Научная статья на тему 'Мотивация персонала в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю'

Мотивация персонала в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цевелев В.В., Антипова А.В.

В статье рассматриваются факторы, обуславливающие необходимость совершенствования механизмов мотивации в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального и эффективного использования ресурсов, реализации имеющегося кадрового потенциала. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация персонала в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю»

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

© Цевелев В.В.* *, Антипова А.В.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассматриваются факторы, обуславливающие необходимость совершенствования механизмов мотивации в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального и эффективного использования ресурсов, реализации имеющегося кадрового потенциала. Этим и обуславливается актуальность данной работы.

Ключевые слова мотивация, стимулирование, вознаграждение, потребности.

Интересы компании, как правило, включают: привлечение и удержание на рабочих местах наиболее ценных, компетентных высокопрофессиональных работников, глубоко продуманную и планомерно организованную мотивацию персонала в целях повышения производительности его труда, повышение экономической эффективности вложений в человеческий капитал, успешное заключение и выполнение коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством и интересами данной компании. Со стороны персонала компании ожидает понимания этих интересов и всемерного сотрудничества для их осуществления. В начальный период времени после найма ожидания компании от сотрудника и сотрудника от компании совпадают всего на 30 %. По оценкам немецких специалистов лишь при сближении ожиданий до 60 % производительность труда работников сможет достигнуть 100 %. Мостиком, соединяющим готовность человека к деятельности с непосредственным практическим проявлением этой готовности - успешной работы, является механизм мотивации персонала.

Искусство менеджмента заключается в том, чтобы эту личностную оптимальность поставить на службу организации, ее миссии и целей. Для этого и существует мотивация.

Мотивация - создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей.

* Доцент кафедры «Менеджмент на транспорте», кандидат экономических наук, доцент.

* Аспирант-стажер.

48

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В моей работе будет рассмотрена мотивация персонала на примере УФК по Алтайскому краю [1].

Сотрудник УФК является государственным служащим. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом; обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Деятельность государственного служащего должна быть инициативной и творческой при реализации служебных целей и задач. Соответственно, проявление инициативы допустимо только в интересах служения обществу и государству, как легитимная деятельность в пределах действия служебных обязанностей.

Целерациональная мотивация соответствует схеме «знание - оценка -действие» и характеризуется последовательностью процедур:

- первоначально осуществляется рациональный анализ целей и способов действия, тем самым, рационально действующий индивид получает информацию, знания;

- затем происходит «осознание необходимости», или оценка и выбор целей, а также способов их достижения;

- и, наконец, совершается практическое планомерное действие.

Для большинства государственных служащих в качестве побудительных стимулов (внешнее побуждение для индивида), как правило, выступают материальные и моральные стимулы, стимулы карьерного роста. Мотивами (стремлением индивида к своим ценностям) выступают: перспективы профессионального роста, заработок, положение в обществе.

Мотивация государственного служащего в современных условиях приобрела определенную форму - аттрактивной мотивации - основанную на стремлении следовать нормам и ценностям, способной стимулировать инициативность и готовность соблюдать технологическую дисциплину.

Для государственных служащих характерны следующие стимулы:

- перспективы дальнейшего профессионального роста;

- желание больше зарабатывать;

- стремление занять достойное место в обществе;

- возможность максимально реализовать себя.

В рамках исследования мною был проведен анализ системы мотивации персонала УФК по Алтайскому краю.

Штатная и фактическая численность государственных гражданских служащих Управления по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1150 и 940 человек соответственно.

Рассмотрим на примере казначейства моральное стимулирование. К нему относится: уважение со стороны окружающих, награды.

Стратегический менеджмент

49

В целях поощрения гражданских служащих, работников и коллективов Управления за безупречную и эффективную гражданскую службу, а также многолетний добросовестный труд в Управлении продолжала проводится работа по моральному стимулированию сотрудников, достигших высоких показателей в работе, а также активно принимавших участие в корпоративной жизни коллектива. На рис. 1 представлены поощрения за достойную работу.

о

Нагрудный знак "Отличник финансовой работы"

Благодарность Занесены на Доску

Федерального почета Управления

казначейства

Награжденыза

безупречную

гражданскую

службу

Награды

Рис. 1. Поощрения гражданских служащих

В 2014 г. были награждены и поощрены за безупречную и эффективную гражданскую службу - 98 человек и 12 коллективов отделов, из них награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» - 7 чел., Благодарностью Федерального казначейства - 35 чел., занесены на Доску почета Управления - 24 чел. [2].

Нельзя упускать из внимания важную проблему большинства организаций такую, как материальная мотивация. В Федеральном казначействе уделяют большое внимание этому вопросу. Для того, чтобы рассчитывать на получение достойной премии, сотрудник должен соблюдать все критерии, к ним относится:

- Профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

- Сложность, срочность выполняемой работы;

- Опыт работы по специальности и занимаемой должности;

- Компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ;

- Качественное выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а так же работ, требующих повышенного внимания и др.);

50

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- Наличие переработки сверх нормальной продолжительности рабочего дня.

В результате исследования на примере Федерального Казначейства были выявлены основные проблемы в системе мотивации сотрудников, которые представлены на рис. 2.

■ Нематериальная мотивация слабо развита 30%

Несистемный подход к мотивации персонала...

Рис. 2. Проблемы мотивации персонала

Проанализировав существующую систему стимулирования в организации, можно сделать вывод, что для повышения качества работы персонала необходимо совершенствование нематериального стимулирования. Выявленные проблемы позволяют предложить следующие мероприятия по улучшению системы нематериального стимулирования персонала отделения, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные мероприятия по совершенствованию системы нематериального стимулирования в организации в 2015 г.

Проблемы Мероприятия, направленные на решение выявленных проблем Ответственные за подготовку и проведение мероприятий Период проведения

1. Отсутствие сплоченности коллектива Смотр-конкурс профессионального мастерства Заместитель руководителя, начальники отделов, инспектор-делопроизводитель 29 марта 2015 г.

2. Неудовлетворительные условия труда Оборудование комнаты отдыха Руководитель, начальники отделов, инспектор-делопроизводитель Июнь 2015 г.

3. Отсутствие обратной связи о результатах деятельности отделения Празднование Дня Казначейства Руководитель, начальники отделов, инспектор-делопроизводитель Декабрь 2015 г.

Разработанные мероприятия позволят существенно повысить мотивацию персонала и, как следствие, эффективность работы персонала в целом.

Стратегический менеджмент

51

Список литературы:

1. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие. - Юнити-Дана, 2012.

2. Приказ «Об Учреждении Благодарности Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю».

3. Приказ № 191 2.04.2015 года « Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным служащим Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю».

4. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под ред. проф. В.П. Пугачева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 394 с.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ ОАО «РЖД»

© Цевелев В.В.* *, Нургалиева С.Э.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассматривается проблема мотивации в Центральной дирекции по ремонту пути, а именно совершенствование системы нематериального стимулирования как одного из основных элементов мотивации. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. В то время как эта система формирует комплекс условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, нематериальная мотивация, материальная мотивация, поощрения.

В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации труда, как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работника действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, а люди - это основной источник эффективного развития предприятия.

Мотивация - это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работника и побуждает их эффективно трудиться для

* Доцент кафедры «Менеджмент на транспорте», кандидат экономических наук, доцент.

* Аспирант-стажер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.