Научная статья на тему 'Мотивация и стимулирование'

Мотивация и стимулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2056
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / MOTIVATION / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аполосова Варвара Сергеевна

В современном мире все чаще менеджеры интересуются мотивацией и стимулированием труда, появляются свежие подходы нового уровня. Эта тема особенно актуальна, так как напрямую связана с полноценным использованием человеческого капитала. Менеджеры хотят видеть заинтересованных работников, действующих максимально продуктивно под действием собственного желания, а не влияния банальных стимулов. В статье анализируется взаимосвязь понятий мотивации и стимулирования труда, их сущность, содержание и прикладной смысл.In the modern world, managers are increasingly interested in motivation and stimulation of labor, fresh approaches of a new level appear. This topic is especially relevant, as it is directly related to the full use of human capital. Managers want to see interested employees acting as productively as possible under the influence of their own desire, and not the influence of banal incentives. The article analyzes the relationship between the concepts of motivation and stimulation of labor, their essence, content and applied meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация и стимулирование»

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ Аполосова В.С. Email: Apolosova689@scientifictext.ru

Аполосова Варвара Сергеевна - студент магистратуры, кафедра экономики труда, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в современном мире все чаще менеджеры интересуются мотивацией и стимулированием труда, появляются свежие подходы нового уровня. Эта тема особенно актуальна, так как напрямую связана с полноценным использованием человеческого капитала. Менеджеры хотят видеть заинтересованных работников, действующих максимально продуктивно под действием собственного желания, а не влияния банальных стимулов. В статье анализируется взаимосвязь понятий мотивации и стимулирования труда, их сущность, содержание и прикладной смысл. Ключевые слова: мотивация, стимулирование.

MOTIVATION AND STIMULATION Apolosova V.S.

Apolosova Varvara Sergeevna - graduate Student, DEPARTMENT OF LABOR ECONOMICS, ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, ST. PETERSBURG

Abstract: in the modern world, managers are increasingly interested in motivation and stimulation of labor, fresh approaches of a new level appear. This topic is especially relevant, as it is directly related to the full use of human capital. Managers want to see interested employees acting as productively as possible under the influence of their own desire, and not the influence of banal incentives. The article analyzes the relationship between the concepts of motivation and stimulation of labor, their essence, content and applied meaning.

Keywords: motivation, stimulation.

УДК 331.104.2

Задолго до того, как руководители различного ранга стали использовать в своем лексиконе понятие «мотивация», было общеизвестно, что намеренное воздействие на людей может привести к успешному выполнению задач, стоящих перед организацией. Первым приемом, применявшимся в качестве стимулирования, был метод «кнута и пряника». В древних преданиях, античных мифах и даже в Библии описано множество историй, где цари воздействуют на предполагаемого героя, держа перед глазами награду или обещая суровое наказание.

Желание и готовность человека выполнять свою работу являются ключевыми факторами для успешного функционирования любой организации. Рабовладельческая система доказала, что вопреки желанию работника сложно получить высокие результаты труда. Отношение к работе зависит от собственной системы ценностей, определенных норм, правил поведения, желания и настроения. Поэтому человек персонифицирует любую работу, которую выполняет, а значит присваивает ей определенный характер, при этом не значит, что возможность эффективно управлять отсутствует. Напротив, если правильно понимать, что движет работником и какого результата он хочет достичь, то появляется возможность так осуществлять управление, что выполнение задач наилучшим образом и максимально эффективно с точки зрения достижения организацией поставленных целей, станет для него приоритетом.

Актуальность данной темы заключается в том, что только поняв процессы мотивации, возможно эффективно управлять сотрудниками. Для создания

эффективной системы управления важно знать, каким образом возникают и чем вызываются те или иные мотивы, отвечающие за действия работника, как мотивы становятся действием, каким образом осуществляется мотивирование.

Мотивация - это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего, и побуждает их эффективно трудиться, проявлять добросовестность, настойчивость и старательность для выполнения целей организации. Только тот руководитель добивается успеха, который признает людей главным источником развития организации. Существенный недостаток российских предприятий - недооценка собственного персонала, а именно его потенциала и интеллектуальных ресурсов. В настоящее время необходимо, чтобы весь персонал организации действовал, как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученные, мотивированные и организованные сотрудники определяют то, в каком направлении движется предприятие.

Понятие мотивация и управление сотрудниками тесно связаны друг с другом. В практике управления персоналом материальное стимулирование является самой распространенной формой мотивации на сегодняшний день и переоценить роль данного процесса не представляется возможным. Правильное применение мотивационных систем - одно из требований современности, важнейшее из условий успешного существования бизнеса, показатель «здорового» функционирования предприятия. Зачастую организация выбирает неправильную мотивационную политику, что приводит к увольнениям сотрудников в поисках новых, лучших условий труда. Без правильного и эффективного направления через поощрение и оценку деятельности работников невозможна эффективная, то есть прибыльная деятельность организации.

Проведенные нами теоретические и практические исследования, а также разработанные на основе их предложения позволяют говорить о том, что мотивацию можно рассматривать с разных сторон. Суть содержания термина в том, что это сложный процесс формирования внутренних побудительных сил к действию под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик сознания. В функциональной роли это процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов.

Управленец должен учитывать мотивы человека и эффективно использовать стимулы для побуждения работников к действию, формированию причин поведения человека. Стимулирование — это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека. Понятия мотивация и стимулирование объединены тем, что так или иначе обозначают процессы воздействия на личность человека, благодаря которым программируется его поведение. Виды стимулов очень разнообразны, среди материальных стимулов можно выделить денежные и неденежные, среди нематериальных - социальные, моральные и творческие.

Существует разделение всех теорий мотивации на процессуальные и содержательные. К первой группе по классификации относятся теоримя справедливости, теория ожиданий, модель мотивации Портера-Лоулера. К содержательным теориям относят теотии Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. МакКлелланда.

Современный менеджмент ориентирован на теории, позволяющие применить постулаты в практическом контексте, в том числе на реально работающие практические инструменты, позволяющие получать запланированные результаты. Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от особенностей деятельности предприятия,

особенностей системы управления, действующих на предприятии систем мотивации и стимулирования.

Основными задачами развития систем мотивации персонала на коммерческих предприятиях в современных условиях являются: ориентация на стратегические цели развития предприятия, качественное и своевременное выполнение текущих задач, развитие экономических и социально-психологических методов управления производственным поведением работников, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности.

Список литературы /References

1. Ветлужских Е. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI / Е.Ветлужских. ООО «Альпина Паблишер», 2014.

2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / М.: Инфра-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012.

3. Касьяненко О.А., Мельникова М.Н., Потемкин В.К., Спивак В.А. Слободской А.Л. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф., чл-кор. РАЕН В.К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2003.

4. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева / Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Пинк Д. Драйв: что на самом деле нас мотивирует / Дэниел Пинк; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013.

6. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Стивенсон Н. «Как мотивировать людей. 10-минутный тренинг для менеджера / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.