Научная статья на тему 'Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза'

Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
502
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ННГУ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОТИВАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ / БРЕНД / РЕКЛАМА ВУЗА / БРЕНД ВУЗА / ВЫБОР ВУЗА / PROSPECTIVE STUDENTS' MOTIVATION / UNIVERSITY / UNN / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / BRAND / ADVERTISING OF THE UNIVERSITY / UNIVERSITY BRAND / CHOICE OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Ирина Николаевна

Представлены результаты анализа рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года. Выявлены причины, факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на выбор молодыми людьми того или иного вуза. Определены основные ценности для поступающих в вузы на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского: высокое качество образования, большой выбор направлений подготовки, возможность учиться на современном оборудовании, инновационность, возможность трудоустройства и самое главное известность и престиж вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES TO IDENTIFY THE PROSPECTIVE STUDENTS MOTIVATION IN THEIR CHOICE OF THE UNIVERSITY

The results of the sociological analysis of the market of educational services to identify the motivation for the prospective students choice of the University in 2011 are presented. Reasons, factors and criteria that affect the choice of university in a decisive manner are determined. The study also determined the key values for the prospective students on the example of UNN: high quality of education, broad choice of majors and courses, access to modern equipment, innovativeness, job opportunities and, most importantly, the Universitys reputation and prestige.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №4 (1), с. 19-25

УДК 311.21

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ 2011 ГОДА

ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА

© 2012 г. И.Н. Ефимова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступ-ла вредакц-ю 14.05.2012

Представлены результаты анализа рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года. Выявлены причины, факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на выбор молодыми людьми того или иного вуза. Определены основные ценности для поступающих в вузы на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского: высокое качество образования, большой выбор направлений подготовки, возможность учиться на современном оборудовании, инновационность, возможность трудоустройства и самое главное - известность и престиж вуза.

Ключевые слова: вуз, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, социологический анализ, мотивация абитуриентов, бренд, реклама вуза, бренд вуза, выбор вуза.

Образование является одной из сфер общественной жизни, от которой во многом зависит развитие и потенциал общества и страны в целом. Речь идет не только о человеческом капитале в экономическом понимании, но и о научной деятельности, которая формируется благодаря передаче знаний, опыта, навыков и стремлению познать что-то новое, исследовать, открыть.

Получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из основных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает одно из ведущих мест в структуре личности.

Быстрота и глубина изменений, происходящих во внешней среде, побуждают высшие учебные заведения к поиску новых идей, построению систем и структур управления, адекватных требованиям рынков труда и образовательных услуг [1].

Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориентаций абитуриентов служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования. Реформы социальной жизни в нашей стране существенно изменили ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми.

Актуальность темы объясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве получаемого образования, об

успешности социально-психологической адаптации молодых людей к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.

Выбор выпускниками школ вузов является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой зависит их будущее. Каждый абитуриент понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Поэтому спрос на образовательные услуги достаточно велик.

Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [2].

Таким образом, анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года позволит выявить причины, факторы и критерии, оказывающие решающее влияние на их выбор вуза и в последующие годы.

Обработка результатов исследования

В рамках данной научной работы было проведено исследование с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе вуза, конкретно ННГУ им. Н.И. Лобачевского - Национального исследовательского университета. В настоящее время национальные исследовательские университеты являются новой формой организации научной и образовательной деятельности, способствующей развитию интеллектуального потенциала, повышению их конкурентоспособности [3].

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1 2 3 4 5 6

Рис. 1. Причины получения высшего профессионального образования (1 - хочу стать дипломированным специалистом, 2 - хочу получить диплом престижного вуза, 3 - хочу получить специальность как у родителей, 4 - хочу получить больше знаний по специальности, которая меня интересует, 5 - это возможность познакомиться с людьми и приобрести связи, которые помогут в жизни, 6 - высшее образование в жизни необходимо всем)

26% 24%

16% 14% 16%

4%

Т--------------------1--------------------1--------------------1--------------------г

Для достижения поставленной цели была разработана анкета на основе адаптированного опросника отдела контроля качества обучения университета г. Линкольна (Великобритания) и материалов центра контроля качества обучения ННГУ. На вопросы данной анкеты ответили 822 респондента, поступающие в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Опрос был проведен в приемных комиссиях 16 факультетов университета в период с 20 июня по 20 июля 2011 года. Вся полученная информация была приведена к более сжатому виду с помощью программ Microsoft Word и Microsoft Excel. В результате данного исследования нами были получены описанные ниже результаты.

В проведенном опросе участвовало 822 респондента, из которых 378 человек (46%) - молодые люди и 444 человека (54%) - девушки. Показатели ожидаемы, так как демографические данные свидетельствуют, что девушек, поступающих в 2011 г. в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, в возрасте от 16 до 19 лет больше, чем представителей мужского пола.

Распределение респондентов по признаку местности проживания выглядит следующим образом: 62.7% опрошенных абитуриентов проживают непосредственно в городе Нижнем Новгороде или в ближайших городах области (Кстово, Дзержинск, Павлово и т.д.), 37.3% проживают в других городах различных регионов.

Перед анкетированием предполагалось, что большинство поступающих свое решение в отношении избрания вуза уже приняли, поэтому они смогут дать более четкий ответ, что именно повлияло на выбор того или иного учебного заведения.

В настоящее время трудно устроиться на высокооплачиваемую работу без наличия диплома о высшем образовании, поэтому практически

все абитуриенты планируют поступить в вуз и тем самым хотя бы формально проложить себе дорогу к получению престижной работы. Доказательством этому служат статистические данные по Нижегородской области: 94.7% респондентов планируют получать высшее профессиональное образование, 4.7% пока не знают и лишь 0.6% не будут поступать в вуз.

Относительно причин, влияющих на получение высшего образования в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, приходим к следующим результатам.

Для большей наглядности и анализа полученных данных сведем общие ответы юношей и девушек в одно и представим полученные данные в обобщенном виде на диаграмме (рис. 1).

Большинство респондентов хотят получить высшее образование, потому что хотят стать дипломированными специалистами (26%), 24% респондентов хотят получить диплом престижного вуза, 16% абитуриентов считают, что высшее образование необходимо всем.

Рассмотрим вопрос, касающийся различных критериев при выборе абитуриентами конкретного вуза. Представим данные опроса в виде диаграммы (рис. 2).

Среди 822 опрошенных абитуриентов 69.1% определились с окончательным выбором вуза, это ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Такой результат был достаточно предсказуем: ННГУ им.

Н.И. Лобачевского соответствует всем критериям, которые были отмечены респондентами (местонахождение, наличие аккредитации, возможность бесплатного обучения, получение качественного образования и т.д.).

Рассмотрим какие же ВУЗы рассматривают респонденты (30.9% - респонденты, которые подали документы в качестве альтернативы в другие ВУЗы)? Это нижегородский государственный архитектурно-строительный универси-

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

123456789 Рис. 2. Критерии выбора абитуриентами вуза (1 - интересная специальность, 2 - возможность бесплатного обучения, 3 - местонахождение вуза, 4 - есть военная кафедра, 5 - возможность дополнительно обучаться за границей и получить 2 диплома, 6 - изучение более одного иностранного языка, 7 - вуз государственный, 8 - предоставление общежития, 9 - другое)

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 3. Популярность источников информации (1 - из рекламы в газетах и журналах, 2 - из справочной литературы для абитуриентов, 3 - из рекламы на радио и ТВ, 4 - с официального сайта ННГУ, 5 - от учителей, 6 - от знакомых, друзей, родных, 7 - из социальных сетей в Интернете (В контакте, Facebook, Twitter), 8 - другое)

68%

48% 50%

31% 34%

15% 11% 10%

30%

16°/с > 13%

8% 12°/ э

6% 7% 7%

1% i 1

-|---------------------------------------------------------------------1-----------------------------------------------------------------1-----------------------------------------------------------------1------------------------------------------------------------------1-----------------------------------------------------------------1-----------------------------------------------------------------1------------------------------------------------------------------г

тет - 2.1%, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова - 3.4%, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева - 20.9%, Нижегородский государственный педагогический университет - 19.5%, Нижегородский филиал Государственного университета - Высшая школа экономики - 26.9%, Нижегородский филиал Гуманитарного института -15.4%, Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) - 6.8%, Нижегородский коммерческий институт (НКИ) -3.3%, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (НИМБ) - 1.7%. Графически данное распределение можно представить на диаграмме.

Для правильного выбора учебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную, качественную и достоверную информацию об интересующих вузах.

Источников информации в настоящее время достаточное количество, рассмотрим в связи с этим, какие же из них наиболее популярны сре-

ди абитуриентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского (рис. 3).

Анализ диаграммы показывает, что наиболее популярным источником информации оказался официальный сайт ННГУ им. Н.И. Лобачевского - ему отдали предпочтение 68% респондентов, 50% респондентов отдали предпочтение социальным сетям в Интернете, замыкает тройку популярных ответов (48%) - «от знакомых, друзей», далее по убыванию.

Проведем анализ причин, влияющих на выбор абитуриентов при поступлении в вуз, и рассмотрим данные на диаграмме (рис. 4).

При равных условиях основная часть абитуриентов в качестве основной причины при выборе вуза отмечает совет родителей - 54%, затем почти одинаково значимы для абитуриентов совет друзей, знакомых (43%) и реклама вуза (42%). Следующую позицию занимает информация, полученная от представителей вуза (30%), свой собственный выбор составляет всего 21%, и замыкает перечень показатель посещения подготовительных курсов - 12%.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

12 3 4 5 6

Рис. 4. Причины, влияющие на выбор абитуриентов при поступлении в ННГУ им. Н.И. Лобачевского (1 - совет родителей, 2 - совет друзей, знакомых, 3 - информация, полученная от представителей вуза (дни открытых дверей и др.), 4 - посещение подготовительных курсов в ННГУ, 5 - реклама вузов, 6 - свой выбор)

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

0%

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 5. Факторы, наиболее значимые для абитуриентов при поступлении в вуз (1 - большой выбор направлений подготовки (специальностей), 2 - возможность учиться на самом современном оборудовании, 3 - возможность получить инновационное образование и перспективное высшее профессиональное образование, 4 - наличие широкого круга международных стажировок и практик, 5 - возможность трудоустройства после окончания вуза, 6 - высокое качество образования, профессиональный уровень подготовки, грамотные преподаватели, 7 - известность и престиж вуза (бренд))

67%

37% 44% 45%

33% 28%

23%

і 1 і і і і

54%

43% 42%

30%

21%

12%

і і і і і

Анализируя причины поступления абитуриентов в ННГУ им. Н.И. Лобачевского, хотелось бы отметить, что подготовительному факультету университета необходимо пересмотреть свою работу по привлечению школьников (будущих абитуриентов) на подготовительные курсы, больше проводить агитацию в школах, колледжах и техникумах Нижнего Новгорода и городов области.

Проведем анализ факторов, наиболее значимых для абитуриентов при поступлении в вуз, представим обобщенные данные на диаграмме (рис. 5).

Можно смело отметить, что показатель известности и престижа ННГУ (бренд вуза) лидирует с большим отрывом от других показателей

- 67%. Затем следуют возможность трудоустройства после окончания вуза - 45% и возможность получить инновационное и перспективное образование - 44%, 37% абитуриентов на-

зывают большой выбор направлений подготовки, 33% - возможность учиться на современном оборудовании, 28% опрошенных отмечают наличие международных стажировок и практик и только 23% выбирают высокое качество образования.

Повлиял ли на выбор ННГУ им. Н.И. Лобачевского тот факт, что он является национальным исследовательским университетом? Данные распределились следующим образом (рис. 6).

Больше половины респондентов отметили важность и значимость факта наличия категории «Национальный исследовательский университет» у ННГУ. На наш взгляд, в дальнейшей рекламной политике необходимо продолжать акцентировать внимание на наличии данной категории, так как это несомненно играет положительную роль в поддержании и развитии имиджа университета как крупнейшего и престижного высшего учебного заведения в регионе.

Рис. 6. Влияние наличия у ННГУ категории «Национальный исследовательский университет» при выборе вуза

70%

60%

50%

Рис. 7. Размер платы за обучение в одном семестре (1 -15-20 тыс. руб., 2 - 21-25 тыс. руб., 3 - 26-30 тыс. руб., 4 - 31-35 тыс. руб., 5 - 36-40 тыс. руб., 6 - более 40 тыс. руб.)

40%

30%

20%

10%

0%

63%

16%

21%

Знаю Примерно Не знаю

Рис. 8. Осведомленность респондентов о стоимости обучения, в выбранном, ими, вузе

Обратимся теперь к форме обучения, на которую бы хотели поступить абитуриенты.

Исключительно бюджетную форму обучения выбрали для себя 32.7%. Это может объясняться как нежеланием оплачивать обучение, так и невозможностью это делать в силу низкого дохода семьи. 57.3% попытаются поступить на бюджетное обучение, но если не получится, будут обучаться платно. Это связано с тем, что абитуриент может не набрать необходимый проходной балл и ему придется согласиться на платную форму обучения, тем более количество бюджетных мест с каждым годом имеет тенденцию к уменьшению. Только платно согласны обучаться всего 10% респондентов.

Рассмотрим теперь, какую сумму готовы заплатить абитуриенты (их родители) за обучение в вузе, представим это на диаграмме (рис. 7).

23.7% респондентов сказали, что готовы заплатить 15-20 тысяч рублей в семестр за обучение, т.е. самую минимальную сумму. Важно отметить, что во всех вузах с каждым годом идет повышение стоимости обучения и 15-20 тысяч не хватит для оплаты. Потому большинство абитуриентов и рассчитывают поступить на бюджетную форму. 31.7% респондентов готовы заплатить 21-25 тысяч рублей, что является средней стоимостью оплаты семестра обучения в нижегородских вузах. Максимальную сумму, представленную в анкете, т.е. более 40 тысяч рублей, могут заплатить 9.6% респонден-

тов, что объясняется достаточно высоким доходом в их семье.

На рис. 8 представлена диаграмма, иллюстрирующая, какой процент респондентов осведомлены о стоимости обучения в выбранном ими вузе.

Не знают о стоимости обучения в вузе 63.33%, примерно знают 20.67% абитуриентов, и знают точно 16% опрошенных.

Рассмотрим теперь, какие области знаний выбрали респонденты, изобразим данные на диаграмме (рис. 9).

Пятая часть респондентов выбрала такую область знаний, как экономика и финансы (20%). Далее следуют физико-математическое направление - 17% и юриспруденция - 14%. Надо отметить, что гуманитарные и социальноэкономические направления в целом выбрали 63%. Вот уже на протяжении нескольких лет данные области выбирает большинство абитуриентов, считая их наиболее прибыльными, престижными и востребованными.

Относительно ожиданий по заработной плате в течение 1-2 лет после окончания вуза мнения респондентов распределились следующим образом (рис. 10).

24% респондентов ожидают получать 21-25 тысяч рублей после окончания вуза, что вполне соответствует действительности, т.к. работодатели не готовы платить высокую заработную плату выпускникам, тем более если они не имеют опыта работы.

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 9. Области знаний, выбранные абитуриентами при поступлении в вуз (1 - экономика и финансы, 2 - менеджмент и ГМУ, 3 - юриспруденция, 4 - международные отношения, политология, туризм, 5 - психология, 6 -физико-математические направления, 7 - компьютерные науки, 8 - другое)

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1 2 3 4 5 6

Рис.10. Ожидания респондентов относительно заработной платы (1 - 15-20 тыс. руб., 2 - 21-25 тыс. руб., 3 - 2630 тыс. руб., 4 - 31-40 тыс. руб., 5 - 41-50 тыс. руб., 6 - более 50 тыс. руб.)

24%

23%

13% 18%

9% 13%

20%

14% 17%

12% 11% ІО /с 1

6% 7%

23.3% ожидают зарабатывать 26-30 тысяч рублей, и, как ни странно, 13.3% респондентов отметили сумму более 50 тысяч рублей, что, скорее всего, является достаточно завышенной суммой для выпускника даже самой престижной специальности и высокой квалификации.

Заключение

В ходе проведения данной научной работы было проведено исследование рынка образовательных услуг ННГУ им. Н.И. Лобачевского г. Нижнего Новгорода с целью определения мотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения и влияния бренда вуза. Нами проводился анализ вторичной и первичной информации по данному рынку.

Для сбора первичной информации респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, после чего все полученные данные приводились к более сжатому виду и анализировались.

В результате по итогам данного исследования были сделаны следующие выводы:

- главной причиной получения высшего образования респонденты считают его необходимость в жизни;

- важнейшими критериями при выборе ННГУ им. Н.И. Лобачевского были названы: интересные направления подготовки (специальности), возможность бесплатного обучения, наличие государственной аккредитации у вуза;

- Интернет (официальный сайт ННГУ и социальные сети), советы родителей и знакомых, рекламные сообщения на радио, ТВ и в прессе, Дни открытых дверей в вузе - это наиболее популярные источники информации для абитуриентов, на качество и полноту информации которых учебным заведениям стоит обратить более пристальное внимание с целью обеспечения максимальной осведомленности абитуриентов;

- в связи с уменьшением количества бюджетных мест и некоторым увеличением доходов семей 57.3% респондентов при непоступлении на бюджетное отделение будут обучаться платно;

- при поступлении большое влияние оказывает престиж (бренд) вуза. 59% респондентов отметили важность и значимость факта наличия категории «Национальный исследовательский университет» у ННГУ. При этом диплом престижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество еще и при трудоустройстве. Затем по значимости следуют факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (инновационное образование, перспективы тру-

доустройства, большой выбор направлений, возможность практиковаться за рубежом), а также ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза);

- при выборе учебного заведения абитуриенты ориентируются в основном на мнения родителей, друзей и знакомых, рекламу вузов и в последнюю очередь на собственное мнение;

- 31.7% респондентов готовы заплатить 2125 тысяч рублей за семестр обучения в вузе, что практически укладывается в среднюю стоимость обучения в ННГУ им. Н.И. Лобачевского (около 49 тыс. рублей в год);

- большинство респондентов хотели бы обучаться в таких областях знаний, как менеджмент, экономика и финансы, юриспруденция, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается избыток данных специалистов.

Данное исследование наглядно иллюстрирует текущее состояние информационного обеспечения абитуриентов, критерии выбора учеб-

ного заведения, определяет степень влияния различных факторов на абитуриентов и многие другие показатели.

Полученные результаты можно использовать для более детального исследования, направленного на изучение характеристик и мотивации абитуриентов при выборе ими конкретного вуза, а также влияния бренда на выбор вуза.

Список литературы

1. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А., Маколов В.И. Анализ конкурентных позиций национального исследовательского университета// Университетское упрвление: практика и анализ. 2011. №1. С. 6-11.

2. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект// Проблемы теории и практики управления. 2010. №5. С. 53-58.

3. Чубик П.С., Чучалин А.И., Похолков Ю.П., Агронович Б.Л. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития// Университетское управление: практика и анализ. 2009. №1. С. 2230.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES TO IDENTIFY THE PROSPECTIVE STUDENTS’ MOTIVATION IN THEIR CHOICE

OF THE UNIVERSITY

I.N. Efimova

The results of the sociological analysis of the market of educational services to identify the motivation for the prospective students’ choice of the University in 2011 are presented. Reasons, factors and criteria that affect the choice of university in a decisive manner are determined. The study also determined the key values for the prospective students on the example of UNN: high quality of education, broad choice of majors and courses, access to modern equipment, innovativeness, job opportunities and, most importantly, the University’s reputation and prestige.

Keywords: university, UNN, sociological analysis, prospective students’ motivation, brand, advertising of the university, university brand, choice of the university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.