Научная статья на тему 'Мотивация и её роль в процессе обучения'

Мотивация и её роль в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2188
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ДОФАМИН / ОБУЧЕНИЕ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТИ / ОЖИДАНИЯ / СПОСОБНОСТИ / ЭНЕРГИЯ / MOTIVATION / DOPAMINE / LEARNING / MOTIVE / NEEDS / EXPECTATIONS / ABILITIES / ENERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадишин Айнур Азатович,

Для любого действия человека необходима мотивация. Особенно это касается такого сложного процесса, как обучение. Мотивацию можно рассмотреть с двух сторон: биохимической точки зрения и психологической. В первом случае будет рассмотрен нейромедиатор дофамин, его влияние и способы повышения его уровня. Также будет рассмотрен психологический аспект мотивации на примере пирамиды потребностей Маслоу, теории ожиданий В. Врума. Мотивация, если рассматривать нейрофизиологию мозга, это дофамин. Дофамин в мозге нейромедиатор, то есть вещество, посредством которого осуществляется передача нервного импульса. Из плюсов повышенного дофамина: человек становится более решителен и предприимчив, настроение улучшается, возрастает скорость мышления. Дофамин также ответственен за интеллектуальные способности. Дофамин выделяется, когда у нас появляется потребность в чем-либо, и побуждает к действиям. Он дает предвкушение награды. Мы можем обманывать мозг, получая положительные эмоции, к примеру от компьютерных игр. Но важно направлять энергию на долгосрочную перспективу. Для получения более полной картины о мотивации, необходимо рассмотреть базовые ее теории. Абрахам Маслоу выдвинул теорию, согласно которой потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Описывая пирамиду, он объяснял, что индивид не переходит к потребностям более высокого уровня, не удовлетворив потребности низкого. В нашем случае интересна нужда познавать. Она входит в класс потребности в самовыражении, расположившейся выше тяги к любви и к принадлежности к чему-либо, что в свою очередь означает, что человек будет нуждаться в познании, лишь осознав свою принадлежность к объекту исследования, идентифицировав себя в круге стремящихся получить знания. Как мы видим, большую роль в этом сложном процессе сыграет окружение индивида те, с чьим мнением он считается, в принадлежности к кому он нуждался. Виктор Врум в своей работе «Труд и мотивация» изложил теорию, согласно которой, эффект мотивации оказывают не сами потребности, а от представлений относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению вознаграждения. В проекции на учебный процесс можно рассуждать, что студент должен видеть цель своих стараний результаты сессий, стипендия, одобрение родителей и т.д. и осознавать свои способности, чтобы реализовывать их в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation and its role in the learning process

Motivation is necessary for any human action. This is especially true of such a complex process as learning. Motivation can be considered from two sides: a biochemical point of view and a psychological one. In the first case, the neurotransmitter dopamine, its effect and ways to increase its level will be considered. There will also be considered the psychological aspect of motivation on the example of Maslow's pyramid of needs, V. Vroom's theory of expectations. Motivation, if we consider the neurophysiology of the brain, is dopamine. Dopamine in the brain is a neurotransmitter, that is, a substance through which nerve impulses are transmitted. Of the benefits of increased dopamine: a person becomes more resolute and enterprising, his mood improves, his thinking speed increases. Dopamine is also responsible for intellectual abilities. Dopamine is released when we have a need for something, and encourages action. He gives anticipation of the reward. We can deceive the brain by getting positive emotions, for example from computer games. But it is important to direct energy for the long term. To get a more complete picture of motivation, it is necessary to consider its basic theories. Abraham Maslow put forward the theory that human needs can be arranged in a hierarchical order. Describing the pyramid, he explained that the individual does not go to the needs of a higher level, not satisfying the needs of the lower. In our case, the need to learn is interesting. It enters the class of the need for self-expression, which is located above the craving for love and belonging to something, which in turn means that a person will need to know only by realizing his affiliation to the object of study, identifying himself in the circle of people seeking knowledge. As we see, a large role in this complex process will be played by the environment of the individual those with whose opinion he is considered to belong to whom he needed. In his work “Labor and Motivation”, Viktor Vrum set forth a theory according to which not the needs themselves have the effect of motivation, but on ideas about their abilities to perform certain work tasks and receive remuneration. In the projection on the educational process, one can argue that the student should see the goal of his effort the results of the sessions, the scholarship, the approval of the parents, etc. and be aware of your abilities in order to fully realize them.

Текст научной работы на тему «Мотивация и её роль в процессе обучения»

Мотивация и её роль в процессе обучения

Motivation and its role in the learning process

Ахмадишин Айнур Азатович

Студент 2 курса Факультет Энергетическое машиностроение Казанский государственный энергетический университет

420066, г. Казань, ул. Яруллина, 6 e-mail: ainur.skype@gmail.com

Ahmadishin Ainur Azatovich

Student 2 term Faculty of Power engineering Kazan State Power Engineering University 420066, Kazan, Yarullina str., 6 e-mail: ainur.skype@gmail.com

Научный руководитель

Шакирова Динара Марселевна

кандидат социологических наук Казанский государственный энергетический университет 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51, КГЭУ e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Scientific adviser Shakirova Dinara Marselevna

candidate of sociological sciences Kazan State Power Engineering University 420066, Kazan, Krasnoselskaya str., 51, KSPEU e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Аннотация.

Для любого действия человека необходима мотивация. Особенно это касается такого сложного процесса, как обучение. Мотивацию можно рассмотреть с двух сторон: биохимической точки зрения и психологической. В первом случае будет рассмотрен нейромедиатор дофамин, его влияние и способы повышения его уровня. Также будет рассмотрен психологический аспект мотивации на примере пирамиды потребностей Маслоу, теории ожиданий В. Врума.

Мотивация, если рассматривать нейрофизиологию мозга, — это дофамин. Дофамин в мозге -нейромедиатор, то есть вещество, посредством которого осуществляется передача нервного импульса. Из плюсов повышенного дофамина: человек становится более решителен и предприимчив, настроение улучшается, возрастает скорость мышления. Дофамин также ответственен за интеллектуальные способности.

Дофамин выделяется, когда у нас появляется потребность в чем-либо, и побуждает к действиям. Он дает предвкушение награды.

Мы можем обманывать мозг, получая положительные эмоции, к примеру от компьютерных игр. Но важно направлять энергию на долгосрочную перспективу.

Для получения более полной картины о мотивации, необходимо рассмотреть базовые ее теории.

Абрахам Маслоу выдвинул теорию, согласно которой потребности человека можно расположить в иерархическом порядке. Описывая пирамиду, он объяснял, что индивид не переходит к потребностям более высокого уровня, не удовлетворив потребности низкого. В нашем случае интересна нужда познавать. Она входит в класс потребности в самовыражении, расположившейся выше тяги к любви и к принадлежности к чему-либо, что в свою очередь означает, что человек будет нуждаться в познании, лишь осознав свою принадлежность к объекту исследования, идентифицировав себя в круге стремящихся получить знания. Как мы видим, большую роль в этом сложном процессе сыграет окружение индивида - те, с чьим мнением он считается, в принадлежности к кому он нуждался.

Виктор Врум в своей работе «Труд и мотивация» изложил теорию, согласно которой, эффект мотивации оказывают не сами потребности, а от представлений относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач и получению вознаграждения. В проекции на учебный процесс можно рассуждать, что студент должен видеть цель своих стараний - результаты сессий, стипендия, одобрение родителей и т.д. и осознавать свои способности, чтобы реализовывать их в полной мере.

Annotation.

Motivation is necessary for any human action. This is especially true of such a complex process as learning. Motivation can be considered from two sides: a biochemical point of view and a psychological one. In the first case, the neurotransmitter dopamine, its effect and ways to increase its level will be considered. There will also be considered the psychological aspect of motivation on the example of Maslow's pyramid of needs, V. Vroom's theory of expectations.

Motivation, if we consider the neurophysiology of the brain, is dopamine. Dopamine in the brain is a neurotransmitter, that is, a substance through which nerve impulses are transmitted. Of the benefits of increased dopamine: a person becomes more resolute and enterprising, his mood improves, his thinking speed increases. Dopamine is also responsible for intellectual abilities.

Dopamine is released when we have a need for something, and encourages action. He gives anticipation of the

reward.

We can deceive the brain by getting positive emotions, for example from computer games. But it is important to direct energy for the long term.

To get a more complete picture of motivation, it is necessary to consider its basic theories.

Abraham Maslow put forward the theory that human needs can be arranged in a hierarchical order. Describing the pyramid, he explained that the individual does not go to the needs of a higher level, not satisfying the needs of the lower. In our case, the need to learn is interesting. It enters the class of the need for self-expression, which is located above the craving for love and belonging to something, which in turn means that a person will need to know only b y realizing his affiliation to the object of study, identifying himself in the circle of people seeking knowledge. As we see, a large role in this complex process will be played by the environment of the individual - those with whose opinion he is considered to belong to whom he needed.

In his work "Labor and Motivation", Viktor Vrum set forth a theory according to which not the needs themselves have the effect of motivation, but on ideas about their abilities to perform certain work tasks and receive remuneration. In the projection on the educational process, one can argue that the student should see the goal of his effort - the results of the sessions, the scholarship, the approval of the parents, etc. and be aware of your abilities in order to fully realize them.

Ключевые слова: мотивация, дофамин, обучение, мотив, потребности, ожидания, способности, энергия.

Key words: motivation, dopamine, learning, motive, needs, expectations, abilities, energy.

Мир меняется. Человечество сегодня достигло огромного прогресса в науке и технологиях. Сегодня человек окружает себя все большим количеством источников информации. Он способен получать новости в миг после их появления, знакомиться с трудами тысяч ученых, получать знания по мере их необходимости. Однако на прогресс в учебе современного студента это не оказывает столь явного влияния. Попробуем разобраться, с чем это связано.

Одним из ключевых факторов успеха человека в какой-либо деятельности является его мотивация. Мотивация — это процесс, определяющий направление действий человека, эмоционально связывающий его с целью.

Рассмотрим мотивацию с двух тесно связанных между собой сторон:

1) С биохимической точки зрения мотивацию характеризует нейромедиатор дофамин, который вырабатывается в мозге некоторых животных [4]. В мозге человека дофамин вырабатывается примерно семью тысячами нейронов. Именно дофамин отвечает за достижение целей человеком, что происходит благодаря системе поощрений. Нейромедиатор помогает нам фокусироваться на цели. Дофамин активно выделяется при позитивном опыте человека и закрепляет действия, которые помогут нам выжить.

Дофаминергическая система очень хрупка и легко нарушается в современном мире. Происходит это из -за того, что человек в силу особенности этой системы старается активизировать нейромедиатор как можно сильнее. Так организм заставляет нас «не останавливаться на достигнутом» и стремиться к большему. Но сегодня есть множество способов получить «дешевый» дофамин из-за избытка развлечений в жизни человека, легкой доступности того, что раньше помогало нам выжить. Это приводит к предельному снижению чувствительности рецепторов к этому нейромедиатору. Недостаток его влечет за собой депрессию, неспособность к удовольствию, потерю концентрации, неспособность к обучению.

2) Психологический аспект мотивации можно описать при помощи пирамиды потребностей Маслоу. Это распространенная модель, которая представляет собой иерархию значимости человеческих нужд, а соответственно, и побуждающих к действию мотивов. Рассмотрим её детальнее.

В системе выделяется семь основных уровней [1]:

Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.(низший)

Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

Потребность в принадлежности и любви.

Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. (высший)

Как мы видим, потребность познавать находится довольно высоко. Чтобы ее поддерживать, необходимо прилагать усилия и удерживать систему в равновесии. При отсутствии даже одного из компонентов ниже студент будет направлять свои усилия уже не в сторону учебы.

Физиологические потребности удовлетворяются благодаря материальной обеспеченности студента. Это помощь родителей, стипендия. В случае недостатка средств студент будет подрабатывать, направлять энергию в сторону от учебы.

В качестве удовлетворения потребности в безопасности в нашем случае рассмотрим выделенное место в общежитии. В случае выселения студента из общежития, он будет заботиться о таких факторах как заработок на съемную квартиру и т.п.

Таким образом, после удовлетворения потребностей ниже оставшуюся энергию мы направляем на учебный процесс.

Согласно теории мотивации Врума [5] мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения.

В теории Виктора Врума выделено три момента мотивации: ожидание, содействие и валентность:

Ожидание - представление о том, что затраченные человеком усилия приведут к желаемому результату. Студент видит, что он в силах изучить материал, и что при этом его старания приведут к успешной сдаче сессии.

Содействие - надежда человека на вознаграждение в зависимости от результатов. В нашем случае в качестве вознаграждения выступает стипендия: ее наличие и размер.

Валентность - степень удовлетворенности вследствие получения награды.

Напрашивается вывод, что для получения требуемого желания и мотивации учиться у студента необходимо соблюдение нескольких условий.

1. Нормализованная дофаминергическая система. Человек в современном мире, способном удовлетворить любую его прихоть, должен контролировать выбросы этого нейромедиатора путем ограничения себя в развлечении. Необходимо избавиться от разного рода зависимостей (в еде, алкоголе, компьютерных играх и т.п.). Физическая активность положительно влияет на систему - те, кто регулярно подвергает организм тренировкам, имеют большее количество дофаминовых рецепторов [3]. Также следует нормализовать режим питания и сна, т.к. состояние организма напрямую связано с нашим желанием действовать.

Дофамин синтезируется из аминокислот по цепочке L-финилаламин, L-тирозин, L-ДОФА. Для повышения уровня этого нейромедиатора требуется употреблять в пищу продукты с их повышенным содержанием, такие как сыры, продукты мясо-молочной промышленности, бобы, крупы, рыба.

2. Подходящая окружающая обстановка.

Общежитие и стипендия - удовлетворение потребностей человека низших уровней. Окружение человека оказывает значительное влияние на его цели, поведение (Маслоу, потребность в принадлежности). Целеустремленные люди, не позволяющие себе тратить время впустую, будут стимулировать студента к деятельности [2]. Необходимо исключить отвлекающие факторы, организовать рабочее место и отделить его от мест отдыха, приема пищи и т.п., чтобы не вызывать подсознательную реакцию заняться другой деятельностью.

3. Человек должен быть настроен на работу.

Зачастую тут действует пословица «аппетит приходит во время еды» и необходимо начать действовать, а после появится и мотивация.

Важно оценить свои возможности, работать, понимая, что результат зависит от приложенных усилий.

Кроме того, не обойтись без цели на краткосрочный период. Проще всего разбивать большие цели на малые, ведущие к ним. Постоянная деятельность дисциплинирует, поддерживать ритм работы становится легче.

Список используемой литературы:

1. Мотивация и личность /Маслоу Абрахам Харольд; пер. с анг. Гутман Т., Мухиной Н. — 3-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2014. — 600с.

2. Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения в подростковой среде / Махиянова Алина Владимировна, Шакирова Динара Марселевна // ВЭПС. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-okruzheniya-v-formirovanii-delinkventnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede

3. Exercise Reduces Dopamine D1R and Increases D2R in Rats: Implications for Addiction / Robison LS, Swenson S, Hamilton J, Thanos PK.// Med Sci Sports Exercise, 2018. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29613999

4. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир/ Фрит К.; пер. С анг. Петровым П. — Corpus, Астрель, 2012 — 340с.

5. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности /Т.Н. Лобанова. — Москва: Юрайт, 2015. —

484с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.