Научная статья на тему 'Мотивационная сфера личности несовершеннолетнего нарушителя'

Мотивационная сфера личности несовершеннолетнего нарушителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная сфера личности несовершеннолетнего нарушителя»

психологйя

Ю.А. Малюшина Курганский государственный университет

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Мотивация преступного поведения - один из важнейших его элементов, выявление и изучение которого позволяет глубже понять причины этого поведения и особенности личности правонарушителя, определить наиболее эффективные пути его исправления и перевоспитания, наметить и осуществить меры предупреждения преступлений. Исследуя мотив и цель преступления, мы тем самым приходим в конечном итоге к раскрытию тех психологических и характерологических черт субъекта преступления, которые составляют содержание его антиобщественной установки.

В настоящее время мотивация интенсивно изучается не только специалистами по психологии личности, но и психофизиологами, социальными психологами, социологами, правоведами, криминологами и др.

Мотивационная сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя, понимаемая как соотношение основных детерминантов, главным образом и определяет содержание его мотивации поведения. При исследовании личности преступника после совершенного им преступления в ретроспективе практически не удается в более или менее полном виде реконструировать процесс накопления и суммирования многочисленных криминогенных воздействий, превращения их в те или иные антисоциальные свойства личности, а последние - в мотивацию преступного поведения. Мотивы одних и тех же правонарушений, как выявил А.Е. Личко, могут быть у акцентуатов самыми различными. «Кражи неустойчивого подростка - чаще путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гипертимного подростка могут носить «престижный характер» (предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство).

Эпилептоиды воруют с целью присвоения материальной ценности, а также с целью получения наслаждения от совершенной кражи. Среди шизоидов встречаются «символические» кражи (присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости» или в целях пополнения собираемой коллекции» [5, 125]. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность как динамическое целое". Через нее личность несовершеннолетнего правонарушителя включена в механизм преступного поведения, в его мотивацию.

В мотивационной сфере личности правонарушителя сосредоточены актуальные и потенциальные,

НАРУШИТЕЛЯ

осознаваемые и неосознаваемые, естественные (витальные) и культурные, материальные и духовные побуждения (потребности, интересы, привычки), т.е. все то, что желаемо им как в настоящее время, так и в ближайшее будущее, так и в плане отдаленных перспектив. Отношение личности к социальным ценностям отражает аксиологический аспект мотивационной сферы. К любой социальной ценности возможен широкий диапазон субъективных отношений, которые также находятся между собой в соответствующей подчиненности. Иерархия основных отношений личности не может не совпадать с распределением ее главных мотивационных линий. Для субъекта ценно то, что лич-ностно значимо, а «значимость объекта - это запечат-ление в нем потребностей человека»[4, 112]

Мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей по широте связей, отношений и побуждений имеет специфические отклонения от нормо-типа. Мотивационная сфера несовершеннолетних правонарушителей тяготеет к потребностям материально-биологического, предметного характера. Некоторые стремления правонарушителей выходят за пределы социально одобряемого эталона поведения (паразитизм, пьянство, наркотизм, разврат, садизм и др.). Эти отклонения могут встречаться и у правопослушных подростков, но не носят такого системного характера, у них наблюдается сдвиг в сторону витальных и материальных потребностей, но они не выходят за пределы допустимого.

Общая структура мотивационной сферы и социальное содержание доминирующих в ней побуждений является наиболее значимыми параметрами, позволяющими несколько определеннее дифференцировать личность несовершеннолетнего правонарушителя от личности законопослушного несовершеннолетнего. Иерархическое распределение побуждений в мотивационной сфере правонарушителя сказывается на ее конфигурации. Доминирование одной или нескольких групп потребностей и интересов придает ей относительно устойчивый вид пирамиды. Такая форма мотивационной сферы внешне свидетельствует о том, что личность имеет более или менее четкую жизненную позицию и ориентацию. Низкий уровень ориентации и их антисоциальная направленность образуют так называемую антиобщественную установку личности, свойственную рецидивистам и некоторым другим опасным преступникам, доля которых среди лиц,

совершающих уголовно наказуемые деяния, остается высокой.

По мнению А.Н.Леонтьева, профиль мотивацион-ной сферы правонарушителей «складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин, когда малое в жизни человек принимает за великое, а великого не видит совсем». Доминирующие побуждения в таких случаях обычно тесно связаны с оценками референтной группы, конкретными условиями жизни в школе, училище, техникуме, которые их обременяют, с обыденными интересами: развлечься, порезвиться, погулять, отдохнуть и т.д. Их господство в мотиваци-онной сфере временно, преходяще, ситуативно.

Характерные особенности мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей проявляются в ее содержании, а именно в том, каким образом соотносятся в иерархии основных побуждений общественное и личное, социальное и индивидуальное, объективное, субъективное, естественное (витальное), культурное, материальное, духовное, эмоциональное, реальное, главное и второстепенное.

Чем больше разрыв между общественным и личным в мотивационной сфере человека, тем больше оснований выбора им преступных путей достижения своих целей. После проведенного исследования некоторых аспектов мотивационной сферы личности, таких как акцентуации характера, а также преобладающие чувства у несовершеннолетних правонарушителей, с экспериментальной группой - правонарушителями и контрольной группой - учащимися училища № 9 по специальности радиоинженер были получены следующие результаты:

По методике Леонгарда-Шмишека (в модификации Куликова) было выявлено, что у правонарушителей доминируют следующие типы акцентуации характера: 1.Гипертимный. 2. Застревающий. 3. Педантичный. Экзальтированный, остальные типы акцентуаций выявляются только у нескольких опрошенных.

Учащиеся профессионального училища акцентуированы по следующим типам: Педантичный, Цикло-тимический, Демонстративный, Эмотивный, некоторые учащиеся вообще не имеют акцентуаций характера (табл. 1) .

Таблица 1

Сравнительные показатели по методике Леонгарда - Шмишека

Средний балл

№ Тип акцентуаций Право- Уча-

п/п характера нару- щиеся

шители ПУ

1. гипертимный 11,5 3,4

2. застревающий 10,8 2,4

3. эмотивный 4,6 9,5

4. педантичный 9,2 9,5

5. тревожный 5,7 6,4

6. циклотимический 5,5 7,2

3. демонстративный 7,5 6,5

4. возбудимый 8,6 5,3

5. дистимический 3,5 3,2

6. экзальтированный 8,7 2,5

96

Подвергнув все полученные данные математической обработке, было выяснено, что у правонарушителей акцентуации характера выражены намного сильнее, чем у учащихся профессионального училища. Следует учесть то, что у правонарушителей все акцентуации характера заострены, например, педантичность у них проявляется как склонность к жестокости, у застревающего в результате межличностных отношений может возникнуть состояние аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний, они долго не могут забыть обиду и не прощают своих обидчиков, пытаясь им отмстить. У правонарушителей выявляется в основном гипертимный тип (11,5 баллов), застревающий тип акцентуации характера (10,8), что проявляется большой шумливостью, неугомонностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях такие подростки тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры. Несмотря на хорошие способности, живой ум, они учатся неровно из-за неустойчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Главная их черта - всегда приподнятое настроение, которое лишь изредка омрачается вспышками раздражения и гнева. У них ярко выражена реакция эмансипации, что в результате межличностных отношений со своими сверстниками может привести к исполнению преступных действий. Они не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, неспособны длительно соблюдать определенные правила поведения [3, 119]. При отсутствии должного контроля, надлежащего воспитания гипертимный подросток может оказаться в «плохой компании», пристраститься к спиртному и наркотикам, рано начать взрослую жизнь. Нередко к таким подросткам с отклонениями в поведении применяют репрессивные меры воздействия, что не только не исправляет положение дела, но и еще больше настраивает их против воспитателей, а у учащихся профессионального училища такой тип акцентуации обнаруживается только у нескольких испытуемых (3,4 балла).

У правонарушителей также был определен возбудимый (8,6 баллов) и экзальтированный тип акцентуаций характера (8,7 баллов). Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще. Экзальтированные подростки легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением. Учащиеся профессионального училища обнаруживают эмотивный и педантичный тип акцентуации характера.

Вследствие проведения следующей методики Профиль чувств в отношениях (ПЧО) было выявлено, что результаты также имеют различия, например,

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №1

юные правонарушители в основном представляли людей, которые их когда-то обидели или из-за которых они попали в колонию, но некоторые (5 человек) представили своих любимых людей (мать, отца, родственников) и были выявлены соотношения по шкалам (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные показатели по методике ПЧО

Название шкал Правонарушители Учащиеся ПУ № 9

1.Гедонические чувства 30,2 42,1

2.Астенические чувства 37,3 20,7

Э.Меланхолические чувства 32,6 13,7

4.Сближающие чувства 34,2 41

5. Удаляющиеся 32,4 10,2

События 1; 2 4; 5

Все это может свидетельствовать о том, что у правонарушителей доминирующими являются астенические, затем сближающие и меланхолические чувства, которые характеризуются состоянием слабости, повышенной утомляемости, эмоциональной неустойчивости, повышенной чувствительностью. Чувства данной группы характерны для депрессивных расстройств, близки по смыслу к меланхолическим чувствам названия: гнетущие чувства, дистимические чувства. Правонарушители отмечают сближающие чувства: уверенность в собственной правоте, собственную достаточную значимость, гордость за себя, признательность другим, гедонические чувства стоят на последнем месте. В отличие от правонарушителей учащиеся профессионального училища выделяют в первую очередь гедонические - удовольствие, наслаждение. Эту группу можно было бы назвать «приятные чувства» или «чувства удовольствия, удовлетворения». При выборе названий мы придерживались традиций формирования научной лексики, согласно которым чаще отдают предпочтение словам латинского и греческого языка, затем сближающие чувства, а в последнюю очередь отмечают уже астенические, меланхолические, удаляющиеся чувства. Анализ данной методики позволяет сделать вывод о том, что учащиеся профессионального училища более довольны своей жизнью, чем испытуемые правонарушители, что свидетельствует об особенностях их межличностных

отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что у правонарушителей доминируют астенические чувства -неудовлетворенность собой, своим настоящим положением, напряжение, страх, растерянность. усталость, обнаружены также сближающие чувства, хотя они недовольны своим положением и состоянием, все равно многие правонарушители не чувствуют вину за содеянное, это прослеживается не только по данной методике, но и по результатам анализа допроса и беседы с ними. У учащихся училища мы определили наличие преобладания гедонических чувств, т.е. удовольствие, уверенность в завтрашнем дне, раскрепощенность, спокойствие, восторг, ощущение счастья. Наличие меланхолических чувств намного ниже у правонарушителей, чем у учащихся из училища. Это связано с ситуацией, которая возникла у несовершеннолетних правонарушителей. Наличие сближающих чувств намного выше, чем у несовершеннолетних правонарушителей. Мотивация преступного поведения - это внутренний процесс для того лица, чье поведение мы исследуем. Но ведь и само это лицо, и его мозг, и все психические процессы этого мозга, включая мотивацию, являются внешними для исследователя, они существуют объективно, независимо от воли этого исследователя и могут быть им познаны в соответствии с возможностями современной науки. Мотивация преступного поведения связана с объективными условиями социальной среды, она отражает прошлое, настоящее и будущее тех социальных ситуаций, в которых действует тот или иной индивид, органические связи его с условиями формирования его личности и объективными общественными отношениями, с господствующими в обществе и социальной группе взглядами, ценностными ориентациями, а также с социальными установками, оценками поведения, стимулами и санкциями социального контроля [1, 27].

На наш взгляд, мотивация является динамичным процессом, она тесно связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности, возникновением и формированием мотива, целеобра-зованием, выбором путей достижения цели, прогнозированием возможных результатов, принятием решения, контролем и коррекции действий, анализом наступивших последствий, раскаянием или выработкой защитного мотива.

Список литературы

1. Криминальная мотивация /Отв. ред. В.Н. Кудрявцева. -М.: Наука, 1986

2.Бартол К. Психология криминального поведения. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с.

3.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина, 1983.

4.Ратинов А.Р. Психология личности преступника: Ценностно-нормативный подход.- М.: Наука, 1993

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология /Отв. ред. В.А. Томсинов. - М.: Изд-во «Зерцало», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.