Научная статья на тему 'Мотивация к обучению курсантов'

Мотивация к обучению курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1671
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация к обучению курсантов»

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Кузнецов

Омская академия МВД России

Ю.В. 11илявская, курсант МЛ. Кузнецова, преподаватель

Омский государственный аграрный университет

Одним из основных принципов педагогики является принцип сознательности и активности. Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях,' понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. В педагогике акгивность рассматривается как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Согласно теории деятельности (СЛ. Рубинштейн, Л .С. Выготский, А.Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания. Н.Ф. Добрынин (1957) считает, что если новое знание в процессе усвоения не приобретает личной значимости для учащегося, оно не будет усвоено или будет усвоено формально (11, 64). СЛ. Рубинштейн указывает: "...для того чтобы учащийся действительно эффективно включался в работу, нужно, чтобы стоящие перед ним в ходе учебной деятельности задачи были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося" (20. 604).

Активность вызывается потребностью человека в деятельности и представляет собой высший по отношению к деятельности уровень. Рассчитывая на достижение той или иной цели, с помощью активности человек мобилизует свои способности. Благодаря активности человек получает удовлетворение не только от результата деятельности, но и от ее процесса (1). Активность представляет собой также поиск предметов потребностей личности и реализацию потребностей. В связи с ориентацией на конкретные достижения (материальные блага, карьеру и т. д.) или на высокие духовные ценности активность в жизни человека может приобретать различную направленность. Эта направленность зависит от воспитательной работы.

Формы проявления активности разнообразны, они включают действия, поступки, деятельность. Но общим основанием, объясняющим активность человека, является то, что его действия не возникают спонтанно, а имеют определенную основу. Началом любой активности личности выступает мотив, являющийся побудителем к деятельности.

Иерархия мотивов, их первоочередность и внутренняя борьба составляют фон активности личности: хочу одного за счет другого; хочу того, но не хочу терять этого; хочу того и другого, но не знаю чего больше (1). Очевидно, что в характере активности особая роль принадлежит мотивации, она является ее основой.

Проблема мотивации считается одной из наиболее важных в психологии. Философско-методологическое ее значение состоит в выяснении структуры детерминации, движущих сил поведения человека (например, вопросов целесообразности и целенаправленности, антиэнтропийного, созидательного характера человеческой деятельности), а также в разработке комплексной проблемы человека (23).

В практическом плане решение вопросов формирования мотивации позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на личность (5).

Проблемы мотивации изучались мног ими учеными (3; 8; 10; 16: 17; 19; и др.). Д.А. Кикнадзе (13) определял мотивацию как особое идеальное действие по построению мотива. А.Н. Леонтьев (14) представляет мотивацию как сложное образование, в состав которого включены потребности, мотивы, эмоции, мировоззрение, представления личности о себе, прогноз изменения среды и последствий, ожидаемые оценки других людей.

Вместе с тем ряд вопросов еще ждет своего разрешения. X. Хекхаузен (22) считает, что исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы. Исследователи должны получить ответы на такие вопросы: "Как изменяется цель человека в течение всей жизни?"; "Какими могут быть индивидуальные различия?"; "Почему в данной ситуации человек выбирает данную, а не какую-то иную цель и некоторое время настойчиво стремится ее достичь?".

В работах А.Н. Леонтьева (15), ВТ. Асеева (3) указывается на необходимость изучения процесса формирования мотивов как конкретных побудителей личности. Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы мотивации учебной деятельности (6; 23).

В образовательных учреждениях МВД России важное место занимает физическая подготовка курсантов и слушателей. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, и (совместно со спортом) обязательным элементом распорядка повседневной жизни. Согласно Положению о службе в органах внутренних дел РФ она представляет собой "... обучение, систематическую тренировку и периодическую проверку сотрудников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия".

Усложняющиеся задачи профессионального, морально-нравственного, культурно-эстетического воспитания в вузах МВД РФ требуют дальнейшего повышения эффективности и качества педагогического воздействия. Все это в значительной степени связано с изучением мотивационной сферы личности обучаемых: потребностей, интересов, мотивов, волевых качеств, функциональных возможностей. В связи с этим можно предположить, что исследование особенностей мотивации учебной деятельности по физической подготовке у курсантов и слушателей позволит повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Весьма важным представляется прежде всего разобраться в сущности понятий мотива и мотивации. Анализ литературных данных показывает, что они имеют существенные различия. Мотивация является более объемной психологической категорией, чем мотив, и представляет из себя "пружину" деятельности.

По мнению И.А. Джидарьяна (10). в мотиве фиксируется психологическое содержание, внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации человека. Мотив может быть сформирован на основе соотнесения доминирующей потребности с одной из составляющих единиц деятельности.

Некоторые авторы отождествляют мотив с потребностью. К.К. Платонов (1982) под мотивом понимает психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности.

Зарубежные исследователи считают, что в качестве мотива могут выступать и психические процессы, и состояния, что человека могут побуждать либо внутренние факторы (потребности), либо внешние (поощрение, наказание и др.) (22).

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев (14), С. Л. Рубинштейн (20) считают, что сама по себе потребность определить конкретную направленность деятельности не может. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности, и мотивом дея тельности становится данный предмет.

Мотивация понимается как системное личностное качество (19. 33-47). Мотивационное отношение личности к объективной действительности находится под влиянием фактора цели. Сила и направленность мотивации всегда обусловлены характером объекта и отношением личности к нему, зависят от того, в какое отношение они вступят с личностью. Мотивация - это отношение личности к своей деятельности и ее целям. Причем мотивация в этом процессе влияет на деятельность, а деятельность - на мотивацию.

Для обоснования путей решения проблем в сфере мотивации целесообразно попытаться найти первичные побуждения. которые лежат в основе всех других.

Известны теории "инстинктивных тенденций'', "первичных потребностей", "первичных и вторичных побуждений ", "оптимальной активации", психоан&пиза. гомеостазиса и др.

К. Madsen (25) показывает, что концепцию "первичных" и "вторичных" побуждений разделяют большинство западных психологов. Они придерживаются убеждения, что структурной основой мотивации являются врожденные побуждения биологического характера. Поскольку богатство, гибкость и индивидуализация человеческой мотивации не укладываются в узкий список биологических потребностей, предполагается наличие так называемых вторичных побуждений, которые возникают на основе первичных.

В работах Ж. Годфруа (9) показано, что мотивация человека включает в себя первичные, или конституционные, потребности и вторичные, или психогенические. Она состоит из "первичных источников побуждений" (потребностей) и "усваиваемых источников побуждений" (реакций, возникших в результате усвоения), а вторичные стремления есть инструменты, служащие первичным стремлениям: они приносят цели, обслуживающие эти первичные стремления.

Широкую известность имеют концепции психоанализа и гомеостазиса. Так, S. Freud (24) рассматривает в качестве регулятора мотивации и источника мотивационной энергии понятие "оно", содержание которого врожденно и неизменно. Роль "оно" состоит в обеспечении свободной разрядки возбуждения, исходящего от соматических процессов. В решении этой задачи "оно" подчиняется "принципу удовольствия", сущность которого состоит в поддержании психики в состоянии независимости или постоянного минимального возбуждения. Мотивы поведения человека при этом сводятся к элементарным чувственным влечениям и органическим потребностям.

Согласно концепции гомеостазиса отклонение реального состояния от некоторого порогового уровня вызывает от-

рицательную эмоциональную реакцию и включает активные механизмы деятельности, направленные на восстановление го-меостатического равновесия. После удовлетворения мотивационной установки (побуждения) на снятие эмоциональной напряженности человек возвращается в нормальное состояние гомеостатического равновесия, и деятельность прекращается.

Так. J. P. Guilford (1946) сводит мотивацию к целевым установкам дискретного типа, в его определении цель понимается как некоторое конечное состояние, когда прекращается поддерживающая активность. И получается, что идеальным состоянием человека является состояние отсутствия "поддерживающей активности". 3. Фрейд, как мы уже отмечали, считает, что функция "оно" как источника мотивации состоит в поддержании психики в состоянии свободы от любого возбуждения. Всякая актуализация побуждений, таким образом, должна быть как можно быстрее снята, чтобы восстановилось пассивное состояние гомеостатического равновесия.

Это понимание мотивации противоречит характеру человеческого поведения: нормальным состоянием человека является как раз состояние активной деятельности, активного стремления к новым достижениям. Человек, удовлетворивший свои основные побуждения, ищет и находит все новые и новые побуждения: потребности, цели, идеалы (3).

На основании работ ряда отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, И. А. Джида-рьян и др.) мы могли бы сказать, что нормальным состоянием человека является не состояние покоя, а состояние активной деятельности, не состояние пассивной удовлетворенности, а состояние активного ст ремления и мотивационной напряженности. Проблема соотношения биологических потребностей и специфических человеческих побуждений высшего порядка (познавательных. эстетических, творческих) в структуре мотивации также представляется весьма важной. Отечественные исследователи в ее решении в основном исходят из того, что органически обусловленные потребности являются фундаментом жизнедеятельности человека и необходимым моментом человеческой мотивации, но не составляют основы ее структуры. Их отличие от мотивов высшего духовного порядка не принципиально и они составляют с ними единую систему'.

Высшее побуждение вырастает из самой жизнедеятельности человека, а не из низшего побуждения. Первичной формой духовных потребностей являются функциональные потребности в ориентировочно-исследовательской активности, деятельности, потребности во внешних впечатлениях, но не материальные потребности по типу потребности в пище, одежде и жилище (7, 191-200).

Структура всякого побуждения двойственна. По мнению С Л. Рубинштейна (20), в основе ее лежит диалектическое противоречие, являющееся движущей силой всякой психической деятельности, - противоречие между тем, что объективно имеет значение для жизнедеятельности человека, и наличной действительностью.

В побуждении непосредственно фиксируются два состояния действительности: наличное и желательное. Противоречивое единство этих состояний составляет первую структур!гую особенность побуждения как единицы мотивационной системы.

Вторую особенность составляет эмоционально-ценностный момент, или момент влечения, который фиксирует отношение между желательным и реальным состояниями действительности. Включая в себя заинтересованное отношение человека к действительности, он создает как бы напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется активный процесс деятельности. Вне этого момента деятельность невозможна, он составляет совершенно необходимый компонент структуры мотивации.

Таким образом, противоречия между наличным и желаемым, между желательным и реальным отражаются в соответствующем эмоциональном переживании, стимулируют мобилизацию функционально-энергетических возможностей и детерминируют, направляют психическую деятельность человека.

Принципиально важным для решения задач нашего исследования представляется правильное понимание влияния мотивации на процесс формирования и развития личности.

Данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение отношений личности с действительностью. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием сферы и условий деятельности. При этом активным моментом является деятельность, которая вначале выходит далеко за пределы имеющихся потребностей, интересов и т. д., затем формирует новые потребности, интересы и тем самым изменяет мотивацию (3; 14; и др.).

Для изучения особенностей и динамики мотивации учебной деятельности по физической подготовке в вузах МВД был проведен анкетный опрос, к участию в котором привлекалось 514 курсантов и слушателей Омской академии МВД РФ. Всего было опрошено 100 курсантов первого года обучения; 166 курсантов - второго; 92 курсанта - третьего: 156 слушателей выпускного курса.

Результаты исследования показали следующее. До поступления в вуз большинство курсантов (71,8-74,1%) считали занятия и физические тренировки средством сохранения и укрепления здоровья. Некоторая часть (12,8-15,0%) относились к ним как к способу самовыражения, причем эти цифры согласуются с количеством зарегистрированных спортсменов-разрядников. Остальные не задумывались о месте физической культуры в своей жизни.

Поступая в академию МВД, 34,0-37,8% опрошенных ожидали, что занимаясь по учебной программе, они освоят навыки самозащиты и рукопашного боя; 45.9-51.0% полагали, что они станут всесторонне развитыми или повысят развитие отдельных физических качеств; 10,6-14,0% рассчитывали повысить свое спортивное мастерство (по-видимому, все те же спортсмены-разрядники); 4,4-6,2% собирались заниматься для здоровья. При освоении программы физической подготовки в академии 49,4-52,2% курсантов не испытывали никаких затруднений, для 25,6-30,2%трудность представляли упражнения на выносливость в беге, для 6,7-8.5% - контактные единоборства.

Повседневная служебная и учебная деятельность изменяет мнение курсантов о значимости физической подготовки (эмопионально-ценностный компонент мотивации). Полученные варианты ответов возможно сгруппировать в два основных блока. К первому относится представление о том. что физическая подготовка-это важная дисциплина, по которой регулярно будет тестироваться степень профессиональной пригодности, зависеть успех в профессиональной деятельности^ а возможно, и жизнь: Ко второму - физическая подготовка - это дисциплина, ничем не выделяющаяся в ряду других, средство сохранения и укрепления здоровья (табл. 1).

Особый интерес вызывает динамика представлений о значимости физической подготовки в зависимости от стажа обучения в академии. При этом обращает на себя внимание факт, что к исходу второго года обучения профессионально-прикладная ценность дисциплины в глазах обучаемых существенно снижается.

Таблица 1

Мнение курсантов о значимости физической подготовки, %

Варианты ответов Курс

I II III IV

Важная дисциплина, от которой будет зависеть успех в профессиональной деятельности, а возможно, и жизнь 74,4 70.5 55,7 38.0

Дисциплина, ничем не выделяющаяся в ряду других, средство сохранения и укрепления здоровья 25,6 29,5 44.3 52,0

Сила побудительного мотива к занятиям обусловлена наличием разницы между состоянием желательным и реально имеющимся. Ответы на вопрос о достаточности или недостаточности плановых занятий и тренировок для формирования необходимого с точки зрения обучаемых уровня развития физических качеств и навыков самозащиты, на наш взгляд, отражают силу мотивации у курсантов (табл. 2).

Таблица 2

Мнение курсантов о желательном и имеющемся уровне развития физических качеств и прикладных двигательных навыков, %

Варианты ответов Курс

I II III IV

Силовая подготовленность Достаточно 43,0 57,4 64,4 68,0

Недостаточно 52,0 36,1 32,2 32,0

Развитие выносливости .'И"'""1'!: . Достаточно 44,0 57,6 62,2 65.2

Недостаточно 56,0 37,3 32,2 29,8

Развитие быстроты Достаточно 43,0 53,3 58,6 73,3

Недостаточно 56,0 41,7 39,2 20,0

Наличие навыков самозащиты и действий в рукопашной схватке Достаточно 46,0 39,3 43,3 44.4

Недостаточно 54.0 57,4 52,5 ' 55,6 ! 1 1

Обращает на себя внимание факт, что по мере увеличения стажа учебы в академии становится все больше и больше курсантов, которые не имеют побуждений к развитию основных физических качеств, и все меньше находится тех, кто имеет мотив продолжать работу по самосовершенствованию. Одновременно отметим, что свою готовность к действиям в рукопашной схватке все курсанты оценивают достаточно критично.

Полученные данные подтверждаются распределением приоритетов при ответе на вопрос: "Какие физические качества Вы хотели бы развить или усовершенствовать с помощью физической подготовки?''. Совершенствовать быстроту ловкость, гибкость считают для себя необходимым от 2,1 до 6,8% опрошенных; от 5,1 до 7,6 считают целесообразным уделять больше внимания воспитанию морально-волевых качеств; осознают необходимость развития выносливости 9,2-16,0% этих лиц. Особый интерес вызывает динамика представлений о необходимости совершенствования навыков самозащиты и действий в рукопашной схватке (табл. 3). Обращает на себя внимание факт, что количество осознающих необходимость преимущественного внимания к развитию силы неуклонно снижается по мере увеличения стажа учебы в академии.

Таблица 3

Мнение курсантов о желаемой направленности занятий, %

•Т'О'ЛГГО?!; Варианты ответов Курс

I II »'Ж« IV 1

Силовая подготовка 27,0 18,2 ¡•Ч-'Г V 16,1 10,0

Навыки самозащиты и рукопашного! боя 40,0 54,2 55,5 58.0

Представленные данные свидетельствуют о том. что ведущим мотивом в учебной деятельности является стремление курсантов повысить свою профессиональную подготовленность. обеспечить готовность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При анализе иных научных данных мы видели, что не только мотивация влияет на деятельность, но и деятельность - на мотивацию, Поэтому можно предположить, что распределение мнений курсантов о любимой теме занятий по физической

подготовке свидетельствует о необходимости совершенствования методики преподавания боевых приемов борьбы (табл. 4).

Таблица 4

Любимая тема занятий, %

Варианты ответов Курс

I II III IV

Боевые приемы борьбы 50,7 40,9 35.8 30,0

Спортивные игры 20.3 40,9 47.8 48,7

Наряду с отмеченным выше курсанты в основном правильно понимают задачи, возлагаемые на физическую подготовку. Из 516 опрошенных 29,5-37.0% полагают, что для большего соответствия требованиям профессионально-служебной деятельности офицера МВД необходимо увеличить количество и интенсивность занятий; 28,7-33,1% считают: следует усилить практическую и боевую направленность, нацелен^-ность на овладение навыками рукопашного боя.

Полученные данные могут быть использованы для совершенствования методики боевой и физической подготовки в образовательных заведениях МВД России, обоснования выбора более эффективных форм воспитательного воздействия на личность, позволят повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: Мысль. 1991

2. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М.: Мысль, 1976.

4. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск: ОГИФК, 1990.

5. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Формирование спортивной мотивации. Монография. - Омск: СибГАФК, 2000.

6 Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

7 Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А Н. Леонтьев и современная психология - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983.

8 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. -М. Изд-во Моск. ун-та. 1990.

9 Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. / Пер с франц. -М.: Мир, 1992. - Т. 1. .„•>•/ lN

10. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974.

11. Добрынин Н.Ф. Проблема значимости в психологии // Материалы совещания по психологии. - М., 1957.

12. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. -М : Просвещение, 1980.

13. Кикнадзе Д А. Система факторов действия и развития личности - Тбилиси, 1982.

14 Леонтьев А.И. Потребности, мотивы, эмоции. - М : Изд-во Моск. ун-та, 1971.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моек ун-та, 1981.

16 Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации II Психологическая наука и практика: Тезисы докладов науч.-практ. конф. - Новосибирск: НГПИ, 1987.

17. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Общая психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986.

19. Петков А. Мотивация как системное качество личности // Актуальные вопросы психологии личности. - М , 1988

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002.

21. Фрейд 3. Избранное. - М.: Внешнеторгиздат, 1990.

22. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М: Педагогика, 1986. - Т. 1, 2.

23. Шахов В.И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика. - 2002. - № 4.

24 Freud S. New Introductory Lectures on Psycho-Analysis. -N. Y, 1933.

25. Mac/sen K. Theories of Motivation // Human Motivation. -Lincoln, 1965.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ

О. В. Гарманова, психолог-инспектор

1юменский юридический институт МВД России

В рамках обучения в вузах системы МВД России, в частности, в Тюменском юридическом институте МВД России, обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы обучения у курсантов резко снизилась мотивация к выполнению учебных и служебных задач. Результаты сравнения мотивов поступления в ТЮИ МВД России за 1999-2003 гг. свидетельствуют об увеличении стремления получения бесплатного юридического образования наряду со снижением желания работать в правоохранительных органах. Наблюдения психологической службы за процессом адаптации курсантов свидетельствуют о недостаточной степени адаптации курсантов. обладающих при поступлении низким уровнем мотивации (например, совет родных и близких). В целом это приводит к снижению качества обучения курсантов. В настоящее время также имеет место ориентация курсантов на получение престижног о диплома юриста, а не на службу в органах внутренних дел, что в свою очередь формирует недостаточную мотивационную готовность курсантов к учебе в образовательном учреждении МВД России и к службе в органах внутренних дел. Этот фактор является одной из причин текучести кадров среди курсантов, особенно на младших курсах.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости изучения мотивационной сферы обучающихся в вузе для дальнейшей разработки программы мероприятий, направленной на повышение положительной мотивации курсантов к выполнению учебных и служебных задач.

Теоретическое изучение мотивационной сферы личности вызвало определенные трудности, поскольку психологическая теория мотивации чрезвычайно сложна. Мы согласны с мнением X. Хекхаузен. что "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" (8, 860).

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.).

Анализируемые определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно представлениям В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.