УДК 37.015.31 ББК 88.62-7
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-1-57-76-81
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
FOREIGN STUDENTS' MOTIVATION FOR EDUCATIONAL АСТ1У1ТУ AT PRE-UNIVERSITY STAGE
КУЗНЕЦОВА Марина Евгеньевна
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
МИРОНЕНКО Наталья Владимировна
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
ТРУБЧАНИНОВА Маргарита Евгеньевна
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражены результаты анкетирования, проведенного в Институте международного образования Воронежского государственного университета. Респондентами были обучающиеся довузовского этапа подготовки. Цель исследования - выявление их мотивации и подготовленности к освоению образовательных программ на русском языке. В результате исследования установлено преобладание социальных стимулов, побуждающих иностранцев стремиться к получению высшего образования: уважение в обществе, возможность карьерного роста. В меньшей степени выбор определяют познавательные мотивы: стремление к знаниям, обогащению академического багажа. Техническая подготовленность иностранцев к обучению оказалась ниже ожидаемого уровня. Однако в восприятии респондентов отсутствие технических средств не является существенным препятствием к обучению. Режим дня, согласно ре-зульта-там исследования, удовлетворяет большинство обучающихся. Особое место в статье уделено особенностям взаимодействия между обучающимися и преподавателями, а также сотрудниками вуза. Отношения оценивают как доброжелательные и нормальные 90 % опрошенных. Были отмечены также оперативность и качество взаимодействия с преподавателями и сотрудниками университета. Авторами обозначены перспективы исследования, предполагающие выявление валидности и динамики результатов анкетирования путем сопоставления полученных результатов с итоговой аттестацией и опросом, который планируется провести в следующем учебном году.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, иностранные обучающиеся, анкетирование, аттестация.
KUZNETSOVA Marina E.
Voronezh State University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
MIRONENKO Nataliya V.
Voronezh State University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
TRUBCHANINOVA Margarita E.
Voronezh State University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article reflects the results of questioning pre-university students at Voronezh State University Institute of International Education. The purpose was to reveal their motivation for getting higher education and to check if they are ready to master educational programs in Russian. The study showed, that foreigners are mainly encouraged by social incentives, such as respect and career opportunities. To a lesser extent students' choices are determined by cognitive motives: the desire for knowledge or academic excellence. The foreign students appeared to be less technically prepared for educational activities than expected, but they do not recognize the lack of technical means as a significant obstacle. According to the results of the study, the daily regimen satisfies most of the students. The authors pay special attention to interaction between students and teachers, as well as other university employees. 90 % of respondents think that relations between people in the university are friendly or normal. Speed and efficiency of interaction with teachers and staff were also noted. The authors outline the prospects of their research, suggesting to verify its validity in dynamics, comparing the current data with the results of final attestation and another survey, planned for next academic year.
Keywords: Motivation, educational activity, foreign students, questioning, attestation.
Проблема адаптации иностранных слушателей к учебной деятельности в вузе является традиционным предметом обсуждения участников научных
© Кузнецова М. Е., Мироненко Н. В., Трубчанинова М. Е., 2024.
мероприятий различных видов и уровней (см., например, Довузовский ... 2022). Особенно актуальна проблема адаптации при рассмотрении процесса обучения иностранцев на довузовском этапе и характеризуется тем, что изучение профильных дисциплин проходит на неродном для слушателей языке и сопровождается освоением новых социокультурных норм (Захарова, Кузнецова, Минахметова 2022; Гонта, Булгач 2019).
Одной из черт адаптированной личности исследователи (Сурыгин 2000; Маэ1ош 1981) считают внутреннюю учебную мотивацию, которая обеспечивает удовлетворение потребности в получении знаний, поэтому мотивация учебной деятельности является одной из центральных в аспекте получения образования. Различные виды ее классификации описаны отечественными и зарубежными исследователями (Божович 2001; Маркова, Матис, Орлов 1990).
Анализ публикаций позволил выявить широкое разнообразие шкал учебной мотивации, в основе которых лежат следующие мотивы:
- коммуникативные, профессиональные, социальные мотивы, а также мотивы избегания, престижа и др. (Захарова, Кузнецова, Минахметова 2022);
- мотивы успеха, боязни неудач, будущей профессиональной деятельности, одобрения родных и др. (Агранович, Кнышова 2015).
Наличие широкого спектра мотивов позволяет свести их к двум основным группам - социальной и познавательной мотивации (Вершинина, Кур-банов, Панич 2016).
В рамках ежегодного мониторинга, проводимого в Институте международного образования Воронежского государственного университета (далее - ИМО ВГУ) была проанализирована мотивация учебной деятельности иностранных слушателей довузовского этапа. В опросе приняли участие 250 человек из 300 обучающихся, из которых 68 % - юноши, а 32 % - девушки. Анкетирование осуществлялось во внеучебное время в компьютерных классах в присутствии преподавателей - кураторов групп, разославших полученную ими от организаторов мониторинга ссылку на опрос в сервисе Оп11пеТез1Рад иностранным слушателям.
Обучающимся было предложено четыре блока вопросов, первый из которых содержал 26 коротких предложений с оценкой по следующей шкале: всегда, почти всегда, иногда, очень редко, никогда (рис. 1).
всегда почти иногда очень никогда Есегдэ редко
Рис. 1. Учебная мотивация в оценках респондентов
Полученные и обработанные с помощью сервиса On1ineТestPad данные были представлены в виде средней цифры по каждой позиции, внесены в общий бланк ответов и проанализированы согласно схеме Домбровской (Сафукова, Николаева, Стрюкова 2019).
60
50 ""а
40
30
20
10 В
0
кочу
устроиться
на
1..
хорошую работу
поможет мнесать полезным
д.™
общества
г/не нравнтся узнаЕать новое
я учусь по
совету родителей
н учусь потому что есе учатся
не д^м.ал об этом
Рис. 2. Мнение респондентов об их учебной мотивации (ответ на вопрос «Что вас мотивирует учиться?»)
Следует отметить, что полученные результаты не противоречат данным, описанным в публикации других исследователей (Агранович, Кнышо-ва 2015), в которой основными мотивами успешной учебы авторы называют мотивы «добиться одобрения родителей и окружающих» (рис. 2).
Известно, что в качестве ресурса оптимизации обучения, мотивирующим на успех, выступает применение информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим второй блок вопросов был нацелен на выявление технической готовности иностранных слушателей к обучению, их отношения к организации учебного процесса, оценки ими качества преподавания русского языка и предметов на русском языке. Получены следующие результаты: 52 % обучающихся имеют компьютер / планшет и умеют работать с электронными ресурсами, 32 % не имеют компьютеров и планшетов, но умеют работать с электронными ресурсами. Остальные 15 % опрошенных заявили, что не имеют ни компьютеров, ни навыков работы с ними.
Формированию у слушателей учебной мотивации способствует не только благоприятный психологический климат в группе (межличностные отношения обучающихся), но и создание особых отношений сотрудничества в системе «преподаватель - студент». В данном аспекте преподавателю отводится особая роль, направленная на корректное, тактичное смягчение адаптационных процессов (Hussain, Shen 2019). Поэтому третий блок содержал вопросы, связанные с оценкой межличностных отношений обучающихся и отношений обучающихся с преподавателями и сотрудниками университета.
Результаты анализа ответов респондентов на вопросы третьего блока инструментария исследования показали, что отношения в коллективе оцениваются как доброжелательные и нормальные большинством опрошенных: 90 % оценили их как доброжелательные и нормальные (рис. 3). Около 80 % удовлетворены работой кураторов студенческой группы и кураторов землячеств. 89 % опрошенных высоко оценили качество преподавания рус-
ского языка и предметов. 90 % высоко оценили оперативность и качество взаимодействия с преподавателями ИМО ВГУ.
Рис. 3. Мнение респондентов об отношениях в коллективе
Необходимо отметить роль внеучебной работы, направленной на стимулирование активности иностранных учащихся в социокультурной сфере (Воробьева, Птицына, Ингеманссон 2022). 68 % опрошенных владеют информацией о существующем в ИМО ВГУ досуговом центре, и 62 % принимают участие во внеучебной работе.
Неоспоримо одним из факторов, влияющих на учебную мотивацию, является трудовая деятельность (Цыганенко 2021). Нужно признать, что современные иностранные обучающиеся стремятся работать в свободное от учебы время и поэтому часто оказываются в ситуации конфликта социальных ролей «студент - работник» (Brisset, Safdar, Lewis, Sabatier 2010). К сожалению, трудовая занятость сдвигает приоритет в сторону повышения материального благополучия. Проблема совмещения учебной и трудовой деятельности приобретает все большую актуальность и вызывает исследовательский интерес. Это явилось причиной создания вопросов, связанных с трудоустройством обучающихся. Анализ ответов респондентов показал, что значительное число слушателей (56 %) совмещает обучение с трудовой деятельностью (рис. 4).
5D
ДО
30
20
10
я не работаю
Рис. 4. Трудовая занятость в ответах респондентов на вопрос «Приходилось ли вам пропускать занятия из-за работы?»
Основным источником мотивации совмещения учебы с работой иностранные слушатели назвали дополнительный заработок. Результаты анкетирования показали, что основная масса опрошенных работает 2-4 раза в неделю, в разное время суток. Продолжительность рабочего дня варьируется от двух до десяти и более часов. На вопрос «Как давно вы работаете?» преобладающими ответами были: от нескольких недель до нескольких месяцев. К отрицательным сторонам совмещения учебы и работы опрошенные относят нехватку времени для выполнения домашнего задания, физическую усталость и отсутствие свободного времени (рис. 5).
30
I |щ.....
Рис. 5. Оценка респондентами отрицательных сторон совмещения учебы и работы
Трудовая деятельность вызывает негативные последствия: психофизические нагрузки, пропуски занятий, снижение успеваемости. Нужно признать, что у работающих слушателей более интенсивные нагрузки, чем у неработающих, поэтому они менее мотивированы и чаще отсутствуют на занятиях (рис. 6). Следует отметить, что сделанный обучающимися вынужденный выбор не служит оправданием их низкой успеваемости, поскольку они приехали из другой страны учиться, а не улучшать свое материальное благополучие.
0?4
% обучающихсп, % обучающихсп, % обучающихся,
совмещающих систематически зачисленных на 1
^еоную пропускающих курсуниверситета
дептельностьс занптип
трудовой
Рис. 6. Соотношение групп контингента обучающихся: совмещающих учебную деятельность с трудовой, систематически пропускающих занятия, зачисленных на первый курс российского вуза
Проведенное исследование подтверждает тезис о негативном влиянии совмещения слушателями учебной деятельности с трудовой (56 % - работающих, 40 % - систематически пропускающих занятия, 45 % - зачисленных на первый курс). Среди слушателей, зачисленных на первый курс, 45 % неработающие обучающиеся и те обучающиеся, которым удалось успешно совместить учебную деятельность с трудовой. Подавляющее большинство систематически пропускавших занятия слушателей составляют работающие обучающиеся, которые не способны пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение на первом курсе российского вуза.
Таким образом, можно сделать вывод о преобладании социальной мотивации в обучении. Результаты анкетирования, полученные в прошедшем учебном году, предполагается сравнить с результатами итоговой аттестации и опроса, который планируется провести в наступившем учебном году, что позволит выявить их валидность и динамику.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Агранович, Н. В. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии / Н. В. Агранович, С. А. Кнышова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (2). - C. 76-78.
2. Божоеич, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М. ; Воронеж : Институт практической психологии, 2001. - 352 с.
3. Вершинина, И. А. Иностранные студенты в России : особенности мотивации и адаптации / И. А. Вершинина, А. Р. Курбанов, Н. А. Панич // Университетское управление : практика и анализ. - 2016. - № 6. - C. 94-102.
4. Воробьева, Г. В. Проблемы социально-культурной адаптации иностранных студенто в на начальном этапе обучения в российском вузе / Г. В. Воробьева, Е. А. Птицына, А. Р. Ин-геманссон // Primo aspectu. - 2022. - № 4 (52). - С. 56-60.
5. Гонта, И. Адаптация студентов к академической среде вуза / И. Гонта, А. Булгач // Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensiona. - 2019. - № 11 (3). - С. 34-44.
6. Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сборник материалов V Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всерос. научно-практич. конф., Москва, 17-20 ноября 2021 года. - М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. - 543 с.
7. Захарова, Э. С. Взаимосвязь учебной мотивации и адаптации иностранных студентов к учебной деятельности вуза / Э. С. Захарова, Ю. П. Кузнецова, А. З. Минахметова // Мир педагогики и психологии : международный научно-практический журнал. - 2022. - № 10 (75). -С. 121-126.
8. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.
9. Сафукоеа, Н. Н. Особенности мотивации учения иностранных студентов / Н. Н. Сафу-кова, И. А. Николаева, Г. А. Стрюкова // Человеческий капитал. - 2019. - № 10. - С. 133-140.
10. Сурыгин, А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке / А. И. Су-рыгин. - СПб.: Златоуст, 2000. - 233 с.
11. Цыганенко, Н. В. Учебная успеваемость работающих студентов / Н. В. Цыганенко // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - № 4 (17). - С. 113-119.
12. Brisset, C. Psychological and sociocultural adaptation on university students in France: The case of Veitnamese international students / C. Brisset, S. Safdar, J. R. Lewis, C. Sabatier // International Journal of Intercultural relations. - 2010. - № 34 (4). - P. 413-426.
13. Hussain, M. A Study on Academic Adaptation of International Students in China / M. Hussain, H. Shen // Higher Education Studies. - 2019. - Vol. 9, № 4. - P. 80-91.
14. Maslow, A. H. Motivation And Personality : Unlocking Your Inner Drive and Understanding Human Behavior / A. H. Maslow. - Prabhat Prakashan, 1981. - 379 p.