Научная статья на тему 'Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности студенческой молодежи'

Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / STUDENTS / STIMULUS OF A LABOUR PROCESS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковзиридзе М. А.

Рассматриваются различные фактоpы мотивационно-профессиональной деятельности студентов. На основании результатов эмпирического исследования выявляется специфика различных мотивационных компонентов в сознании современной российской студенческой молодежи; предлагаются механизмы управления ее профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL DETERMINAHT FACTORS IN PROFESSIONAL STUDENTS' ACTIVITY

The article deals with different motivational factors in professional activity of students. Based on empiric research data the specific of different motivational components in the modern Russian students' consciousness are exposed. New mechanisms of management in professional youth' activities are proposed.

Текст научной работы на тему «Мотивационные детерминанты профессиональной деятельности студенческой молодежи»

Список литературы

Борейко, В.Е. Этика и менеджмент заповедного дела. - Вып. 53.- Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2005.

Гусейнова, Л.А. Глобальное и региональное в гармонизации социопри-родных систем (философско-методологический анализ). - М.: Изд-во РАГС, 2009.

Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) // Экономика и математические методы. - 2003. - Т. 39. - № 2.

Проблемы социальной экологии / отв.ред. Н.М. Мамедов. - М., 2002.

Штильмарк, Ф.Р. Идея абсолютной заповедности. - Киев-М.: КЭКЦ., 2005.

© Хомякова А.Н., 2010

М.А. Ковзиридзе

мотивационные детерминанты профессиональной деятельности студенческой молодежи

КОВЗИРИДЗЕ Манана Акакиевна - старший преподаватель кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления Московского государственного университета путей сообщения (kov-manana@yandex.ru).

Аннотация. Рассматриваются различные факторы мотивационно-про-фессиональной деятельности студентов. На основании результатов эмпирического исследования выявляется специфика различных мотивационных компонентов в сознании современной российской студенческой молодежи; предлагаются механизмы управления ее профессиональной деятельностью. Ключевые слова: Мотивационно-профессиональная деятельность; студенческая молодежь; профессиональная деятельность; стимулы трудового процесса; управление.

Ценностные жизненные ориентации и мотивации современной молодежи кардинально изменились по сравнению с жизненной ориентацией молодежи 60 - 80-х гг.1. Появление и, более того, рост безработицы, преодо-

1 См.: Агранович, М.Л. Молодежь в современной России: положение, потенциал, тенденции // Вестник молодежной политики. - 2005. - № 11; Вовченко, О.М. Проблема ценностей в современном мире // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. - М., 1990.- С. 85 - 90.; Голов, А. Индивидуаль-

ление последствий экономического кризиса, трудности трудоустройства молодежи могут стать масштабной проблемой российского общества1. Очевидно, что в сложившихся условиях мотивация профессиональной деятельности принимает иную структуру и направленность. Следовательно, возникает необходимость ее изучения на современном этапе, выявления специфики различных мотивационных компонентов в сознании современной российской студенческой молодежи, выработки механизмов управления ее профессиональной деятельностью. молодежи.

Именно мотивационный фактор профессиональной деятельности обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средства не только личностного, но и профессионального роста. Однако требуется обосновать необходимость учета специфической роли каждого из существующих материальных и моральных стимулов трудовой деятельности.

Общероссийские исследования в рамках реализации крупных исследовательских проектов молодежи - мониторинг «Молодежь России» НИЦ при Институте молодежи, «Социальное развитие молодежи» Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, «Молодежь России: три жизненных ситуации» Центра социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова позволили тщательно проанализировать тенденции и факторы формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи на современном этапе.

Объект нашего исследования - московская студенческая молодёжь в возрасте до 30-ти лет. Основной тип выборки определился в связи с разработкой схемы анализа. Стратифицированная выборка составила 1299 человек. Главным инструментом для сбора эмпирического материала исследования выбрано комплексное анкетирование. При разработке анкеты проведена его оценка на дискриминативность, валидность и ретестовую надежность. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS (версия 11.5).

Для изучения мотивации профессиональной деятельности была применена методика К. Замфир (в модификации А. Реана). В анкете был представлен бланк методики, в котором было предложено отметить мотивы профессиональной деятельности и дать оценку их значимости по пятибалльной шкале. Полученные коэффициенты мотивационных компонен-

ные ценности и потребительское поведение в России и США // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1997. - № 6. - С. 51.; Зборовский, Г.Е., Шуклина, Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 99 - 106.

1 См.: Трудные цифры /Российская газета. Федеральный выпуск. - 2009. -4 июня. - № 4924 (100); Прогноз минэкономразвития: в 2010 году безработица в России снизится / Российская газета. Федеральный выпуск. - 2009. - 25 декабря.

тов по всей выборке свидетельствуют, что студенты мотивированы самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов. Профессиональная деятельность не обусловлена мотивами избегания и порицания. Данная тенденция характерна как для студентов 1 - 3 курсов, так и для студентов 4 - 5 курсов, так как полученные показатели по мотивационным компонентам не имеют значимых различий по ^критерию Стьюдента.

На основе полученных в результате исследования данных можно выделить:

мотивы, выраженные в очень большой мере: удовлетворение от самого процесса и результата работы (56,3% всех опрошенных студентов отметили его как наиболее важный); возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности (48,9% опрошенных студентов считают его важным); денежный заработок (47, 6% опрошенных выделяют данный мотив как важный в большой мере);

мотивы, выраженные в наиболее незначительной мере: стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег (12,0% опрошенных считают его важным); стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (лишь 17,8% всех опрошенных студентов выделяют его как важный мотив);

мотивы, выраженные в средней степени, занимающие промежуточное положение между сильно- и слабовыраженными мотивами профессиональной деятельности: стремление к продвижению по работе (34,8% студенческой молодежи считают его важным); потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (29,9% опрошенных считают данный мотив наиболее важным).

Иными словами, студенческой молодежи наиболее присущи непосредственные внутренние мотивы профессиональной деятельности - удовлетворение от самого процесса работы, возможность самореализации в профессиональной деятельности. По результатам опроса мотив размера денежного заработка для студенческой молодежи отнюдь не является ведущим. 47,6% респондентов признали его значимым, но лишь при условии возможности удовлетворения от самого процесса и содержания профессиональной деятельности. Опосредованные мотивы, связанные с ценностями и целями, лежащими вне профессиональной деятельности, но удовлетворяющимися в ней, социальный престиж и стремление к продвижению по работе отмечены как значимые для половины опрошенной студенческой молодежи, однако лишь при выраженности мотива самореализации в профессии. Мотивы избегания критики со стороны коллег и руководства, возможных наказаний и неприятностей, т.е. внешняя отрицательная мотивация, выражена у студенческой молодежи наименее всего.

Для выявления влияния разных социально-экономических факторов на мотивацию профессиональной деятельности студенческой молодежи в анкетах выделены такие факторы (эмпирические индикаторы): как курс обучения (вопрос № 1), форма обучения (вопрос № 2), причины совмещения работы с учебой (вопрос № 7), социально-профессиональная принадлежность родителей (вопрос № 9), субъективная оценка материального положения (вопрос № 10), ценность высшего образования (вопрос № 11), взгляды на пути достижения успеха в жизни (вопрос № 24), пол (вопрос № 26), возраст (вопрос № 27) Затем проведено корреляционное исследования взаимосвязи показателей данных факторов и различных мотивов профессиональной деятельности. На основе данной процедуры в программе обработки статистических данных SPSS (версия 11.5) были проанализированы перекрестные данные мотивационных компонентов профессиональной деятельности и интересующих нас факторов. Полученные коэффициенты корреляций позволили сделать ряд выводов. Установлено, в частности, что мотивация профессиональной деятельности в процессе обучения студентов в вузе изменяется к пятому курсу. Студенты- старшекурсники в большей степени мотивированы непосредственными мотивами, соответствующими ценностям и целям профессиональной деятельности и обладают сформированной внутренней мотивацией (важны мотивы удовлетворения от самого процесса и результата работы и наиболее полной самореализации). Пятикурсники выше оценивают возможность повышения квалификации и продвижения по работе. При этом увеличивается ценность высокой заработной платы, однако только при возможности реализации перечисленных выше мотивов профессиональной деятельности. Мотив достижения социального престижа и уважения со стороны других становится менее значимым к пятому курсу (становясь опосредованным по своему происхождению и характерным для внешней мотивации профессиональной деятельности).

В целом для юношей наиболее важны мотивы денежного заработка (его отметили как наиболее важный 50% опрошенных, из которых 63,3%- юноши и 36,7% - девушки), стремление к продвижению по работе (считают важным мотивом 50% выборки, при этом 58,6%- юноши и 41,4% - девушки). Для юношей имеет большое значение возможность реализации своих способностей как условие работы (12,9% студентов отметили это условие как главное, из них 63,7% юношей и 36,3% девушек). Для девушек наиболее важен мотив удовлетворение от самого процесса и результата работы (55,3% девушек и 44,7% юношей оценили его как наиболее важный для себя). Мотивы избегания критики со стороны руководства и коллег и избегания возможных наказаний или неприятностей оценивают как важные лишь 12% и 17,8% опрошенных студентов. Следовательно, мотивация профессиональной деятельности как юношей, так и девушек является

внутренней по своему характеру с преобладанием непосредственных мотивов.

Что касается влияния фактора материального положения на мотивы профессиональной деятельности, то полученные результаты свидетельствуют о том, что благополучное материальное положение студентов (хорошее и неплохое) является определяющим фактором формирования внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Плохое материальное положение отмечено как наиболее значимый мотив профессиональной деятельности. В данном случае им является денежный заработок. Все иные мотивы (стремление к продвижению по работе, потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других, удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности) практически не играют большой роли, а значит, и побудительной силы.

Анализ взаимосвязи материального положения студентов с их планами после окончания вуза позволил выявить следующую закономерность (r=0,79): большинство из тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее и неплохое планируют после окончания вуза работать по специальности (54,7% и 45,7%, соответственно). Студенты, считающие свое материальное положение средним (денег хватает лишь на основные продукты и одежду) и плохим (денег не хватает на продукты, лекарства, одежду) после получения высшего образования планируют работать там, где больше платят (52,7% и 90,9%, соответственно). При этом студенты с плохим материальным положением продолжать обучение в аспирантуре не планируют (0,0%).

Важной информацией, позволяющей уточнить отношение студенческой молодежи к миру труда, могут служить данные, полученные при выяснении их мнения относительно того, как они представляют себе пути достижения успеха в жизни. Наша анкета в форме закрытого вопроса предлагала студентам определить, какие пути достижения успеха в жизни они предпочитают. Результаты опроса свидетельствуют, что большая часть студенческой молодежи необходимость «много учиться, повышать уровень своего образования» и «упорно работать» осознает как главный путь достижения успеха (51,8% и 35,6%, соответственно). Представления молодежи о путях достижения успеха в жизни обнаружили взаимосвязь с различными аспектами возрастных и мотивационных факторов. Так, по мнению большинства студентов первого и второго курса обучения, для достижения успеха в жизни любой способ хорош, в том числе хитрость, обман, неуплата налогов, взятки (45,2% и 43,7%, соответственно). Для студентов третьего - пятого курсов для достижения успеха в жизни приоритетнее много учиться, повышать уровень своего образования (с этим мнением согласны 24,4% студентов третьего и четвертого курса; 21,1% - студенты пятого курса). Другими

словами, для студентов младших курсов характерна ориентация на пассивное, потребительское отношение к жизнеустройству. В дальнейшем происходит переориентация на собственные силы как на главный способ достичь успеха в жизни.

При изучении взаимосвязи путей достижения успеха в жизни и мотивов профессиональной деятельности были получены следующие результаты:

студенты, считающие основным путем достижения успеха в жизни учебу, повышение уровня образования, наиболее высоко оценивают мотив денежного заработка. 53,4% респондентов считают данный мотив наиболее значимым для себя. Стремление к продвижению по работе (отметили - 52,2%, достижение социального престижа и уважения со стороны других - 52,1%, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности - 53,3%; студенты, считающие, что путь достижения успеха заключается в том, чтобы «упорно работать», наиболее высоко оценили мотив удовлетворения от самого процесса и результата работы (39,6%); считающие, что для достижения успеха любой способ хорош (в том числе хитрость, обман, неуплата налогов, взятки), наиболее значимым для себя назвали мотив достижения социального престижа и уважения со стороны других (15,1%). При этом, у студентов, назвавших основным путем достижения успеха в жизни «иметь богатых родителей», мотивы профессиональной деятельности не имеют высокой значимости: все мотивы профессиональной деятельности были оценены в среднем как значимые «в небольшой, но и в немаленькой мере» (т. е. три бала по пятибалльной системе оценивания, предложенной в анкете).

В целом, приоритетными составляющими модели успеха являются такие, как «много учиться, повышать уровень своего образования» (51,8%), «упорно работать» (имеется в виду - как в труде, так и в учебе) (35,6%). Эти два пути достижения успеха в жизни означают, что студенческая молодежь признает то, что достижение успеха потребует значительных усилий в труде и учебе и рассчитывает на свои силы. Такая преимущественная опора на свои силы (в сумме двух показателей 87,4% - более половины опрошенных) свидетельствует о явном приоритете при сравнении с факторами достижения успеха, относящимся к внешним условиям: на «обширные связи» рассчитывают 2,6% опрошенных, на помощь богатых родителей - 0,2% (меньшинство студенческой молодежи, принявшей участие в исследовании). При этом мнение о том, что для достижения успеха в жизни «хорош любой способ» разделяют 9,8% опрошенных, что свидетельствует о пассивном приспособлении к устройству в жизни. Вместе с двумя предыдущими ответами («иметь обширные связи», «иметь богатых родителей») они составляют 12,6%, обнаруживая тем самым значительный перевес ориентаций на собственные силы как на главный способ достижений успеха в жизни.

Сопоставление данных об отношении к профессиональному труду студенческой молодежи разного возраста, позволяет сделать следующие выводы:

возраст значительно влияет на содержание ведущих мотивов, которые являются ядром мотивационной структуры (ориентация на заработок, на разнообразие работы, возможность повышения квалификации). Данные обстоятельства необходимо учитывать при определении основных линий планирования хозяйственной и социальной деятельности, т.к. они влекут за собой изменения социально-психологического климата в коллективе;

имеются закономерные связи между факторами, определяющими социально-экономические позиции студенческой молодежи (курс обучения, форма обучения, пол, возраст, причины совмещения работы с учёбой, социально-профессиональная принадлежность родителей, субъективная оценка материального положения, ценность высшего образования, взгляды на пути достижения успеха в жизни) и особенностями формирования мотивационно-профессиональной деятельности;

В ходе исследования установлено влияние социальных различий на отношение к профессиям, ценностных ориентациях студенческой молодежи. Одновременно полученные результаты свидетельствуют в ряде случаев о некоторой однородности в формировании мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи и выравненности субъективных ориентаций разных групп молодежи. Судя по личным планам, в общественном сознании юношей и девушек в большей степени сглажены те различия, которые наблюдаются между студентами, принадлежащими к разным социальным группам, по-разному оценивающим свое материальное положение и пути достижения успеха в жизни. Эти факторы усиливают противоречивость формирования ценностных ориентаций, мотивации профессиональной деятельности, и, как следствие, процесса выбора профессии студенческой молодежью, как на уровне личности, так и на уровне общества в целом.

Выявлено, что ценностные ориентации - это область субъективно, индивидуального сознания людей. Безусловно, можно отметить его активное влияние на реальное поведение в производственных условиях. Следовательно, необходимо систематически оказывать воспитательное воздействие именно на ту часть студенческой молодежи, в которой преобладают индивидуалистические и прагматические ценностные ориентации, отклоняющие видение процесса труда как личностно необходимого. Необходимо разъяснять значимость профессионально труда и способствовать формированию чувства долга у той части молодежи, которая в первую очередь ориентирована на высокую заработную плату при отсутствии интереса к внутреннему содержанию труда.

Нельзя ошибиться в подходе к решению проблемы оптимального использования стимулов трудового процесса: доказанность того, что материальное стимулирование имеет большое значение только при условии высокого содержания труда, позволяет считать весьма значимым вопрос о политике материального стимулирования. При решении проблемы о преобладающем характере материальных стимулов следует учитывать содержание трудовых функций, выполняемых специалистом. Совершенствование системы управления в различных сферах профессионального труда предполагает четкое определение места материального стимулирования в системе разнообразных средств активизации трудового процесса.

Так, в процессе исследования доказано, что размер заработной платы, зачастую, нельзя считать главным фактором, определяющим состояние удовлетворенности профессиональным трудом для молодого специалиста. Заработная плата становится сильным мотиватором только при условии сочетания с другими более значимыми интересами личности. Например, при возможности наиболее полной самореализации в профессиональной деятельности, возможностью повышения квалификации, повышения социального престижа и т. д. Рассматривая методы начислении заработной платы, надо учитывать, что сотрудник считает справедливой ту оплату, которая начисляется на основе одинаковых для всех сотрудников принципах. Возможность расширения контроля в этой области заложена в гласности системы распределения материальных поощрений и выплат.

В современных условиях, когда ряд групп студенческой молодежи испытывает некоторое ущемление своей роли в выборе профессии, когда нарастает роль экономического принуждения к труду, требуется неослабное внимание к исследованию проблем расширения свободы выбора профессии, к анализу социально-профессиональных склонностей молодежи и их взаимодействии с потребностями общества. Другими словами, государственная политика и общественное сознание должны быть направлены на формирование четких и общественно-разделяемых морально-нравственных ориентиров личности, востребованной в современном российском обществе.

Список литературы

Здравомыслов, А.Г., Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после. -2-е изд. испр.и .доп. - М.: Аспект Пресс, 2003.

Кузнецов, А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. - Саратов, 1995.

Магун, B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения / Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А.Ядова. -М., 2001.

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: Доклад / С.В. Алещенюк и др. / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. - М., 2000.

Чупров, В.И, Зубок, Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. - М., 2000

© Ковзиридзе М.А., 2010

Ю.А. Белявский

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАзЛОМы

в массовом политическом сознании российского общества

БЕЛЯВСКИЙ Юрий Александрович - аспирант кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: uri-70.70@mail.ru).

Аннотация. Анализируются идеологические процессы в современном российском обществе. Особое внимание уделяется неоконсервативной волне в сфере идеологии российского общества.

Ключевые слова: идеология, социальные функции идеологии, идеологические процессы, идеология неоконсерватизма.

Российское общество переживает постпереходную эпоху. 20 лет революционной «ломки» заканчиваются. Провозгласив в конце 80-х гг. «деиде-ологизацию» и сделав ставку на прагматизм, страна в начале XXiв. оказалась не просто в глубоком идеологическом кризисе, а под политической угрозой потери идентификации.

Пережив форсированную модернизацию по «догоняющему типу», постепенно возрождается традиционная для России власть, политический режим. Осознав, что развитие без четкого понимания целей и путей их достижения невозможно, политическая элита приступила к разработке идеологии как системы взаимосвязанных приоритетов, лежащих в основе алгоритма развития, т. е. движения общества и государства. При всем этом само понятие «идеология» тщательно избегалось.

Возможно определенную сумятицу в правильное понимание того, есть ли у нас идеология и что она собой представляет, внесла ст. 13 действующей Конституции Российской Федерации. Части 1-3 этой статьи гласят, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.