Научная статья на тему 'Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов технологического колледжа'

Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов технологического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борцова С. А., Очиров М. Н.

В статье рассматривается содержание мотивационного сопровождения профессионального самоопределения студентов технологического колледжа. Оно состоит в развитии мотивационной сферы личности в соответствии с содержанием профессии. Большое значение придается личностной педагогической поддержке студента в режиме диалогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation for professional self-determination of students of a technological college

The article considers motivation for professional self-determination of students of technological college. It consists in the development of a person's motivation in accordance with his profession. It is of great importance to support a student in the regime of feedback.

Текст научной работы на тему «Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов технологического колледжа»

УДК 377.031.4-052:159.9 Б 839

С.А. Борцова

Усть-Илимский технологический колледж Россия, Усть-Илимск, ул. Трудовая, 2 М.Н. Очиров Бурятский государственный университет Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail:mochirov@mail.ru

Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов технологического колледжа

В статье рассматривается содержание мотивационного сопровождения профессионального самоопределения студентов технологического колледжа. Оно состоит в развитии мотивационной сферы личности в соответствии с содержанием профессии. Большое значение придается личностной педагогической поддержке студента в режиме диалогического общения.

S.A. Bortsova

Ust-Ilimsk College of Technology Russia, Ust-Ilimsk, Trudovaya str., 2 M.N. Ochirov Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin str.,24a. E-mail: mochirov@mail.ru

Motivation for professional self-determination of students of a technological college

The article considers motivation for professional self-determination of students of technological college. It consists in the development of a person’s motivation in accordance with his profession. It is of great importance to support a student in the regime of feedback.

Особенность современного периода состоит в необходимости освоения нового социальноэкономического и профессионального опыта. В связи с переходом к рыночной экономике появились новые профессии, не имеющие еще корней в профессиональной культуре нашего общества. Одновременно происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации.

Образ профессии в определенной степени меняет систему общих ориентиров в сознании людей. Если раньше профессия была существенной частью образа жизни, то теперь она зачастую выступает как средство достижения определенного образа жизни. Изменилось психологическое отношение к труду, разрушились связи между профессиональной школой и профессиональным трудом. По данным социологических исследований, более 60% выпускников профессиональной школы не имеет жизненных планов, до 80% из них не уверено в том, что сможет найти подходящую работу.

Профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов настоящей или будущей профессиональной деятельности стало серьезной жизненной проблемой и для учащихся средней профессиональной школы. Решение этой проблемы стало актуальной задачей и требует личностного подхода с учетом особенностей новой социальноэкономической ситуации и системы образования, интересов государства, общества и личности.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие установления своего участия в определенной профессии, с одной стороны, и определения места профессии в своей жизнедеятельности, с другой стороны. Следовательно, профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

По мнению Т.В. Кудрявцева, оформившимся субъектом профессионального самоопределения человек становится, лишь сделав профессиональный выбор. А до момента осуществления

2008/15

профессионального выбора можно говорить о развивающейся субъектности в рамках профессионального самоопределения. Мы будем рассматривать проблему развития профессионального самосознания студентов технологического колледжа.

Анализ научной литературы свидетельствует о достаточно высоком уровне педагогических исследований, посвященных проблемам профессионального образования, и необходимости конкретных научно-методических разработок проблем профессионального самоопределения. Проблема образования сегодня в том, чтобы "узкоспециальный технологизм" современного образования включить в широкий гуманистический контекст современной культуры, в поле общечеловеческих ценностей.

Профессиональное самоопределение понимается «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов). Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самоосуществление, самотрансценденция. Многие мыслители связывают понятия «самореализация», «самоактуализация» и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через» увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение...

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В. Франклу):

«...полноценность человеческой жизни определяется через ее трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции...

Получается, что сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Успешность профессионального самоопределения обусловливается, по мнению В.Д. Шадрикова, наличием у студента определенной мотивационной сферы. Активность в какой-либо деятельности определяется наличием потребности в результатах данной деятельности, т.е. обусловлена соответствующим мотивом или системой мотивов.

Мотивационная сфера является одной из важнейших основ профессионального самоопределения. Мотивы имеют две стороны: одна сторона обращена к потребностям человека, а другая - к целям и задачам его жизнедеятельности. Связь мотивов с потребностями выступает как динамический аспект мотивации личности, через который реализуются побудительная и динамизирующая функции мотивов. Связь мотивов с целями и задачами человека выступает как предметно-содержательный аспект мотивации, в котором находят реализацию направляющая и смыслообразующая функции мотивов.

В развитии положительной мотивации учебной деятельности студентов технологического колледжа мы обращаем внимание на потребность личности в профессиональном самоопределении, которая побуждает и активизирует учебную деятельность. Смыслообразующая функция мотивов определяется степенью проникновения студента в смысл и значение учебной деятельности, формированием отношения к себе как субъекту избранной профессиональной деятельности, установкой на развитие профессионально значимых качеств в процессе учебной деятельности.

В профессиональном самоопределении личности проблема формирования определенной мотивационной сферы является одной из основополагающих. Так, П.А. Шавир считает, что высокий уровень профессионального самоопределения обусловливается психологическим содержанием потребности в самоопределении и зависит от того, «какой мотивационный комплекс является ведущим в личности». В этом положении П.А. Шавир проводит идею о прямой зависимости уровня профессионального самоопределения от характеристик личности.

В мотивационном комплексе профессионального самоопределения личности П.А. Шавир

выделяет, «во-первых, группу мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессиональной деятельности. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера личности и т.д.). Четвертую группу мотивов выражают особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией. Мотивы пятой группы выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несуществующих атрибутах профессии».

Процесс формирования данной мотивационной сферы несет в себе воспитывающий характер не только в плане профессионального самоопределения личности, но и в плане развития личности в целом. Согласно исследованиям П.А. Шавира, «группа мотивов, органически связанная с содержанием профессиональной деятельности, побуждает человека оценивать себя, свои знания, умения, нравственные качества в свете требований данной профессии».

На наш взгляд, одним из основных направлений формирования профессионального самоопределения является процесс обогащения мотивов до уровня максимального соответствия содержанию профессии. Это определяет актуальность исследований организационной структуры учебно-профессиональной деятельности, необходимость эффективно решать ряд проблем воспитательно-образовательного процесса, среди которых распределение студентов по специализациям, оптимизация процесса обучения на всех этапах ПСО, направленность учебной деятельности и воспитательно-образовательного процесса в целом.

Механизм развития мотивов профессиональной деятельности требует поиска таких организационных форм познавательной деятельности студентов, которые обеспечили бы ознакомление студентов с основным содержанием профессии на том и таком уровне, способствующем процессу превращения познавательных потребностей студентов в мотивы профессиональной деятельности независимо от типа профессионального учебного заведения.

Формирование профессионального самоопределения личности в процессе обучения и в университете, и в колледже эффективно реализуется при условии организации активного мотивированного включения студентов в познавательный процесс и трансформации познавательной деятельности студентов в таковую, связанную с результативным профессиональным самоопределением.

В каждом виде профессиональной деятельности предъявляются будущему специалисту определенные требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам, уровень сфор-мированности которых обусловливает качественное выполнение задач этой деятельности. Поиск и отбор наиболее эффективных условий, форм и методов закономерно обусловлен изучением этих требований.

В развитии профессионального самоопределения будущих технологов решающее значение мы придаем мотивационному сопровождению. Это прежде всего развитие мотивации учения, которое имеет лонгитюдный характер. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Мотивационное обеспечение учебной деятельности обучающихся представляет собой развертывание во времени мотивационного сопровождения деятельности, определенную последовательность сменяющих друг друга мотивационных состояний, когда каждому элементу учебной деятельности студентов соответствует его мотивационный компонент, т.е. в проекции занятий на уровне субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом. Особенностью мотивационного обеспечения учебной деятельности является профессиональная направленность учебной деятельности студентов, заключающаяся в интеграции побуждений, связанных с учебной и профессиональной деятельностью на основе взаимных трансформаций учебных и профессиональных мотивов.

Структурные компоненты мотивационного обучения, учебной деятельности также определяют своеобразие мотивационного обеспечения в условиях колледжа. Спецификой мотиваци-

2008/15

онного обеспечения является то, что оно осуществляется в единстве с психическими процессами индивидуальности (с интеллектуальной, предметно-практической, эмоциональной сферами саморегуляции) студента.

Изучение и развитие мотивов учения должны иметь объектный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности студента форме - с другой. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

В нашей модели профессионального развития студентов технологического колледжа одним из решающих условий выступает личностная педагогическая поддержка. С.В. Кульневич рассматривает личностную педагогическую поддержку как совместное с обучающимся определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания.

Гуманистическая ценность педагогической поддержки состоит в ориентации студента на развитие мотивационно-смысловой ориентации, в ориентации на проблемы студента, творчески ищущего свое место в профессии.

Личностная педагогическая поддержка оказывается в режиме диалогического общения как условия реализации субъект-субъектных отношений. В диалогическом общении студенты и преподаватель выступают как ценности друг для друга. При этом имеет место другодоминант-ность, ориентированность личности на другого. В контексте диалогического общения реализуется индивидуальный формирующий эксперимент, когда преподаватель и студент обсуждают актуальные проблемы самоопределения в профессии, проводится опрос студента, в ходе которого преподаватель выступает как диагност, выясняя встречающиеся трудности профессионального самоопределения и пути их преодоления.

Диагностика развития профессионального самоопределения студентов технологического колледжа по результатам экспериментального обучения с мотивационным сопровождением показала, что уровень развития в экспериментальной группе был существенно выше, чем в контрольной.

Литература

1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2005.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 3-е изд. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - С.105.

3. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления / Т.В. Кудрявцев // Психологические основы профессионально-технического обучения. - М., 1958.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб-практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов, педагогических ученых заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.

References

1. Rezapkina G.V. Selection to classes of various types. - Moscow: Genezis, 2005.

2. Zeer E.F. The psychology of profession: Textbook for students. - 3d edition. - Moscow, 2005. - p. 105.

3. Kudryavtsev T.V. The investigation of psychological features of professional formation // Psychological bases of professional-technical teaching. - Moscow, 1958.

4. Kulnevich S.V. Pedagogy of a person from conceptions to techniques: Textbook. - Rostov n/D: Creative center «Teacher», 2001. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.