УДК 331.108.53
МОТИВАЦИЯ И МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА: СОСТАВ И СТРУКТУРА
П. В. ГУЩА, кандидат экономических наук УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
MOTIVATION AND MATERIAL LABOUR INCENTIVES: COMPOSITION AND STRUCTURE
P. V. GUSHCHA, Candidate of economic sciences at Belarusian State Agricultural Academy
В статье уточнены и дополнены теоретические положения материального стимулирования: разграничено двоякое толкование термина «мотив», где в узком смысле мотив представляет внутреннее психическое состояние человека, а в широком - мотивационную среду, включающую, помимо вышеназванного, и внешние обстоятельства, в которых находится человек (система ценностей в обществе, взаимоотношения с окружающими людьми, условия труда и жизни, стимулы); установлены взаимосвязи между потребностями, интересами, мотивами, стимулами и мо-тивационной средой; уточнена классификация стимулов.
The article clarified and supplemented theoretical principles of material incentives: specified ambiguous term «motive», where in the narrow sense the motif is an internal mental state, and in a wide sense - motivational environment that includes, in addition to the above, also external circumstances of a person (the system of values in society, relationships with others, working and living conditions, incentives). We have established the relationship between the needs, interests, motivations, incentives and motivational environment; refined incentives classification.
Введение. Проблема стимулирования и мотивации труда имеет особую значимость на современном этапе развития экономики Республики Беларусь. Однако в экономической науке существуют различия в концептуальном разграничении этих понятий. Также не установлены взаимосвязи между потребно-
стями, интересами, мотивами, стимулами и мотивационной средой.
Анализ источников. Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауер в своей статье «О четверояком корне закона достаточного основания» [1]. Сегодня этот термин понимается разными учёными неодинаково.
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать, и от франц. motif - побуждение) [2] - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа [3].
Мотив - это побудительный повод к действию, к которому человека побуждает многое: потребности, интересы, стимулы, цели, идеи, ценности и т.д. [4].
Для экономики важен механизм мотивации и стимулирования трудовой активности. Человеческую деятельность могут определять различные мотивы. Существует множество явлений, процессов и предметов, обладающие мотивационным эффектом, которые сами по себе достаточно сложные и могут воздействовать на человека комплексно.
Деятельность людей, поступающих рационально, обусловлена мотивом выгоды, то есть денежным вознаграждением. Виды и формы мотивов зависят от исторического развития общества, менталитета, принадлежности к тому или иному слою, от самой личности в конкретных обстоятельствах, от чего зависит структура и иерархия ценностей, что в свою очередь, предопределяет уникальный набор потребностей [5].
Также необходимо отметить, что мотивы представляют собой лишь одну из категорий факторов, вызывающих определённое поведение человека. Невозможно определённо точно сказать, какой мотив обусловливает конкретное действие человека, так как одно и то же действие может быть вызвано несколькими совершенно разными факторами. На поведение человека, поми-
мо мотивов, оказывают влияние ценности. Многие учёные в связи с трудностью отделить мотивы от других психологических характеристик стали их классифицировать.
Одним из крупных учёных, который классифицировал мотивы, является У. Макдугалл [6]. Он обосновал, что определённые поведенческие склонности передаются по наследству, обладают инстинктивной природой и присутствуют в каждом человеке. Он выделил три компонента инстинкта: склонность к выборочному восприятию определённых стимулов (например, голодный человек в первую очередь в любой ситуации будет замечать съедобные предметы); эмоциональное возбуждение, которое возникает при восприятии необходимого объекта; и активация склонности добиваться достижения цели.
У. Макдугалл считал, что у каждого человека существуют определённые врождённые механизмы, связывающие действия человека с эмоциональным возбуждением, которые приводят его к целенаправленной активности. Готовность человека к такой активности он называл инстинктом (мотивом). По его мнению, другие виды активности, которые не вызывают у человека эмоционального возбуждения, не могут являться инстинктами (мотивами).
В отличие от У. Макдугалла, который сопоставлял мотивы с формами нормального поведения людей, другие учёные рассматривали мотивы как факторы ненормального, или необычного поведения людей.
Одним из таких учёных являлся З. Фрейд [7]. Он считал, что человек нуждается только в получении сексуального удовлетворения, выражении своей агрессивности, смягчении своей тревоги и страданий, которые возникают при конфликте первых двух влечений с требованиями общества.
К. Юнг [8], один из первых сторонников З. Фрейда, пришёл в дальнейшем к другой точке зрения на сущность человеческих мотивов. Он, в отличие от З. Фрейда, отрицал существование базовых мотивов человека, за исключением инстинктивного стремления к самореализации.
А. Адлер [9], сторонник З. Фрейда, утверждал, что мотив власти в человеке более важный, нежели сексуальное влечение.
К. Хорни [10], последователь З. Фрейда, сделал акцент на значимости в мотивации людей тревоги. Он утверждал, что в основе каждого мотива в любом случае лежит тревога. Г. Сал-ливан [11] поддерживал данный подход. По его мнению, самым важным источником тревоги является психическое напряжение, которое передается младенцу от своей матери.
В отличии от З. Фрейда и его последователей, обращавшие внимание только на негативные мотивы, которые противоречат друг другу и требованиям общества, К. Роджерс [12] обращает внимание на наличие основополагающего позитивного мотива. Этим мотивом он считал потребность в самореализации. Ещё одним сторонником позитивной точки зрения на исследование мотивов является А. Маслоу [13]. Он утверждал, что в каждом человеке заложен базовый импульс к развитию. Самым известным вкладом А. Маслоу в теорию мотивации была иерархическая классификация человеческих потребностей, которая начиналась с базовых физиологических потребностей и заканчивалась потребностями в самореализации.
Ни один из вышеперечисленных учёных не смог исследовать мотивы системно, измерить их. Первым учёным, который попытался измерить мотивы, был У. Г. Шелдон [14]. Он утверждал, что некоторые черты темперамента человека, имеющие мотива-ционное значение, зависят от человеческого телосложения. Телесную конституцию человека он предлагал оценивать с помощью трёх критериев: по степени доминирования жировой прослойки, мышечной массы, нервной ткани.
Г. Мюррей [15] осуществил системный подход к измерению человеческих мотивов. Он был первым учёным, которого интересовало толкование и измерение мотивов, противоположным привычкам или умениям человека. Он подчёркивал, что мотивы проявляются самым разным образом и их измерение следует производить многочисленным набором методов и инструментов, начиная с анализа автобиографий и заканчивая использованием тестов, которые позволяют измерить чувства людей.
Г. Мюррей, в отличие от предшественников, не сводит все человеческие потребности к одной базовой мотивационной диспозиции (потребность к самореализации у А. Маслоу) или двум-трём как у З. Фрейда (секс, агрессия и тревога). Он выделил множество человеческих мотивов, три из которых подверглись масштабным исследованиям. Это мотивы достижения (какой-либо цели), аффилиации (стремление быть в обществе других, заводить дружбу и испытывать привязанность к людям) и власти. Г. Мюррей первый из учёных решил проблему измерения силы индивидуальных мотивов с помощью консилиума экспертов. Данный метод получил название рейтингового исчисления. Р. Кеттелл [16] при измерении силы человеческих мотивов использовал факторный анализ.
Методы исследования. Для анализа состава и структуры мотивации и материального стимулирования труда нами использовались следующие методы: аналогий, абстрагирования, анализа и синтеза и др.
Основная часть. Нами различается понятие «мотив» в узком и широком смыслах. В узком смысле мотив - это внутреннее психическое состояние человека, побуждающее его к действию.
В широком смысле мотив - это не только внутреннее психическое состояние человека, но и вся мотивационная среда, которая представляет собой конкретные внешние обстоятельства, в которых находится человек.
Обобщение взглядов отечественных и зарубежных учёных позволило нам представить структуру мотивационной среды в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Структура мотивационной среды Примечание. Схема разработана автором.
Мотивы, как побуждения к деятельности, связаны с удовлетворением потребностей человека.
Потребность - внутреннее состояние психического или функционального ощущения недостаточности чего-либо [3].
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям.
Потребности - это наиболее абстрактное понятие в ряду движущих сил и явлений, которые приводят человека к трудовой деятельности. Потребность вызывает у человека мысленный образ того блага, которое могло бы её удовлетворить и тем самым толкает человека к созданию и поиску его. Следовательно, потребность выступает объективным основанием действия.
В результате осознания потребностей появляется интерес, как основной двигатель деятельности людей. Именно интерес в конкретных обстоятельствах формирует мотив и побуждает человека к непосредственным действиям.
Таким образом, мотив в данной логической схеме выступает в качестве внутреннего непосредственного побудителя человека к трудовому действию (рис. 2).
Рис. 2. Причинно-следственные взаимосвязи категорий, предшествующих понятию «трудовые действия»
Примечание. Схема разработана автором.
Обобщение литературных источников [17-20] позволяет выделить следующие функции мотивов: мобилизирующую (мотив мобилизирует и побуждает конкретного человека на непосредственные действия); смыслообразующую (мотив придает действиям человека смысл и определяет их субъективную значимость); опосредующую (мотив объединяет внутренние и внешние побудители к действию); ориентирующую (мотив ориентирует человека в конкретной ситуации при выборе вариантов возможных действий).
Совокупность мотивов составляет мотивационную систему, в которой выделяются следующие основные компоненты: моти-вационная ситуация, мотивационный механизм, сам мотив.
Мотивационная ситуация представляет собой комплекс конкретных условий в рамках мотивационной среды, исходя из которых у человека формируется определённый мотив.
Стимулы - это внешние обстоятельства, которые имеют значимость для человека. Они могут быть положительными и отрицательными (рис. 3).
Рис. 3. Стимулы трудовой активности Примечание. Схема разработана автором.
Вопросу повышения роли социально-экономических факторов в структуре системы стимулирования труда работников в сельском хозяйстве уделяется самое пристальное внимание со стороны высшего руководства страны.
Значимость вопроса влияния социально-экономических факторов на эффективность сельскохозяйственного производства определяется двумя важными положениями. Во-первых, это то, что данный вопрос является составной частью процесса мотивации и стимулирования труда. Во-вторых, для работников сельского хозяйства характерно наибольшее воздействие на их мотивирование к труду социально-экономических факторов, а среди них, в первую очередь, - материального стимулирования, подавляющую долю в котором занимает денежное вознаграждение за труд.
С понятием «мотивация» тесно связан термин «стимулирование». Но стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Стимулирование относится к методам опосредованной мотивации, которое отличается влиянием на ситуацию, в которой находится работ-
ник. В практике управления в современных условиях одним из распространённых его видов является материальное стимулирование, роль которого исключительно велика. Под материальным стимулированием нами понимается совокупность разрабатываемых управленческими структурами средств и мер по увязке результатов производственной деятельности и вознаграждения работников, направленных на достижение высоких конечных результатов, на основе использования материальных интересов: личных, коллективных и общественных.
В свою очередь среди факторов эффективности сельскохозяйственного производства материальное стимулирование и условия труда оказывают определяющее влияние на активизацию личностного фактора человеческой деятельности.
Внешние побуждения к труду, или стимулы, можно классифицировать по-разному. Относительно изучаемой проблемы представляется целесообразным рассматривать организационно-управленческие, социально-экономические и морально-психологические способы стимулирования труда.
Последние две группы способов, с точки зрения функционирования стимуляционно-мотивационного механизма, наиболее значимы. Проследить социально-экономические факторы мотивации труда можно на примере пирамиды иерархии потребностей А. Маслоу.
Однако необходимо отметить, что в условиях стран с переходной экономикой работников сельского хозяйства больше всего интересует заработная плата, которая является основной составляющей их материального стимулирования. Существует множество вариантов форм оплаты труда. Экономисты придерживаются различных точек зрения относительно их применения в сельскохозяйственном производстве. Делаются также попытки решить вопросы оплаты труда методами математического моделирования, где реализуются многосложные факторные связи и критерии, которые позволяют формализовать и рассчитывать на компьютере фонд заработной платы и уровень оплаты труда.
Чтобы поддержать у работника стремление не только сохранить, но и приумножить достигнутые результаты, в системе ма-
териального стимулирования важная роль отводится выплате премий. Система премирования строится так, чтобы в ней были увязаны размеры стимулирующих выплат (премий) и конкретные результаты деятельности работника и организации в целом.
Использование дорогого труда может приносить прибыль, что опровергает тезис о дешёвом труде как источнике высокой рентабельности. Низкооплачиваемый труд в силу своей более низкой производительности можется оказаться более дорогим на единицу продукции. Низкий уровень заработной платы снижает для организаций стимулы к повышению технического уровня производства как следствия относительной дешевизны рабочей силы; приводит к сокращению поступлений в бюджет и социальные фонды; обуславливает низкий реальный доход населения и, соответственно, накопление, ограничение спроса на товары и услуги, снижение экономической безопасности страны и тормозит устойчивое человеческое развитие. Высокая оплата труда стимулирует развитие производства. Значительная доля затрат на оплату труда в себестоимости и высокие расходы на заработную плату относительно прибыли побуждают предприятия к более рациональному использованию трудовых ресурсов. Высокая доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте обеспечивает достаточный спрос и стимулирует развитие производства товаров и услуг.
Заключение. Таким образом, обобщение изложенного, позволяет сделать следующие выводы.
1. Мотив в узком смысле слова - это внутреннее психическое состояние человека; в широком - вся мотивационная среда, включающая и внутреннее состояние человека, и внешние обстоятельства, в которых находится человек (система ценностей в обществе, взаимоотношения с окружающими людьми, условия труда и жизни, стимулы).
2. Мотивы связаны с удовлетворением потребностей человека. Потребности человека выступают объективным основанием действия и образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. Осознанные потреб-
ности представляют собой интересы, которые движут отдельными людьми и целыми народами.
3. Мотив формируется у человека в рамках мотивационной среды. Важнейшими её компонентами, выступающими внешними обстоятельствами и воздействующими на мотивы, являются стимулы. Под материальным стимулированием понимается совокупность разрабатываемых управленческими структурами средств и мер по увязке результатов производственной деятельности и вознаграждения работников, направленных на выполнение поставленных целей, на основе использования материальных интересов: личных, коллективных и общественных.
4. Внешние побуждения к труду, или стимулы, представляется целесообразным классифицировать на организационно-управленческие, социально-экономические и морально-психологические группы.
5. Чтобы поддержать у работника стремление не только сохранить, но и приумножить достигнутые результаты, в системе материального стимулирования важная роль отводится выплате премий. Система премирования строится так, чтобы в ней были увязаны размеры стимулирующих выплат (премий) и конкретные результаты деятельности работника и организации в целом.
Список литературы
1. Schopenhauer, A. Ueberdievierfachewurzeldessatzesvomzureichendengrunde / A. Schopenhauer. - Leipzig: F. A. Brockhaus, 1864. - 151 p.
2. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности: словарь / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов; под ред. Б. А. Душкова. - М.: Академический Проект, 2005. - 848 с.
3. Райзберг, Б. А. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. - Изд. 4-е. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 480 с.
4. Лутохина, Э. А. Трудовая активность и заработная плата: науч.-метод, пособие по экон. дисц. / Э. А. Лутохина; под ред. Г. П. Никитенко. - Минск: Навука i тэхнжа, 1992. - 199 с.
5. Константинов, С. А. Разграничение понятий «мотивация» и «стимулирование труда» / С. А. Константинов, П. В. Гуща // Современные технологии сельскохозяйственного производства: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 27 апр., 18 мая 2012 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. аграр. ун-т. ; отв. за вып. В. В. Пешко. - Гродно, 2012. - Ч. 2. - С. 91-94.
6. McDougall, W. An Introduction to Social Psychology [Electronic resource] / W. McDougall. - Batoche Books: Kitchener, 2001. - Mode of access: http://socserv2.mcmaster.ca/~econ/ugcm/3ll3/mcdougall/socialpsych.pdf. - Date of access: 17.03.2016.
7. Фрейд, З. Введениевпсихоанализ [Электронныйресурс] / З. Фрейд. -АлетейяСПб: СПб, 1999. - Режимдоступа: http://royallib.ru/book/ freyd_zigmund/vvedenie_v_psihoanaliz.html. - Датадоступа: 18.03.2016.
8. Jung, C. Instinct and the Unconscious [Electronic resource] / C. Jung // British Journal of Psychology. - 1919. - Mode of access: http://www.the16types.info/vbulletin/content.php/204-Instinct-and-the-Unconscious-Jung. - Date of access: 18.03.2016.
9. Адлер, А. Наука жить [Электронный ресурс] / А. Адлер // Библиотека Port-Royal. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/adler_alfred/nauka_git.html. -Дата доступа: 14.03.2016.
10. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 томах / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. - 2 т. - 544 с.
11. Sullivan, H. S. The Interpersonal Theory Of Psychiatry [Electronic resource] / H. S. Sullivan. - Routledge: The International Behavioural and Social Sciences Library, 2001. - Mode of access: http://books.google.by/books?id =tKJh3h4sBr0C&printsec =frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad= 0#v=onepage&q&f=false. - Date of access: 18.03.2016.
12. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Электронный ресурс] / К. Роджерс. - М.: «Прогресс», 1994. - Режим доступа: http://bookos.org/dl/527000/83f744. - Дата доступа: 14.03.2016.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу: пер. с англ. А. М. Тат-лыбаевой. - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
14. Sheldon, W. H. The varieties of human physique: An introduction to constitutional psychology [Electronic resource] / W. H. Sheldon. - New York and London: Harper & Brothers publishers, 1942. - Mode of access: http://archive.org/stream/TheVarietiesOfTemperamentAPsychologyOfConstitutional Differences/VarietiesOfTemperament#page/n5/mode/2up. - Date of access: 19.03.2016.
15. Murray, H. A. Explorations In Personality [Electronic resource] / H. A. Murray. - New York: Oxford University press, 1938. - Mode of access: http://archive.org/stream/explorationsinpe031973mbp#page/n7/mode/2up. - Date of access: 19.03.2016.
16. Cattell, R. B. Meaning and measurement of neuroticism and anxiety [Electronic resource] / R. B. Cattell. - New York: The Ronald press company, 1961. -Mode of access: http://archive.org/stream/meaningmeasureme00catt#page/n7/ mode/2up. - Date of access: 18.03.2016.
17. Концепция мотивации труда / А. М. Югай [и др.]. - М.: ВНИИЭСХ, 1996. - 50 с.
18. Базылева, М. Н. Мотивация труда: сущность, теории, модели / М. Н. Базылева. - Минск: БГЭУ, 2000. - 112 с.
19. Першукевич, П. М. Научные основы разделения, организации и мотивации труда в сельском хозяйстве: монография / П. М. Першукевич, М. З. Го-ловатюк. - Новосибирск, 2000. - 75 с.
20. Дулевич, Л. И. Организационно-экономические факторы мотивации труда в сельском хозяйстве / Л. И. Дулевич, А. В. Микулич // Агроэкономи-ка. - 2000. - № 12. - С. 26-29.
Информация об авторе
Гуща Павел Васильевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. моб. +375297460084; e-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 10.04.2016 г.