ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241137 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11137 УДК 378.147
Модель формирования готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования
The model of preparing student veterinarians to professional activity in the context of the digital transformation of agricultural education
Автор статьи
I
Author of the article
Анисимова Алёна Вячеславовна,
аспирант ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-0567-0842
Alena V. Anisimova,
Postgraduate Student, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-0567-0842
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Анисимова А. В. Модель формирования готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. - С. 33-54. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241137.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11137
A. V. Anisimova, The model of preparing student veterinarians to professional activity in the context of the digital transformation of agricultural education // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. -No. 09. - P. 33-54. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241137.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11137
Поступила в редакцию Received 09.06.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.08.24
Принята к публикации Accepted for publication 21.08.24 Опубликована Published 30.09.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Анисимова А. В., 2024
Аннотация
Abstract
Система профессионального образования переживает период своего динамичного развития. Реализация федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования связана с принятием компетентностного подхода, в соответствии с которым основным критерием оценки подготовленности выпускников становится освоение компетенций. Внедрение цифровых технологий во все сферы труда диктует необходимость поиска новых подходов к подготовке специалистов, готовых работать, с использованием цифровых технологий и оборудования. Актуальность темы исследования с позиции развития педагогической науки и решения практических задач образования обусловливается разработкой эффективной модели по формированию готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях, а также выявлением критериев и уровней ее сформированно-сти. Цель исследования - разработка модели формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования. Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и компетентность^ подходы. Ключевая идея авторской модели состоит в том, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности должен соответствовать логике развития предложенных критериев. В процессе профессиональной подготовки студенты переходят от репродуктивного к частично продуктивному, а затем к продуктивному уровню. Данный переход возможен в условиях дуального обучения, позволяющего применять современное цифровое ветеринарное оборудование, например, для решения учебных ситуативных задач, дублирующих профессиональные функции ветеринаров, при работе в клиниках и на предприятиях. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении представлений о содержании и технологиях, применяемых в ходе подготовки будущих ветеринаров в условиях цифровой трансформации. Результаты исследования расширяют представления о современных моделях формирования готовности к профессиональной деятельности студентов в колледже. Практическая значимость исследования заключается в разработке онлайн-курсов по специальности «Ветеринария», реализованных на платформе «Цифровой колледж Подмосковья», используемых в образовательном процессе Волоколамского аграрного техникума «Холмогорка». Научная новизна исследования заключается в актуализации представлений о профессиональной готовности будущих ветеринаров с учетом цифровой трансформации аграрного образования, выделении состава и структуры критериев, а также условий ее сформированности.
The vocational education system is going through a period of dynamic development. The implementation of the Federal State Educational Standard for vocational education is associated with the adoption of a competence-based approach, in accordance with which acquiring competences becomes the main criterion for assessing the preparedness of graduates. The introduction of digital technologies into all areas of work dictates the need to find new approaches to training specialists who are ready to work using digital technologies and equipment. The relevance of the research topic from the perspective of the development of pedagogical science and solving practical problems of education is determined by working out an effective model for developing the readiness of student veterinarians for professional activities in modern conditions, identifying criteria and levels of its formation. The aim of the work is to develop a model for forming the readiness of veterinary students for professional activities in the conditions of digital transformation of agricultural education. Systemic, activity-based and competency-based approaches form the methodological basis of the research. The key idea of the author's model is that the process of forming readiness for professional activity should correspond to the logic of the development of the proposed criteria. Students move from reproductive to partially productive, and then to a productive level in the process of professional training. This transition is possible in the context of dual training, which allows using modern digital veterinary equipment, for example, to solve educational situational tasks that duplicate the professional functions of veterinarians when working in clinics and enterprises. The theoretical significance of the article lies in enriching ideas about the content and technologies used in the training of future veterinarians in the context of digital transformation. The results of the study expand the understanding of modern models for formation of students' readiness for professional activity in college. The practical significance of the study lies in the development of online courses in the field of veterinary medicine, implemented on the platform "Digital College of the Moscow Region", used in the educational process of the Volokolamsk Agrarian College "Kholmogorka". The scientific novelty of the study lies in updating ideas about the professional readiness of future veterinarians, taking into account the digital transformation of agricultural education, highlighting the composition and structure of criteria, as well as the conditions for this readiness' formation.
Ключевые слова
Key words
модель формирования готовности к профессиональной деятельности, ветеринарное образование, цифровые технологии, цифровая трансформация образования
model of formation of readiness for professional activity, veterinary education, digital technologies, digital transformation of education
Благодарности
_ Acknowledgements
Автор выражает благодарность Любови Ивановне Малаховой, директору Волоколамского аграрного техникума «Холмогорка», за помощь и поддержку при разработке и внедрении описанной модели подготовки ветеринарных специалистов.
The author expresses her gratitude to Lyubov I. Mala-khova, director of the Volokolamsk Agricultural College "Kholmogorka" for her help and support in the development and implementation of the described model of training veterinary specialists.
Введение / Introduction
Цифровая трансформация затронула многие отрасли, включая образование и аграрный сектор. Стремительный переход общества к повсеместному использованию цифровых устройств во всех областях производства ставит аграрные профессиональные образовательные организации в принципиально новые условия, требуя выработки новых подходов к формированию компетенций своих выпускников, которые в настоящее время должны соответствовать высоким требованиям работодателей и уметь использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности.
Целью исследования является разработка модели формирования готовности студентов специальности «Ветеринария» к профессиональной деятельности в современных условиях.
Обзор литературы / Literature review
Вопрос готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности затрагивает компоненты из области педагогики и психологии. С точки зрения функционального подхода, представленного в работах Н. Л. Захаровой, сущность готовности - это особое состояние, позволяющее субъекту надежно, безошибочно выполнять свои трудовые функции [1]. Специфичность данного положения заключается в том, что готовность формируется и развивается путем специальной подготовки, накопления профессионального опыта, специально организованной тренировки. А. А. Дер-кач выделяет мотивационный, познавательный и эмоциональный компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности [2]. Интерес представляют исследования ученых из Германии и Норвегии, Сингапура и китайского Макао, стран, возглавляющих рейтинг уровня качества образования согласно докладу Human Development Report 2023/2024, подготовленному ООН. Описание особенностей создания рабочих программ для подготовки специалистов на базе колледжей приводится в работах Х. Биманса [3].
В работе немецких ученых M. Креца и Э. Винтер приводятся данные о связи профессиональных компетенций и желания продолжать обучение. Современные студенты слабо мотивированы и редко стремятся самостоятельно осваивать профессию [4]. Ю. М. Царапкина в своих работах также затрагивает вопрос мотивации к обучению. Согласно данным, полученным в ходе исследования, проведенного автором, применение цифровых технологий в процессе обучения положительно влияет на рост уровня учебной мотивации студентов колледжа [5]. Проблемы профессионального образования и подготовки студентов сегодня активно обсуждаются в научном сообществе. В своих трудах В. Ф. Бессараб поднимает вопросы развития профессионального интереса к учебе студентов в техникуме [6]. В. А. Адольф описывает процесс цифровой трансформации образования, который подразумевает под собой оснащение всех образовательных организаций современными техническими устройствами [7]. Малазийские исследователи С. Сахул Ахмид и Чиа Чун Тью рассматривают вопросы, касающиеся профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности с учетом инноваций, присутствующих сегодня в колледжах [8]. Интерес представляют исследования С. Я. Батышева, посвященные блочно-модульному обучению, которое сегодня успешно реализуется в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования [9]. В работах данных авторов рассматривается тема методического обеспечения профессионального образования, при
этом недостаточно полно раскрыта проблема подготовки студентов в зависимости от их специальности, а также вопросы взаимодействия с работодателями при подготовке будущих специалистов.
В данном контексте интерес представляет дуальное обучение в системе профессионального образования. Ж. Е. Алшынбаева и В. П. Тарантей затрагивают тему дуального обучения в системе технического профессионального образования [10]. Среди современных зарубежных исследователей можно выделить Буй Тхи Тхань Ван, которая занимается внедрением модели дуального обучения в азиатских странах [11]. Автор сравнивает шесть образовательных организаций и приходит к выводу о том, что дуальное обучение позитивно сказывается на эффективности подготовки будущих специалистов. В статье Синхэн Ван и Вэйхан Лин описывается опыт обучения на рабочем месте, реализуемый в образовательных организациях Китая. Результаты исследования говорят о том, что данный проект положительно отразился на производительности предприятий и эффективности обучения студентов [12]. В отечественной и зарубежной научной литературе реже встречаются труды, посвященные непосредственно подготовке сельскохозяйственных специалистов в колледже. Наша работа затрагивает обучение ветеринарных специалистов.
Перспективные направления и элементы модели подготовки будущих ветеринаров приводятся в работах И. В. Куламихина; автор уделяет внимание вопросу профессиональной идентичности ветеринаров при профессиональном становлении [13]. С. В. Позябин в трудах, посвященных перспективам развития зоотехнического образования, затрагивает тему новых перспективных технологий в животноводстве и ветеринарии, при этом автором недостаточно полно раскрывается вопрос цифровой трансформации образования и внедрения данных технологий в процесс подготовки будущих специалистов [14]. Описание новых учебных программ подготовки ветеринаров приводится в работах американских исследователей Б. А. Франссон и К. А. Рэгла, которые применяют в ходе обучения современное ветеринарное оборудование [15]. В целом проблемы цифровой трансформации аграрного образования отражены в работах ученых РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. В частности, В. И. Тру-хачев поднимает тему устойчивого развития агропромышленного комплекса в современных условиях цифрой трансформации АПК России [16].
Проблема формирования цифровых компетенций отражена в исследованиях ряда отечественных ученых. М. М. Батова описывает в своих работах процесс формирования цифровых компетенций в системе «наука - производство» [17]. Автор раскрывает методику развития ИКТ-компетенций в ходе обучения дисциплинам информационного цикла. Цифровизация образования сегодня активно осуществляется посредством внедрения онлайн-курсов и электронных учебно-методических комплексов в образовательный процесс. Цифровая образовательная среда техникумов и колледжей во многом определяет возможность формирования цифровых компетенций будущих специалистов [18]. Среди зарубежных авторов можно выделить работы Ф. В. Хортона об информационной грамотности: по мнению автора, информационная грамотность - это не только умение находить информацию, безопасно использовать и преобразовывать ее с применением цифрового оборудования, но и умение самостоятельно учиться и критически мыслить [19]. М. Кнобель в своих трудах, посвященных информационной грамотности, не только уделяет особое внимание перечню цифровых компетенций современных граждан, но и рассуждает о специфических составляющих цифровой грамотности, касающихся профессионального труда
[20]. Авторы приводят свои компоненты цифровой грамотности и описывают уровни их сформированности. В работах И. В. Кальницкой и О. В. Максимочкиной представлены модели формирования цифровых компетенций студентов университета и учащихся школы [21]. В настоящее время модели формирования цифровых компетенций студентов колледжей и техникумов представлены в основном в разрезе подготовки педагогических кадров.
С целью разработки модели формирования готовности профессиональной деятельности мы обратились к трудам Р. М. Петруневой, Н. В. Дулиной и В. В. Токарева; согласно им можно выделить следующие общие черты существующих моделей: требования к специалисту согласно профессиональному стандарту и конкретным трудовым функциям для решения производственных задач; знания и умения, а также специфические социальные и психологические качества, необходимые для обеспечения эффективности его работы [22].
Все это говорит о том, что в настоящее время нет единой модели формирования готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Ветеринария» в аграрных профессиональных образовательных организациях, учитывающей современные условия цифровой трансформации образования.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологическую основу исследования, связанного с построением модели формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях цифровой трансформации аграрного образования, составляют системный, деятельностный и компетентностный подходы.
Согласно работам И. В. Блауберга, В. Н. Садовицкого и Э. Г. Юдина, система - это понятие, которое служит для воспроизведения целостного объекта, используя отдельные знания о нем с помощью специфических принципов, с определенной практической направленностью [23]. Системный подход представляет главное теоретическое основание модели и дает возможность представить систему формирования готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Ветеринария» в аграрном техникуме как совокупность взаимосвязанных подсистем: цель, задачи, содержание деятельности, методы, приемы, средства реализации, формы организации, контрольно-оценочные материалы, анализ полученных образовательных результатов и их корректировка. Согласно определению, данному в работах Ф. И. Перегудова и Ф. П. Тарасенко, наша модель является динамической, так как отображает процессы, происходящие в системе во времени. Модель одновременно является и функциональной, так как описывает процессы, которые характеризуют систему как часть более общей, охватывающей ее системы, т. е. она связана с назначением данной системы [24]. В своих трудах Т. А. Ильина говорит о том, что педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. При этом функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом [25].
Анализ трудов Л. С. Выготского показывает, что связь видов деятельности является центральным пунктом в изучении всякой системы [26]. Деятельностный подход обеспечивает формирование профессиональной готовности будущих ветеринаров в аграрном техникуме в соответствии с целостным содержанием и компонентным составом трудовых функций, связанных с цифровыми технологиями и цифровым оборудованием. Это позволяет осуществить формирование знаний, умений, способов деятельности, навыков решения профессиональных задач в ветеринарной сфере [27].
Образовательная деятельность по формированию компетенций в области цифровых технологий у студентов специальности «Ветеринария» в аграрном техникуме представляет собой процесс системного взаимодействия студентов, преподавателей и наставников со стороны предприятия, направленный на формирование знаний, умений и навыков эффективного использования цифровых технологий и оборудования в профессиональной деятельности. Работа в данном направлении проводится в соответствии с теоретическими положениями А. Н. Леонтьева. В деятельности студентов выделяются отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям, затем - операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели [28].
Компетентностный подход позволяет нам разобрать методы, приемы и средства, связанные с поэтапным формированием готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях цифровой трансформации аграрного образования [29]. Соответственно, основу процесса отбора и разработки составляет структура критериев готовности к профессиональной деятельности и функции, которые они выполняют [30].
Теоретической основой для построения модели стали также труды Н. Ф. Талызиной, посвященные разработке модели специалиста, а также управлению процессом усвоения знаний [31]. Модель в педагогическом исследовании обладает двойственностью. С одной стороны, в ней присутствует дескриптивный (описательный) компонент, с другой стороны, нормативный (предписывающий) компонент. Модель одновременно описывает педагогический процесс, условия, необходимые для достижения педагогической цели, и дает рекомендации для педагогов по его осуществлению. Модель в исследовании не является самоцелью, она представляет собой средство для решения задач [32].
Результаты исследования / Research results
Моделирование процесса формирования готовности к профессиональной деятельности будущих ветеринаров в аграрном техникуме включает в себя концептуальную основу, целевой, содержательно-деятельностный (условия формирования компетенций в области цифровых технологий и способы их актуализации в образовательном процессе), диагностический, а также процессуальный и контрольно-оценочный компоненты.
В состав критериев готовности к профессиональной деятельности входят информационная грамотность при работе с информацией и учетно-отчетной ветеринарной документацией; коммуникация и взаимодействие в цифровой среде при выполнении должностных обязанностей ветеринарного фельдшера; создание цифрового контента, ветеринарного назначения; безопасность в цифровой среде при работе с информацией и ведение учетно-отчетной документации по ветеринарии; решение профессиональных ветеринарных задач с использованием цифровых технологий и оборудования.
В нашем исследовании под готовностью к профессиональной деятельности мы понимаем совокупность знаний, навыков и психологической готовности, необходимых для эффективного выполнения трудовых функций по отношению к определенному кругу рабочих объектов и процессов.
Для выявления особенностей компетенций в области цифровых технологий, специфичных для будущих ветеринаров, мы рассмотрели профессиональный стандарт работника в области ветеринарии, утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ, и определили спектр решаемых задач и функций, при выполнении которых работники в области ветеринарии используют цифровые технологии. В табл. 1 представлены критерии и уровни сформированности готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности.
Таблица 1
Критерии и уровни сформированности готовности будущих ветеринаров
к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования
Репродуктивный (низкий) уровень Частично продуктивный (средний)уровень Продуктивный (высокий) уровень
Критерий «Информационная грамотность при работе с информацией и учетно-отчетной ветеринарной документацией»
Не знает или имеет общие представления о поиске информации в Интернете, о различных носителях информации; слабо отличает релевантную ветеринарную информацию; не умеет организовывать цифровой контент при ведении учетно-от-четной документации самостоятельно Знает способы быстрого поиска информации в Интернете; разбирается в носителях информации, самостоятельно находит сайты, посещаемые ранее, отличает релевантную ветеринарную информацию в Интернете, выполняет задания по копированию и перемещению файлов в облачных хранилищах Уверенно применяет знания о поиске информации; хорошо разбирается в особенностях различных носителей информации; учитывает, что разные поисковики выдают разную информацию при подборе оборудования и материалов; может научить других; применяет творческий подход при организации цифрового контента на рабочем месте
Критерий «Коммуникация и взаимодействие в цифровой среде при выполнении должностных обязанностей ветеринарного фельдшера»
Не знает или имеет общее представление о языках программирования; плохо разбирается в видах электронных госуслуг; не может самостоятельно пользоваться электронной почтой и создавать заявки, оплачивать товары и услуги в Интернете; не умеет использовать ви-део-конференц-связь и облачные сервисы, редактировать онлайн-документы Знает о языках программирования, о электронных государственных услугах «вызов ветеринарного врача на дом», «регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью», умеет самостоятельно работать с электронными письмами, самостоятельно формировать заявки, оплачивать товары и услуги в интернете, использует видео-конфе-ренц-связь, онлайн-документы для ведения учетно-отчетной документации по ветеринарии Разбирается в языках программирования, может подавать заявки на сайте закупок для ветеринарной лаборатории, произвести оплату через Интернет, помогает другим, использует расширенные функции ви-део-конференц-связи для консультирования по ветеринарии; творчески подходит к использованию облачных сервисов, умеет редактировать файлы google.docs и яндекс.Доку-менты, уверенно создает цифровой профиль на профессиональных ветеринарных сайтах
Критерий «Создание цифрового контента ветеринарного назначения»
Общие представления об этических и юридических последствиях использования цифрового контента; не умение создавать и редактировать файлы mcoffice, общие представления о создании Демонстрирует знания о последствиях незаконного распространение цифрового контента, умеет самостоятельно создавать файлы docx. для ведения документации по учету больных и лаборатор- Демонстрирует глубокие знания об авторском праве в Интернете; творчески подходит к заданиям и уверенно создает и редактирует файлы docx. Mcoffice, может помочь другим; творче-
цифрового контента на темы, касающиеся ветеринарии; использование посторонней помощи при создании мультимедийных презентаций ных животных; выполняет задания по созданию цифрового контента, видео и презентаций используя текст, изображения, видео и аудио ски подходит к вопросу создания цифрового контента в Интернете для просветительской деятельности в области ветеринарии; быстро и качественно создает презентации
Критерий «Безопасность в цис документации по ветеринарии эровой среде при работе с информацией и ведении учетно-отчетной »
Нет знаний, общие представления об антивирусных программах; о вреде старых электронных устройств для экологии; о восстановлении цифровой информации из резервных копий; с посторонней помощью может выполнить задание по ограничению или отказу в доступе к геолокации; плохо распознает подозрительные сообщения; не может проверить безопасность веб-сайтов Знает о необходимости обновления приложений и антивируса, о вреде старых электронных устройств для экологии, умеет по образцу или инструкции снижать энергопотребление цифровых устройств и восстанавливать цифровую информацию; демонстрирует умения по распознаванию подозрительных электронных писем с запросом личных данных Отлично разбирается и может посоветовать антивирусную программу, знает, куда сдавать старые цифровые устройства для утилизации; выполняет задания по настройке параметров браузера и снижению энергопотребления цифровых устройств, проявляя творческую инициативу и находя новые подходы к обучению других; умеет ограничивать доступ к геолокации, проверять безопасность веб-сайтов
Критерий «Решение профессиональных ветеринарных задач с использованием цифровых технологий и оборудования»
Отсутствуют знания, общие представления об использовании облачного программного обеспечения в работе с/х предприятий; не умеет использовать цифровые платформы и программы для управления учетно-от-четными ветеринарными данными; не умеет использовать цифровое лабораторное оборудование Демонстрируются знания о применении облачных технологий на фермах для контроля состояния животных; может выполнять задания по использованию цифровых платформ по образцу; умеет самостоятельно использовать цифровое лабораторное оборудование, устройства для ввода и вывода цифровой информации, пользуясь инструкцией или образцом выполнения заданий Уверенное использование цифровых платформ для управления данными о размножении, осеменении и фертильности скота; гибкий, творческий подход к выполнению заданий с применением цифровых технологий для диагностики заболеваний животных; хорошее ориентирование в современных технологиях, применяемых в ветеринарии
В связи с этим можно говорить о том, что готовность к профессиональной деятельности в области ветеринарии в современных условиях включает в себя владение эффективными методами выполнения соответствующих трудовых функций с применением цифровых технологий и цифрового ветеринарного оборудования. Можно также предположить, что создание в учебном процессе ситуаций, в которых моделируются, воссоздаются условия, требующие от будущих ветеринаров выполнения указанных трудовых функций (трудовых действий, умений и знаний), апробации и самооценки различных подходов к выполнению данных функций, с использованием современных цифровых технологий и оборудования, выступает дидактическим средством формирования исследуемых критериев готовности к профессиональной деятельности у студентов специальности «Ветеринария».
Результаты исследования готовности к профессиональной деятельности позволяют предположительно выделить следующие условия ее формирования. К объективным и субъективным условиям нами были отнесены: мотивация к самостоятельному выполнению профессиональных действий с использованием цифровых технологий; знание своих профессиональных функций и представление о способах их решения с использованием цифрового оборудования; использование опыта работы с
цифровыми технологиями и оборудованием в других, непрофессиональных сферах; создание творческих ситуаций, в которых возможно варьировать способы решения профессиональных задач; использование групповых и индивидуальных форм самостоятельного обучения с применением электронных образовательных ресурсов; техническая оснащенность образовательной организации.
При построении модели формирования готовности студентов специальности «Ветеринария» к профессиональной деятельности мы исходили из того, что модель должна раскрыть пути построения образовательного процесса, обеспечивающего реализацию указанных условий.
В связи с этим в процессе формирования готовности студентов специальности «Ветеринария» к профессиональной деятельности в области цифровых технологий нами были выделены три этапа.
Цель первого этапа - обеспечить у студентов формирование общих представлений в области информационной грамотности, коммуникации и взаимодействия в цифровой среде, создания цифрового контента, безопасности в цифровой среде, решения профессиональных задач в цифровой среде, а также умения выполнять задания с помощью преподавателя. Средства достижения цели первого этапа - создание в образовательном процессе ситуаций, когда будущему ветеринару необходимо действовать по образцу; разработать методические рекомендации и электронные учебно-методические комплексы, онлайн-курсы, позволяющие осваивать учебные дисциплины, в том числе и профессиональные, с использованием цифрового контента и выполнением заданий в цифровой образовательной среде. Преподаватель на данном этапе оказывает консультационную поддержку в области работы с цифровым контентом. В рамках работы над реализацией данного этапа нами были созданы он-лайн-курсы по ряду дисциплин, изучаемых в соответствии с образовательной программой студентами-ветеринарами. Данные электронные образовательные ресурсы размещены на платформе «Цифровой колледж Подмосковья» и являются доступными для преподавателей и студентов на бесплатной основе.
Цель второго этапа - обеспечить у студентов формирование хороших, устойчивых знаний, которые обеспечивают самостоятельное выполнение студентами профессиональных задач. Средства достижения цели второго этапа - моделирование в учебном процессе профессиональных задач, требующих решения с применением цифровых технологий, где студенты могут продемонстрировать свои умения и готовность самостоятельно применять цифровое оборудование, работать с уже существующими профессиональными базами данных, самостоятельно готовить отчетно-ученую документацию по существующим шаблонам. В рамках реализации данного этапа нами были разработаны проекты организации дуального обучения на предприятиях, имеющих ветеринарную направленность, сельскохозяйственных предприятиях, в ветеринарных клиниках и питомниках.
Цель третьего этапа - подготовить студентов к использованию знаний и уверенному выполнению задач в области информационной грамотности, коммуникации и взаимодействию в цифровой среде, созданию цифрового контента, безопасности в цифровой среде, решению профессиональных задач в цифровой среде при выполнении проектов профессиональной направленности, демонстрирующих их инновационную позицию в профессиональной деятельности. Педагогические средства достижения цели третьего этапа - включение студентов в учебно-профессиональные проекты, способствующие созданию инновационных разработок в своей профессиональной сфере с применением цифровых технологий и цифрового оборудования на предприятиях.
На основе вышеизложенного нами была разработана модель формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования. Данная модель представлена на рисунке.
Концептуальная основа
Определение структуры и состава критериев готовности к
профессиональной деятельности будущих ветеринаров, условий ее формирования в цифровой тоанссЬоомаиии агоаоных ПОО
Целевой компонент
Поэтапное целеполагание формирования готовности \ будущих ветеринаров
в соответствии профессиональной
: процессом деятельности
£
1-й
этап
Содержательно-деятельностный компонент
условия формирования готовности к профессиональной деятельности с учетом цифровой трансформации аграрных ПОО:
» Применение онлайн-курсов и электронных учебных методических комплексов
* элементы дуального обучения,
* Участие в движении Профессионалы,
* Мотивация обучающихся,
* Международная практика,
* Доработка нормативной документации
• формирование общих представлений о современных технологиях в профессиональной ветеринарной сфере, использование цифровых технологий при решении задач по аналогии при поддержке преподавателя
12-й этап
• формирование знаний и умений достаточных для самостоятельного выполнения специфичных, профессионально направленных заданий с применением цифровых технологий и ветеринарного оборудования
13-й этап
•использование знаний и уверенное выполнение заданий с применением цифровых технологий и оборудования в рамках решения учебно-профессиональных проектов и демонстрации инновационной профессиональной позиции
информационная грамотность ветеринара
коммуникация в цифровой среде
создание цифрового ветеринарного контента
безопасность в цифровой среде ветеринарной организации
решение ветеринарных задач с применением цифровых технологий
Способы диагностики -
опрос, на основе методики
□¡дСотр с учетом ветеринарной специфики
Цель первого этапа —
формирование общих представлений в области цифровых технологий и умений выполнять задания посторонней помощью
Цель второго этапа —
формирования хороших, устойчивых знаний в области цифровых технологий, которые обеспечивают самостоятельное выполнение студентами профессиональных задач
Цель третьего этапа —
подготовить студентов к использованию знаний и выполнению задач, проектов профессиональной направленности, демонстрирующих их позицию по применения цифровых технологий и усовершенствованию работы ветеринаров посредством современного оборудования
г
Средства достижения цели
'Л
Средства достижения цели
создание в образовательном процессе ситуаций, когда студенту необходимо
действовать по образцу. Разработать методические рекомендации и онлайн-курсы, позволяющие осваивать
учебные дисциплины с использованием цифрового контента и выполнением заданий в цифровой
образовательной среде.
Средства достижения цели
моделирование в учебном процессе профессиональных задач, требующих решения с применением цифровых
технологий, где студенты могут продемонстрировать свои
умения и готовность
самостоятельного применения цифрового оборудования,
работать с уже существующими профессиональными базами данных, самостоятельно
готовить отчетно-ученую
документацию по существующим шаблонам.
включение студентов в учебные проекты и проекты
п рофессионал ьной направленности,
способствующие созданию
инновационных разработок в своей профессиональной сфере с применением цифровых технологий и цифрового оборудования на предприятиях.
« * I
д:
Контрольно-оценочный компонент * с с <и 'Л
Функция: интерпретация полученных в ходе исследования результатов, отражающих изменения относительно сформированности у студентов критериев готовности к профессиональной деятельности Условия: применение заданий из разработанных цифровых образовательных ресурсов, с учетом баллов за сдачу демонстрационного экзамена по ветеринарии
Переход на более высокий уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности студентов специальности ветеринария
Модель формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования
Формирование готовности к профессиональной деятельности - это поэтапный процесс. Согласно представленной модели, на первом этапе в процессе обучения необходимо создавать ситуации, в которых обучающимся необходимо действовать по образцу. В соответствии с этим на первом курсе студенты изучали учебные дисциплины посредством цифровых ресурсов, размещенных на платформе «Цифровой колледж Подмосковья», электронных учебно-методических комплексов: «История»,
«Русский язык», «Физическая культура», «Астрономия», «Литература», «ОБЖ», «Родной язык», «Биология», «Математика»; онлайн-курсов: «Информатика», «Иностранный язык», «Химия». В данных цифровых ресурсах для проверки знаний и навыков учащихся использовались тестовые задания. Преподаватель мог видеть, сколько попыток совершил студент при прохождении проверочных работ, а также сколько времени затратил на изучение теоретического материала. Используя эти данные, преподаватель может судить о качестве работы обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами, а также оказывать консультационную поддержку студентов в области работы с цифровым контентом.
Для перехода на частично продуктивный уровень готовности к профессиональной деятельности обучающимся необходимо выдавать задания, в которых они имеют возможность учиться действовать в соответствии с инструкцией. При работе с цифровыми образовательными ресурсами студентам предлагались задания, в которых необходимо работать по образцу. Приведем пример инструкционно-технологической карты лабораторно-практического занятия по дисциплине «Биология», раздел «Учение о клетке». Тема занятия - «Изучение деления клетки при помощи метода световой микроскопии».
Цель занятия - практическое изучение процесса митоза при помощи метода световой микроскопии.
Формируемые критерии готовности к профессиональной деятельности:
- Решение профессиональных ветеринарных задач с использованием цифровых технологий и оборудования. Умение использовать цифровое лабораторное оборудования для ветеринарно-санитарной экспертизы.
- Создание цифрового контента ветеринарного назначения. Умение создавать и редактировать графические файлы для ведения учетной ветеринарной документации.
- Информационная грамотность при работе с информацией и учетно-отчетной ветеринарной документацией. Умение организовывать цифровой контент (фото) с помощью папок или тегов, чтобы найти их позже для хранения учетно-отчетной ветеринарной документации.
Место проведения - лаборатория.
Оснащение: цифровые микроскопы Levenhuk D320L (в комплекте с камерой 3МП), ноутбуки с установленными драйверами для работы камеры микроскопа, препарат «митоз в корешке лука». Ноутбуки имеют доступ к Интернету для просмотра сайта «Цифровой колледж Подмосковья» (https:// e-learning.tspk-mo.ru). ЭУМК «Биология».
Содержание и методика проведения занятия
Перед началом выполнения заданий необходимо внимательно изучить технику безопасности при работе с цифровым микроскопом. После этого студенты просматривают видео лабораторно-практического занятия «Изучение клетки при помощи метода световой микроскопии».
После просмотра видео обучающиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий согласно инструкции:
1. Организуйте комфортно свое рабочее место. Во время работы следите за расстоянием от глаз до монитора ноутбука, а также за правильной осанкой. Соберите микроскоп. Для этого присоедините тубу с микроскопом к предметному столику до щелчка. Присоедините микроскоп к ноутбуку при помощи ДОБ-кабеля. Включите ноутбук. Откройте приложение для работы с камерой Levenhuk D320L.
2. Разместите препарат «митоз в корешке лука» на предметном столике. Используя объектив 10Х, рассмотрите препарат. Сделайте фото, на котором видно общее
строение тканей, а также легко различимы отдельные клетки с ядром и клеточной оболочкой. Для этого нажмите Capture Image в приложении и сохраните фото в отдельной папке на рабочем столе ноутбука с именем файла «клетка.jpg».
3. Используя объектив 100х, сделайте фото клеток, находящихся в профазе, ме-тафазе, анафазе. Для этого перемещайте препарат по предметному стеклу микроскопа до тех пор, пока не найдете подходящую клетку. Сделайте фото, нажав Capture Image в приложении, и сохраните фото в папке на рабочем столе ноутбука с именами «профаза^^», «метафаза^^», «анафаза^^».
После выполнения работы ноутбуки необходимо выключить и отсоединить USB-кабель от микроскопа.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные фазы митоза.
2. Опишите, чем характеризуется профаза, метафаза и анафаза в ходе митоза.
3. Расскажите об основных особенностях работы с цифровым микроскопом.
4. Выполните задания для проверки знаний по теме «Изучение деления клетки при помощи метода световой микроскопии» в ЭУМК «Биология».
В соответствии с моделью формирования готовности к профессиональной деятельности, представленной в нашем исследовании, на втором этапе в ходе обучения необходимо применять ситуативные профессиональные задачи, требующие самостоятельного решения в цифровой среде с применением цифровых технологий. Для этого были разработаны следующие электронные ресурсы, необходимые для изучения дисциплин на втором курсе, электронные учебно-методические курсы: «Анатомия и физиология животных», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная фармакология», «Латинский язык в ветеринарии», «Основы микробиологии», «Основы философии», «Экологические основы природопользования», «Зоогигиена», «Паразитология», «Эпизоотология»; онлайн-курсы: «Основы зоотехнии», «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Психология общения», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности».
Для обучения студентов на третьем курсе использовались такие электронные ресурсы платформы «Цифровой колледж Подмосковья», как электронные учебно-методические комплексы: «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», «Правовое обеспечение ветеринарной деятельности», «Акушерство», «ВНБ», «Патфизиология и патанато-мия», «Основные методы и формы санитарно-просветительской деятельности»; онлайн-курсы «Подготовка и проведение искусственного осеменения животных птиц», «Хирургия». Данные курсы могут использоваться преподавателями и студентами Московской области на безвозмездной основе на платформе «Цифровой колледж Подмосковья».
При создании электронных ресурсов для профессиональных дисциплин, изучаемых на втором и третьем курсах, особое внимание было уделено разработке ин-струкционно-технологических карт для проведения лабораторно-практических занятий. При составлении заданий использовался контекстный подход, рассмотренный в работах В. Г. Калашникова [33]. Учитывались психолого-педагогические аспекты разработки задач, представленные в работах Г. А. Балл [34]. Применялись методологические разработки по использованию цифровой образовательной среды, представленные в монографии С. Л. Атанасяна [35].
Приведем пример инструкционно-технологической карты по теме «Диагностика стельности крупного рогатого скота при помощи аппарата УЗИ» ЭУМК «Акушерство».
Цель занятия - практическое изучение применения аппарата УЗИ для определения стельности крупного рогатого скота.
Формируемые критерии готовности к профессиональной деятельности в области цифровых технологий:
- Решение профессиональных ветеринарных задач с использованием цифровых технологий и оборудования. Умение вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментов - цифрового электронного аппарата УЗИ.
- Информационная грамотность при работе с информацией и учетно-отчетной ветеринарной документацией. Знания о различных носителях информации (USB-флеш-карты, microSD-карты, SD- и DVD-диски и т. д.) для электронной передачи учетно-отчетной документации по ветеринарии. Умение копировать и перемещать файлы (документы, фото, видео) между папками, устройствами или в облаке при ведении учетно-отчетной документации и выполнении должностных обязанностей ветеринарного фельдшера.
Место проведения - ферма.
Оснащение: уЗИ-сканер с ректальным зондом, ректальные перчатки, дезинфекционный раствор для обработки зонда, ноутбук, карта microSD.
Содержание и методика проведения занятия
Перед практическим занятием на ферме студентам необходимо ознакомиться с основными принципами работы УЗИ-сканера на занятии в учебной аудитории в техникуме. Во время занятия студенты попрактикуются использовать УЗИ-сканер на ветеринарном тренажере для пальпации. Искусственный симулятор осеменения Bovine Breeder предназначен для обучения правильным манипуляциям с шейкой матки, позиционированию искусственного осеменения и пальпации беременности у коров. Данный муляж позволяет студентам потренироваться вводить УЗИ-зонд для определения стельности крупного рогатого скота. Принцип действия цифрового УЗИ-сканера заключается в том, что аппарат посылает звуковые волны, а результат исследования отражается на мониторе. При этом существуют манипуляционные риски для эмбрионов, плодов животных. При неумелом выполнении процедуры возможны отторжение эмбриона, микроаборт, инфицирование животного бактериальными или вирусными агентами при несоблюдении гигиенических правил. В связи с этим обучение студентов сначала проходит на ветеринарном тренажере.
Последовательность проведения УЗИ обследования стельности крупного рогатого скота на ферме:
1. Включить питание и проверить состояние батареи электронного УЗИ-сканера.
2. Животное фиксируют в стойле.
3. Руку в одноразовой ректальной перчатке, смазанной гелем (рекомендуется использовать гель, предназначенный для применения в ультразвуковых исследованиях, имеющий специальный сертификат), вводят в прямую кишку.
4. Провести мониторинг развития эмбриона или плода, рост и созревание фолликулов, формирование желтых тел и кистообразных образований яичников. Определите срок беременности, используя данные табл. 2 и изображение на мониторе УЗИ.
5. Сохраните запись изображения на УЗИ-сканере и перенесите его на компьютер, используя microSD-карту.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите особенности работы с электронным УЗИ-сканером.
2. Опишите основные этапы УЗИ-диагностики стельности крупного рогатого скота.
3. Выполните задания для проверки знаний по теме «Диагностика стельности крупного рогатого скота при помощи аппарата УЗИ» в ЭУМК «Акушерство».
Таблица 2
Таблица для заполнения данных УЗИ
Срок Фото Описание
30 дней Заметен плод, но он крохотный. На этом сроке невозможно посчитать количество зародышей
45-50 дней Четко видно количество зародышей. У них наблюдается отчетливое сердцебиение, они движутся, можно замерить их длину
100 дней Зародыши настолько большие, что изображение занимает весь монитор. Виден скелет плода белого цвета
Студенты третьего курса активно привлекаются к участию в движении «Профессионалы». Конкурсы и олимпиады профессионального мастерства являются действенными формами работы со студентами для повышения уровня их профессиональной подготовки. Конкурс способствует развитию у молодых людей творческих способностей, а также умений быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы и сложности. Будущие специалисты благодаря профессиональным конкурсам учатся импровизировать и быть гибкими в рабочих ситуациях. Ежегодно в техникуме проводятся отборочные соревнования чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы» по компетенции «Ветеринария».
В представленной нами модели особая роль отводится практическому обучению, которое имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что спектр деятельности ветеринаров достаточно широк, они работают в разных отраслях и род их деятельности может сильно отличаться. Например, деятельность ветеринарного специалиста в ветеринарной клинике, где ему приходится работать с такими домашними животными, как собаки и кошки, сильно отличается от работы ветеринара на фермерском хозяйстве, где ветеринару необходимо заботиться о здоровье коров, лошадей, свиней и т. д. Ветеринарные специалисты занимаются оценкой качества продуктов и сырья животного происхождения, проводя ветеринарно-санитарную экспертизу на рынках и перерабатывающих предприятиях. Деятельность ветеринаров весьма разнообразна, в связи с этим образовательная организация должна выстроить работу с социальными партнерами и базами для прохождения практики таким образом, чтобы студент в процессе обучения смог познакомиться со всем спектром предприятий и работ, на которых может быть задействован ветеринарный специалист. В связи с этим начиная со второго курса происходит прикрепление студентов к определенным предприятиям в рамках организации дуального обучения. Изучив теоретическую часть на занятии в учебной аудитории в техникуме, студенты отправляются на практическое закрепление материала в учебную лабораторию, размещенную непосредственно в ветеринарной клинике или на фермерском хозяйстве. Занятия при этом проводятся сотрудниками предприятий, которые по совместительству являются преподавателями колледжа и имеют право вести педагогическую деятельность, пройдя профессиональную переподготовку по направлению «Профессиональное обучение». На втором, третьем и четвертом курсах предусмотрена учебная практика по зоогигиене, паразитологии и эпизоотологии, акушерству и ВНБ, которую студенты проходят на живот-
новодческих фермах. Практика по патанатомии и патфизиологии, а также по хирургии проводится в ветеринарных клиниках. Одним из ярких примеров организации дуального обучения в техникуме является совместный проект с Центром воспроизводства редких животных ГАО «Московский зоопарк». Проект дуального образования, реализованный в Волоколамском аграрном техникуме «Холмогорка», стал лауреатом I степени в конкурсе «Премия ВРаботе-2023» (источник - администрация Волоколамского округа https://ok.ru/profile/572396514884/statuses/156179880219972).
Знакомство студентов с современным цифровым оборудованием должно быть возможно посредством прохождения практики не только в России, но и за ее пределами. До недавнего времени в ходе обучения на третьем курсе студенты имели возможность пройти 2-месячную или 6-месячную практическую стажировку на сельскохозяйственных предприятиях Германии. Отбор участников проходил на основе собеседования на немецком языке и тестирования по ветеринарной специальности. Для студентов, прошедших отбор, были разработаны индивидуальные учебные планы. Партнерами в данном направлении выступали компании LOGOeV и ГеРусАгро. Студенты, успешно прошедшие стажировку на фермерских хозяйствах Германии, получали соответствующие сертификаты. После приезда студентов в техникум организовывались круглые столы с целью обсуждения вопросов применения цифровых технологий в ветеринарии в России и Германии. В настоящее время ведется активная работа по поиску международных стажировочных площадок для студентов СПО.
На четвертом году обучения важное место отводится изучению такого профессионального модуля, как «Участие в проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения». Приведем пример задания, представленного в ЭУМК «Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения». Применяемые педагогические технологии были направлены на развитие творческого, инициативного подхода к решению поставленных ситуативных задач, требующих знания цифровых технологий и оборудования.
Тема занятия - «Транспортировка животных. Ветеринарно-санитарный контроль на транспорте».
Цель занятия - изучить особенности транспортировки убойных животных и птиц, а также основные документы, необходимые для транспортировки животных.
Формируемые критерии готовности к профессиональной деятельности:
- Информационная грамотность при работе с информацией и учетно-отчетной ветеринарной документацией. Умение копировать и перемещать файлы (документы word) между папками, устройствами или в облаке при ведении учетно-отчетной документации и выполнении должностных обязанностей ветеринарного фельдшера.
- Создание цифрового контента ветеринарного назначения. Умение создавать и редактировать цифровые текстовые файлы (word) для ведения учетной документации по больным животным.
- Решение профессиональных ветеринарных задач с использованием цифровых технологий и оборудования. Умение использовать устройства для ввода и вывода цифровой информации (принтеры), для работы с учетно-отчетной ветеринарной документацией.
Место проведения - компьютерный класс.
Оснащение: компьютеры с выходом в Интернет для доступа к платформе «Цифровой колледж Подмосковья», принтер, образцы официальных бланков Ветеринарного свидетельства, Форма № 1.
Содержание и методика проведения занятия
Студенты прослушивают лекцию преподавателя о способах транспортировки животных и особенностях ветеринарно-санитарного контроля на транспорте, просматривают видеоматериал по теме. После этого студентам необходимо решить самостоятельно профессиональную задачу.
Задача:
Предприятие ООО «Зоря» отправляет на мясоперерабатывающее предприятие ОАО «Мяспром» кур в количестве 30 голов и уток в количестве 10 голов. На предприятии все животные находились с рождения и перед отправкой карантинировались по месту содержания 29 дней. Местность благополучная по инфекционным и инвазионным болезням.
В период карантина, 25.11.2023 г., у птиц были взяты пробы на болезнь Ньюкасла, исследование проводилось методом РТГА, результат отрицательный. Исследование проводилось в лаборатории ОГБУ «Областной центр ветеринарной медицины».
20 октября 2023 г. была проведена иммунизация птиц против болезни Марека. 23 ноября 2023 г. была проведена иммунизация против болезни Ньюкасла.
Птиц перевозят на машине FiatDucato с регистрационным номером А 140 АА 50. Адрес ООО «Зоря»: Московская обл., Волоколамский р-н, д. Кашино, д. 6. Адрес ОАО «Мяспром»: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Новосолдатская, д. 34.
Заполните Ветеринарное свидетельство.
Ход выполнения:
1. Скачайте файл с Ветеринарным свидетельством.
2. Заполните Ветеринарное свидетельство, используя информацию, представленную в задаче.
3. Сохраните файл на рабочем столе компьютера, подпишите файл следующим образом: Фамилия_Вет_свед_^осх.
4. Распечатайте Ветеринарное свидетельство на официальном бланке Форма № 1, используя принтер.
5. Оформите ветеринарные сопроводительные документы в демоверсии ФГИС «Меркурий».
Задача представлена на платформе «Цифровой колледж Подмосковья» (ссылка на электронный ресурс - https://cms.tspk-mo.ru/preview/topic/2000018/45477/ #136226).
В ходе выполнения задания студентам необходимо самостоятельно заполнить бланк Ветеринарного свидетельства в формате word, произвести необходимое форматирование документа, а затем распечатать его на официальном бланке Ветеринарного свидетельства. Во время выполнения задания студенты не только показывают свои навыки работы в цифровой среде и знания по теме «Транспортировка животных», но и справляются с реальной практической задачей по подготовке транспортной документации. У многих студентов на данном этапе возникают трудности при работе с оргтехникой. Обучающиеся с продуктивным уровнем сформированности критериев готовности к профессиональной деятельности во время занятий помогали обучающимся, находящимся на репродуктивном и частично продуктивном уровнях. Цель третьего этапа - подготовить обучающихся к использованию знаний и уверенному выполнению задач в цифровой среде. Работа с демоверсией ФГИС «Меркурий», в которой в соответствии с ФЗ 243 от 13.07.2015 г. необходимо регистрировать все операции, связанные с ветеринарными сопроводительными документами, позволяет студентам демонстрировать их профессиональные навыки.
На четвертом курсе обучающиеся работают над курсовыми и дипломными проектами. Темы работ выбираются преимущественно с упором на применение цифровых технологий и оборудования. Приведем примеры тем дипломных работ:
- Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса при трихинеллезе. В данной работе рассматривались особенности использования проекционного цифрового трихинел-лоскопа с высоким разрешением для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса на трихинеллез.
- Методы диагностики беременности, физиология родов у коз и овец. Работа посвящена описанию применения ультразвукового портативного цифрового ветеринарного сканера для диагностики беременности мелкого рогатого скота.
- Методы диагностики, лечения и профилактики болезней органов дыхания домашних животных. В работе описываются возможности применения цифровых рентгеновских установок в ветеринарных клиниках для визуализации новообразований в легких домашних животных.
- Современные методы диагностики, лечения и профилактики уролитиаза мелких домашних животных. Уретростомия. В работе рассматриваются возможности применения цифровых аппаратов УЗИ для диагностики мочевого пузыря, а также электронных анализаторов мочи и крови животных.
При выполнении данных курсовых и дипломных проектов профессиональной направленности обучающиеся демонстрируют свою инновационную позицию в профессиональной деятельности. На четвертом курсе с целью обмена опытом и демонстрации результатов внедрения и использования цифровых технологий и оборудования в ветеринарной области в техникуме проводится конференция «Цифровые технологии в ветеринарии». Также обучающиеся могут принять участие во Всероссийском Тимирязевском конкурсе научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и социальных проектов молодежи в сфере агропромышленного комплекса «АПК - молодежь, наука, инновации».
Все это проводится для достижения цели третьего этапа формирования готовности к профессиональной деятельности будущих ветеринаров в соответствии с представленной нами моделью - включение обучающихся в учебно-профессиональные проекты, способствующие созданию инновационных разработок в ветеринарной сфере с применением цифровых технологий и цифрового оборудования на предприятиях.
На всех этапах работы со студентами большое внимание уделяется поддержанию мотивации студентов к обучению. В нашей работе под мотивацией мы рассматриваем процесс побуждения обучающихся к профессиональной деятельности под воздействием внутренних и внешних факторов. Здесь особую роль играет участие в крупных профессиональных проектах и конкурсах. К таким мероприятиям можно отнести выставки и конкурсы проекта «Технопарк», который является формой интеграции науки, образования, производства и предпринимательства. Участвуя в конкурсах, студенты учатся использовать цифровые технологии в своей работе.
- Конкурс «Сделано в СПО». Студентам необходимо разработать образовательный проект, связанный со своей специальностью, направленный на продвижение специальности СПО среди учащихся школ. В ходе реализации проектов конкурса студенты учатся создавать мультимедийные презентации, а также работать с приложениями для оценки (электронные тестирования и опросы). Реализация проектов на ветеринарную тему под руководством преподавателей позволяет студентам творчески решать поставленные задачи с применением цифровых технологий и находить позитивные аспекты в своей будущей работе.
- Конференция «Цифровые технологии в ветеринарии». Участие в конференции позволяет студентам реализовать свои идеи в области применения цифровых технологий при работе в ветеринарных клиниках и сельскохозяйственных животноводческих хозяйствах. Студентам необходимо представить свои проекты на тему решения практических задач, связанных с трудовыми функциями ветеринарного фельдшера, с применением современных цифровых технологий и оборудования. В данном конкурсе студентов мотивируют также ценные призы предприятий - партнеров конкурса.
- Национальный чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы». Участие в конкурсе позволяет студентам продемонстрировать свои профессиональные компетенции в области ветеринарии, в том числе умения и навыки работы с цифровым ветеринарным оборудованием. Расширение профессиональных горизонтов в данном случае является одним из компонентов мотивации к профессиональной деятельности.
Ключевая идея предложенной в исследовании модели состоит в том, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности должен моделировать логику развития критериев готовности к профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки от репродуктивного уровня, переходя к частично продуктивному, а затем к продуктивному уровню. Данный переход возможен в условиях дуального обучения, позволяющего применять современное цифровое ветеринарное оборудование в ходе решения учебных ситуативных задач, дублирующих профессиональные функции ветеринаров, при работе в ветеринарных клиниках и на животноводческих предприятиях. Эффективному формированию компетенций в области цифровых технологий способствует использование онлайн-курсов и электронных учебно-методических комплексов с ситуативными профессиональными задачами, которые применяются на занятиях в форматах «перевернутый класс», «смена рабочих мест», «фронтальная модель», «один студент - один компьютер».
При реализации представленной модели все участники образовательного процесса должны осознавать цели, поставленные на каждом из ее этапов, для достижения необходимых результатов своей деятельности.
Заключение / Conclusion
Представленная авторская модель формирования готовности к профессиональной деятельности будущих ветеринаров в аграрном техникуме является системным объектом и включает в свою структуру целевой, содержательный, диагностический и контрольно-оценочный компоненты.
Важная роль в содержательно-деятельностном компоненте отводится построению занятий с применением ситуативных задач и использованием цифровых технологий для их решения в соответствии с процессуальными этапами предлагаемой модели. На первом этапе у студентов формируются общие представления о цифровых технологиях и их применении в профессиональной деятельности. В ходе решения ситуативных задач студенты формируют умения действовать по образцу, применяя при этом цифровые образовательные ресурсы, цифровой контент и задания в цифровой образовательной среде. На втором этапе обеспечивается формирование хороших устойчивых знаний в области цифровых технологий, которые обеспечивают самостоятельность выполнения студентами профессиональных задач. Средствами достижения цели второго этапа являются ситуативные задачи, требующие применения цифровых технологий и оборудования, профессиональных баз данных, учетно-от-
четной документации для решения профессиональных задач в рамках учебного занятия. На третьем этапе студенты уверенно используют знания и выполняют задачи в области цифровых технологий при выполнении проектов профессиональной направленности, демонстрируют свою инновационную позицию. На данном этапе студенты включаются в учебно-профессиональные проекты, способствующие созданию инновационных разработок в своей профессиональной сфере с применением цифрового оборудования на предприятиях.
Реализация данной модели будет способствовать повышению профессиональной подготовки и изменению уровня сформированности компетенций в области цифровых технологий у студентов специальности «Ветеринария» от репродуктивного к продуктивному.
Ссылки на источники / References
1. Захарова Н. Л., Гарифова И. Н. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в трудах отечественных ученых // Социально-гуманитарные технологии. - 2021. - № 3(19). - С. 57-64.
2. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. Психолого-акмеологические основы. - М.: МААА, 1998. - 178 с.
3. Biemans H., Klatter E., Мапёп H. et al. Learning Pathways in Dutch VET Compared in Terms of Curriculum Design Aspects and Students' Acquired VET Diplomas and Transitions to Higher VET Levels // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). - 2024. - № 11(3). - P. 368-395. - URL: https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.3.3
4. Ma B., Krotz M., Deutscher V., Winther E. Exploring the interplay between vocational competence and dropout intention: insights and perspectives // Empirical Research in Vocational Education and Training. - 2024. -№ 16(8). - URL: https://doi.org/10.1186/s40461-024-00164-2
5. Tsarapkina J., Anisimova A. Use of augmented reality technology as a way to increase learning motivation of students // CEUR Workshop Proceedings, Virtual, Stavropol, 12-13 ноября 2020 года. - Stavropol, 2020. - P. 379385. - URL: https://ceur-ws.org/Vol-2861/paper_44.pdf
6. Бессараб В. Ф., Звягина Н. Н. Развитие профессионального интереса к учению студентов техникума // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 2. - С. 126-128.
7. Адольф В. А. Угрозы цифровизации образования и их решение // Научный компонент. - 2022. - № 1(13). -С. 88-95. - URL: https://doi.org/10.51980/2686-939X_2022_1_88
8. Sahul Ahmid S., Tiew C. C. The Influence of Innovative Characteristics, Work Readiness, and Vocational Self-Concept on Employability of Vocational College Students // International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). - 2023. - № 10(3). - P. 288-317. - URL: https://doi.org/10.13152/IJRVET.10.3.1
9. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. - М.: Профессиональное образование, 1997. - 258 с.
10. Алшынбаева Ж. Е., Тарантей В. П. Теоретические основы дуального обучения в системе технического и профессионального образования // ТехноОбраз 2017: инновации в образовании: сб. науч. ст. участников XI Междунар. науч. конф., Гродно, 14-15 марта 2017 г. / отв. ред. В. П. Тарантей; ред. кол.: В. П. Тарантей [и др.]. - Гродно: ГрГУ, 2017. - С. 301-305.
11. Bui T. T. V. An Investigation of the Implementation of the Dual Vocational Education and Training: Field Studies in Six Vocational Colleges // Research Square. - 2023. - Р. 33. - URL: https://doi.org/10.21203/rs.3Ts-2526251/v1
12. Wang X., Lin W., Xue T., Green A. et al. Workplace Learning in China: Transferring Training Into Practice to Improve Performance International // Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). - 2022. -№ 9(3). - P. 294-315. - URL: https://doi.org/10.13152/IJRVET.9.3.1
13. Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31863
14. Позябин С. В., Зиновьева Н. А., Васильев А. А., Мкртчян Г. В. и др. Новые перспективы развития зоотехнического образования: открытие базовой кафедры «генетических технологий в животноводстве» ФГБОУ во МГАВМиБ - МВА им. К. И. Скрябина на базе федерального исследовательского центра животноводства -ВИЖ имени академика Л. К. Эрнста // Зоотехния. - 2023. - № 3. - С. 39-40.
15. Fransson B. A., Ragle C. A., Bryan M. E. Effects of two training curricula on basic laparoscopic skills and surgical performance among veterinarians // JAVMA. - 2012. - № 241(4). - P. 451-460. - URL: https://doi.org/10.2460/javma.24L4.451
16. Трухачев В. И., Хоружий Л. И., Алексанов Д. С., Анисимова А. В. и др. Зеленая экономика в контексте устойчивого развития агропромышленного комплекса: в 2 т. Т. 1. Социально-экономические тенденции и информационно-аналитические инструменты развития АПК России в условиях зеленой экономики: коллективная монография. - М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 564 с. - URL: https://doi.org/10.23682/133408
17. Батова M. M. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - T. 9. - № 4. - С. 1573-1584. - URL: http://doi.org/10.18334/vinec.9.4.41467
18. Царапкина Ю. М., Анисимова А. В., Зиновьева С. А., Алехина А. А. Особенности разработки и использования электронного учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 3(52). - С. 486-490. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.345. - URL: https://vest-nik.volbi.ru/upload/numbers/352/article-352-2833.pdf
19. Horton F. W. Understanding Information Literacy. A Primer // Digital library UNESCO: official site. - 2018. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001570/157020e.pdf
20. Knobel M. Digital Literacies: Concepts, Policies and Practices. - N. Y.: Peter Lang Publishing, 2008. - 317 p.
21. Кальницкая И. В., Максимочкина О. В. Формирование цифровых компетенций студентов в рамках учебной дисциплины // Инновации в образовании. - 2022. - № 10. - С. 85-95.
22. Петрунева Р. М., Дулина Н. В., Токарев В. В. О главной цели образования // Высшее образование в России. -1998. - № 3. - С. 40-46.
23. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в социальных исследованиях // Вопросы философии. - М., 1967. - № 9. - С. 271.
24. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: учеб. - 2-е изд. - Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - 397 с.
25. Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1. - М.: Знание, 1972. - 72 с.
26. Выготский Л. С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. - 2021. - № 17(2). -С. 5-22. - URL: https://doi.org/10.17759/chp.2021170201
27. Анисимова А. В. Педагогические условия формирования компетенций в области цифровых технологий у студентов специальности «ветеринария» // Образование и общество. - 2023. - № 3(140). - С. 84-92.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 130 с.
29. Сергеева Е. В. Компетентность^ подход в математической подготовке студентов технического вуза // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - М.; Челябинск: Изд. центр «Образование». - 2007. - Ч. 7. - С. 87-90.
30. Корнева Т. А. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 197-202.
31. Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 109 с.
32. Шорина А. В. Моделирование процесса формирования рефлексивных умений // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 3. - С. 36-42.
33. Калашников В. Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2019. - № 4. - С. 40-55. DOI: 10.51314/2073-2635-2019-4-40-55.
34. Балл Г. А. Теория задач: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. - 183 с.
35. Атанасян С. Л. Методология разработки и использования информационной образовательной среды при подготовке студентов педагогического вуза: монография. - Воронеж: Науч. кн., 2009.
1. Zaharova, N. L., & Garifova, I. N. (2021). "Problema psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti v trudah otechestvennyh uchenyh" [The problem of psychological readiness for professional activity in the works of domestic scientists], Social'no-gumanitarnye tekhnologii, № 3(19), pp. 57-64 (in Russian).
2. Derkach, A. A., & Zazykin, V. G. (1998). Professionalizm deyatel'nosti v osobyh i ekstremal'nyh usloviyah. Psihologo-akmeologicheskie osnovy [Professionalism of activity in special and extreme conditions. Psychological and acmeo-logicalfoundations], MAAA, Moscow, 178 p. (in Russian).
3. Biemans, H., Klatter, E., Мапёп, H. et al. (2024). "Learning Pathways in Dutch VET Compared in Terms of Curriculum Design Aspects and Students' Acquired VET Diplomas and Transitions to Higher VET Levels", International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET), № 11(3), pp. 368-395. Available at: https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.3.3 (in English).
4. Ma, B., Krotz, M., Deutscher, V., & Winther, E. (2024). "Exploring the interplay between vocational competence and dropout intention: insights and perspectives", Empirical Research in Vocational Education and Training, № 16(8). Available at: https://doi.org/10.1186/s40461-024-00164-2 (in English).
5. Tsarapkina, J., & Anisimova, A. (2020). "Use of augmented reality technology as a way to increase learning motivation of students", CEUR Workshop Proceedings, Virtual, Stavropol, 12-13 noyabrya 2020 goda, Stavropol, pp. 379-385. Available at: https://ceur-ws.org/Vol-2861/paper_44.pdf (in English).
6. Bessarab, V. F., & Zvyagina, N. N. (2010). "Razvitie professional'nogo interesa k ucheniyu studentov tekhnikuma" [Developing professional interest in the study among technical school students], Izvestiya Samarskoj gosudarstven-noj sel'skohozyajstvennoj akademii, № 2, pp. 126-128 (in Russian).
7. Adol'f, V. A. (2022). "Ugrozy cifrovizacii obrazovaniya i ih reshenie" [Threats of digitalization of education and their solutions], Nauchnyj komponent, № 1(13), pp. 88-95. Available at: https://doi.org/10.51980/2686-939X_2022_1_88 (in Russian).
8. Sahul Ahmid, S., & Tiew, C. C. (2023). "The Influence of Innovative Characteristics, Work Readiness, and Vocational Self-Concept on Employability of Vocational College Students", International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET), № 10(3), pp. 288-317. Available at: https://doi.org/10.13152/IJRVET.10.3.1 (in English).
9. Batyshev, S. Ya. (1997). Blochno-modul'noe obuchenie [Block-modular training], Professional'noe obrazovanie, Moscow, 258 p. (in Russian).
10. Alshynbaeva, Zh. E., & Tarantej, V. P. (2017). "Teoreticheskie osnovy dual'nogo obucheniya v sisteme tekhnich-eskogo i professional'nogo obrazovaniya" [Theoretical foundations of dual training in the system of technical and vocational education], in Tarantej, V. P. (ed.). TekhnoObraz 2017: innovacii vobrazovanii: sb. nauch. st. uchastnikov HI Mezhdunar. nauch. konf., Grodno, 14-15 marta 2017 g., GrGU, Grodno, pp. 301-305 (in Russian).
11. Bui, T. T. V. (2023). "An Investigation of the Implementation of the Dual Vocational Education and Training: Field Studies in Six Vocational Colleges", Research Square, p. 33. Available at: https://doi.org/10.21203/rs.3Ts-2526251/v1 (in English).
12. Wang, X., Lin, W., Xue, T., Green, A. et al. (2022). "Workplace Learning in China: Transferring Training Into Practice to Improve Performance International", Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET), № 9(3), pp. 294-315. Available at: https://doi.org/10.13152/IJRVET.9.3.1 (in English).
13. Kulamihina, I. V., Abrosimova, E. A., & Vin'ya-Tal'yanti, Ya. (2022). "Strukturno-soderzhatel'naya model' profes-sional'no-kommunikativnoj identichnosti veterinarov" [Structural and content model of professional and communicative identity of veterinarians], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31863 (in Russian).
14. Pozyabin, S. V., Zinov'eva, N. A., Vasil'ev, A. A., Mkrtchyan, G. V. et al. (2023). "Novye perspektivy razvitiya zootekhnicheskogo obrazovaniya: otkrytie bazovoj kafedry "geneticheskih tekhnologij v zhivotnovodstve" FGBOU vo MGAVMiB - MVA im. K. I. Skryabina na baze federal'nogo issledovatel'skogo centra zhivotnovodstva - VIZH imeni akademika L. K. Ernsta" [New prospects for the development of zootechnical education: the opening of the basic department of "Genetic Technologies in Animal Husbandry" at the Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology named after K.I. Skryabin on the basis of the Federal Research Center for Animal Husbandry named after Academy Member L.K. Ernst], Zootekhniya, № 3, pp. 39-40 (in Russian).
15. Fransson, B. A., Ragle, C. A., & Bryan, M. E. (2012). "Effects of two training curricula on basic laparoscopic skills and surgical performance among veterinarians", JAVMA, № 241(4), pp. 451-460. Available at: https://doi.org/10.2460/javma.24L4.451 (in English).
16. Truhachev, V. I., Horuzhij, L. I., Aleksanov, D. S., Anisimova, A. V. et al. (2023). Zelenaya ekonomika v kontekste ustojchivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: v 2 t. T. 1. Social'no-ekonomicheskie tendencii i infor-macionno-analiticheskie instrumenty razvitiya APK Rossii v usloviyah zelenoj ekonomiki [Green economy in the context of sustainable development of the agro-industrial complex: in 2 volumes. Volume 1. Socio-economic trends and information and analytical tools for the development of the Russian agro-industrial complex in the context of a green economy]: Kollektivnaya monografiya, Aj Pi Ar Media, Moscow, 564 p. Available at: https://doi.org/10.23682/133408 (in Russian).
17. Batova, M. M. (2019). "Formirovanie cifrovyh kompetencij v sisteme "obrazovanie - nauka - proizvodstvo" [Building up digital competences in the system "education - science - production"], Voprosy innovacionnoj ekonomiki, t. 9, № 4, pp. 1573-1584. Available at: http://doi.org/10.18334/vinec.9A41467 (in Russian).
18. Carapkina, Yu. M., Anisimova, A. V., Zinov'eva, S. A., & Alekhina, A. A. (2020). "Osobennosti razrabotki i ispol'zovaniya elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v cifrovoj obrazovatel'noj srede" [Characteristics of the development and use of electronic educational and methodological complex in the digital educational environment], Biznes. Obrazovanie. Pravo, № 3(52), pp. 486-490. DOI 10.25683/V0LBI.2020.52.345. Available at: https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/352/article-352-2833.pdf (in Russian).
19. Horton, F. W. (2018). "Understanding Information Literacy. A Primer", Digital library UNESCO: official site. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0015/001570/157020e.pdf (in English).
20. Knobel, M. (2008). Digital Literacies: Concepts, Policies and Practices, Peter Lang Publishing, New York, 317 p. (in English).
21. Kal'nickaya, I. V., & Maksimochkina, O. V. (2022). "Formirovanie cifrovyh kompetencij studentov v ramkah uchebnoj discipliny" [Formation of students' digital competences within the framework of the academic discipline], Innovacii v obrazovanii, № 10, pp. 85-95 (in Russian).
A. B. AHUcuMoBa
22. Petruneva, R. M., Dulina, N. V., & Tokarev, V. V. (1998). "O glavnoj celi obrazovaniya" [About the main goal of education], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 40-46 (in Russian).
23. Blauberg, I. V., Sadovskij, V. N., & Yudin, E. G. (1967). "Sistemnyj podhod v social'nyh issledovaniyah" [System approach in social research], Voprosy filosofii, Moscow, № 9, p. 271 (in Russian).
24. Peregudov, F. I., & Tarasenko, F. P. (1997). Osnovy sistemnogo analiza [Fundamentals of Systems Analysis]: ucheb, 2-e izd, Izd-vo NTL, Tomsk, 397 p. (in Russian).
25. Il'ina, T. A. (1972). Sistemno-strukturnyj podhod k organizacii obucheniya [Systemic-structural approach to the organization of training]. Vyp. 1, Znanie, Moscow, 72 p. (in Russian).
26. Vygotskij, L. S. (2021). "Lekcii po psihologii razvitiya" [Lectures on Developmental Psychology], Kul'turno-is-toricheskaya psihologiya, № 17(2), pp. 5-22. Available at: https://doi.org/10.17759/chp.2021170201 (in Russian).
27. Anisimova, A. V. (2023). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kompetencij v oblasti cifrovyh tekhnologij u studentov special'nosti "veterinariya" [Pedagogical conditions for the formation of competencies in the field of digital technologies among students majoring in veterinary science], Obrazovanie i obshchestvo, № 3(140), pp. 84-92 (in Russian).
28. Leont'ev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality], Politizdat, Moscow, 130 p. (in Russian).
29. Sergeeva, E. V. (2007). "Kompetentnostnyj podhod v matematicheskoj podgotovke studentov tekhnicheskogo vuza" [Competence-based approach in mathematical training of students in technical universities], Modernizaciya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyucionirovaniya: materialy VII Vseros. nauch.-prakt. konf, Izd. centr «Obrazovanie», Chelyabinsk, Moscow, Ch. 7, pp. 87-90 (in Russian).
30. Korneva, T. A. (2013). "Kompetentnostnyj podhod v professional'nom obrazovanii" [Competence-based approach in professional education], Psihologiya ipedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya, № 30, pp. 197-202 (in Russian).
31. Talyzina, N. F. (1986). Teoreticheskie osnovy razrabotki modeli specialist [Theoretical foundations for developing a specialist model], Izd-vo MGU, Moscow, 109 p. (in Russian).
32. Shorina, A. V. (2019). "Modelirovanie processa formirovaniya refleksivnyh umenij" [Modeling the process of developing reflective skills], Vysshee obrazovanie segodnya, № 3, pp. 36-42 (in Russian).
33. Kalashnikov, V. G. (2019). "Ponyatie "kontekst" i kontekstnyj podhod v obrazovanii" [The concept of "context" and the contextual approach in education], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie, № 4, pp. 40-55. DOI: 10.51314/2073-2635-2019-4-40-55 (in Russian).
34. Ball, G. A. (1990). Teoriya zadach: psihologo-pedagogicheskij aspekt [Theory of tasks: psychological and pedagogical aspect], Pedagogika, Moscow, 183 p. (in Russian).
35. Atanasyan, S. L. (2009). Metodologiya razrabotki i ispol'zovaniya informacionnoj obrazovatel'noj sredy pri podgotovke studentov pedagogicheskogo vuza [Methodology for the development and use of an information educational environment in training of student teachers]: monografiya, Nauch. kn., Voronezh (in Russian).