Научная статья на тему 'МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ'

МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / социальный статус / стресс / студенты / профессия / ветеринарная медицина / motivation / social status / stress / students / profession / veterinary medicine

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаптев Сергей Владимирович

Мотивация выбора ветеринарной профессии становится все более важной в связи с растущим спросом на ветеринарные услуги. Мы исследовали мотивацию выбора ветеринарной профессии, социальный статус и уровень стресса студентов. Выборка состояла из 120 студентов-ветеринаров первого курса (104 девушки и 16 юношей) в возрасте 18-23 лет. Мотивы выбора профессии ветеринара были связаны с любовью к животным, намерением продолжить семейные традиции и склонностью к медицинской практике. Самостоятельность в выборе профессии и принятии решений о своей дальнейшей профессиональной судьбе, а также положительное эмоциональное отношение к выбору профессии были характерны для студентов с высоким уровнем благополучия. Девушки выбирали ветеринарную медицину в качестве своей профессии чаще, чем юноши. Профессиональное образование предполагает стремление к саморазвитию и самореализации в профессиональной сфере, что, однако, сопряжено с развитием стресса у студентов. Рекомендуется разработать мероприятия по управлению стрессом для студентов-ветеринаров с учетом особенностей их образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаптев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONS, SOCIAL STATUS AND STRESS STATES IN THE CHOICE OF PROFESSION OF VETERINARY MEDICINE DOCTOR

Motivation for choosing a veterinary profession is becoming increasingly important due to the growing demand for veterinary services. We investigated the motivation for choosing veterinary profession, social status and stress level of students. The sample consisted of 120 first-year veterinary students (104 females and 16 males) aged 18-23 years. Motivations for choosing the veterinary profession were related to love for animals, intention to continue family traditions and inclination to practice medicine. Independence in choosing a profession and making decisions about their future professional destiny, as well as a positive emotional attitude to the choice of profession were characteristic of students with a high level of well-being. Girls chose veterinary medicine as their profession more often than boys. Professional education implies the desire for self-development and self-realization in the professional sphere, which, however, is associated with considerable psychological pressure on students. It is recommended to develop stress management activities for veterinary students, considering the peculiarities of their educational program.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-93-101 УДК 316.3

МОТИВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

С.В. Лаптев

Статья поступила в редакцию 25 июля 2024 г.

Мотивация выбора ветеринарной профессии становится все более важной в связи с растущим спросом на ветеринарные услуги. Мы исследовали мотивацию выбора ветеринарной профессии, социальный статус и уровень стресса студентов. Выборка состояла из 120 студентов-ветеринаров первого курса (104 девушки и 16 юношей) в возрасте 18-23 лет. Мотивы выбора профессии ветеринара были связаны с любовью к животным, намерением продолжить семейные традиции и склонностью к медицинской практике. Самостоятельность в выборе профессии и принятии решений о своей дальнейшей профессиональной судьбе, а также положительное эмоциональное отношение к выбору профессии были характерны для студентов с высоким уровнем благополучия. Девушки выбирали ветеринарную медицину в качестве своей профессии чаще, чем юноши. Профессиональное образование предполагает стремление к саморазвитию и самореализации в профессиональной сфере, что, однако, сопряжено с развитием стресса у студентов. Рекомендуется разработать мероприятия по управлению стрессом для студентов-ветеринаров с учетом особенностей их образовательной программы.

Ключевые слова: мотивация, социальный статус, стресс, студенты, профессия, ветеринарная медицина.

MOTIVATIONS, SOCIAL STATUS AND STRESS STATES IN THE CHOICE OF PROFESSION OF VETERINARY MEDICINE DOCTOR

S.V. Laptev

Motivation for choosing a veterinary profession is becoming increasingly important due to the growing demand for veterinary services. We investigated the motivation for choosing veterinary profession, social status and stress level of students. The sample consisted of 120 first-year veterinary students (104 females and 16 males) aged 18-23 years. Motivations for choosing the veterinary profession were related to love for animals, intention to continue family traditions and inclination to practice medicine. Independence in choosing a profession and making decisions about their future professional destiny, as well as a positive emotional attitude to the choice of profession were characteristic of students with a high level of well-being. Girls chose veterinary medicine as their profession more often than boys. Professional education implies the desire for self-development and self-realization in the professional sphere, which, however, is associated with considerable psychological pressure on students. It is recommended to develop stress management activities for veterinary students, considering the peculiarities of their educational program.

Key words: motivation, social status, stress, students, profession, veterinary medicine.

Спрос на ветеринаров и ветеринарные ных. Предложение ветеринаров также

медицинские услуги демонстрирует чет- расширяется благодаря увеличению

кую тенденцию к росту во всех сферах де- набора в ветеринарные колледжи и вете-

ятельности в результате значительного ринарные вузы, а также повышению про-

увеличения готовности потребителей тра- изводительности и эффективности част-

тить средства на охрану здоровья живот- ной практики. Доходы ветеринаров также

растут, а некоторые отрасли предлагают отличные экономические возможности [20, с. 267].

В последнее десятилетие наблюдается благоприятная динамика высокой профессиональной готовности будущих ветеринарных врачей, поэтому важно понимать разнообразие выбранной сферы деятельности [1, с. 196-204; 7, с. 44-45]. Формирование профессиональной идентичности -это длительный процесс личностного и профессионального развития, который происходит на высоких уровнях профессионального мастерства и охватывает весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до прекращения трудовой деятельности [9, с. 1-11].

Мотивация выбора профессии студентами-ветеринарами связана как с социальным происхождением (так называемые внешние факторы), так и с влиянием индивидуальных мотивов профессиональной ориентации [13, с. 7-12]. В последние время девушки чаще, чем юноши, указывают ветеринарную медицину в качестве своего текущего выбора профессии [15, с. 1169].

Профессиональное образование следует понимать как совокупность формирования, воспитания, обучения и профессионального воздействия, способствующих обеспечению самостоятельности и сознательности личности в выборе, получении и реализации профессиональной деятельности [4, с. 14-15; 11, с. 162-166].

Формирование профессиональной подготовки в области ветеринарной медицины - это, по сути, профессиональная адаптация будущих врачей, которая предполагает управление развитием личности будущего специалиста через ее включение в процесс формирования базовой культуры, социальных отношений и

самореализации посредством последовательного движения к цели [2, с. 141].

В процессе профессиональной подготовки студенты-ветеринары могут испытывать стресс, пытаясь сбалансировать между различными требованиями к учебе, межличностными и внутриличност-ными отношениями, профессиональными требованиями, а также справиться с потенциальным конфликтом между интересами животных и людей. Стрессовые стимулы могут вызвать стрессовую реакцию, которая может негативно повлиять на физическое и психическое здоровье, а на успеваемость студентов-ветеринаров может негативно повлиять нехватка ресурсов для преодоления стресса [20, с. 201]. Необходимым условием решения этих задач в образовательной системе вузов является их интеграция на основе осознания общих целей совместной деятельности, движения к их общей логике, поиска «своего» пути и его достижения. Началом такой интеграции может стать конференция преподавателей и студентов учебного заведения для обсуждения первых результатов диагностики [6, с. 64, 153].

Сплошным исследованием было охвачено 120 студентов первого курса факультета ветеринарной медицины (ФВМ), изъявивших желание принять участие в социологическом опросе, выборка была основана на академических группах с высокой и средней успеваемостью, с количеством 19-24 человека в группе в возрасте 18-23 лет (М = 18,6) - 104 девушки и 16 юношей. Благополучие студентов оценивалось с помощью адаптированного варианта англоязычной методики К. Риффе [10, с. 97-130]. По показателю благополучия оценивали следующие уровни выраженности: 0-362 баллов - низкий уровень; 363-370 баллов - средний уровень; 370 и выше баллов - высокий уровень. Прове-

ден анализ мотиваций, социального статуса и стрессовых состояний при выборе профессии врача ветеринарной медицины.

Проведенное исследование показало, что состояние первокурсников факультета ветеринарной медицины варьируется в широких пределах (lim 324-438 баллов) по шкале К. Риффе от низкого до высокого уровня благополучия, из которых в зависимости от группы 9-68% студентов имеют высокий уровень, 25-54% - средний и 7-36% - низкий уровень благополучия. Для студентов с выдающимся уровнем благополучия характерны самостоятельность в выборе профессии, знание профессионального мира, умение планиро-

вать профессиональную жизнь и принимать решение о дальнейшей профессиональной судьбе, эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.

В каждой группе присутствуют разные по своим характеристикам студенты. Есть храбрые и кроткие, есть пассивные, есть помогающие другим или концентрирующиеся на себе. Есть тихие и созерцательные, есть весельчаки. Психологический вид академической группы определяли, исходя из особенностей личности.

Максимальные и минимальные показатели по шести аналитическим шкалам социологического самочувствия студентов первого курса ФВМ представлены в таблице.

Таблица - Индикаторные оценки социологического опроса студентов ФВМ

Шкалы Оптимальные баллы (показатель нормы) Минимальные баллы Максимальные баллы

Положительные отношения с другими 63+7,12 40 (изолированы и подавлены) 77 (доверительные отношения)

Автономия 56+6,86 34 (зависят от мнения окружения) 77 (независимые, самоопределяющиеся)

Управление окружением 57+6,27 46 (трудности в организации повседневной деятельности) 79 (легкость в повседневной деятельности)

Личностный рост 65+4,94 31 (затруднения) 83 (тенденция к развитию)

Цель в жизни 63+5,16 28 (испытывают недостаток смысла цели и направления) 79 (самостоятельно формируют свои цели и направления)

Самопринятие 59+6,99 32(недовольны собой) 75 (позитивно относятся к себе)

Общее социологическое благополучие 363+24,20 324 (неуверенные) 438 (успешные)

Большинство студентов-ветеринаров относятся к социальному или творческому типу личности. Первые предпочитают профессиональную деятельность, связанную с образованием, воспитанием, лечением, консультированием и обслуживанием. Вторые устанавливают отношения, осно-

ванные на чувствах, эмоциях и интуиции. Оба типа личности вполне соответствуют профессии ветеринара [3, с. 205-208].

Студенты, получившие низкие баллы по шкале «Позитивные отношения с окружающими», испытывали трудности с открытостью, были замкнутыми и депрес-

сивными, в то время как молодые люди с самыми высокими показателями легко устанавливали доверительные отношения с окружающими.

Высокие баллы по шкале «Автономия» характеризуют студентов как независимых, самоопределяющихся, саморегулирующихся и выносящих суждения на основе личных стандартов. Студенты с самыми низкими показателями зависят от мнения и оценок других людей.

Студенты, набравшие низкие баллы по шкале «Управление окружением», испытывают трудности в организации повседневной деятельности и испытывают ощущение, что они не контролируют происходящее вокруг. Напротив, легкость в повседневной деятельности отличает студентов с высокими баллами.

Получившие высокие баллы по шкале «Цель в жизни», имеют чувство цели и направления в своей жизни, а получившие низкие баллы испытывают недостаток смысла и направления в своей жизни.

Высокие баллы по шкале «Самопринятие» характерны для студентов с позитивным отношением к себе, знающим и принимающим как свои хорошие, так и плохие качества, а самые низкие - у студентов, которые недовольны собой, разочарованы, хотят быть кем-то другим, а не тем, кем они являются.

Оценка профессиональной готовности студентов к современной модели профессионального образования подразумевает не только получение определенного набора знаний, но и развитие у будущего специалиста стремления к саморазвитию и полноценной самореализации в профессиональной сфере. Первый этап передачи знаний направлен на метафорическое формирование когнитивного опыта в исследовательской и практической деятельности в области ветеринарии и сель-

ского хозяйства. На втором этапе студентов учат связывать свои интересы с требованиями выбранной профессии. Третий этап предусматривает практическое обучение, направленное на повышение профессионального уровня по выбранной специальности.

Индивидуальные образовательные траектории требуют персонализированного подхода к обучению, который может быть выстроен таким образом, что сильные студенты получают «звездные» задания, слабые быстрее достигают среднего уровня, а средние учатся как обычно. Принципиальным отличием персонализированного плана обучения является подход к студентам в соответствии с их особенностями, целями и тем, как они отвечают на вопрос «Каким человеком я хочу стать?». У обучающихся есть возможность экспериментировать, делать выбор и даже совершать ошибки. Когда студенты делают выбор, сравнивают альтернативы и принимают решения, это и есть персонализация. Вопрос о том, какие механизмы использовать и что конкретно выбрать, очень тонкий.

Запуск «Приоритетного плана 2030» способствовал реализации масштабных инициатив по созданию планов персонализированного обучения. В целом персо-нализация является одной из ключевых концепций Приоритетного плана.

К факторам, определяющим эффективность данной модели, относится, прежде всего, мотивация выбора профессии. Воспитание личности специалиста начинается с формирования иерархии его профессиональных мотивов. Положительное отношение к будущей профессии, несомненно, определяет успеваемость студента. При этом сами познавательные мотивы могут быть выражены как профессиональные мотивы, если они ассоциируются

как целенаправленное стремление к приобретению знаний в определенной области, склонность к соответствующей деятельности. Наиболее эффективным внешним фактором является влияние семейного круга, хотя его значимость неочевидна. У большинства студентов-ветеринаров выбор профессии определяется в основном личными мотивами: интерес к биологическим наукам, любовь к животным и т.д., что отражает самостоятельное принятие решений. Отрицательный перекос был обнаружен в стабильности принятия решений, особенно у студентов четвертого курса [13, с. 7-12].

В связи с этим формирование установок на будущую профессиональную деятельность, необходимость стимулирования профессионального роста становятся необходимой частью обучения в системе профессионального образования.

Опрос первокурсников выявил следующие мотивы выбора профессии ветеринара (наиболее значимые приведены ниже)

1. Любовь и желание помогать больным и попавшим в беду животным.

2. Советы друзей, родственников. Решение продолжить семейную традицию.

3. Склонность к медицинской практике.

4. Возможность трудоустройства и профессионального развития.

Среди мотивов преобладают моральные, социальные и трудовые мотивы. Мотивы престижа не столь значимы для студентов-ветеринаров. Материальные мотивы вообще не упоминаются в качестве причины выбора профессии, то есть студенты знают, что их будущая профессия не поможет им разбогатеть.

В то же время есть и другие студенты, которым необходимо просто получить высшее образование без учета специфики своей будущей профессии. Такие студен-

ты, скорее всего, будут отчислены на старших курсах.

Соцопрос показал, что 89,4% студентов выбрали эту специальность самостоятельно, 62,3% не имели знакомых ветеринаров в качестве образца, 44% были знакомы с ветеринарной профессией, 97,8% знали о нестабильной экономической ситуации. Следовательно, в данном случае кандидаты в ветеринары были мотивированы непосредственной привязанностью к профессии и любовью к животным [18, с. 123].

Для абитуриентов опыт ветеринарной практики и управления были важными факторами, влияющими на решение заявителей продолжить карьеру ветеринара, но многие заявители не выбрали конкретный карьерный путь. Больше девушек, чем юношей, проявили интерес к ветеринарной медицине, в частности, желание лечить собак, кошек и лошадей. Также присутствует влияние окружающих на решение стать ветеринарами и выбор конкретных карьерных путей в ветеринарной профессии [12, с. 1435]. Так, более 70% респондентов отметили, что наибольшее влияние на их выбор профессии оказали практикующие ветеринары [19, с. 7-15].

Онлайн-опрос показал, что 72% студентов-ветеринаров и 55% недавних выпускников заинтересованы в работе с крупными животными. Интерес к работе в животноводстве был связан с любым сельскохозяйственным опытом работы. Любой опыт работы в течение 4 часов увеличивал вероятность предыдущего интереса. Взаимодействие студентов с ветеринарными практиками (82%) и экономические факторы (77%) чаще всего указывались в качестве стимулов, повышающих привлекательность карьеры в сельскохозяйственном животноводстве. Можно найти множество форм опыта работы на ферме,

которые побуждают студентов рассматривать карьеру в животноводстве [19, с. 7-15]. Следует отметить, что экономические перспективы для ветеринарной отрасли могут быть хорошими, если будут удовлетворены ее ключевые потребности, связанные с увеличением разнообразия (специализации) ветеринаров и постоянным совершенствованием нетехнических навыков ветеринаров [20, с. 267-279]. Знание истории разведения животных и истории развития ветеринарии были значимыми факторами, определяющими интерес студентов-ветеринаров к эпизоотологии и инфекционным болезням (ЭиИБ). При этом 99% практикующих ветеринаров и 70% студентов-ветеринаров считают, что дополнительный курс по эпизоотологии и инфекционным болезням необходим в учебной программе, 46% считают, что дополнительные курсы по этой дисциплине улучшат учебную программу по ветеринарии, а 92% ветеринаров согласились с тем, что знания, связанные с ЭиИБ, важны для выполнения их должностных обязанностей [16, с. 240].

Опрос показал, что девушки чаще, чем юноши, указывают ветеринарную медицину в качестве своего текущего выбора профессии. Большинство студентов заинтересовались ветеринарией в старших классах. Девушки проявили интерес к ветеринарии раньше, чем юноши. В качестве причин интереса к ветеринарии часто назывались любовь к животным, интеллектуальный стимул и возможность активного отдыха. Длительное время учебы, высокая плата за обучение и трудности с выполнением курсовых работ были основными причинами отсутствия интереса к ветеринарной медицине. Среди студентов, выбравших ветеринарную медицину в качестве специальности, тип желаемой работы был тесно

связан с предыдущим опытом общения с животными [15, с. 1169].

Сельскую ветеринарную практику (СВП) не следует путать с практикой, специализирующейся на крупных или продуктивных животных. Большинство респондентов (38,9%) заинтересовались сельской ветеринарной практикой в очень раннем возрасте (до 8 класса), а 13,0% сообщили, что заинтересовались сельской ветеринарной практикой во время обучения в ветеринарной школе. Самыми высокими факторами, влияющими на интерес к СВП, были наличие родственника с опытом работы на ферме, наличие СВП в качестве наставника и знакомство с СВП во время обучения в ветеринарной школе. Пол, категория поколений, происхождение (сельское или городское) и опыт работы в животноводстве были значительно связаны с тем, когда респонденты заинтересовались СВП, и с факторами, которые были важны для формирования этого интереса [22, с. 849].

В целом студенты-ветеринары не испытывают сильного стресса, но они отмечают более высокий уровень субъективного стресса, нехватку времени и депрессию. Чем больше домашних животных было в личной жизни студентов-ветеринаров, тем выше была вероятность того, что у них окажется более высокий уровень воспринимаемого стресса. Наконец, значительные различия были обнаружены и между полами: у девушек-ветеринаров уровень воспринимаемого стресса был выше, чем у студентов-юношей [17, с. 173-181].

Вызывает беспокойство тот факт, что некоторые меры, используемые студентами для борьбы со стрессом, могут быть вредными. Поэтому информация о современных стратегиях борьбы с потенциальными стрессовыми факторами должна быть включена в учебную программу как

часть профессионального развития студентов [23, с. 201].

В процессе обучения ветеринарной медицине студенты-ветеринары сталкиваются с множеством потенциальных когнитивных, эмоциональных, физических стрессоров, межличностных и развивающих факторов. У студентов четвертого и пятого курсов академический стресс и ответственность, связанная с переходом к ветеринарной практике или профессиональной деятельности, оказывают значительное влияние на уровень стресса (особенно на физические последствия) [23, с. 201]. Несмотря на то что большинство университетов проводят мероприятия по управлению стрессом для своих студентов, эти программы обычно рассчитаны на студентов неветеринарного профиля, чьи образовательные программы сильно отличаются от программ студентов-ветеринаров. Существует необходимость адаптировать программы управления стрессом специально

к потребностям студентов-ветеринаров [14, с. 170]. Кроме того, в будущем следует сосредоточиться на разработке программ по снижению стресса, которые были бы привлекательны для студентов-юношей и отвечали их потребностям [21, с. 1-11.].

Таким образом, профессиональная готовность является важнейшим условием успешности в любой деятельности. Профессиональная подготовка связана с такими личностно-психологическими характеристиками, как мотивация, ценности и ориентации. Проведенный систематический обзор литературы и метаанализ позволили выявить необходимость мероприятий по снижению стресса для студентов-ветеринаров. Когнитивно-поведенческие вмешательства и позитивное мышление эффективны для снижения стресса. Ветеринарным вузам рекомендуется сделать также программы, широкодоступные для студентов.

Список литературы

1. Алехина О.Ф., Бейлина А.Ф., Труфанова С.А., Башлыков Т.В. Исследование особенностей фриланс-деятельности населения России на онлайн-платформах рынка труда // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2024. - Т. 14. - №3. - С. 194-206.

2. Гречушкина Н.В., Бабажанова А.М. Формы лидерства в подростковой социальной среде // Перспективы науки. - 2022. - 12(159). - С. 141-144.

3. Малинкин А.Н. О междисциплинарности в социологии в свете проблемности ее дисциплинарной идентичности // Социологический журнал. 2019. - Том 25. - N° 4. C. - 105-122. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6821

4. Малинкин А.Н. Социология знания // Большая российская энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2016. -Т. 31. - С. 14-15.

5. Малинкин А.Н. Социология знания М. Шелера и К. Манхейма: сравнительный анализ методологий // Вопросы философии. - 2015. - N° 11. - С. 175-186.

6. Стоянов А.С. Социология: теория, кейсы, задачи. - Химки: АГЗ МЧС России, 2023. - 166 с.

7. Трофимов Д.В. Медиапланирование в структуре взаимодействия медицинских работников с представителями СМИ / Здоровое долголетие - 2023: Материалы региональной научно-практической конференции / Сост.: М.Е. Стаценко, С.В. Дмитриенко, А.Д. Доника; под редакцией В.В. Шкарина. - Волгоград, 2023. - С. 43-46.

8. Трусова Л.Н. Изучение профессиональной мотивации студентов факультета ветеринарной медицины // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - № 6. - Ч. 1. - С. 205-208.

9. Ховайло О.В. Проект «Расправь крылья» для развития профессиональной идентичности будущих врачей ветеринарной медицины // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - T. 11. - N° 2. - С. 1-11.

10. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 97-130.

11. Эминова В.С., Петрова Г.Д. Результаты интеллектуальной деятельности в диссертациях по научной специальности 5.2.6 «Менеджмент» // Труды аспирантов Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: Сборник научных трудов аспирантов. - Москва, 2024. - С. 161-167.

12. Amass S.F., Davis K.S., Salisbury K.K., Weissman J.L. The influence of gender and racial ethnicity on reasons for pursuing a career in veterinary medicine and career aspirations // Am Vet Med Assoc. - 2011. - Jun 1;238(11):1435-40. DOI: 10.2460/javma.238.11.1435. PMID: 21627505.

13. Bozhkov I., Ivanova T., Vasilev K. Prouchvane vürkhu motivatsiiata za izbor na profesiia pri studentite po veterinarna meditsina [Motivation in the choice of profession by students of veterinary medicine] // Vet Med Nauki. - 1986. - №23(8). S. 7-12.

14. Collins H., Foote D. Managing stress in veterinary students. // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):170-2. DOI: 10.3138/jvme.32.2.170. PMID: 16078168

15. Daly R.F., Erickson A.K. Attitudes toward the veterinary profession in a cohort of undergraduate agricultural and biomedical science students. J Am Vet Med Assoc. - 2012, Nov 1;241(9):1169-77. DOI: 10.2460/javma.241.9.1169. PMID: 23078562.

16. Fosgate G.T. Attitudes of veterinary students and veterinarians themselves towards veterinary public health and epidemiology. I am a veterinarian, assistant professor. - July 15, 2008; 233(2): 240-7. DOI: 10.2460/javma.233.2.240. PMID: 18627226.

17. Gelberg S., Gelberg H. Stress management interventions for veterinary students // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):173-81. DOI: 10.3138/jvme.32.2.173. PMID: 16078169.

18. Korencic-Kampl K., Kampl B., Susie V. Erhebungen über die Motivation zum Studium der Veterinärmedizin in Kroatien [Survey about the motivation for the study of veterinary medicine in Croatia]. Dtsch Tierarztl Woch-enschr. - 1996 Apr;103(4):123-5. Немецкий. PMID: 8925771.

19. Lenarduzzi R., Sheppard G.A., Slater G. Factors influencing food animal specialist career choice among recent graduates and current students at Texas University, College of Veterinary Medicine // Vet Med Education. 2009 Spring; 36(1):7-15. DOI: 10.3138/jvme.36.1.7. PMID: 19435985.

20. Lloyd J.W. Current economic trends affecting the veterinary profession. North veterinary clinic small animal practice. 2006 Mar; 36(2):267-79, v. DOI: 10.1016/j.cvsm.2005.10.008. PMID: 16442442.

21. Regehr S., Glancy D., Pitts A. Stress reduction interventions for university students: a review and metaanalysis // Affects Disorder. 2013 May 15;148(1):1-11. DOI: 10.1016/j.jad.2012.11.026.

22. Villarroel A., McDonald S.R., Walker W.L., Kaiser L., Dewell R.D., Dewell G.A. A review of reasons veterinarians are transitioning to rural veterinary practice in the United States. J Am Vet Med Assoc. 2010 Apr 15;236(8):849-57. DOI: 10.2460/javma.236.8.849. PMID: 20392180.

23. Williams S.M, Arnold P.K., Mills JN. How to cope with stress: a survey of veterinary students at Murdoch University // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):201-12. DOI: 10.3138/jvme.32.2.201. PMID: 16078172.

Reference

1. Alexina O.F., Bejlina A.F., Trufanova S.A., Bashly'kov T.V. Issledovanie osobennostej frilans-deyatel'nosti naseleniya Rossii na onlajn-platformax ry'nka truda // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: E'konomika. Sociologiya. Menedzhment. - 2024. - T. 14. - №3. - S. 194-206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Grechushkina N.V., Babazhanova A.M. Formy' liderstva v podrostkovoj social'noj srede // Perspektive nauki. - 2022. - 12(159). - S. 141-144.

3. Malinkin A.N. O mezhdisciplinarnosti v sociologii v svete problemnosti ee disciplinarnoj identichnosti // Sociologicheskij zhurnal. 2019. Tom 25. N° 4. C. 105-122. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6821

4. Malinkin A.N. Sociologiya znaniya // Bol'shaya rossijskaya e'nciklopediya. - M.: ROSSPE N, 2016. - T. 31. -

5. 14-15.

5. Malinkin A.N. Sociologiya znaniya M. Shelera i K. Manxejma: sravnitel'ny'j analiz metodologij // Voprosy' filosofii. 2015. N° 11. S. 175-186.

6. Stoyanov A.S. Sociologiya: teoriya, kejsy', zadachi. - Ximki: AGZ MChS Rossii, 2023. - 166 s.

7. Trofimov D.V. Mediaplanirovanie v strukture vzaimodejstviya medicinskix rabotnikov s predstavitelyami SMI / Zdorovoe dolgoletie - 2023. Materialy' regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii / Sost.: M.E. Sta-cenko, S.V. Dmitrienko, A.D. Donika, pod redakciej V.V. Shkarina. - Volgograd, 2023. - S. 43-46.

8. Trusova L.N. Izuchenie professional'noj motivacii studentov fakul'teta veterinarnoj mediciny' //Filologicheskie nauki. Voprosy' teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2016. - № 6. - Ch. 1. - S. 205-208.

9. Xovajlo O.V. Proekt «Rasprav~ kryTya» dlya razvitiya professionalnoj identichnosti budushhix vrachej veterinarnoj mediciny' // Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. - 2023. - T. 11. - N° 2. - S. 1-11.

10. Shevelenkova T.D. Psixologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovny'x koncepcij i metodika issledo-vaniya) // Psixologicheskaya diagnostika. - 2005. - № 3. - S. 97-130.

11. E'minova V.S., Petrova G.D. Rezul'taty' intellektual'noj deyatel'nosti v dissertaciyax po nauchnoj spe-cialnosti 5.2.6 «Menedzhment» / Trudy' aspirantov Nauchno-issledovatel'skogo instituta organizacii zdravoox-raneniya i medicinskogo menedzhmenta: Sbornik nauchny'x trudov aspirantov. - Moskva, 2024. - S. 161-167.

12. Amass S.F., Davis K.S., Salisbury K.K., Weissman J.L. The influence of gender and racial ethnicity on reasons for pursuing a career in veterinary medicine and career aspirations // Am Vet Med Assoc. - 2011. - Jun 1;238(11):1435-40. DOI: 10.2460/javma.238.11.1435. PMID: 21627505.

13. Bozhkov I., Ivanova T., Vasilev K. Prouchvane vürkhu motivatsiiata za izbor na profesiia pri studentite po veterinarna meditsina [Motivation in the choice of profession by students of veterinary medicine] // Vet Med Nauki. - 1986. - №23(8). S. 7-12.

14. Collins H., Foote D. Managing stress in veterinary students. // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):170-2. DOI: 10.3138/jvme.32.2.170. PMID: 16078168

15. Daly R.F., Erickson A.K. Attitudes toward the veterinary profession in a cohort of undergraduate agricultural and biomedical science students. J Am Vet Med Assoc. - 2012, Nov 1;241(9):1169-77. DOI: 10.2460/javma.241.9.1169. PMID: 23078562.

16. Fosgate G.T. Attitudes of veterinary students and veterinarians themselves towards veterinary public health and epidemiology. I am a veterinarian, assistant professor. - July 15, 2008; 233(2): 240-7. DOI: 10.2460/javma.233.2.240. PMID: 18627226.

17. Gelberg S., Gelberg H. Stress management interventions for veterinary students // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):173-81. DOI: 10.3138/jvme.32.2.173. PMID: 16078169.

18. Korencic-Kampl K., Kampl B., Susie V. Erhebungen über die Motivation zum Studium der Veterinärmedizin in Kroatien [Survey about the motivation for the study of veterinary medicine in Croatia]. Dtsch Tierarztl Woch-enschr. - 1996 Apr;103(4):123-5. Немецкий. PMID: 8925771.

19. Lenarduzzi R., Sheppard G.A., Slater G. Factors influencing food animal specialist career choice among recent graduates and current students at Texas University, College of Veterinary Medicine // Vet Med Education. 2009 Spring; 36(1):7-15. DOI: 10.3138/jvme.36.1.7. PMID: 19435985.

20. Lloyd J.W. Current economic trends affecting the veterinary profession. North veterinary clinic small animal practice. 2006 Mar; 36(2):267-79, v. DOI: 10.1016/j.cvsm.2005.10.008. PMID: 16442442.

21. Regehr S., Glancy D., Pitts A. Stress reduction interventions for university students: a review and metaanalysis // Affects Disorder. 2013 May 15;148(1):1-11. DOI: 10.1016/j.jad.2012.11.026.

22. Villarroel A., McDonald S.R., Walker W.L., Kaiser L., Dewell R.D., Dewell G.A. A review of reasons veterinarians are transitioning to rural veterinary practice in the United States. J Am Vet Med Assoc. 2010 Apr 15;236(8):849-57. DOI: 10.2460/javma.236.8.849. PMID: 20392180.

23. Williams S.M, Arnold P.K., Mills JN. How to cope with stress: a survey of veterinary students at Murdoch University // Vet Med Education. Summer 2005; 32(2):201-12. DOI: 10.3138/jvme.32.2.201. PMID: 16078172.

Для ссылки: Лаптев С.В. Мотивации, социальный статус и стрессовые состояния при выборе профессии врача ветеринарной медицины // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №3 (32). - С. 93-101.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-93-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.