Данные по каждому ученику были зафиксированы в специальной таблице. Таким образом был осуществлен мониторинг выполнения хронологических заданий, задач по каждому учащемуся.
В конце учебного года было установлено, что качество знаний 5- классников по результатам контрольных работ выросло с 74% до 78%.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам: 1) в школьном историческом образовании подготовка обучающихся в сфере хронологии является ведущим компонентом целей и содержания учебного предмета история;
2) работа с нестандартными хронологическими заданиями способствует освоению хронологических знаний и умений на не только на необходимом, но и повышенном и максимальном уровнях;
3) формирование хронологических умений и навыков не только на необходимом, но и повышенном и максимальном уровнях, положительно влияет на качество знаний обучающихся в целом;
4) отбор или разработка собственных хронологических заданий может сыграть пропедевтическую роль в изучении учебного материала.
Работая над развитием хронологических знаний, умений и навыков современный педагог должен помнить: важно не переусердствовать с датами и не отбить у своих учеников интерес к хронологии и периодизации прошлого, важно не только знать даты, но уметь анализировать историческую эпоху, конкретное историческое событие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://base.garant.rU/55170507/#block_1000
3. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 100с.
4. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс»,1997. -320 с.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
6. Михайловский, Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. -3-изд. -М.: ООО «Русское слово», 2014. -296 с.
7. Про Антуан. Двенадцать уроков истории / Пер. с фр. Ю.В. Ткаченко. — М.: РГГУ, 2000. - 336 с.
8. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -240 с.
Е.Г. Петрова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ
НАРКОТИЗАЦИИ
Аннотация.Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.
E. G. Petrova
EXPERIMENTAL STUDY OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS INCLUDED IN THE "RISK GROUP" FOR THE EMERGENCE OF ANESTHESIA
Abstract. The problem with substance abuse, we considered the problem of person who uses drugs, in certain limited socio-cultural context, society and cultural environment react to it very contradictory.
Keywords: adolescence, personality peculiarities, risk, anesthesia.
Целью настоящего исследования является изучение психологических особенностей подростков, употребляющих наркотические вещества, и сравнительный анализ с группой детей подросткового возраста, не употребляющих наркотические вещества.
Гипотеза исследования: В процессе решения поставленных задач мы исходим из того, что некоторые личностные особенности могут вызвать риск возникновения наркотизации среди подростков; определив личностные особенности у подростков, не употребляющих наркотические вещества, можно выделить группу риска.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме подростковой наркомании.
2. Определить личностные особенности у подростков, употребляющих наркотические вещества.
3. Определить различия личностных особенностей между подростками, употребляющих наркотические вещества, и подростками, не употребляющих наркотические вещества.
Объект исследования: подростки в возрасте 15 лет, состоящие на учете в Таганрогском наркологическом диспансере; и учащиеся 10-х классов МОБУ СОШ №34, 24 и 38 города Таганрога в возрасте 15 лет, не употребляющие наркотические вещества.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, употребляющих наркотические вещества, и подростков, не употребляющих наркотические вещества.
Исследование осуществлялось поэтапно. В начале исследования была отобрана репрезентативная группа по результатам ознакомления с историями болезни подростков, состоящих на учете в наркологическом диспансере, в возрасте 15 лет, употребляющих наркотические вещества, из них юношей - 48, девушек - 15. Всего было изучено 63 историй болезни.
Из обработанных историй болезни было отобрано 20 подростков, употребляющих наркотические вещества, в возрасте 15 лет.
Для реализации поставленных задач нами были отобраны и использованы следующие личностные методики:
1. Опросник Шмишека (выявление акцентуаций у подростков);
2. Исследование уровня субъективного контроля (Роттер);
3. Методика определения уровня тревожности Спилбергера;
4. Шкала Цунга для самооценки тревоги;
5. Шкала оценки избегания опасности.
Необходимо отметить высокий диагностический потенциал выбранных методик для определения учащихся, входящих в «группу риска», что подтверждают исследования Мищенко В.И., Холиной О.А. и наши собственные экспериментальные работы [2][3].
В рамках нашей работы будут представлены промежуточные итоги экспериментального этапа исследованияпо первым двум методикам.
Из большого числа личностных методик был отобран опросник Шмишека, так как согласно теории акцентуированных личностей К.Леонгарда, существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.
Выделяют 10 основных типов акцентуаций (по К.Леонгарду):
1. Гипертимический тип - подростки этого типа склонны к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое дело да конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний, склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. При сильной выраженности может привести к снижению самокритичности, потере чувства такта и дистанции в общении. Ведущая форма психологической защиты - отрицание.
2. Тревожный тип - как правило, это люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституциональной тревожности, не уверенные в себе, недооценивают, преуменьшают свои способности, застенчивы, пугаются ответственности. В общении могут производить впечатление несколько замкнутых, отгороженных от других людей, склонны заострять внимание на собственных неудачах и недостатках, предпочитают не брать на себя принятие смелых и ответственных решений.
3. Дистимический тип - имеют склонность к расстройствам настроения, чаще настроение пониженное, пессимисты, быстро истощаются в контактах и предпочитают одиночество, утомляемы.
4. Педантичный тип - преобладание черт ригидности и педантизма. Трудно переключаться с одной эмоции на другую, любят чтобы все было на своих местах. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает, могут проявлять агрессию; характеризуются обязательностью, точностью, ответственностью, хорошо выполняют работу, требующую добросовестности. Мотивация достижений ориентирована на стремление избежать неуспеха, порицания, а не на активное стремление к успеху.
5. Возбудимый тип - склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечений. Иногда могут наблюдаться раздражительность, конфликтность, агрессивность. Возбуждение может возникать внезапно.
6. Эмотивный тип - отмечается крайняя изменчивость и непостоянство настроения, богатство и полиморфизм эмоциональных оттенков, настроение может колебаться по самым незначительным поводам, отсутствуют устойчивые мотивы поведения, побуждений, влечений, интересов, стремлений. Часто отмечается повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость.
7. Застревающий тип - люди этого типа склонны к «застреванию аффекта». Они педантичны, злопамятны, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Могут быть сильно одержимы одной идеей. В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию.
8. Демонстративный тип - это люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Если нет особых способностей, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками.
9. Циклотимический тип -резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно, при депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении ведут себя как гипер-тимные. В спокойном, среднем настроении производит впечатление общительного, покладистого человека.
10. Экзальтированный тип - подростки, склонные к аффективной экзальтации. Легко переходят в возбужденно-восторженное состояние в результате воздействия даже незначительных по силе раздражителей. Проявляется либо в повышенной речевой активности, либо в ярких эмоциональных проявлениях.
Все эти группы акцентуированных личностей объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента.
Тест-опросник содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет». Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов.
Опросник «Уровень субъективного контроля» состоит из 7 шкал:
1. Шкала общей интернальности - высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля в любой значимой ситуации. Такие люди считают, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом; низкие показатели - низкий уровень собственного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей;
2. Шкала интернальности в области достижений - высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей в будущем. Низкие показатели - у людей, которые приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей;
3. Шкала интернальности в области неудач - высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели -человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения;
4. Шкала интернальности в области учебных взаимоотношений -высокие показатели - человек считает свои действия важным фактором в организации общей деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе. Низкие показатели - склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - учителям, друзьям, везению - невезению;
5. Шкала интернальности в семейных отношениях - высокие показатели - человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкие показатели - человек считает не себя, а родителей причиной значимых ситуаций, возникающих в семье;
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений - высокие показатели - человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию. Низкие показатели - он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать себя свои отношения результатом действия своих партнеров;
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни - высокие показатели у тех, кто считает себя во многом ответственным за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий Низкие показатели - считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.
Необходимо ответить на предложенные 44 вопроса «да» или «нет».
Рассматривая результаты исследования акцентуаций характера у подростков, употребляющих наркотические вещества и учащихся средней общеобразовательной школы, не употребляющих наркотические вещества, мы представляем сравнительную характеристику групп по типам акцентуаций.
Характеризуя гипертимический тип у подростков, употребляющих наркотические вещества, мы отметили высокую степень выраженности акцентуации данного типа у 18 человек, что составляет 90% от общего количества группы. Это свидетельствует о тяге к риску, неразборчивости в знакомствах, эти дети легко попадают под влияние неблагополучных компаний (алкоголь и наркотики), имеют склонность к повышенному настроению, оптимизму, недисциплинированности.
Следующий проанализированный тип - тревожный. Акцентуированная черта является представленной у 5 человек - 25% в группе подростков, употребляющих наркотические вещества. Это говорит о повышенной чувствительности по отношению к реальной и мнимой угрозе, о застенчивости, неуверенности в себе. В общении могут производить впечатление несколько замкнутого, отгороженного от других людей человека.
Дистимический тип акцентуации характера в группе, употребляющих наркотические вещества, не выражен, то есть черта не является представленной.
Педантический тип проявляется у 1 подростка - 5%, употребляющего наркотические вещества, эта черта акцентуации представлена всего одним респондентом, что характеризует его как человека ответственного, добросовестного, ригидного, раздражительного.
Возбудимый тип представлен в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, в количестве 3 человек - 15%. У этих подростков проявляется излишняя двигательная активность, возбуждение может возникать внезапно. Временами могут наблюдаться раздражительность и конфликтность.
Эмотивный тип ярко выражен в группе, употребляющих наркотические вещества, в количестве 16 человек - 80%, что составляет большую часть от общего числа подростков группы, это объясняется тем, что этот тип характеризуется отсутствием устойчивых мотивов поведения, влечений и преобладает повышенная внушаемость.
Застревающий тип акцентуации характера в группе, употребляющих наркотические вещества, выражен у 2 человек - 10%, люди этого типа склонны к «застреванию аффекта». Они педантичны, злопамятны, долго помнят обиды, сердятся, обижаются.
Демонстративный тип проявляется у 50% детей подросткового возраста, употребляющих наркотики. Это люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре, они привлекают к себе внимание антисоциальными поступками (в данном случае, употребляя наркотики).
Циклотимический тип является представленной чертой характера у 16 подростков, употребляющих наркотические вещества - 80% детей, от общего количества группы. У них бывают резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно, при депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. На фоне аффекта в депрессивной фазе могут неосознанно навредить самому себе, что может впоследствии привести к наркотической зависимости.
Экзальтированный тип представлен 3 подростками, употребляющими наркотические вещества, что составляет 15%. Они легко переходят в возбужденно-восторженное состояние в результате воздействия даже незначительных по силе раздражителей.
Таким образом, в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, преобладают следующие типы акцентуаций характера: гипертимический (90%), эмотивный (80%), циклотимический (80%). Менее, на также значительно представлены в изучаемой группе подростков следующие типы акцентуаций: демонстративный (50%), тревожный (25%), возбудимый и экзальтированный (по 15% соответственно). Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что подростки, имеющие широко представленные акцентуированные черты характера, при неблагоприятно сложившихся обстоятельствах имеют опасные тенденции возникновения асоциального поведения, наркотизации.
Далее будут представлены результаты подростков, не употребляющих наркотические вещества, по исследованию акцентуаций характера.
Гипертимический тип наблюдается у 5 учеников - 25% от общего числа подростков, не употребляющих наркотических веществ. Они склонны к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое дело да конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний, склонны к приключениям, романтике.
Тревожный тип выражен у 4 человек - 20% подростков, не употребляющих наркотические вещества. Это люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституциональной тревожности, не уверенные в себе, недооценивают, преуменьшают свои способности, застенчивы, пугаются ответственности.
Дистимический тип представлен у 1 человека из группы подростков, не употребляющих наркотических веществ. Пессимист, предпочитает одиночество, быстро утомляем.
Педантический тип представлен 5 подростками - 25% в группе, не употребляющих наркотических веществ. Имеется преобладание черт ригидноси и педантизма. Трудно переключаются с одной эмоции на другую, любят, чтобы все было на своих местах.
Возбудимый тип у 3 подростков, не употребляющих наркотических веществ - 15% от общего количества группы. У этих подростков проявляется излишняя двигательная активность, возбуждение может возникать внезапно. Временами могут наблюдаться раздражительность и конфликтность.
Эмотивный тип проявляется у 8 подростков - 40%, не употребляющих наркотических веществ. Это свидетельствует об их способности сопереживать, глубоко чувствовать, тонко организованна эмоциональная сфера. В жизни все зависит от их настроения.
Застревающий тип - 5 подростков - 25%, не употребляющих наркотических веществ. Это характеризует их как слишком устремленных в одно, в эмоциональном отношении ригидны, имеют склонность к застреванию аффекта, педантичны, долго помнят обиды, сердятся.
Демонстративный тип у 5 человек, не употребляющих наркотических веществ - 25% от общего количества группы. Это люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Склонны привлекать внимание окружающих антисоциальными поступками.
Циклотимический тип представлен у 5 подростков, не употребляющих наркотические вещества - 25%. На фоне аффекта в депрессивной фазе могут неосознанно навредить самому себе, что может впоследствии привести к наркотической зависимости. Имеют резкие перепады настроения, хорошее настроение коротко, плохое длительно, при депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипер-тимные.
Экзальтированный тип представлен у 9 подростков, не употребляющих наркотических веществ. Легко переходят в возбужденно-восторженное состояние в результате воздействия даже незначительных по силе раздражителей. Проявляется либо в повышенной речевой активности, либо в ярких эмоциональных проявлениях.
Таким образом, в группе подростков, не имеющих наркотической зависимости, преобладают следующие акцентуированные типы: экзальтированный (45%), эмотивный (40%), застревающий, педантичный, гипертимный, демонстративный и циклотимический (по 25% каждый), что соответствует психофизиологическим особенностям подросткового возраста.
Нами был проведен тест, направленный на изучение особенностей субъективного контроля личностью, которая привязана к разным типам социальных ситуаций. Так как личность, находящаяся в наркотической зависимости, не способна адекватно контролировать свои действия, мы решили выяснить, насколько адекватно себя оценивают подростки, употребляющие наркотические вещества, в различных социальных ситуациях.
Рассматривая результаты исследования опросника уровня субъективного контроля, мы провели сравнительную характеристику двух групп: имеющих наркотическую зависимость и не имеющих наркотической зависимости.
По шкале общей интернальности в группе подростков, употребляющих наркотики, были получены следующие показатели: 17 подростков с низкими результатами, что составляет 85% от общего количества группы, и 3 человека - 15%, с высокими показателями. Высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля в любой значимой ситуации. Эти дети считают, что большинство всяких важных событий в их жизни былорезультатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкие показатели - низкий уровень собственного контроля. Подростки не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
По шкале интернальности в области достижений выявлены следующие результаты: 19 подростков - 95%, употребляющих наркотические вещества, имеют низкие показатели и 1 человек - 5% с высоким показателем. Это говорит о том, что в этой группе подростки приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач - в репрезентативной группе низкие показатели составили 12 человек - 60%, а высокие показатели - составили 8 человек - 40%. Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и интуициям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели - человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
По шкале интернальности в области учебных взаимоотношений мы получили следующие показатели в группе употребляющих наркотические вещества: 19 подростков - 95%, имеют низкие показатели. С высоким показателем 1 подросток - 5%, что свидетельствует о склонности приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - учителям, друзьям, везению -невезению, но не брать ответственность на себя.
Шкала интернальности в семейных отношениях имеет большое значение для детей подросткового возраста. Здесь необходимо отметить, что в группе подростков, употребляющих наркотические вещества, у всех респондентов низкие показатели, что составило 100%, и нет ни одного подростка с высоким показателем. Это говорит об имеющихся нарушениях в детско-родительских отношений, и ребенок считает ответственным не себя, а родителей в значимых ситуациях.
В области межличностных отношений шкала интернальности показывает нам следующие результаты: 2 подростка - 10%, имеют низкие показатели, в группе, употребляющих наркотические вещества, и высокие показатели имеют 18 подростков - 90%. С низкими показателями дети не считают себя способными активно формировать свой круг общения и склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров; с высокими показателями - подросток считает возможным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни - выявлены следующие результаты: у 8 подростков - 40%, употребляющих наркотические вещества, низкие показатели и у 12 человек - 60%, высокие. Подростки с высокими показателями считают себя ответственными за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. Дети с низкими результатами считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.
Таким образом, в результате проведенного теста «Уровень субъективного контроля» можно сделать следующий вывод: у подростков, употребляющих наркотические вещества, по таким шкалам интернальности, какобщая, достижений, неудач, учебная, семейных взаимоотношений, мы наблюдаем низкие показатели уровня субъективного контроля.И только по результатам опроса по шкалам межличностных отношений и здоровья отмечаются высокие показатели.
В группе подростков, не употребляющих наркотики,по шкале общей интернальности были получены следующие показатели: - 15 человек - 75%, с высокими показателями и 5 подростка - 25%, с низкими показателями. Высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля в любой значимой ситуации. Эти дети считают, что большинство всяких важных событий в их жизни было результатом их собственных действий и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкие показатели - низкий уровень собственного контроля. Подростки не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
По шкале интернальности в области достижений выявлены следующие результаты: в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, с высокими показателями 15 человек, что составляет 75% из общего числа группы, и 5 человек - 25% имеют низкие показатели. В этой группе большинство подростков считают, что они способны с успехом достигать своих целей в будущем.
Шкала интернальности в области низкие показатели у 4 человек - 20%, а высокие показатели у 16 человек - 80%. Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям, что проявляется в склонности обвинять себя в неудачах, неприятностях. Человек с низкими показателями склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
По шкале интернальности в области учебных взаимоотношений мы получили следующие показатели: 17 подростков - 85%, не употребляющих наркотические вещества, показали высокие результаты, это характеризует их как людей, считающих свои действия важным фактором в организации общей деятельности класса, в складывающихся отношениях в коллективе. С низкими показателями всего 3 подростка - 15%.
Шкала интернальности в семейных отношениях имеет большое значение для детей подросткового возраста. В группе подростков, не употребляющих наркотические вещества, 15 подростков - 75% - имеют высокие показатели, это говорит о том, что они считают и себя ответственным за события в семейных взаимоотношениях, и 5 человек - 25% - с низкими показателями.
В области межличностных отношений шкала интернальности показывает нам следующие результаты: в группе, не употребляющих наркотические вещества, 5 подростков - 25% - имеют низкие показатели и 15 подростков - 75% - имеют высокие показатели. Дети с низкими баллами не считают себя способными активно формировать свой круг общения, склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров; подростки с высокими показателями считают возможным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.
По шкале интернальности в отношении здоровья и болезни выявлены следующие результаты в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ: 11 человек - 55% - имеют высокие показатели, 9 - низкие показатели - 45%. Люди с высокими показателями считают себя ответственными за свое здоровье. В болезни обвиняют самого себя и полагают, что выздоровление во многом зависит от их действий. Дети с низкими показателями считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются, что выздоровление придет в результате действия других людей.
Таким образом, в результате проведенного теста «Уровень субъективного контроля» можно сделать следующие выводы: в группе подростков, не употребляющих наркотических веществ, отмечается противоположная тенденция, по интернальным шкалам обшая, достижений, неудач, учебная, семейных взаимоотношений, межличностных отношений и здоровья высокий уровень субъективного контроля.
Итак, на предварительном этапе анализа полученных результатов первых из проведенных методик уже можно говорить о видимой разнице в личностных психологических особенностях подростков с наркотизацией и школьников, не принимающих наркотики. Конечно, эти результаты предварительны и требуют проверки средствами математической статистики, однако на данном этапе можно предположить, что гипотеза нашего экспериментального исследования находит подтверждение при анализе эмпирических данных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007.- 416 с.
2. Мищенко В.И. Место психологического сопровождения в системе воспитательной работы высшего учебного заведения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 2. - С. 277-281.
3. Петрова Е.Г. Холина О.А. Психолого-педагогические особенности становления будущих педагогов как субъектов здорового образа жизни // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - Выпуск №3. - Ба-тайск, 2015. - С. 114-125.
Е.Г. Петрова, О.А. Холина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Аннотация. Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенной связи с комплексом личностных особенностей, который является возникновения предиктором наркотизации.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.
E. G. Petrova, O. A. Cholina
PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF TEENAGERS ENTERING IN "GROUP OF RISK" FOR THE EMERGENCE OF DRUG ADDICTION
Abstract. The problem with substance abuse, we consider the problem of person who uses drugs, in specific connection with the complex of personal characteristics, which is a predictor of emergence of anesthesia.