УДК 159.9 ББК 88.8
@ Я.П. ШАИМОВА. 2019
МОТИВАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ В ОВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
MOTIVATION OF CANDIDATES FOR SERVICE AT ATS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL-PSYCHOLOGICAL SELECTION
ЯРОСЛАВА ПАВЛОВНА ШАИМОВА,
психолог отделения психологической и социальной работы отдела морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом УМВД России по Тюменской области старший лейтенант внутренней службы Email: yashaimova72@gmail.com
YAROSLAVA PAVLOVNA SHAIMOVA,
Psychologist, Department of Psychological and Social Work, Department of Moral and Psychological Support, Office for Work with Personnel, Ministry of Internal Affairs of Russia for the Tyumen Region Senior Lieutenant of Internal Service Email: yashaimova72@gmail.com
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Я.П. ШАИМОВА. Мотивация кандидатов на службу в ОВД в процессе профессионально-психологического отбора. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 112—114.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, представлены результаты моделирования лично-стно-профессиональной пригодности.
Ключевые слова: профессиональный отбор, профессиональный психологический отбор, личност-но профессиональная пригодность, профессионально-важные качества
Annotation. The article deals with the issues of professional psychological selection of candidates for service in the internal affairs bodies, presents the results of modeling personal-professional fitness.
Key words: professional selection, professional psychological selection, personal professional suitability, professionally important qualities
При рассмотрении современной организации профессионального психологического отбора, обязательно следует учитывать экономические, социально-демографические, медико-психологические, а также нравственные тенденции в обществе, криминогенную и социально-политическую обстановку. Все эти процессы определяют качественный и количественный состав молодых сотрудников и близкие перспективы комплектования органов внутренних дел.
В последнее десятилетие среди наиболее значимых с точки зрения влияния на комплектование ОВД неблагоприятных тенден-
ций следует отметить негативные социально-экономические факторы, отразившиеся не только на количестве, но и качестве потенциального пополнения. Увеличилась детская и подростковая преступность, повысился уровень нервно-психических заболеваний.
В последнее время сложилась тревожная обстановка связанная с оттоком из правоохранительных органов наиболее квалифицированных сотрудников. На их место приходит молодое поколение, неопытных выпускников учебных заведений, и часто, кандидаты на службу далекие от правовой сферы. Мотивами поступления, которых являются не борьба
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с преступностью, оказание помощи людям, оказавшимся в беде или ставшими жертвами преступлений, а корыстные побуждения, для реализации которых им нужны полномочия представителя государственной власти. Вполне ожидаемый результат этого — текучесть кадров, увеличение числа правонарушений совершаемых сотрудниками ОВД.
В отечественной психологии в развитие идей профессионального психологического отбора большой прорыв был сделан советскими учеными в тридцатые годы двадцатого столетия. Наибольший вклад в данную сферу внесли такие ученые, как М.С. Бернштейн, A.M. Мандрыко, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Гелерштейн, Н.Д Левитов, Г.И. Россолимо, М.Ю. Сыркин, М.Я. Басов, A.M. Шуберт и другие. Ими были выдвинуты ряд передовых идей в области профориентации, профотбора и психодиагностики [1].
С 2012 года в органах внутренних дел проводится профессионально-психологический отбор на службу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»[2]. Психологический отбор осуществляется для определения способности кандидата по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.
Структура профессионального отбора кандидатов МВД является многоуровневой. Она включает в себя не только психологическое тестирование, но также и физиологические. Выделяют следующие этапы профотбора:
1) прохождение анкетирования, предоставление личных данных;
2) проверка биографических данных;
3) прохождение военно-врачебной комиссии (ВВК);
4) прохождение обследование в центре психодиагностики;
5) прохождение психологического тестирования и беседы с психологом;
6) обследование с применением полиграфа;
7) подготовка итогового заключения, проведение комиссии ШЮ.
Определение личных и деловых качеств осуществляется при помощи тестовой батареи ППО (профессионально-психологический отбор).
В исследовании приняли участие 30 офицеров. Для обработки тестового материала использовался аппаратно-программный психодиагностический комплекс.
Рассматриваемые личностные и деловые качества:
1) общее интеллектуальное развитие;
2) эмоциональная устойчивость;
3) волевая регуляция;
4) внутренняя организованность;
5) правосознание;
6) зрелость личности.
Для исследования было отобрано 86 офицеров, проходивших при поступлении на службу комиссию по профессиональному психологическому отбору.
В исследовании было использовано моделирование личностно-профессиональной пригодности персонала, включающее в себя пять этапов: теоретическое моделирование, предметно-содержательное моделирование, инструментально-методическое моделирование, формально-математическое моделирование и интерпретационное и интерпретационное моделирование [3].
На первом этапе в виде уравнения множественной регрессии оптимизируется система валидизации методов, проводится тестирование экспериментальной группы (репрезентативной), формируется технология личностно-профессиональной диагностики и обеспечивается разработка диагностической тестовой батареи. На втором этапе с помощью экспертной группы определяются качества, которые необходимы для исследуемой профессии. На третьем этапе формируется группа методик для тестирования причем количество методик подбирается большее количество, чем необходимо. На четвертом этапе в виде уравнения множественной регрессии оптимизируется система валидизации методов, проводится тестирование экспериментальной группы (репрезентативной), формируется технология личностно-профессиональной диагностики и обеспечивается разработка диагностической тестовой батареи.
№ 2/2019
113
Далее по таблице критических значений коэффициентов корреляции Пирсона определяется Лзн для выборки п = 30, Лзн = 0,361. Так как коэффициенты корреляций с внешним критерием 1 и 2 методик больше Лзн, Получается следующее уравнение:
у = (-0,38) Х1 + (-0,36) Х2, где у — значение внешнего критерия.
Под внешним критерием понимается системный показатель успешности и эффективности функционирования и развития персонала в организации. Он используется в процессе оценки достижений профессиональной деятельности сотрудников.
1 и 2 методики соответствуют мотивации к служебной деятельности к «физическим условиям» и «креативности». Мотивационные потребности состоят в обеспечении стабильных условий работы, кроме того такие кандидаты не готовы к однообразной монотонной работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективному в своей служебной деятельности сотруднику не важны физические условия, выражающиеся в стабильности, и такой сотрудник готов выполнять монотонную, однообразную работу.
Следовательно при отборе кандидатов на службу стоит обращать внимание на кандидатов, которые способны адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям; способными работать в ситуации неопределенности, связанной с «текучкой» кадров; частой сменой руководства и отсутствием преемственности.
Список литературы
1. Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. С. 900.
2. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 (в редакции от 29 июля 2016 г.) «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».
5. Бунин Сергей Викторович Исторические аспекты развития идей прогнозирования эффективности профессионального отбора (отечественный и зарубежный опыт) // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7.
6. Кравченко А.В. Личностно-профессиональ-ная модель курсантов факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности: научно-методическое пособие. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 50 с. ISBN 978-5-9694-0652-0
7. Носс И.Н. Личностно-профессиональная диагностика сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.1. М.: Изд-во Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 221 с. (12,84 п.л.) ISBN 978-5-9694-0366-6
8. Носс И.Н. Личностно-профессиональная диагностика сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч. 2. М.: Изд-во Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 310 с. (14 п.л.) ISBN 978-5-9694-0410-6.