Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ'

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРЕСТИЖ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ / ИНТЕРЕС К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Смирнова Нина Николаевна, Джаксбаева Ольга Владимировна

В статье рассматривается поиск путей мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе. Такая деятельность расширяет и углубляет знания обучаемых, формирует в них способность к самосовершенствованию в дальнейшей профессиональной работе. В связи с этим показана роль научных кружков, научно-исследовательских лабораторий. Названы основные формы научной и исследовательской работы: участие в выполнении плановых научных работ; выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, рефератов по важным научным направлениям; выступление с результатами исследований на конференциях и прочие формы. В статье представлены результаты исследования восприятия обучаемыми научно-исследовательской деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности студентов в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. Нами выявлен сегмент потенциальных участников НИРС, которые проявляют интерес к этой деятельности, но пока не участвуют в ней. Кроме того, есть обучаемые, которые в перспективе планируют прекратить заниматься научно-исследовательской работой по разным причинам. Важно проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех обучаемых, которые занимается указанным видом деятельности в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Смирнова Нина Николаевна, Джаксбаева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF TRAINEES FOR SCIENTIFIC AND RATIONALIZATION WORK

The article deals with the search for ways to motivate students to scientific and innovation work. This activity expands and deepens the knowledge of students, forms their ability to improve themselves in further professional work. In this regard, the role of scientific circles and research laboratories is shown. The main forms of scientific and research work are named: participation in the implementation of planned scientific works; performance of research tasks during the practice period; development of scientific reports, abstracts in important scientific areas; presentation of research results at conferences and other forms. The article presents the results of a study of students ' perception of research activities. The relevance of the study is due to the fact that the development of this activity is one of the important indicators of the effectiveness of an educational institution. The problem is that the degree of student involvement in this work in most universities is not high enough. We have identified a segment of potential R & D participants who are interested in this activity, but are not yet involved in it. In addition, there are trainees who plan to stop doing research work in the future for various reasons. It is important to conduct more active motivational work with potential participants of research activities and measures to retain those trainees who are currently engaged in this type of activity.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ»

Педагогика

УДК 378

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Клеймёнова Татьяна Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная

академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж);

научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (психологического

и педагогического обеспечения обучения летного состава) Смирнова Нина Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная

академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж);

доцент кафедры права, кандидат исторических наук Джаксбаева Ольга Владимировна

Сызранский филиала Самарского государственного экономического университета в г. Сызрани (г. Самара)

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ К НАУЧНОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье рассматривается поиск путей мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе. Такая деятельность расширяет и углубляет знания обучаемых, формирует в них способность к самосовершенствованию в дальнейшей профессиональной работе. В связи с этим показана роль научных кружков, научно-исследовательских лабораторий. Названы основные формы научной и исследовательской работы: участие в выполнении плановых научных работ; выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, рефератов по важным научным направлениям; выступление с результатами исследований на конференциях и прочие формы. В статье представлены результаты исследования восприятия обучаемыми научно-исследовательской деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности студентов в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. Нами выявлен сегмент потенциальных участников НИРС, которые проявляют интерес к этой деятельности, но пока не участвуют в ней. Кроме того, есть обучаемые, которые в перспективе планируют прекратить заниматься научно-исследовательской работой по разным причинам. Важно проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех обучаемых, которые занимается указанным видом деятельности в настоящее время.

Ключевые слова: образование, научно-исследовательская работа, стимулирование, публикационная активность, престиж научно-исследовательской работы; мотивация участия в научно-исследовательской работе, вовлеченность в научно-исследовательскую работу, интерес к научной и рационализаторской работе.

Annotation. The article deals with the search for ways to motivate students to scientific and innovation work. This activity expands and deepens the knowledge of students, forms their ability to improve themselves in further professional work. In this regard, the role of scientific circles and research laboratories is shown. The main forms of scientific and research work are named: participation in the implementation of planned scientific works; performance of research tasks during the practice period; development of scientific reports, abstracts in important scientific areas; presentation of research results at conferences and other forms. The article presents the results of a study of students ' perception of research activities. The relevance of the study is due to the fact that the development of this activity is one of the important indicators of the effectiveness of an educational institution. The problem is that the degree of student involvement in this work in most universities is not high enough. We have identified a segment of potential R & D participants who are interested in this activity, but are not yet involved in it. In addition, there are trainees who plan to stop doing research work in the future for various reasons. It is important to conduct more active motivational work with potential participants of research activities and measures to retain those trainees who are currently engaged in this type of activity.

Keywords: education, research work, promotion, publication activity, prestige of research work, motivation to participate in research work, involvement in research work, interest in scientific and innovation work.

Введение. Предметом данной статьи является мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности обучаемых в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. В статье приводим реферативные исследования, которые актуальны для преподавателей высших учебных заведений.

Цель статьи - анализ проблем, связанных с мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работе. Намечены пути их решения в свете нахождения резервов повышения мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе в высших учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. В последние годы мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе стала важнейшим составляющим показателем деятельности высших учебных заведений. Для определения сущности мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе обратимся к анализу категориальных аспектов данных терминов. Понятие «мотивация» (с французского-motivation) означает побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].

Понятие «научно-исследовательская работа» - НИР - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования и проектов.

Рационализация (от латинского rationalis - разумный), улучшение, усовершенствование производства и управления методов работы различных видов деятельности [3].

Понятие «рационализаторская работа » означает такое решение технических задач, которое является новым и полезным для данного предприятия, организации или учреждения. Это решение должно заключаться в изменении конструкции изделий, технологии производства или применяемой техники, или изменении состава материала, применяющегося при изготовлении данных изделий.

Для плодотворной организации научной и рационализаторской работы в вузе организуются научные кружки, конструкторские бюро, задействуются научно-исследовательские лаборатории. Вовлеченные в эту работу преподаватели и обучаемые более ясно представляют предмет обучения, эффективнее используют возможности научного общества учебного заведения.

Основными задачами научного общества являются:формирование у обучаемых интереса к научному творчеству,обучение методикам и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах;популяризация научных знаний и многие другие [6].

Работа научного общества «Эрудит» осуществляется в общей системе научной работы учебного заведения и должна быть тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями.

Основными формами научной и рационализаторской работы являются:выполнение заданий исследовательского характера в период практик; разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам науки и выступление с ними на научных конференциях;участие в изобретательской и рационализаторской работе,участие в конкурсах на лучшие научные работы и в выставкахпо результатам рационализаторской деятельности [13].

В целях популяризации лучших работ и широкого обмена мнениями по ним проводятся конференции среди обучаемых различных вузов.

Факторами, влияющими на решение обучаемых заняться научной и рационализаторской работой могут быть, например: положительная оценка за курсовую работу; зачет по практике, если обучаемый реализовал свои рационализаторские способности и подал заявку на изобретение; поощрение в виде грамот, подарков, денежных премий за участие в конференциях, выставках, научных конкурсах; получение дипломов, аттестатов и других документов, характеризующих повышение квалификации обучаемых, по результатам оценки его работы комиссией.

Кроме этого, исследователи выделяют и морально-психологические приемы поощрения обучаемых заниматься наукой: вручение благодарственного письма родственникам, награждение туристическими путевками и другие.

По мнению ряда исследователей, некоторые виды практических занятий (например, лабораторные работы и практикумы) без ущерба основному обучению можно совмещать с исследовательской деятельностью [8, 9].

Вовлекать в научную работу обучаемых целесообразно начинаться с первых дней обучения в вузе. Обучаемому можно предложить решить несложную научную задачу .Например, провести анализ или исследование какой-либо проблемы по результатам изучения материалов периодических изданий. Данная работа может быть выражена рефератом, или выступлением на занятии. По мере изучения дисциплин обучаемый получает знания методов и методик решения задач. Поэтому для него можно подготовить задание исследовательского характера. Результаты могут быть отражены в научно-исследовательских работах, статьях и докладах на конференциях.

Рационализаторская работа может проводиться с первых дней выполнения работ на установках, станках и других объектах. Можно предоставить лабораторию для реализации идей практического характера. Для теоретических изысканий обучаемому достаточно иметь рабочий стол в библиотеке высшего учебного заведения. Для практической научной и рационализаторской работы нужна лаборатория с необходимым оборудованием.

Для организации научной и рационализаторской работы в учебном заведении требуется привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Существует множество фондов, предоставляющих гранты. Не все учебные и научные организации готовы реализовать эти средства. Привлечение обучаемых к научной и рационализаторской деятельности позволяет подтолкнуть педагогический состав к более продуктивной научно-исследовательской работе. Эффективность деятельности вуза при этом повышается.

Среди обучаемых в высших военных заведениях есть талантливые, творческие личности. Они готовы с увлечением заниматься научными изысканиями. На профессорско-преподавательский состав и руководство вузов возлагается ответственность за эффективную организацию научно-исследовательскую и рационализаторскую работу обучаемых.

В настоящее время в России идет становление новой системы высшего образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно образовательное пространство. Внедрение компьютерных сетей коренным образом меняет систему высшего профессионального образования, облегчает обмен научными знаниями, поиск информации.

В статье представлены результаты исследования восприятия студентами высших учебных заведений научно-исследовательской деятельности [11]. По данным Когана Е.Н. исследование было проведено среди студентов 2-5-х курсов трех московских вузов: Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного лингвистического университета и Московского государственного психолого-педагогического университета. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Опрос показал, что регулярно занимаются научно-исследовательской работой только 14% студентов.

Исследователь указывает на необходимость проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех, кто занимается этим в настоящее время.

Научно-исследовательская работа со студентами (НИРС) является одним из значимых критериев оценки эффективности деятельности вузов.

Эффективность этой работы по-прежнему оставляет желать лучшего. На это влияет множество факторов: система организации работы в вузе, активность преподавателей, контингент студентов, их мотивация и прочие факторы.

Научно-исследовательскую работу с обучаемыми можно рассматривать как процесс и как результат. Чаще всего научно-исследовательская деятельность представляется как результат, выраженный в количестве опубликованных статей, количестве участников и побед в олимпиадах и различных конкурсах и другие. Мало внимания уделяется самому процессу этой деятельности: информированию обучаемых, мотивации, подготовке обучаемых к конференциям, коммуникациям с преподавателем. Без кропотливой организации этого процесса позитивный эффект достигнуть трудно. Важно, что приносит научно-исследовательская деятельность самому обучаемому, как она повлияет на процесс его обучения и развития в дальнейшем.

Множество работ российских исследователей посвящено различным аспектам научно-исследовательской работы обучаемым. Локальные исследования по оценке развития НИРС внутри отдельных вузов достаточно часто проводятся отечественными учеными, такими, как Н. Люткин, Е.Ю. Гирфанова, А.В. Завражин, И.В. Шубина, Е.В. Вострокнутов и другие.

Многие работы посвящены анализу мотивации студентов к научно-исследовательской работе [17]. А.В. Матерова выделяет мотивы самореализации, достижения, принадлежности и статуса А.А. Почестнев и А.А. Кузьмичева акцентируют внимание на карьерно - меркантильных мотивах участия студентов в научно-исследовательской работе.

Педагоги выявляют основные мотивы у обучаемых для занятия научной и рационализаторской работой. К ним относят: возможность получить новый опыт и знания; возможность саморазвития; знакомство с новыми людьми; возможность получить экзамен или зачет автоматом; возможность оценить свои силы, получить признание; дополнительная стипендия; увеличение шансов поступить в магистратуру/аспирантуру; дополнительные преимущества при трудоустройстве.

Для построения классификации обучаемых по отношению к научно-исследовательской работе были использованы такие показатели, как интерес, активность и мотивация к научно-исследовательской деятельности.

1. Активисты.

2. Умеренные активисты (соглашатели, рационалисты).

3. Случайные участники/участники по принуждению.

4. Потенциальные участники - это те, кто никогда не занимался научно-исследовательской работой, но проявляют интерес к ней.

5. Бесперспективный сегмент, отрицающий любую возможность участия в научно-исследовательской деятельность.Отдельно следует выделить «Потенциально потерянный сегмент» - те, кто ранее участвовал в научно-исследовательской работе, но в дальнейшем не планирует ей заниматься по различным причинам. Таким образом, при организации научно-исследовательской работы с обучаемыми необходимо учитывать их возможную мотивацию, степень интереса и прошлый опыт аналогичной деятельности [11].

Исследование показало, что у обучаемых присутствует достаточно большой потенциальный интерес к научно-исследовательской работе и положительный образ этой деятельности. Отмечается ее высокая престижность, позитивное влияние на учебу. Важно обращать внимание не только на формальную сторону научно-исследовательской работы, но и учитывать работу преподавателей, председателей НИРС. Они стремятся вызвать живой интерес к этому виду деятельности.

Рассмотрим как обстоит дело с мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работой в филиале. Научная работа обучаемых организуется в филиале в тесной взаимосвязи с образовательным процессом.

В соответствии с нормативными документами в подготовке обучаемых приобретает приоритет научно-исследовательская работа. Она направленна на развитие способности и готовности выпускников вуза к выполнению ряда задач любой категории сложности на научной основе. При этом исследовательская компетентность получает весомое значение и трансформируется в качество личности, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки будущих выпускников. Исследователи Н.В. Осипова, М.А. Винник, Ю.Г. Тарасич понимают под исследовательской компетенцией «качество, проявляющееся в потребности личности владеть методологией научного творчества, умении наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы по решению профессионально ориентированных задач, выполнять исследовательскую работу, в умении проводить научные исследования, организовывать эксперимент, обобщать и предвидеть последствия исследовательской деятельности в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности». Здесь речь идёт не только о соответствующих знаниях и элементарных исследовательских умениях. Присутствует мотивационный компонент, внутренняя потребность личности в исследовательской деятельности [15]. Авторы на основе анализа результатов изучения рассматриваемой проблемы отечественными учёными, собственных исследований предложили следующую классификацию исследовательских знаний, умений и навыков: информационно-аналитические, прогностические и оценочно-результативные. С учётом приведённого понятия «исследовательская компетентность» учёные выделяют в её структуре следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный. Остановимся на рассмотрении ценностно-мотивационного компонента. Данный компонент включает мотивы и потребности организации собственной исследовательской деятельности; способность к самоорганизации учебной и внеучебной деятельности; ориентацию на личностный подход и позитивное отношение к исследовательской деятельности; адекватную оценку собственных знаний; настойчивость в решении поставленных исследовательских задач.

Научная работа с обучаемыми организована на кафедрах, где созданы научные секции. Научные секции объединены в научное общество.

Научное общество филиала включает 452 члена из числа обучаемых, которые занимаются научной работой в 23 секциях.

В научных кружках (секциях) планы работы на учебный год имеются, журналы учета работы ведутся. Результаты научной работы обучаемых отражены в отчетах о работе кафедр.

Научная работа с обучаемыми филиала проводится в следующих формах: разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным общественно-политическим, методов обучения и воспитания; участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ филиала; участие в изобретательской и рационализаторской работе; выступление с докладами, лекциями, научными сообщениями на научных конференциях ;выполнение научных работ для представления на конкурсы; разработка макетов, программных моделей, лабораторных установок; выполнение заданий исследовательского характера в период стажировки (практики).

Таблица 1

Сведения о НО обучаемых филиала

Год

Сведения научных кружках всего

кружков

а

ук н о к

и и я н

н о к в

о к и

ч

ю у

с

о

ч

у

ю О

х

:S S ии

® В

ен Ч о

с &&

сн ыо со а

н

о

ю

а р

я

а р

в

ха

д

а и

с

S

и

ч

о

2019/ 2020 уч. год

23

452

54

37

398

более 250, в т.ч. 15 РИНЦ, 2 ВАК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

215

137

о

9

Обучаемые представляют свои научные работы на многочисленные конкурсы:

Конкурс на получение стипендии Президента Российской Федерации;

Конкурс на получение стипендии Правительства Российской Федерации;

Всероссийский конкурс студенческих научно-исследовательских работ по гуманитарным наукам (ноябрь 2019г.), Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ, г. Димитровград;

X международный конкурс научных работ «ГНОЗИС», 18 марта-30 апреля 2020 г. Номинация «Социальные науки», секция «Естественнонаучные дисциплины». г. Ростов-на-Дону.; Международный конкурс по физике «AC/DC» от проекта mega-talant.com. ЦРТ «Мега-Талант» 29 декабря 2019ги другие.

Ежегодно обучаемые филиала принимают участие в конференциях различного уровня. Обучаемыми разработано и подготовлено более 280 научных докладов, сообщений и рефератов, опубликовано более 150 статей, в том числе две статьи ВАК по результатам внутренней конференции и конференций других вузов. Приводим перечень важнейших мероприятий: Круглый стол «Современные взгляды на итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» 28.02.2020 г.;

Межвузовская военно-научная конференция Суворовские чтения «Суворовские традиции и современность» (24 ноября 2019 года) па базе филиала ВУШ1, ВВС' «ВВА» в г. Сызрани 1 кафедра тактики и ОВД и 7 кафедра ГиСЭД.; Семинар на кафедре иностранных языков тему «Иностранные языки в профессиональном образовании и проблемы межкультурной коммуникации». 17 и 25 февраля 2020г; XII Международная молодежная научная конференция «Гражданская авиация: XXI век» «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», 19-20 апреля 2020 г.; Ill Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика и общество: перспективы развития». СФ СГЭУ, 13 апреля 2020 г.

В процессе участия в научно-практических конференциях у обучаемых вырабатывается грамотная речь, что является одним из способов решения неотъемлемой задачи нравственного воспитания. Правильная, вежливая, выразительная научная речь выступает своеобразным камертоном, задающим тон речевого взаимодействия в межличностном общении обучаемых. Она выступает противовесом грубому языку улицы, к которому некоторые обучаемые привыкли с детства [7].

Обучаемые активно участвуют в международных и всероссийских олимпиадах:

XV Международная олимпиада по физике ЦРТ «Мега-Талант» 22 ноября 2019 г. и других.

Обучаемые филиала принимают участие также в разработке рацпредложений.

Существующее противоречие между возрастанием объёма учебной нагрузки и ограниченными сроками подготовки, усложнением содержания и условий предстоящей профессиональной деятельности предопределяет необходимость активного использования личностных потенциалов участников образовательного процесса, то есть индивидуализации обучения [4]. Реализация любого направления в педагогике требует больших затрат от всех участников образовательного процесса. Для этого нужны личностные мотивы и потребности, определённые подходы к оценке вклада каждого обучающегося и стимулирование. Первым направлением внедрения индивидуализации обучения и воспитания выступает построение и ведение образовательных процессов, в рамках которых могут быть рассмотрены материальная и моральная мотивация «успешности» обучаемых, в том числе проявивших способность к научной деятельности и многие другие. Ведущий философ и педагог своего времени Клод Адриан Гельвеций утверждал, что «До какой бы степени совершенства не довели обучение, не следует, однако, думать, что будто можно сделать гениев из этих людей. Тем не менее, воздействуя на их индивидуальность, можно получить если не гениальных, то, по крайней мере, интеллектуально развитых граждан с высоким творческим потенциалом и активной жизненной позицией...» [4]. Особенностью организации современной инновационной образовательной среды- появление института тьюторства, не имеющего аналогов в отечественной системе образования [16]. Актуальность педагогического сопровождения, тьюторства возрастает. К важнейшей особенности, которая характеризует деятельность тьютора относится, наряду с другими, ориентация на исследовательскую деятельность обучающегося [15]. Сюда же можно отнести

установку на самообразовательную деятельность обучающегося; готовность оказать информационную и психологическую поддержку.

В ходе обучения вырабатываются определённые общечеловеческие ценности. Среди них преобладают такие ценности, как трудолюбие, интеллектуальное развитие. Мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе является важной составляющей процесса развития указанных ценностей [12].

Выводы. Мотивация обучаемых к научной и рационализаторской работе является важной составляющей процесса обучения и воспитания. Преподаватели и обучаемые, вовлечённые в эту работу, имеют чёткое представление о предмете обучения. Они эффективнее используют возможности научного общества высшего учебного заведения. Для анализа мотивации обучаемых к научной и рационализаторской работе авторами проанализированы многочисленные факторы, которые влияют на решение обучаемых заняться указанной работой. Управление мотивацией обучаемых к научной и рационализаторской работе - достаточно сложная, многофакторная задача, решить которую одними только административными методами или постановлениями практически невозможно. В рамках реализации компетентностного подхода в контексте федеральных государственных стандартов высшего образования повысилось значение приобщения обучающихся к научной работе, формирование у них исследовательской компетентности. Это требует разработки и реализации эффективного методического сопровождения всего процесса приобщения обучающихся к научной работе с первого курса по выпускной. Процесс формирования исследовательской компетенции обучаемых должен базироваться на осознании ими характера научно-поисковой деятельности как творческой, направленной не только на анализ, обработку информации, но и на её создание, на поиск нестандартных решений. Он должен опираться на общекнаучную и предметную профессиональную осведомлённость обучаемых, наличие у них творческого потенциала, способности к оригинальным решениям, овладение методологией научного поиска, современными исследовательскими технологиями [15].

Литература:

1. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.М. Оценка вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. - №9, 2019. - С. 25-35

2. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т. 30. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 525

3. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т. 41. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 65

4. Вдовин А.В. Направления внедрения индивидуализации обучения и воспитания слушателей и курсантов в образовательную деятельность военных вузов // Вестник академии военных наук. - 2014. -№2(47). - С. 101-105.

5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г № 1642 URLhttp//www.statuc.government.ru

6. Галиев О. Способы мотивации учащихся вузов к научной и рационализаторской работе // Армейский сборник, 2013. - №6. - С. 32-33

7. Зверев С.Э. Методологические подходы к проблеме речевого воспитания военнослужащих // Военная мысль. - 2013. - №3. - С. 63-69

8. Казанцев К.Ю., Черных С.И. Высшее образование и наука России на рынке интеллектуальной собственности // Высшее образование в России. - №12, 2019. - С. 53-65

9. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О., Смирнова Н.Н. Резервы повышения публикационной активности преподавателей высших учебных заведений. Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67(4). - С. 179-181

10. Клеймёнова Т.Н., Сюсина Т.О., Смирнова Н.Н. Перспективные направления развития военного вуза.Актуальные проблемы науки, образования, экологии, медицины и спорта (экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве): сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2017. - С. 76-80

11. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе / Е.А. Коган // Человеческий капитал. - 2020. - № 8(140). - С. 179-187.

12. Митяев Э.А. Структура ценностных ориентиров будущей профессиональной деятельности выпускников высших военных учебных заведений // Военная мысль. - 2017. - №5. - С. 87-90.

13. Ореховский А.В. Научная деятельность на социально-гуманитарном факультете // Высшее образование в России. - № 8-9, 2011. - С. 46-51.

14. Сероштан М.В.,Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. - №2, 2020. - С. 27-40

15. Серёжникова Р.К., Сухоруков В.Н. Методическое сопровождение научно-исследовательской работы как фактор формирования исследовательской деятельности курсантов // Высшее образование сегодня. - 2021. - №2. - С. 38-44.

16. Солодова Е.А., Ефимов П.П. Об актуальности тьюторства в военном образовании // Военная мысль. -2014. - №8. - С. 63-69.

17. Сюсина Т.О.,Смирнова Н.Н.,Клеймёнова Т.Н. Мотивация профессорско-преподавательского состава и курсантов военного авиационного вуза в научно-исследовательской деятельности «Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук». - №7, 2019. - С. 63-681

Педагогика

УДК 37.0

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Клеймёнова Татьяна Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); учитель истории Волкова Елена Анатольевна

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №1» муниципального образования «Островский район» (г. Острова);

доцент кафедры права, кандидат исторических наук Джаксбаева Ольга Владимировна

Сызранский филиала Самарского государственного экономического университета в г. Сызрани (г. Самара)

СОСТОЯНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье на основе анализа многочисленных публикаций педагогов рассматриваются основные проблемы высшего образования в Российской Федерации и намечены пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, мастерство педагога, обновление педагогических кадров, адаптация первокурсников, качество, ценностные ориентации личности ,проблема высшего образования, проблемная ситуация, креативность, эвристика.

Annotation. Based on the analysis of numerous publications of teachers, the article examines the main problems of higher education in the Russian Federation and outlines ways to solve them.

Keywords: higher education, teacher skills, updating of teaching staff, adaptation of first-year students, quality, value orientations of the individual, the problem of higher education, problem situation, creativity, heuristics.

Введение. Анализ научной литературы и электронных ресурсов свидетельствует, что в педагогике уделяется особое внимание решению проблем, стоящих перед высшим образованием в Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года предусматривает «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий». Перед высшим образованием стоит задача выработки у обучаемых самостоятельности в приобретении знаний. В последние годы в нашей стране нарастает критика современного положения дел в высшем образовании. Появилось мнение о фактическом уничтожении складывающейся десятилетиями системы образования, а также о приближающейся катастрофе [1]. По мнению исследователей, наблюдается отсутствие стабильности. Наблюдается переход от классической пятилетней системы подготовки специалистов к западной уровневой системе (бакалавриат, магистратура). При этом потерян один год подготовки массовой категории выпускников высшей школы. Затем высшая школа перешла на работу по государственному образовательному стандарту второго, затем третьего поколения. После стандарта 3+ уже вводится в действие стандарт 3++, затем готовится стандарт четвёртого поколения. Практически ежегодно создаются и перерабатываются учебные планы. Преподаватели тратят массу времени и сил на ежегодную разработку новых и переработку старых программ дисциплин, создание новых пособий. Исследователи подчёркивают на то, что лучше плохая стабильность, чем постоянные изменения правил игры. Отсюда множество нерешённых, трудно преодолимых проблем.

Развитие высшей школы можно представить как процесс решения определённых проблем. К ним многие исследователи относят следующие: проблема обновления педагогических кадров; проблема мотивации учебной деятельности; проблема адаптации первокурсников в высшей школе; проблема качественного овладения профессией; проблема отношений и способов поведения, ценностных ориентаций личности, всестороннего развития; проблема личностной активности в учебной деятельности и профессиональной готовности обучаемых; проблема прохождения практик и прочие [5].

Рассмотрим понятие «проблема». Проблема (от греческого problema - задача), сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения или разрешения. Проблема уровня грамотности населения, образования в педагогике относится к категории социальных проблем. Она требует разрешения методами социального управления [3].

Понятие «проблемная ситуация» рассматривается нами как форма связи субъекта с объектом познания, психологическая модель условий порождения мышления; ситуация, при которой имеющихся знаний оказывается недостаточно для выполнения задания, в результате чего возникает познавательная потребность, то есть потребность в получении новых знаний [3]. С указанной терминологией тесно связаны понятия «креативность» и «эвристика». Понятие «креативность» (от creation - созидание ), общая творческая способность, возможность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Рассматривается как один из основных факторов одарённости. Включает способность к порождению большого числа идей, отличающихся от банальных, очевидных. Высокий уровень креативности увеличивает вероятность творческих достижений в будущем [2].

Понятие «эвристика» (от греческого heurisko - нахожу) в широком смысле - наука, исследующая закономерности организации процессов творческого мышления (методы и приёмы, лежащие в основе творческого процесса) [4].

Остановимся на рассмотрении некоторых из вышеперечисленных проблем.

Педагогическая деятельность предполагает всестороннее развитие определённых качеств личности. К ним учёные-исследователи относят следующие: высокий уровень коммуникабельности и интерактивности педагога, теоретическую рефлексию, способность организовывать дискуссии, решать всевозможные разногласия педагогическими методами, обладать инновационной и интеллектуальной активностью [10]. В настоящее время важно поднять престижность преподавательской деятельности, чтобы молодёжь стремилась заменить преподавателей старших возрастов.

Привлечение в университеты преподавателей, обладающих высоким педагогическим мастерством, является важной задачей. Педагогическое мастерство преподавателя отличается от профессионализма. Профессионал знает материал, владеет педагогическими технологиями, дидактическими приёмами. Для мастера является существенным тот факт: понятно ли его объяснение учебного материала обучаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.