Научная статья на тему 'Мотивация труда в системе государственной службы'

Мотивация труда в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная гражданская служба / мотивация / стимулирование труда / развитие мотивации / эффективность деятельности / государственные служащие. / public civil service / motivation / labor stimulation / development of motivation / performance / public servants

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Слепцова, О. А. Балабанова

На сегодняшний день в условиях развития государственной гражданской службы актуальной является проблема эффективности деятельности государственных служащих. Не подлежит сомнению факт, что деятельность госслужбы зависит от качества работы на местах, которое зависит от мотивированности служащих. В статье проводится анализ сути мотивации труда государственных служащих и определены важнейшие, по нашему мнению, особенности мотивации труда, направленные на качественное выполнение трудовых функций. Предложены приоритетные направления формирования мотивации труда государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR MOTIVATION IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

Today, in the context of the development of the state civil service, the issue of the effectiveness of the activities of public servants is relevant. There is no doubt about the fact that the activities of the civil service depend on the quality of field work, which depends on the motivation of employees. The article analyzes the essence of the motivation for work of civil servants and identifies the most important, in our opinion, features of labor motivation aimed at the quality performance of labor functions. Priority directions of the formation of labor motivation for civil servants are proposed

Текст научной работы на тему «Мотивация труда в системе государственной службы»

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент О.А. Балабанова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11466

Аннотация. На сегодняшний день в условиях развития государственной гражданской службы актуальной является проблема эффективности деятельности государственных служащих. Не подлежит сомнению факт, что деятельность госслужбы зависит от качества работы на местах, которое зависит от мотивированности служащих. В статье проводится анализ сути мотивации труда государственных служащих и определены важнейшие, по нашему мнению, особенности мотивации труда, направленные на качественное выполнение трудовых функций. Предложены приоритетные направления формирования мотивации труда государственных служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, мотивация, стимулирование труда, развитие мотивации, эффективность деятельности, государственные служащие.

В настоящее время продолжается реформа системы государственного управления: повышается пенсионный возраст государственных служащих, ведется борьба с коррупцией, происходит перераспределение полномочий органов государственной власти. Основная цель реформ -радикальное повышение эффективности деятельности государственных гражданских служащих для улучшения качества жизни гражданского общества и упрочения государства, формирование единой системы государственной службы с учетом всех особенностей: национальных, политических, социальных, культурных, исторических и других. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить организационные, финансовые, правовые меры. При этом не малую роль играет правовое урегулирование гражданских отношений, которые связаны с прохождением государственной службы.

Как показывает практика, реформирование общественной жизни нельзя реализовать без существенных трансформаций в кадровой политике, основных преобразований кадровой работы. Совершенствование законодательства, которое регламентирует должностные обязанности и трудовую функцию государственных гражданских служащих, непосредственно объеди-

нено с выполнением задач существенного повышения результативности государственной службы.

В настоящее время проводится большое количество научных исследований по проблеме государственной службы, все более отчетливо определяется концепция применения инновационных технологий управления мотивацией и стимулированием в кадровом процессе, в том числе совершенствования компетенции и профессионализма гражданских служащих. Все же в науке и практике менеджмента пока не сформированы довольно аргументированные показатели комплексной оценки степени мотивации государственных гражданских служащих, нет концептуальной основы новейших кадровых технологий профессионального развития и усвоения государственными служащими профессиональных и этических ценностей, норм и правил кадровой культуры.

Специфика трудовой деятельности на государственной гражданской службе определила проблематику вопроса, которая заключается в определения сути и содержания системы мотивации. Установленные в научных кругах проблемные вопросы стимулирования и мотивации государственных гражданских служащих таковы: недостаток отчетливого определения

субъекта мотивации, расплывчатая систематика видов мотивации применительно к государственным гражданским служащим и т. д.

Мотивация трудовой деятельности государственных служащих является основным компонентом его самосознания, который определяет отношение к труду, понимание эффективного выполнения трудовой функции, поведенческих составляющих и его реакцию на специфические условия труда.

Существенной проблемой является то, что деятельность государственных служащих специфична, она имеет отличие от мотивации персонала коммерческих организаций, цель которой - получение прибыли и имеет своеобразные особенности, исходя из которых формируются цели в трудовой сфере государственных служащих такие как:

- реализация интересов общества, которые направлены на укрепление общественных отношений между государственной властью и населением;

- формирование высокого уровня ответственности при принятии управленческих решений, так как неверные решения могут повлиять на качество жизни населения.

Также необходимо отметить, что деятельность государственных служащих жестко регламентирована законодательством, и они не имеют возможности мыслить творчески и в одностороннем порядке принимать ответственные решения.

Таким образом, государственные служащие отличаются от коммерческих работников тем, что прохождение государственной службы основывается на определенных принципах: профессионализма и социально-правовой защищенности госслужащих, демократизма, законности, их

отличает высокий уровень ответственности.

При решении вопроса о правильном и оптимальном выборе инструментов мотивации государственных служащих, необходимо выявить индивидуальные потребности, которые позволяют определять, что двигает людьми работать в государственной службе и иметь желание роста в карьере.

Изучив литературу, нами выделен ряд факторов мотивации сотрудников в системе государственной службы:

1) государственная гражданская служба как место работы является гарантией постоянной занятости и отсутствия нежелательных перемен;

2) потребности в реализации своих личных и профессиональных качеств и желание принести большую пользу обществу и государству;

3) престижность работы на государственной службе;

4) материальные блага [2, 4].

Государственная служба предполагает

ряд специфических ограничений, в связи с которыми государственные служащие имеют возможность принимать управленческие решения только в рамках законодательства, не проявляя своих творческих возможностей. Сегодня эффективность работы государственной службы прямо связана с увеличением производительности и результативности труда, также признанием госслужащего со стороны высшего руководства. Все это в совокупности влияет на формирование мотивационной структуры госслужащих [3].

Исходя из выявленных критериев мотивации государственных служащих необходимо выделить направления по совершенствованию системы мотивации государственных служащих (рис. 1)

Направления по совершенствованию системы мотивации государственных служащих

Разработка и внедрение гибкой, адекватной рынку и бюджетным возможностям системы оплаты труда с учетом направлений профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, стимулирующей их к эффективной и результативной деятельности

1Z

Установление нового порядка присвоения

классных чинов гражданской службы

в зависимости от уровня квалификации и стажа гражданской службы, не ограниченного соответствием одной группе должностей гражданской службы

1¿

Формирование Обеспечение

системы возможности

нематериального самостоятельного, в

стимулирования, пределах

расширение компетенции,

практики принятия

нематериального юридически

мотивирования значимых решений

гражданских гражданскими

служащих через служащими

систему категории

поощрений и «специалисты»

наград главной и ведущей

групп должностей

Рис. 1. Направления по совершенствованию системы мотивации государственных служащих

Приоритетным методом развития мотивации у государственных служащих выступает профессиональный рост. Кадровые службы неполно применяют планирование карьерного роста как важнейшего фактора мотивации. Многие государственные служащие не видят перспектив продвижения по служебной лестнице. Это объясняется неэффективной работой с кадровым резервом, объективных оценок деятельности, представлений госслужащего и государственного органа об их потенциалах, и наконец, инновациями мотива-ционной сферы на государственной службе. В сфере государственной службы невозможно говорить только о материальной мотивации, потому что такие нематериальные методы как профессиональный рост, дополнительные гарантии и компенсации, социальные льготы - являются также существенными мотивирующими факторами.

Мотивами к труду государственных служащих сегодня являются стабильность в работе, профессиональный опыт и увлекательное содержание деятельности, что доказывает влияние на повышение уровня мотивации интеллектуального воспитания, профессионального совершенствования и творческой независимости [1].

Проведение исследования факторов управления мотивацией труда в государственной службе выявило, что результативность применяемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений. По нашему мнению эффективным может быть следующий механизм формирования трудовой мотивации государственных служащих (рис. 2), регулирующим элементом которого является контроль повышения степени мотивации государственных служащих, по более значимым факторам мотивации и демотива-ции.

Рис. 2. Механизм формирования мотивации труда государственных служащих

Таким образом, предложенный меха- вации, систематический мониторинг по-низм, поможет кадровым службам госу- зволяет осуществлять корректировку ос-дарственных служб выбрать правильные новных показателей удовлетворенности направления по повышению уровня моти- трудом государственных служащих.

Библиографический список

1. Анощенков А.В. Мотивация государственных гражданских служащих // Молодой ученый. - 2019. - №20. - С. 187-189.

2. Банникова Л.Н. Управление персоналом. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - 212 с.

3. Луковцева Е.Н. Формирование эффективной системы мотивации для государственных гражданских служащих // Лидерство и менеджмент. - 2017. - Т. 4. - № 4. - С. 207219.

4. Хазиев А.О. Особенности системы мотивации государственных гражданских служащих // Молодой ученый. - 2019. - №47. - С. 234-237.

LABOR MOTIVATION IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor O.A. Balabanova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. Today, in the context of the development of the state civil service, the issue of the effectiveness of the activities of public servants is relevant. There is no doubt about the fact that the activities of the civil service depend on the quality of field work, which depends on the motivation of employees. The article analyzes the essence of the motivation for work of civil servants and identifies the most important, in our opinion, features of labor motivation aimed at the quality performance of labor functions. Priority directions of the formation of labor motivation for civil servants are proposed.

Keywords: public civil service, motivation, labor stimulation, development of motivation, performance, public servants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.