Научная статья на тему 'Мотивация мужчин к занятиям физической культурой в рамках подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО'

Мотивация мужчин к занятиям физической культурой в рамках подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЖЧИНЫ 20-40 ЛЕТ / 20-40 YEARS OLD MEN / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРЕДПОЧТЕНИЯ К ВИДАМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PREFERENCES TO TYPES OF PHYSICAL ACTIVITY / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ / ORIENTATION OF OCCUPATIONS / КОМПЛЕКС ГТО / GTO COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романенко Наталия Ивановна, Гончаров Алексей Юрьевич

Статья посвящена исследованию мотивации как главного компонента для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной. Рассмотрено отношение мужчин 20-40 лет к физической культуре. Выявлены факторы, препятствующие физкультурно-оздоровительным занятиям. Определены предпочтения к формам двигательной активности. Раскрыт рейтинг факторов, способствующих привлечению мужчин к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романенко Наталия Ивановна, Гончаров Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF MEN TO OCCUPATIONS PHYSICAL CULTURE WITHIN PREPARATION FOR PASSING THE GTO COMPLEX''S STANDARDS

This article is devoted to a motivation research as the main component for successful performance of any activity including sports. The relation of 20-40 years men to the physical culture is considered. The factors interfering sports and improving occupations are revealed. Preferences of physical activity's forms are defined. The rating of the factors promoting involvement of men to occupations physical culture is disclosed.

Текст научной работы на тему «Мотивация мужчин к занятиям физической культурой в рамках подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО»

Особого упоминания заслуживает оппозиция согласных по признаку твердости-мягкости. Классовое несоответствие русских назальных звуков /m/, /m'/ и щелевых звуков /j/, /х/, /х'/ согласным звука иврита, в свою очередь, делает необходимым учета их вероятной трудности при составлении системы фонетических упражнений для ивритоговорящих учащихся. Губно-губные взрывные /р/, /p'/, /b/, /b'/, губно-зубные щелевые /f/, /f'/, /v/, /v'/ и задненебные взрывные /к/, /к'/, /g/, /g'/ звуки русского языка классово совпадают со звуками /р/, /b/, /f/, /v/, /к/, /g/ в консонантной системе иврита, что может облегчить процесс работы над этими звуками ивритоговорящим учащимся, однако особое внимание при работе над этими звуками необходимо уделить дифференциации указанных русских консонантов по признаку твердости-мягкости.

В процессе постановки гласных звуков русского языка у ивритоговорящих учащихся трудность может вызвать русский гласный звук /ы/. Этот гласный звук русского языка является наиболее трудным гласным для носителей языков, в которых он не представлен, в том числе, для носителей иврита. Остальные гласные звуки русского языка совпадают по своим артикуляторным характеристикам с аналогичными гласными звуками иврита, что позволяет говорить о том, что реализация этих русских гласных фонем носителями иврита не должна сопровождаться для них какими-либо трудностями.

Выводы. Таким образом, в этой статье нами были рассмотрены фонетические системы иврита и русского языка, проведены сравнительные анализы этих систем и выявлены несоответствия между ними. Эти несоответствия, как потенциальные причины появления трудностей реализации русских фонем и фонетической интерференции у носителей иврита, могут стать отправной точкой при составлении системы фонетических упражнений или фонетического раздела учебного пособия по русскому языку как иностранному для ивритоговорящих учащихся.

Литература:

1. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974.

2. Любимова Н.А. Фонетическая интерференция: Учеб.пособие. - Л.: Изд-во JIIY, 1985.

3. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования: Пер. с англ. - Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1979.

4. Исаев М. К. Лингво-контрастивное исследование речевой деятельности в условиях искусственного двуязычия (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского и казахского языков): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1992.

5. Федотова Н. Л. Взаимосвязь диагностики, коррекции и контроля при обучении фонетическому оформлению речи на неродном языке: Дис. . док. пед. наук. СПб., 2004.

6. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. - Вып. I. Универсальное и ареальное. -М.: Изд-во МГУ, 1972.

7. Scovel T. Foreign accents, language acquisition and cerebral dominance // Language Learning. - 1969. -Vol. XIX. - № 3-4.

8. Вовк П.С. Частный случай анализа сопротивления искажению фонематических признаков на парадигматической и синтагматической осях языка // Теоретическая фонетика и обучение произношению / Под. ред. С.А.Барановской; Ун-т дружбы народов им.Патриса Лумумбы. - М., 1975.

9. Занд М. И. Идиш как субстрат современного иврита // Семитские языки (Материалы Первой конференции по семитским языкам 26-28 октября 1964 г.). М., 1965, выпуск 2, часть 1.

10. Дьяконов И.М. Семито-хамитские языки: Опыт классификации. Изд. 2-е, испр. М: КомКнита, 2006.

11. Morag S. Planned and Unplanned Development in a Language: Dialects and forms of Speech in Modern Hebrew. Actes du 10 cohgrès International des Linguistes Bucurest, 1969.

12. Айхенвальд А. Ю. Современный иврит. — М.: Наука, ГРВЛ, 1990.

Педагогика

УДК 796-055.1

кандидат педагогических наук, доцент Романенко Наталия Ивановна

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар);

магистрант 3 курса Гончаров Алексей Юрьевич

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

МОТИВАЦИЯ МУЖЧИН К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация. Статья посвящена исследованию мотивации как главного компонента для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной. Рассмотрено отношение мужчин 20-40 лет к физической культуре. Выявлены факторы, препятствующие физкультурно-оздоровительным занятиям. Определены предпочтения к формам двигательной активности. Раскрыт рейтинг факторов, способствующих привлечению мужчин к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: мужчины 20-40 лет, мотивация, предпочтения к видам двигательной активности, направленность занятий, комплекс ГТО.

Motivation of men to occupations physical culture within preparation for passing the GTO complex's standards

Annotation. This article is devoted to a motivation research as the main component for successful performance of any activity including sports. The relation of 20-40 years men to the physical culture is considered. The factors interfering sports and improving occupations are revealed. Preferences of physical activity's forms are defined. The rating of the factors promoting involvement of men to occupations physical culture is disclosed.

Keywords: 20-40 years old men, motivation, preferences to types of physical activity, orientation of occupations, the GTO complex.

Введение. Сохранение здоровья, формирование физической культуры каждого россиянина и устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни является одной из основных задач современного общества [71.

Мотивация к занятиям двигательной активностью - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Однако процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а

многоступенчатый процесс, который исходит от первых элементарных гигиенических знаний и навыков (в детском возрасте) до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [2, 3].

Так же следует понимать, что мотивация это не постоянная величина, она меняется в зависимости от многих факторов. Создание положительной среды, условий в значительной степени повышает уровень мотивации [4, 5].

Важнейшей формой физкультурно-оздоровительной деятельности в последнее время стало приобщение населения к участию в испытаниях Всероссийского спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), представляющего собой комплексную основу физического воспитания имеющего нормативное и программное обеспечение [1, 6]. Развитие комплекса ГТО является перспективным направлением государственной политики, направленной на оздоровление нации. Для внедрения программы ГТО в стране и достижения ее целевых ориентиров, связанных с укреплением здоровья населения и привлечения его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, особое значение имеют установки занимающихся на постоянное участие в этой программе, выполнение нормативов комплекса ГТО на протяжении длительного периода своей жизни.

Одной из наиболее актуальных проблем внедрения ВФСК «ГТО» является степень готовности мужчин первого зрелого возраста к выполнению комплекса на знак. Как показывают исследования, проведенные в г. Краснодаре, результаты выполнения отдельных тестов на знак варьируются от 20 % до 80%. Выявлена низкая подготовленность некоторых мужчин к выполнению обязательных тестов. Решение этой проблемы невозможно без учета мотивации занимающихся к регулярным занятиям физической культурой. Данное обстоятельство и послужило поводом проведения настоящего.

Формулировка цели статьи. Рассматривая отношение мужчин к введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, необходимо учитывать, что концепция программы ГТО предполагает с одной стороны, привлечение различных категорий населения к выполнению нормативов комплекса ГТО как процедуре измерения уровня физической подготовленности граждан, так и к подготовке к сдаче этих нормативов. Данная концепция понимается как важнейший фактор приобщения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. В связи с этим назревает необходимо выявить мотивы мужчин 20-40 лет к занятиям физической культурой в рамках подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО.

Изложение основного материала статьи. Эмпирической базой данного исследования выступают результаты опроса мужчин в возрасте 20-40 лет, работающих в Южной транспортной компании г. Краснодара для выявления мотивов к занятиям физической культурой. Количество опрошенных составило 180 человек.

Как показывают результаты проведенного опроса, около 90% мужчин, положительно относится к занятиям физической культурой (рисунок 1).

На вопрос как часто занимаетесь физической культурой, респонденты ответили следующим образом. Регулярно занимаются только 37,5% мужчин, 42,8% - занимаются иногда, 19,7% - никогда не занимаются (рисунок 2).

11%

89%

□ положительно □ нейтрально

Рисунок 1. Отношение мужчин к занятиям физической культурой 20-40 лет

□ регулярно □ иногда и не занимаются

Рисунок 2. Частота занятий физической культурой мужчин 20-40 лет

При изучении форм двигательной активности выяснилось, что 56,3% мужчин предпочитают организованные занятия в спортивных секциях, фитнес-клубах, 34% - занимаются самостоятельно, 9,7% - не посещают никакие занятия (рисунок 3).

9,7%

□ организованные занятия □ самостоятельные И никакие

Рисунок 3. Предпочтения форм двигательной активности мужчин 20-40 лет

Респонденты, не занимающиеся систематически физической культурой и спортом, отметили такие факторы, препятствующие этому процессу как нехватка времени 36,2%, усталость, лень, не желание заниматься - 34,3%, отсутствие навыков привычки занятий - 29,5% (рисунок 4).

□ нехватка времени

□ усталость, лень, не желание заниматься 0 отсутствие навыков привычки занятий

Рисунок 4. Факторы, препятствующие занятиям физической культурой мужчин 20-40 лет

У большинства занимающихся мужчин (65,2%) преобладает рекреационная направленность занятий, у 34,8% - спортивная (рисунок 5).

□ спортивная □ рекреационная

Рисунок 5. Направленность занятий мужчин 20-40 лет

Рейтинг факторов, способствующих привлечению мужчин к занятиям физической культурой и спортом, распределился следующим образом (рисунок 6).

7,3%

23,6%

□ интерес к физкультурно-оздоровительным занятиям

□ наличие секций в соответствии с интересами

ЕЗ близкое расположение спортивных сооружений

□ наличие свободного времени

□ другое

Рисунок 6. Рейтинг факторов, способствующих привлечению мужчин 20-40 лет к занятиям

физической культурой

39,2% мужчин проявляют интерес к физкультурно-оздоровительным занятиям, 23,6% респондентам важно наличие секций в соответствии с интересами, 16,7% - удобно близкое расположение спортивных сооружений, 13,2% - есть свободное время для посещения занятий, у 7,3% - иные причины.

Ведущими мотивами среди мужчин 30-35 лет являются «стремление совершенствовать телосложение» -29,6% и «поддержание и развитие физических качеств» - 26,3%. «Добиться спортивных результатов» стараются 17%. Наименее значимыми мотивами являются занятия «для удовольствия» (15,7%) и «общение с единомышленниками» (11,4%) (рисунок 7).

11,4%

26,3%

□ стремление совершенствовать телосложение

□ поддержание и развитие физических качеств

0 желание добиться спортивных результатов

□ для удовольствия

а общение с единомышленниками

Рисунок 7. Ведущие мотивы мужчин 20-40 лет

Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой, учитывая отношение к видам двигательной активности, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие заниматься физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам мужчин 20-40 лет.

В процессе эксперимента выявлено, что большая часть опрошенных мужчин не только положительно относятся к физической культуре и спорту, но и занимаются, выбирая рекреационную и спортивную направленность.

Однако у мужчин первого периода зрелого возраста необходимо формировать устойчивую мотивацию к постоянной и систематической физической активности профилактического и оздоровительного характера на основе использования разнообразных видов физических упражнений для успешной сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В целях укрепления здоровья и сохранения трудоспособности работодатели ООО «ЮТК» намерены дополнительно мотивировать своих сотрудников, и предусматривают финансовое вознаграждение за полученные значки ГТО в виде ежемесячной прибавке к зарплате.

В связи с этим среди мужчин 20-40 лет, работников «ЮТК» изъявивших желание сдать комплекс ГТО был проведен опрос: с помощью каких видов двигательной активности хотели бы подготовиться к сдаче норм ГТО. Большая часть респондентов (56,7%) выбрала атлетическую гимнастику, 25,6% - циклические виды спорта, 17,7% - комплексы ОФП (рисунок 8).

Практически для всех мужчин сдача норм ГТО связана с достижением конкретных целей. Для основной массы (32,4%) мужчин ключевым мотивом является стремление получить тот или иной знак отличия (золотой, серебряный, бронзовый). Значительная часть (29,2%) мужчин ориентирована на сдачу норм ГТО как на проверку себя и своих сил в развитии физических качеств. 23,7% мужчин мотивированы на выполнение нормативов комплекса ГТО желанием показать наилучшие спортивные результаты. Для 14,7% мужчин основным мотивом выполнения комплекса ГТО выступает желание получить материальное поощрение от руководства компании (рисунок 9).

17,7%

□ атлетическая гимнастика □ циклические виды спорта и комплексы ОФП

Рисунок 8. Предпочтение видов двигательной активности мужчин 20-40 лет

23,7%

32,4%

14,7%

29,2%

□ стремление получить знак Ш показать спортивные результаты

□ проверить развитие физических качеств

□ получить материальное поощрение

Рисунок 9. Мотивы мужчин 20-40 лет по сдаче норм ГТО

Выводы. Удовлетворение интересов мужчин является важнейшим путем в укреплении их здоровья, способствующим регулярным занятиям физкультурой и спортом, что в целом положительно скажется на здоровом образе жизни.

Результаты опроса показали, что от мужчин работников ООО «ЮТК» можно ожидать активного и массового участия в программе ГТО, в выполнении нормативов комплекса ГТО. На основании результатов исследования определена необходимость использования средств атлетической гимнастики способствующая эффективной сдаче нормативов комплекса ГТО.

1. Бабкин В.В. О ходе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / В.В. Бабкина, Т.Ю. Коляскина // материалы междунар. науч.-практ. конф. 10 - 12 окт. 2016 г., г. Владимир. - 2016. С. 9-16.

2. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузмина / учебное пособие. М.: Народное образование. - 2002. - 236 с.

3. Романенко Н.И. Мотивация женщин 35-45 лет различного соматотипа к занятиям фитнесом / Н.И. Романенко // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / под общей редакцией М.Г. Петровой. - Белгород, 2015: ИП Петрова М.Г. - Часть V. - С. 97-99.

4. Савох, А.М. Мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям мужчин зрелого возраста /А.М. Савох // Олимпийский спорт и спорт для всех: междунар. науч. конгресс: тезисы докл. - Киев, 2010. - С. 635.

5. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст] / О.В. Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. - 2012. - №4(6). - С. 54-65

6. Трофимова О.С. Основы спортивно-оздоровительного мониторинга: учебно-методическое пособие / О. С. Трофимова - Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 108 с.

7. Филимонова О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие / О. С. Филимонова, Н.И. Романенко - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 108 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.02; 372.8

доктор педагогических наук, профессор Романов Петр Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат филологических наук, доцент Васёва Ольга Харитоновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье с точки зрения взаимообусловленности познавательных процессов и коммуникации рассматриваются особенности функционирования коммуникации, коммуникативные средства, их роль в процессе медиаобразования. На основе структуры коммуникативного взаимодействия и взаимосвязи ее основных элементов выявляются педагогические условия эффективного формирования исследовательских умений обучающихся в процессе медиаобразования. Выделенные условия позволяют современными средствами медиаобразования подготовить специалиста, владеющего технологией научного исследования.

Ключевые слова: исследовательские умения, медиаобразование, медиатекст, коммуникативное взаимодействие, коммуникативный код, творческое мышление, творческая задача, проблемное обучение,

Литература:

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.