Педагогика
УДК 796.0 В.А. Торопов*
Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции
В статье рассмотрена физическая подготовка как эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции. Содержание данной статьи подтверждено результатами экспериментальных исследований.
Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, профессиональное мастерство, готовность к профессиональной деятельности.
V.A. Toropov*. Physical training - effective method of buildup police officers professional mastery. In this article there is examined physical training as effective method of buildup police officer's professional mastery. The content of this article certificated by experimental researcher's results.
Keywords: physical training, physical qualities, professional mastery, availability to professional activity.
Вопросы сохранения и укрепления жизни и здоровья человека во все времена вызывали повышенный интерес учёных и практиков. Это связано с тем, что среди общечеловеческих ценностей здоровье всегда считается одним из первостепенных условий в успешной деятельности человека.
Отмеченное обстоятельство определяет важность рассматриваемой проблемы и требует поиска новых технологий физического воспитания гармонично развитой личности [1].
Совершенствование профессионального мастерства сотрудников полиции средствами физической подготовки составляет наибольший интерес. Весьма характерными являются данные, свидетельствующие о существовании различных показателей профессиональной работоспособности в процессе специально-тактических учений сотрудников в зависимости от уровня их физической подготовленности. Отлично физически подготовленные сотрудники по быстроте действий на полосе препятствий превосходят слабо физически подготовленных, которые действуют гораздо медленнее, чем в обычных условиях. Под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений (преследование преступника, выполнение приёмов рукопашного боя) эти различия достигают значительных величин и носят достоверный характер. Результаты экспериментальных исследований (В.А. Торопов, 1988; С.М. Ашкинази, 2008 г., и др.) показали, что на фоне значительных физических нагрузок из приёмов рукопашного боя эффективными являются только удары рукой и ногой, а также применение спецсредств и табельного оружия [3].
Эти данные подтверждаются результатами исследования (А.Ю. Чихачёв, 1982): отлично подготовленные физически сотрудники выполняют приёмы рукопашного боя на оценку «отлично» и с высоким уровнем достоверности (Р < 0,001), а на фоне больших физических нагрузок (марш-бросок 6 км, тактические учения и т.д.) - только на оценку «удовлетворительно».
В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации указывается на необходимость дальнейшего совершенствования структуры управления физкультурно-спортивным движением в стране как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В то же время формирование готовности учащейся молодёжи к защите государственных интересов Отечества, службе в Вооружённых Силах России, в полиции приобрело характер актуальной педагогической проблемы, что послужило основанием для поиска эффективных подходов в обучении.
Физическая подготовка, как и другие дисциплины служебной подготовки, имеет определённую цель и задачи, располагает своими средствами, методами и формами обучения, которые регламентируются приказами и директивами Министерства внутренних дел России, Наставлением по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, специальными руководствами, инструкциями, положениями, программами и другими официальными руководящими документами [2].
Физическая подготовка сотрудников полиции призвана решать не только специальные задачи, но и те, что поставлены в процессе воспитания личности российских граждан. Следовательно, значение физического воспитания как составной части общего воспитания состоит в том, что оно направлено на всестороннее гармоническое развитие сотрудников, важным показателем которого является физическое совершенство.
* Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09. E-mail: [email protected].
* Toropov, Victor Alexeyevich, Professor, Department of Physical Education and applied arts of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical science, professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 428-24-10, E-mail: [email protected].
© Торопов В.А., 2016
Торопов В.А. Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального...
Следовательно, физическое совершенство не только сотрудников полиции, но и граждан России является социальной проблемой, которая может быть решена лишь в обществе, где созданы условия для свободного творческого труда, где ощущается постоянная забота государства о благосостоянии и всестороннем развитии общества.
Сотрудники полиции, решая специальные задачи по обеспечению, поддержанию правопорядка в стране, защите российских граждан призваны решать и такую общую для всего народа задачу, как патриотическое воспитание молодого поколения. Многие юноши и девушки по окончании средней школы желают поступить в образовательные организации МВД России, на службу в полицию для того, чтобы, получив специальные знания и подготовку, встать на защиту населения, на защиту интересов Российского государства, способствовать наведению и поддержанию порядка в стране.
Сотрудники с высоким уровнем физической подготовленности выполняют действия, связанные с их профессиональной деятельностью, в процессе тактико-специальных учений на 15 % эффективнее, чем сотрудники с низким уровнем физической подготовленности. В ходе действий на специальных полосах препятствий отлично физически подготовленные сотрудники либо не снижают показателей выполнения этих действий, либо ухудшают их незначительно. Слабо физически подготовленные сотрудники на фоне физических нагрузок действуют гораздо медленнее и недостаточно справляются с задачами оперативно-служебной деятельности.
В обычных условиях (в неутомленном состоянии) различий в стрельбе из автомата у сотрудников, отлично и слабо физически подготовленных, как правило, не наблюдается. Однако на фоне физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых в ходе учений, эти различия проявляются и достигают значительных величин. При этом меткость стрельбы из автомата у сотрудников, слабо физически подготовленных, существенно снижается, тогда как у отлично физически подготовленных сотрудников она на протяжении многодневных учений практически не изменяется. Это говорит о том, что путём повышения уровня физической подготовленности сотрудников полиции можно значительно повысить эффективность использования огнестрельного оружия, маневренность действий в боевой обстановке («горячие точки»), сократить время пребывания сотрудников под огнём противника и тем самым создавать условия для более успешного выполнения поставленных оперативно-служебных задач. Отлично физически подготовленные сотрудники по быстроте, точности и сноровке действий с оружием значительно превосходят слабо физически подготовленных.
Медицинские работники научно обосновали довольно распространенное явление: почему при одинаковом объёме тренировок одни сотрудники быстро увеличивают мышечную массу, а другие не добиваются улучшения результата. Дело, оказывается, в том, что первые являются носителями «спортивного» гена, а у вторых он отсутствует.
Группа исследователей изучила физическое состояние 58 абитуриентов после того, как они тренировались на протяжении 11 недель. 35 курсантов сумели улучшить успеваемость по физической подготовке в среднем на 8 %, остальные же не смогли повысить состояние физической подготовленности.
Ученые полагают, что обладателем «спортивного» гена является примерно каждый четвертый. Среди прошедших проверку сотрудников таких оказалось больше. Больше их и среди спортсменов. Возникает вопрос: нельзя ли будущих чемпионов и рекордсменов выявлять с помощью генетических тестов уже в младенческом возрасте? Разумеется, одной лишь наследственной предрасположенности мало для того, чтобы стать выдающимся спортсменом. Для этого нужны годы спортивных тренировок, воля и целеустремленность для достижения намеченной цели.
С уровнем физической подготовленности сотрудников тесно связанно сохранение не только физической, но и умственной работоспособности. Это имеет важное значение в практической деятельности сотрудников полиции, т.к. объём умственной дееспособности личного состава всех специальностей в МВД России постоянно увеличивается, а у сотрудников многих специальностей действия, связанные с умственной работоспособностью, составляют основу их оперативно-служебной деятельности. Исследованиями установлено, что в обычных условиях показатели, характеризующие умственную работоспособность лиц с различным уровнем физической подготовленности, существенно не различаются. Однако в сложных условиях, под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений, это различие становится весьма значительным. Через сутки после напряженных действий на специальных учениях показатели, характеризующие память, внимание, качество понимания и запоминания команд и целеуказаний, время и качество подготовки оперативных данных, у отлично физически подготовленных сотрудников почти полностью восстанавливаются, а у слабо физически подготовленных остаются низкими.
Таким образом, высокий уровень физической подготовленности позволяет значительно повысить устойчивость психологических функций человека и обеспечить в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений повышенную умственную работоспособность сотрудников. Обобщение имеющихся научных данных позволяет сделать вывод, что высокий уровень физической подготовленности сотрудников является важным показателем их служебно-профессиональной работоспособности.
Основными являются следующие.
Во-первых, быстрота и точность выполнения профессиональных приемов и действий находятся в положительной зависимости от уровня физической подготовленности сотрудников. Это позволяет сотрудникам, имеющим преимущество в физической подготовленности, быстрее и точнее выполнять
Педагогика
различные боевые приёмы и действия по своей специальности; на более высоком уровне и более длительное время сохранять быстроту и точность выполнения специальных приёмов под влиянием физических нагрузок и нервно-психических напряжений, характерных для условий оперативно-служебной деятельности, быстрее восстанавливать показатели выполнения специальных приёмов и действий после больших физических нагрузок.
Во-вторых, степень зависимости между уровнем физической подготовленности сотрудников и их профессиональной работоспособностью тем выше, чем сложнее условия, в которых действует личный состав, и чем менее устойчив к утомлению тот или иной показатель работоспособности.
В-третьих, характер и степень зависимости между уровнем развития тех или иных физических качеств и профессиональной работоспособностью сотрудников различных специальностей неодинаковы. На фоне разносторонней физической подготовленности личного состава отмечается наибольшая зависимость профессиональной работоспособности сотрудников от уровня развития у них определенных для различных специальностей физических качеств.
Из служебной практики известно, что различные виды профессиональной деятельности требуют от сотрудников преимущественного проявления различных качеств: в одних случаях -силы, в других - внимательности, в-третьих - ловкости и т.д. Это подтверждается тем, что хорошо физически подготовленные сотрудники и даже отличные спортсмены оказываются неспособными к той или иной профессии или встречают значительные трудности при овладении ею. Причинами в этих случаях являются выраженный недостаток в развитии профессионально важного качества или, наоборот, чрезмерное развитие качеств, плохо совместимых с особенностями данной профессии. Так, недостатки в координации движений, даже при относительно высоком развитии силы, быстроты и выносливости, существенно затрудняют овладение навыками вождения автомобиля. Более того, не всякая координация движений является фактором, способствующим овладению некоторыми профессиональными двигательными навыками. Трудно объяснимыми, на первый взгляд, являются случаи, когда спортсмены высокого класса оказываются неспособными овладеть профессией хорошего водителя. Однако исследования отечественных и зарубежных учёных показывают, что характерные для некоторых видов спорта двигательные действия, при которых в работу вовлекаются крупные мышечные группы и совершаются движения по большим амплитудам, часто оказываются несовместимыми со способностью к тонким движениям, преобладающим в деятельности операторов, водителей, и сотрудников некоторых других специальностей.
Чрезмерное развитие физической силы может обусловливать появление скованности, напряженности, затруднять овладение тонкими двигательными навыками. Выработанная при занятии боксом привычка к мгновенным ответным действиям, склонность к известной импульсивности, стремление вкладывать в удары максимальные усилия, характерная для многих боксёров мышечная скованность также зачастую плохо совмещаются с задачами овладения некоторыми видами профессиональной деятельности. Напротив, такие виды спорта, как баскетбол, волейбол, теннис, плавание способствуют развитию тонкой двигательной координации, высокой чувствительности и других важных профессиональных качеств.
С целью определения зависимости профессиональной подготовленности сотрудников полиции от уровня развития у них физических качеств, прикладных навыков, огневой подготовленности и от состояния свойств центральной нервной системы В.А. Торопов, А.И. Ушенин в 2008 г. провели исследование.
Связь между количественными показателями они определяли по результатам корреляционного анализа, а между свойствами центральной нервной системы и уровнем развития физических качеств и прикладных навыков - по коэффициенту взаимной сопряженности Пирсона.
Полученные результаты показали, что профессиональная подготовленность сотрудников находится в прямой зависимости от уровня развития у них физических качеств, прикладных навыков, огневой и психологической подготовленности.
В заключение следует подчеркнуть, что физическая подготовка обеспечивает улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение уровня разносторонней физической подготовленности сотрудников, т.е. является основным средством их физического совершенствования. Физическое совершенствование сотрудников оказывает значительное влияние на их профессиональную работоспособность.
Список литературы
1. Кикоть, В. Я., Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка : учебник. -М.: Юнити-Дана, 2009. - 431 с.
2. Торопов, В. А., Ушенин, А. И., Куликов, М. Л. и др. Физическая подготовка : учебник. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. - 312 с.
3. Рукопашный бой и спортивные единоборства : учебник для курсантов и слушателей военного института физической культуры. - СПб.: ВИФК, 2005. - 431 с.
4. Торопов В. А., Ушенин А. И., Дудчик В. И., Хыбыртов Р. Б. Рукопашный бой в теории и практике служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел : монография. - Изд-во СПб ун-та МВД России; ООО «Р-Копи», 2016. - 188 с.