Научная статья на тему 'Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании'

Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НОВАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / A NEW PARADIGM IN EDUCATION / GLOBALIZATION / COMMUNITY DEVELOPMENT / KNOWLEDGE ECONOMY / HIGH TECHNOLOGY / INNOVATION / CONVERGENT TECHNOLOGIES / EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна, Пивоварова Марина Борисовна

В статье характеризуется становление новой парадигмы в образовании. Ее основными характеристиками являются глобализация и экономика знаний, развитие науки, конвергентных технологий и наукоемких производств. Показаны проблемы современного российского образования и науки, а также и определена роль университетов и молодых ученых в становлении новой парадигмы развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна, Пивоварова Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF STUDENTS TO SCIENTIFIC ACTIVITY IN THE FORMATION OF A NEW PARADIGM IN EDUCATION

The article characterizes the emergence of a new paradigm in education. Its main characteristics are the globalization and knowledge economy, development of science, convergent technologies and high-tech industries. Shows the problems of modern Russian education and science, and also defined the role of universities and young scientists in the development of a new paradigm of development of society.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании»

УДК 316.74

Рыбакова М.В., Пивоварова М.Б.

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Рыбакова Марина Владимировна - д.с.н., профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Ломоносовский пр., 27, к. 4, Москва, Россия, e-mail: RybakovaMV2005@yandex.ru

Пивоварова Марина Борисовна - магистрант 1 года обучения социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1с33, Москва, Россия, e-mail:mp1995@mail.ru

В статье характеризуется становление новой парадигмы в образовании. Ее основными характеристиками являются глобализация и экономика знаний, развитие науки, конвергентных технологий и наукоемких производств. Показаны проблемы современного российского образования и науки, а также и определена роль университетов и молодых ученых в становлении новой парадигмы развития общества.

Ключевые слова: модель устойчивого развития; новая парадигма в образовании; глобализация; общество развития; экономика знаний; наукоемкие технологии; инновации; конвергентные технологии; образование; научно-исследовательская деятельность.

THE MOTIVATION OF STUDENTS TO SCIENTIFIC ACTIVITY IN THE FORMATION OF A NEW PARADIGM IN EDUCATION

Rybakova M.V., Pivovarova M.B.

Lomonosov moscow state university, Moscow, Russia

The article characterizes the emergence of a new paradigm in education. Its main characteristics are the globalization and knowledge economy, development of science, convergent technologies and high-tech industries. Shows the problems of modern Russian education and science, and also defined the role of universities and young scientists in the development of a new paradigm of development of society.

Keywords: a model of sustainable development; a new paradigm in education; globalization; community development; knowledge economy; high technology; innovation; convergent technologies; education; research activities.

В конце ХХ-начале XXI века в мире возникли геополитические изменения, сопровождающиеся новыми угрозами и рисками, усиливающиеся ростом вооруженных конфликтов в борьбе за ресурсы.

Перед человечеством встала грандиозная цель - реализовать новую модель Устойчивого Развития. После Конференций ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992г. и РИО+20, июнь 2012). Мировое сообщество приступило к реализации новой модели устойчивого развития цивилизации, одновременно решая проблему построения глобализированного информационного общества, перехода от общества массового потребления к обществу развития и цифровой экономики, а также повышения требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. Научная сфера стала реальным фактором, определяющим национальную политику государств. Современному обществу необходимы

высококвалифицированные специалисты для разработки инновационных разработок и для реализации Стратегии инновационного развития государства.

Новая парадигма развития характеризуется бурным развитием науки и наукоемких производств в основе, которой лежат современные успехи микро-наноэлектороники, твердотельной солнечной энергетики и вычислительной техники, генной инженерии и робототехники, развитие отраслей нового технологического уклада,

интеллектуализации характера труда, а также повышение роли образования и пересмотром научных и образовательных концепций.

Распространение инноваций во всех сферах жизнедеятельности социума требуют обеспечить им социальную, культурную, политическую и финансовую поддержку. Развитие, основанное на знаниях, обеспечивает не только высокое качество жизни населения страны, формирует отрасли нового технологического уклада и обеспечивает их высококвалифицированной конкурентоспособной современной рабочей силой, но и является фактором национальной безопасности. Одним из механизмов создания новой модель цивилизации является образование. Образование формирует и транслирует социальные ценности и нормы, укрепляет целостные социальные институты согласно Э.Дюркгейму. М.Вебер развивая глубокие идеи о социальной роли науки, призвании и роли учителя, расширил содержательный уровень понимания образования, его широким культурно-ценностным содержанием. [1 С. 130-149]

Русский социолог П.Сорокин считал, что "в интересах общечеловеческой культуры, и в интересах общественного благоденствия наше время требует изобретения новых методов обучения, методов, бесконечно более интенсивных, чем современные экстенсивные способы достижения этих задач". [2. С.250]. Модель опережающей образовательной системы в новой парадигме

развития становится социальной технологией, создающей глобальное образовательное

пространство, включающее национальные системы образования и позволяющее использовать преимущества непрерывного образования. Она призвана к «производству» и новой рабочей силы, обладающей не просто знаниями и профессиональными компетенциями, а креативными способностями и ответственным отношением к порученному делу, дисциплинированности и чувства долга.

Современный персонал, как самый дорогой ресурс современной организации должен уметь работать в команде, быстро принимать совместные решения и быть в постоянной готовности аргументировать их, обладать готовностью, работать в условиях риска и способностью применять знания в новых условиях. В настоящее время образование представляет собой одну из глобальных проблем цивилизации и его кризис был достаточно подробно описан [3.с 117-121]. Реформы образования сегодня проходят в рамках «макдональдизации», перестраиваются и его формы, задачи и методы. Считается, что современная модель образования воспитывает «квалифицированного потребителя», но такая концепция уже не актуальна. Американский опыт показывает, что для общества потребления образование не обязательно, на новой ступени развития общественных отношений меняются функции, как системы образования, так и самого общества. [4. с 93-99]. Ритцер выделил основные элементы «макдональдизации»: эффективность, просчитываемость, предсказуемость, контроль. [4]

Эффективность образования в российском варианте связана с разгромом РАН, с укрупнением в единый комплекс дошкольных учебных заведений и школ самых разных профилей, слияние высших учебных заведений, с введением тестовой системы ЕГЭ, с ликвидацией вступительных экзаменов в вузы и упрощением тем самым процесса перемещения молодежи из школ в другие учебные учреждения, с заменой контрольных работ и устных экзаменов тестами в вузах и средней школе и многого других подобных факторов оптимизации еще можно привести. Предсказуемость связана с постоянством и методичностью выполняемых рутинизированных операций на занятиях и при подготовке домашних заданий. Обеспечение контроля также связано с компьютеризацией и тестовой системой школьников учат не только подчиняться авторитету, но и покорно следовать рационализированным процедурам механического заучивания и тестирования в условиях эксплуатации. Макдональдизация образования и те технологии, которые она использует, формирует новые кризисы и риски в глобальном масштабе.

В этой связи в современном обществе особая роль принадлежит университетам. М.Вебер видел роль университета в формировании и закреплении в сознании студентов так называемой философии жизни. Он читал, что университетское образование может дать миру шанс выжить и вновь обрести

человеческие ценности, утраченные в процессе развития цивилизации. Вебер выделил ряд нормативов, которые, по его мнению, следует закрепить в университете: служение науке предполагает бескорыстие, служение общему делу и постоянство мотивации на достижение.

Все эти задачи возложены на креативных преподавателей и профессоров. Они должна учить процессу приобретения знания, формулировать потребность в обучении, в познании, воспитывать отношение к знанию как личностному качеству.

Молодые люди представляют собой объект национально-государственных интересов и являются одним из главных стратегических ресурсов развития страны. Именно поэтому, необходимо уделять особое внимание духовному миру, ценностным ориентациям, идеалам и формированию мировоззрения молодого поколения. От вовлеченности молодых людей в научно-исследовательскую деятельность зависит развитие науки и общества в целом.

Как показало проведенное исследование «Мотивация студентов московских ВУЗов к научно-исследовательской деятельности (на примере естественнонаучных специальностей)», в ходе которого было опрошено 485 студентов из московских ВУЗов, таких как МГУ им. М.В.Ломоносова, МЭИ, МФТИ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, внеучебной научной деятельностью занимаются 30,7% студентов естественнонаучных направлений, но большинство, 69,3 % студентов, не испытывают интерес к научной деятельности.

В рамках исследования были выделены определенные мотивационные факторы, такие как:

• Влияние социального окружения;

• Личный интерес;

• Личная выгода.

В рамках исследования было выявлено, что доминирующим видом мотивации у студентов является личная (внутренняя) мотивация и внешняя мотивация (нематериальные мотивы - влияние социального окружения).

Кризис образования одновременно влечет за собой кризис российской науки. В рамках исследования были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются ученые, научные коллективы и сами студенты в ходе проведения научных исследований:

• низкое финансирование научных исследований и материальное обеспечение научных сотрудников;

• низкая востребованность научных разработок;

• снижение социального статуса ученого и научных сотрудников;

• отсутствие поддержки малого бизнеса;

• низкая подготовка специалистов;

• неэффективное управление научной сферой.

Существующие проблемы тесно связаны с

факторами отсутствия интереса к научной деятельности у молодых людей. В рамках исследования была выделена единая группа

факторов отсутствия интереса у студентов к внеучебной научно исследовательской

деятельности:

• отсутствие финансирования научной сферы;

• общественная непривлекательность;

• отсутствие перспектив для карьерного роста;

• высокий интерес к досуговой деятельности.

Современную отечественную науку

необходимо поддерживать и развивать. Осуществление Стратегии инновационной политики государства зависит от развития и реального использования нанотехнологий, информационно-коммуникационных и биотехнологий, что в свою очередь напрямую зависит от вовлеченности молодых людей в научную сферу. Человечество долгое время училось копировать естественные природные процессы и создавать новые материалы. Сейчас стоит задача на основе конвергентных технологий конструировать новые системы.

С развитием науки и принципиально новых конвергентных технологий пришло время коллективных гениев, и новые открытия возможны лишь там, где есть научная школа, преемственность поколений, мощная материально-техническая база для создания исследовательской техники, используемой для новых экспериментов, международное сотрудничество и интерес и поддержка всего общества.

Активное стимулирование и мотивирование инновационной научной деятельности студентов должно начинаться с реформирования системы образования. Необходимо возродить

государственную программу по привлечению талантливых молодых людей в научную сферу (например, введение соответствующих учебных дисциплин и организация дополнительных научно-исследовательских кружков на базе ВУЗов). Занятие

наукой должно быть интересной деятельностью для студента, где он может самореализоваться и внести свой практический вклад в развитие науки.

В настоящее время предпринимаются попытки привлечения и мотивирования молодых людей к научной деятельности с помощью «пропаганды» науки в обществе: фестивали науки; лекции известных ученых по различным научным направлениям, демонстрация научных достижений в кинематографе и другое.

Информационное общество влечет глубокие изменения в структуре традиционной академической науки в России. Научное знание и научные разработки становятся главным стратегическим национальным ресурсом, от которого зависит будущее процветание и прогресс государства при условии достойного администрирования и надлежащей поддержки научной сферы.

Список литературы

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия.// Самосознание европейской культуры XX в. - М.: Политиздат, 1991.С. 130-149.

2. Сорокин П.А. Проблемы новой социальной педагогики.//Сорокин П.А. Общедоступные проблемы социологии. - М., 1994. С.250.

3. Зернова Л.П. Актуальные проблемы российского образования. Электронный ресурс -(http://miptstream.ru/wp-

ontent/uploads/2016/11/prog.pdf с.93-99) (дата образения: 3.05.2017).

4. Джордж Ритцер «Макдональдизация общества 5» / Пер. с англ. А.В. Лазарева; вступ. ст. Т.А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 592 с. -(Серия «Образ общества»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.