Научная статья на тему 'МОТИВИРОВКА ПРИЧИН ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МОТИВИРОВКА ПРИЧИН ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕЛИ / САМОКОНТРОЛЬ / ПРИЧИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Владимир Николаевич, Вольский Василий Васильевич, Голубев Александр Антонович, Волкова Людмила Михайловна, Морозов Александр Анатольевич

Важнейшим фактором эффективности любой деятельности, а спортивной - в особенности, является наличие достаточно сильного и устойчивого к ней интереса. В исследовании установлены основные причины, влекущие за собой прекращение занятий спортом и частота их встречаемости. Адекватность оценки аспектов учебно-тренировочного процесса обеспечивалась участием детей, родителей, тренеров и активной установкой на педагогическое сотрудничество. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены проблемы отсева новичков из спортивной секции в той интерпретации, как ее мотивируют сами субъекты педагогического сотрудничества, что позволяет найти главные направления решения данной проблемы: повышение увлекательности педагогического процесса, преодоление у детей неуверенности, страха сделать «что-то не то» или «не так», подъем самооценки их способностей, справедливое отношение и достаточное внимание тренера к занимающимся подросткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Владимир Николаевич, Вольский Василий Васильевич, Голубев Александр Антонович, Волкова Людмила Михайловна, Морозов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF THE REASONS FOR STOPPING SPORTS AT THE INITIAL PREPARATION STAGE

The most important factor in the effectiveness of any activity, and sports in particular, is the presence of the sufficiently strong and stable interest in it. The study established the main reasons for the cessation of sports and the frequency of their occurrence. The adequacy of the assessment of aspects of the educational and training process was ensured by the participation of children, parents, coaches and an active attitude to pedagogical cooperation. The practical significance of the conducted research lies in the fact that the problems of the dropout of newcomers from the sports section are revealed in the interpretation as it is motivated by the subjects of pedagogical cooperation themselves, which allows us to find the main directions for solving this problem: increasing the fascination of the pedagogical process, overcoming children's uncertainty, fear of doing "something wrong" or "wrong", raising the self-esteem of their abilities, fair attitude and sufficient attention of the coach to the teenagers involved.

Текст научной работы на тему «МОТИВИРОВКА ПРИЧИН ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

REFERENCES

1. Barchukov, I.S. (2018), Theory and methods of physical education and sports, KnoRus, Moscow.

2. Mervinskaya, O.V. and Belyaeva, O.A. (2015), "Formation of a student's personality by means of physical culture", Actual issues ofpsychology and pedagogy in modern conditions, collection of scientific works, Publishing House of the Innovation Center for the Development of Education and Science, St. Petersburg, pp. 90-92.

3. Linder, V.I. (2019), On the wings of the "Petrel", History of student sports, Sport Moscow.

4. Raskin, E.O., Rusanov, D.Yu., Mokretsova, Yu.M. and Itin. A.L., St. Petersburg (2016), Student sports club. The beginning: a methodological guide for the creation and development of a student sports club, ITMO University Publishing House, St. Petersburg.

5. Kiseleva, Zh.I., Valetov, M.R. and Shlyapnikova, V.V. (2021), "Infographics in the formation of the foundations of a healthy lifestyle among students", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, V.10, No. 3 (36), pp. 142-144.

Контактная информация: shlyapnikovav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2022

УДК 796.012.62

МОТИВИРОВКА ПРИЧИН ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург; Александр Антонович Голубев, кандидат педагогических наук, Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Анатольевич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург

Аннотация

Важнейшим фактором эффективности любой деятельности, а спортивной - в особенности, является наличие достаточно сильного и устойчивого к ней интереса. В исследовании установлены основные причины, влекущие за собой прекращение занятий спортом и частота их встречаемости. Адекватность оценки аспектов учебно-тренировочного процесса обеспечивалась участием детей, родителей, тренеров и активной установкой на педагогическое сотрудничество. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены проблемы отсева новичков из спортивной секции в той интерпретации, как ее мотивируют сами субъекты педагогического сотрудничества, что позволяет найти главные направления решения данной проблемы: повышение увлекательности педагогического процесса, преодоление у детей неуверенности, страха сделать «что-то не то» или «не так», подъем самооценки их способностей, справедливое отношение и достаточное внимание тренера к занимающимся подросткам.

Ключевые слова: спортивная деятельность, тренировочный процесс, потребности, цели, самоконтроль, причины.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p176-180

MOTIVATION OF THE REASONS FOR STOPPING SPORTS AT THE INITIAL

PREPARATION STAGE

Vladimir Nikolaevich Kovalenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Military Space Academy A.F. Mozhaisky, St. Petersburg; Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, docent, Naval Academy N.G. Kuznetsov, St. Petersburg; Alexander An-tonovich Golubev, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Mikhailovna Volkova, the

candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Anatolyevich Morozov, the candidate

of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

The most important factor in the effectiveness of any activity, and sports in particular, is the presence of the sufficiently strong and stable interest in it. The study established the main reasons for the cessation of sports and the frequency of their occurrence. The adequacy of the assessment of aspects of the educational and training process was ensured by the participation of children, parents, coaches and an active attitude to pedagogical cooperation. The practical significance of the conducted research lies in the fact that the problems of the dropout of newcomers from the sports section are revealed in the interpretation as it is motivated by the subjects of pedagogical cooperation themselves, which allows us to find the main directions for solving this problem: increasing the fascination of the pedagogical process, overcoming children's uncertainty, fear of doing "something wrong" or "wrong", raising the self-esteem of their abilities, fair attitude and sufficient attention of the coach to the teenagers involved.

Keywords: sports activity, training process, needs, goals, self-control, reasons.

ВВЕДЕНИЕ

Тренировочный процесс не может быть эффективным, если он является для спортсмена вынужденным [2-4]. Если же юный спортсмен добровольно «включен» в деятельность, то она для него является постоянно привлекательной и целостной системой, включающей: наличие потребности, постановку личных целей, выделение на нее времени, самоконтроль и осуществление учебно-тренировочных занятий, создание и получение продуктов деятельности в виде показателей совершенствования, поощрений и наград, удовлетворенность реализацией своей потребности [1, 5, 6]. В рамках исследования эффективности педагогического сотрудничества между родителями и тренерами по борьбе дзюдо нами были изучены основные причины, влекущие за собой прекращение занятий спортом начинающих спортсменов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, математические методы. Для выявления причин прекращения занятий спортом нами было проведено анкетирование, беседы с детьми и родителями начинающих спортсменов, которые прекратили занятия в спортивной секции. Всего было опрошено 74 семьи, возраст детей - 11-12 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Поведенный анализ бесед и анкетирования родителей начинающих спортсменов, позволил условно распределить причины прекращения занятий на 4 группы (рисунок).

В группе № 1 (13,5% случаев) дети бросили занятия своевольно, не ожидая согласия родителей, при этом родители детей были недовольны решением прекращения занятий и требовали вернуться к занятиям спортом.

В группе № 2 (33,7%) родители сыграли инициативную роль в прекращении занятий спортом их детей (кто-то из-за негативного отношения к занятиям, кто-то из жалости по поводу трудностей, испытываемых детьми, кто-то по другим мотивам).

В группе № 3 (40,5%) родители были осведомлены о нежелании детей заниматься спортом и отнеслись к прекращению занятий индифферентно.

12,3

13,5

40,5

33,7

■ 1 группа ■ 2 группа ■ 3 группа ■ 4 группа

Рисунок - Данные прекращения занятий детей в спортивных секциях

В группе № 4 (12,3%) были выявлены другие проблемы занятий спортом.

В исследовании проведен анализ основных причин, влияющих на прекращение занятий спортом, и их группировка:

1) причины, которые исходили от начинающих спортсменов - 51% проанализированных случаев;

2) причины, исходящие непосредственно от тренера - 25; случаев;

3) причины, исходящие от родителей воспитанников - 18% случаев:

4) причины, не относящиеся к тренировочному процессу - 6% случаев.

Проводя анализ высказанных причин, было установлено, что в основном они четко

не формулировались и были расплывчатыми и логически не связанными. Вполне очевидно, что родители и сами дети недостаточно целеустремлены и мотивированы к занятиям спортом. Различные ситуации вполне могли в корне поменять их отношения и намерения.

В исследовании более детально были проанализированы и установлены причины прекращения занятий и частота их встречаемости в объяснениях спортсменов и их родителей (таблица).

Таблица - Причины прекращения занятий подростков в спортивной секции дзюдо

№ Причина прекращения занятий спортом %

1 Спортсмен: «Обманчивость» первоначальных представлений и ожиданий, стало неинтересно, скучно 8,3

2 Спортсмен: Неуверенность, страх сделать «не то» или «не так», «опозориться» на виду у всех 7,8

3 Спортсмен: Низкая самооценка своих конституциональных, двигательных или личностных способностей 7,4

4 Тренер: Избирательное обращение с учениками 6,5

5 Тренер: Недостаток внимания к спортсмену из-за его неперспективности, непонимания «что с ним делать» 6,0

6 Спортсмен: Некомпенсируемое «отставание» от группы 6,0

7 Спортсмен: Наличие приоритетов вне спорта. Трудности совмещения спорта с учебой или увлечениями 5,5

8 Родители: Игнорирование спортивных интересов и потребностей ребенка (отсутствие поддержки) 5,5

9 Тренер: Расхождения во взглядах и разногласия с детьми 5,1

10 Родители: Неудовлетворенность организацией тренировок, распорядком, правилами и требованиями 5,1

11 Родители: Пристрастное отношение к ребенку (спортсмен боится не оправдать ожидания родителей) 5,1

12 Спортсмен: Страх перед болью, возможностью травмирования 4,6

13 Спортсмен: Плохие отношения с другими занимающимися 4,1

14 Спортсмен: Хроническая утомляемость 4,1

15 Родители: Негативное отношение к виду спорта или к спорту вообще, недовольство спортивным выбором сына 4,1

16 Спортсмен: Недопонимание изучаемого материала 3,7

17 Родители: Недовольство тренером 3,2

18 Ситуация: Травмы, болезни, не связанные с занятиями спортом 3,2

19 Тренер: Ненадлежащее состояние дисциплины в группе 2,3

20 Ситуация: Существенные изменения в обстоятельствах личной жизни, нехватка времени 1,4

21 Ситуация: Перемена места жительства 0,9

Всего было названо 217 причин, по которым 74 ребенка прекратили занятия. В среднем на 1 ученика приходится 2,9 причины, побуждающие бросить занятия спортом.

В исследовании была выявлена неоднозначность причин, нечеткость их определений и мотивировок. Источник причин определялся по тому контексту, который акцентировался в ответах детей и родителей, т.е. мы не проводили методического или каузального анализа педагогических ситуаций относительно каждого ребенка, прекратившего занятия. Мы исходили из акцентов, которые расставляли отвечающие. Например, одна мама указала: «не та дисциплина у этого тренера, мой сын проходил на тренировки два месяца, а так и не учился подчиняться порядку, как не слушался меня, так и не слушается». Фактически проблема исходит от ученика или от его матери, но обозначается как проблема, исходящая со стороны тренера. Поэтому эта причина была отнесена по типу исходящая со стороны тренера. Тем не менее, многозначность полученных данных не умаляет их ценности, поскольку они очерчивают предметное пространство проблемы отсева новичков из спортивных секций в той интерпретации, как ее мотивируют сами субъ-

екты проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родители и дети спортивной секции имели систематическую возможность знать действительное положение вещей, а поэтому их представления, восприятия, оценки и мотивы были адекватными в отношении предмета, целей и задач, средств и условий, процесса и результатов спортивной деятельности. Адекватность отношений во многих аспектах учебно-тренировочного процесса обеспечивалась конкретным участием родителей и активной установкой на педагогическое сотрудничество. Значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены основные проблемы отсева новичков из спортивных секций в той интерпретации, как ее мотивируют сами субъекты педагогического сотрудничества, что позволяет найти оптимальные средства решения данной проблемы, при этом акцентированное внимание необходимо направлять на повышение интереса к тренировкам, роста увлекательности педагогического процесса, преодоления у детей неуверенности, страха сделать «что-то не то» или «не так», подъема самооценки их способностей, справедливого отношения и достаточного внимания тренера к занимающимся и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л.М. Современные технологии безопасности жизнедеятельности подростков в детских оздоровительных лагерях / Л.М. Волкова, К.А. Дубаренко, Л.М. Митенкова // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2015. - № 25. - С. 129-131.

2. Вольский В.В. Оценка силовых возможностей борцов / В.В. Вольский, М.В. Габов, Л.Р. Пальтиель // Физическая культура в образовательном пространстве России: состояние, тенденции и перспективы : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 64-71.

3. Методика дифференцированной тренировки студентов, имеющих низкие показатели в беге на 100 метров / А.Е. Катков, А.Е. Батурин, В.Н. Коваленко, В.В. Вольский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 125-129.

4. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.

5. Пастушков А.В. Оздоровительная и физическая тренировка аэробной направленности как фактор повышения физической подготовленности военнослужащих / А.В. Пастушков // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ. - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2020. - С. 256-261.

6. Научно-теоретические проблемы физической подготовленности допризывной молодежи / А.М. Фофанов, В.Н. Коваленко, А.С. Яцковец, А.В. Новиков // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2020. - № 4. - С. 48-53.

REFERENCES

1. Volkova, L.M., Dubarenko, K.A. and Mitenkova, L.V. (2015), "Modern technologies of life safety of adolescents in children's health camps", Physical culture, sport and health, No. 25, pp. 129-131.

2. Volsky, V.V., Gabov, M.V. and Paltiel, L.R. (2019), "Evaluation of the power capabilities of wrestlers", Physical culture in the educational space of Russia: state, trends and prospects, proceedings of the conference, St. Petersburg, pp. 64-71.

3. Katkov, A.E., Baturin, A.E., Kovalenko, V.N. and Volsky, V.V. (2019), "The method of differentiated training of students with low performance in running for 100 meters", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 125-129.

4. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A.V. (2018), "The nature of the manifestation of physical qualities depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (156), pp. 122-126.

5. Pastushkov, A.V. (2020), "Health and physical training of aerobic orientation as a factor of increasing the physical fitness of military personnel", Actual problems of professionally applied physical culture and sports, inter-university collection of scientific and methodical works, Polytech-Press,, St. Petersburg, pp. 256-261.

6. Fofanov, A.M., Kovalenko, V.N., Yatskovets, A.S. and Novikov, A.V. (2020), "Scientific and theoretical problems of physical fitness of pre-conscription youth", Actual problems of physical training of power structures, No. 4, pp. 48-53.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2022

УДК 796.422.14:378

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Оксана Геннадьевна Ковальчук, старший преподаватель, Талгат Абаевич Сагиев, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет, Омск; Илдус Гиниятуллович Гибадуллин, доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос преодоления беговой дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями на академических занятиях легкой атлетикой в Омском государственном техническом университете. При построении академических занятий для подготовки в беговых видах легкой атлетики необходимо учитывать предрасположенность студентов к спринтерскому бегу и к бегу на средние дистанции. Цель нашего исследования - выявление эффективности применения специальных скоростно-силовых занятий при подготовке студентов вуза к бегу на 3000 метров на академических занятиях легкой атлетики с учетом их индивидуально-типологических особенностей. В статье выявляются скоростные режимы при преодолении дистанции 3000 метров у студентов с различными индивидуально-типологическими особенностями. Для успешного преодоления дистанции 3000 метров студентами с различными индивидуально-типологическими особенностями, необходимо развивать анаэробную энергетическую систему, улучшать скоростные качества. Недостаточный уровень развития ско-ростно-силовой подготовленности ограничивает скоростно-силовые возможности студентов-легкоатлетов при преодолении различных участков дистанции в беге на 3000 метров. Авторами предложена определенная направленность занятий на развитие анаэробной скоростной и силовой выносливости с учетом индивидуально-типологических особенностей. Результаты могут быть использованы в учебном процессе для студентов, выбравших направление легкая атлетика.

Ключевые слова: студенты-легкоатлеты, академические занятия, легкая атлетика, индивидуально-типологические особенности, анаэробная скоростная и силовая выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p180-184

SPEED AND STRENGTH TRAINING OF STUDENTS TO IMPROVE PERFORMANCE IN MIDDLE DISTANCE RUNNING

Oksana Gennadievna Kovalchuk, the senior teacher, Talgat Abayevich Sagiev, the candidate

of pedagogical sciences, docent, Omsk State Technical University; Ildus Giniyatullovich Gibadullin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kalashnikov Izhevsk State Technical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University

Abstract

This article deals with the issue of overcoming the running distance of 3000 meters by students with different individual typological features in academic athletics classes at the Omsk State Technical University. When constructing academic classes for training in cross-country athletics, it is necessary to take into account the predisposition of students to sprint and middle-distance running. The purpose of our study is to identify the effectiveness of the use of special speed-strength classes in preparing university students for 3000-meter run in academic athletics classes, taking into account their individual typological features. The article reveals high-speed modes when overcoming a distance of 3000 meters among stu-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.