Научная статья на тему 'Мотивационное ценообразование'

Мотивационное ценообразование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
космическая отрасль / цена / «издержки плюс» / индексация / индексы цен / экономические показатели / space industry / pricing / cost plus / indexing / price indices / economic indicators

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Марина Юрьевна, Казаков Иван Сергеевич, Мирошкина Наталья Александровна, Фоминова Наталья Александровна

Статья рассматривает механизмы мотивационного ценообразования, применяемые при формировании цен на продукцию ракетно-космической отрасли с 2018 года, которые могут быть использованы при сокращении издержек и снижении её стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Марина Юрьевна, Казаков Иван Сергеевич, Мирошкина Наталья Александровна, Фоминова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational pricing

The article considers the motivational pricing mechanisms used in the formation of prices for products of the rocket and space industry since 2018, which can be used to reduce costs and reduce its cost.

Текст научной работы на тему «Мотивационное ценообразование»

УДК 629.7:338.5

Мотивационное ценообразование

Motivational pricing

Статья рассматривает механизмы мотивационного ценообразования, применяемые при формировании цен на продукцию ракетно-космической отрасли с 2018 года, которые могут быть использованы при сокращении издержек и снижении её стоимости.

The article considers the motivational pricing mechanisms used in the formation of prices for products of the rocket and space industry since 2018, which can be used to reduce costs and reduce its cost.

Ключевые слова: космическая отрасль, цена, «издержки плюс», индексация, индексы цен, экономические показатели, ракетно-космическая промышленность (РКП)

Keywords: space industry, pricing, cost plus, indexing, price indices, economic indicators, rocket space industry

ИВАНОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА

Заместитель генерального директора по ценообразованию РКТ, АО «Организация «Агат»

IVANOVA MARINA

Deputy CEO for Pricing of rocket and space technology, JSC "Organization "Agat"

КАЗАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Заместитель начальника департамента по методологии ценообразования РКТ, АО «Организация «Агат»

KAZAKOV IVAN

Deputy Head of Department for Pricing Methodology of rocket and space technology, JSC "Organization "Agat"

МИРОШКИНА

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Заместитель директора департамента ценообразования, Госкорпорация «Роскосмос»

MIROSHKINA NATALIA

Deputy Director of Pricing Department, State Space Corporation "Roscosmos"

ФОМИНОВА

НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

и.о. заместителя генерального директора по экономике и организационному развитию, АО «СС «Гонец»

FOMINOVA NATALIA

Acting Deputy CEO for Economics and Organizational Development, JSC "SS GONETS"

Введение

Усиливающаяся конкуренция на мировом рынке космических услуг требует актуализации подходов к ценообразованию на ракетно-космическую технику, в том числе поставляемую по государственному оборонному заказу, в целях снижения цен на неё. В этой связи с 2018 года нормативными правовыми актами и иными документами в сфере ценообразования предусмотрены новшества, касающиеся применения принципов стимулирующего ценообразования и повышения эффективности деятельности организаций, поставляющих продукцию по государственному оборонному заказу, за счет роста производительности труда, снижения материалоемкости, энергоемкости, оптимизации производственного процесса и т.д. с сохранением сэкономленных средств у организаций для их последующего направления на развитие производства.

Учёт этих принципов в отрасли организован путём использования при формировании цен мотивационной модели ценообразования - модели формирования цены на продукцию, предусматривающей расчёт цены в целом, либо отдельных затрат в составе цены на последующий заранее установленный промежуток времени на основе значений, зафиксированных на определённую дату, изменение которых в течение этого промежутка времени не допускается (либо допускается в пределах определённых законодательством индексов цен).

Нормативно-правовое регулирование мотиваци-онной модели на федеральном уровне в настоящее время осуществляется Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 [1].

Такая модель позволяет организациям получить дополнительную прибыль за счёт сокращения издержек производства, а также сократить трудозатраты при формировании цен.

В настоящее время при формировании цен на продукцию, поставляемую по заказам Госкорпорации «Роскосмос», используются следующие виды мотиваци-онной модели ценообразования:

1) определение базовой цены и последующее применение к цене в целом индексов в соответствии с определёнными правилами («индексный подход»).

Суть индексного подхода заключается в первоначальном расчете базовой цены продукции с использованием затратного метода. Затем в случае отсутствия существенных изменений условий поставки продукции эта цена индексируется на соответствующий индекс цен из состава прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в течение 5 лет. Далее цена шестого года принимается равной цене пятого года и в дальнейшем пятилетний цикл индексации повторяется.

Под существенными изменениями условий поставки продукции понимаются обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 процентов и при этом плановая рентабельность (прибыль) в случае увеличения в текущем году себестоимости продукции снижается до уровня ниже минимального уровня, установленного законодательством, в том числе:

• изменение требований к поставляемой продукции государственным заказчиком (заказчиком), в том числе внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию;

• изменение ежегодного объема поставки продукции;

4 | номер 1(1) 2022

• принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов и др.

Применение индексного подхода допустимо в отношении серийных изделий с устоявшимся технологическим процессом изготовления и относительно постоянным объёмом поставок, по которым имеет смысл расчёт единой базовой цены и её удержание (с учётом инфляции) как минимум на среднесрочный период.

Применение такого подхода содержит выгоду для обеих сторон:

• государственному заказчику выгоден рост цен на продукцию в размере в среднем медленнее инфляции;

• исполнителям гарантируется, что экономия от повышения эффективности производства за счет снижения издержек не будет изъята при формировании цены в будущем.

Применение «индексного подхода» при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, до июня 2022 года было предусмотрено Положением о государственном регулировании цен [1]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 г. № 935 [2] норма отменена. В соответствии с данным постановлением «для текущего года, в котором осуществляется определение цены единицы продукции для будущих периодов (календарных лет), и календарных лет, следующих за текущим годом, используются прогнозные значения указанных индексов» вне зависимости от количества лет, на которые планируется поставка продукции.

Вместе с тем, значение цены шестого года поставки вследствие инфляционных процессов в подавляющем большинстве случаев превышает значение цены пятого года поставки, поэтому формирование цены шестого года поставки без учёта индекса не является завышением цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Таким образом, в целях сокращения издержек возможность применения «индексного подхода» и установления цены контракта с учётом указанного подхода при согласии сторон контракта сохраняется.

Применение индексов цен при формировании цен на эту продукцию в настоящее время регламентировано Порядком применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-

экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190 [3].

Данный подход применяется при заключении государственных контрактов на предприятиях РКП, таких как АО «РКЦ «Прогресс», АО «НПО им. С.А. Лавочкина».

2) определение значений базовых экономических показателей (стоимость единицы труда (нормо-часа, человеко-месяца), уровень дополнительной заработной платы, уровни общепроизводственных и общехозяйственных затрат (административно-управленческих расходов)), их фиксация в условиях заключаемого государственного контракта (контракта) на поставку продукции, заключаемого по ориентировочной (уточняемой) цене на продукцию либо цене на продукцию, возмещающей издержки, с дальнейшей невозможностью их изменения при переводе цены продукции в фиксированную («фиксация базовых экономических показателей»).

На отраслевом уровне по решению Генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» в настоящее время проводятся мероприятия по применению механизма фиксации базовых экономических показателей при формировании цен государственных контрактов (контрактов), заключаемых с единственными поставщиками, на поставку продукции по ориентировочной (уточняемой) цене на продукцию либо цене на продукцию, возмещающей издержки.

При заключении таких государственных контрактов (контрактов) в их текст включается условие о неизменности плановых величин стоимости единицы труда (нормо-часа, человеко-месяца), уровня дополнительной заработной платы, уровней общепроизводственных и общехозяйственных затрат (административно-управленческих расходов), предусмотренных в цене государственного контракта (контракта).

Выгода такого подхода для исполнителей государственных контрактов (контрактов) заключается в том, что, управляя процессом обеспечения производства на предприятии в целом (в том числе проводя мероприятия по снижению уровня общепроизводственных и общехозяйственных затрат (административно-управленческих расходов), относимых на себестоимость продукции пропорционально заработной плате), можно достичь

такой же экономии, как при индексном подходе, которая также не будет изъята заказчиком при приёмке продукции и может быть направлена на развитие предприятия.

Данный подход применяется при заключении государственных контрактов на предприятиях РКП, таких как ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», ПАО «РКК «Энергия».

3) фиксация отдельных затрат (статей калькуляции), величины которых известны заранее и которыми может управлять организация, с дальнейшей невозможностью их изменения при переводе цены продукции в фиксированную («фиксация затрат»). При таком подходе пересчёту при переводе цены подлежат только затраты, величины которых не могут быть точно определены при формировании ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию и организация не имеет возможности управления ими.

Такая модель стимулирует организации к снижению издержек при создании и производстве продукции (как в целом, так и в части отдельных прямых и косвенных расходов) и своевременному принятию управленческих решений по повышению эффективности производства по аналогии с механизмом фиксации базовых экономических показателей. При этом перечень управляемых затрат не ограничивается затратами, относящимися к деятельности предприятия в целом - возможно снижение затрат за счёт повышения эффективности управления закупками материальных ресурсов, производительности труда, работы с контрагентами и др.

На отраслевом уровне по решению управляющих органов Госкорпорации «Роскосмос» организациям-исполнителям государственных контрактов были направлены письма о рассмотрении возможности применения механизма фиксации затрат в составе цен опытно-конструкторских работ, в том числе о заключении соответствующих дополнительных соглашений к уже заключенным государственным контрактам.

На сегодняшний день предлагаемый механизм ещё не получил широкого распространения в отрасли. Он был применен при заключении государственного контракта с АО «СС «Гонец» на оказание услуг «Поддержание в технической и эксплуатационной готовности наземного комплекса обеспечения ретрансляции многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч» в 2021-2023 годах».

При переводе ориентировочной (уточняемой)

с установлением предельного значения цены этих услуг в фиксированную цену величины затрат по всем статьям калькуляции, кроме статьи «Прочие прямые затраты», будут приниматься равными их величинам, принятым при заключении государственного контракта, без учета фактически сложившихся показателей. Таким образом, за счет снижения издержек по статьям затрат, кроме статьи затрат «Прочие прямые затраты» (например, за счёт снижения величин фактической трудоёмкости или косвенных расходов по отношению к их плановым значениям), АО «СС «Гонец» может получить экономию в рамках контракта, направив дополнительную прибыль на реализацию дальнейших мероприятий по сокращению издержек.

Однако, в будущем предприятие может столкнуться с проблемой обоснования плановых цен контрактов, используя в качестве аналога «сниженные» статьи затрат и трудоемкость, полученные в результате сокращения издержек.

Таким образом, механизм формирования цен с учётом снижения фактических затрат (трудоёмкости) и иной экономии, достигнутой при выполнении работ путём использования мотивационной модели, при выборе этих работ в качестве аналогов не определен, требует анализа и дальнейшей проработки.

Заключение

Вопросы мотивационного ценообразования в настоящее время системно не закреплены законодательством и нормативными актами. Кроме того, вследствие различных факторов, в том числе удорожания комплектующих изделий, ограничения на импорт и необходимости дополнительных издержек на импор-тозамещение, не наблюдается интереса к данному вопросу и со стороны организаций. В целях сокращения издержек при производстве продукции по государственному оборонному заказу требуется дальнейшая проработка этих вопросов на федеральном уровне.

6 | номер 1(1) 2022

АП&Ж

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 г. № 935 «О внесении изменений в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

3.Приказ Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. № 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

List of literature

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1465 of December 2, 2017 "On State Regulation of Prices for Products Supplied under the State Defense Order, as well as on Amendments and Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation".

2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 935 of May 21, 2022 "On Amendments to the Regulation on State Regulation of Prices for Products Supplied under the State Defense Order".

3. Order No. 190 of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated April 1, 2020 "On Approval of the Procedure for the Use of Price Indices and Deflator Indices by Type of Economic Activity, as well as Other Indicators as Part of the forecast of socio-economic development of the Russian Federation in the formation of prices for products supplied under the state defense Order".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.