Научная статья на тему 'Мотивация как предпосылка успешности овладения знаниями'

Мотивация как предпосылка успешности овладения знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Т. Т.

Для усиления мотивации большую роль играет опора на профориентацию учащихся. При этом профориентация должна обеспечивать профессиональное самоопределение учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация как предпосылка успешности овладения знаниями»

УДК 37.04

МОТИВАЦИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ

ЗНАНИЯМИ

Т.Т.Фёдорова

Для усиления мотивации большую роль играет опора на профориентацию учащихся. При этом профориентация должна обеспечивать профессиональное самоопределение учащихся.

Ключевые слова: мотивация, профориентация учащихся, профессиональное самоопределение учащихся.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации, которая и является «механизмом запуска» всякой человеческой деятельности - труд, общение, познание и др. [1].

Известный немецкий математик, автор работ по вопросам математического образования Ф.Клейн сравнивал ученика с пушкой, которую много лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается. Эту печальную шутку вспомнил В.А.Сухомлинский, наблюдая за умственным трудом школьников, вынужденных заучивать то, что они осмыслили, что не взывает в их сознании ярких образов, жизненных ассоциаций. Процесс усвоения знаний в школьные годы нередко отрывается от духовной жизни учащихся [6].

Наличие мотивации - важнейшая предпосылка успешности процесса овладения знаниями по предмету. Учитель может опосредованно повлиять на развитие мотивации, создавая предпосылки и, формируя основания, ан базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе [7]. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и в классе.

Психологи, изучая характер побудительных сил и способы их регуляции в учении, установили многообразие мотивационной сферы человека, ее сложную структуру. На нее могут оказывать влияние социальные мотивы, которые

определяются потребностями общества - это внешняя мотивация. Она существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узко-личностная. О.М.Якобсон определил характеристику широкой социальной мотивации: «Это процесс учения связан с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед близкими людьми, ответственность в обучении» [9. С.228].

Процесс обучения опирается на социально-педагогический опыт, зафиксированный в учебных планах, программах, учебниках, методических пособиях, и персонифицированный в обучающем и обучающимся. Надежность построения обучения на этих основаниях не допускает «недогрузки или перегрузки» любого из них.

Вторая разновидность внешней мотивации - узко-личностная мотивация -определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию [9. С.228].

Внешняя мотивация, как правило, бывает дистантной, далекой мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Ее влияние на процесс учения может быть достаточно сильным. Она в самом начале нацеливает обучающихся на «сверхзадачу». Важно только строить процесс учения таким образом, чтобы они в каждой его точке ощущали восхождение к поставленной цели. Полезные рекомендации на этот счет приводятся Н.Е.Кузовлевой, полагающей, что для влияния широкой социальной мотивации на учение следует создавать специальные совместно-методические средства наглядной презентации, показывающие значение знания ... для самых различных специалистов [3]. Как она отмечает, внешняя мотивация выполняет «стратегическую роль»; внутренняя мотивация - «тактическую», т.к. она «подогревается» самим процессом. Ее часто поэтому называют процессуальной мотивацией. Эта мотивация является близкой и актуальной: ведь процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы постоянно поддерживать и развивать данный вид мотивации.

В числе достаточно сложных проблем, которая имеет первейшее значение для обучения на современном этапе - это проблема воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Мы рассмотрели вопрос мотивации в целом, остановимся на этом вопросе более подробно и в другом ракурсе. К.Б.Есипович [2] подчеркивает что, каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от умений пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребностям в самообразовании.

Понятие «потребность» определяется как настоятельная необходимость человека в том, без чего его жизнь не может быть полноценной. Потребность в самообразовании - это составная часть духовных потребностей личности, в которых концентрируется мировоззрение человека, отражаются его идеалы и убеждения, интересы и творческие способности. Чем глубже интерес к знаниям, тем ярче и многостороннее должно быть выражено стремление к самообразованию. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет передачу информации, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у более слабых учащихся, не дает остановиться в своем развитии более сильным, учит всех воспитывать у себя силу воли, характер и целеустремленность при выполнении сложных задач.

Стойкий познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у учащегося, то он учится не ради оценок и похвал, а потому что увлечен учебой, он стремится к совершенствованию своей личности. Но глубокий интерес, как отмечает К.Б.Есипович, возникает, развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и

самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия, пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке. Интерес к учебному процессу необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и как результат обучения, организованного на научных основах. Надо ставить перед собой в качестве главной, решающей цели -воспитание творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Такой выбор цели срабатывает вполне успешно, т.к. целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию (2). Еще Я.Коменский в книге «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие не начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета; его пользу, приятность, и что только можно». Такого же мнения придерживался К.Д.Ушинский. Он писал, что воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения убивает в ученика охоту к учению, без которой он далеко не уйдет. Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги: Коменский и Песталоцци, Руссо, Ушинский, Толстой, Макаренко, Сухомлинский и другие внесли большой вклад в разработку теории интереса к учению. Как указывают А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов [4], общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у школьника широких побуждений в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т.е. доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательности. Что создает индивидуальность личности, включающую в себя действенные, отсроченные перспективы и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в учебном заведении; включенность обучающегося в коллективные

формы различных видов деятельности, сотрудничество субъектов образовательного процесса, привлечение преподавателем учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов отмечают, что формированию мотивации способствуют многие факторы, в том числе, занимательность предъявления материала, эмоциональность речи преподавателя, познавательные ситуации, ролевые игры, споры, дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснения общественной и личностной значимости учения и использования знаний в будущей жизни, т.к. именно это является доминантной в сознании учащихся-выпускников, и все эти особенности необходимо учитывать при обучении в профильном курсе [4]. Как указывают вышеназванные авторы, для упрочения и развития мотивационной сферы необходимо следующее:

- актуализация уже сложившихся у учащихся ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и подержать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов и целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения учащегося как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития [4].

«Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей. тренировку мотивов необходимо начинать с первого класса школы, а задачи на осознание учеником своей учебной деятельности, и особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста», - так считает А.К.Маркова [4].

Следовательно, учитывая психологические особенности старшеклассников, рост их самосознания, стремление к самоопределению на старшем этапе обучения, важно выявить, сохранились ли мотивы учения, интерес, убежденность, что знания могут пригодиться в будущем, создавать условия для укрепления этих

мотивов, а также для появления новых мотивационных установок. В качестве последних может выступать профориентация. Если учащийся убеждается в том, что приобретаемые знания могут способствовать реализации его профессиональных устремлений, то это может способствовать усилению мотивации к обучению. Профильный курс обучения дает, как правило, такую возможность, но чтобы ее осуществить учитель должен иметь представление о профессиональных устремлениях старшеклассников и умело строить обучение в связи этой задачей. Таким образом, для усиления мотивации большую роль может сыграть опора на профориентацию старшеклассников ведь для них проблема профессионального самоопределения является крайне актуальной. Если правильно будет выбрана профессия, то от этого выиграет сам человек, общество, страна.

Источники:

1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения иностранному языку // ИЯШ, 1991. № 3.

2. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. М., 1988.

3. Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении // ИЯШ, 1986. № 4.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации у учащихся. М.: Просвещение, 1991.

5. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940.

6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. т1. С.132.

7. Рогова Г.В., Рабинович Ф М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

8. Руссо Ж.Ж. «Эмиль» или «О воспитании». Пед.соч.: в 2 т. М., 1981.

9. Якобсон О.М. Проблемы мотивации человека. М., 1969.

References:

1. Zimnyaya I.A., Saharova T.E. Proektnaya metodika obucheniya inostrannomu yazy'ku // IYASH, 1991. № 3.

2. Esipovich K.B. Upravlenie poznavatel'noy deyatel'nost'yu uchasch'ihsya pri izuchenii inostrannogo yazy'ka v sredney shkole. M., 1988.

3. Kuzovleva N.E. Professional'naya orientaciya kak odin iz faktorov formirovaniya motivacii v obuchenii // IYASH, 1986. № 4.

4. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivacii u uchasch'ihsya. M.: Prosvesch'enie, 1991.

5. Mikel'son R.M. O samostoyatel'noy rabote uchasch'ihsya v processe obucheniya. M.: Uchpedgiz, 1940.

6. Suhomlinskiy V.A. Izbranny'e pedagogicheskie sochineniya. V 3-h t. t1. S.132.

7. Rogova G.V., Rabinovich F M., Saharova T.E. Metodika obucheniya inostranny'm yazy'kam v sredney shkole. M.: Prosvesch'enie, 1991.

8. Russo J.J. «E'mil'» ili «O vospitanii». Ped.soch.: v 2 t. M., 1981.

9. YAkobson O.M. Problemy' motivacii cheloveka. M., 1969.

Зарегистрирована: 01.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.