МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
С. А. Медведева
В статье рассмотрены вопросы, связанные с обучением человека в условиях дополнительного профессионального образования, представлены результаты пилотажного исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности у взрослых слушателей
The article considers issues connected to training people in the system of postdiploma professional education; the results of pilot research on adult learners' motivation to professional training activities are presented.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, учебнопрофессиональная деятельность, мотивация.
Key words: post-diploma professional education, professional training activities, motivation.
На современном этапе социально-экономических преобразований в области образования особое значение имеет дополнительное профессиональное образование, получение новой специальности, поскольку способствует как развитию общих способностей человека, его профессионального самосознания, мотивации, так и является действенным средством преодоления кризисов профессионального становления личности [2]. В связи с возрастанием роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже вовлечен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности [3; 5].
В то же время взрослый обучаемый характеризуется рядом специфических личностных особенностей: взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им. Он накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию. В отличие от ученика и студента, получающих первое базовое образование, стремится к безотлагательному применению полученных знаний и с их помощью решить свои жизненные проблемы. Условно исследователи их объединяют в три группы: первую - связанную с повышением компетентности (обучаемый осуществляет самоанализ и самооценку образовательной профессиональной деятельности); вторую - с личностным состоянием; третью - с определенными барьерами восприятия образовательной деятельности (в жизни они принадлежат каждому человеку) [5]. Учет данных особенностей вполне может
268
способствовать успешному решению задач профессионального образования взрослых.
В существующей системе дополнительного профессионального образования, к сожалению, недостаточно уделяется внимания исследованию осознанных мотивов в учебно-профессиональной деятельности взрослых. Практическая актуальность рассматриваемой проблемы определяется, с одной стороны, динамическими процессами в системе профессиональной подготовки и переподготовки, требованиями к высокой эффективности результатов труда подготовленных специалистов. С другой стороны, необходимостью создания условий в системе непрерывного образования, результатом которых является эффективность учебной деятельности взрослых.
Специалисты в области анализа стимулов и мотивов образования взрослых обращают внимание на необходимость осознания человеком нескольких групп противоречий: (1) диспропорция между нужным для данной специальности и реальным уровнем знаний; (2) противоречия между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений, социально одобряемых норм поведения; (3) противоречия саморефлексивного характера, обусловленные, с одной стороны, стремлением лучше и глубже разобраться в себе, с другой - недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя; (4) противоречия между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, которые выдвигаются не только потребностями практики, но и самим человеком (перед взрослым довольно часто стоит задача самовоспитания и самоперевоспитания, самопрограммирования психики в целом и т. п.) [7].
Вопросы исследования мотивов как фактора эффективности учебнопрофессиональной деятельности взрослых трудно решить, не опираясь на психологическую сущность процесса их становления, сохранения и развития. Возникнув, мотивы учебной деятельности взрослых становятся важным звеном в регулировании будущей новой профессиональной деятельности. В связи с этим нами было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление ведущей мотивации и мотивов учебно-профессиональной деятельности взрослых, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Психология». В качестве диагностического инструментария были применены тестирование (опросники «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Н.П. Фектисина (модификация), «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана) и анкетирование [4; 6]. В исследовании приняло участие 30 женщин, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Психология» (второй год обучения). Возраст исследуемых: от 25 до 50 лет.
Результаты исследования позволили выделить следующие ступени развития профессиональной мотивации: самая низкая ступень (эпизодическое любопытство) представлено как ведущая профессиональная мотивация лишь у малой части участников исследования (16,6 %); на более высокой ступени - развивающаяся любознательность - находится треть опрошенных (33,3 %); и у другой трети исследуемых (36,3 %) складывается функциональный интерес, что характеризует более высокую профессиональную мотива-
269
цию. Остальные опрошенные (13,47 %) не выделяют ведущей мотивации своего дополнительного образования. Такие результаты могут свидетельствовать о том, что часть опрошенных (36,3 %) стремится применять на практике полученные знания, у них высокая заинтересованность в специализированной литературе, практических занятиях по психологии, они являются потенциальными участниками конференций и семинаров по психологии. Другая часть исследуемой группы (33,3%) стремится к приобретению новых знаний, испытывают интерес ко всему, что может обогатить жизненный опыт, научить новому, дать новые впечатления, новые навыки. Такие слушатели регулярно посещают учебные лекции, читают журналы и газеты с психологическими рубриками.
Результаты диагностики мотивационной структуры личности показали, что большинство исследуемых (66,5 %) имеют ярко выраженный «рабочий» мотивационный профиль личности, при этом самые высокие показатели относятся к творческой активности. «Общежитейский» мотивационный профиль выражен у остальной трети опрошенных (33,5 %). По мнению В.Э. Мильмана, автора используемой методики, мотивационный профиль личности есть совокупность устойчивых мотивов, придающих целенаправленный характер деятельности индивидов по овладению профессией, обусловливающих направленность личности на творческую самореализацию [4]. Ориентируясь на такое определение мотивационного профиля, можно выделить следующие ведущие мотивационные тенденции испытуемых, получающих дополнительное психологическое образование: стремление к активности, возможность развития своего творческого потенциала.
Для получения дополнительной информации и уточнения результатов диагностики было проведено анкетирование, которое показало, что две третьих опрошенных планируют в дальнейшем работать по получаемой специальности, остальные респонденты или не определились, или ответили, что не планируют работать психологом. В качестве ведущих мотивов респонденты отмечают в первую очередь интерес к профессии психолога, во вторую очередь - стремление узнать что-то новое. При этом треть респондентов в качестве ведущего отметили мотив получения диплома. Такие результаты в целом сопоставимы с результатами диагностики и свидетельствуют о том, что для большинства слушателей устойчивой тенденцией личности является общественная активность и в качестве мотивации выступает стремление к познанию.
Ответы на вопрос о том, для чего им необходимы психологические знания, показали, что практически для половины респондентов (48 %) приоритетным является помощь людям, что характеризует выраженность такой личностной направленности, как социальная полезность. Другая часть респондентов (38 %) отметили как значимый фактор желание понять себя и других, что может характеризовать актуализацию стремления к принятию окружающими людьми. Оставшаяся часть опрошенных (14 %) отметила для себя как значимое использование психологических знаний для услуг как источник дохода, для них актуальными можно считать материальные мотивы. Самым распространенным предложением об улучшении содержания образования было предложение об увеличении количества практико-
270
ориентированных дисциплин, что, вероятнее всего, отражает общее стремление слушателей к освоению практических технологий без тщательной теоретико-методологической проработки ее содержательного воздействия на психику человека.
Таким образом, результаты пилотажного исследования слушателей, получающих дополнительное психологическое профессиональное образование, позволяют отразить наиболее общие показатели состояния актуального развития учебно-профессиональной мотивации взрослых и обосновать дальнейшее более глубокое изучение данной проблемы.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2003. - 336 с.
3. Капитанская А.К. Особенности образования взрослых // Вопросы Интернет образования. - URL: http://vio.fio.ru
4. Мильман В.Э. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: МГУ, 1990. - 116 с.
5. Технологии образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. - СПб.: КАРО, 2008.
6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
7. Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 30-32.
271