Научная статья на тему 'Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики'

Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MOTIVATION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макунина Т. А.

В статье рассматривается содержание мотивационного сопровождения профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики. Оно состоит в развитии мотивационной сферы личности в соответствии с содержанием профессии. Большое значение придается личностной педагогической поддержке студента в режиме диалогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational support of professional self-determination of students future teachers of mathematics

The article deals with the maintenance of motivational support of professional self-determination of studentsmathematicians, which appears in development of person's motivational sphere according to the maintenance of profession. Personal pedagogical support of student in a form of dialogue has great importence.

Текст научной работы на тему «Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов будущих учителей математики»

УДК 378.016:511 Т.А. Макунина

Мотивационное сопровождение профессионального самоопределения студентов - будущих учителей математики

В статье рассматривается содержание мотивационного сопровождения профессионального самоопределения студентов - будущих учителей математики. Оно состоит в развитии мотивационной сферы личности в соответствии с содержанием профессии. Большое значение придается личностной педагогической поддержке студента в режиме диалогического общения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивация, педагогическая поддержка.

T.A. Makunina

Motivational support of professional self-determination of students - future teachers of mathematics

The article deals with the maintenance of motivational support of professional self-determination of students-mathematicians, which appears in development of person’s motivational sphere according to the maintenance of profession. Personal pedagogical support of student in a form of dialogue has great importence.

Key words: professional self-determination, motivation, pedagogical support.

Происходящие в настоящее время преобразования в экономической, политической и общественной жизни отражаются на условиях жизни и деятельности не только страны, но и каждого отдельно взятого человека. Профессиональная сфера деятельности, особенно выбор профессии в современных условиях, вызывает большие трудности у современной молодежи.

Профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов настоящей или будущей профессиональной деятельности стало серьезной жизненной проблемой и для студентов высшей профессиональной школы.

Решение этой проблемы стало актуальной задачей и требует личностного подхода с учетом особенностей новой социально-экономической ситуации и системы образования, интересов государства, общества и личности.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие определения своего участия в определенной профессии, с одной стороны, и определения места профессии в своей жизнедеятельности, с другой стороны. Следовательно, профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии (Э.Ф. Зеер).

По мнению Т.В. Кудрявцева, оформившимся субъектом профессионального самоопределения человек становится, лишь сделав профессиональный выбор. А до момента осуществления профессионального выбора можно говорить о развивающейся субъектности в рамках профессионального самоопределения (Т.В. Кудрявцев). Мы будем рассматривать проблему развития профессионального самосознания студентов - будущих учителей математики.

Профессиональное самоопределение мы рассматриваем как целенаправленный процесс порождения студентом способов самосозидания личности в учебно-педагогической деятельности, обусловленный соотношением внешних требований к профессиональной подготовленности и внутренних личностных потребностей в овладении профессией, обеспечивающий переход на качественно новый этап и уровень профессионального развития личности, способной осуществлять педагогическую деятельность в любой стандартной и нестандартной ситуации. Это означает, что процесс профессионального самоопределения представляет собой саморазвивающуюся систему, которая носит обусловленный, детерминированный характер, поскольку самоопределение, как и каждое событие, имеет свою причину, оно порождается, производится другим событием. Следовательно, в проектировании условий профессионального самоопределения следует установить, чем обусловлено приобретение и сохранение признаков самоопределения, какова обусловленность, объясняющая качественные изменения личности в ходе данного процесса, следует выявить причины, порождающие ожидаемое следствие или, напротив, препятствующие ему.

Важнейшим источником профессионального самоопределения является способность личности к саморазвитию. Потенциальные возможности развития субъекта заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе физиологического развития под влиянием стихийных социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни.

Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности, поэтому важнейшей задачей в организации образовательного процесса является обеспечение положительной мотивации формирующейся личности в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в студенческом возрасте становятся основой целенаправленного профессионального самоопределения.

В профессиональном самоопределении будущего учителя математики ведущую роль выполняет направленность его личности (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы, профессиональная позиция), поскольку именно она составляет сущность педагогической деятельности и общения, определяя, ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач,

В связи с этим мотивационная направленность, выражающаяся в социальных установках и ценностных ориентациях, рассматривается как важнейший компонент базового становления личности.

Мотивационный компонент в структуре профессионального самоопределения педагога характеризуется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное отношение учителя к целям и ценностям педагогической деятельности, к собственной профессиональной и личностной самореализации:

- широкие социальные мотивы, выражающиеся в потребности средствами профессиональной деятельности выполнить социальный заказ, поставленный перед школой условиями современного общества;

- мотивы профессионального достижения, направленные на поиск новых путей, позволяющих наиболее эффективно разрешить актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса и современной социокультурной ситуации;

- мотивы личностного престижа, основанные на желании наиболее оптимально утвердить себя в профессиональной деятельности;

- познавательные мотивы, направленные на удовлетворение потребности в освоении профессиональных знаний как элемента культуры;

- мотивы творческих достижений, предполагающие возможность оптимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал средствами профессиональной деятельности;

- мотивы, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом педагога, внутренними побуждениями его личности и внешними профессионально-образовательными нормами.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой -действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность выражается в стремлении стать, быть и оставаться учителем и помогает ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

В развитии профессионального самоопределения будущих учителей математики решающее значение мы придаем мотивационному сопровождению. Это прежде всего развитие мотивации учения.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

Мотивационное обеспечение учебной деятельности обучающихся представляет собой развертывание во времени мотивационного сопровождения деятельности, определенную последовательность сменяющих друг друга мотивационных состояний, когда каждому элементу учебной деятельности студентов соответствует его мотивационный компонент, т.е. в проекции занятий на уровне субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом.

Особенностью мотивационного обеспечения учебной деятельности является профессиональная направленность учебной деятельности студентов, заключающаяся в интеграции побуждений, связанных с учебной и профессиональной деятельностью на основе взаимных трансформаций учебных и профессиональных мотивов.

Структурные компоненты мотивационного обучения учебной деятельности также определяют своеобразие мотивационного обеспечения в условиях вуза. Спецификой мотивационного обеспечения является то, что оно осуществляется в единстве с психическими процессами индивидуальности (с интеллектуальной, предметно-практической, эмоциональной сферами саморегуляции) студента.

Изучение и развитие мотивов учения должны иметь объектный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности студента форме - с другой. Более того, мотивы не во всех ситуациях обнаруживаются достаточно явно. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где могут проявляться изучаемые качества.

В нашей модели профессионального развития студентов педагогического вуза одним из решающих условий выступает личностная педагогическая поддержка благодаря субъект-субъектным взаимоотношениям педагогов со студентами, а также специальному анализу педагогической профессии, включающему ее основные характеристики: предмет труда (дети), цели труда

(воспитание, развитие), средства деятельности (теоретические), условия труда (помещение школы), общение в труде (обучение с детьми), ответственность (моральная), особенности профессии (благородство), типичные трудности и неприятности (небольшая зарплата, нервное напряжение), минимальное образование, необходимое для профессии (вуз - бакалавриат, магистратура).

Препятствием на пути к профессионально-педагогическому самоопределению будущих учителей математики является трудность, которая возникает из-за недостаточности мотивации и самоорганизации. Речь идет не о трудности математических задач, а о сложности в самосознании, в освоении жизненных ценностей, необходимых для личностно-профессионального развития, для осознания своей внутренней позиции и готовности к самоопределению. Для преодоления этой сложности у студента есть потенциальные возможности, но нужна мобилизация усилий для их реализации. Студент нуждается в педагогической поддержке, ему нужна помощь в мотивации и самоорганизации. Чтобы не было элементов манипулирования студентом, а была гибкая, ненавязчивая педагогическая поддержка, нужно поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента.

Самоорганизации личности будет способствовать синергетический подход, чтобы осуществлять самовыращивание в сознании студентов таких личностных структур, в которых были бы заметны отношения к избранным ценностям и которые могут быть востребованы в технологии педагогической поддержки.

Мотивирование является одной из самых сложных структур личности. Формирование мотивов как основа самоорганизации личности требует создания благоприятных педагогических условий. Надо иметь в виду, что эти условия оказывают косвенное воздействие на развитие нужных мотивов через внутреннее отношение к этим условиям самого ученика.

Приемы деятельности педагога для формирования мотивации профессиональнопедагогического самоопределения должны иметь соответствующую направленность: создание в группе уважения к профессии учителя; включение студентов в коллективные формы организации разных видов педагогической деятельности; использование субъект - субъектных отношений преподавателя и студента; привлечение студентов к оценочной и самооценочной деятельности. Надо также разъяснить общественную и личностную значимость педагогического образования, в занимательной, эмоциональной форме преподносить материал.

Большие возможности мотивации педагогического самоопределения имеет математическая задача как один из видов проблемного метода обучения. Академик А.Н. Колмогоров приводил

пример задачи о сумме квадратов первых n натуральных чисел: 12+22+32+...+n2, которая сыграла решающую роль в выборе им математики в качестве профессии.

С этой задачей вполне может справиться каждый студент, но дело не в том, чтобы показать, как надо вывести формулу для этой суммы, а дать возможность самим ее открыть. Д. Пойа рекомендует прийти к этой формуле через педагогический эксперимент.

Психологи предлагают применять упражнения для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу студентов. Эти упражнения могут быть на укрепление обучаемости; использование ситуации выбора; целеполагание; на устойчивость целей.

Укрепление обучаемости происходит в процессе сотрудничества с преподавателем на материале недоступной задачи поиска новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. Эти упражнения усиливают чувство открытости к воздействиям.

Ситуации выбора в ходе проблемного обучения возникают постоянно, развивают умение принимать решение, сопоставить и соподчинить разные мотивы.

В упражнениях на целеполагание следует укреплять самооценку. Для становления объективной самооценки и реалистичных притязаний следует выполнять упражнения и решать задачи максимальной для себя трудности. При решении трудной задачи развивается мотивация учебной деятельности профессиональной направленности, укрепляется цель.

Личностная педагогическая поддержка оказывается в режиме диалогического общения как условия реализации субъект-субъектных отношений. В диалогическом общении студенты и преподаватель выступают как ценности друг для друга. При этом имеет место другодоминантность, ориентированность личности на другого. В контексте диалогического общения реализуется индивидуальный формирующий эксперимент, когда в форме диалога преподавателя и студента обсуждаются актуальные проблемы самоопределения в профессии, проводится опрос студента, в ходе которого преподаватель выступает как диагност, выясняя встречающиеся трудности профессионального самоопределения и пути их преодоления.

Диагностика развития профессионального самоопределения студентов - будущих учителей математики по результатам экспериментального обучения с мотивационным сопровождением показала, что уровень развития в экспериментальной группе был существенно выше, чем в контрольной.

Литература:

1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. С.105

3. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы профессионально-технического обучения. - М., 1958.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб.-практ. пособие. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.-160с.

Макунина Татьяна Александровна, старший преподаватель, Бурятский государственный университет.

Makunina Tatyana Aleksandrovna, senior teacher of Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, E-mail: mcqueenQ 1 @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.