Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артемова Е.Н., Целютина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Артемова Е.Н. магистрант Целютина Т.В., к.э.н.

доцент

кафедра управления персоналом Институт управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: мотивация, спортивная деятельность, особенности мотивации.

Мотивация в спортивной деятельности - это стремление к успеху, высоким результатам. Соответственно, если спортсмен, стремится достичь успеха, высоких результатов, то у него достаточно сильная мотивация достижения [1].

В структуре личностных факторов психической адаптации мотивации в спортивной деятельности отводится особое место. И преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи является определяющей здесь [1].

Не менее важна и структура мотивации. Встречается множество исследований, в которых деятельность оказывает большое влияние на эмоциональное состояние. Так чем значимее деятельность для человека, тем сильнее проявляется предшествующие ей состояния, которые напрямую влияют на ее результативность [2]. Здесь прослеживается связь мотивации и возможностей человека, в частности спортсмена [1].

Существует много работ, посвященных изучению роли мотивации в спортивной деятельности. Однако мотивация в спортивной гимнастике и ее влияние на адаптацию к соревнованиям практически не изучены.

Задача нашего исследования состояла в определении направленности мотивации для формирования дифференцированного индивидуального подхода к каждому спортсмену и ускорения его адаптации к спортивной деятельности [4].

С этой целью на базе ГБОУ ДОД «СДЮСШОР №3 Белгородской области» было организовано исследование, в котором приняли участие 32 девушки, занимающиеся спортивной гимнастикой.

В результате исследования определялись особенности мотивации спортивной деятельности в каждой возрастной группе.

Для изучения мотивов спортивной деятельности гимнасток использовалась методика А.Н. Николаева «Мотивы спортивной деятельности» [3]. Испытуемым был предложен опросник, состоящий из 20 положений, которые отражают основные шесть групп мотивов занятий спортом:

- мотивация на процесс занятий спортом - подразумевает под собой

сам процесс тренировок, соревнований;

- мотивация самосовершенствования - подразумевает под собой развитие физических качеств, воспитание воли;

- мотивация на спортивный результат - подразумевает под собой возможность выступить лучше других, победить;

- цель спортивной деятельности - подразумевает под собой то, что занятия спортивной гимнастикой повышают авторитет, чувство собственного достоинства, направленность на достижение определенной цели;

- потребность в занятиях спортом - осознание важности спортивной деятельности, привлекательность соревнований;

- мотивация на материальное вознаграждение - стремление к получению материальных средств за достойное выступление.

Для оценки использовалась 9-ти балльная шкала.

По результатам исследования были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Результаты изучения мотивов спортивной деятельности _гимнасток (п=32) _

№ Исследуемые параметры Балл

1 Мотивация на процесс занятий спортом 6,58±0,37

2 Мотивация самосовершенствования 6,89±0,37

3 Цель спортивной деятельности 5,96±0,29

4 Мотивация на спортивный результат 7,03±0,44

5 Потребность в занятиях спортом 6,37±0,56

6 Мотивация на материальное вознаграждение 5,7±0,42

Для гимнасток характерны более высокие показатели по следующим группам мотивов: потребность в занятиях спортом, мотивация на процесс занятий спортом и мотивация на спортивный результат, на самосовершенствование.

Так показатель потребности в занятиях спортом, т.е. желание тренироваться на уровне «выше среднего» (6,37±0,56 б.).

У гимнасток больше выражено желание получать удовольствие от самого процесса тренировок и соревнований, цель занятий спортом более осознана. Уровень мотивации на процесс занятий спортом так же характеризовался как уровень «выше среднего» и составил (6,58±0,37 б.).

Для гимнасток также характерна более высокая мотивация к самосовершенствованию. Т.е. стремление развивать и совершенствовать себя находится на довольно высоком уровне - 6,89±0,37 б.

Направленность на результат спортивной деятельности была наиболее высока, что свидетельствует о довольно высоком уровне этой группы мотивов. Результат составил (7,03±0,44 б.). Отсюда можно заключить, что возможно направленность на результат спортивной деятельности характерен

для данного вида спорта.

Уровень мотивации на материальное вознаграждение находится в диапазоне значений «ниже среднего» (5,7±0,42 б.).

Таким образом, в результате анализа полученных результатов можно сделать вывод, что гимнасткам более свойственна выраженная потребность в занятиях спортом, мотивация на процесс и результат деятельности, на самосовершенствование. Выявленные специфические особенности мотивации в спортивной гимнастике являются основой для формирования дифференцированного индивидуального подхода к каждой гимнастке и позволят ускорить ее адаптации к спортивной деятельности.

Использованные источники:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Мастера психологии. - С.-П.: Питер, 2003. - 290 с.

2. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии [Текст] / С. В. Котов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 360-362.

3. Кузьмин, М.А. Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности / М.А. Кузьмин // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 107-110.

4. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / Психологические основы педагогической деятельности: мат-лы 30-й науч. конф. / С.-П. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - С-П., 2003. - Вып. 7. - С. 55-58.

Артемьев Н. С. студент 3 курса Хадиев Д. Р. студент 3 курса «КНИТУ-КАИ» им. А. Н. Туполева

Россия, г. Казань САНКЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ Аннотация

САНКЦИИ - это карательные дипломатические, экономические и общественные действия по отношению к государству, нарушившему международное право. Данный термин может также относиться и к военным действиям, предпринятым с той же целью. Санкции - основной элемент политики коллективной безопасности. Они включают как приостановку дипломатических контактов, прекращение связей путем частичного или полного запрета на торговлю, так и военные действия. Лига Наций не имела достаточных полномочий на введение санкций, и англо-американские ограничения на поставки стали и нефти Японии из-за ее вторжения в Китай явились причиной вступления Японии во вторую мировую войну.

Совет Безопасности ООН имеет юридическое право вводить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.