Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ'

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ / ИНТЕРЕС К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕСТИЖ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Смирнова Нина Николаевна, Джаксбаева Ольга Владимировна

В статье рассматривается поиск путей мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе. Такая деятельность расширяет и углубляет знания обучаемых, формирует в них способность к самосовершенствованию в дальнейшей профессиональной работе. В связи с этим показана роль научных кружков, научно-исследовательских лабораторий. Названы основные формы научной и исследовательской работы: участие в выполнении плановых научных работ; выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, рефератов по важным научным направлениям; выступление с результатами исследований на конференциях и прочие формы. В статье представлены результаты исследования восприятия обучаемыми научно-исследовательской деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности студентов в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. Нами выявлен сегмент потенциальных участников НИРС, которые проявляют интерес к этой деятельности, но пока не участвуют в ней. Кроме того, есть обучаемые, которые в перспективе планируют прекратить заниматься научно-исследовательской работой по разным причинам. Важно проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех обучаемых, которые занимается указанным видом деятельности в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Смирнова Нина Николаевна, Джаксбаева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF TRAINEES FOR SCIENTIFIC AND RATIONALIZATION WORK

The article deals with the search for ways to motivate students to scientific and innovation work. This activity expands and deepens the knowledge of students, forms their ability to improve themselves in further professional work. In this regard, the role of scientific circles and research laboratories is shown. The main forms of scientific and research work are named: participation in the implementation of planned scientific works; performance of research tasks during the practice period; development of scientific reports, abstracts in important scientific areas; presentation of research results at conferences and other forms. The article presents the results of a study of students ' perception of research activities. The relevance of the study is due to the fact that the development of this activity is one of the important indicators of the effectiveness of an educational institution. The problem is that the degree of student involvement in this work in most universities is not high enough. We have identified a segment of potential R & D participants who are interested in this activity, but are not yet involved in it. In addition, there are trainees who plan to stop doing research work in the future for various reasons. It is important to conduct more active motivational work with potential participants of research activities and measures to retain those trainees who are currently engaged in this type of activity.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ»

2. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - Москва. - «Просвещение» 1979. - 143 с.

4. Виноградов М.И. Руководство по физиологии труда. - М., 1969. - 164 с.

5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. 1999.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия»; 1999. - 386 с.

7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: 2006. - 176 с.

8. Источник: http://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/

Педагогика

УДК 378

кандидат сельскохозяйственных, старший преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин наук Клеймёнова Татьяна Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (психологического и педагогического обеспечения обучения летного состава) Смирнова Нина Николаевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); доцент кафедры права, кандидат исторических наук Джаксбаева Ольга Владимировна Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета в г. Сызрани (г. Самара)

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация В статье рассматривается поиск путей мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе. Такая деятельность расширяет и углубляет знания обучаемых, формирует в них способность к самосовершенствованию в дальнейшей профессиональной работе. В связи с этим показана роль научных кружков, научно-исследовательских лабораторий. Названы основные формы научной и исследовательской работы: участие в выполнении плановых научных работ; выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, рефератов по важным научным направлениям; выступление с результатами исследований на конференциях и прочие формы. В статье представлены результаты исследования восприятия обучаемыми научно-исследовательской деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности студентов в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. Нами выявлен сегмент потенциальных участников НИРС, которые проявляют интерес к этой деятельности, но пока не участвуют в ней. Кроме того, есть обучаемые, которые в перспективе планируют прекратить заниматься научно-исследовательской работой по разным причинам. Важно проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех обучаемых, которые занимается указанным видом деятельности в настоящее время.

Ключевые слова: образование, научно-исследовательская работа, стимулирование, публикационная активность, престиж научно-исследовательской работы; мотивация участия в научно-исследовательской работе; вовлеченность в научно-исследовательскую работу; интерес к научной и рационализаторской работе.

Annotation:The article deals with the search for ways to motivate students to scientific and innovation work. This activity expands and deepens the knowledge of students, forms their ability to improve themselves in further professional work. In this regard, the role of scientific circles and research laboratories is shown. The main forms of scientific and research work are named: participation in the implementation of planned scientific works; performance of research tasks during the practice period; development of scientific reports, abstracts in important scientific areas; presentation of research results at conferences and other forms. The article presents the results of a study of students ' perception of research activities. The relevance of the study is due to the fact that the development of this activity is one of the important indicators of the effectiveness of an educational institution. The problem is that the degree of student involvement in this work in most universities is not high enough. We have identified a segment of potential R & D participants who are interested in this activity, but are not yet involved in it. In addition, there are trainees who plan to stop doing research work in the future for various reasons. It is important to conduct more active motivational work with potential participants of research activities and measures to retain those trainees who are currently engaged in this type of activity.

Keywords: education, research work, promotion, publication activity, prestige of research work; motivation to participate in research work; involvement in research work; interest in scientific and innovation work.

Введение. Предметом данной статьи является мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности обучаемых в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. В статье приводим реферативные исследования, которые актуальны для преподавателей высших учебных заведений.

Цель статьи - анализ проблем, связанных с мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работе. Намечены пути их решения в свете нахождения резервов повышения мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе в высших учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. В последние годы мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе стала важнейшим составляющим показателем деятельности высших учебных заведений. Для определения сущности мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе обратимся к анализу категориальных аспектов данных терминов. Понятие «мотивация» (с французского-motivation) означает побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением

человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].

Понятие «научно-исследовательская работа» - НИР - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования и проектов.

Рационализация (от латинского гаНопа^ - разумный), улучшение, усовершенствование производства и управления методов работы различных видов деятельности [3].

Понятие «рационализаторская работа» означает такое решение технических задач, которое является новым и полезным для данного предприятия, организации или учреждения. Это решение должно заключаться в изменении конструкции изделий, технологии производства или применяемой техники, или изменении состава материала, применяющегося при изготовлении данных изделий.

Для плодотворной организации научной и рационализаторской работы в вузе организуются научные кружки, конструкторские бюро, задействуются научно-исследовательские лаборатории. Вовлеченные в эту работу преподаватели и обучаемые более ясно представляют предмет обучения, эффективнее используют возможности научного общества учебного заведения.

Основными задачами научного общества являются: формирование у обучаемых интереса к научному творчеству, обучение методикам и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах; популяризация научных знаний и многие другие [6].

Работа научного общества «Эрудит» осуществляется в общей системе научной работы учебного заведения и должна быть тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями.

Основными формами научной и рационализаторской работы являются:выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам науки и выступление с ними на научных конференциях; участие в изобретательской и рационализаторской работе,участие в конкурсах на лучшие научные работы и в выставках по результатам рационализаторской деятельности [13].

В целях популяризации лучших работ и широкого обмена мнениями по ним проводятся конференции среди обучаемых различных вузов.

Факторами, влияющими на решение обучаемых заняться научной и рационализаторской работой могут быть, например: положительная оценка за курсовую работу; зачет по практике, если обучаемый реализовал свои рационализаторские способности и подал заявку на изобретение;поощрение в виде грамот, подарков, денежных премий за участие в конференциях, выставках, научных конкурсах; получение дипломов, аттестатов и других документов, характеризующих повышение квалификации обучаемых, по результатам оценки его работы комиссией.

Кроме этого, исследователи выделяют и морально-психологические приемы поощрения обучаемых заниматься наукой: вручение благодарственного письма родственникам, награждение туристическими путевками и другие.

По мнению ряда исследователей, некоторые виды практических занятий (например, лабораторные работы и практикумы) без ущерба основному обучению можно совмещать с исследовательской деятельностью [8, 9].

Вовлекать в научную работу обучаемых целесообразно начинаться с первых дней обучения в вузе. Обучаемому можно предложить решить несложную научную задачу .Например, провести анализ или исследование какой-либо проблемы по результатам изучения материалов периодических изданий. Данная работа может быть выражена рефератом, или выступлением на занятии. По мере изучения дисциплин обучаемый получает знания методов и методик решения задач. Поэтому для него можно подготовить задание исследовательского характера. Результаты могут быть отражены в научно-исследовательских работах, статьях и докладах на конференциях.

Рационализаторская работа может проводиться с первых дней выполнения работ на установках, станках и других объектах. Можно предоставить лабораторию для реализации идей практического характера. Для теоретических изысканий обучаемому достаточно иметь рабочий стол в библиотеке высшего учебного заведения. Для практической научной и рационализаторской работы нужна лаборатория с необходимым оборудованием.

Для организации научной и рационализаторской работы в учебном заведении требуется привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Существует множество фондов, предоставляющих гранты. Не все учебные и научные организации готовы реализовать эти средства. Привлечение обучаемых к научной и рационализаторской деятельности позволяет подтолкнуть педагогический состав к более продуктивной научно-исследовательской работе. Эффективность деятельности вуза при этом повышается.

Среди обучаемых в высших военных заведениях есть талантливые, творческие личности. Они готовы с увлечением заниматься научными изысканиями. На профессорско-преподавательский состав и руководство вузов возлагается ответственность за эффективную организацию научно-исследовательскую и рационализаторскую работу обучаемых.

В настоящее время в России идет становление новой системы высшего образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно образовательное пространство. Внедрение компьютерных сетей коренным образом меняет систему высшего профессионального образования, облегчает обмен научными знаниями, поиск информации.

В статье представлены результаты исследования восприятия студентами высших учебных заведений научно-исследовательской деятельности [11]. По данным Когана Е.Н. исследование было проведено среди студентов 2-5-х курсов трех московских вузов: Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного лингвистического университета и Московского государственного психолого-педагогического университета. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Опрос показал, что регулярно занимаются научно-исследовательской работой только 14% студентов.

Исследователь указывает на необходимость проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех, кто занимается этим в настоящее время.

Научно-исследовательская работа со студентами (НИРС) является одним из значимых критериев оценки эффективности деятельности вузов.

Эффективность этой работы по-прежнему оставляет желать лучшего. На это влияет множество факторов: система организации работы в вузе, активность преподавателей, контингент студентов, их мотивация и прочие факторы.

Научно-исследовательскую работу с обучаемыми можно рассматривать как процесс и как результат. Чаще всего научно-исследовательская деятельность представляется как результат, выраженный в количестве опубликованных статей, количестве участников и побед в олимпиадах и различных конкурсах и другие. Мало внимания уделяется самому процессу этой деятельности: информированию обучаемых, мотивации, подготовке обучаемых к конференциям, коммуникациям с преподавателем. Без кропотливой организации этого процесса позитивный эффект достигнуть трудно. Важно, что приносит научно-исследовательская деятельность самому обучаемому, как она повлияет на процесс его обучения и развития в дальнейшем.

Множество работ российских исследователей посвящено различным аспектам научно-исследовательской работы обучаемым. Локальные исследования по оценке развития НИРС внутри отдельных вузов достаточно часто проводятся отечественными учеными, такими, как Н. Люткин, Е.Ю. Гирфанова, А.В. Завражин, И.В. Шубина, Е.В. Вострокнутов и другие.

Многие работы посвящены анализу мотивации студентов к научно-исследовательской работе [17]. А.В. Матерова выделяет мотивы самореализации, достижения, принадлежности и статуса А.А. Почестнев и А.А. Кузьмичева акцентируют внимание на карьерно-меркантильных мотивах участия студентов в научно-исследовательской работе.

Педагоги выявляют основные мотивы у обучаемых для занятия научной и рационализаторской работой. К ним относят: возможность получить новый опыт и знания; возможность саморазвития; знакомство с новыми людьми; возможность получить экзамен или зачет автоматом; возможность оценить свои силы, получить признание; дополнительная стипендия; увеличение шансов поступить в магистратуру/аспирантуру; дополнительные преимущества при трудоустройстве.

Для построения классификации обучаемых по отношению к научно-исследовательской работе были использованы такие показатели, как интерес, активность и мотивация к научно-исследовательской деятельности.

1. Активисты.

2. Умеренные активисты (соглашатели, рационалисты).

3. Случайные участники/участники по принуждению.

4. Потенциальные участники - это те, кто никогда не занимался научно-исследовательской работой, но проявляют интерес к ней.

5. Бесперспективный сегмент, отрицающий любую возможность участия в научно-исследовательской деятельность.Отдельно следует выделить «Потенциально потерянный сегмент» - те, кто ранее участвовал в научно-исследовательской работе, но в дальнейшем не планирует ей заниматься по различным причинам. Таким образом, при организации научно-исследовательской работы с обучаемыми необходимо учитывать их возможную мотивацию, степень интереса и прошлый опыт аналогичной деятельности [11].

Исследование показало, что у обучаемых присутствует достаточно большой потенциальный интерес к научно-исследовательской работе и положительный образ этой деятельности. Отмечается ее высокая престижность, позитивное влияние на учебу. Важно обращать внимание не только на формальную сторону научно-исследовательской работы, но и учитывать работу преподавателей, председателей НИРС. Они стремятся вызвать живой интерес к этому виду деятельности.

Рассмотрим как обстоит дело с мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работой в филиале. Научная работа обучаемых организуется в филиале в тесной взаимосвязи с образовательным процессом.

В соответствии с нормативными документами в подготовке обучаемых приобретает приоритет научно-исследовательская работа. Она направленна на развитие способности и готовности выпускников вуза к выполнению ряда задач любой категории сложности на научной основе. При этом исследовательская компетентность получает весомое значение и трансформируется в качество личности, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки будущих выпускников. Исследователи Н.В. Осипова, М.А. Винник, Ю.Г. Тарасич понимают под исследовательской компетенцией «качество, проявляющееся в потребности личности владеть методологией научного творчества, умении наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы по решению профессионально ориентированных задач, выполнять исследовательскую работу, в умении проводить научные исследования, организовывать эксперимент, обобщать и предвидеть последствия исследовательской деятельности в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности». Здесь речь идёт не только о соответствующих знаниях и элементарных исследовательских умениях. Присутствует мотивационный компонент, внутренняя потребность личности в исследовательской деятельности [15]. Авторы на основе анализа результатов изучения рассматриваемой проблемы отечественными учёными, собственных исследований предложили следующую классификацию исследовательских знаний, умений и навыков: информационно-аналитические, прогностические и оценочно-результативные. С учётом приведённого понятия «исследовательская компетентность» учёные выделяют в её структуре следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный. Остановимся на рассмотрении ценностно-мотивационного компонента. Данный компонент включает мотивы и потребности организации собственной исследовательской деятельности; способность к самоорганизации учебной и внеучебной деятельности; ориентацию на личностный подход и позитивное отношение к исследовательской деятельности; адекватную оценку собственных знаний; настойчивость в решении поставленных исследовательских задач.

Научная работа с обучаемыми организована на кафедрах, где созданы научные секции. Научные секции объединены в научное общество.

Научное общество филиала включает 452 члена из числа обучаемых, которые занимаются научной работой в 23 секциях.

В научных кружках (секциях) планы работы на учебный год имеются, журналы учета работы ведутся. Результаты научной работы обучаемых отражены в отчетах о работе кафедр.

Научная работа с обучаемыми филиала проводится в следующих формах:

разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным общественно-политическим, методов обучения и воспитания; участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ филиала; участие в изобретательской и рационализаторской работе; выступление с докладами, лекциями, научными сообщениями на научных конференциях ;выполнение научных работ для представления на конкурсы; разработка макетов, программных моделей, лабораторных установок; выполнение заданий исследовательского характера в период стажировки (практики).

Таблица 1

Сведения о НО обучаемых филиала

Год

Сведения о

научных кружках всего

кружков

а

ук н о к

и и я н

н о к

о н а в о к и

ч

ю у

с

о

в

ч

у

ю О

х

« S ии

® 3

ен ч ^ с

н

сн ыо со а

р я

да и

с

S

и

ч

о

2019/ 2020 уч. год

23

452

54

37

398

более 250, в т.ч. 15 РИНЦ, 2 ВАК

215

137

9

Обучаемые представляют свои научные работы на многочисленные конкурсы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурс на получение стипендии Президента Российской Федерации;

Конкурс на получение стипендии Правительства Российской Федерации;

Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских работ по гуманитарным наукам (ноябрь 2019г.), Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ, г. Димитровград.

X международный конкурс научных работ «ГНОЗИС», 18 марта-30 апреля 2020 г. Номинация «Социальные науки», секция «Естественнонаучные дисциплины». г. Ростов-на-Дону.; Международный конкурс по физике «AC/DC» от проекта mega-talant.com. ЦРТ «Мега-Талант» 29 декабря 2019ги другие.

Ежегодно обучаемые филиала принимают участие в конференциях различного уровня. Обучаемыми разработано и подготовлено более 280 научных докладов, сообщений и рефератов, опубликовано более 150 статей, в том числе две статьи ВАК по результатам внутренней конференции и конференций других вузов. Приводим перечень важнейших мероприятий: Круглый стол «Современные взгляды на итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» 28.02.2020 г.;

Межвузовская военно-научная конференция Суворовские чтения «Суворовские традиции и современность» (24 ноября 2019 года) па базе филиала ВУШ1, ВВС' «ВВА» в г. Сызрани 1 кафедра тактики и ОВД и 7 кафедра ГиСЭД.; Семинар на кафедре иностранных языков тему «Иностранные языки в профессиональном образовании и проблемы межкультурной коммуникации». 17 и 25 февраля 2020г; XII Международная молодежная научная конференция «Гражданская авиация: XXI век» «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», 19-20 апреля 2020 г.; Ill Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и общество: перспективы развития». СФ СГЭУ, 13 апреля 2020 г.

В процессе участия в научно-практических конференциях у обучаемых вырабатывается грамотная речь, что является одним из способов решения неотъемлемой задачи нравственного воспитания. Правильная, вежливая, выразительная научная речь выступает своеобразным камертоном, задающим тон речевого взаимодействия в межличностном общении обучаемых. Она выступает противовесом грубому языку улицы, к которому некоторые обучаемые привыкли с детства[7].

Обучаемые активно участвуют в международных и всероссийских олимпиадах.

XV Международная олимпиада по физике ЦРТ «Мега-Талант» 22 ноября 2019г. и других.

Обучаемые филиала принимают участие также в разработке рацпредложений.

Существующее противоречие между возрастанием объёма учебной нагрузки и ограниченными сроками подготовки, усложнением содержания и условий предстоящей профессиональной деятельности предопределяет необходимость активного использования личностных потенциалов участников образовательного процесса, то есть индивидуализации обучения [4]. Реализация любого направления в педагогике требует больших затрат от всех участников образовательного процесса. Для этого нужны личностные мотивы и потребности, определённые подходы к оценке вклада каждого обучающегося и стимулирование. Первым направлением внедрения индивидуализации обучения и воспитания выступает построение и ведение образовательных процессов, в рамках которых могут быть рассмотрены материальная и моральная мотивация «успешности» обучаемых, в том числе проявивших способность к научной деятельности и многие другие. Ведущий философ и педагог своего времени Клод Адриан Гельвеций утверждал, что «До какой бы степени совершенства не довели обучение, не следует, однако, думать, что будто можно сделать гениев из этих людей. Тем не менее, воздействуя на их индивидуальность, можно

получить если не гениальных, то, по крайней мере, интеллектуально развитых граждан с высоким творческим потенциалом и активной жизненной позицией...» [4]. Особенностью организации современной инновационной образовательной среды- появление института тьюторства, не имеющего аналогов в отечественной системе образования [16]. Актуальность педагогического сопровождения, тьюторства возрастает. К важнейшей особенности, которая характеризует деятельность тьютора относится, наряду с другими, ориентация на исследовательскую деятельность обучающегося [15].Сюда же можно отнести установку на самообразовательную деятельность обучающегося; готовность оказать информационную и психологическую поддержку.

В ходе обучения вырабатываются определённые общечеловеческие ценности. Среди них преобладают такие ценности, как трудолюбие, интеллектуальное развитие. Мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе является важной составляющей процесса развития указанных ценностей [12].

Выводы. Мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе является важной составляющей процесса обучения и воспитания. Преподаватели и обучаемые, вовлечённые в эту работу, имеют чёткое представление о предмете обучения. Они эффективнее используют возможности научного общества высшего учебного заведения. Для анализа мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе авторами проанализированы многочисленные факторы, которые влияют на решение обучаемых заняться указанной работой. Управление мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работе - достаточно сложная, многофакторная задача, решить которую одними только административными методами или постановлениями практически невозможно. В рамках реализации компетентностного подхода в контексте федеральных государственных стандартов высшего образования повысилось значение приобщения обучающихся к научной работе, формирование у них исследовательской компетентности. Это требует разработки и реализации эффективного методического сопровождения всего процесса приобщения обучающихся к научной работе с первого курса по выпускной. Процесс формирования исследовательской компетенции обучаемых должен базироваться на осознании ими характера научно-поисковой деятельности как творческой, направленной не только на анализ, обработку информации, но и на её создание, на поиск нестандартных решений. Он должен опираться на общекнаучную и предметную профессиональную осведомлённость обучаемых, наличие у них творческого потенциала, способности к оригинальным решениям, овладение методологией научного поиска, современными исследовательскими технологиями [15].

Литература:

1. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.М. Оценка вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России №9, 2019., - С. 25-35

2. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т.30. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 525

3. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т. 41. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 65

4. Вдовин А.В. Направления внедрения индивидуализации обучения и воспитания слушателей и курсантов в образовательную деятельность военных вузов // Вестник академии военных наук. - 2014. -№2(47). - С. 101-105.

5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 URLhttp//www.statuc.government.ru

6. Галиев О. Способы мотивации учащихся вузов к научной и рационализаторской работе // Армейский сборник, 2013. - №6. - С. 32-33

7. Зверев С.Э. Методологические подходы к проблеме речевого воспитания военнослужащих // Военная мысль. - 2013. - №3. - С. - 63-69

8. Казанцев К.Ю., Черных С.И. Высшее образование и наука России на рынке интеллектуальной собственности // Высшее образование в России. - №12, 2019. - С. 53-65

9. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О., Смирнова Н.Н. Резервы повышения публикационной активности преподавателей высших учебных заведений.Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67(4). - С. 179-181

10. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О. ,Смирнова Н.Н. Перспективные направления развития военного вуза. Актуальные проблемы науки, образования, экологии, медицины и спорта (экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве): сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2017. - С. 76-80

11. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе / Е.А. Коган // Человеческий капитал. - 2020. - № 8(140). - С. 179-187.

12. Митяев Э.А. Структура ценностных ориентиров будущей профессиональной деятельности выпускников высших военных учебных заведений // Военная мысль. - 2017. - №5. - С. 87-90.

13. Ореховский А.В. Научная деятельность на социально-гуманитарном факультете // Высшее образование в России. - № 8-9, 2011. - С. 46-51.

14. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. - №2, 2020. - С. 27-40

15. Серёжникова Р.К., Сухоруков В.Н. Методическое сопровождение научно-исследовательской работы как фактор формирования исследовательской деятельности курсантов // Высшее образование сегодня. - 2021. - №2. - С. 38-44.

16. Солодова Е.А., Ефимов П.П. Об актуальности тьюторства в военном образовании // Военная мысль. -2014. - №8. - С. 63-69.

17. Сюсина Т.О.,Смирнова Н.Н.,Клеймёнова Т.Н. Мотивация профессорско-преподавательского состава и курсантов военного авиационного вуза в научно-исследовательской деятельности «Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук». - №7, 2019 год. - С. 63-681

Педагогика

УДК 37.0

кандидат сельскохозяйственных, старший преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин наук Клеймёнова Татьяна Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Воронина Марина Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); доцент кафедры права, кандидат исторических наук Джаксбаева Ольга Владимировна

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета в г. Сызрани (г. Самара)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания и использования базовых конспектов в образовательном процессе с применением электронных учебных изданий. Обоснована необходимость использования базовых конспектов для обучающихся. Предлагается методика применения базовых конспектов при проведении учебных занятий.

Ключевые слова: образование; преподаватель вуза; базовая основа, базовый конспект, электронное учебное издание, учебная дисциплина.

Annotation: The article discusses the process of creating and using basic notes in the educational process with the use of electronic educational publications. The necessity of using basic notes for students is justified. The method of applying the basic notes during the training sessions is proposed.

Keywords:education; university teacher; basic basis, basic summary, electronic educational publication, academic discipline.

Введение. Анализ научной литературы и электронных ресурсов свидетельствует, что в педагогике уделяется особое внимание восприятию информации и её использованию в практике преподавания в высшей школе. Исследователи считают основным фактором при восприятии информации систематизацию учебного материала в электронных учебных изданиях. Они относятся к поиску методов отражения целостности реального мира в содержании учебного материала. Целью данной работы является характеристика процесса структурирования и систематизации учебного материала в электронных учебных изданиях при изучении химии, физики и экологии в высшем учебном заведении. При этом важны базовые конспекты, выполненные на базе структурно-логических схем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие структурно-логической схемы, проанализировать целесообразность использования электронных учебных изданий при изучении естественнонаучных дисциплин.

Реализация современной парадигмы высшего образования через компетентностный подход требует конструктивного использования широкого диапазона интерактивных методов обучения, ориентированных не только на знания, но и на практическую направленность формирующих компетенций. Роль и значение этих методов в организации аудиторных занятий достаточно полно исследована в научных и методических публикациях (Громова Л.А., Егорова Е.В., Сазонова Л.А., Шилина Ю.В.) [5]. В соответствии с государственным образовательным стандартом программа высшей школы должна быть ориентирована на гармоничное развитие специалистов, их продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантность во взаимодействии с окружающим миром. Модернизация российского образования делает актуальной задачу обновления научно-методического обеспечения образовательной системы, активизации инновационных процессов, ориентированности подготовки на запросы работодателя [1]. Одной из возможностей, обеспечивающих благоприятные условия для становления и развития профессиональной состоятельности будущих выпускников, становится создание электронных учебных изданий, способных решать сложные задачи профессионального становления специалистов в условиях меняющегося российского общества. Большая роль при этом отводится информационным технологиям.

Предметом данной статьи является деятельность преподавателя при изучении естественнонаучных дисциплин. Она должна быть нацелена, в том числе, и на умение систематизировать учебный материал. В статье приводим реферативные исследования, которые актуальны для преподавателей высших учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. Этап восприятия учебного материала должен основываться на понимании обучаемыми сущности и содержания информации. Обучение должно быть осмысленным, активным. По мере накопления учебных материалов в сознании обучающихся образуются интериоризованные знания о полной структуре свойств явления, процесса в свёрнутом и развёрнутом виде. Под интериоризованными знаниями понимается способность выделять все признаки понятия и их связи друг с другом. Под свёрнутостью и развёрнутостью знаний понимается способность излагать их компактно, умение развернуть знания в ряд последовательных шагов [2]. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести этапов: актуализация ранее усвоенных элементов знания (контроль, напоминание); установление связей между ранее усвоенными и новыми элементами знания; фиксация и осмысление новых элементов знания: закрепление новых знаний; обобщение ранее усвоенных и новых элементов знания в единую систему; закрепление обобщённого знания. Необходимо помочь обучаемым убедиться в практической значимости теоретических знаний, вызвать интерес к ним [3]. Это является одной из целей любого занятия, особенно при изучении курсов физики, химии, экологии. Во многом цель достигается представлением учебного материала в проблемном виде с применением структурно-логических схем.

На этапе осмысления учебного материала необходимо побудить обучаемых выделять в нём существенное, главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять изучаемые факты и события и включать их в уже имеющуюся систему знаний. На указанном этапе можно совместно с обучаемыми демонстрировать различные приёмы творческой интеллектуальной деятельности. На этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.