Научная статья на тему 'Мотивация двигательной активности атлетов фитнес-центров'

Мотивация двигательной активности атлетов фитнес-центров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1361
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ФИТНЕС / PHYSICAL ACTIVITY / MOTIVATION / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкашин Андрей Викторович

Представлен анализ мотивации двигательной активности атлетов разных возрастных групп фитнес центров г. Благовещенск (Амурская область). Проведенное исследование позволило выявить в разных возрастных группах второстепенные и наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятиям фитнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION OF PHYSICAL ACTIVITY IN ATHLETES FITNESS CENTRES

In the article analysis of the motivation of physical activity of different ages athletes of the Fitness Centers in the Blagoveshchensk (Amur region) are given. As a result of the study were identified minor and important motives for athletes of different ages.

Текст научной работы на тему «Мотивация двигательной активности атлетов фитнес-центров»

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx? 1646176 / сайт Президента России (дата обращения: 11.11.2014).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 11.11.2014).

Тиосова Татьяна Николаевна, ст. преп., tiosovatn1958@,mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Российской таможенной академии

WAYS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN MODERN RUSSIA

T.N. Tiosova

In today's world there is a steady upward trend in the social role of physical culture and sports. In accordance with the global concept of development in our country ofparticular importance on strengthening the physical and mental health, promotion of healthy lifestyles.

Key words: strategy, innovative technology. Development concept, the target program, long-term perspective.

Tiosova Tatiana Nikolaevna, senior teacher, [email protected], Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Russian customs Academy

УДК 796.011

МОТИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ АТЛЕТОВ

ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ

А.В. Черкашин

Представлен анализ мотивации двигательной активности атлетов разных возрастных групп фитнес центров г. Благовещенск (Амурская область). Проведенное исследование позволило выявить в разных возрастных группах второстепенные и наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятиям фитнесом.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивация, фитнес.

Спортивная сфера жизни общества в наше время является одним из приоритетных направлений политики нашей страны. Государство и человек заинтересованы в сохранении и укреплении своего здоровья, увеличении продолжительности жизни и ее качества. Начиная с 2000 г. в России активно развивается клубное движение, предлагающее населению различные спортивно-оздоровительные услуги. Одним из наиболее популярных и доступных видов двигательной активности, способствующих всестороннему физическому развитию человека, является оздоровительный фитнес. Систематические занятия, проводимые в

тренажерном зале, развивают силу, координацию, выносливость и другие физические качества. Занятия с отягощениями совместно с аэробными нагрузками являются одним из способов борьбы с лишним весом. Установлено, что регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на гормональную систему, настроение человека, а также являются доступным и приятным способом предупреждения болезней и укрепления здоровья [4].

Первым шагом на пути для занятий физическими упражнениями всегда является мотивация. Существует несколько типов мотивации: первоначальная, временная и постоянная [2]. Первоначальной мотивацией часто является желание понравиться противоположному полу. По нашим наблюдениям большинство молодых людей начинают заниматься с той целью, чтобы стать объектом внимания. Классический пример временной мотивации - подготовка к какому-либо событию, например, к отпуску, который человек планирует провести на море, или свадьбе, для того чтобы «влезть» в любимое платье и пр. Некоторые, начиная с таких «сезонных тренировок», втягиваются в тренировочный процесс и продолжают заниматься далее. Однако чаще вместе с уходящим событием, проходит и мотивация. К постоянной мотивации относится желание «быть в форме». С постоянной мотивацией приходит осознание того, что тренированное тело легче переносит стрессы, нагрузки, авралы на работе. Систематические тренировки подразумевают и особый «стиль жизни» - отказ от вредных привычек, постоянный режим дня, правильное питание и пр. Все это в конечном итоге благоприятно сказывается на общем самочувствии, здоровье и настроении человека [3].

Изучение мотивации атлетов разных возрастных групп проводилось на базе трех фитнес-центров г. Благовещенска: «Андеграунд», «Богатырь» и «Медведь» в 2012-2014 гг. В социологическом обследовании приняли участие 300 человек, посещающие клубы в течение трех и более месяцев. Приблизительно в равных числовых и процентных соотношениях были представлены лица мужского и женского пола, разные возрастные группы. Группы возрастных периодов трактовались согласно возрастной периодизации [1]: юношеский период (юноши 17-23 года; девушки 16-21 лет); зрелый возраст I период (мужчины 24-35 лет; женщины 22-35 лет); зрелый возраст II период (мужчины 36-60 лет; женщины 36-55 лет).

Для изучения мотивации атлетов была разработана анкета, в которой предлагалось оценить 30 мотивов по их значимости (табл. 1). Ниже представлена инструкция к анкете.

Инструкция: Дорогие друзья! Постарайтесь, как можно точнее оценить причины (ситуации, обстоятельства, мотивы), которые побудили и побуждают Вас к систематическим занятиям фитнесом. Сначала просмотрите весь перечень причин, предложенных в анкете. Каждую

причину необходимо оценить по степени значимости в 3-х балльной шкале: 1 балл - данная причина является малозначимой; 2 балла - более или менее значимой; 3 балла - причина имеет наибольшее значение. В анкете укажите возраст, пол и продолжительность времени (месяцы, годы) в течение которого Вы регулярно (не менее 2-3-х раз в неделю), посещаете тренажерный зал.

Таблица 1

Перечень мотивов, побуждающих к занятиям фитнесом

№ Мотивы, побуждающие к занятиям фитнесом Оценка в баллах

1 2 3

1 По совету врача

2 По совету друзей, приятелей, родителей, родственников

3 С целью совершенствования своего тела

4 Расширить круг друзей, приятелей

5 Повысить собственную самооценку

6 Повысить авторитет среди друзей, приятелей, знакомых

7 Избавиться от лишнего веса, ожирения

8 В этом виде двигательной активности наиболее отчетливо виден прирост собственных результатов

9 Чтобы воспитать в себе такие качества как смелость, настойчивость, сила воли, упорство

10 Испытываю потребность в двигательной активности

11 Много свободного времени

12 Быть привлекательным для противоположного пола

13 Бросить вредные привычки

14 Снять нервное напряжение после учебы, работы

15 Порвать с дурной компанией, отдалиться от улицы

16 Доставляет удовольствие испытывать физические напряжения

17 Фитнес для меня - одно из развлечений

18 По случайному стечению обстоятельств

19 Развить в себе такие качества как выносливость и сила

20 Приятно ощущать физическое превосходство над другими

21 Тренировки повышают чувство собственного достоинства

22 По семейным традициям

23 Чтобы соответствовать своим кумирам

24 Привлекает высокая эмоциональность занятий

25 Не привлекают групповые виды спорта

26 Единственный доступный в финансовом плане вид спорта, которым я хотел бы заниматься

27 Решил к пляжному отпуску быстро «набрать форму»

28 Чтобы работать инструктором в фитнес центре

29 Решил заниматься после просмотра телепередачи

30 Не нашел другого альтернативного вида спорта

В результате обработки информации было выделено 7 основных видов мотивов, побуждающих к занятиям двигательной активностью. Удалось выявить и первоначальную мотивацию, побудившую к занятиям двигательной активностью в разных возрастных группах.

Анализ мотивации посетителей разных возрастных групп фитнес центров Благовещенска показал, что наиболее значимыми видами мотивов у юношей являются развитие силы, выносливости и физического совершенства, а у девушек - физического совершенства, общения, снижения или коррекции веса (табл. 2).

Таблица 2

Основные виды мотивов у атлетов разных возрастных групп

Виды мотивов Юношеский период Зрелый возраст I период Зрелый II пе возраст риод

юноши девушки мужчины женщины мужчины женщины

Физического совершенства 2,6 2,8 2,9 2,6 2,2 1,8

Развития силы и выносливости 2,9 1,1 2,8 1,0 2,1 1,0

Улучшения самочувствия и здоровья 1,5 1,4 2,7 2,5 2,9 3,0

Снижения или коррекции веса 1,3 2,5 2,2 2,9 2,9 3,0

Общения 2,4 2,7 1,5 1,8 1,2 1,3

Развития характера и психических качеств 1,9 1,3 2,6 1,5 1,1 1,1

Эстетического и физического удовольствия 1,2 1,5 1,3 1,7 1,2 1,7

Для мужчин зрелого возраста I периода помимо мотивов, значимых в юношестве, причины, побуждающие их к занятиям в тренажерном зале, связаны также с улучшением самочувствия и укрепления здоровья, развитием психических качеств характера. У женщин зрелого возраста I периода, по сравнению с девушками, к мотивации занятиями двигательной активностью прибавляется еще один мотив - улучшение общего самочувствия организма и укрепления здоровья. С возрастом независимо от пола, снижение веса, а также улучшение самочувствия организма становятся наиболее значимыми мотивами, побуждающими к занятиям в тренажерном зале. Напротив мотивы общения, развития силы,

выносливости, физического совершенства, характера и психических качеств теряют свою значимость.

Интересны результаты, позволяющие оценить первопричины, побудившие к занятиям двигательной активностью, выявленные в разных возрастных группах. У 70 % всех опрошенных юношей первоначальной мотивацией является совершенствование своего тела и повышение авторитета среди товарищей. Около 40 % юношей в тренажерный зал пришли по совету своих товарищей; 20 % - первопричиной считают избыток свободного времени. Более половины из всех опрошенных девушек (55 %) приходят в фитнес центры, чтобы расширить круг друзей и приятелей. Однако, среди юношей и девушек этой возрастной группы имеются лишь единицы (около 5 %), которые регулярно посещают фитнес центры в течение достаточно продолжительного времени (1 год и более).

Мужчины зрелого возраста I периода составляют наибольший процент посетителей (около 40 %) от общего числа всех возрастных групп и характеризуются разнообразной первоначальной мотивацией. Интересно, что около 60 % опрошенных атлетов этой группы имеют постоянную мотивацию. На это указывают отмеченные максимальным баллом такие мотивы, как ощущение физического превосходства над другими, повышение чувства собственного достоинства, удовольствие от физического напряжения и пр.

Первоначальной мотивацией большинства опрошенных женщин зрелого возраста I периода (85 %) является убеждение, что при помощи силовых упражнений можно избавиться от лишнего веса или добиться быстрой коррекции фигуры. Постоянная мотивация (удовольствие от физических нагрузок, потребность в двигательной активности) характерна лишь для единиц (около 4 %) из опрошенных женщин этой возрастной группы.

Мужчины зрелого возраста II периода согласно проведенному исследованию делятся на 2 группы: «новички» и «атлеты со стажем». У «новичков» преобладают мотивы, связанные с улучшением самочувствия и здоровья, снижением веса. У «атлетов со стажем» занятия с отягощениями приводят не только к физическому совершенству, но и к физическому удовольствию. Мотивация женщин зрелого возраста II периода схожа с мотивацией женщин зрелого возраста I периода.

Проведенное социологическое обследование на примере фитнес-центров Благовещенска позволило выяснить второстепенные и наиболее значимые мотивы, побуждающие людей разных возрастных групп прибегать к занятиям двигательной активностью.

Список литературы

1. Крылов А.А. Психология. 2-е изд. М.: Проспект, 2005. 495 с.

2. Семенихин Д.В. Фитнес - это легко. М.: ЗАО «ОАЗИС-Дизайн», 2007. 243 с.

3. Черкашин А.В. Анализ мотивации двигательной активности посетителей разных возрастных групп на примере фитнес-центра «Андеграунд» // Физическая культура, спорт и здоровье: проблемы и пути их развития: сборник научных трудов / под ред. Т.И. Волковой. Чебоксары: ЧИЭМ «СПбГПУ», 2014. С. 188-191.

4. Шлозберг С., Непорент Л. Фитнес для «чайников». М.: Диалектика, 1999. 272 с.

Черкашин Андрей Викторович, доц., [email protected], Россия, Благовещенск, Амурский государственный университет

THE MOTIVA TION OF PHYSICAL ACTIVITY IN ATHLETES FITNESS CENTRES

A.V. Cherkashin

In the article analysis of the motivation of physical activity of different ages athletes of the Fitness Centers in the Blagoveshchensk (Amur region) are given. As a result of the study were identified minor and important motives for athletes of different ages.

Key words: physical activity, motivation, fitness.

Cherkashin Andrey Viktorovich, associate Professor, [email protected], Russia, Blagoveshchensk, Amur State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.