Научная статья на тему 'Мотивация рождения ребенка как компонент репродуктивной установки'

Мотивация рождения ребенка как компонент репродуктивной установки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1810
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / МАТЕРИНСТВО / BIRTH MOTIVES / PARENTAL ATTITUDES / MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радостева Анна Геннадьевна

Представлен обзор исследований мотивации рождения ребенка как компонента родительской установки; рассмотрены связи конструктивных и деструктивных мотивов с функционированием семейной системы; выделены разные группы мотивов рождения детей (экономические, социальные, психологические) и основные типы ценности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Радостева Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF THE BIRTH OF A CHILD AS A COMPONENT OF REPRODUCTIVE INSTALLATION

The article presents a review of studies on the motivation of childbirth as a component of the parental setting; considered the relationship of constructive and destructive motives with the functioning of the family system; different groups of birth motives for children (economic, social, psychological) and the main types of values of the child are highlighted.

Текст научной работы на тему «Мотивация рождения ребенка как компонент репродуктивной установки»

УДК 159.99

Радостева Анна Геннадьевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии e-mail: batagen@gmail.com

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-97

МОТИВАЦИЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА КАК КОМПОНЕНТ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ

Anna G. Radosteva

e-mail: batagen@gmail.com

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

MOTIVATION OF THE BIRTH OF A CHILD AS A COMPONENT OF REPRODUCTIVE INSTALLATION

Аннотация. Представлен обзор исследований мотивации рождения ребенка как компонента родительской установки; рассмотрены связи конструктивных и деструктивных мотивов с функционированием семейной системы; выделены разные группы мотивов рождения детей (экономические, социальные, психологические) и основные типы ценности ребенка.

Ключевые слова: мотивы рождения детей, родительские установки, материнство.

Abstract. The article presents a review of studies on the motivation of childbirth as a component of the parental setting; considered the relationship of constructive and destructive motives with the functioning of the family system; different groups of birth motives for children (economic, social, psychological) and the main types of values of the child are highlighted.

Key words: birth motives, parental attitudes, motherhood.

Репродуктивное поведение человека является предметом рассмотрения различных отраслей психологической науки: от эволюционной психологии до психологии материнства. Вместе с тем именно репродуктивная мотивация женщины, готовящейся стать матерю, имеет существенное значение как для

© Радостева А.Г., 2019

протекания беременности, так и для отношения к себе и своему будущему ребенку.

Определение мотивов рождения ребенка позволяют оценить качественную и содержательную стороны потребности в детях. Мотивация рождения ребенка раскрывает побудительный компонент репродуктивной установки.

В психологических исследованиях можно обнаружить исследование мотивации рождения ребенка с разных теоретически позиций.

Так, В.А. Борисов и В.В. Бойко полагают, что не существует никаких биологических законов, заставляющих иметь детей. Авторы придерживаются мнения о том, что потребность в детях - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное ее внутренними побуждениями [2].

В.А. Иванников, описывая мотивацию рождения ребенка с позиции теории деятельности, полагает, что мотивация является побудителем к материнской деятельности, стимулируя потребность в материнстве. При этом мотив является смыслообразующим фактором [6].

М. Орлевская подчеркивает, что желание или нежелание иметь ребенка непосредственно связано с детскими переживаниями, отношениями с родителями и моделью семьи, в которой выросла женщина, и поэтому может возникнуть неожиданно или выражаться неявно [8].

Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребенка для каждой женщины.

Теоретическое исследование мотивов рождения в России активно началось с 70-х гг. ХХ в., за рубежом - с 1940-х гг. (Индианаполис, США, изучение мотивов рождения последнего ребенка в семье).

Мотивы, связанные с родительством, являются предметом внимания со стороны исследователей (S.K. Nelson, K. Kushlev, Lyubomirsky), равно как и исследования различий в родительской мотивации [15]. Мотивация к деторождению, имеющая связи с различными факторами, рассматривается как склонность положительно или негативно реагировать на деторождение [17]. Кроме того, деторождение также связано с ответственным и включенным родительством [16], которое оказывает влияние на отношения, жизненный стиль и экономическую составляющую семьи [19].

Традиционно при исследовании репродуктивных мотивов выделяют конструктивные и деструктивные мотивы [7] на основе того, какую роль играют мотивы для семейной системы в целом и для матери и ребенка в частности. В зарубежной психологии также рассматривают измерения мотивации к деторождению (позитивная и негативная) [18], которые не просто являются оппозиционными, но побуждают людей к разным действиям, направленным на деторождение или избегание этого [17].

При деструктивных репродуктивных мотивациях материнство не является самоцелью, а ребенок становится скорее средством для достижения иных целей женщины, реализации ее сторонних желаний [10]. Данная группа мотивов отрицательно сказывается на функционировании всей семейной

системы. Так, примерами деструктивных мотивов могут являться мотивы, связанные с повышением собственного благосостояния, получения льгот, легализации брака, удержания супруга и сепарации от родителей.

Конструктивные мотивы, напротив, связаны с развитием семейной системы, с потребностью выражения благодарности супругу или со стремлением дать жизнь новому человеку. Позитивная мотивация на рождение детей (например, на то, чтобы разделить радости родительства с партнером) высоко и значимо связана с намерениями завести ребенка у женщин репродуктивного возраста [20].

Первые могут отрицательно влиять на семью в целом и на ребенка в частности. Вторые, напротив, способствуют укреплению семейных отношений, благополучному рождению, росту и развитию ребенка (Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи).

Мотивация, согласно Г.Г. Филипповой [14], является одной из составляющих готовности к материнству, при этом позитивной можно считать мотивацию, при которой ребенок является самоценностью, а не рассматривается как средство достижения целей.

При этом мотивы рождения ребенка могут носить разный характер в зависимости от того, каких целей стремится добиться женщина: экономических, социальных или психологических.

Экономические мотивы связаны с получением материальных выгод, с упрочением благосостояния семьи, с повышением экономического статуса родителей, получением всевозможных льгот, положенных семьям с определенным количеством детей. Данная группа мотивов в большинстве своем носит деструктивный характер, однако нельзя исключать, что при преобладании конструктивных мотивов мотив повышения материального статуса будет присутствовать, особенно в связи с наличием государственных программ стимулирования рождаемости.

Социальные мотивы направлены на повышение или сохранение социального положения родителей, преемственности рода и семьи. Мотивы социального статуса направлены скорее на реальное и символическое изменение положения женщины, изменение ролевой позиции в семье и ценность общественной реакция в ответ на это изменение. Так же как экономические, мотивы социального статуса носят скорее деструктивный характер, при этом осознание собственного нового статуса матери и понимание всей ответственности за развитие ребенка является скорее конструктивной тенденцией.

Психологические мотивы связаны с удовлетворением таких высших потребностей, как стремление любить, заботиться, избежать одиночества или укрепления отношений между супругами. Психологические мотивы в большинстве своем носят характер конструктивных, хотя при стремлении реализовать эгоистические цели или сугубо индивидуальные потребности могут становиться и деструктивными. Психологические мотивы представлены тремя направлениями:

1) удовлетворение потребности в наполнении жизни смыслом, в получении любви, заботы, уважения, в продолжении себя в детях;

2) удовлетворение потребности в заботе, выражении родительской любви, передаче опыта;

3) стремление избежать одиночества в старости, укрепить отношения между супругами и т.д.

Таким образом, представляется возможным говорить о соотношении основных мотивов, которые определяют репродуктивное поведение. Так, экономические, социальные мотивы чаще выступают как деструктивные, тогда как психологические могут выступать и как мотивы конструктивные.

Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства [12]:

- достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определенное положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);

- удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определенные вещи, без этого его жизнь неполная, не такая, как у других);

- стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать: рожать детей, моих внуков, правнуков);

- реализация своих возможностей (воспитать ребенка, передать ему свои знания, жизненный опыт);

- компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);

- решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);

- любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребенок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);

- достижение критического для деторождения возраста.

Кроме того, Г.Г. Филиппова выделила четыре основных типа ценности ребенка, так как уровнем ценности ребенка определяется уровень ценности материнства в целом [13]:

1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребенком -положительно-эмоциональные переживания матери);

2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребенке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);

3) замена самостоятельной ценности ребенка на ценности из социально-комфортной сферы (ребенок как средство для достижения других ценностей: повышения социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.);

4) полное отсутствие ценности.

Формирование высокой самоценности ребенка на фоне других жизненных ценностей ведет к формированию готовности к материнству, к адекватному представлению о смысле рождения детей. Когда ребенок становится жизненной ценностью для женщины, тогда она готова видеть в нем свое продолжение, развивать и воспитывать, помогать становится личностью. Правильная подготовка себя к исполнению родительской роли включает позитивное видение материнства, позволяющие мобилизовать свой потенциал.

Момент появления ребенка в семье сопровождается психологическим принятием новой личности, адаптацией к ней, изменяется эмоциональная жизнь женщины и семейная жизнь в целом, что приводит к нормативному семейному кризису, окончание которого связано с принятием нового члена семьи.

Появление ребенка в семье знаменует начало новых отношений - детско-родительских. Само присутствие ребенка, его ориентированность на мать оказывает непосредственное влияние на женщину, приводит к изменению структуры ее личности, родительских установок.

Н.В. Феоктистова [11] в своем исследовании родительских установок матерей детей-дошкольников обнаружила, что наиболее характерной является установка на зависимость ребенка, поддержание своего авторитета, строгость и навязчивость. А также выявила специфическое влияние пола ребенка на установки: матери девочек в большей степени склонны избегать общения, проявляют меньшую строгость и поощряют активность, нежели матери мальчиков.

Л.В. Жуковская в своих исследованиях [4] обнаружила:

- наличие возрастной динамики установок. Так, девушкам свойственна установка на свободу и иерархические отношения, отвержение ребенка; в ранней взрослости сочетаются установка на свободу и иерархические отношения с принятием ребенка; а в период средней взрослости формируется установка на равноправные отношения в сочетании с принятием ребенка и его зависимостью;

- связь родительских установок с психологическим благополучием. Так, опыт близких отношений и уровень собственного развития формирует установку на свободу ребенка; удовлетворенность жизнью и принятие мира отражается в принятии ребенка; а личностный рост и нравственные ценности оказывают влияние на установление равноправных отношений;

- матери «закладывают» свои родительские установки в своих дочерей, т.е. происходит межпоколенная трансляция.

Н.В. Горбунова [3] в своем исследовании обнаружила, что женщины 3-4-летних детей в своих родительских установках сочетают стремление к подавлению ребенка, желание сделать его зависимым от себя, поддержать свой авторитет с сохранением при этом психологической дистанции, находятся в режиме ожидания, когда ребенок подрастет и с ним можно будет установить товарищеские отношения. Кроме того, было обнаружено большое количество разнонаправленных связей, что свидетельствует о структурности материнских установок, когда проявление одной установки тесно связано с проявлением

других. По достижении ребенком возраста трех лет у родителей повышается уровень контролирования.

Е.И. Захарова [5] в своем исследовании мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста обнаружила, что в мотивационной сфере женщин лидирует мотив достижения счастья ребенка, но смысловое содержание данного мотива зависит от его соотношения с остальными составляющими мотивационной сферы матери. Была прослежена специфика мотивационной сферы матери с учетом возраста ребенка. Зафиксирована тенденция к обогащению мотивационной сферы матери в связи с возрастанием автономии ребенка.

В проведенном нами (Д.С. Корниенко, А.Г. Радостева) ранее исследовании взаимосвязи мотивов рождения ребенка и родительских установок у женщин с разным репродуктивным статусом были описаны результаты корреляционного анализа, на основе которых можно утверждать, что деструктивные мотивы рождения ребенка для беременных женщин и женщин с детьми усиливают негативные установки, приводя к дистанцированию от него или, наоборот, излишней концентрации и восприятию ребенка как средства достижения собственных целей. Конструктивные мотивы у беременных женщин и индивидуалистические мотивы у женщин с детьми способствуют большей концентрации на ребенке [9].

Таким образом, мы видим, что основная масса как зарубежных, так и отечественных исследований сосредоточена на изучении влияния материнских установок на психическое развитие детей (В.Н. Белкина, М.В. Ермолаева, М.В. Лисина, А.А. Бодалев, В.В. Столин, S. Brody) [1]. Однако наблюдается смещение исследовательской направленности на изучение самих материнских установок, которые, как обнаруживается, являются динамичным образованием, подвергающимся изменениям на протяжении жизни под влиянием ряда факторов: возраста женщины, количества, пола и возраста ее детей, особенностей семьи, мотивации к семейной жизни и рождению ребенка.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М., 1989. - С. 19-21.

2. Бойко В.В. От чего зависит потребность в детях // Рождаемость: известное и неизвестное. - М., 1983. - С. 35-48.

3. Горбунова Н.В. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 12. - 2010. - Вып. 2. - С. 274-278.

4. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 24 с.

5. Захарова Е.И. Особенности мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 97-109.

6. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиции теории деятельности // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 49-56.

7. Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузёмкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.

8. Орлевская М. Я хочу ребенка // Счастливые родители. - 2004. - № 3. -С. 76-78.

9. Радостева А.Г., Корниенко Д.С. Взаимосвязь мотивов рождения и родительских установок у женщин с разным опытом материнства // Материалы съезда Рос. психол. о-ва / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 2. -С. 59-60.

10. Стоянова И.Я., Магденко О.В. Мотивации деторождения беременных женщин в ракурсе становления материнской идентичности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. -№ 3(14). - URL: http://mprj.ru

11. Феоктистова Н.В. Материнские установки женщин и особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 163 с.: ил.

12. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. - С. 32.

13. ФилипповаГ.Г. Психология материнства. - М., 2002.

14. Филиппова Г.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / сост. А.Н. Васина. -М.: Изд-во УРАО, 2005. - С. 62-65.

15. Childbearing motivations, desires and intentions: A theoretical framework / M. Liss, H.H. Schiffrin, V.H. Mackintosh et al. // Genetic, Social & Social Psychology. - 1994. - Vol. 120(2). - Р. 223-253.

16. Miller W.B. Childbearing motivation and its measurement // Journal of Biosocial Science. - 1995. - Vol. 27. - Р. 473-485. - DOI: 10.1017/ S0021932000023087

17. Miller W.B. Childbearing motivations, desires and intentions: A theoretical framework // Genetic, Social & Social Psychology. - 1994. - Vol. 120(2). -Р. 223-253.

18. Siegel K., Schrimshaw E.W. Reasons and justifications for considering pregnancy among women living with HIV/AIDS // Psychology of Women Quarterly. -2001. - Vol. 25. - Р. 112-123.

19. Why do people postpone parenthood? Reasons and social policy incentives / M. Mills, R.R. Rindfuss, P. McDonald, E. Velde // Human Reproduction Update. -2011. - Vol. 17(6). - Р. 848-860. - DOI: 10.1093/humupd/dmr026

20. Women's depressive symptoms during the transition to motherhood: The role of competence, relatedness, and autonomy / L. Gauthier, F. Guay, C. Senecal, T. Pierce // Journal of Health Psychology. - 2010. - Vol. 15. - Р. 1145-1156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.