Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ И ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ'

МОТИВАЦИЯ И ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Т.А.

В данной статье автором рассматриваются проблемы мотивации труда педагогических работников. При этом исследуются различные формы и типы применяемой мотивации с целью достижения наилучших результатов в профессиональной деятельности. Но несмотря, на применяемые формы мотивации труда педагога, часто не удается добиться поставленных целей, что может привести к оппортунистическому поведению педагога и снижению качества образовательного процесса в целом. Снижение мотивации преподавательской деятельности ведет к эмоциональному выгоранию педагогов, отсутствию времени на подготовку к занятиям, потере интереса к работе, что в конечном счете сказывается на качестве образовательного процесса и подготовки студентов. Итогом этой ситуации является отток педагогических кадров из системы образования страны на всех уровнях: от средней школы до вузовских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AND OPPORTUNISTIC BEHAVIOR IN EDUCATION: THE REALITIES OF TODAY

In this article, the author consider the problems of motivation of teaching staff. At the same time, various forms and types of applied motivation are investigated in order to achieve the best results in professional activity. But despite the applied forms of motivation of the teacher's work, it is often not possible to achieve the goals set, which can lead to opportunistic behavior of the teacher and a decrease in the quality of the educational process as a whole.A decrease in the motivation of teaching leads to emotional burnout of teachers, lack of time to prepare for classes, loss of interest in work, which ultimately affects the quality of the educational process and the preparation of students. The result of this situation is the outflow of teaching staff from the country's education system at all levels: from secondary schools to university institutions.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ И ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ»

EDN: SRESNM

Т.А. Журавлева - д.э.н., профессор кафедры инноватики и прикладной экономики, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел, Россш, Zhuravleva_orel@mail.ru,

T.A. Zhuravleva - doctor of economics, professor of the department of innovation and applied economics, Oryol state university named after I. S. Turgenev, Orel, Russia.

МОТИВАЦИЯ И ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ MOTIVATION AND OPPORTUNISTIC BEHAVIOR IN EDUCATION: THE REALITIES OF TODAY

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются проблемы мотивации труда педагогических работников. При этом исследуются различные формы и типы применяемой мотивации с целью достижения наилучших результатов в профессиональной деятельности. Но несмотря, на применяемые формы мотивации труда педагога, часто не удается добиться поставленных целей, что может привести к оппортунистическому поведению педагога и снижению качества образовательного процесса в целом.

Снижение мотивации преподавательской деятельности ведет к эмоциональному выгоранию педагогов, отсутствию времени на подготовку к занятиям, потере интереса к работе, что в конечном счете сказывается на качестве образовательного процесса и подготовки студентов. Итогом этой ситуации является отток педагогических кадров из системы образования страны на всех уровнях: от средней школы до вузовских учреждений.

Abstract. In this article, the author consider the problems of motivation of teaching staff. At the same time, various forms and types of applied motivation are investigated in order to achieve the best results in professional activity. But despite the applied forms of motivation of the teacher's work, it is often not possible to achieve the goals set, which can lead to opportunistic behavior of the teacher and a decrease in the quality of the educational process as a whole.

A decrease in the motivation of teaching leads to emotional burnout of teachers, lack of time to prepare for classes, loss of interest in work, which ultimately affects the quality of the educational process and the preparation of students. The result of this situation is the outflow of teaching staff from the country's education system at all levels: from secondary schools to university institutions.

Ключевые слова: образование, мотивация, удовлетворенность трудом, оппортунистическое поведение, эмоциональное выгорание.

Keywords: education, motivation, job satisfaction, opportunistic behavior, emotional burnout.

Сфера образования в России в последнее время подвергается постоянному реформированию, причины которого озвучиваются - это повышение качества образовательного процесса и включение как можно большего количества российских вузов в международные рейтинги образовательных организаций.

Учитывая, что система образования согласно Федерального закона № N 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в России носит многоуровневый характер (дошкольное, общее среднее образование и профессиональное образование, высшее образование), то задачи на каждом уровне - свои, но в тоже время освоение каждого предыдущего уровня образования должно позволять обучающему переходить на следующий уровень и быть готовым к восприятию знаний и реализации определенных компетенций.

Основная задача сферы образования- это организация « целенаправленного процесса воспитания и обучения ... в интересах человека, семьи, общества и государства» и получение «совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций. в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [1]

Следует заметить, что поставленные задачи на каждом уровне образования с каждым годом решаются все сложнее. Это зависит от многих факторов: уровня подготовки обучающихся и их соответствующей мотивации к приобретению знаний, количества, глубины и качества необходимых знаний и информации, которую используют педагоги для преподавания, а также уровень подготовки преподавательского состава на разных уровнях образования, включая подготовку в сфере дошкольного образования. Следует отметить, что процесс реформирования сферы образования в России в последние годы обнажил такую проблему, как мотивация в сфере образования.

Рассмотрим, что такое мотивация трудовой деятельности и как ее возможно применить в современных реалиях с учетом получения отдачи в виде повышения производительности труда педагога и улучшения качества преподавания.

Мотивация - это организованный процесс побуждения человека к активным действиям. Мотивация оказывает влияние и на производительность труда путем опосредованного воздействия на поведение человека и удовлетворение потребностей человека путем приобретения дополнительных благ за счет повышения оплаты труда (если речь идет о материальном стимулировании) или получения морального удовлетворения от своего труда (это моральное стимулирование. В данном случае, для сферы образования моральное стимулирование может выражаться в уважении обществом труда педагога, а также степень восприятия обучающимися педагога и получение положительных эмоций педагогом в процессе преподавания от общения с обучающимися).

Учитывая, что педагогическая деятельность связана с человеческими ресурсами и основная цель преподавания сводится к превращению человеческих ресурсов в человеческий капитал путем приобретения теоретических, практических и прикладных навыков, которые помогут им далее реализоваться в национальной экономике. Человеческий капитал в свою очередь - это одна из движущих сил экономического развития общества, т.к. именно люди выступают в качестве рабочей силы, являясь одновременно потребятелями произведенных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Однако, общественное производство в мировой экономической системе усложняется, что требует новых теоретических знаний и практических навыков (компетенций) от человека. Образование - это именно одна из сфер, где происходит обучение, подготовка специалистов разного уровня для экономики. Сфера образования меняется вместе с изменением потребностей экономики. Например, цифровизация в экономике требует обучения большего количества специалистов в разных сферах для применения новых цифровых технологий, работы на цифровых платформах и других форм занятости человека. Реализация различных программ образования (основных, дополнительных, профессиональных) производится образовательными организациями. Образовательная организация - это специфическая организация, способная нести знания и участвовать в реализации

Естественно-гуманитарные исследования № 44 (6), 2022_423

дошкольного образования, а также вести подготовку специалистов разного уровня - от начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования и среднего профессионального образования до высшего образования и участия в научной деятельности. [1] Помимо этого образовательные организации могут реализовывать дополнительным общеобразовательные и профессиональные программы, а также дополнительные общеразвивающие программы.

Рассмотрев возможные варианты мотивации труда, для эффективной организации преподавательской деятельности наибольшее значение, на наш взгляд, может иметь подход с позиций человеческих ресурсов, который является продолжением развития концепции «экономического человека» и «социального человека». Учитывая, это двуначалие, можно добиться формирования такой личности педагога, которая будет учитывать все аспекты мотивации, не допуская превалирования одной над другой (на паритетных началах), поэтому профессионализм педагога, его компетентность и уважение в обществе будут играть решающую роль для труда педагога.

Несомненно, что внутренние побуждения педагога в зависимости от складывающейся ситуации в окружающей среде, профессиональной деятельности должны выступать внутренним побудительным мотивом для формирования модели профессионального поведения с одновременным исполнением своих личных запросов и удовлетворения личных потребностей.

Согласно «теории содержания мотиваций» А.Маслоу и затем доработанной идеи Клейтоном Алдерфером («Теории СВР») в качестве потребности в трудовой деятельности педагога, на наш взгляд, стоит особо отметить потребность во взимосвязях и взаимоотношениях, доставляющих удовлетворение от собственного труда [2,3].

В двухфакторной теории мотивации Фредерика Герцберга отмечается, что мотивация трудовой деятельности, включая труд педагога, может приводить к удовлетворенности своим трудом или, наоборот, неудовлетворенности. Это подтверждает нашу мысль о том, что преподаватель, как индивид, вполне может испытывать чувство неудовлетворенности, вызванное исполнением своих трудовых функций, что можно объяснить применив теорию процессов (согласно данной теории человек выбирает ту или иную модель поведения и руководствуется в этой связи чувством справедливости (теория справедливости) и перспективами на будущее (теория ожиданий) [4].

Согласно постулатов теории ожиданий, педагогический работник, реализуя возложенные функции, ожидает получения определенного результата в виде удовлетворенности своей работой, несмотря на затраченные усилия (особенность преподавания состоит в том, что педагог должен постоянно обновлять свои знания, совершенствовать их и преломлять с учетом направления обучения, что требует постоянных и ежедневных усилий для исполнителя). С учетом вложенного труда педагогические работники рассчитывают на готовность к качественному восприятию материала обучающимися, поэтому труд будет признан результативным и приведет к получению удовлетворенности в определенной степени.

Однако, следует понять, что успехи педагогической деятельности не всегда зависят только от мотивации и степени подготовки педагога, т.к. учащиеся также должны быть мотивированы на получение знаний, их углубление и движение вперед. К сожалению, в последнее время, учащиеся не всегда готовы в полной мере к восприятию знаний и информации, руководствуясь в основном получением поверхностных знаний, что приносит неудовлетворенность своим трудом педагогами. Негативное значение в этой связи имеет получение знаний учащимися в дистанционном формате и постоянное упование на всеобщую цифровизацию, которая не обеспечивает на деле глубины полученных знаний со стороны обучающихся. Усиливает сложившееся положение резкое сокращение аудиторной нагрузки и ориентация обучающихся на самостоятельное изучение материала, что также не позволяет добиться глубины изучаемого материала и обеспечивает абсолютно поверхностный подход к знаниям (некий дайджест изучаемых дисциплин). Выходом в данной ситуации для педагогов является сокращение учебных часов, чтение обзорных лекций, упрощение учебных заданий для студентов, что вовсе не способствует получению глубокого пласта знаний. В качестве итога, можно отметить, что студент, освоив дисциплину, на деле получает краткий обзор содержания дисциплины. И если преподаватель смог его заинтересовать или он в дальнейшем будет сталкиваться с вопросами дисциплины, то вполне вероятно обучающемуся придется самому изучить более глубоко какие то конкретные вопросы.

Кроме того, на наш взгляд, не всегда оправдывает себя и компетентностный подход в реализации различного рода дисциплин. Не всегда те компетенции, которые должен реализовать педагог для обучающихся, могут быть тесно связаны с самой дисциплиной. Например, в реализации предмета «Экономика» приходилось сталкиваться с тем, что при преподавании данного предмета преподаватель должен научить одновременно русскому языку, что идет вразрез с календарно-тематическим планом дисциплины и приводит к хаосу в преподавании и размытости функций педагога.

Другой проблемой в преподавании дисциплины «Экономика» является одновременное обучение экономическим знаниям и финансовой грамотности при малом количестве выделенных учебных часов. Следует заметить, что научить финансовой грамотности без изучения основ экономики не удастся, т.к. студенты не знают финансовых продуктов, используемых в различных сегментах финансового рынка (кредитном, биржевом, валютном, страховом и других) и говорить о них в ходе данной дисциплины представляется необоснованным, т.к. нарушается последовательность изложения и возможность восприятия обучающимися. Итогом изучения данной дисциплины является то, что студенты не знают экономику и, естественно, плохо осваивают элементы экономической культуры.

Все обозначенные проблемы в реализации образовательного процесса, а также демотивированность преподавателей приводит к потере заинтересованности в своем труде, что крайне негативно сказывается на образовательном процессе и приводит к «моральному выгоранию» педагога.

В довершение антистимулом к преподаванию выступает тот факт, что зачастую преподаватели вынуждены работать на часть учебной ставки (а это как правило 900 часов для всех разрядов ППС), что также не способствует формированию у преподавателя желания готовиться, обновлять свои знания, пополнять их запас и по максимуму делиться ими с обучаемыми. Кроме того, такая занятость преподавателя не оставляет и свободного времени для подготовки к занятиям.

Таким образом, формируемые аспекты мотивации не должны идти вразрез с интересами трудовых ресурсов, задействованных в сфере преподавания, т.к. в обратном случае это может привести к негативному эффекту - формированию оппортунистического поведения педагога.

Оппортунистическое поведение работника - это особая практика, которая сводится к тому, что трудовые ресурсы исполняют свои функции только руководствуясь корыстными мотивами, т.е. если у педагога выделены часы, то он излагает этот материал, а если нет, то он об этом и не должен вспоминать. Или, в качестве примера, в условиях жесточайшего уреза-

ния нагрузки на руководство выпускной квалификационной работы студента-заочника выделяется 1,2 часа и 12 часов на студента - бакалавра очной формы обучения (данные нормы установлены в ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им.И.С.Тургенева»), что означает весьма косвенную проверку научным руководителем дипломного проекта без обеспечения достойного качества студенческой работы.

Таким образом, педагог в современных реалиях организации образовательного процесса поставлен в сложные условия: или выполнять свои обязанности по выдвигаемым требованиям вуза или качественно выполнять свою работу, затрачивая при этом не 36 часов в неделю в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, а гораздо больше, что опять же приводит к неоплаченному труду педагога. А учитывая, что помимо учебной работы педагог выполняет еще научную, организационную, воспитательную, профориентационную и другие виды работ, которые вообще не оплачиваются, то мотивация его труда стремиться к нулю, а вот оппортунистические мотивы наоборот, растут. Итогом данной ситуации становится тот факт, что общее количество педагогов с России сокращается (например, в высшей школе с 2010 по 2020 гг. численность профессорско-преподавательского состава сократилась на 127,5 тысяч человек, что является крайне негативной тенденцией, т.к. подготовка кадров для данного уровня является крайне долгим и затратным мероприятием) [5]. Та же ситуация характерна и для среднего образования. И если государственные власти не обратят внимание на эту проблему и ее углубление, то итогом может стать недостаток числа педагогов в разрезе дошкольного, общего среднего образования и профессионального образования а также высшего образования, что усугубит имеющиеся проблемы с образованием в России еще в большей степени и тогда проблема качества образования в нашем обществе станет еще острее.

Источники:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (ред. от 02.07.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 г. // КонсультантПлюс.

1. 2. Олянич Д. В. Теория организации: учебник / Д. В. Олянич [и др.] [Электронный ресурс]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с. -Режим доступа: https://port-u.ru/teororg/1596-teoriya-motivatsii-i-upravleniya-a-maslou (Дата обращения: 22.04.2022).

2. Антонова Н.В. Психология управления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lib100.com/ practic_psychology/ management_psychology_a/html/ (Дата обращения: 22.04.2022).

3. Ногалес К. Двухфакторная теория мотивации Герцберга // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4bram.m/Ыog/теория-мотивации-герцберга/ (Дата обращения: 22.04.2022).

4. Журавлева Т.А., Зубанова А.Е., Сороквашина Ю.С., Гревцева Ю.И. Образование в России: нерешенные проблемы и поиск путей их решения //Национальные интересы: приоритеты и безопасность.-2022.-том 18, вып.4.-С.631-651.

EDN: NMWVXS

Д.В. Запорожец - к.э.н., доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, dz44@yandex.ru,

D.V. Zaporozhets - candidate of economics, associate professor, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia, dz44@yandex.ru;

Д.С. Кенина - к.э.н., доцент, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия, dianakenina@mail.ru,

D.S. Kenina - candidate of economics, associate professor, Stavropol state agrarian university, Stavropol, Russia.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ FEATURES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT MANAGEMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей управления развитием человеческого капитала в аграрном секторе экономики Российской Федерации, который отличается своей сложностью и спецификой. В ходе написания статьи был проведен семантический анализ категории «лояльность персонала» всех публикаций базы цитирования Scopus содержащих искомое семантическое поле, так же выделены характеристики персонала как конкурентного ресурса организации.

Кроме того проведен статистический анализ нескольких ключевых показателей характеризующий состояние рынка труда аграрного сектора экономики, на основе которого выявлены некоторые негативные тенденции, в том числе в части лояльности персонала, что легло в основу предлагаемой авторами модели повышения лояльности сотрудников сферы АПК.

Abstract. The article is devoted to the study of the features of human capital development management in the agricultural sector of the economy of the Russian Federation, which is characterized by its complexity and specificity. During the writing of the article, a semantic analysis of the Scopus citation database of data on the topic "Staff loyalty" was carried out, as well as the characteristics of personnel as a competitive resource of the organization were highlighted.

In addition, a statistical analysis of several key indicators characterizing the state of the personnel of the agricultural sector was carried out, on the basis of which some negative trends were identified, including in terms of staff loyalty, which also determined the main directions when the authors developed a model for increasing the loyalty of employees of the agricultural sector. Ключевые слова: человеческий капитал в сфере АПК, лояльность персонала, развитие АПК. Keywords: human capital in the field of agriculture, staff loyalty, development of agriculture.

Введение

В современных условиях высоквалифицированный и высокозамотивированный сотрудник является фактором практически единственного конкурентного преимущества предприятия. Сегодня, в условиях сверхвысокой динамики внешней среды, процессы глобализации углубляются и развиваются, затрагивая многие аспекты общества. Эти факторы можно проследить в концепциях «технотронной эры», «постиндустриального общества» социологов А. Тоффлера, Д. Белла. Эти концепции указывают на то, что любая технологическая революция приводит к основательным изменениям, как в производительных силах общества, так и во всем образе жизни людей [2, 3].

Главной тенденцией развития современного общества является непрерывно возрастающая роль информации. Нельзя забывать и то, что в больших потоках информационных ресурсов все сложнее становится найти полезные и нужные материалы и данные. Именно поэтому все большее значение приобретают различные информационные технологии, базы данных и работа с большими данными. Информационная революция позволяет совершить переход к высокотехнологичному труду, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.