Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ВУЗОВ'

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мотивация персонала / эффективность деятельности преподавателя / факторы / влияющие на мотивацию.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрякова Светлана Викторовна, Кот Екатерина Михайловна, Фатеева Наталья Борисовна, Радионова Светлана Владимировна, Пильникова Ирина Федоровна

Мотивация персонала является одним из ключевых аспектов успешного функционирования высшего учебного заведения. Сотрудники, которые чувствуют себя мотивированными, работают более эффективно и продуктивно, мотивированный персонал способен эффективно выполнять свои обязанности, достигать поставленных целей и добиваться высоких результатов. Ресурсом образовательного учреждения являются педагогические и научные работники, используя данный ресурс можно достичь поставленных стратегических целей. Правильно мотивированный персонал вуза в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей и успеху учебного заведения в целом. Однако, в современных условиях существует ряд факторов, которые могут негативно влиять на мотивацию персонала. В связи с этим, исследование и разработка эффективных методов мотивации является актуальной задачей высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрякова Светлана Викторовна, Кот Екатерина Михайловна, Фатеева Наталья Борисовна, Радионова Светлана Владимировна, Пильникова Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ВУЗОВ»

ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: uprkadr@mail.ru

КОТ Екатерина Михайловна,

доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: katekaterina@rambler.ru

ФАТЕЕВА Наталья Борисовна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: natbor73@mail.ru

РАДИОНОВА Светлана Владимировна,

преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: svr_svetlana@mail.ru

ПИЛЬНИКОВА Ирина Федоровна,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, г. Екатеринбург, e-mail: pilnikovai@mail.ru

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ВУЗОВ

Аннотация. Мотивация персонала является одним из ключевых аспектов успешного функционирования высшего учебного заведения. Сотрудники, которые чувствуют себя мотивированными, работают более эффективно и продуктивно, мотивированный персонал способен эффективно выполнять свои обязанности, достигать поставленных целей и добиваться высоких результатов. Ресурсом образовательного учреждения являются педагогические и научные работники, используя данный ресурс можно достичь поставленных стратегических целей. Правильно мотивированный персонал вуза в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей и успеху учебного заведения в целом. Однако, в современных условиях существует ряд факторов, которые могут негативно влиять на мотивацию персонала. В связи с этим, исследование и разработка эффективных методов мотивации является актуальной задачей высшего учебного заведения.

Ключевые слова: мотивация персонала, эффективность деятельности преподавателя, факторы, влияющие на мотивацию.

PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,

Old Believer Departments of Accounting Three and audit of the Ural State agrarian university

KOT Ekaterina Mikhailovna,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

of the Department Accounting and audit of Uralsky state agrarian university

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-434-438 NIION: 2018-0076-9/23-740 MOSURED: 77/27-023-2023-9-740

FATEEVA Natalia Borisovna,

senior departments of precedent management and Uralsky economic theory state agrarian university

RADIONOVA Svetlana Vladimirovna,

Department of Accounting Precedent and audit of the Ural State agrarian university

PILNIKOVA Irina Fyodorovna,

Art. Department of Accounting Precedent Three and audit of the Ural State agrarian university, Yekaterinburg

MOTIVATION OF UNIVERSITY STAFF

Annotation. Staff motivation is one of the key aspects of the successful functioning of a higher educational institution. Employees who feel motivated work more efficiently and productively, motivated employees are able to perform their duties effectively, achieve their goals and achieve high results. The resource of an educational institution is pedagogical and scientific workers, using this resource it is possible to achieve the set strategic goals. Properly motivated university staff ultimately leads to the achievement of goals and the success of the educational institution as a whole. However, in modern conditions there are a number of factors that can negatively affect the motivation of staff. In this regard, the research and development of effective methods of motivation is an urgent task of a higher educational institution.

Key words: staff motivation, teacher performance, factors influencing motivation.

Мотивация персонала - это процесс стимулирования сотрудников для достижения высоких результатов в работе. Она может быть внутренней или внешней, и каждый тип мотивации имеет свои преимущества и недостатки. Внутренняя мотивация основана на личных ценностях и убеждениях сотрудников, а внешняя мотивация связана с вознаграждением и поощрением за достижение определенных целей.

Мотивацию персонала рассматривают ученые на протяжении многих лет, способы воздействия на сотрудника с целью совершенствования его работы являются актуальной темой исследования и в настоящее время.

Технологии управления коллективом рассматриваются в трудах А.Маслоу, Л.Портера, Дж.Адамса, Э.Мейо, А.П. Егоршина, Э.А. Уткина, А.Я. Кибанова, С.А. Шапиро и др. Мотивация в высшем учебном заведении, система эффективного контракта, уровень мотивации в вузе изучались в трудах Л.В. Андреевой, В.М. Шараповой, О.М. Михалева, О.А. Денисовой и др. Стоит отметить, что в последние годы возрос научный интерес к методам исследования ключевых тенденций управления персоналом высшей школы, что подкрепляется увеличением количества публикаций по данной теме [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Рассматривая сущность понятия персонала высшей школы, мы можем трактовать его как весь человеческий ресурс в образовательной организации [1]. Ресурсом образовательного учреждения главным образом являются педагогические и научные работники, поэтому процесс мотивации данной категории является приоритетным в вузе.

Еще в конце ХХ века основными мотиваци-онными моментами для педагогов считались: «престижность профессии, престижность научных степеней и званий, реализация педагогических способностей, возможность заниматься научной работой, интерес к преподаваемому предмету, возможности самореализации, умственный труд, гибкий режим работы, общение в творческом коллективе, общение со студентами, материальные выгоды» [3]. В условиях трансформации педагогического труда, повышения требований к педагогу в части использования новейших технологий в настоящее время изменилась и мотивация педагогических работников.

Научно-педагогическая работа характеризуется рядом особенностей (совмещение функций передачи знаний, ответственности за знания студентов, преумножение и совершенствование знаний, применение педагогических технологии, воспитательной работы с исследовательским трудом, научным поиском, исследовательской деятельно-

стью студентов), которые не сразу становятся видимыми и явными, т.е. не позволяют оценить профессиональную деятельность в момент ее осуществления.

Ориентация руководства вуза на мотиваци-онную стратегию, предполагающая проведение анализа мотивационного профиля сотрудников, позволит разработать эффективный механизм управления персоналом вузов [7].

С точки зрения отраслевой специфики, эффективность труда персонала высшего учеб-

ного заведения обоснована достигнутыми показателями в области науки, образования, организационно-методической работы и затрат труда педагогических работников [2]. Рассмотрим особенности мотивации и оценки педагогических работников в вузах, осуществляющих подготовку кадров для агропромышленного комплекса.

Мотивация труда в вузах осуществляется за счет повышения уровня оплаты труда при качественном выполнении видов деятельности, представленных на рисунке 1.

ФГБОУ

ВО Южко-Урядьс кий ГАУ

ФГКОУ ВО

Донско Г! ГАУ

ФГЕОУ

ВО Ставро

ПСЛЬСкИ

и ГАУ

ФГБОУ

ВО Пензенек и и ГАУ

публикация учебных изданий, научных нзданлб и

регистрация результатов интеллектуальной

деятельности

запила диссертации

прпштеченнс денежных средств

профориенташакная работа

успеваемость курируемой Группы

количество научных публикации сумма поступивших внебюджетных средств при выполнении НИИ программ ДНО количество грантов

количество обучающихся, занявших призовые места в научных мероприятиях

учебно-методическая работа учебно-педагошческая работа повышение квалификации привлечение средств научно-исследовательская работа организационная и восшпательная работа общественная работа награды и официальное признание

- учебная деятельность (успеваемость, участие в реализации ДПО, подготовка обучающихся к конкурсам и т.п.)

- метднческая деятельность. научно-исследовательская деятельность

1 вкеучебнгы, финансово-экономическая деятельность

* профорнентацпонная деятельность, деятельность по трудоустройству выпускников

* повышение квалификации

* между народная деятельность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

• научно-исследовательская работа

(публикация учеСкых изданий, научных издании н регистрация результатов интеллектуальной деятельности)

• учебно-методнче екая работа

• вовлечение обучающихся в научно-ФГБОУВО исследовательскую, проектную,

^ ра_пьск"1ЕГ] ГА\ спортивную деятельность

• привлечение финансовых ресурсов

• профорнентацпонная работа

• успеваемость курируемом труппы ■ международное сотрудничество

• участие в нрофгеснональных конкурсах

■ научно-исследовательская работа м подготовка кадров высшей квалификации

ФГБОУВО * методическая работа Пермский ГАГУ * профорленташюнная работа

■ внеучебкая работа

* учебная н учебно-методпче екая работа

* научно-исследовательская и международная ФГЬОУВО Р*^1™

Новосибирский * подготовка научно-педагогпческих кадров и ГАУ НИРС

* воспитательная, профортгентацпонная , организационная работа н реклама

Рисунок 1 - показатели оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского

состава в вузах.

В целом оценка педагогов основывается на требованиях, определенных в должностных инструкциях (профессиональных характеристиках), оценки компонентов профессиональной деятельности: (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская (наличие научных трудов, вовлечение в научные исследования обучающихся), воспитательная, профориентационная работа. Не существует единого подхода к оценке преподавателей вузов, в каждом учебном заведении критерии оценки свои.

Мотивация, как правило носит материальный характер, за достижение установленных показателей устанавливается стимулирующая выплата на разный срок и в разных объемах. Нематериальной мотивации уделяется мало вни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

мания. Считается, что «подход к денежной мотивации персонала государственных образовательных учреждений должен соответствовать принятой на государственном уровне политике управления по результатам, пришедшей на смену управлению ресурсами (затратами)» [4].

Так же можно выделить следующие факторы, влияющие на мотивацию преподавателей в высшем учебном заведении, которым уделяется немного внимания в вузах:

1. Корпоративная культура: важный фактор, определяющий мотивацию персонала. Создание стимулирующей и инклюзивной корпоративной культуры способствует повышению мотивации персонала.

2. Возможности профессионального и личностного роста.

3. Коммуникация и сотрудничество: установление открытой и эффективной коммуникации между сотрудниками и администрацией является важным фактором, способствующим повышению мотивации.

На основе выявленных факторов можно предложить следующие рекомендации по повышению мотивации персонала («мотивирующие методы, вдохновляющие работника к саморазвитию, повышению качества и интенсивности работы» [6]) в высшем учебном заведении:

1. Создание стимулирующей корпоративной культуры путем проведения тренингов, семинаров и внедрения практик, способствующих мотивации персонала.

2. Совершенствование системы вознаграждения (повышение прозрачности и справедливости системы вознаграждения путем разработки и внедрения четких критериев оценки работ).

3. Установление системы эффективной обратной связи и коммуникации между сотрудниками и администрацией для решения проблем и улучшения рабочей среды.

4. Осуществление работы по нематериальной мотивации.

Хорошо мотивированный педагог оказывает положительное воздействие на достижения обучающихся, те, кто чувствуют себя мотивированными, работают более эффективно и продуктивно. Предоставление возможностей для профессионального роста и развития является ключевым фактором, который мотивирует сотрудников в высшем учебном заведении. Однако, мотивация персонала должна быть основана на личных ценностях и убеждениях сотрудников, чтобы она была долгосрочной и эффективной.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Баковкина О.А. Управление персоналом в вузе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Москва, 2022. -С. 45-50.

[2] Кочеткова Н.Н. Управление эффективностью труда преподавателя высшей школы / Н.Н. Кочеткова, Н.А. Иглина // Экономика и управление: проблемы, решения, 2019. - Т. 2. -№ 1. - С. 106-114.

[3] Малкина Е.В., Швецов В.И. Формирование электронной образовательной среды вуза: мотивация преподавателей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 156 - 162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovame-elektronnoy-obrazovatelnoysredy-vuza-motivatsiya-prepodavateley

[4] Матвеев В.В., Соболева Ю.П. Управление процессом мотивации персонала вузов с использованием стратегического подхода // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2020. № 3. С. 28-41.

[5] Прядко С.Н. Совершенствование системы управления персоналом вуза: теоретические аспекты исследования / С.Н. Прядко, И.А. Демьянов // Символ науки: международный научный журнал, 2022. - № 8-1. - С. 29-31

[6] Сорокина Г.П., Широкова Л.В. Современные мотивационные факторы и способы стимулирования труда преподавателей вузов при переходе к модели смешанного обучения в ракурсе научных теорий// Modern Economy Success, 2021. № 3. С. 84-90.

[7] Тупик Е.С. Мотивация и стимулирование профессорско-преподавательского состава высшей школы в условиях модернизации // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2016. №

2. С. 120-125.

Spisok literatury:

[1] Bakovkina O.A. Upravlenie personalom v vuze // Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva, 2022. - S. 45-50.

[2] Kochetkova N.N. Upravlenie jeffektivnost'ju truda prepodavatelja vysshej shkoly / N.N. Kochetkova, N.A. Iglina // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija, 2019. - T. 2. - № 1. - S. 106-114.

[3] Malkina E.V., Shvecov V.I. Formirovanie jel-ektronnoj obrazovatel'noj sredy vuza: motivacija pre-podavatelej // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki. 2014. № 3 (35). S. 156 - 162. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-elektronnoy-obrazo-vatelnoysredy-vuza-motivatsiya-prepodavateley

[4] Matveev V.V., Soboleva Ju.P. Upravlenie processom motivacii personala vuzov s ispol'zovaniem strategicheskogo podhoda // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchjonye zapiski. 2020. №

3. S. 28-41.

[5] Prjadko S.N. Sovershenstvovanie sistemy upravlenija personalom vuza: teoreticheskie aspekty issledovanija / S.N. Prjadko, I.A. Dem'janov // Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 2022. - № 8-1. - S. 29-31

[6] Sorokina G.P., Shirokova L.V.Sovremennye motivacionnye faktory i sposoby stimulirovanija truda prepodavatelej vuzov pri perehode k modeli sme-shannogo obuchenija v rakurse nauchnyh teorij// Modern Economy Success, 2021. № 3. S. 84-90.

[7] Tupik E.S. Motivacija i stimulirovanie profes-sorsko-prepodavatel'skogo sostava vysshej shkoly v uslovijah modernizacii // Vestnik TvGU. Serija «Peda-gogika i psihologija». 2016. № 2. S. 120-125.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.