Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

МОТИВАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
305
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ / ВЫБОРЫ / МОЛОДЕЖЬ / ПОТРЕБНОСТИ / АКТИВНОСТЬ / MOTIVATION / ELECTORAL BEHAVIOR / ELECTORAL PARTICIPATION / ELECTIONS / YOUTH NEEDS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Городецкая Е.Г.

В статье анализируются особенности мотивации электорального поведения, электорального участия и уровня электоральной активности молодежи в избирательных кампаниях. Рассматриваются особенности влияния регионального фактора на электоральное поведение молодежи. Определены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на специфику мотивации электорального поведения молодежи. На основе результатов социологических исследований проанализированы мотивы участия граждан в выборах, охарактеризованы количественные и качественные параметры различных форм такого участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENT ELECTORAL BEHAVIOR

The article analyzes the features of motivation of electoral behavior, electoral participation and the level of electoral activity of youth in election campaigns. On the basis of a theoretical study, signs of mass behavior are examined and concepts such as motivation and electoral behavior are systematized. The problems of motivation of electoral choice, electoral behavior and youth participation in the elections are studied, which allows to predict the electoral activity of young people in anticipation of the elections. A form of electoral behavior is considered to be participation in the election, or refusal of such participation. One of the most important aspects of electoral behavior is the level of its activity. Electoral activity is divided into projective and real. Projective electoral activity is recorded with the help of sociological surveys, and real electoral activity is recorded in the documents of election commissions. It is worth noting that in Crimea (during the years of his stay in Ukraine) the youth turnout did not exceed 37 percent, we are observing the same dynamics now. A comparison of the data obtained in 2018 and in 2019 gives reason to state: the level of motivation for voting in the local elections of 2019 is lower than in the presidential election of 2018. The features of the influence of the regional factor on the electoral behavior of youth are considered. The main objective and subjective factors affecting the specifics of motivation of the electoral behavior of youth are identified. It is proved that the type of settlement influences the level of youth’s electoral activity. The larger the rural population in the regions, the higher the level of electoral activity, while the activity in rural areas adjacent to cities, especially megacities, is lower than in remote ones. The number of political parties affects the electoral choice of youth, while at the same time, the personalization of the electoral choice of young people, mainly in rural areas, is more important than the personality of the leader of the party or movement than in urban areas, where the factor of the political program of the party, movement or candidate. Based on the results of sociological studies, the motives of citizen participation in the elections are analyzed, quantitative and qualitative parameters of various forms of such participation are characterized. Analysis of the motivation of the electoral behavior of student youth shows that the activity and stability of voters affects the prediction of the electoral participation of youth, as well as the course of the election campaign.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 23-29.

УДК 316.628.5

МОТИВАЦИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Городецкая Е. Г.

Крымский филиал ФНИСЦ РАН, Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: sociо.evpatoria@mшLru

В статье анализируются особенности мотивации электорального поведения, электорального участия и уровня электоральной активности молодежи в избирательных кампаниях. Рассматриваются особенности влияния регионального фактора на электоральное поведение молодежи. Определены основные объективные и субъективные факторы, влияющие на специфику мотивации электорального поведения молодежи. На основе результатов социологических исследований проанализированы мотивы участия граждан в выборах, охарактеризованы количественные и качественные параметры различных форм такого участия.

Ключевые слова: мотивация, электоральное поведение, электоральное участие, выборы, молодежь, потребности, активность.

ВВЕДЕНИЕ

Участие в выборах является достаточно сложным, многоуровневым процессом, который учитывает мотивацию и поведение избирателей. Отечественные социологи не только рассматривают различия моделей электорального поведения, но и факторы, влияющие на электоральное поведение населения разных регионов.

Однако начнем с общих характеристик электоральной мотивации. Понятие «мотивация» можно рассматривать в ключе социологии и психологии в двояком смысле.

Во-первых, оно обозначает систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое).

Во-вторых, это понятие используется как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В конечном итоге мотивацию можно определить как совокупность причин социального и/или психологического характера, объясняющих социально значимое поведение человека или групп людей во всех его составляющих. Речь идет, в частности, о причинах - внешних или внутренних - породивших данный вид социальных действий (практик), их направленности, моделях поведения при осуществлении этих действий и т.д.

При этом в дальнейшем изучении нуждаются факторы, определяющие мотивацию электорального поведения, в частности, возрастной фактор.

Исследование проблемы мотивации электорального выбора, электорального поведения и участия молодежи в выборах является сегодня одним из самых

23

актуальных, так как именно эта возрастная группа представляет собой наиболее социально активную часть населения. Изучение этих проблем позволит спрогнозировать электоральную активность молодежи в преддверии выборов.

Проблемы участия в выборах и мотивации электорального поведения в своих работах рассматривали - П. Бурдье, М. Вебер, А. Шопенгауэр, Х. Хекхаузен, Д. Ламберт, С. Липсет, Э. Ноэль-Нойманн, Т. Парсонс, П. Шампань и многие другие. Они предлагали как вербальные модели электорального поведения, так и критерии их оценки с использованием социологических и даже математических методов. Проблемы участия/не участия в выборах рассматривали С. Верба и Л. Пай.

Свой вклад в изучение электорального поведения внесли и российские исследователи, в частности В. Амелин, В. Ильин, В. Комаровский, А. Кудинов, Ю. Левада, Е. Малкин, А. Морозова, В. Нечаев, В. Пугачев, А. Соловьев, Е. Сучков, В. Чигрин, Г. Шипилов и др. Их заслуга состоит в анализе электорального поведения различных демографических, этнических, социально-профессиональных групп, в попытках вычленения его региональных особенностей.

Цель статьи - проанализировать мотивацию электорального поведения и участия студенческой молодежи в выборах.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Одним из основных показателей уровня политической жизни общества является массовое политическое поведение. Это комплексное явление, отражающее совокупное поведение всех субъектов общественной жизни. Важными критериями (признаками) массового политического поведения являются уровень активности граждан в решении общественных проблем; участие граждан в выборах, референдумах, различных общественно-политических акциях; членство в партиях, общественных объединениях, организациях. Этот аспект политического поведения изучается преимущественно политологами, которые рассматривают его как некий обобщающий показатель состояния политической сферы общества.

Политическую активность и политическое поведение часто трактуют также как социальную активность, которая реализуется в сфере политической деятельности [1, с. 10].

Из приведенного утверждения следует, что социология значительно шире, чем политология, рассматривает проблему участия (политического, экономического и т.д.) людей в жизни общества.

С точки зрения социологии, электоральное поведение является одной из форм коллективного поведения [2, с. 47]. В этом случае оно может определяться как совокупность групповых представлений, настроений и действий, направленных на выбор вождя (лидера), группы (партии) и / или определенного социального порядка, на основе которых формируются формы и принципы соответствующего поведения определенных групп людей.

Одной из главных целей (мотивов) электорального поведения являются изменения в нужную сторону (или, наоборот, сохранение) социальной (политической, экономической, психологической, экологической) ситуации в обществе.

24

Итак, у избирателя нет такой специфической потребности выбрать определенного человека на руководящую должность, хотя в его мотивации могут присутствовать элементы симпатии или антипатии к кандидату. Но у него есть целый ряд потребностей, которые он пытается (надеется) удовлетворить через акт участия в выборах.

Таким образом, избиратель, скорее, голосует не за кандидата, а за «свои нужды», и вся проблема сводится к вопросу о том, насколько кандидат (для избирателя) олицетворяет возможность эффективного удовлетворения актуализированных потребностей электората [3, с. 5].

Электоральное поведение - это относительно устойчивый комплекс действий и поступков избирателя до начала избирательной кампании, в ее активный период, включая акт голосования, а также в поствыборный период.

В современном обществе типичной формой электорального поведения можно считать участие в выборах, или отказ от такого участия. Главной единицей анализа - электоральный выбор, то есть акт голосования за определенную политическую силу, или определенного политического актора.

Итак, субъект участвует в голосовании потому, что этим действием он пытается прямо или косвенно удовлетворить свои определенные базовые потребности [4, с. 45-60]. Как показывают наши исследования, эти потребности у разных поколений все больше расходятся в силу особенностей их миропонимания, особенностей исторической памяти и ценностных ориентаций.

Те же исследования 2016-2019 гг., проведенные коллективом Крымского филиала ФНИСЦ РАН, показывают, что любое электоральное поведение студенческой молодежи формируется на базе следующих основных составляющих: активности, мотивации и стабильности выбора, а также факторов, которые на них влияют.

Исследуя электоральное поведение студенческой молодежи, необходимо учитывать реальное положение дел в молодежной среде, ее преимущества и ориентации. Важными оценочными показателями здесь являются степень заинтересованности политикой и участия в ней, а также особенности самоидентификации и выбора политических ориентаций молодежи.

Одним из важнейших аспектов электорального поведения является уровень его активности, который зависит от ряда мотивов.

Электоральную активность подразделяют на проективную и реальную. Проективная электоральная активность фиксируется с помощью социологических опросов и означает процент потенциальных избирателей, выражающих желание участвовать в выборах или других формах гражданского волеизъявления. Реальная электоральная активность фиксируется в документах избирательных комиссий.

В своих исследованиях мы, как правило, проверяем декларируемый уровень электоральной активности респондентов, поскольку уже с 2002 года обратили внимание на некоторые несоответствия между желанием участвовать и действительным участием в голосовании.

Проанализируем полученные данные результатов социологических исследований проводившихся накануне избирательных кампаний 2018 г. и 2019 г.,

25

среди студентов разных специальностей и курсов Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского [5, 6].

Характеризуя потенциальную электоральную активность студентов, стоит обратить внимание, что в Крыму (в годы его пребывании в Украине) она не превышала 37 процентов. Поэтому, рассматривая полученные данные, следует иметь в виду, что студенческая молодежь в Крыму не особенно жаловала украинских лидеров, о чем мы неоднократно писали в своих аналитических документах. Не слишком высоким был уровень доверия крымчан и к местным политикам.

Следует также учитывать, что молодежь, в отличие от представителей старших поколений, окончательное решение о своем участии в выборах принимает за неделю-две до данного события. Важно, чтобы параллельно с выборами у них появлялись дополнительные стимулы для участия в голосования.

Начнем с самооценки респондентами возможности своего участия в выборах.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Намерены ли Вы принять участие в предстоящих выборах?» (в %)

Суждения респондентов 2018 2019

Непременно буду голосовать 25,5 17,8

Скорее всего, буду голосовать 26,1 24,9

Скорее всего, не буду голосовать 12,8 17,7

Не собираюсь участвовать в выборах 28,3 20,7

Затрудняюсь ответить 7,3 13,1

Сопоставление полученных данных дает основание утверждать: уровень мотивации участия в голосовании (по позициям «непременно буду голосовать» и «скорее всего, буду голосовать») в 2019 году ниже, чем на президентских выборах 2018 года. Впрочем, это характеризует различия в особенностях мотивации разных поколений. Если для возрастных групп избирателей более важны выборы в местные органы власти, которые будут отвечать за состояние тротуаров, ЖКХ, торговли и т.п., то для молодежи именно выборы Президента наполнены более высоким содержанием, а собственное участие в них приравнивается к участию в делах государства.

Именно таким образом характеризовали свое желание участвовать в президентских выборах участники фокус-групп, которые мы проводили на нескольких факультетах КФУ им. В.И. Вернадского.

Реальную проективную активность можно проверить, используя ответы респондентов на следующий вопрос (Табл. 2). Итак, из ответов на данный вопрос мы видим, что из всего массива респондентов в своем предстоящем участии в голосовании в 2018 г. были уверены около 25 процентов, а в 2019 г. только 12,5% студенческой молодежи.

26

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что может помешать Вашему участию в

голосовании?» (в %)

Суждения студентов университета 2018 2019

Болезнь 13,0 13,9

Необходимость съездить домой за продуктами, одеждой 4,5 8,6

Неуверенность в правильном выборе кандидата 9,6 18,8

Недоверие ко всем, без исключения кандидатам 14,9 16,6

Ошибки избирательной комиссии (отсутствие в списках и т.п.) 5,9 2,2

Неуверенность в справедливом подсчете голосов 17,0 8,8

Мои политические (религиозные) убеждения 9,0 5,5

Это зависит от настроения 12,3 9,1

Ничего не будет препятствовать, буду голосовать обязательно 24,8 12,5

Если на президентских выборах эта цифра совпадает с цифрами ответов на прямой вопрос, то на местных выборах она не совпадает. Прежде всего, это связано с тем, что респонденты, как правило, не задумываются над причинами, которые могут стать помехой участия в голосовании. Эти причины могут быть объективными (болезнь, отъездом домой). Из субъективных причин неявки на участки: недоверие ко всем партиям, кандидатам, неверие в справедливый подсчет голосов и неуверенность в правильном выборе партии, кандидата. Наконец, неучастие в голосовании может не иметь четких мотивов (у нас «это зависит от настроения»).

Как правило, выбор, сделанный заранее, является более устойчивым, чем тот, который избиратель делает в процессе кампании. В своих исследованиях мы фиксировали (и неоднократно) случаи, когда такой выбор меняется в пользу «старого» кандидата или партии.

Как показывают наши исследования последних лет, на электоральное поведение молодежи влияет и региональный фактор. Здесь имеют место две группы особенностей: во-первых, объективные особенности регионов, как таковых, а во-вторых - степень важности регионального фактора в системе электоральных ориентаций молодежи.

Также следует отметить, что региональные различия влияют:

- на уровень электоральной активности молодежи: чем больше сельского населения в регионах, тем, как правило, выше уровень его электоральной активности, при этом активность в сельских районах, прилегающих к городам, особенно мегаполисов, ниже, чем в отдаленных;

- на политический выбор молодежи, который имеет два аспекта: первый - это количество политических партий, попадающих в поле зрения электората, второй -сдвиг в политических симпатиях молодежи;

27

- на персонализацию электорального выбора молодежи, преимущественно в сельских регионах фактор личности лидера партии или движения имеет большее значение, чем в урбанизированных промышленных регионах, где на первое место выступает фактор политической программы партии, движения или кандидата.

ВЫВОДЫ

Именно на основании социологических исследований, которые опираются на валидные и надежные данные, можно анализировать электоральный процесс, а именно: объективные и субъективные причины, региональные факторы и особенности мотивации электорального поведения. Анализ мотивации электорального поведения студенческой молодежи показывает, что активность и устойчивость избирателей влияет на прогнозирование электорального участия молодежи, а также на ход избирательной кампании.

Список литературы

1. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998. - 488 с.

2. Ильясов Ф. Большевизм: норма или отклонение? / Ф. Ильясов // Вестник Российской Академии наук. - 1996. - № 1. - С. 47.

3. Городецкая Е. Г. Парадоксы электорального настроения / Е. Г. Городецкая // Ученые записки КФУ им В.И. Вернадского. - 2016. - Том 2 (68). - № 2. - С. 3-13.

4. Ильясов Ф. Статусная теория цены / Ф. Ильясов. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - С. 45-60.

5. Анализ результатов исследования студентов КФУ, РГУП, УЭиУ: научный отчет кафедры социологии КФУ, КФ ФНИСЦ РАН, февраль-март 2019 / В. А. Чигрин. - Симферополь, [б.и], 2019. - 28 с.

6. Анализ результатов исследования студентов КФУ: научный отчет кафедры социологии, февраль 2018 / В. А. Чигрин. - Симферополь, [б.и], 2019. - 67 с.

MOTIVATION OF STUDENT ELECTORAL BEHAVIOR

Gorodetskaya E. G.

Federal Scientific Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences (Crimean Branch), Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: socio.evpatoria@mail.ru

The article analyzes the features of motivation of electoral behavior, electoral participation and the level of electoral activity of youth in election campaigns. On the basis of a theoretical study, signs of mass behavior are examined and concepts such as motivation and electoral behavior are systematized. The problems of motivation of electoral choice, electoral behavior and youth participation in the elections are studied, which allows to predict the electoral activity of young people in anticipation of the elections.

A form of electoral behavior is considered to be participation in the election, or refusal of such participation. One of the most important aspects of electoral behavior is the

28

ropode^an E. r.

level of its activity. Electoral activity is divided into projective and real. Projective electoral activity is recorded with the help of sociological surveys, and real electoral activity is recorded in the documents of election commissions. It is worth noting that in Crimea (during the years of his stay in Ukraine) the youth turnout did not exceed 37 percent, we are observing the same dynamics now.

A comparison of the data obtained in 2018 and in 2019 gives reason to state: the level of motivation for voting in the local elections of 2019 is lower than in the presidential election of 2018. The features of the influence of the regional factor on the electoral behavior of youth are considered. The main objective and subjective factors affecting the specifics of motivation of the electoral behavior of youth are identified.

It is proved that the type of settlement influences the level of youth's electoral activity. The larger the rural population in the regions, the higher the level of electoral activity, while the activity in rural areas adjacent to cities, especially megacities, is lower than in remote ones. The number of political parties affects the electoral choice of youth, while at the same time, the personalization of the electoral choice of young people, mainly in rural areas, is more important than the personality of the leader of the party or movement than in urban areas, where the factor of the political program of the party, movement or candidate.

Based on the results of sociological studies, the motives of citizen participation in the elections are analyzed, quantitative and qualitative parameters of various forms of such participation are characterized. Analysis of the motivation of the electoral behavior of student youth shows that the activity and stability of voters affects the prediction of the electoral participation of youth, as well as the course of the election campaign.

Keywords: motivation, electoral behavior, electoral participation, elections, youth needs, activity.

References

1. Sotsiologicheskii entsiklopedicheskii slovar'. Na russkom, angliiskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh; red.-koordinator akademik RAN G. V. Osipov, 488 p. (INFRA-M; NORMA, M., 1998).

2. Il'yasov F.N., Bolshevism: Norm or Deviation, Herald of the Russian Academy of Sciences, 66, 1, 47 (1996).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gorodetskaya E.G., The paradoxes of electoral mood, Uchenye zapiski Krymskogo Federal'nogo Universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya, 2 (68), 2, 3 (2016).

4. Il'yasov F.N. Statusnaya teoriya tseny (bazovye podkhody k formirovaniyu kontseptual'noi modeli), p. 45 (Institut sotsiologii RAN. Moscow, 1993).

5. Analiz rezul'tatov issledovaniya studentov KFU, RGUP, UE'iU: nauchny'j otchet kafedry' sociologii KFU, KF FNISCZ RAN (Simferopol', fevral'-mart 2019 g.), 28 p. (KFU, KF FNISCZ RAN, Simferopol', 2019).

6. Analiz rezul'tatov issledovaniya studentov KFU: nauchny'j otchet kafedry' sociologii (Simferopol', fevral' 2019 g.), 67 p. (KFU, Simferopol', 2019).

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.