Научная статья на тему 'Мотивация в деятельности органов Федерального казначейства Самарской области'

Мотивация в деятельности органов Федерального казначейства Самарской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов А. Ю.

В статье рассматриваются вопросы мотивации, ее материальная и моральная составляющие. Анализируются различные виды поощрения и награждения государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION IN ACTIVITY OF BODIES OF FEDERAL EXCHEQUER OF THE SAMARAAREA

In clause questions of motivation, its material and moral components are considered. Various kinds of encouragement and rewarding of the state civil empbyees are analyzed.

Текст научной работы на тему «Мотивация в деятельности органов Федерального казначейства Самарской области»

УДК 336.148

МОТИВАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время органы Федерального казначейства России включают центральный аппарат, 84 Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) и 2209 отделений по районам, городам, районам в городах управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Отделение). Штатная численность органов Федерального казначейства страны составляет 56964 человека1.

Одним из управленческих процессов (планирование, организация, мотивация, учет и контроль) в системе управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, является « мотивация - совокупность внутренних стимулов отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации»2. Процесс мотивации взаимосвязан с другими управленческими процессами. Данная взаимосвязь заключается в том, что, с одной стороны, все управленческие процессы должны мотивироваться, а с другой стороны, процесс мотивации должен быть спланирован, организован, учтен и проконтролирован.

Следует отметить, что все рассматриваемые управленческие процессы так или иначе связаны с работниками органов Федерального казначейства, но только мотивация имеет прямую человеческую направленность, осуществляясь людьми и в отношении людей. Результативная работа каждого человека является основным условием эффективной работы как отдельного структурного подразделения, так и органа Федерального казначейства в целом.

Основные виды моральной и материальной мотивации государственных гражданских служащих закреплены в Федеральном законе РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом виды моральной мотивации соответствуют награждениям, а виды материальной мотивации - поощрениям.

Так, за безупречную и эффективную гражданскую службу к государственным гражданским служащим «применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выпла -той единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации»3.

В развитие положений данного Федерального закона в органах Федерального казначейства также установлена система поощрений и награждений, которая включает в себя следующие элементы:

1) награждение почетной грамотой Федерального казначейства;

2) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

3) объявление благодарности;

4) выплата единовременного поощрения;

5) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

6) объявление благодарности министра финансов Российской Федерации;

7) награждение нагрудным знаком «Отличник финансовой работы»;

8) поощрение Правительства Российской Федерации;

А.Ю. Демидов,

кандидат экономических наук, руководитель Управления Федерального казначейства по Самарской области

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

♦-

9) поощрение Президента Российской Федерации;

10) присвоение почетных званий Российской Феде -рации;

11) награждение знаками отличия Российской Феде -рации;

12) награждение орденами и медалями Российской Федерации4.

Кроме этого, к поощрениям государственных гражданских служащих центрального аппарата, управлений и отделений Федерального казначейства можно отнести выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий5.

Из приведенных выше положений видно, что система мотивации в Федеральном казначействе включает в себя два блока: поощрения и награждения.

Поощрения относятся к материальной мотивации и представляют собой материальные выплаты:

1) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

2) единовременные поощрения;

3) поощрения Правительства Российской Федерации;

4) поощрения Президента Российской Федерации.

При этом поощрения могут производиться как в виде

самостоятельных выплат, так и в связи с награждениями или в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Награждение следует отнести к моральному виду мотивации, которое заключается в следующих видах:

1) награждение почетной грамотой Федерального казначейства;

2) объявление благодарности Федерального казначейства ;

3) объявление благодарности министра финансов Российской Федерации;

4) награждение нагрудным знаком «Отличник финансовой работы »;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Феде -рации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Вопросы награждения и поощрения работников управлений и отделений Федерального казначейства решаются центральным аппаратом.

Кроме этого, руководители органов Федерального казначейства в рамках действующего законодательства и в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные виды моральной и материальной мотивации. В качестве дополнительной моральной мотивации могут использоваться награждения почетными грамотами УФК, объявление благодарностей УФК, занесение на «Доску почета» , награждение грамотами и дипломами по результатам профессиональных конкурсов и т.п. Дополнительная материальная мотивация может осуществляться путем выплаты дополнительных премий, в том числе по итогам оценки результативности деятельности работников органов Федерального казначейства.

Компетенция органов Федерального казначейства при поощрении и награждении различна.

Так, Отделение Федерального казначейства может самостоятельно поощрять своих работников только выплатой:

- премий за выполнение особо важных и сложных заданий;

- единовременных поощрений;

- единовременных поощрений в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Управление Федерального казначейства вправе поощрять своих работников выплатой:

- премий за выполнение особо важных и сложных заданий;

- единовременных поощрений;

- единовременных поощрений в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

- единовременных поощрений в связи с награждением (почетной грамотой, благодарностью, занесением на «Доску почета» и т.п.).

Центральный аппарат Федерального казначейства вправе использовать такие виды поощрений, как:

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

- единовременные поощрения;

- единовременные поощрения в связи с награждением благодарностью Федерального казначейства;

- единовременные поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Вместе с этим вышестоящие органы Федерального казначейства в лице их руководителей вправе поощрять руководителей и работников подчиненных органов Федерального казначейства. Порядок поощрения руководителей органов Федерального казначейства имеет определенные особенности в системе материальной мотивации работников Федерального казначейства, которые заключаются в том, что руководитель не вправе сам себя поощрять. Любое поощрение руководителя может осуществляться только вышестоящим руководителем (руководитель Отделения поощряется руководителем Управления; руководитель Управления поощряется руководителем Федерального казначейства).

Отделения при награждении не могут самостоятельно принимать решение в отношении своих работников. Полномочия отделений при награждении ограничиваются подачей ходатайств в вышестоящее Управление о награждении работников Отделения определенными наградами.

Управление вправе осуществлять награждение работников отделений и Управления только наградами Управления, например:

- благодарностью Управления;

- почетной грамотой Управления;

- занесением на «Доску почета Управления Федерального казначейства» и награждением «Почетной грамотой » и т. п .

В отношении других видов наград управления вправе направлять ходатайства о награждении в центральный аппарат Федерального казначейства.

В компетенцию центрального аппарата входит награждение как работников непосредственно центрального аппарата, так и работников управлений и отделен ий:

- награждение почетной грамотой Федерального казначейства ;

- объявление благодарности Федерального казначейства.

Для награждения работников казначейской системы наградами Минфина РФ, правительственными и государ -ственными наградами центральный аппарат Федерального казначейства представляет соответствующие хода -тайства в Минфин России.

К награждению также следует отнести награды органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

На сновании проведенного анализа можно заключить, что управленческий процесс «мотивация» в системе управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, заключается во внутреннем и внеш -нем побуждении работников к результативным действи -ям, возникающем в силу морального и (или) материального стимулирования. Необходимо констатировать, что в настоящее время в системе Федерального казначей -ства отсутствуют единые подходы и порядки осуществления дополнительных видов моральной и материальной мотиваций на уровне УФК. Рассмотренные в статье

вопросы подчеркивают, что мотивация является очень важным элементом системы управления Федерального казначейства, ориентированной на результаты, и выработка эффективных механизмов морального и материального стимулирования является актуальной задачей.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 669 с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 г. № 127). Раздел 2.

2 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилия -на. 6-е изд., доп. М., 2004. С. 543.

3 Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 55.

4 См.: Приказ Федерального казначейства от 14.07.2006 г. № 7н «Об утверждении служебного распорядка центрального аппарата Федерального казначейства».

5 См.: Федеральный закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 50.

УДК 336.763

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг представляет собой ту сферу, в которой формируются основные источники экономического роста, мобилизуются и перераспределяются необходимые экономике инвестиционные ресурсы. В условиях глобализации мировой экономики и стремительного распространения новых технологий на рубеже XX - XXI вв. в функционировании рынков ценных бумаг произошли существенные изменения, проявляющиеся в следующих основных тенденциях1.

1. В последние годы активизируется роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе, усиливается его значение в аккумуляции и перераспределении инвестиционных ресурсов в экономически развитых странах. Конкретные соотношения между основными формами мобилизации инвестиционных ресурсов в различных странах неодинаковы и в значительной мере зависят от уровня и характера развития различных рыночных институтов, национальной модели финансового рынка. В настоящее время выделяют две наиболее распространенные в мире модели финансового рынка, которые отличаются характером регулирования, структурой источников и методов привлечения капитала корпорациями, а также связанным с ними поведением инвесторов и эмитентов:

- англо-американская модель (США, Великобритания);

- континентальная модель (Германия, Япония)2.

С учетом этого кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой, находятся в противоречивой зависимости. Как следствие, их динамика обычно противоположна по направлению. Например, активная кредитная экспансия неизбежно снизит потребности в финансировании экономики за счет эмиссии ценных бумаг, и наоборот. В современных условиях финансовые рынки, в том чис -ле рынки ценных бумаг, становятся основным структурообразующим фактором финансового сектора экономики.

2. Одной из ключевых тенденций стало существенное изменение структуры находящихся в обращении финансовых инструментов рынка в пользу инструментов реального сектора - корпоративных ценных бумаг и производных от них финансовых инструментов.

3. В последнее время происходит усиление взаимосвязи между финансовым и реальным секторами экономики. Действие этой тенденции

А.И. Кусмарцев,

аспирант кафедры финансов, СГСЭУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.