Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забелина Л.Г.

Проблема мотивации достижения успеха является одной из самых важных в педагогике, так как неуспешные и мотивированные на избегание неудач люди, не могут в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. В этой связи, определение качества мотивации студенческой молодежи явилось целью нашего исследования. Интерпретация полученных в ходе исследования данных выявила весьма оптимальный общий средний уровень мотивации к успеху у подавляющего большинства студентов. Вместе с тем, до 20% молодых людей находятся в «группе риска». Таким образом, педагогу следует использовать дифференцированный подход в обучении с опорой на знания «ведущих» структурных мотивационных компонентов учебной деятельности и других психологических особенностей контингента учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забелина Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR ACHIEVING SUCCESS AMONG STUDENTS OF THE 1ST-4TH YEAR OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The motivation of achievement largely determines a person's creative and proactive attitude to business, manifests itself in the desire to make the maximum possible efforts and achieve the best results for themselves in a significant field of activity. In this regard, the determination of the quality of motivation of students was the purpose of our research. The analysis of the general sample allowed us to give a qualitative characteristic of the motivational component of the personality of students of the 1st - 4th year of a technical university. In turn, the obtained data revealed the need to differentiate approaches in teaching, taking into account the knowledge of the specifics of the level of motivation formation of the student youth.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК159.9.072

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Лариса Геннадьевна Забелина, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Аннотация

Проблема мотивации достижения успеха является одной из самых важных в педагогике, так как неуспешные и мотивированные на избегание неудач люди, не могут в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. В этой связи, определение качества мотивации студенческой молодежи явилось целью нашего исследования. Интерпретация полученных в ходе исследования данных выявила весьма оптимальный общий средний уровень мотивации к успеху у подавляющего большинства студентов. Вместе с тем, до 20% молодых людей находятся в «группе риска». Таким образом, педагогу следует использовать дифференцированный подход в обучении с опорой на знания «ведущих» структурных мотивационных компонентов учебной деятельности и других психологических особенностей контингента учащихся.

Ключевые слова: мотивация на достижение успеха, студенты, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p545-549

MOTIVATION FOR ACHIEVING SUCCESS AMONG STUDENTS OF THE 1ST-4TH YEAR OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Larisa Gennadievna Zabelina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

Abstract

The motivation of achievement largely determines a person's creative and proactive attitude to business, manifests itself in the desire to make the maximum possible efforts and achieve the best results for themselves in a significant field of activity. In this regard, the determination of the quality of motivation of students was the purpose of our research. The analysis of the general sample allowed us to give a qualitative characteristic of the motivational component of the personality of students of the 1st - 4th year of a technical university. In turn, the obtained data revealed the need to differentiate approaches in teaching, taking into account the knowledge of the specifics of the level of motivation formation of the student youth.

Keywords: motivation to achieve success, students, physical culture.

В настоящее время психология мотивации рассматривается как весомый компонент различных структурных образований личности. Мотивация во многом определяет поведение и деятельность человека, является внешней и внутренней организующей составляющей, связана с потребностной и ценностной сферами личности.

Мотивация к учебной, спортивной и другим видам деятельности может быть рассмотрена в соотнесении с потребностями человека. Ведущие потребности классифицируют как по уровню (биогенные, психофизиологические, социогенные и высшие), так и по направлениям деятельности (труд, общение, познание, рекреация) [3]. К наивысшим потребностям относят потребность быть нравственной личностью, потребность смысла жизни, потребность в преодолении и творческом труде.

Одним из важных направлений в психологии мотивации является ее рассмотрение с точки зрения общей направленности личности: на достижение успеха и избегание неудач [1].

Мотивация достижения во многом определяет творческое и инициативное отношение человека к делу, проявляется в стремлении прилагать максимально возможные усилия и добиваться лучших для себя результатов в значимой области деятельности. Качество достижений, с одной стороны, определяется способностями индивида, с другой, эффективностью силы мотивации. В свою очередь, модальность и силу мотивации формируют

эмоции и чувства, сопровождающие деятельность. Следовательно, для подкрепления и формирования сильной мотивации, деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, проходить на фоне спокойствия и доброжелательности, уважения к внутреннему миру личности и иметь оптимистичный настрой [2]. Кроме того, мотивация на достижение успеха во многом определяется в том числе и когнитивными составляющими: представлением о контролируемости процесса и причин результата деятельности, личной ответственности за успех или неудачу и т. д.

Мотивация достижения успеха, по мнению специалистов [1], составляет «сердцевину» спортивной деятельности, поскольку отражает направленность личности на первенство в состязаниях. Многочисленные исследования, посвященные мотивации достижения успеха спортсменов [5, 8, 9] свидетельствуют о том, что грамотное построение учебно-тренировочного процесса в целом способствует развитию данного вида мотивации, а также снижению мотивации избегания неудач. В целом, исследование мотивации достижений успеха у лиц, занимающихся спортом, показывает, что она выше, чем у лиц, не занимающихся спортивной деятельностью [7], кроме того, данный вид мотивации можно успешно развивать, применяя специальные средства и методики [10].

Таким образом, мотивация на успех связана как с личностными качествами индивида, с уровнем развития познавательных психических процессов, так и с характером ведущей деятельности.

Цель исследования - определить уровень мотивации к успеху у студентов 1-4 курса технического вуза.

Субъектом исследования стали студенты 1-4 курса Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Общее количество испытуемых 2557 человек (1671 юношей и 886 девушек).

В качестве средства диагностики личности на мотивацию к успеху был использован тест Т. Элерса. Ввод и обработка данных производились с использованием электронного программного обеспечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные по развитию мотивации к успеху у студентов 1-4 курса представлены в таблице 1.

Интерпретация полученных в ходе исследования данных показала, что уровень развития мотивации к успеху в общей группе юношей и девушек с 1-4 курс имеет «умеренно высокое» значение (характерный показатель находится в диапазоне 16,0-17,4). Следует отметить, что уровень мотивации к успеху достоверно повышается со 2 курса обучения как у юношей, так и у девушек. При этом значения между юношами и девушками достоверно не различаются (Р=0,12). Повышение уровня мотивации может быть свидетельством завершения адаптации к системе обучения в вузе на 1 курсе и постановки молодыми людьми новых целевых установок с акцентом на получение профессиональных навыков.

Таблица 1 - Данные по развитию мотивации к успеху у студентов 1-4 курс

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 1-4 курс

п М±т п М±т п М±т п М±т п М±т

Юноши 604 16,1±0,2 451 16,6±0,2 292 17,4±0,2 324 16,7±0,2 1671 16,9±0,1

Девушки 155 16,0±0,2 159 17,2±0,3 383 16,7±0,2 189 17,2±0,3 886 16,9±0,1

Студенты 759 16,2±0,1 610 16,8±0,1 675 17,0±0,2 513 16,8±0,2 2557 16,9±0,1

Более значимыми для дифференциации учебного процесса являются данные по выявленному уровню развития мотивации к успеху у юношей и девушек 1-4 курса (таблица 2).

Соотношение студентов по исследуемому критерию в процентах в возрастном диапазоне с 1 по 4 курс (рисунок 1) свидетельствует, что общая картина показателей соответствует естественному (нормальному) распределению признака. Так, подавляющее

большинство студентов имеют «средний» и «умеренно высокий» уровень мотивации к

успеху.

Таблица 2 - Уровень развития мотивации к успеху у студентов 1-4 курса (кол-во чел.)

Курс Контингент(кол- «Низкий» «Средний» «Умеренно высокий» «Слишком высокий»

во чел.) 1-10 баллов 11-16 баллов 17-20 баллов более 21 балла

I Юноши (586) 48 262 199 77

Девушки (154) 7 68 73 6

II Юноши (383) 18 181 126 58

Девушки (546) 14 242 199 91

III Юноши (210) 6 90 66 48

Девушки (281) 8 139 86 48

IV Юноши (256) 16 95 105 40

Девушки (157) 6 57 72 22

!-!У Студенты (2573) 123 1134 926 390

Вместе с тем, доля студентов, имеющих четкую ориентацию на успех и понимание важности неудач хоть и составляет значительно большую часть выборки, однако качественно претерпевает изменения у студентов различного курса обучения. Так, если студенты 1-3 курса в пропорциях имеют большую часть студентов со «средним» уровнем мотивации, то у студентов 4 курса превалирует группа с «умеренно высокой» мотивацией. Данный факт можно объяснить как с позиции личностного роста студентов за период обучения в вузе, так и с позиции выпускного года обучения, защиты диплома и необходимостью выбора стратегии будущего определения в профессии.

Доля студентов с «низким» уровнем мотивации со второго курса существенно не изменяется (находится в диапазоне 3-5%). Доля студентов со «слишком высокой мотивацией» увеличивается до 20% на 3 курсе, однако на 4 курсе возвращается в пределы исходного уровня (11-15%). Анализ общей выборки (рисунок 2) позволяет дать качественную характеристику мотивационной составляющей личности студентов 1-4 курса технического вуза. Согласно полученным данным подавляющее большинство студентов имеют: здоровую самооценку, правильную оценку возможностей, оптимистичный взгляд, настойчивость и максимальное использование ресурсов. Кроме того, данной категории студентов свойственно избегать высокого риска [4].

100%

60% 40% 20% 0%

_ 35 _

11

16 20 15

15%

5%

45

46

31

47

43

37

5

44%

2 курс

1 курс I низкий

■ умеренно высокий

3 курс 4 курс

■ средний

■ слишком высокий

36%

■ низкий

■ умеренно высокий

■ средний

■ слишком высокий

Рисунок 1 - Соотношение студентов (по курсам с 1-4) Рисунок 2 - Соотношение студентов 1-4 курса (общая с различным уровнем развития мотивации к успеху выборка) с различным уровнем развития мотивации к (%) успеху (%)

Анализ общей выборки (рисунок 2) позволяет дать качественную характеристику мотивационной составляющей личности студентов 1-4 курса технического вуза. Согласно полученным данным подавляющее большинство студентов имеют: здоровую самооценку, правильную оценку возможностей, оптимистичный взгляд, настойчивость и максимальное использование ресурсов. Кроме того, данной категории студентов свойственно избегать высокого риска [4].

3

3

Самая малая часть студентов (5%), при выполнении сложной деятельности испытывают сильный дискомфорт и страх неизвестного вида деятельности, не умеют рассчитывать силы и используют только легкие пути решения проблем. Все это ведет к формированию у них устойчивой неуверенности в своих силах.

Другая часть студентов (15%), наоборот, имеет слишком сильную мотивацию, которая чрезмерно увеличивает эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. д.), что также приводит к снижению эффективности работы [9]. Кроме того, данной категории людей зачастую свойственен неоправданно высокий риск.

Таким образом, несмотря на оптимальность общего среднего уровня мотивации к успеху у подавляющего большинства студентов 1 курса, 20% молодых людей - находятся в «группе риска». В этой связи, педагогу следует использовать дифференцированный подход в обучении с опорой на знания «ведущих» структурных мотивационных компонентов учебной деятельности и других психологических особенностей контингента учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бянкина Л.В. Взаимосвязь мотивации занятий спортивной деятельностью и мотивации достижений успеха / Л. В. Бянкина, К. А. Глушаченков, О. Ю. Вершинина. // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции.. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2019. - 35- 39 с.

2. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - Москва : Смысл ; Академия, 2006. - 336 с.

3. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. -URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875121.htm (дата обращения: 01.01.2023).

4. Котов С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С.В. Котов // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С.360-362.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгород-ский. - Самара : БАХРАХ-М, 2008. - 672 с.

6. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. -Санкт-Петербург .: Питер. - 2000. - 416 с.

7. Селищева Е.В. Мотивация достижения успеха в сфере физической культуры и спорта как фактор включения молодежи в жизненный мир / Е.В. Селищева, М.Э. Хорошун // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 92-96.

8. Степанова Т.В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудач в структуре учебной мотивации студентов вуза / Т.В. Степанова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2004. - № 6. - С. 144-145.

9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс. - 2000. - 544 с.

10. Хафедх А. Психолого-педагогические методы формирования мотивации достижений у тунисских футболистов 16-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Айед Хафедх. - Москва, 2017. - 24 с.

REFERENCES

1. Byankina, L.V., Glushachenkov, K.A. аМ Vershinina O.U. (2019), "The relationship between motivation for sports activities and motivation for success", Modern problems of physical culture and sports: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, pp. 35-39.

2. Gordeeva, T.O. (2006), Psychology of achievement motivation, Academia, Moscow.

3. Kaverin, S.B. (1987), "On the psychological classification of needs", Questions of psychology, No. 5, available at: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875121.htm (date of access: 01.01.2023).

4. Kotov, S.V. (2012), "Motivation "to succeed" and motivation "to avoid failure", in the context of positive psychology", Young scientist, No. 4, pp. 360-362.

5. Raigorodskii, D.A. (2008), Practicalpsychodiagnostics. Methods and tests, BAKHRAK-M, Samara .

6. Rean A.A. and Kolominskii I.L. (2000), Social pedagogical psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Selishcheva, E.V. and Khoroshun, M.E. (2016), "Motivation to achieve success in the field of physical culture and sports as a factor of inclusion of young people in the life world", Physical culture, sports - science and practice, No.4, pp. 92-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Stepanova T. V. (2004), "Motivation to achieve success in the field of physical culture and sports as a factor of inclusion of youth in the life world", Bulletin of Kuzbass State Technical University, No. 6, pp.144-145.

9. Stoliarenko, LD. (2000), Pedagogical psychology, Phoenix, Rostov-on-Don.

10. Hafedkh A. (2017), Psychological and pedagogical methods offormation of achievement motivation among Tunisian football players aged 16-17, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Laraz56@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2023

УДК159.9.072

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ И МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

Проблема саморегуляции и мотивации молодых педагогов на этапе профессиональной адаптации на сегодняшний день является одной из важнейших. В статье представлены результаты изучения стилей саморегуляции у молодых учителей во взаимосвязи с мотивационными факторами профессиональной деятельности. Для проведения исследования использовались методики: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и Методика мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина. Результаты и анализ данных показали, что уровень саморегуляции, компоненты саморегуляции взаимосвязаны с мотивационными факторами профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, молодые педагоги, мотивация профессиональной деятельности, особенности саморегуляции молодых специалистов, стили саморегуляции поведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p549-555

FEATURES OF SELF-REGULATION AND MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG YOUNG TEACHERS

Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical Sciences, docent, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical Sciences, professor, Bryansk state University. academician of I.G. Petrovsky

Abstract

The problem of self-regulation and motivation of young teachers at the stage of professional adaptation is one of the most important today. The article presents the results of studying the styles of self-regulation among young teachers in relation to the motivational factors of professional activity. To conduct the study, the following methods were used: The questionnaire «Style of self-regulation of behavior» by V.I. Morosanova and the Methodology of the motivational profile of the personality of Sh. Richie and P. Martin. The results and data analysis showed that the level of self-regulation, the components of self-regulation are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.