Педагогика
УДК 371.1 Ю. А. Грачёв*
Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России
В статье рассматриваются особенности мотивации курсантов в процессе учебной деятельности и воспитания.
Ключевые слова: мотивация, воспитание, педагогический работник, обучение, образование.
Y.A. Grachyov*. Motivating students to educational activity in educational institutions Russian Ministry of Internal Affairs. The article discusses the features of motivation of cadets in the course of training activities and education.
Keywords: motivation, education, pedagogical staff, education, education.
Исследование мотивации в учебной деятельности курсантов в образовательных организациях системы МВД России имеет важное практическое значение, т.к. способствует эффективности реализации принятых правительством мер и, следовательно, выработке оптимальных направлений развития, повышения эффективности органов МВД России в противодействии с преступностью, защите прав и свободы граждан [10, с. 13].
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1].
Как справедливо отмечает А.В. Гуров, для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь, по сути, определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика. К числу представителей подобных профессий, наряду с профессиями пожарных, спасателей, несомненно, можно отнести и работников правоохранительных органов, для которых нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо важны [2].
Современные социально-экономические особенности развития государственной политики в области образования определяют в качестве основной задачи востребованность высококвалифицированных специалистов. Исходя из этого, образовательная организация в качестве основной цели ставит перед собой решение указанной задачи, которое не может ограничиться выполнением лишь общих требований общеобразовательного стандарта. Необходимо формирование целостной системы мобильных мер, обеспечивающих подготовку конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям выбранной профессии в современных условиях [3, с. 14-16].
Воспитание курсантов - многообразный и всесторонний процесс целенаправленного систематического воздействия на сознание, чувства, волю с целью развития личности, раскрытия индивидуальности, творческих способностей курсантов. Воспитание как процесс - важнейший способ социализации индивида; оно заключается в систематическом и целенаправленном воздействии на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности [4].
Ни для кого не секрет, что фактор мотивации зачастую обладает большим влиянием на обучение, в отличие от фактора интеллекта, роль которого несколько меньше. В связи с этим воспитание будущего специалиста в университете МВД России связанно в первую очередь с улучшением качества комплекса его потребностей и мотивации. Мотив является внутренним в том случае, когда он и цель становятся едиными, другими словами, изучение какой-либо учебной дисциплины является одновременно целью и мотивом. Кроме того, данный вид мотива непосредственно связан с потребностью обучающегося в знаниях и положительными эмоциями, которые он получает от процесса обучения. Изучение учебной дисциплины является целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности [5 с. 172]. Курсант вовлечён в процессы познания непосредственно, и данный факт способствует его эмоциональному подъёму. Как следствие, преобладание внутренних мотивов обуславливает проявление индивидуальной активности курсанта в период обучения.
Учеба внешне мотивируется при условии овладения содержанием учебной дисциплины не в качестве цели, а в качестве средства достижения иных целей. Таким примером может служить,
* Грачёв, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33. Тел: 420-67-32.
* Grachyov, Yuri Alexandrovich, chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova str., 33. Tel: 420-67-32.
© Грачёв Ю.А., 2016
Грачёв Ю.А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД...
получение отличной отметки либо диплома с отличием. Нельзя забывать и о финансовой стороне: в этом случае средством достижения является денежное поощрение, а также хвалебный отзыв, уважение коллег, и получение профессиональных качеств. В случае внешней мотивации приобретение знаний не является главной целью обучения, и в связи с этим курсант в какой-то мере оказывается отделённым от процесса познания [6, с. 172]. Знания не имеют для курсанта большого значения, а содержание изучаемых дисциплин не является личностной ценностью. По этой причине те сведения, которые он должен получить в ходе обучения, усваиваются с огромным трудом. Если же деятельность внутренне мотивирована, то учебный материал усваивается намного легче.
Можно выделить несколько мотивационных факторов учения:
1) обучение в целях самого процесса обучения, т.е. без интереса и получения удовлетворения от деятельности;
2) обучение для того, чтобы стать частью социума;
3) обучение ради успеха или из-за боязни неудач;
4) обучение, связанное с принуждением;
5) обучение, связанное с общепризнанными моральными нормами;
6) обучение, связанное с требованиями, которые выдвигает общество.
Для того чтобы увидеть реальную картину служебного и учебного уровня курсантов, можно прибегнуть к системе рейтинговой оценки данных видов деятельности, что одновременно будет являться показателем качества выполнения задач учебно-воспитательного процесса в университете.
То чего добился курсант на протяжении обучения, а именно, приобретённые им знания и навыки должны учитываться при назначении морального и материального поощрения, переводе на индивидуальный учебный план, распределении на практику, стажировку и др.
Лучшие курсанты на основании результатов, полученных, ими за год, поощряются правами начальника университета. При этом им вручается свидетельство о достигнутых результатах. В качестве поощрения у данных курсантов появляется право на протяжении следующего года посещать другие образовательные организации МВД России и зарубежных стран. Если лучший курсант вновь получил это звание в следующем году, то его достижение заносится на доску почета факультета.
Что касается коллективного поощрения, то лучший учебный взвод награждается переходящим вымпелом «Лучший учебный взвод факультета». Кроме того, курсанты лучшего взвода приобретают право на экскурсию по Санкт-Петербургу или Ленинградской области.
Та же система действует и на более высоком уровне. В частности, лучшему курсу или факультету вручается переходящий вымпел.
Не забывают и о руководстве лучших подразделений университета. Они поощряются правами начальника университета, а в случаях повторения отличного результата в следующем году руководители могут быть представлены к ведомственным или правительственным наградам.
На протяжении всего периода обучения курсантов результаты, получаемые ими, суммируются и отражаются в аттестации выпускника.
Система рейтинговой оценки служебной деятельности курсанта оценивается Положением об оценке служебной деятельности курсантов (слушателей) и учебных подразделений федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» [7].
Основываясь на вышеизложенном, можно составить определённую схему, классифицирующую основные мотивы учебной деятельности курсантов.
1. К мотивам, заложенным, непосредственно в учебной деятельности, относят:
а) мотивацию, связанную с содержанием обучения: курсант стремится к обучению, желая узнать новые для него факты, овладеть навыками, проникнуться сутью явлений и т.п.;
б) мотивы, которые заключены в процессе обучения: побуждением к учёбе является стремление к интеллектуальной активности, т.е. курсанта увлекают не только конечные результаты, но и процесс решения задач;
в) мотивы, которые связаны с самосовершенствованием: получение развития в результате обучения.
2. Мотивация, связанная с тем, что лежит вне учебного процесса:
а) расширенные социальные мотивы:
- долг и ответственность перед обществом, группой, педагогическими работниками, начальством, родителями и т. п.;
- самоопределение (понимание значимости полученных знаний для будущей профессии сотрудника органов внутренних дел, желание как следует подготовиться к ней и т.п.);
б) личные мотивы:
- стремление получить одобрение окружающих, положительные
оценки;
- желание стать первым в учебе, а также занять достойное место в кругу своих коллег-курсантов;
- материальное вознаграждение;
в) отрицательные мотивы:
- стремление к избеганию неприятностей со стороны педагогических работников, командиров строевых подразделений, других обучающихся;
- выученная беспомощность.
Педагогика
Научно-педагогический работник, если он заинтересован в повышенной эффективности своей работы, разумеется, обратит внимание на мотивацию курсантов к обучению и будет стремиться к её активизации в будущем и поддержанию на достаточно высоком уровне. Но в то же время он не имеет методического инструмента, который позволил бы определить действительный уровень мотивации и её динамику в периоды использования разного рода форм и методов обучения. Исходя из этого, на практике внутренняя мотивация или её отсутствие в качестве критерия повышенного или пониженного уровня подготовки к обучению зачастую остается скрытой. Как следствие, получение реальной полноценной картины, выявление внутренней мотивации обучения как главной мотивационной составляющей подготовленности курсантов представляет специальную задачу исследований.
Чтобы курсант занял активную позицию в период профессиональной подготовки, следует применить такую технику обучения, которая обеспечит генерализацию необходимых для этого чувств, эмоций, мотивации. Это сформирует динамический стереотип в мышлении и поведении обучающегося. Огромную роль играют использование активных и интерактивных форм проведения занятий, которые направлены на разбор реальных ситуаций в профессиональной сфере (ролевые игры, дискуссии в группах, рассмотрение поэтапно тех или иных ситуаций); технологии, способствующие развитию практического мышления: основная терминология, запутанные логические цепочки, таблицы «знаю - хочу, узнать - узнал», взаимный опрос, типичные задачи специальности [9, с. 71].
В ходе проведения таких занятий подвергаются изучению со всех сторон многие качества курсантов - от деловых до личностных. Делается это для того, чтобы в полном объёме и с наибольшей выгодой использовать эти навыки в служебной деятельности.
Неотъемлемой частью нового современного учебно-методического комплекса являются инновационные технологии, что позволяет повысить мотивацию курсантов к обучению. К нововведениям можно отнести широкое использование различных форм проведения занятий, которые нацелены на изучение возможных ситуаций на службе. Хочется особо отметить, что с помощью данных технологий можно не только решать учебных задач, но и достичь воспитательных целей, заложенных в ФГОС ВО.
Обеспечение высокого уровня воспитательной работы с курсантами невозможно без внутриобразовательной системы повышения квалификации научно-педагогических работников. Сюда входят плановая самостоятельная работа и самообразование с целью углубления знаний в области психологии и педагогики, по теории и методике воспитательной работы с учетом специфики образовательной организации; активное участие педагогических работников в работе конференций и круглых столов; коллективное посещение занятий; аттестация научно-педагогических работников на соответствующую квалификационную категорию и т.п.
Решению этой же задачи способствует и привлечение практических работников органов внутренних дел к проведению занятий с курсантами, включение обучающихся в непосредственную практическую деятельность органов внутренних дел (суточные практики в составе следственно-оперативных групп, дежурных частей, охрана общественного порядка).
Таким образом, для преодоления негативных тенденций и повышения эффективности воспитания и обучения необходимо модернизировать учебный процесс, тем самым преобразуя его в инновационный, который в полной мере развивает личностные качества как у курсантов, так и у научно-педагогических работников [8].
К основным формам учебной и воспитательной работы на факультетах и кафедрах могут быть отнесены следующие направления: обучение и воспитание через преподаваемую дисциплину; вовлечение курсантов в научно-исследовательскую работу; формирование интереса к профессии; участие курсантов в межвузовских и международных проектах; работа с отстающими курсантами (групповые и индивидуальные консультации, организация дополнительных занятий).
Список литературы
1. Реализация закона «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р:/^оо. Ьу/1у2 (дата обращения: 02.06.2016).
2. Гуров, А. В. Проблема воспитания курсантов в вузах ГПС МЧС России // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2011. - № 1 (1). - С. 6-7.
3. Сагайдак, А. Ю. Организация подготовки психологов в вузе МВД на интегративно-модульной основе : дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 2008.
4. Неволина, В. А. Воспитание как деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления специалиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.rusnauka. com/13_EISN_2014/Pedagogica/2_166938.doc.htm (дата обращения: 28.05.2016).
5. Грачёв, Ю. А. Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2011. - № 3 (51). - С. 170-175.
6. Грачёв, Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2011. - № 4 (52). - С. 172-175.
7. Приказ Санкт-Петербургского университета МВД России от 25 июня 2010 г. № 421 «Об оценке служебной деятельности курсантов (слушателей) учебных подразделений государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования».
Дудчик В.И., Торопов В.А., Правовые основы применения сотрудниками полиции приемов рукопашного.
8. Оствальд, Г. В. Актуальность воспитательной работы в вузе / Г. В. Оствальд, С. А. Довбыш // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2013. - № 5 (71).
9. Грачёв, Ю. А. Повышение готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 2012.
10. Кежов, А. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе. - В. Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2015.
УДК 796.0
В.И. Дудчик*, В.А. Торопов**
Правовые основы применения сотрудниками полиции приёмов рукопашного боя, его роль и значение в формировании готовности к профессиональной деятельности
В данной статье рассмотрены правовые основы применения сотрудниками полиции приемов рукопашного боя в соответствии с требованиями УК РФ и закона «О полиции» и роль в их индивидуальной готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: рукопашный бой, рукопашные схватки, физическая подготовка, правовые основы, физические качества.
V.A. Toropov*, V.I. Dudchik**. Legal foundations of police employees martial arts techniques, its role and importance in the formation of readiness for professional work. In this article there are examined legal foundations of application hand-to-hand fight technique by police officers accordingly Criminal Code RF and the Law «About police», also the role in their individual availability to professional activity.
Keywords: hand-to-hand fight, hand-to-hand scrambles, Physical training, legal foundations, physical qualities.
Исторический опыт свидетельствует о том, что высокий уровень физической подготовленности всегда является одним из важных показателей готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности. Одним из разделов физической подготовки является рукопашный бой, подробному рассмотрению места которого в структуре оперативно-служебной деятельности посвящена настоящая статья.
Практика показывает, что знание правовых основ применения приёмов рукопашного боя способствует качественному и быстрому их выполнению.
Исходя из этого, а также руководствуясь Законами РФ, каждый сотрудник обязан знать правовые основы применения приёмов рукопашного боя в различных условиях сложившейся обстановки.
В условиях боевых действий применение любых приёмов против противника правомерно во всех случаях. Однако их выполнение в быту и в ходе решения задач патрульно-постовой службы правомерно только в случаях крайней необходимости, т.е. при соблюдении условий, определенных ст. 37-39 УК РФ, а также ст. 18-20 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. Согласно этим статьям, приёмы рукопашного боя применяются как средства защиты от нападения, предупреждения и пресечения противоправных деяний, которые направлены на нарушение общественного порядка, угрожают личной безопасности граждан, а также являются средством принуждения к лицам в случаях, когда меры убеждения и сделанное предупреждение не привели к прекращению правонарушения.
В ст. 20 Федерального закона «О полиции» конкретизируются правовые основы применение физической силы.
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
* Дудчик, Виталий Иванович, доцент кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09.
** Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09. E-mail: ginger_tor@mail.ru.
* Dudchik, Vitaly Ivanovich, associate professor Department of Physical Education and appllied arts of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 421-55-16.
** Toropov, Victor Alexeyevich, Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical science, professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 428-24-10, E-mail: ginger_tor@mail.ru.
© Дудчик В.И., Торопов В.А., 2016