Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ'

МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КАРЬЕРА / АДАПТАЦИЯ / SECONDARY EMPLOYMENT OF STUDENTS / MOTIVATIONAL STRUCTURE / MOTIVATIONAL MODELS / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / CAREER / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Надежда Константиновна

В статье исследуется мотивационная структура и мотивационные модели вторичной занятости студентов, их реализации и влияние на процесс профессиональной социализации будущих специалистов. Исследование основывается на данных, полученных посредством использования количественных (анкетирования) и качественных методов исследования, на основе которых были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов, выделены и описаны основные мотивационные модели занятости, дана их сравнительная характеристика. Показано, что доминирование профессиональных мотивов в поведении работающих студентов может рассматриваться как этап их профессиональной социализации. Автор приходит к выводу, что в модели «работа - деньги» цели «получение дохода» и «получение образования» вступают в противоречие, полученный в рамках данной работы социальный опыт оказывается невостребованным в профессиональной сфере, мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников конкурентных преимуществ на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL MODELS OF STUDENTS' EMPLOYMENT AND PROFESSIONAL SOCIALIZATION

The article examines the motivational structure and motivational models of students' secondary employment, their implementation and impact on the process of professional socialization of future specialists. The research is based on data obtained through the quantitative (questionnaire) and qualitative research methods, which were used to determine and classify the motives of students' secondary employment, identify and describe the main motivational models of employment, and give their comparative characteristics. It is shown that the dominance of professional motives in the behavior of working students can be considered as a stage of their professional socialization. The author comes to the conclusion that in the "work-money" model, the goals of "earning income" and "getting education" come into conflict, and the social experience obtained in this work is not in demand in the professional sphere, and it does not contribute much to employment after graduation. Thus, omissions, poor academic performance deprive such graduates of competitive advantages in the labour market.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Михайлова Н.К.1

1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», Новокузнецк, Россия

Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 3. — С. 333-346. с1о1: 10.18334/се.14.3.100685

В статье исследуется мотивационная структура и мотивационные модели вто-

АННОТАЦИЯ:

ричной занятости студентов, их реализации и влияние на процесс профес-

сиональной социализации будущих специалистов. Исследование основывается на данных, полученных посредством использования количественных (анкетирования) и качественных методов исследования, на основе которых были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов, выделены и описаны основные мотивационные модели занятости, дана их сравнительная характеристика. Показано, что доминирование профессиональных мотивов в поведении работающих студентов может рассматриваться как этап их профессиональной социализации. Автор приходят к выводу, что в модели «работа — деньги» цели «получение дохода» и «получение образования» вступают в противоречие, полученный в рамках данной работы социальный опыт оказывается невостребованным в профессиональной сфере, мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников конкурентных преимуществ на рынке труда.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вторичная занятость студентов, мотивационная структура, мотивационные модели, профессиональная социализация, карьера, адаптация

ОБ АВТОРАХ_

Михайлова Надежда Константиновна, доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (nkm.57@bk.ru)

&

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

Mikhaylova N.K.1

1 Novokuznetsk institute (branch) of the Federal State Budget Educational Institution of Higher

£![ Education, Kemerovo State University, Russia 10

o> en

Motivational models of students' employment and professional socialization

CITE AS:

Mikhaylova N.K. (2020) Motivatsionnye modeli zanyatosti studentov i professionalnaya sotsializatsiya [Motivational models of students' employment and professional socialization ]. Kreativnaya ekonomika. 14. (3). — 333-346. doi: 10.18334/ce.14.3.100685

ABSTRACT:_

The article examines the motivational structure and motivational models of students' secondary employment, their implementation and impact on the process of professional socialization of future specialists. The research is based on data obtained through the quantitative (questionnaire) and qualitative research methods, which were used to determine and classify the motives of students' secondary employment, identify and describe the main motivational models of employment, and give their comparative characteristics. It is shown that the dominance of professional motives in the behavior of working students can be considered as a stage of their professional socialization. The author comes to the conclusion that in the "work-money" model, the goals of "earning income" and "getting education" come into conflict, and the social experience obtained in this work is not in demand in the professional sphere, and it does not contribute much to employment after graduation. Thus, omissions, poor academic performance deprive such graduates of competitive advantages in the labour market.

KEYWORDS: secondary employment of students, motivational structure, motivational models, professional socialization, career, adaptation

JEL Classification: Z13, J16, J13

Received: 03.03.2020 / Published: 31.03.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Mikhaylova N.K. (nkm.57@bk.ru)

Введение

Феномен трудовой занятости студентов получил широкое распространение в нашей стране, его фиксирует как официальная статистика [1], так и специальные исследования [2, 3] (Tikhomirova, Myltasova, 2018; Prokhorova, Vaganova, 2018). При этом трудовая занятость студентов достаточно часто классифицируется как вторичная [4]. Под вторичной занятостью понимается дополнительная работа помимо основного занятия, поэтому для студентов очной формы обучения вторичной занятостью считается любая работа, т.к. основной их деятельностью является учеба [5]. Подобный подход к трактовке трудовой занятости студентов является обоснованным.

Начиная с 90-х годов вторичная занятость студентов как новое и динамично развивающееся явление вызвала активный интерес со стороны иссле- ^ дователей, результатом стало накопление эмпирических данных, позволяющих определить масштаб данного явления, отраслевую структуру занятости студентов, условия и оплату труда, временные затраты и пр. [6, 7] (Ivanova, 2010). Теоретическое обобщение полученных данных позволило определить а; причины и мотивы трудовой занятости студентов, ее влияние на академическую успеваемость, формирование профессиональных компетенций, на процесс адаптации молодых специалистов на рынке труда после окончания учебного заведения [8, 9] (Mikhaylova, 2012).

Исследования последнего десятилетия определили особенности занятости студентов, выявили проблемы, связанные с ней [10, 11] (Mikhaylova, Yarkova, 2019; Yarkova, Mikhaylova, 2019), позволили установить тенденции вторичной занятости студентов, сравнить их в разные периоды времени [11, 12] (Yarkova, Mikhaylova, 2019; Mikhaylova, Yarkova, 2016). Были сделаны шаги по созданию теоретических моделей и анализу мотивационной структуры трудовой занятости студентов, для которых учеба — основное занятие [13, 14] (Filonenko et al., 2018). Достаточно часто авторы рассматривали трудовую студенческую занятость с позиции влияния на академическую успеваемость в вузе, на адаптацию к требованиям рынка труда, не уделяя должного внимания моделям занятости, реализуемым студентами, их эффективности с позиции формирования карьеры после окончания вуза [15—17] (Zabelina et al., 2018).

Актуальность исследования объясняется фрагментарным характером изучения динамики мотивационной структуры работающих студентов, недостаточной изученностью мотивационных моделей занятости студентов, их эффективности при выборе траектории карьеры и влияния на процесс профессиональной социализации.

от

IN

от от

Эмпирическая база исследования

Для достижения данной цели были собраны и проанализированы эмпирические данные, полученные посредством как количественных (анкетный опрос), так и качественных методов сбора информации (фокус-группа). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета. Всего было опрошено 22% от количества студентов очной формы обучения, что составило 633 человека. Результаты данного исследования приводись автором в данном издании в 2019 г. [10, 11] (Mikhaylova, Yarkova, 2019; Yarkova, Mikhaylova, 2019). Опираясь на количественные характеристики исследуемого явления, была определена мотивационная структура и классифицированы мотивы работающих студентов. Использование качественных методов исследования позволило выделить, описать и сравнить основные мотивационные модели занятости студентов, определить их эффективность с позиций профессиональной социализации.

Исследование состояло из 3 этапов:

1. Изучение мотивов вторичной занятости студентов, их классификация.

2. Определение описательных и сравнительных характеристик мотиваци-онных моделей студенческой трудовой занятости.

3. Оценка эффективности реализуемых моделей и влияния на процесс профессиональной социализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для совершенствования механизма взаимодействия служб трудоустройства, учебных заведений, работодателей и студентов, готовых к совмещению учебы с работой, с целью придания ему большей гибкости, адаптивности к условиям на рынке труда.

Результаты исследования

Социализация индивида — это «приобретение им определенных социальных свойств для гармоничного включения в систему общественных отношений» [18, с. 92] (Klimenko, 2012). Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [19, с. 112] (Smelzer, 1994). Одним из измерений социализации выступает профессиональная социализация. В научной литературе существуют разные трактовки этого понятия. Содержательное толкование этого термина находим в работах Н.А. Перинской [20] (Perinskaya, 1998), А.И. Ковалевой [21] (Kovaleva,

2003), В.А. Цвык [22] (Tsvyk, 2003), А.В. Белой [23] (Belaya, 2009) и др. Так, Перинская Н.А. определяет профессиональную социализацию, с одной стороны, как «процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой — как процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие» [20, с. 36] (Perinskaya, 1998).

Профессиональная социализация — важный социальный процесс в формировании квалифицированных специалистов в высшей школе. Среди основных показателей эффективности профессиональной социализации выступают: уровень освоения профессиональной образовательной программы, сформированность профессионально важных и социально-личностных качеств.

га

В условиях динамично развивающегося рынка труда критериями профессиональной социализации студентов становятся их социальная и профессиональная конкурентоспособность, мобильность. Социально-профессиональная конкурентоспособность выпускника вуза определяет его потенциал востребованности на рынке труда, представляет собой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик. Многие специалисты и исследователи не последнюю роль отводят в этом процессе вторичной занятости студентов [24] (Markova, 2013). В связи с этим возникают вопросы, ответы на которые мы попытались найти в данном исследовании:

■ связь между мотивационной структурой вторичной занятости и моделью поведения студентов в трудовой сфере;

■ описательные и сравнительные характеристики мотивационных моделей вторичной занятости студентов, их эффективность с позиций профессиональной социализации.

В результате анкетирования было установлено, что основным мотивом вторичной занятости 44% студентов, участвующих в анкетировании, является желание быть «материально независимыми от родителей», 35% опрошенных связывают ее с наличием «материальных трудностей». Следовательно, материальные факторы являются главными в мотивационной структуре занятости студентов. Но не только материальные потребности ставят студентов перед необходимостью выходить на рынок труда. Важную мотивирующую

роль играют стремления, связанные, в частности, с будущей профессиональной деятельностью: налаживание контактов, социальных коммуникаций и самореализация в профессии.

от

Л Среди прочих мотивов указывались такие, как «интерес к данному виду

^ деятельности» (отметили 15% опрошенных), «стремление приобрести профессиональные и практические навыки работы» (6%), «установить полезные контакты, отношения» (3%). Это значит, что примерно четвертая часть опрошенных студентов не связывали свою работу с материальными мотивами, к этому их побуждали, вероятнее всего, профессиональный интерес, желание и возможность обрести новые умения и навыки, которые повысят их конкурентоспособность после окончания вуза.

С целью уточнения полученных результатов студентам было предложено определить свое отношение к работе, выбрав одно из утверждений: 37% опрошенных студентов утверждали, что работа является «потребностью и возможностью самореализации», 30% респондентов считают, что «работа открывает новые возможности в будущем», только 13% студентов заявили, что это «способ адаптации к условиям жизни».

Следовательно, большая часть работающих студентов, несмотря на материальные мотивы трудовой занятости, связывают работу с будущим трудоустройством после окончания вуза. Многие надеются, что полученный опыт поможет найти достойную работу, а при наличии определенной связи между настоящей работой и будущей профессией станет их конкурентным преимуществом при устройстве на работу относительно тех студентов, которые подобного опыта не имели.

Таким образом, в мотивационной структуре вторично занятых студентов можно выделить три группы мотивов: материальные (они являются определяющими для их трудовой деятельности), социальные и профессиональные. В соответствии с группировкой мотивов, предложенной М.А. Вороной [25] (Уотопа, 2008), первую группу можно отнести к категории «тактические», т.е. это установки на получение дополнительных денег на карманные расходы или средств к существованию, необходимость оплачивать обучение и пр. Вторую и третью группы — к категории «стратегические», т.е. стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Но сравнивая результаты проведенных нами исследований в 2008 и 2018 гг. [10] (М1ккау1оуа, Уаткоуа, 2019), следует отметить, что в последнем из двух исследований зафиксирован факт роста числа студентов, которые воспринимают занятость как базис для будущей профессионально-специализированной карьеры, стремятся синхронизировать цели профессионализации и накопления социального капитала.

Для анализа поведения работающих студентов была использована модель мотивации поведения через потребности. Согласно этой модели, в основе поведения лежат потребности, которые побуждают (мотивируют) к определенному поведению (действиям), направленному на удовлетворение потребности [26, 27] (Anisimov, 2008; Yarovaya, 2009).

При обобщении результатов исследования [28] (Mikhaylova, 2018) были выделены и описаны 3 мотивационные модели вторичной занятости студентов.

Первая мотивационная модель поведения занятых студентов наиболее распространенная. В основе этой модели поведения лежат материальные потребности — стремление заработать деньги на оплату обучения, обеспечить себе материальную независимость от родителей (хотя бы частично), которые испытывают материальные трудности в содержании взрослых детей — студентов. Выбор места работы в рамках данной модели никак не связан с будущей профессией, студенты не ставят в качестве цели приобретение профессионального опыта. Такие студенты работают там, где больше платят, при этом не имеют значения для них и условия работы, например, неформальное трудоустройство, неудобный график работы, «серая» зарплата, отсутствие социальных гарантий и пр. Студенты, чье поведение подходит под описание этой модели, сокращают свои усилия по обучению в вузе: часто пропускают занятия, имеют задолженности, плохо учатся, достаточно часто они оказываются в списках отчисленных из вуза студентов. Занятость студентов носит неформальный характер, характеризуется нерегулярностью, а рабочие места — низким качеством. По сути, мы имеем дело с «фальш-стартом»: ни знаний, ни полезного для будущей карьеры опыта. Следовательно, реализация этой модели вторичной занятости не влияет на процесс профессиональной социализации, определим ее как «работа — деньги».

Вторая мотивационная модель занятости студентов характерна для тех, кто, работая в современных организациях, стремится обрести профессиональный опыт и стаж. Такие студенты стремятся к официальному трудоустройству, ориентированы на рабочие места, близкие будущей профессии, чтобы в дальнейшем факт работы отразить в резюме.

Студенты приобретают профессиональные навыки и умения, расширяют сферу общения, накапливают социальный опыт, полезный с точки зрения будущего трудоустройства. При этом не снижают усердия относительно учебы, особенно если работодатель заинтересован получить сотрудника с качественной теоретической подготовкой. Следовательно, при реализации данной модели занятости трудовая деятельность студентов способствует

профессиональной социализации, а ранний выход на рынок труда повышает шансы трудоустройства после окончания вуза. Назовем эту модель «работа — опыт».

Третья мотивационная модель характерна для студентов, работающих на ^ основе самозанятости. Число работающих студентов, которые создали рабочие места для себя самих, невелико, поэтому эта мотивационная модель наи-2 менее распространенная. Такие студенты активны, коммуникабельны, уве-$ рены в своих силах, готовы рисковать, обладают специфически ресурсами. В группе самозанятых больше молодых людей, у которых работа совпадает с направлением подготовке в вузе, а это значит, что при создании себе рабочего места студент может использовать профессиональные навыки и умения, полученные в вузе. Самозанятые студенты предъявляют высокие требования к содержанию и формам обучения, настроены критически, теоретические

Таблица

Сравнительные характеристики мотивационных моделей вторичной занятости студентов

Критерии сравнения Модель «работа — деньги» Модель «работа — опыт» Модель «работа — самозанятость»

Приоритетные потребности Материальные Социальные, профессиональные Социальные, профессиональные

Мотивы Тактические Стратегические Стратегические

Действия Работа там, где больше платят Работа там, где есть возможность приобрести социальный и профессиональный опыт и стаж Создание рабочего места для себя

Результат реализации модели Занятость является нерегулярной (подработки), носит неформальный характер, рабочие места низкого качества Официальное трудоустройство, постоянные места работы в сфере предполагаемого после окончания вуза трудоустройства Адаптация к условиям рынка труда, реализация специфических ресурсов, в частности предпринимательских способностей

Влияние на профессиональную социализацию Не влияет на профессиональную социализацию Является этапом профессиональной социализации Является этапом профессиональной социализации, в процессе которой студент играет активную роль

Источник: составлено автором

знания, навыки, сформированные в вузе, соотносят с практическим опытом работы, как правило, хорошо учатся. Часто пользуются поддержкой семьи, как материальной, так и моральной.

В таблице приведен сравнительный анализ данных моделей вторичной занятости студентов.

Сравнительный анализ выделенных моделей позволяет сделать вывод, что реализация разных мотивационных моделей вторичной занятости студентов дает неоднозначные результаты. Так, модель «работа — деньги» мало способствует профессиональной социализации, в то время как модели «работа — опыт» и «работа — самозанятость», напротив, напрямую связаны с этим процессом, полученный социальный и профессиональный опыт в рамках этих моделей позволяет адаптироваться к требованиям рынка труда с минимальными издержками. Поэтому понятно, почему в совмещении учебы и работы

о

го

заинтересованы не только студенты, но и работодатели и учебные заведения. Работодатели создают для работающих студентов условия, предлагая неполную занятость, гибкий график, позволяющий посещать занятия, повременную (почасовую) или сдельную систему оплаты труда. Учебные заведения щ видят во вторичной занятости студентов возможность дополнить теоретические знания практикой, переводят по желанию студентов на индивидуальный график обучения, формируют расписание так, чтобы студент мог и учиться, и работать. Сегодня большинство тех, кто сталкивается с этим явлением, считают совмещение работы и учебы возможным. Но будет ли этот практический опыт полезен? Ответ на этот вопрос зависит и от выбранной студентом модели трудовой занятости.

Заключение

В мотивационной структуре работающих студентов можно выделить следующие виды потребностей: материальные (тактические), социальные и профессиональные (стратегические). Выбор мотивационной модели вторичной занятости студентов определяется структурой потребностей, приоритетностью ее видов.

Основными мотивационными моделями вторичной занятости студентов являются: «работа — деньги», «работа — опыт», «работа — самозанятость». Сравнительный анализ данных моделей на основе пяти критериев: приоритетность потребностей, мотивы, действия, результаты реализации модели, влияние на профессиональную социализацию, — позволяет определить отличительные особенности каждой из них и эффективность с позиций будущего трудоустройства и профессиональной карьеры.

«л

Реализация моделей «работа — опыт», «работа — самозанятость» способствуют профессиональной социализации, могут рассматриваться как начальный этап будущей профессиональной карьеры. Модель «работа — деньги», главной целью которой является получение дохода, мало способствует формированию профессиональных компетенций, определению социально-профессиональной идентичности студентов. Накопленный за время работы социальный опыт облегчает процесс адаптации на рынке труда, но низкий уровень сформированности профессиональных компетенций часто делает невозможной работу по выбранному направлению подготовки после окончания вуза.

Вузам, наряду со ставшими традиционными формами содействия трудоустройству студентов (ярмарки вакансий, встречи с работодателями, мастер-классы и пр.), следует активнее влиять на процесс трудовой занятости студентов. Сотрудничество с работодателями, создание специальных структур (например, студенческих кадровых агентств) должны быть подчинены цели профессиональной социализации студентов ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Труд и занятость в России — 2019. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ Trud 2019.pdf ( дата обращения: 01.03.2020 ).

2. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. — 2018. — № 4. — c. 467-475.

3. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 6. — c. 174-177.

4. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/ VoprEconomik-6-2008.pdf (дата обращения: 20.02.2020 ).

5. Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вузов на пути к профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ra/artide/n/ vtorichnaya-zanyatost-studentov-vuzov-na-puti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.02.2020 ).

6. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — c. 63-69.

7. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-kak-sposob-ih-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-transformatsii-rossiyskogo-obschestva ( дата обращения: 24.02.2020 ).

8. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 1. — c. 268-271.

9. Миков Ю.В., Табала О. В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студента. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-i-professionalnyy-vybor-studenta (дата обращения: 24.02.2020 ).

10. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой — путь к Е профессии? // Экономика труда. — 2019. — № 2. — c. 763-774. — doi: 10.18334/ ^ et.6.2.40671.

11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» 8 или новые тенденции? // Экономика труда. — 2019. — № 1. — c. 587-598. — doi: ~ 10.18334/et.6.1.39880.

k.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. — 2016. — № 14. — c. 182-186.

13. Филоненко В. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузe // Социологические исследования. — 2018. — № 9. — c. 135140.

14. Килина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 fenomen-trudovoy-zanyatosti-studentov-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 26.02.2020 ).

15. Самсонова Т.И. Трудовая социализация молодежи: проблемы и тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-sotsializatsiya-molodezhi-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 24.02.2020 ).

16. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: коллективная монография / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под общей ред. В.В. Садырина. — Челябинск: Из-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. — 294 c.

17. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. — 2018. — № 2. — c. 419-432.

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

18. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. — 2012. — № 3. — с. 92-102.

19. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер; пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 112 с.

20. Перинская Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации: социологический сборник. — М.: Социум, 1998. — 36-40 с. — Вып. 4.

21. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, со-циализационная траектория // Социологические исследования. — 2003. — № 1. — с. 109-115.

22. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2003. — № 4-5. — с. 509.

23. Белая А.В. Профессия как социологическая категория: основные подходы к определению // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. — 2009. — № 2. — с. 7-13.

24. Маркова С.М. Социализация и профессионализация личности как цель профессионального образования // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 12. — с. 54-56.

25. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. — 2008. — № 8. — с. 106-115.

26. Анисимов О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. — 2008. — № 1. — с. 229-236.

27. Яровая Ю. Н. Психологические причины мотивационного поведения человека // Философия образования. — 2009. — № 2. — с. 248-254.

28. Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов. / Современные тенденции развития науки: сборник тезисов национальной конференции; под общ. ред. С.О. Гаврилова и Д.М. Бородулина; ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет». — Кемерово, 2018. — 156 с.

REFERENCES:

Professionalnaya sotsializatsiya vypusknikov pedagogicheskikh vuzov na osnove is-polzovaniya sovremennyh tekhnologiy setevogo vzaimodeystviya [Professional socialization of graduates of pedagogical universities on the basis of modern technologies of networking] (2013). (in Russian).

Anisimov O. S. (2008). Potrebnosti i motivy: sushchnost i tipologiya [Needs and motives: essence and typology]. The world of psychology. (1). 229-236. (in Russian).

Belaya A.V. (2009). Professiya kak sotsiologicheskaya kategoriya: osnovnyepodkhody k opredeleniyu [A profession as a sociological category: main approaches to the definition]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Sotsialnye nauki. (2). 7-13. (in Russian).

FilonenkoV. I., Skachkova L.S., Filonenko Yu.V. (2018). Zanyatost studentov vo vre-mya obucheniya v vuze [Students Employment During Study at University]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (9). 135-140. (in Russian).

Ivanova I.N. (2010). Molodezhnyy rynok truda v kontekste sotsialnoy politiki [Labour market for young people in the context of social policy]. Higher education in Russia. (2). 63-69. (in Russian).

Klimenko V.A. (2012). Professionalnaya sotsializatsiya studentov: strukturno-funkt-sionalnaya model [Professional socialization of students: structural and functional model]. Sotsiologicheskiy almanakh. (3). 92-102. (in Russian).

Kovaleva A.I. (2003). Kontseptsiya sotsializatsii molodezhi: normy, otkloneniya, sot-sializatsionnaya traektoriya [Concept of youth socialization: norms, deviation, socializing trajectory]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (1). 109-115. (in Russian).

Markova S.M. (2013). Sotsializatsiya iprofessionalizatsiya lichnosti kak tselprofessio-nalnogo obrazovaniya [Socialisation and professionalisation of the personality as a goal of vocational education]. Theory and practice of social development. (12). 54-56. (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2012). Zanyatost studentov i ee rol v formirovaniiprofessionalnyh kompetentsiy budushchikh spetsialistov [Students employment and its role in the formation of the professional competence of the future specialists]. Bulletin of Kemerovo State University. (1). 268-271. (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2018). Motivatsionnye modeli zanyatosti studentov [Motivational models of students employment] (in Russian).

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2016). Ekonomicheskie problemy studenchestva v sovremennyh usloviyakh [Economic problems of students in modern conditions]. Science Review. (14). 182-186. (in Russian).

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2019). Sovmeshchenie ucheby studentov s rabot-oy — put k professii? [Combining students' studies with work — the way to the profession?]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 763-774. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40671.

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

m m

Perinskaya N.A. (1998). Sotsialnaya identichnost kak rezultat professionalnoy sotsi-alizatsii [Social identity as a result of professional socialization] (in Russian).

Prokhorova M.P., Vaganova O.I. (2018). Tendentsii sovmeshcheniya trudovoy deyatelnosti i ucheby v vuze [The trends of combining work and study at the University]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6). 174-177. (in Russian).

Smelzer N. (1994). Sotsiologiya [Sociology] (in Russian).

Tikhomirova A.M., Myltasova O.V. (2018). Rol vtorichnoy zanyatosti studentov v formirovanii trudovyh kompetentsiy [The role of secondary employment of students in the formation of labour competencies]. Moscow Economic Journal. (4). 467-475. (in Russian).

Tsvyk V.A. (2003). Professionalizatsiya kak sotsialnyy protsess [Professionalization as a social process]. VestnikRUDN. Seriya: Sotsiologiya. (4-5). 509. (in Russian).

Vorona M.A. (2008). Motivy studencheskoy zanyatosti [Motivations for students' employment]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (8). 106115. (in Russian).

Yarkova T.A., Mikhaylova N.K. (2019). Zanyatost studentov na rynke truda: «starye» ili novye tendentsii? [Student employment in the labour market?]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 587-598. (in Russian). doi: 10.18334/ et.6.1.39880.

Yarovaya Yu. N. (2009). Psikhologicheskie prichiny motivatsionnogo povedeni-ya cheloveka [Psychological reasons for motivational behavior of a person]. Filosofiya obrazovaniya. (2). 248-254. (in Russian).

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Matveeva E.A., Safonov A.S. (2018). Novye formy zanyatosti v rossiyskoy ekonomike kak obekt gosudarstvennogo regulirovaniya [New forms of employment in the Russian economy as the object of state regulation]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 419-432. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.