УДК 159.99
Радостева Анна Геннадьевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-97
МОТИВАЦИЯ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА КАК КОМПОНЕНТ РЕПРОДУКТИВНОЙ УСТАНОВКИ
Anna G. Radosteva
e-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
MOTIVATION OF THE BIRTH OF A CHILD AS A COMPONENT OF REPRODUCTIVE INSTALLATION
Аннотация. Представлен обзор исследований мотивации рождения ребенка как компонента родительской установки; рассмотрены связи конструктивных и деструктивных мотивов с функционированием семейной системы; выделены разные группы мотивов рождения детей (экономические, социальные, психологические) и основные типы ценности ребенка.
Ключевые слова: мотивы рождения детей, родительские установки, материнство.
Abstract. The article presents a review of studies on the motivation of childbirth as a component of the parental setting; considered the relationship of constructive and destructive motives with the functioning of the family system; different groups of birth motives for children (economic, social, psychological) and the main types of values of the child are highlighted.
Key words: birth motives, parental attitudes, motherhood.
Репродуктивное поведение человека является предметом рассмотрения различных отраслей психологической науки: от эволюционной психологии до психологии материнства. Вместе с тем именно репродуктивная мотивация женщины, готовящейся стать матерю, имеет существенное значение как для
© Радостева А.Г., 2019
протекания беременности, так и для отношения к себе и своему будущему ребенку.
Определение мотивов рождения ребенка позволяют оценить качественную и содержательную стороны потребности в детях. Мотивация рождения ребенка раскрывает побудительный компонент репродуктивной установки.
В психологических исследованиях можно обнаружить исследование мотивации рождения ребенка с разных теоретически позиций.
Так, В.А. Борисов и В.В. Бойко полагают, что не существует никаких биологических законов, заставляющих иметь детей. Авторы придерживаются мнения о том, что потребность в детях - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное ее внутренними побуждениями [2].
В.А. Иванников, описывая мотивацию рождения ребенка с позиции теории деятельности, полагает, что мотивация является побудителем к материнской деятельности, стимулируя потребность в материнстве. При этом мотив является смыслообразующим фактором [6].
М. Орлевская подчеркивает, что желание или нежелание иметь ребенка непосредственно связано с детскими переживаниями, отношениями с родителями и моделью семьи, в которой выросла женщина, и поэтому может возникнуть неожиданно или выражаться неявно [8].
Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребенка для каждой женщины.
Теоретическое исследование мотивов рождения в России активно началось с 70-х гг. ХХ в., за рубежом - с 1940-х гг. (Индианаполис, США, изучение мотивов рождения последнего ребенка в семье).
Мотивы, связанные с родительством, являются предметом внимания со стороны исследователей (S.K. Nelson, K. Kushlev, Lyubomirsky), равно как и исследования различий в родительской мотивации [15]. Мотивация к деторождению, имеющая связи с различными факторами, рассматривается как склонность положительно или негативно реагировать на деторождение [17]. Кроме того, деторождение также связано с ответственным и включенным родительством [16], которое оказывает влияние на отношения, жизненный стиль и экономическую составляющую семьи [19].
Традиционно при исследовании репродуктивных мотивов выделяют конструктивные и деструктивные мотивы [7] на основе того, какую роль играют мотивы для семейной системы в целом и для матери и ребенка в частности. В зарубежной психологии также рассматривают измерения мотивации к деторождению (позитивная и негативная) [18], которые не просто являются оппозиционными, но побуждают людей к разным действиям, направленным на деторождение или избегание этого [17].
При деструктивных репродуктивных мотивациях материнство не является самоцелью, а ребенок становится скорее средством для достижения иных целей женщины, реализации ее сторонних желаний [10]. Данная группа мотивов отрицательно сказывается на функционировании всей семейной
системы. Так, примерами деструктивных мотивов могут являться мотивы, связанные с повышением собственного благосостояния, получения льгот, легализации брака, удержания супруга и сепарации от родителей.
Конструктивные мотивы, напротив, связаны с развитием семейной системы, с потребностью выражения благодарности супругу или со стремлением дать жизнь новому человеку. Позитивная мотивация на рождение детей (например, на то, чтобы разделить радости родительства с партнером) высоко и значимо связана с намерениями завести ребенка у женщин репродуктивного возраста [20].
Первые могут отрицательно влиять на семью в целом и на ребенка в частности. Вторые, напротив, способствуют укреплению семейных отношений, благополучному рождению, росту и развитию ребенка (Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи).
Мотивация, согласно Г.Г. Филипповой [14], является одной из составляющих готовности к материнству, при этом позитивной можно считать мотивацию, при которой ребенок является самоценностью, а не рассматривается как средство достижения целей.
При этом мотивы рождения ребенка могут носить разный характер в зависимости от того, каких целей стремится добиться женщина: экономических, социальных или психологических.
Экономические мотивы связаны с получением материальных выгод, с упрочением благосостояния семьи, с повышением экономического статуса родителей, получением всевозможных льгот, положенных семьям с определенным количеством детей. Данная группа мотивов в большинстве своем носит деструктивный характер, однако нельзя исключать, что при преобладании конструктивных мотивов мотив повышения материального статуса будет присутствовать, особенно в связи с наличием государственных программ стимулирования рождаемости.
Социальные мотивы направлены на повышение или сохранение социального положения родителей, преемственности рода и семьи. Мотивы социального статуса направлены скорее на реальное и символическое изменение положения женщины, изменение ролевой позиции в семье и ценность общественной реакция в ответ на это изменение. Так же как экономические, мотивы социального статуса носят скорее деструктивный характер, при этом осознание собственного нового статуса матери и понимание всей ответственности за развитие ребенка является скорее конструктивной тенденцией.
Психологические мотивы связаны с удовлетворением таких высших потребностей, как стремление любить, заботиться, избежать одиночества или укрепления отношений между супругами. Психологические мотивы в большинстве своем носят характер конструктивных, хотя при стремлении реализовать эгоистические цели или сугубо индивидуальные потребности могут становиться и деструктивными. Психологические мотивы представлены тремя направлениями:
1) удовлетворение потребности в наполнении жизни смыслом, в получении любви, заботы, уважения, в продолжении себя в детях;
2) удовлетворение потребности в заботе, выражении родительской любви, передаче опыта;
3) стремление избежать одиночества в старости, укрепить отношения между супругами и т.д.
Таким образом, представляется возможным говорить о соотношении основных мотивов, которые определяют репродуктивное поведение. Так, экономические, социальные мотивы чаще выступают как деструктивные, тогда как психологические могут выступать и как мотивы конструктивные.
Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства [12]:
- достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определенное положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
- удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определенные вещи, без этого его жизнь неполная, не такая, как у других);
- стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать: рожать детей, моих внуков, правнуков);
- реализация своих возможностей (воспитать ребенка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
- компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
- решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
- любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребенок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);
- достижение критического для деторождения возраста.
Кроме того, Г.Г. Филиппова выделила четыре основных типа ценности ребенка, так как уровнем ценности ребенка определяется уровень ценности материнства в целом [13]:
1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребенком -положительно-эмоциональные переживания матери);
2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребенке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
3) замена самостоятельной ценности ребенка на ценности из социально-комфортной сферы (ребенок как средство для достижения других ценностей: повышения социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.);
4) полное отсутствие ценности.
Формирование высокой самоценности ребенка на фоне других жизненных ценностей ведет к формированию готовности к материнству, к адекватному представлению о смысле рождения детей. Когда ребенок становится жизненной ценностью для женщины, тогда она готова видеть в нем свое продолжение, развивать и воспитывать, помогать становится личностью. Правильная подготовка себя к исполнению родительской роли включает позитивное видение материнства, позволяющие мобилизовать свой потенциал.
Момент появления ребенка в семье сопровождается психологическим принятием новой личности, адаптацией к ней, изменяется эмоциональная жизнь женщины и семейная жизнь в целом, что приводит к нормативному семейному кризису, окончание которого связано с принятием нового члена семьи.
Появление ребенка в семье знаменует начало новых отношений - детско-родительских. Само присутствие ребенка, его ориентированность на мать оказывает непосредственное влияние на женщину, приводит к изменению структуры ее личности, родительских установок.
Н.В. Феоктистова [11] в своем исследовании родительских установок матерей детей-дошкольников обнаружила, что наиболее характерной является установка на зависимость ребенка, поддержание своего авторитета, строгость и навязчивость. А также выявила специфическое влияние пола ребенка на установки: матери девочек в большей степени склонны избегать общения, проявляют меньшую строгость и поощряют активность, нежели матери мальчиков.
Л.В. Жуковская в своих исследованиях [4] обнаружила:
- наличие возрастной динамики установок. Так, девушкам свойственна установка на свободу и иерархические отношения, отвержение ребенка; в ранней взрослости сочетаются установка на свободу и иерархические отношения с принятием ребенка; а в период средней взрослости формируется установка на равноправные отношения в сочетании с принятием ребенка и его зависимостью;
- связь родительских установок с психологическим благополучием. Так, опыт близких отношений и уровень собственного развития формирует установку на свободу ребенка; удовлетворенность жизнью и принятие мира отражается в принятии ребенка; а личностный рост и нравственные ценности оказывают влияние на установление равноправных отношений;
- матери «закладывают» свои родительские установки в своих дочерей, т.е. происходит межпоколенная трансляция.
Н.В. Горбунова [3] в своем исследовании обнаружила, что женщины 3-4-летних детей в своих родительских установках сочетают стремление к подавлению ребенка, желание сделать его зависимым от себя, поддержать свой авторитет с сохранением при этом психологической дистанции, находятся в режиме ожидания, когда ребенок подрастет и с ним можно будет установить товарищеские отношения. Кроме того, было обнаружено большое количество разнонаправленных связей, что свидетельствует о структурности материнских установок, когда проявление одной установки тесно связано с проявлением
других. По достижении ребенком возраста трех лет у родителей повышается уровень контролирования.
Е.И. Захарова [5] в своем исследовании мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста обнаружила, что в мотивационной сфере женщин лидирует мотив достижения счастья ребенка, но смысловое содержание данного мотива зависит от его соотношения с остальными составляющими мотивационной сферы матери. Была прослежена специфика мотивационной сферы матери с учетом возраста ребенка. Зафиксирована тенденция к обогащению мотивационной сферы матери в связи с возрастанием автономии ребенка.
В проведенном нами (Д.С. Корниенко, А.Г. Радостева) ранее исследовании взаимосвязи мотивов рождения ребенка и родительских установок у женщин с разным репродуктивным статусом были описаны результаты корреляционного анализа, на основе которых можно утверждать, что деструктивные мотивы рождения ребенка для беременных женщин и женщин с детьми усиливают негативные установки, приводя к дистанцированию от него или, наоборот, излишней концентрации и восприятию ребенка как средства достижения собственных целей. Конструктивные мотивы у беременных женщин и индивидуалистические мотивы у женщин с детьми способствуют большей концентрации на ребенке [9].
Таким образом, мы видим, что основная масса как зарубежных, так и отечественных исследований сосредоточена на изучении влияния материнских установок на психическое развитие детей (В.Н. Белкина, М.В. Ермолаева, М.В. Лисина, А.А. Бодалев, В.В. Столин, S. Brody) [1]. Однако наблюдается смещение исследовательской направленности на изучение самих материнских установок, которые, как обнаруживается, являются динамичным образованием, подвергающимся изменениям на протяжении жизни под влиянием ряда факторов: возраста женщины, количества, пола и возраста ее детей, особенностей семьи, мотивации к семейной жизни и рождению ребенка.
Список литературы
1. Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М., 1989. - С. 19-21.
2. Бойко В.В. От чего зависит потребность в детях // Рождаемость: известное и неизвестное. - М., 1983. - С. 35-48.
3. Горбунова Н.В. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 12. - 2010. - Вып. 2. - С. 274-278.
4. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 24 с.
5. Захарова Е.И. Особенности мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 97-109.
6. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиции теории деятельности // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 49-56.
7. Олифирович Н.И., Зинкевич-Кузёмкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с.
8. Орлевская М. Я хочу ребенка // Счастливые родители. - 2004. - № 3. -С. 76-78.
9. Радостева А.Г., Корниенко Д.С. Взаимосвязь мотивов рождения и родительских установок у женщин с разным опытом материнства // Материалы съезда Рос. психол. о-ва / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 2. -С. 59-60.
10. Стоянова И.Я., Магденко О.В. Мотивации деторождения беременных женщин в ракурсе становления материнской идентичности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. -№ 3(14). - URL: http://mprj.ru
11. Феоктистова Н.В. Материнские установки женщин и особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 163 с.: ил.
12. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. - С. 32.
13. ФилипповаГ.Г. Психология материнства. - М., 2002.
14. Филиппова Г.Г. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / сост. А.Н. Васина. -М.: Изд-во УРАО, 2005. - С. 62-65.
15. Childbearing motivations, desires and intentions: A theoretical framework / M. Liss, H.H. Schiffrin, V.H. Mackintosh et al. // Genetic, Social & Social Psychology. - 1994. - Vol. 120(2). - Р. 223-253.
16. Miller W.B. Childbearing motivation and its measurement // Journal of Biosocial Science. - 1995. - Vol. 27. - Р. 473-485. - DOI: 10.1017/ S0021932000023087
17. Miller W.B. Childbearing motivations, desires and intentions: A theoretical framework // Genetic, Social & Social Psychology. - 1994. - Vol. 120(2). -Р. 223-253.
18. Siegel K., Schrimshaw E.W. Reasons and justifications for considering pregnancy among women living with HIV/AIDS // Psychology of Women Quarterly. -2001. - Vol. 25. - Р. 112-123.
19. Why do people postpone parenthood? Reasons and social policy incentives / M. Mills, R.R. Rindfuss, P. McDonald, E. Velde // Human Reproduction Update. -2011. - Vol. 17(6). - Р. 848-860. - DOI: 10.1093/humupd/dmr026
20. Women's depressive symptoms during the transition to motherhood: The role of competence, relatedness, and autonomy / L. Gauthier, F. Guay, C. Senecal, T. Pierce // Journal of Health Psychology. - 2010. - Vol. 15. - Р. 1145-1156.