Научная статья на тему 'Закон партийного спроса'

Закон партийного спроса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ПАРТИЙНЫЙ СПРОС / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ / ELECTORAL BEHAVIOR / POLITICAL PARTICIPATION / PARTY DEMAND / COEFFICIENT OF POLITICAL ELASTICITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яськова Людмила Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы электорального поведения индивида в партийном пространстве. Автор приводит аналитическое обоснование измерения объема электоральной активности избирателей в зависимости от мотивации политического участия, приводит формулы расчетов коэффициентов политической активности для изучения возможной реакции избирателей на те или иные изменения в избирательном процессе. Наблюдается тенденция к изменению числа акторов партийного пространства в зависимости от избирательного периода. Кроме того, в статье рассматриваются факторы эластичности партийного спроса: удельный вес активных людей партийного пространства, время реагирования избирателя, наличие партий-субститутов и иные факторы. Автор приводит ряд аргументов в пользу утверждения, что оценка политической эластичности способствует объяснению и предсказанию электорального поведения на выборах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW OF THE PARTY DEMAND

The article deals with the issues of electoral behavior of an individual in the party space. The author gives an analytical justification for measuring the volume of electoral activity of voters depending on the motivation for political participation, and gives the formulas for calculating the coefficients of political activity to study the possible reaction of voters to certain changes in the electoral process. The observed trend towards a change in the number of party members depends on the election period. In addition, the article presents the factors of elasticity of the party space: the time of the election campaigns, the presence of party substitutes and other factors. The author argues that the assessment of flexibility can be explained by voting behavior in elections.

Текст научной работы на тему «Закон партийного спроса»

ЯСЬКОВА Людмила Валерьевна — заместитель председателя постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию Липецкого городского совета депутатов (125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; PVRazov@fa.ru)

ЗАКОН ПАРТИЙНОГО СПРОСА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы электорального поведения индивида в партийном пространстве. Автор приводит аналитическое обоснование измерения объема электоральной активности избирателей в зависимости от мотивации политического участия, приводит формулы расчетов коэффициентов политической активности для изучения возможной реакции избирателей на те или иные изменения в избирательном процессе. Наблюдается тенденция к изменению числа акторов партийного пространства в зависимости от избирательного периода. Кроме того, в статье рассматриваются факторы эластичности партийного спроса: удельный вес активных людей партийного пространства, время реагирования избирателя, наличие партий-субститутов и иные факторы. Автор приводит ряд аргументов в пользу утверждения, что оценка политической эластичности способствует объяснению и предсказанию электорального поведения на выборах.

Ключевые слова: электоральное поведение, политическое участие, партийный спрос, коэффициент политической эластичности

Вопросы электорального поведения на протяжении всего периода становления института демократических выборов в современной России играли ведущую роль. Изучение проблем электорального поведения имеет большое значение в связи с тем, что помогает выявить отношение граждан к политическим партиям, избирательному процессу в целом и определить степень приверженности населения к демократическим ценностям.

Электоральное поведение (англ. — voting behaviour или electoral behavior) — процесс принятия решений гражданами относительно своего участия в выборах, деятельности политических партий и голосования за те или иные политические силы и кандидатов.

На наш взгляд, на современном этапе развития демократических институтов в современной России для изучения электорального поведения избирателей находит применение социально-рациональный подход и предельный метод исследования.

Пропорциональная система выборов в Государственную думу и часть законодательных органов в регионах в современной России предполагает выход на первый план коллективистских мотивов голосования за ту или иную политическую партию избирателями, которые объединяют в единое партийное пространство такие понятия, как общность людей и идей.

По степени причастности к политической партии общность людей объединяет следующие социальные группы акторов партийного пространства: функционеров, членов партии, сторонников, не определившихся, протестующих и игнорантов. Данная модель партийного пространства представлена в работах В.А. Бианки, А.И. Серавина, М. Дюверже и др. [Бианки, Серавин 2006; Дюверже 2005].

Термин «полезность» в нашем случае будет означать удовлетворение, которое избиратели получают при голосовании за ту или иную политическую партию. Если использовать понятие «партийный спрос» для описания поведения акторов партийного пространства, то необходимо различать партийный спрос и объем (величину) партийного спроса. Под партийным спросом понимается число акторов партийного пространства, которые не только хотят, но и могут проголосовать за партию в определенный промежуток времени (межвыборный период). Объем партийного спроса характеризует число избирателей,

которые хотят голосовать и голосуют за партию в определенное время (на выборах).

Для подтверждения нашей гипотезы проанализируем процесс формирования партийного спроса - сложившегося объема избирателей, голосующих за определенную партию (электоральную активность) в определенный избирательный период, в зависимости от мотивации политического участия акторов партийного пространства (полезности).

При позитивном отношении к политической партии мотивация политического участия избирателей повышается, следовательно, электоральная активность населения возрастает. При более негативном отношении избирателей к политической партии электоральная активность населения снижается.

Отсюда можно вывести закон партийного спроса - это прямо пропорциональная зависимость электоральной активности от мотивации политического участия при позитивном отношении (лат. аffectio positivus) человека к партии и обратно пропорциональную зависимость электоральной активности от мотивации политического участия при негативном отношении (лат. а/fectio negative) человека к партии.

Отношение между мотивацией политического участия и электоральной активностью отражает зависимость партийного спроса (при неизменности прочих факторов, влияющих на электоральную активность). При этом зависимость партийного спроса имеет возрастающий характер (или положительный наклон) при позитивном отношении - D^p (см. рис. 1).

Рисунок 1. График позитивного партийного спроса

При негативном отношении человека к политической партии зависимость партийного спроса (см. рис. 2) имеет падающий характер (или отрицательный наклон) - DN

и го т

О ы: и

О)

т

с; О

ос

з-го со

л

ь

о

X го ш с; о с

Электоральная активность, О

Рисунок 2. График негативного партийного спроса

и

го у

о

и

ш у

с; О с

К ¡о

з-го ш

и о т ш

ш ^

о с

Избыток

Одр

Оды

Электоральная активность, 0

Рисунок 3. График равновесного партийного спроса

Функция спроса - математический способ выражения закона партийного спроса. Такого рода функцию можно записать следующим образом:

Ор = Лан ЛР)- Кривая партийного спроса иллюстрирует функциональную зависимость между мотивацией политического участия и электоральной активностью и отражает индивидуальный партийный спрос. Сложение индивидуальных партийных спросов образует совокупный партийный спрос.

Чтобы определить равновесие между позитивным и отрицательным совокупным партийным спросом в избирательном процессе (сложившийся объем голосов за политическую партию в определенный выборный период), необходимо на одном графике (рис. 3) соединить графики позитивного и негативного совокупного партийного спроса. В точке их пересечения проявится равновесный объем избирателей, голосующих за данную партию.

Если положительное мотивирование объединения людей в политическое пространство конкретной политической партии превышает условия равновесия, то возникает ситуация избытка, и за партию начинают голосовать неопределившиеся, «протестующие» и игноранты, повышается явка населения на выборы.

Если отрицательное отношение к партии превышает условия равновесия, то возникает случай дефицита, что сказывается на явке избирателей в сторону ее уменьшения или голосование за партию-субститут.

Таким образом, результат, который политическая партия получает на выборах, есть равновесный объем электоральной активности избирателей в зависимости от мотивации политического участия (полезности).

Следовательно, электоральное поведение на выборах есть процесс объединения акторов партийного пространства той или иной политической партии, который происходит не целенаправленно, а по принципу комплиментарности, т.е. на основе неосознанной симпатии к одним людям и идеям и антипатии - к другим.

Данный анализ электоральной активности дает нам возможность выявить, что при росте отрицательного отношения к определенной партии число ее функционеров, членов и сторонников значительно уменьшится, следовательно, возможность привлечь акторов партийного пространства из числа не определившихся и игнорантов будет минимальной, и электоральный рейтинг значительно снизится. И наоборот, при росте положительного отношения к определенной политической партии возникнет ситуация роста числа членов партии, сторонников, а также возрастет вероятность приобщения к данному партийному пространству голосующих из числа не определившихся, игноран-тов и протестующих, и, следовательно, значительно повысится соответствующий электоральный рейтинг. Для изучения возможной реакции избирателей на те или иные изменения политической мотивации участия в политической партии и избирательном процессе в целом, на наш взгляд, можно использовать понятие «политическая эластичность». Анализ эластичности позволяет предвидеть изменения политических предпочтений в зависимости от факторов, воздействующих на мотивацию политического участия. Показателем, характеризующим политическую эластичность, может служить коэффициент политической эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится электоральная активность избирателя, если мотив политического участия изменится на один процент.

Э = Изменение электоральной активности,% (1)

э Изменение мотивации политического участия, % '

где Ээ - политическая эластичность.

Если избиратель активно реагирует на изменение мотивации, то отношение человека к политической партии эластично в зависимости от ее полезности.

При этом коэффициент эластичности больше единицы. Если политическая активность избирателя отсутствует или слабо проявляется на изменение мотивации, то отношение человека к политической партии будет жестким, или неэластичным, и коэффициент меньше единицы. При этом большое значение играет знак коэффициента. Если знак данного коэффициента положительный, то и отношение к партии положительное, и наоборот, если знак отрицательный, то отношение к партии будет отрицательно эластичным.

На политическую эластичность влияют следующие факторы:

- удельный вес активных людей партийного пространства. Если доля активных акторов будет составлять большую часть общей численности данного отделения политической партии, то отношение человека к партии будет неэластичным, и, наоборот, если доля активных акторов партийного пространства будет незначительной, то отношение к партии будет эластичным, отрицательным или нейтральным;

- время реагирования избирателя. Если период времени на реакцию избирателя будет измеряться с момента активизации деятельности региональных отделений политической партии, то отношение человека к партии будет неэластичным;

- наличие партий-субститутов. Отношение человека к партии будет отрицательно эластичным по мере увеличения числа политических партий со сходными программными заявлениями или претендующих на роль партии власти;

- представление о том, является ли политическая партия необходимым политическим институтом. Если голосующий считает, что партия полностью соответствует его мировоззрению, то отношение человека к политической партии будет положительно неэластичным, и его электоральная активность будет высокой. Если избиратель считает, что политические партии не являются необходимым политическим институтом, то отношение к партиям будет отрицательно жестким, и его электоральная активность не будет проявляться.

С помощью коэффициента политической эластичности на основе результатов выборов в ГД РФ 2007, 2011 гг. по Липецкой области1 определим реакцию липчан на изменение политических мотиваций при голосовании за ту или иную политическую партию (при условии, что за один избирательный период мотивация политического участия изменилась на 1%):

«Единая Россия»

Э =

40,09-62,3

о/0 : 1% = -0,43

(62,3+40,09); 2

(2)

КПРФ

э =

22,89-13,03

% : 1% = 0,55

(13,03 + 22,89) ¡2

(3)

ЛДПР

э =

14,4-9,65

% : 1% = 0,39

(9,65+ 14,4): 2

(4),

1 Официальный сайт избирательной комиссии Липецкой области Доступ: http://www.lipetsk. izbirkom.ru/ (проверено 04.05.2020).

Коэффициенты политической эластичности (формулы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) у всех избиравшихся партий меньше единицы. Отрицательные знаки имеют коэффициенты у политических партий «Единая Россия» и «Патриоты России» (формулы 2, 6).

Итак, на основе коэффициентов политической эластичности можно сделать вывод, что в Липецкой обл. за избирательный период 2007-2011 гг. отношение проголосовавших избирателей к политическим партиям сложилось жестко положительное к партиям КПРФ, ЛДПР, «Правое дело», «Справедливая Россия», «Яблоко» и жестко отрицательное к партиям «Единая Россия» и «Патриоты России».

Сложившееся отношение к политической партии «Единая Россия» в Липецкой обл. в большей степени связано с борьбой за пост мэра г. Липецка, выборы которого проходили одновременно с выборами в Государственную думу VI созыва, между единороссами М.В. Гулевским, поддержанным губернатором области О.П. Королевым, и А. Соколовым, поддержанным владельцем НЛМК В.С. Лисиным. До начала избирательной кампании на тот момент спикер Липецкого городского совета депутатов А. Соколов начал широкомасштабную кампанию по наведению порядка в работе управляющих компаний ЖКХ г. Липецка, борьбу с коррупцией в органах власти, что поддерживало большинство населения г. Липецка, но был снят с выборов по незарегистрированным подписям. В результате часть липчан, голосовавших на выборах в ГД РФ 2007 г. за партию «Единая Россия», при сложившемся отрицательном отношении к партии власти проголосовали за партии-субституты, претендующие на роль партии власти, - «Справедливую Россию» и КПРФ.

Высокий результат ЛДПР в регионе связан с интенсивной деятельностью Липецкого регионального отделения политической партии после смены руководителя отделения в 2010 г., в результате за данный период вырос удельный вес активных сторонников ЛДПР.

«Правое дело» и «Яблоко» проявили активность только на выборах в

Государственную думу РФ VI созыва 2011 г., отсюда положительный, но низкий результат.

Региональное отделение партии «Патриоты России» активность в межвыборный период и на выборах не проявляло, в результате получило меньший результат на выборах в ГД РФ VI созыва по сравнению с результатами выборов в ГД РФ V созыва.

Таким образом, закон партийного спроса и политическая эластичность способствуют объяснению электорального поведения на выборах в определенный избирательный период при голосовании избирателей за ту или иную политическую партию.

Список литературы

Бианки В.А., Серавин А.И. 2006. Практика и психология регионального партстроительства. СПб: КОПИ-ПАРК.148 с.

Дюверже М. 2005. Политические партии (пер. с фр. Л.А. Зимина). М.: Академический проект; Парадигма. 540 с.

YAS'KOVA Lyudmila Valer'evna, Deputy Chairman of the Permanent Commission on Housing and Communal Services, Urban Planning and Land Use, Lipetsk City Council of Deputies (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125167; PVRazov@fa.ru)

THE LAW OF THE PARTY DEMAND

Abstract. The article deals with the issues of electoral behavior of an individual in the party space. The author gives an analytical justification for measuring the volume of electoral activity of voters depending on the motivation for political participation, and gives the formulas for calculating the coefficients of political activity to study the possible reaction of voters to certain changes in the electoral process. The observed trend towards a change in the number of party members depends on the election period. In addition, the article presents the factors of elasticity of the party space: the time of the election campaigns, the presence of party substitutes and other factors. The author argues that the assessment of flexibility can be explained by voting behavior in elections.

Keywords: electoral behavior, political participation, party demand, coefficient of political elasticity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.