Научная статья на тему 'Мотивация достижения успеха у подростков'

Мотивация достижения успеха у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2021
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УСПЕХ / ИНТЕРЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / SUCCESS / INTEREST / COMPETITIVENESS / AVOIDING FAILURES / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боброва Кристина Владимировна

Диагностирование участников тематической смены (ценностные ориентиры, мотивация успеха). Результаты итоговых показателей в начале и конце смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation Of Success In Adolescents

The article deals with the formation of motivation to achieve success in adolescents. Motivation to achieve success is defined as one of the key factors of future development. The results of the study of the formation of motivation to achieve success in a children's camp, as well as methods of influence on the change in the type of motivation for action in adolescents.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения успеха у подростков»

УКД 37.0

МО

ТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА у подростков

Кристина Владимировна Боброва,

педагог-психолог психологической службы МДЦ «Артек», г. Ялта, тт. Гурзуф, Республика Крым, e-mail: golikova21kristina@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы формирования мотивации к достижению успеха в подростковом возрасте. Мотивация к достижению успеха определяется как один из ключевых факторов будущего становления. Представлены результаты исследования формирования мотивации к достижению успеха в условиях детского лагеря, а также методы воздействия на изменение вида побуждения к действию у подростков. Статья может быть использована в профессиональной деятельности психологов, педагогов общеобразовательных школ и специалистов, занимающихся воспитательной работой.

• мотивация • успех • интерес • конкурентоспособность • избегание неудач

• деятельность

М

отивация выступает внутренним ресурсом человека, от которого зависит его активность в той или иной деятельности. Без неё могут остаться невостребованными способности, интеллект, креативность и другие внутренние возможности личности. Мотивация является определяющим фактором успешности любой деятельности — как трудовой, так и учебной.

Советский психолог Л.И. Божо-вич1 описывает две группы мотивов учения: связанные с самой учебной деятельностью (её содержанием и процессом) и лежащие

1 Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. — М., 1972. — С. 373.

вне учебной деятельности (широкие социальные мотивы).

Существенное влияние на мотивационную сферу подростка может оказывать позитивная мотивация со стороны общества. Педагоги ориентированы на то, чтобы у учащихся было желание оперативно осваивать и умело применять современные научные знания, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения, поскольку именно эти качества являются показателем успешности современного человека.

Одним из способов повышения качества образования является формирование у учащихся мотивации достижения успеха, которая представляет собой психологическое образование, характеризующее стремление человека проявить свой

талант, реализовать свои способности и наклонности в деятельности2.

Т.О. Гордеева под мотивацией достижения понимает стремление человека, которое направлено на лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть при.. 3

менен критерий успешности .

Подростки, имеющие высокий уровень мотивации, добиваются гораздо больших результатов, так как стремятся к преодолению трудностей. Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты, превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приёмов формирования мотивации достижения.

Подростковый возраст — важный период в процессе формирования личности, он наиболее сложный и ответственный. Огромную роль в этот период играет мотивация как главный фактор регуляции. Наиболее отчётливо складывается индивидуальный облик каждого подростка.

По мнению известного российского психолога В.И. Слободчикова, в завершение подросткового возраста у молодых людей формируются такие новообразования, как: саморефлексия, осознание индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни»4.

Всё чаще педагоги и родители обращаются к психологам с просьбой помочь разобраться в причинах нежелания подростков учиться и вообще что-либо делать. Актуальность выбранной темы обусловлена и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к выпускнику школы: он в будущем должен быть готов к продолжению образования, быть конкурентоспособным и преуспевающим специалистом, готовым к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

2 Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. — Минск. 2010. — С. 13.

3 Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. —

М., 2006. — С. 128.

4 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития

человека. Издательство Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета, 2013. — С. 124.

Проблема формирования мотивации достижения у подростков обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью данного вопроса, во-вторых, задачами оптимизации процесса становления личности в подростковом возрасте, поскольку используемые мотивационные модели не всегда эффективны5.

Цель образования сегодня — подготовка конкурентоспособных, мобильных, нужных обществу специалистов. Достижение её невозможно вне единства образования и самообразования, воспитания и самовоспитания учащихся6.

В рамках исследования нами было выдвинуто предположение о том, что в условиях детского лагеря у подростков снижается уровень стремления к избеганию неудач, что положительно сказывается на их мотивации достижения успеха. В то же время существует необходимость обоснования результативности образовательных программ, реализуемых в детских лагерях, как педагогического средства формирования мотивации достижения у подростков.

Исследование предполагало диагностирование двух устойчивых личностных мотивов: стремления к успеху и избегания неудачи, а также преобладание одного из них. Для определения мотивации достижения у подростков использовался тест-опросник (автор — А. Мехрабиан, в модификации М.Ш. Магомеда-Эминова).

Для определения областей, которые в данный момент больше всего требуют внимания, применялась методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах». Это исследование включает в себя следующие ценности: свобода в поступках, активная жизнь, возможность расширения своего

Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. —

Новгород. 2010. — С. 4.

6 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казань. 1988. — С. 4.

К.В. Боброва. Мотивация достижения успеха у подростков

кругозора, общей культуры, интеллектуаль-

7

ное развитие .

Первичный срез проводился в начале смены на базе ФГБОУ «МДЦ Артек», в детском лагере «Озёрный». Респондентами стали подростки 15—17 лет, участвующие в профильной деятельности. Всего — 216 человек.

Анализ полученных данных показал, что у 30% опрошенных (64 чел.) преобладает мотив избегания неудач; у 70% опрошенных (152 чел.) — мотив достижения успеха. Исследования проводились с теми ребятами, которые чувствовали себя неуверенно в коллективе.

Подросткам, у которых преобладает мотивация избегания неудач, свойственно отстраняться от ситуаций, требующих включённости, личной ответственности, реализации собственного потенциала, большинство подростков этой группы предпочитают командные виды деятельности, в которых ответственность коллективная. Такие подростки, как правило, столкнувшись с неуспехом, бросают начатое, переходят к более простым задачам. При необходимости участвовать в соревнованиях вместо интереса и соперничества они испытывают беспокойство и откровенный страх проиграть и выглядеть перед другими неуверенно.

При определении ценностных ориентиров были выделены основные векторы в жизни подростков, а также определена степень доступности личных жизненных ценностей. Так, у опрошенных подростков преимущественно преобладает такой показатель, как «ценность-доступность». Он определяет рассогласование в мотивационно-личностной сфере, неудовлетворённость своей жизненной позицией и наличие внутреннего конфликта, а также низкий уровень самореализации.

В результате исследования выяснилось, что низким уровнем дезинтеграции мотивацион-но-личностной сферы обладают лишь 15% респондентов, средним — 56%, высо-

7 Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — М., 2001. — С. 8.

ким — 29%. В «группу риска» попали подростки, чья мотивационно-личностная сфера находится на среднем и высоком уровнях дезинтеграции. Это говорит о том, что ценностные интересы подростков в данный момент времени для них недостаточно доступны.

В конце смены повторно были опрошены подростки с низкой мотивацией успеха и высокой мотивацией избегания неудач. По итогам смены 54% респондентов этой группы продемонстрировали преобладание мотивации на достижение успеха. По нашему мнению, такие изменения в мотивацион-ной сфере подростков могут быть обусловлены тем, что образовательное пространство детского лагеря обеспечивает условия для комфортной самореализации, подкрепляя уверенность в себе многочисленными ситуациями успеха. Программа детского лагеря побуждает подростков пробовать свои силы и проявлять способности в новых видах деятельности. В течение смены ребятам была предложена разнообразная отрядная деятельность, в которой они ранее не имели возможности участвовать и боялись принимать самостоятельные решения и возлагать на себя ответственность за их выполнение. Все эти факторы положительно повлияли на смену вектора в ведущем мотиве подростков.

ТГ «

Контрольный срез по соотношению «ценности» и «доступности» в жизненных сферах проводился в день закрытия лагерной смены. По её итогам пониженный уровень негативного настроя в личностно-мотивационной сфере продемонстрировали 63% опрошенных, что говорит о совпадении их интересов и возможностей образовательной среды. Таким образом, главным фактором в коррекции результатов необходимо считать возможность подростков к самореализации.

Из сравнения итоговых показателей в начале и в конце смены следует, что одним из образовательных эффектов от реализации программы в условиях детского лагеря является смена вектора мотивации — с избегания неудач на достижение успеха (табл. 1). Более половины участников продемонстри-

Таблица 1

Результаты диагностирования мотивационной сферы подростков

Период Модификация теста-опросника А. Мехра-биана для измерения мотивации достижения М.Ш. Магомед-Эминова Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (от % выборки с мотивом избегания неудач)

Достижение успеха Избегание неудач Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Начало смены 70% (от общей выборки) 30% (от общей выборки) 15 56 29

Завершение смены 54% (в группе с изначальной мотивацией на ИН) 46% (в группе с изначальной мотивацией на ИН) 63 26 11

ровали положительные изменения в мотивационной сфере благодаря включённости в ситуации личного и командного успеха, требующие самоотдачи, ответственности и заинтересованности.

Большинство подростков — участников тематической смены — обладают высоким уровнем мотивации достижений — 70% и, соответственно, не выраженной мотивацией избегания неудач.

Одним из образовательных эффектов от реализации программы в условиях детского лагеря является смена вектора мотивации — с избегания неудач на достижение успеха. В завершение смены среди подростков (30% опрошенных от общего числа респондентов) с преобладанием моти-

Motivation Of Success In Adolescents

вации избегания неудач более половины продемонстрировали высокую мотивацию к достижению успеха, поскольку в течение смены получили опыт участия в различных видах деятельности, принятия ответственности, безопасной самореализации.

Образовательная среда детского лагеря предоставляет возможности для самореализации и включённости в ситуации личного и командного успеха, совпадающие с интересами подростков: по итогам смены пониженный уровень негативного настроя в личностно-мотивационной сфере продемонстрировали 63% опрошенных, в сравнении с 15% в начале смены. НО

Christina V. Bobrova, Psychologist psychological service teacher IDC «Artek», Yalta, smt. Gursuf, Republic of Crimea, e-mail: golikova21kristina@gmail.com

Abstract. The article deals with the formation of motivation to achieve success in adolescents. Motivation to achieve success is defined as one of the key factors of future development. The results of the study of the formation of motivation to achieve success in a children's camp, as well as methods of influence on the change in the type of motivation for action in adolescents. The article can be used in professional activities of psychologists, teachers of secondary schools and specialists engaged in educational work.

Keywords: motivation, success, interest, competitiveness, avoiding failures, activity.

Ispol'zovannye istochniki:

1. Bozhovich L.I. Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov/ Pod red. L.I. Bozhovichi L.V. Blagonadezhnoj. —

M., 1972. — S. 373.

2. Kashlev S.S. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya. — Minsk. 2010. — S. 13.

3. Gordeeva T.O. Psihologiya motivacii dostizheniya. — M., 2006. — S. 128.

4. Slobodchikov V.I., Isaev Е.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta, 2013. — S. 124.

5. Kruchinin V.A. Formirovanie motivacii dostizheniya uspekha v podrostkovom vozraste. — Novgorod. 2010. — S. 4.

6. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. — Kazan'. 1988. — S. 4.

7. Fantalova Е.B. Diagnostika i psihoterapiya vnutrennego konflikta. — M., 2001. — S. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.