Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / УСПЕХ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева И.Ф., Леонтьева Е.Ю.

Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии. Она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. В статье представлен теоретический анализ феномена мотивации достижения успеха как фактора развития личности. Подробно рассмотрена степень изученности проблемы в зарубежной и отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AS A FACTOR PERSONAL DEVELOPMENT

The problem of studying motivation is one of the most important in modern psychology, it is complex and multidimensional, which causes a multiplicity of understanding of its essence, nature and structure. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of motivation to achieve success as a factor of personal development. The degree of study of the problem of motivation in foreign and domestic psychology is considered in detail.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9.07

1 2

Ирина Фаритовна Шиляева , Елена Юрьевна Леонтьева

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1if2610@mail.ru

2 leontevaelena2198@gmail.com

Автор, ответственный за переписку: Елена Юрьевна Леонтьева, leontevaelena2198@gmail. com

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии. Она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. В статье представлен теоретический анализ феномена мотивации достижения успеха как фактора развития личности. Подробно рассмотрена степень изученности проблемы в зарубежной и отечественной психологии.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, деятельность, мотивация достижения, успех, личность

1 2

Irina F. Shilyaeva , Elena Y. Leontieva

12Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

1if2610@mail.ru

2leontevaelena2198@gmail.com

Corresponding author: Elena Y. Leontieva, leontevaelena2198@gmail.com

MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AS A FACTOR PERSONAL DEVELOPMENT

Abstract. The problem of studying motivation is one of the most important in modern psychology, it is complex and multidimensional, which causes a multiplicity of understanding of its essence, nature and structure. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of motivation to achieve success as a factor of personal development. The degree of study of the problem of motivation in foreign and domestic psychology is considered in detail.

Keywords: motivation, motive, need, activity, motivation of achievement, success, personality

Актуальность исследования обусловлена тем, что мотивация является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, и процесс её теоретического осмысления далек от завершения. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения.

Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которых невозможно его полноценное развитие, является мотивация достижения. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение какой-либо деятельности, проявляемую в стремлении субъекта прилагать усилия добиваться возможно лучших результатов в той области, которую он считает значимой. В качестве деятельности достижения может восприниматься интеллектуальная, трудовая, спортивная деятельность.

Проблема формирования мотивации достижения личности обусловлена, во-первых,

недостаточной изученностью данного вопроса, во-вторых, задачами оптимизации процесса становления личности, поскольку используемые мотивационные модели не всегда эффективны. Главным средством формирования и развития мотивационной сферы личности является активная, значимая для человека деятельность.

Среди отечественных психологов можно выделить А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Т.О. Гордееву и других. В зарубежной психологии вопросами мотивации достижения занимались Д. Макклелланд, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен, Д. Берлайн, А. Маслоу и др.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность, а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

С.Л. Рубинштейн выделяет следующее определение: «Мотивация - это не только одна из основных составляющих структуры и организации деятельности человека, но и основная особенность его деятельности, что очень важно» [10, с. 24].

Е.П. Ильин выдвигает мнение, что мотивация - это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивов [6, с. 72].

Анализируя литературу по данной проблеме, выявлено, что из понятия мотивация вытекает понятие мотив, которые взаимосвязаны между собой и их определения вытекают друг из друга. Мотивация является основным процессом действия человека, мотив же подталкивает человека к определенной деятельности.

Согласно определению Л.И. Божович: «Мотивами деятельности человека являются мотивы, характеризующие его личность, его основную направленность, воспитанную в течение его предыдущей жизни» [1, с. 21].

Е.П. Ильин считает, что мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [6].

А.Н. Леонтьев полагает, что мотив - это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив - это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида [7].

Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху. Одна из причин этого - непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели. Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий. В этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.

Мотивация является одним из факторов, определяющих уникальность человека. Каждый индивид определяет свой набор ценностей. Для кого-то это деньги, для другого -впечатления, для третьего - умение преодолевать препятствия.

По мнению Н.С. Горбач, система мотивов напрямую связана с психологическими особенностями каждого человека, его темперамент. Знание мотивов человека помогает организовать комфортную для него обстановку [3].

Впервые в зарубежной науке термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Важный этап в изучении мотивации в зарубежной психологии начался в XIX веке благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое

образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [2].

В начале ХХ века в западной психологии возникают новые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и других, в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания. К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и так далее.

В 1954 году обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории, человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самое основание своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх - потребность в самоактуализации [9].

Во второй половине ХХ века возникают иные концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие, как социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.

Д. Макклелланд выдвинул следующее определение: «Мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий» [8, с. 214]. М.Х. Мескон считает, что мотивы находятся «внутри» человека (имеют персональный характер), зависят от разнообразных внутренних и внешних по отношению к субъекту факторов, а также влияния других мотивов.

В систематизированном виде проблемы мотивации человека, рассматриваемого в социальном контексте, осветил Г. Мерфи в своей работе «Социальная мотивация». Он рассматривает мотивацию как совокупность мотивов, их систему и отмечает, что мотивация зависит от многих социальных факторов, к которым относятся верность группе, боязнь показаться смешным, стремление поддержать свой престиж.

Таким образом, исходя из теорий, разрабатываемых в зарубежной психологии, несмотря на неоднородность определения основных понятий, связанных с учением о побудительных силах, в науке выделяют несколько типов мотиваций:

1 тип - мотивация с биоэнергетической основой - мотивация инстинктов, мотивация влечения. В качестве ведущего механизма этого типа мотивации выступает физиологический фактор;

2 тип - мотивация с психоэнергетической основой - мотивация потребности, мотивация психических и социальных факторов [11].

Таким образом, зарубежные авторы, так же как и отечественные, рассматривают мотивацию как динамический аспект поведения, посредством которого индивид вступает в контакт, то есть в определенное отношение с миром. Более конкретно, мотивация представляет собой активный процесс направления поведения к предпочитаемым ситуациям и объектам. Мотивы же оказывают огромное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека как цель, на которую направлено, в конечном счете, поведение.

Рассмотрим подробнее проблему мотивации достижения. В психологической литературе наиболее полно представлен анализ деятельности достижения с точки зрения измерения индивидуальных различий в поведении, обусловленных мотивами в эквивалентных ситуациях. Большинство авторов считают, что успех в деятельности зависит не только от способностей человека и его собственных представлений о них, но и от стремления достичь цели, т.е. от мотивации достижения. Таким образом, успех в деятельности зависит от способностей, мотивации достижения и ситуативных факторов. Наиболее значительный вклад в успех деятельности принадлежит высокому уровню

мотивации достижения.

Мотивация достижения - поведение человека, направленное на достижение успехов в жизни, на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, которую он считает значимой и которая ориентирована на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности [5].

Одним из важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижения, является мотив достижения. Мотив достижения объясняет индивидуальные различия в ориентациях, интенсивности и последовательности поведенческих актов, связанных с достижением успехов [4].

Для характеристики ситуаций деятельности достижения Х. Хекхаузен предложил следующие критерии:

- осязаемый результат деятельности;

- возможность качественной или количественной оценки результата;

- адекватность требований к оцениваемой деятельности с точки зрения определенных затрат сил и времени;

- существование определенной сравнительной шкалы и некого нормативного уровня в пределах данной шкалы, считающегося обязательным;

- деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим [11].

Анализируя литературу по проблеме исследования, выявлено, что субъективная вероятность достижения цели (успеха) понимается как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху, т.е. отражает степень уверенности в успехе. Субъективная вероятность достижения цели зависит от уровня самооценки, субъективной сложности задания и убеждения, что успех зависит от затраченных усилий. Субъективная вероятность успеха отражает степень уверенности в успехе, включает в себя уровень притязаний индивида, который определяется выбором уровня сложности задания, предыдущим опытом успеха/неуспеха, атрибуций тех причинных факторов, которые субъект считает ответственными за настоящий или будущий результат самооценкой способностей.

H.С. Горбач полагает, что «уровень успешности» переживается как обязательное для человека «притязание», воспринимается ли он как требование, предъявляемое задачей, или потребностью в самоактуализации, или как требование социальных норм. Достижение или недостижение «уровня успешности» оказывает влияние на самооценку [3].

Базовая потребность в достижении успеха задает целевую направленность личности на успех. Л.И. Божович выделяет три вида такой направленности как результат доминирующих мотивов:

1) моральная (успех связан с общественной ценностью человека);

2) общественная (успех связан с интересами и потребностями общества);

3) деловая (мотивы порождаются самой деятельностью познания, творчества) [1].

Теория достижений (или потребность в достижении) была в первую очередь

продвинута американским психологом Д. Макклелландом. Он провел большую часть своей жизни, разрабатывая идею, что три ключевые потребности приобретаются посредством обучения или опыта:

I. Потребность в достижении. Выбор ситуаций, когда успех зависит от производительности.

2. Потребность в принадлежности. По сути - находиться рядом с кем-то. Такой человек наслаждается взаимной дружбой с окружающими.

3. Потребность в силе. Те, у кого есть такая потребность, очень нуждаются в управлении событиями и вещами или влиянии на окружающих [8].

Таким образом, можем сделать вывод, что мотивация достижения - поведение человека, направленное на достижение успехов в жизни, на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, которую он считает значимой и которая ориентирована на

достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии, 1997. 352 с.

2. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. 811 с.

3. Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 42-44.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл, 2006. 332 с.

5. Занюк С. Психология мотивации. Киев: Ника-Центр, 2001. 352 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2011. 512 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл, 2005. 352 с.

8. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб: Питер, 2007. 667 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2008. 352 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2010. 713 с.

11. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб: Питер, 2001. 256 с.

REFERENCES

I. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: selected psychological works. Moscow: Institute of Practical Psychology, 1997. 352 p.

2. A large psychological dictionary. St. Petersburg: Prime-EUROZNAK, 2011. 811 p.

3. Gorbach, N. S. Motivation in psychology: the history and current state of the problem // Young scientist. 2021. No. 3 (345). pp. 42-44.

4. Gordeeva T.O. Psychology of achievement motivation. Moscow: Sense, 2006. 332 p.

5. Zanyuk S. Psychology of motivation. Kiev: Nika-Center, 2001. 352 p.

6. Ilyin E.P. Motivation and motives. St. Petersburg: Peter, 2011. 512 p.

7. Leontiev A.N. Activity. Conscience. Personality. Moscow: Sense, 2005. 352 p.

8. McClelland D. Human motivation. St. Petersburg: Peter, 2007. 667 p.

9. Maslow A. Motivation and personality. St. Petersburg: Peter, 2008. 352 p.

10. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg: Peter, 2010. 713 p.

II. Heckhausen H. Psychology of achievement motivation. St. Petersburg: Peter, 2001. 256 p.

Информация об авторах И.Ф. Шиляева - кандидат философских наук, доцент кафедры «Общая и педагогическая психология»;

Е.Ю. Леонтьева - студентка факультета психологии (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»).

Information about the authors I.F. Shilyaeva - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of General and Pedagogical Psychology;

E.Y. Leontieva - Student of the Faculty of Psychology ("Pedagogy and psychology of deviant behavior").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.