Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / БАЗОВАЯ ОСНОВА / БАЗОВЫЙ КОНСПЕКТ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Воронина Марина Александровна, Джаксбаева Ольга Владимировна

В статье рассматривается процесс создания и использования базовых конспектов в образовательном процессе с применением электронных учебных изданий. Обоснована необходимость использования базовых конспектов для обучающихся. Предлагается методика применения базовых конспектов при проведении учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Воронина Марина Александровна, Джаксбаева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF BASIC CONSPECTS FOR STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

The article discusses the process of creating and using basic notes in the educational process with the use of electronic educational publications. The necessity of using basic notes for students is justified. The method of applying the basic notes during the training sessions is proposed .

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

типы учебной работы преподавателей и студентов. Они должны быть ориентированы на их совместное созидание и творчество. Интернет должен быть использован не для получения готовой информации, а для получения навыков анализа, синтеза и создания нового. Основное веяние в высшем современном образовании состоит в том, чтобы создавать условия и переходить на индивидуальную образовательную траекторию. Необходимо развить интеграцию нескольких дисциплин, так как учебные занятия по своему содержанию могут содержать общие для указанных дисциплин сведения. Интеграция между дисциплинами будет усиливать мотивацию студента к учебной деятельности за счёт повышения сложности занятий, а отсюда и более повышенного интереса к ним. Так как многопрофильность и многозадачность становятся нормой в условиях рыночных отношений, интеграция более эффективно будет готовить студентов к современной жизни. По мнению исследователей, современная система образования не может эффективно распознавать стили обучения, чтобы обращаться к каждому обучаемому. Она неспособна преодолеть межкультурные и межэтнические барьеры, отказаться от лекционно-семинарской системы обучения и перейти к интерактивным методам учебной работы, учитывающим нужды и перспективы будущей профессиональной деятельности студентов. В обществе назрела необходимость создания такой системы образования, где каждый желающий сможет стать самостоятельным менеджером своего будущего.

Литература:

1. Будаёв В.Д. Размышления о состоянии высшего образования в современной России // Высшее образование сегодня. - 2018. - №7. - С. 40-43

2. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т.24. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 104.

3. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т.39. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 157

4. Большая энциклопедия: В 62 томах. - Т.60. - М.: ТЕРРА, 2006. - С. 20-21.

5. Васёв Д.В. Проблемы высшего образования в человеческом измерении // Высшее образование сегодня. - 2021. - №2. - С. 5-11

6. Гончаров А.М., Кулькова Н.Е., Подгорных Ю.Д. Сложные простые принципы. Принцип единства обучения и воспитания - важнейший принцип высшей военной школы // Вестник военного образования. -2019. - №1. - С. 28-33

7. Ким И.Н. Студент и преподаватель в фокусе перемен // Высшее образование сегодня. - 2017. - №7. -С. 14-22

8. Лукашенко М.А.,Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. - 2019. - Т.28. - №1. - С. 46-56.

9. Марковчин С.Г., Самсоненко А.Г. Педагогические технологии // Вестник во-енного образования. -2021. - №1(28). - С. 27-33

10. ПирумовА.Р. Качественное инженерное образование как основа техноло-гической и экономической безопасности России // Власть. - 2015. - №2. - С. 67-71

11. Савостьянова М.В. Мастерство педагога: вопрос философский // Вестник военного образования. -2018. - №3(12). - С. 54-58

12. Емельдяжева С.Л. Развивая педагогические способности // Вестник военного образования. - 2018. -№5(14). - С. 39-43

13. Ким И.Н. Студент и преподаватель в фокусе перемен // Высшее образование сегодня. - 2017. - №7. -С. 14-22

Педагогика

УДК 37.0

кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Клеймёнова Татьяна Николаевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); преподаватель 12 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Воронина Марина Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Воронеж); доцент кафедры права, кандидат исторических наук Джаксбаева Ольга Владимировна

Сызранский филиала Самарского государственного экономического университета в г. Сызрани (г. Самара)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОНСПЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания и использования базовых конспектов в образовательном процессе с применением электронных учебных изданий. Обоснована необходимость использования базовых конспектов для обучающихся. Предлагается методика применения базовых конспектов при проведении учебных занятий.

Ключевые слова: образование; преподаватель вуза; базовая основа, базовый конспект, электронное учебное издание, учебная дисциплина.

Annotation. The article discusses the process of creating and using basic notes in the educational process with the use of electronic educational publications. The necessity of using basic notes for students is justified. The method of applying the basic notes during the training sessions is proposed.

Keywords: education; university teacher; basic basis, basic summary, electronic educational publication, academic discipline.

Введение. Анализ научной литературы и электронных ресурсов свидетельствует, что в педагогике уделяется особое внимание восприятию информации и её использованию в практике преподавания в высшей школе. Исследователи считают основным фактором при восприятии информации систематизацию учебного материала в электронных учебных изданиях. Они относятся к поиску методов отражения целостности реального мира в содержании учебного материала. Целью данной работы является характеристика процесса

структурирования и систематизации учебного материала в электронных учебных изданиях при изучении химии, физики и экологии в высшем учебном заведении. При этом важны базовые конспекты, выполненные на базе структурно-логических схем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие структурно-логической схемы, проанализировать целесообразность использования электронных учебных изданий при изучении естественнонаучных дисциплин.

Реализация современной парадигмы высшего образования через компетентностный подход требует конструктивного использования широкого диапазона интерактивных методов обучения, ориентированных не только на знания, но и на практическую направленность формирующих компетенций. Роль и значение этих методов в организации аудиторных занятий достаточно полно исследована в научных и методических публикациях (Громова Л.А., Егорова Е.В., Сазонова Л.А., Шилина Ю.В.) [5]. В соответствии с государственным образовательным стандартом программа высшей школы должна быть ориентирована на гармоничное развитие специалистов, их продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантность во взаимодействии с окружающим миром. Модернизация российского образования делает актуальной задачу обновления научно-методического обеспечения образовательной системы, активизации инновационных процессов, ориентированности подготовки на запросы работодателя [1]. Одной из возможностей, обеспечивающих благоприятные условия для становления и развития профессиональной состоятельности будущих выпускников, становится создание электронных учебных изданий, способных решать сложные задачи профессионального становления специалистов в условиях меняющегося российского общества. Большая роль при этом отводится информационным технологиям.

Предметом данной статьи является деятельность преподавателя при изучении естественнонаучных дисциплин. Она должна быть нацелена, в том числе, и на умение систематизировать учебный материал. В статье приводим реферативные исследования, которые актуальны для преподавателей высших учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. Этап восприятия учебного материала должен основываться на понимании обучаемыми сущности и содержания информации. Обучение должно быть осмысленным, активным. По мере накопления учебных материалов в сознании обучающихся образуются интериоризованные знания о полной структуре свойств явления, процесса в свёрнутом и развёрнутом виде. Под интериоризованными знаниями понимается способность выделять все признаки понятия и их связи друг с другом. Под свёрнутостью и развёрнутостью знаний понимается способность излагать их компактно, умение развернуть знания в ряд последовательных шагов [2]. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести этапов: актуализация ранее усвоенных элементов знания (контроль, напоминание); установление связей между ранее усвоенными и новыми элементами знания; фиксация и осмысление новых элементов знания: закрепление новых знаний; обобщение ранее усвоенных и новых элементов знания в единую систему; закрепление обобщённого знания. Необходимо помочь обучаемым убедиться в практической значимости теоретических знаний, вызвать интерес к ним [3]. Это является одной из целей любого занятия, особенно при изучении курсов физики, химии, экологии. Во многом цель достигается представлением учебного материала в проблемном виде с применением структурно-логических схем.

На этапе осмысления учебного материала необходимо побудить обучаемых выделять в нём существенное, главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять изучаемые факты и события и включать их в уже имеющуюся систему знаний. На указанном этапе можно совместно с обучаемыми демонстрировать различные приёмы творческой интеллектуальной деятельности. На этапе запоминания учебного материала главное дать обучаемым установку не только на его запоминание, но и на понимание. Это развивает логическую память обучаемых. Осознание необходимости запоминания знаний как оснований для успешной творческой деятельности делает этот процесс актуальным и личностно значимым для каждого специалиста.

На этапе применения знаний на практике у обучаемых формируются навыки и умения, требуемые психологические качества, профессиональные позиции. Преподаватель на данном этапе обязан помочь обучаемым осознать смысл и содержание разучиваемых действий, целенаправленно планировать обучение, развивать у обучаемых умение применять полученные знания на практике.

При подготовке к занятиям преподаватель должен продумать порядок формирования активного отношения обучаемых к занятиям; ясное, логичное и последовательное изложение учебного материала; меры активации познавательной деятельности обучаемых; порядок демонстрации различных приёмов умственных действий и их закрепление.

В трудах выдающихся отечественных учёных структурно-логическая схема представляется как схема, которая позволяет обобщённо, кратко и наглядно изложить различные аспекты рассматриваемых явлений и процессов [9]. Учёные Батышев С.Я., Новиков А.М. рекомендовали представлять учебный материал в блочно-модульном типе, структурированно. Структурно-логическая схема отражает содержание изучаемого объекта и является ориентировочной основой действий обучаемых. В структурно-логической схеме по учебному материалу содержатся ключевые слова, фразы, определения. Они располагаются в определённой логической последовательности. Целостность и лаконичность рассматриваемой информации сохраняется в полной мере.

Особенно важны базовые конспекты, выполненные на базе структурно-логических схем, в условиях преподавания естественнонаучных дисциплин в технических высших учебных заведениях. Обучаемые должны быть мотивированы на изучение не только специальных инженерных дисциплин. Важно осознание ими того, что естественнонаучные дисциплины служат базой для последующего изучения специальных дисциплин. При этом обучение необходимо связать с будущей профессией.

Опора на наглядность способствует более полному пониманию учебного материала и его закреплению в памяти. Использование базовых сигналов позволяет охватывать единым взором совокупность отдельных звеньев информации. Между указанными звеньями устанавливается связь. Идёт процесс сопоставления, логической обработки материала, передачи его в долговременную память [9].

Исследователи отмечают, что при применении метода базового конспекта реализуются следующие положения: использование базового конспекта при изучении теоретических вопросов дисциплины; изложение материала в быстром темпе на лекционных и групповых занятиях; сосредоточение внимания обучающихся в течение различных видов занятий на восприятии учебного материала без ведения конспектов.

Можно провести повторение преподавателем учебного материала на занятии, но уже по базовому конспекту. Появляется возможность для проведения опроса всех обучаемых по базовому конспекту в конце лекции. На занятиях происходит процесс создания определённого психологического комфорта.

Для создания и внедрения метода базового конспекта большая роль отводится информатике.

Информатика, соединяясь с другими учебными дисциплинами, обогащает их содержанием, расширяя представление обучающимся об информационных процессах в обществе, своей будущей профессиональной деятельности [11].

В вузах страны внедрение информационных технологий в систему управления образовательной деятельностью также стало приоритетным направлением работы. Использование электронной информационно-образовательной среды побуждает обучаемого ответственно относиться к планированию и анализу результатов своей деятельности. Идёт процесс мотивации не только к успешному прохождению всех мероприятий текущего контроля и промежуточной аттестации, но и к контролю своевременного отображения в системе личных достижений во всех сферах деятельности [1].

Понятие информационной технологии в педагогике означает технологию, связанную с сообщением учебного материала, решением учебных задач, созданием компьютерных моделей, выполнением учебных лабораторных работ, тестированием [5].Так, например, на лабораторных работах по дисциплине химия можно применять информационно-поисковые системы, мультимедийные системы, создающие эффект виртуальной реальности. Технология тестирования позволяет фиксировать результаты анкетирования, тестирования и других диагностических методик по выявлению индивидуальных качеств обучаемых. Она позволяет проводить мониторинг формирования и развития компетенций обучаемых [7]. Обучаемые работают с электронными учебниками. Электронные учебники позволяют им не только получать теоретические знания. Появилась возможность формировать, закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине [13]. Одним из интерактивных методов самостоятельной работы обучаемых является работа с электронным учебником «Практикум по дисциплине Химия» Опыт самостоятельной работы с электронными учебниками в вузах показывает, что у обучаемых появляется повышенный интерес к такой учебной деятельности, в отличие от традиционного выполнения рефератов или контрольных заданий. Это способствует развитию позитивной мотивации и более качественному усвоению нового материала [6].

При анализе процесса обучения имеет смысл использовать информационно-кибернетический подход [7]. Информационно-коммуникационная технология с элементами моделирования способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту уровня и качества знаний по дисциплине.

При изучении дисциплины физика обучаемым в течение длительного периода предлагалось учебное пособие «Опорные конспекты по физике» в двух частях (автор А.П. Пелевина) [10]. Учебное пособие было разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебной программы по курсу физики. В нём сжато и лаконично в виде оригинальных структурных схем и блоков рассмотрены основные понятия и величины, сформулированы физические законы, приведены основные формулы, прослежена логическая связь между рассматриваемыми явлениями и понятиями.

Опорные конспекты предназначены для использования на всех видах учебных занятий по физике и при самостоятельной работе над учебным материалом. В учебном пособии обобщён многолетний опыт работы по системному подходу к изучению учебного материала курса физики и использованию на его основе схематического представления учебной информации. Структурирование учебного материала в виде опорных конспектов (ОК) и структурно-логических схем(СЛС) предполагает создание чётко распознаваемой схемы внутренних связей между элементами знаний, обеспечивает системность усвоения учебного материала, выделение в нём главного, группирует фактический материал вокруг ключевых, главных идей. Сила курса физики - в его логических связях как внутри дисциплины, так и с другими дисциплинами. Эти логические связи по различным разделам курса физики представлены в учебном пособии структурно в виде СЛС и ОК. Функциональное назначение ОК и СЛС заключается в следующем: это образная модель изучаемой информации; средство упорядочения и систематизации учебного материала; средство развития логического мышления; средство организации общения и развития речи; средство запоминания учебного материала как на занятиях, так и при самостоятельной работе; средство многократного повторения, организации контроля и самоконтроля. В пособии предложены опорные конспекты пяти типов: структура, теория, закон, понятие, процесс [10]. В первом типе ОК «Структура» входят схемы: физика в системе наук, структура курса физики и его разделов. Во втором типе ОК «Теория» даются следующие схемы: основание теории, ядро, следствие. В третьем типе ОК «Закон» приводится формулировка закона, формула, границы применимости. В четвёртом типе ОК «Понятие» имеются ответы на вопрос: «Что характеризует?»; дано определение указанному понятию, а также его связь с другими понятиями курса физики. В пятом типе ОК «Процесс» приводятся: определение процесса, его характеристики, условия протекания, результаты. Для каждого из типов ОК приводится алгоритм их использования. Например, алгоритм использования первого типа ОК «Структура» включает следующие компоненты: что изучает физика; её место в системе наук; структура курса физики; логика построения; структура каждой части курса, его теоретическая основа [10].

В ходе работы с ОК и СЛС выделяют четыре этапа: первый этап-этап понимания и усвоения учебного материала. Он осуществляется, как правило, на лекционных занятиях. Преподаватель после изложения учебного вопроса лекции сам обобщает материал с использованием ОК. Второй этап является этапом запоминания. Этап начинается с повторения изложенного материала, но уже с использованием ОК. Обучаемому необходимо разобраться в структуре ОК, в содержании его отдельных блоков, установить логическую взаимосвязь между ними. Третий этап является этапом составления конспекта. Обучаемому необходимо составить план-конспект логического ответа на поставленный вопрос с учётом знаний общего содержания учебного материала и использования структуры ОК. При этом должны соблюдаться следующие условия: требование краткости записи; использование элементов структурирования; нельзя повторять содержание ОК, нужно лишь разъяснять изложенный в нём материал. Обучаемые заносят в конспект следующую информацию: основные определения, формулы, пояснения графических зависимостей. Это является тем, что может в дальнейшем вызвать затруднения при интерпретации ОК. Четвёртый этап является этапом самоконтроля и контроля усвоения знаний. Материал считается усвоенным, если обучаемый, имея перед собой ОК, сможет дать логически стройный и полный ответ на заданный вопрос. В процессе

самоконтроля нужно проверять качество усвоения материала, используя выше названные критерии. Контроль за усвоением учебного материала с помощью ОК проводится преподавателем на лабораторных, практических занятиях [10].

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий. При изучении дисциплины «Физика» особенно актуален семинар на тему: «Физика и авиация», проводимый в интерактивной форме. Семинары по дисциплине «Экология» проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы.

Опыт разработки физико-математических моделей природных процессов [8] также может быть полезным в исследовании влияния антропогенных воздействий на функционирование экосистем. Снежкина Л.П. в пособии даёт учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучаемых. Приводятся опорные конспекты к семинарам по изучаемым темам : «Проблемы энергетики и пути их решения», «Защита гидросферы», «Защита от электромагнитных полей и излучений», «Международное сотрудничество в области экологии». Подготовка к семинарскому занятию включает два этапа: первый этап -организационный; второй этап-закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе обучаемый планирует свою самостоятельную работу. Второй этап включает непосредственную подготовку курсантов к занятию. Работа с рекоментованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучаемый должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Необходимо также разобраться в иллюстрационном материале опорных конспектов.

В опорных конспектах сжато и лаконично, в виде структурных схем и блоков, рассмотрены основные понятия и вопросы, связанные с антропогенными воздействиями на биосферу и проблемами экологической защиты и охраны окружающей среды [12].

Выводы. Обучаемые не держат в сознании полных текстов лекций. В сознании остаются схемы, сеть опорных узлов. По ним обучаемые смогут в определённом приближении восстановить развёрнутый текст. Для ис- пользования метода базового конспекта важно применять следующие дидактические материалы: слайды с изображением листов базового конспекта по темам теоретических занятий; электронные учебные издания с интегрированными базовыми конспектами по теоретическому материалу для самостоятельной работы; листы вопросов взаимоконтроля; дидактические материалы, используемые на занятиях: презентации, видеофильмы, плакаты, приборы и прочие. Наряду с вышеуказанными дидактическими материалами можно использовать стенды с базовыми конспектами в увеличенном виде для вывешивания в учебных аудиториях, методические рекомендации и указания. Они разрабатываются преподавателями кафедры для обучающихся по изучению дисциплины с использованием базового конспекта. Информационно-коммуникационная технология с элементами моделирования способствует повышению познавательного интереса к предметам, росту уровня и качества знаний по дисциплинам. Технология формирует навыки продуктивной самостоятельной деятельности, способствует созданию ситуации успеха. Доброжелательная помощь преподавателя создаёт доверительную психологическую атмосферу учебного процесса. Она является решающим фактором успеха в обучении. Без твёрдых знаний основ предмета невозможно творческое развитие мыслительной деятельности курсантов. Систематическая работа с базовым конспектом обеспечивает глубокие и прочные знания у обучаемого, его творческое отношение к получаемым знаниям.

Литература:

1. Гринкевич А.П., Приступа С.В., Садаков В.А. Программный комплекс в помощь вузу // Вестник военного образования июль-август. - 2018. - №4(13) - С. 88-94.

2. Долгов В.Я. «Навигатор» в изучении дисциплины.(Использование новых информационных технологий для формирования компетенций слушателей базового вуза объединённой системы ПВО стран ОДКБ) // Высшее военное обозрение.март-апрель. - 2018. - №2 (11). - С. 42-49.

3. Киселёв В.А., Гончаров О.В. «По-новому» - значит доступно и понятно. (Современные педагогические методики при использовании новых информационных технологий в учебном процессе вуза). // Армейский сборник, июль. - 2014. - С. 10-14.

4. Киселёв В. Электронный вуз (Руководства к практическому действию) // Армейский сборник. - 2013.

- С. 30-34.

5. Клейменова, Т.Н. Переход к компетентностному подходу в образовании / Т.Н. Клейменова, Т.О. Сюсина, Н.Н. Смирнова // Мир в эпоху модернизации и глобализации: правовые, политические, экономические и социокультурные аспекты: сб. ст. V Международной науч.-практич. конференции. - Пенза: ПДЗ, 2018. - Вып. 5. - С. 6-11.

6. Клейменова, Т.Н. Особенности преподавания химии в военном вузе / Т.Н. Клейменова // Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе [электронный ресурс]: сборник трудов. - Электрон. текст. дан. (2,8 Мб). - Киров: МЦИТО, 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - С. 37-42.

7. Клеймёнова Т.Н., Бугрова Л.А., Снежкина Л.П. Кибернетическая педагогика и процесс обучения химии // Потенциал современной науки. - №9. - 2015. - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии». - С. 76-82

8. Мовчан А. Объективный подход к оценке знаний // Армейский сборник, июль. - 2018. - С. 110-114.

9. Медынский В.Ю., Богуславец М.В., Бавула Ю.И. Системный характер / Использование базовых конспектов при обучении курсантов в высшем военно-морском учебном заведении // Вестник военного образования. - 2018. - №5(14). - С. 72-77

10. Пелевина А.П. Опорные конспекты по физике: Учеб.пособие. - СВАИ. - 2003. - С 4-7

11. Раецкая О.В. Информационная среда современного военного вуза / Мир науки. - 2017. - №5. - С. 32

12. Снежкина Л.П. Экология (материалы для подготовки к семинарам):учебное пособие / Л.П. Снежкина. - Сызрань: Филиал ВуНц ВВС «ВВА» в г.Сызрани, 2017. - 112 с.

13. Чикурнов В.А., Бородько Д.Н., Шмелёв В.В. В ногу со временем (Электронные учебные издания: современный подход к образовательной деятельности в вузе МО РФ) // Вестник военного образования. - №3.

- 2016. - С. 22-29.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Клушина Надежда Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Клушина Екатерина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье анализируются особенности отечественной системы социального образования, раскрываются актуальные требования к профессиональной подготовке специалистов по социальной работе, обосновывается необходимость внедрения инновационных технологий обучения. Авторы рассматривают направленность педагогических инноваций в контексте социального образования, влияние глобальных тенденций развития высшего образования на формирование инновационных подходов к подготовке специалистов по социальной работе. Большое внимание уделяется характеристике инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: педагогические инновации, социальное образование, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе, инновационные технологии обучения.

Annotation. The article analyzes the features of the domestic system of social education, reveals the current requirements for the professional training of specialists in social work, justifies the need to introduce innovative training technologies. The authors consider the orientation of pedagogical innovations in the context of social education, the influence of global trends in the development of higher education on the formation of innovative approaches to the training of specialists in social work. Much attention is paid to the characteristics of innovative learning technologies.

Keywords: pedagogical innovations, social education, professional training of specialists in social work, innovative teaching technologies.

Введение. В настоящее время социальная сфера подвержена существенным преобразованиям, носящим как позитивный, так и негативный характер. Среди основных проблем функционирования социальной сферы в современных условиях можно выделить: низкий уровень жизни значительной части населения; неравномерность социально-экономического развития регионов; ярко выраженное расслоение населения по уровню доходов; ухудшение ситуации в сфере занятости населения; не соответствие уровня развития социальной инфраструктуры актуальным требованиям и потребностям различных групп населения [1]. Прогрессирующие темпы трансформации социальной сферы и усугубление целого ряда критически значимых проблем обуславливают необходимость пересмотра основных задач, стоящих перед системой социального образования.

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе должна выстраиваться с учетом следующих позиций:

- направленность на формирование мировоззренческой позиции ценностных и культурных ориентиров, обучающихся через цели и приоритеты образования;

- расширение вариативности образовательных услуг в соответствии с запросами целевых групп, их ориентация на закрепление установки на непрерывное самообразование, повышение конкурентоспособности, выбор индивидуального пути самореализации в профессиональной деятельности;

- учет компетентностей, полученных вне системы формального образования посредством новых для образовательной практики форм и методов приобретения дополнительных знаний и умений (тренинги, мастер-классы, обучающие семинары, дистанционные курсы и т.п.);

- приближение содержания образования к реальной практике работы с определенными категориями населения;

- активное внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий, инновационных форм и методов обучения, усиливающих практико-ориентированную направленность профессиональной подготовки и обеспечивающих развитие востребованных на рынке труда компетенций.

С учетом вышесказанного, можно утверждать, что актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена:

- необходимостью учета тенденций и проблем функционирования социальной сферы, требующих кардинальной перестройки подходов к профессиональной подготовке специалистов по социальной работе;

- востребованностью в образовательной практике подходов и технологий, способных эффективно решать актуальные задачи системы социального образования: приближения образования к практической деятельности, расширение спектра востребованных образовательных услуг, развитие компетенций, обеспечивающих профессиональную успешность и конкурентоспособность обучающихся и т.п.

Инновации сегодня являются неотъемлемым компонентом образовательной деятельности. Именно инновационные подходы и технологии в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе с наибольшей эффективностью обеспечивают конкурентоспособность будущих специалистов на современном рынке труда, определяют его профессиональную успешность и направления дальнейшего профессионального развития. В условиях трансформации системы социального образования педагогические инновации становятся основным инструментом реализации на практике новых образовательных парадигм.

Педагогические инновации в системе социального образования концентрируются вокруг следующих направлений: концептуальное обоснование развития системы отечественной системы социального образования; выработка более эффективных стратегий управления деятельностью образовательных учреждений; обновление содержания подготовки в соответствии с современными требованиями науки и практики; разработка и внедрение инновационных технологий обучения; построение инновационных моделей процесса профессиональной подготовки; совершенствование научно-методического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.