанием негативных эмоций.

Сходные данные относительно связей факторов риска в социальных сетях были получены в предыдущих исследованиях, где установлено, что само использование социальных сетей усиливает различные риски (Staksrud et al., 2013). Аналогичные результаты касаются и открытости профиля в социальной сети, где меньшая открытость связана с меньшими факторами риска. При этом значимым фактором выступает количество контактов в социальной сети, т. е. наличие более 100 контактов повышает риски, связанные со встречей в реальности с человеком, знакомым по Сети, что также подтвердилось в нашем исследовании.

Взаимосвязи характеристики поведенческой, социальной и эмоциональной включенности подростков в социальные сети

Количество друзей, которые есть у подростка в социальной сети, вероятно, может являться фактором, способствующим интеграции социальных медиа в жизнь подростка. При этом время, проводимое в социальной сети, скорее связано с социальной и эмоциональной интеграцией социальных медиа в жизнь. Таким образом, время в Сети связано со стремлением общаться через социальную сеть, предпочитать ее для общения и, в случае отсутствия возможности доступа, переживать негативные эмоции. Также об этом свидетельствует большее число социальных сетей, которые использует подросток при высокой интеграции социальных медиа в повседневную жизнь. Сохранение приватности профиля в социальной сети, наоборот, связано с меньшим включением социальных медиа в межличностную коммуникацию. В исследовании

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Е. Никитиной были выявлены значимые различия между группами респондентов с низкой и высокой активностью онлайн (в частности, публикацией своих фото): подчеркивается, что психологическое благополучие связано с коммуникативными мотивами для тех, кто активен в социальных сетях (Nikitina, 2021).

Интеграция социальных сетей в ежедневную активность и мотивы использования сетей

Поведенческая и социально-эмоциональная интеграция социальных медиа в жизнь подростка связана с более высокой выраженностью различных мотивов использования социальных сетей. Это позволяет утверждать, что социальные мотивы, связанные с установлением и поддержанием контакта с другими и совместной деятельности, во многом реализуются в социальных сетях. Однако результаты, полученные на выборке старших подростков, показывают, что использование социальных сетей для коммуникативных целей, с одной стороны, может быть связано с поиском психологической поддержки и эмпатии, но, с другой стороны, использование социальных сетей исключительно для коммуникативных целей может приводить к развитию негативных характеристик - тревожности и зависимости от социальных сетей (Stockdale & Coyne, 2020). Мотив самореализации через представление собственных материалов в Сети также связан с большей интеграцией социальных сетей в жизнь подростка (Nikitina, 2021). Высокая интеграция социальных сетей в жизнь связана с различными факторами риска, такими, как контакт с незнакомым человеком, встреча в реальности с человеком, знакомым только по Интернету и переживанием негативных эмоций. Можно предположить, что, включая в ежедневную активность социальные сети, подросток неизбежно усиливает риски от межличностного взаимодействия.

Удовлетворенность жизнью и использование социальных сетей

Количество друзей и стремление к публикации собственного содержания в Сети может приводить к большей удовлетворенности жизнью, что в целом согласуется с тем, что наличие социальных контактов способствует положительному восприятию собственной жизни (Nikitina, 2021). Однако высокая интеграция социальных сетей в жизнь подростка и большее число рисков, с которыми сталкивается подросток в социальной сети, снижают психологическое благополучие. Эти данные согласуются с негативной гипотезой связи психологического благополучия и использования цифровых медиа, однако наличие связей между субъективным благополучием и количеством друзей в социальных сетях скорее соответствует позитивной гипотезе или гипотезе социальных навыков. Несмотря на общую тенденцию отрицательной связи между психологическим благополучием и использованием цифровых медиа, специфика мотивов использования социальной сети и количества друзей могут менять данную связь (Clark, Algoe, & Green, 2018; Przybylski & Weinstein, 2017). Тем не менее, согласно обзорным исследованиям (Sch0nning, Hjetland, Aar0, & Skogen, 2020), значительная часть работ, посвященных проблематике негативного влияния социальных сетей на психологическое здоровье и благополучие, ввиду методологических особенностей дизайна, например отсутствия лонгитюда, не может претендовать на причинно-следственные закономерности, поэтому следует с осторожностью отнестись к интерпретации полученных результатов.

Полученные в исследовании результаты могут быть востребованы при разработке методов профилактики онлайн-рисков и зависимого от социальных сетей поведения, обучения

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

безопасному использованию сети Интернет и развития цифровых коммуникативных компетенций подростков.

Заключение

1. Формальные характеристики использования социальных сетей являются общими ориентирами для характеристики подростков-пользователей социальных сетей и описывают их как активных пользователей различных социальных сетей с большим количеством друзей. При этом увеличение количества социальных сетей, времени, которое им посвящает подросток, а также большое количество друзей может быть как фактором большей интеграции, так и фактором риска. В отличие от формальных характеристик, интеграция социальных медиа в повседневную активность может являться важным показателем для оценки степени того, насколько использование социальных сетей стало ежедневной практикой и поддерживает социальные и эмоциональные связи с другими.

2. Важной составляющей поведения в социальной сети является сохранение приватности. Регулирование доступности профиля пользователя может отражать проявление мотивов, связанных желанием коммуникации с другими людьми, однако оно не связано с мотивами презентации себя ограниченному кругу друзей через размещение информации. Приватность может снижать риски встречи с незнакомыми людьми и, соответственно, риски от возможной коммуникации.

3. Риски взаимодействия с незнакомым человеком и «развиртуализация» связаны с коммуникативными и интерактивными мотивами, но, вероятно, связаны и с целями пользователя: например, игровые мотивы связаны с большими социальными рисками. Реализация мотива самопрезентации скорее будет связана с переживанием реакций от других пользователей на публикации, чем с социальными рисками.

4. В целом большее психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью связаны с меньшими факторами риска в Интернете, как социальными, так и эмоциональными. Это, с одной стороны, может говорить о том, что отсутствие риска приводит к большему психологическому благополучию, с другой - что подростки, удовлетворенные жизнью, не стремятся в социальных сетях к взаимодействию, связанному с риском.

Литература

Алексеева, О. В., Веретина, О. Р. и Орлова, А. В. (2019). Подросток в интернет-среде: показатели благополучия и безопасности. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 2, 23-30. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-2 Горелова, Г. Г. и Иноземцев, Д. В. (2020). Анализ психологического благополучия на основании параметров поведенческой активности пользователей социальных сетей. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2, 489-494. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2020.2.p489-494 Карабанова, О. А. (2020). Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 3, 4-22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01 Карабанова, О. А. и Георгиевская, М. А. (2019). Представления об этических нормах Интернет-общения у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 4, 107-125.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Кирюхина, Д. В. (2019). Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей.

Современная зарубежная психология, 8(3), 53-59. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080306 Корниенко, Д. С. и Руднова, Н. А. (2018). Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией. Психологические исследования, 77(59), 9. Доступ 20 августа 2021, источник http://psystudy.ru Кор ниенко, Д. С., Руднова, Н. А. и Горбушина, Е. А. (2021). Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами большой пятерки и темной триады. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 37(1), 45-53. https:// doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-45-53 Кружкова, О. В. и Воробьева, И. В. (2019). Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 4, 160-185.

Овчарова, Р. В. (2021). Самопрезентация личности подростков и юношей в социальной сети.

Общество: Социология, Психология, Педагогика, 3, 74-79. https://doi.org/10.24158/spp.20213.12 Осин, Е. Н. и Леонтьев, Д. А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1, 117-142. https://doi. org/10.14515/monitoring.2020.1.06 Панов, В. И. и Патраков, Э. В. (2020). Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде. Психологическая наука и образование, 25(3), 16-29. https:// doi.org/10.17759/pse.2020250302 Собкин, В. С. и Федотова, А. В. (2018). Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии. Национальный психологический журнал, 3, 23-36. https:// doi.org/10.11621/npj.2018.0303 Собкин, В. С. и Федотова, А. В. (2019). Сеть как пространство социализации современного подростка. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 119-137. https://doi. org/10.17759/cpp.2019270308 Солдатова, Г. У. и Теславская, О. И. (2018). Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях. Национальный психологический журнал, 3, 12-22. https:// doi.org/10.11621/npj.2018.0302 Солодников, В. В. и Зайцева, А. С. (2021). Использование социальных сетей и социализация российских подростков. Социологическая наука и социальная практика, 9(1), 23-42. https:// doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870 Сунцова, Я. С. и Бурдыко, Е. В. (2018). Склонность к интернет-зависимости студентов в связи с их психологическим благополучием. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 28(4), 412-423. Хлыбова, Н. А., Томичева, И. В. и Гиренко, И. В. (2021). Самодетерминируемая мотивация студентов в контексте дистанционной образовательной деятельности. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 37(2), 226-238. https://doi. org/10.35634/2412-9550-2021-31-2-226-238 Холмогорова, А. Б. и Герасимова, А. А. (2019). Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 138-155. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270309

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Bruggeman, H., Van Hiel, A., Van Hal, G., & Van Dongen, S. (2019). Does the use of digital media affect psychological well-being? An empirical test among children aged 9 to 12. Computers in Human Behavior, 101, 104-113. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.07.015 Bulut, Z. A., & Dogan, O. (2017). The ABCD typology: Profile and motivations of Turkish social network sites users. Computers in Human Behavior, 67, 73-83. https://doi.org/10.1016Zj.chb.2016.10.021 Clark, J. L., Algoe, S. B., & Green, M. C. (2018). Social network sites and well-being: The role of social connection. Current Directions in Psychological Science, 27(1), 32-37. https://doi. org/10.1177/0963721417730833 Digital 2021: Global overview report. (2021). Retrieved from: https://datareportal.com/reports/

digital-2021-global-overview-report Ellison, N. B., Steinfield, C., & Lampe, C. (2007). The benefits of Facebook "friends": Social capital and college students' use of online social network sites. Journal of Computer-Mediated Communication, 12(4), 1143-1168. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00367.x Elphinston, R. A., & Noller, P. (2011). Time to face it! Facebook intrusion and the implications for romantic jealousy and relationship satisfaction. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 74(11), 631-635. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0318 Gao, T., Li, M., Hu, Y., Qin, Z., Cao, R., Mei, S., & Meng, X. (2020). When adolescents face both Internet addiction and mood symptoms: A cross-sectional study of comorbidity and its predictors. Psychiatry Research, 284. https://doi.org/10.10167j.psychres.2020.112795 Jenkins-Guarnieri, M. A., Wright, S. L., & Johnson, B. (2013). Development and validation of a social media use integration scale. Psychology of Popular Media Culture, 2(1), 38-50. https:// doi.org/10.1037/a0030277 Livingstone, S., Olafsson, K., & Staksrud, E. (2013). Risky social networking practices among "underage" users: Lessons for evidence-based policy. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3), 303-320. https://doi.org/10.1111/jcc4.12012 Marin-Lopez, I., Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Hunter, S. C., & Llorent, V. J. (2020). Relations among online emotional content use, social and emotional competencies and cyberbullying. Children and Youth Services Review, 108. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2019.104647 Masi, L. (2018). Usage d'Internet chez les millennials: Qu'en dit la littérature? Neuropsychiatrie de

l'Enfance et de l'Adolescence, 66(3), 165-174. https://doi.org/10.1016/j.neurenf.2018.02.003 Nikitina, E. (2021). Is selfie behavior related to psychological well-being? Psychology in Russia: State of the Art, 74(3), 21-33.

Przybylski, A. K., & Weinstein, N. (2017). A large-scale test of the Goldilocks hypothesis: Quantifying the relations between digital-screen use and the mental well-being of adolescents. Psychological Science, 28(2), 204-215. https://doi.org/10.1177/0956797616678438 Sch0nning, V, Hjetland, G. J., Aar0, L. E., & Skogen, J. C. (2020). Social media use and mental health and well-being among adolescents - A scoping review. Frontiers in Psychology, 11. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2020.01949 Simion, O., & Dorard, G. (2020). L'usage problématique des réseaux sociaux chez les jeunes adultes: Quels liens avec l'exposition de soi, l'estime de soi sociale et la personnalité? Psychologie Française, 65(3), 243-259. https://doi.org/10.1016Xj.psfr.2019.05.001 Sobkin, V. S., & Fedotova, A. V. (2019). Teenagers in social networks: Patterns of usage and aggressiveness. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 9(12), 1733-1752. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., & Chigarkova, S. V. (2020). Digital socialization of adolescents in

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

the Russian Federation: Parental mediation, online risks, and digital competence. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 191-206. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0413 Staksrud, E., Olafsson, K., & Livingstone, S. (2013). Does the use of social networking sites increase children's risk of harm? Computers in Human Behavior, 29(1), 40-50. https://doi.org/10.1016/j. chb.2012.05.026

Stockdale, L. A., & Coyne, S. M. (2020). Bored and online: Reasons for using social media, problematic social networking site use, and behavioral outcomes across the transition from adolescence to emerging adulthood. Journal of Adolescence, 79, 173-183. https://doi.org/10.1016/j. adolescence.2020.01.010

Valkenburg, P. M., & Peter, J. (2009). Social consequences of the Internet for adolescents: A decade of research. Current Directions in Psychological Science, 18(1), 1-5. https://doi. org/10.1111/j.1467-8721.2009.01595.x

Дата получения рукописи: 18.09.2021 Дата окончания рецензирования: 01.12.2021 Дата принятия к публикации: 02.12.2021

Информация об авторах Александр Николаевич Веракса - академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заместитель директора Психологического института Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 15770369700, ResearcherlD: H-9298-2012, SPIN-код: 9953-2754; e-mail: veraksa@yandex.ru Дмитрий Сергеевич Корниенко - доктор психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детства и цифровой социализации Психологического института Российской академии образования, профессор кафедры общей психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 36053200600, ResearcherlD: L-5971-2015, SPIN-код: 5115-4075; e-mail: dscorney@mail.ru Аполлинария Вадимовна Чурсина - младший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57223604848, ResearcherlD: AAG-8388-2021, SPIN-код: 5166-5355; e-mail: avchurs@gmail.com

Заявленный вклад авторов Александр Николаевич Веракса - разработка методологической концепции исследования, организация исследования, анализ результатов исследования.

Дмитрий Сергеевич Корниенко - обзор литературы, подготовка рукописи, подбор диагностического инструментария исследования.

Аполлинария Вадимовна Чурсина - сбор данных исследования, обработка результатов исследования, оформление рукописи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.