Научная статья на тему 'Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения'

Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ / ВЫБОР ВУЗА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / MOTIVATION OF ENTRANTS / CHOOSING HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ADVERTISING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоненко Вероника Владимировна

Представлены результаты анализа мнений студентов высших учебных заведений г. Волгограда с целью определения мотивации, которая влияет на выбор ими места обучения. Анализ показал, что преобладают неформальные источники информации: потенциальный абитуриент узнает о вузах от старших родственников или знакомых. Интересно, что реклама, в том числе в средствах массовой информации, оказалась, по свидетельствам опрошенных, неэффективной либо отсутствовавшей. Выявлены причины и факторы, оказывающие решающее влияние на выбор вуза молодыми людьми. Наиболее значимыми факторами при выборе вуза и направления подготовки являются высокий престиж и того, и другого, а также высокое качество образовательных услуг, возможность высоких заработков в будущем, последующий карьерный рост, быстрое трудоустройство после окончания обучения. На основании полученных данных формулируются основные рекомендации, которые могут быть полезными при разработке стратегии привлечения абитуриентов. Так, именно перечисленные выше факторы в первую очередь следует актуализировать при организации рекламы вуза или специальности и при проведении профориентационных мероприятий, которые должны быть обращены не только к поступающим, но и к старшему поколению, представители которого в значительной степени формируют мнения абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of Volgograd Entrants in Choosing Higher Education Institution

The results of the analysis of Volgograd higher education institutions students’ opinions for the purpose of determining the motivation which influences a choice of education places are presented. The analysis showed that informal sources of information prevail: the potential applicant learns about higher education institutions from the elder relatives or friends. It is interesting that advertising, including that in mass media, according to the respondents appeared inefficient or was absent. The reasons and the factors having decisive influence on a choice of higher education institution by young people are found out. The most important factors in choosing higher education institution and the specialty are the high prestige of both of them, and also the high quality of educational services, possibility of high earnings in the future, the subsequent career progress, quick employment after graduation. On the basis of the obtained data the main recommendations which can be useful when developing strategy of entrants involvement are formulated. Thus the factors mentioned above first of all should be actualized in the organization of higher education institution advertizing or specialty advertizing and when carrying out professional orientation actions which have to be addressed not only to the entrants, but also to the elder generation which representatives substantially form entrants’ opinions.

Текст научной работы на тему «Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения»

Антоненко В. В. Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения / В. В. Антоненко // Научный диалог. - 2013. - № 12 (24) : Общественные науки. -С. 137-143.

УДК 316.628.23:331.548:378.1

Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения

В. В. Антоненко

Представлены результаты анализа мнений студентов высших учебных заведений г. Волгограда с целью определения мотивации, которая влияет на выбор ими места обучения. Анализ показал, что преобладают неформальные источники информации: потенциальный абитуриент узнает о вузах от старших родственников или знакомых. Интересно, что реклама, в том числе в средствах массовой информации, оказалась, по свидетельствам опрошенных, неэффективной либо отсутствовавшей. Выявлены причины и факторы, оказывающие решающее влияние на выбор вуза молодыми людьми. Наиболее значимыми факторами при выборе вуза и направления подготовки являются высокий престиж и того, и другого, а также высокое качество образовательных услуг, возможность высоких заработков в будущем, последующий карьерный рост, быстрое трудоустройство после окончания обучения. На основании полученных данных формулируются основные рекомендации, которые могут быть полезными при разработке стратегии привлечения абитуриентов. Так, именно перечисленные выше факторы в первую очередь следует актуализировать при организации рекламы вуза или специальности и при проведении профориентационных мероприятий, которые должны быть обращены не только к поступающим, но и к старшему поколению, представители которого в значительной степени формируют мнения абитуриентов.

Ключевые слова: мотивация абитуриентов; выбор вуза;

рекламная деятельность вуза; профориентационная работа.

Актуальность темы, которую мы затронем в данной статье, обусловлена тем, что все высшие учебные заведения, участвующие в конкурентной борьбе друг с другом, должны мобильно отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов при выборе вуза, разрабатывать новые методики обучения, обеспечивать использование современного оборудования в учебном процессе, предлагать студентам возможность трудоустройства, организовывать сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями и принимать иные меры, чтобы своевременно адаптироваться к изменениям в данной сфере.

В данной статье излагаются результаты анализа мнений студентов, обучающихся в вузах г. Волгограда, проведённого с целью определения мотивации, которая влияет на выбор ими места обучения, и построения грамотной стратегии привлечения абитуриентов. По результатам анализа будут предложены направления по совершенствованию профориентационной и рекламной деятельности, проводимой Волгоградским государственным университетом (ВолГУ). Всего опрошено 1437 человек, все - студенты волгоградских вузов.

Самый популярный источник информации, отмеченный студентами, - родственники, друзья или знакомые старших поколений. На него указали 56,65 % опрошенных. Было выяснено, как распределились предпочтения относительно популярности других источников информации (расположим их в порядке убывания значимости). Дети узнают о вузах:

- от сверстников (родственников, друзей или знакомых) -294 (20,46 %);

- из средств массовой информации - 126 (8,77 %);

- из рекламных брошюр, CD, Интернета и т. д. - 76 (5,29 %);

- из других источников - 98 (6,82 %);

- затруднились ответить - 28 (1,95 %).

Зависимости распределения по источникам информации о вузе от места жительства выявлено не было. В любом случае явно преобладают неформальные источники информации (родственники или

знакомые), тогда как реклама, в том числе в СМИ, оказалась, по свидетельствам опрошенных, неэффективной либо отсутствовавшей.

Факторы, оказавшие влияние на выбор вуза, в порядке убывания значимости распределились следующим образом (можно было выбирать любое количество вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100 %):

- высокий престиж вуза - 621 (43,22 %);

- высокое качество образовательных услуг - 490 (34,10 %);

- влияние родителей и/или других старших родственников -334 (23,24 %);

- удобное месторасположение вуза - 288 (20,04 %);

- лёгкость поступления / обучения - 277 (19,28 %);

- отсутствие в других вузах такой специальности - 241 (16,77 %);

- невысокая плата за обучение - 149 (10,37 %);

- пример/влияние сверстников - 95 (6,61 %);

- участие вуза в последующем трудоустройстве выпускников -80 (5,57 %);

- развитая материально-техническая база вуза (библиотека, компьютерные классы, спортзал и т. д.) - 80 (5,57 %);

- наличие родственников или хороших знакомых среди руководства и других влиятельных лиц вуза - 66 (4,59 %);

- указали иные причины - 98 (6,82 %);

- затруднились ответить - 36 (2,51 %).

Факторы выбора направления подготовки в порядке убывания значимости распределились следующим образом (можно было выбирать любое количество вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100 %):

- высокий престиж направления подготовки - 526 (36,60 %);

- возможность высоких заработков в будущем - 492 (34,24 %);

- мечта детства или просто нравится профессия - 476 (33,12%);

- наличие соответствующих способностей, склонность именно к данному виду деятельности - 476 (33,12%);

- перспективы быстрого последующего трудоустройства -386 (26,86%);

- влияние родителей, старших родственников, семейные традиции - 221 (15,45%);

- лёгкость поступления / обучения - 135 (9,39%);

- невысокая плата за обучение - 83 (5,76%);

- пример / влияние сверстников - 69 (4,80%);

- указали иные причины - 70 (4,87);

- затруднились ответить - 36 (2,51%).

Весомым фактором при выборе вуза является высокий престиж учебного заведения и высокое качество образовательных услуг, так как это обеспечивает быстрое трудоустройство и карьерный рост в будущем.

На вопрос о том, что не устраивает в процессе обучения, ответы студентов в порядке убывания популярности распределились следующим образом (можно было выбирать любое количество вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100 %):

- большое количество дисциплин, которые не имеют прямого отношения к будущей профессии - 561 (39,04 %);

- неудобное месторасположение вуза - 348 (24,22 %);

- маленькая стипендия, задержки её выплаты и т. д. - 325 (22,62 %);

- высокая плата за обучение - 267 (18,58 %);

- слишком строгие требования преподавателей - 235 (16,35 %);

- слабая материально-техническая база вуза - 212 (14,75 %);

- неучастие вуза в предоставлении баз практики или в последующем трудоустройстве выпускников - 203 (14,13 %);

- низкое качество преподавания большинства дисциплин -181 (12,60 %);

- коррупция среди преподавателей и сотрудников - 156 (10,86 %);

- проблемы с общежитием или вообще его отсутствие (при условии, что в нем есть потребность) - 80 (5,57 %);

- указали иное - 61 (4,24 %);

- всё устраивает - 100 (6,96 %);

- затруднились ответить - 60 (4,18 %).

Значительным негативным фактором в процессе обучения студенты всех вузов и направлений подготовки считают большое количество дисциплин, которые не имеют прямого отношения к будущей профессии и которые, по их мнению, не пригодятся в профессиональной деятельности.

На вопрос «Что для Вас главное приобрести по окончании обучения?» ответы распределились следующим образом:

- главное - диплом, а оценки в нём и полученные знания не так важны - 118 человек (8,21 % респондентов);

- главное - полученные знания, а сам по себе диплом мало что даёт - 290 (20,18 %);

- и диплом, и знания одинаково важны - 986 (68,62 %);

- главное другое - 24 (1,67 %);

- затрудняюсь ответить - 6 (0,42 %).

Распределение мнений по данному вопросу от вуза и направления подготовки респондента зависит незначительно.

На вопрос о том, что является стимулом к учёбе, ответы в порядке убывания популярности распределились следующим образом:

- будущие перспективы: карьера, высокий доход - 879 (61,17 %);

- учиться интересно - 564 (39,25 %);

- возможность «автоматического» получения зачётов или оценок по экзаменам - 514 (35,77 %);

- получение стипендии или возможность её повышения -315 (21,92 %);

- влияние родителей - 188 (13,08 %);

- учиться надоело, но бросить жалко - 156 (10,86 %);

- высокое качество преподавания большинства дисциплин -132 (9,19 %);

- положительный пример друзей или знакомых - 132 (9,19 %);

- материально-техническая база вуза - 51 (3,55 %);

- иное - 44 (3,06 %);

- затруднились ответить - 19 (1,32 %).

На основании представленных данных можно сделать следующие выводы:

Наиболее значимыми факторами при выборе вуза и направления подготовки являются высокий престиж и того, и другого, а также высокое качество образовательных услуг, возможность высоких заработков в будущем, последующий карьерный рост, быстрое трудоустройство после окончания обучения. Именно эти факторы в первую очередь следует подчёркивать при организации рекламы вуза или специальности и проведении профориентационных мероприятий.

Существенное влияние на формирование мнений абитуриентов относительно выбора вуза и направлений подготовки оказывают их

родители и другие старшие родственники. Следовательно, реклама вуза и направлений подготовки, а также профориентационная деятельность должны быть обращены не только к поступающим, но и к старшему поколению, представители которого в значительной степени формируют мнения абитуриентов.

Для студентов всех вузов значимой ценностью являются получаемые знания, а не только диплом по окончании обучения. Также высоко ценится ими качество преподаваемых дисциплин, прежде всего профилирующих. Следовательно, в рекламных сообщениях пункты, касающиеся уровня преподавания и качества предоставляемых знаний, должны занимать важное место.

Наиболее существенным негативным фактором в процессе обучения студенты всех вузов и направлений подготовки считают большое количество дисциплин, не имеющих прямого отношения к будущей профессии.

В большинстве вузов города обучаются в основном девушки и городские жители. Соответственно, молодые люди и сельские абитуриенты представляют собой тот «ресурс», на который, возможно, предстоит обратить внимание в ближайшие несколько лет при условии сокращения количества поступающих. В этом случае следует сформулировать рекламные сообщения, обращённые именно к указанным категориям населения.

Студенты ВолГУ в большей степени, чем студенты других вузов ценят высокий престиж университета, который прежде всего, по их мнению, определяется высоким качеством преподавания большинства дисциплин. Следовательно, абитуриенты, поступающие в ВолГУ, ориентируются в первую очередь именно на эти факторы. Высокое качество образовательных услуг - это ведущий фактор в конкурентной борьбе между ВУЗами.

Основной вопрос, который интересует абитуриентов при выборе вуза и направления подготовки, - трудоустройство по окончании обучения [Антоненко, 2013, с. 19]. Будущая работа должна быть престижной, высокооплачиваемой и обеспечивать возможности карьерного роста. При этом для удачного трудоустройства требуется, по мнению студентов, важен не только диплом, но и качество полученных в процессе обучения знаний. Последнее определяется именно

уровнем преподавания профилирующих дисциплин. Имидж ВолГУ как вуза, где этот уровень самый высокий в городе, должен обязательно поддерживаться всеми доступными средствами.

Литература

1. Антоненко В. В. Трудоустройство выпускников вузов - реальность или вымысел? / В. В. Антоненко // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 17-20.

2. Мушкетова Н. С. Влияние интернационализации рынков образовательных услуг на выбор маркетинговой стратегии вузов / Н. С. Мушкетова // Региональная экономика : теория и практика. - 2013. - № 14. - С. 48-54.

© Антоненко Вероника Владимировна (2013), кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Волгоградский государственный университет (Волгоград), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.