Научная статья на тему 'Мотивированность как критерий выбора номинации в городе Ярославле'

Мотивированность как критерий выбора номинации в городе Ярославле Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВИРОВАННОСТЬ / ЭРГОНИМ / НОМИНАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ / MOTIVATION / ERGONYM / NOMINATION / CURRENT STATE OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаркова Татьяна Вячеславовна

В статье рассматривается языковая ситуация современного города на примере эргонимов, называющих стоматологические клиники города Ярославля. Дано понятие «эргонима», выявлены принципы и типы номинации эргонимов; особое внимание уделяется принципу мотивированности названий, в связи с чем анализируются собранные языковые единицы города Ярославля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation as a criterion for nomination in the city of Yaroslavl

The article considers the state of language in a modern city giving examples of ergonyms naming dental clinics in Yaroslavl. The notion «ergonym» is explained and the principles and types of nomination are indicated. The author pays special attention to the principle of name motivation and analyses linguistic units collected in the city of Yaroslavl.

Текст научной работы на тему «Мотивированность как критерий выбора номинации в городе Ярославле»

УДК 81

Т. В. Шаркова

Мотивированность как критерий выбора номинации в городе Ярославле

В статье рассматривается языковая ситуация современного города на примере эргонимов, называющих стоматологические клиники города Ярославля. Дано понятие «эргонима», выявлены принципы и типы номинации эргонимов; особое внимание уделяется принципу мотивированности названий, в связи с чем анализируются собранные языковые единицы города Ярославля.

Ключевые слова: мотивированность, эргоним, номинация, современная языковая ситуация.

T. V. Sharkova

Motivation as a criterion for nomination in the city of Yaroslavl

The article considers the state of language in a modern city giving examples of ergonyms naming dental clinics in Yaroslavl. The notion «ergonym» is explained and the principles and types of nomination are indicated. The author pays special attention to the principle of name motivation and analyses linguistic units collected in the city of Yaroslavl.

Key words: motivation, ergonym, nomination, current state of language.

Конец XX - начала XXI вв. повлек за собой появление большого количества разных названий коммерческих предприятий (магазинов, фирм, отелей, гостиниц, ресторанов, промышленных предприятий и других форм коллективной деловой деятельности), которые вызвали интерес языковедов и стали объектом научных исследований. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям -ономастика (греч. onomastike - «искусство давать имена»; onomastikos - «относящийся к именам»), занимающийся изучением собственных имен. Ономастикой называют и совокупность всех собственных имен. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей. В 1978 г. выходит первое издание «Словаря русской ономастической терминологии» Н. В. Подольской, где впервые был официально заявлен термин эргоним.

Наша работа посвящена эргонимам, называющим стоматологические клиники города Ярославля. Под эргонимами мы будем понимать особый разряд наименований, представляющих собой собственные имена предприятий различного функционального профиля: делового объединения людей (научного учебного, производственного учреждения), коммерческого предприятия (агентства, банка, магазина, фирмы), объекта культуры (кинотеатра, клуба, развлекательного учреждения, театра, парка), спортивного заведения (комплекса,

стадиона), представляющие собой единицы лингвистического пространства города.

Тема нашего исследования является актуальной на сегодняшний день, так как язык есть отражение жизни. Все изменения в жизни людей выражаются посредством языкового материала, который должен соответствовать уровню жизни. Особенно значима необходимость изучения личностного начала в номинативном процессе, так как выявляется тенденция к его усилению в современном русском языке. Новые приемы привлечения потребителей могут обеспечить успешность функционирования предприятия в коммерческой сфере: наименования предприятий являются одним из важнейших факторов воздействия на потенциальных клиентов и средством выделения предприятия из ряда подобных. В силу специфики функционирования эргонимов их изучение еще долгое время не потеряет актуальности.

Нам стали интересны принципы называния стоматологических клиник города Ярославля еще и потому, что в связи с плохой экологией и наследственными болезнями все больше людей сталкивается с заболеваниями органов ротовой полости. Существенными причинами являются еще и такие, как желание людей следить за собой, выглядеть молодо и привлекательно за счет красивой и здоровой улыбки. Это повлекло за собой появление большого количества стоматологических клиник.

© Шаркова Т. В., 2017

В связи с тем, что название, дающееся учреждению, должно быть мотивированным, мы считаем, что в основу номинации городских объектов должен быть положен принцип мотивированности.

Цель нашего исследования заключается в следующем: выявить мотивацию названий стоматологических клиник г. Ярославля.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Провести лингвостилистическую экспертизу названий стоматологических клиник города Ярославля и Ярославской области.

2. Выяснить мотивацию эргонимов, называющих стоматологические клиники города Ярославля и Ярославской области.

3. Определить способ воздействия названий стоматологических клиник на человека.

Интерес к эргонимам появился в отечественном языкознании во второй половине XX в., что подтверждается работами Б. З. Букчиной и Г. А. Золотовой (1968), С. А. Копорского (1969), М. Н. Морозовой (1973,1976), А. В. Суперанской, Н. В. Подольской и многих других исследователей.

В ходе нашего исследования были выявлены следующие типы номинаций стоматологических клиник:

1. Номинации с точки зрения используемого языка

Например:

- Русскоязычные эргонимы:

«Меридиан», «Надежда», «Нинель», «Подмосковье»;

- Эргонимы на иностранном языке:

«StartSmile»; «Yes»;

- Иностранные номинации, написанные кириллицей:

«Нью-клиник», «Смайл».

2. Номинации, представляющие собой сокращения;

Например: «Юсодент»; «МедЭксперт».

3. Эргонимы, представляющие собой имена собственные и нарицательные.

Например:

- Имена собственные:

«Анитель», «Надежда», «Нинель», «София», «Ярославль», «Пятерка-Н» (название района г. Ярославля);

- Нарицательные:

«Белая орхидея», «Классика», «Консилиум», «Константа», «Радуга здоровья», «Студия улыбки», «Эстетика».

На основе полученной классификации мы смогли выявить один из основных принципов, лежащий в основе мотивированности названий -

это привлечение клиента при помощи завоевания его доверия, внушения веры в светлое будущее и надежды на ближайшие позитивные изменения в жизни.

Для исследования было взято 35 языковых единиц.

Из них мотивированные -16 названий, например:

- «Стоматолог и Я»

Данное название заинтересует клиентов, так как из названия сразу видно прямую направленность клиники на стоматологическое дело, а также вызовет доверительные чувства: обобщенные образы «стоматолог» и «я» как бы ставят врача и пациента в один ряд, что обычно вызывает у рядового потребителя положительные эмоции.

- «Валео дент»

Нам удалось выяснить, что данное название происходит от латинского слова «valeo», что в переводе означает «здоровье, сила». Слово «dent», как уже говорилось ранее, - зуб. Мотивация этого названия становится ясной - гарантия здоровья и крепости зубов

- «Стоматология Агалит»

Мы считаем, что название мотивированное, так как содержит непосредственную отсылку к стоматологическому делу. Также оно интересно с точки зрения второй своей части: агалит - это минерал, камень, использующийся в медицинских целях. Следовательно, данное название убеждает потребителя в том, что его зубы после посещения данной клиники станут крепкими, словно камень.

Немотивированные названия - 19, например:

- «Подмосковье», «Пятерка-Н», «Ярославль», «Переславль - Залесский» Данные названия можно объединить по смысловому принципу (все они указывают на место), но они не имеют мотивировки, так как нет никаких предпосылок, относящих их к стоматологии и вообще лечебному делу в целом.

- «Yes»

Название клиники происходит от английского слова «yes», что в переводе на русский означает «да». Мы считаем, что такое название является весьма странным для стоматологической клиники и оставит чувство недоумения у клиентов. С другой стороны, это название отражает современный стиль жизни и ориентировано на молодое поколение, но нет никакой привязанности к стоматологическому делу, из чего можно сделать вывод, что название немотивированное.

- «Славич»

Данное название несет в себе отсылку к древним народам Руси - славянам. Название совер-

62

Т. В. Шаркова

шенно немотивированное, так как не вызывает никаких ассоциаций со стоматологическим делом. Такое название скорее подошло бы, например, ресторану с русской кухней.

- «Русский дом»

Такое название никак не связывается с медициной, в частности со стоматологией, не несет в себе каких-либо положительных ассоциаций, следовательно, будет неинтересно потребителям. Такое название скорее подойдет для гостиницы, которая обещает все гостеприимство русского крова.

Вывод: таким образом, мы видим, что принцип мотивированности названий не соблюдается, так как большинство названий стоматологических клиник не мотивированы, вызывают неприятные ассоциации и непонятны клиентам.

В то же время мотивированные названия подобраны весьма креативно, оправдывают предназначение клиники, завлекая клиента и вызывая приятные, положительные эмоции, доверие и определенные ассоциации, которые располагают клиента к обращению именно в эту клинику.

В настоящее время достаточно редко в названиях учреждений соблюдается принцип мотивированности, что приводит к отсутствию коммуникации между потенциальным клиентом и учредителем предприятия.

Таким образом, можно рекомендовать учредителям стоматологических клиник подбирать названия в соответствии с ожиданиями клиента в целях привлечения людей именно в свою клинику.

Библиографический список

1. Емельянова, А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города [Текст] / А. М. Емельянова. - Уфа, 2007.

2. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н. В. Подольская. - М., 1988. - С. 151.

3. Романова, Т. П. Проблемы современной эр-гонимии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http : //weblib .ssu. samara. ru/DLib/vestnik/documents/ 199810904.html

4. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного [Текст] / А. В. Суперанская. - М., 1984. -С. 108.

5. Стоматологические клиники г. Ярославля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yarcom.ru/org/stomatologii-stomatologicheskie-kliniki-kabinety

Bibliograficheskij spisok

1. Emel'janova, A. M. Jergonimy v lingvis-ticheskom landshafte polijetnicheskogo goroda [Tekst] / A. M. Emel'janova. - Ufa, 2007.

2. Podol'skaja, N. V. Slovar' russkoj onomas-ticheskoj terminologii [Tekst] / N. V. Podol'skaja. -M., 1988. - S. 151.

3. Romanova, T. P. Problemy sovremennoj jergo-nimii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://weblib.ssu.samara.ru/DLib/vestnik/documents/ 199810904.html

4. Superanskaja, A. V. Obshhaja teorija imeni sobstvennogo [Tekst] / A. V. Superanskaja. - M., 1984. - S. 108.

5. Stomatologicheskie kliniki g. Jaroslavlja. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.yarcom.ru/org/stomatologii-stomatologicheskie-kliniki-kabinety

Дата поступления статьи в редакцию: 03.02.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.