Научная статья на тему 'Мотив утраты невинности в романах Э. Боуэн'

Мотив утраты невинности в романах Э. Боуэн Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВИННОСТЬ / INNOCENCE / МОТИВ / MOTIF / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ЗНАЧИМОЕ СОБЫТИЕ / SIGNIFICANT EVENT / BILDUNGSROMAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Родина Мария Алексеевна

В статье анализируется роль мотива утраты невинности в трех романах Э. Боуэн: The Hotel, The House in Paris и The Death of the Heart. В соответствии с предшествующей англо-американской традицией, которая противопоставляет невинность опыту, утрата невинности понимается как неизбежный и необходимый этап на пути к взрослению и соответственно основополагающий момент эволюции персонажа. Выявляется связь романов Э. Боуэн с жанром романа воспитания; выделяются признаки, сближающие эти произведения с обозначенным жанром, и существенные отличия от него. Так, все исследуемые романы изображают процесс взросления и формирования личности, но далеко не для всех характерна система персонажей, типичная для романа воспитания, когда сюжет концентрируется вокруг главного героя, а другие персонажи играют вспомогательную роль. Акцентируется роль «значимого события» (термин Л.С. Выготского) в качестве катализатора психологических процессов, приводящих к утрате невинности. Романы Э. Боуэн, по мнению автора, иллюстрируют теорию Л.С. Выготского и даже развивают ее, выводя за рамки психологии ребенка. После обращения к содержанию каждого из романов с акцентом на «значимые события» и связь с романом воспитания делается вывод о том, что мотив утраты невинности является ключевым для понимания всего творчества Э. Боуэн. Становится очевидным и то, что писательница изображает утрату невинности как ценный и, несмотря на его болезненность, позитивный опыт. Упоминается и связь с библейской традицией, которую отмечали многие исследователи творчества Э. Боуэн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Motif of Loss of Innocence in E. Bowen's Novels

The article discusses the motif of loss of innocence in Elizabeth Bowen's three novels: The Hotel, The House in Paris and The Death of the Heart. Anglo-American literary criticism, which opposes virginity and loss of innocence, understands loss of innocence as an inevitable and essential stage on the character's way to adulthood and the crucial moment in the character's evolution. It is argued that Bowen's novels have features of Bildungsroman as they show the process of growing up and personality formation. However in some respects they are different from this genre. Particularly, when the plot revolves around the main character and other characters play supporting roles. The paper emphasizes the role of the “significant event” (the term coined by the Russian psychologist L.S. Vygotsky) which is the catalyst for psychological processes that lead to the loss of innocence. It appears that Bowen's novels illustrate Vygotsky's theory and even develop it, showing that it can be applied to teenagers and even adults. After a brief description of each novel with an emphasis on “significant events” and the relationship with Bildungsroman it is concluded that the theme of the loss of innocence plays a major part in understanding the entire corpus of works by Bowen. It becomes evident that the writer portrays the loss of innocence as a valuable and positive experience, however painful it may be. Besides, the paper discusses the biblical tradition in regarding to this motif.

Текст научной работы на тему «Мотив утраты невинности в романах Э. Боуэн»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 4

М.А. Родина

МОТИВ УТРАТЫ НЕВИННОСТИ В РОМАНАХ Э. БОУЭН

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье анализируется роль мотива утраты невинности в трех романах Э. Боуэн: The Hotel, The House in Paris и The Death of the Heart. В соответствии с предшествующей англо-американской традицией, которая противопоставляет невинность опыту, утрата невинности понимается как неизбежный и необходимый этап на пути к взрослению и соответственно основополагающий момент эволюции персонажа. Выявляется связь романов Э. Боуэн с жанром романа воспитания; выделяются признаки, сближающие эти произведения с обозначенным жанром, и существенные отличия от него. Так, все исследуемые романы изображают процесс взросления и формирования личности, но далеко не для всех характерна система персонажей, типичная для романа воспитания, когда сюжет концентрируется вокруг главного героя, а другие персонажи играют вспомогательную роль. Акцентируется роль «значимого события» (термин Л.С. Выготского) в качестве катализатора психологических процессов, приводящих к утрате невинности. Романы Э. Боуэн, по мнению автора, иллюстрируют теорию Л.С. Выготского и даже развивают ее, выводя за рамки психологии ребенка. После обращения к содержанию каждого из романов с акцентом на «значимые события» и связь с романом воспитания делается вывод о том, что мотив утраты невинности является ключевым для понимания всего творчества Э. Боуэн. Становится очевидным и то, что писательница изображает утрату невинности как ценный и, несмотря на его болезненность, позитивный опыт. Упоминается и связь с библейской традицией, которую отмечали многие исследователи творчества Э. Боуэн.

Ключевые слова: невинность; мотив; роман воспитания; психология; значимое событие.

Типичная героиня романа англо-ирландской писательницы Элизабет Боуэн (1899—1973) — молодая наивная девушка, которая пытается найти свое место во враждебном мире. Результатом этого поиска оказывается прежде всего утрата невинности героини. Творчество Э. Боуэн в России изучено мало, однако интерес к ней

Родина Мария Алексеевна — аспирант кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: rodina-ma@ outlook.com).

за рубежом, особенно в Великобритании, не ослабевает уже много лет. Произведения писательницы достаточно подробно описаны в русле феминистской традиции и «женского письма» (Ф. Ласснер), деконструктивизма (А. Беннет и Н. Ройл), с точки зрения психоанализа (П. Брантлинджер), христианства (Г. Блоджетт); творчество Э. Боуэн представляет интерес для исследователей литературы об Ирландии (Н. Пирсон, Ш. О'Фаолейн) и о Второй мировой войне (А. Хепберн). Практически во всех работах, посвященных этой писательнице, авторы уделяют особое внимание образам «невинных» героинь. Представляется необходимым обобщить идеи, высказанные отдельными литературоведами и критиками, проследить истоки мотива утраты невинности в творчестве Э. Боуэн и определить, каковы его значение и особенности функционирования в ее романах.

Утрата невинности неоднократно выделялась в англо-американской традиции исследователями творчества различных авторов. Большинство критиков и историков литературы сходятся во мнении, что особую актуальность тема невинности и опыта приобрела после романтизма, так как именно романтики перевели ее из области теологии в область психологии личности. Уильям Блейк первым заговорил о грехопадении в масштабе не всего человечества, а отдельно взятого человека. Однако для У. Блейка невинность — это не отсутствие опыта или мудрости, а тотальное доверие по отношению к Богу и близость к Природе, поэтому обретение опыта не связано для него с утратой невинности [Hirsch, 1964]. Романтический герой Дж. Байрона («Каин»), С. Кольриджа («Кристабель»), П. Шелли («Ченчи») идентифицирует себя со змеем, который символизирует дух свободы, избавляющий от оков Райского сада. Утрата невинности понимается этими авторами как необходимое благо, триумф и самоутверждение человеческой личности. В отличие от У. Блейка, который не считал утрату невинности необходимым следствием приобретения опыта, они противопоставляют эти два состояния, и подобная антитеза становится традиционной для всей последующей литературы.

Исследователи английской литературы говорят о теме невинности и опыта в произведениях Л. Кэрролла («Алиса в Стране чудес»), Дж. Конрада («Сердце тьмы»), У. Голдинга («Повелитель мух»), Э. Олби («Кто боится Вирджинии Вулф?») [Otten, 1982], Г. Грина («Сила и слава», «Брайтонский леденец») [Le Cudennec, 2017], И. Макьюэна («Цементный сад», «Невинный») [Энциклопедический словарь английской литературы XX века, 2005]. Множество работ посвящены мотиву утраты невинности в американской романистике. Американские литературоведы проецируют библейский миф о сотворении мира и грехопадении на историю своей страны, говоря о

США как о месте, где история началась заново. Герои произведений американских писателей становятся, таким образом, «новыми Адамами», и утрата их невинности оказывается неизбежным условием развития не только конкретных личностей, но и всего молодого государства [Lewis, 1955]. К теме невинности и опыта обращаются такие американские авторы, как Н. Готорн («Алая буква»), Г. Мелвилл («Моби Дик»), А. Миллер («После грехопадения») и — что подчеркивают большинство исследователей — Генри Джеймс, оказавший огромное влияние на творчество Элизабет Боуэн.

В англо-американской литературной традиции утрата невинности фактически приравнивается к взрослению и приобретению опыта, связана с переоценкой окружающей действительности, поиском себя и своего места в мире, смысла жизни и нравственных ориентиров. Именно в этом аспекте мы и будем рассматривать мотив утраты невинности в романах Э. Боуэн.

Если бы мы попытались составить полный список «невинных» героев Э. Боуэн, то он включал бы все ее романы. В данной статье мы остановились на трех произведениях и трех героинях. Это The Hotel (1927), The House in Paris (1935), The Death of the Heart (1938) и их героини — Сидни Уоррен, Карен Михаэлис и Порция Квейн соответственно. Такой выбор материала обусловлен тем, что именно в этих произведениях и именно в образах этих героинь, как нам кажется, наиболее очевидно присутствует переходный момент, момент взросления. Возраст героинь варьируется (от 16 до 23 лет), однако они все находятся на этом пограничном этапе. Читатель застает их тогда, когда они сталкиваются с сильными эмоциональными потрясениями, что становится катализатором для такого перехода, который мы называем утратой невинности.

Героини Э. Боуэн неопытны, не знают жизни и доверчивы. В каждом из рассматриваемых романов происходит процесс формирования личности, присутствует «момент существенного становления человека» (термин М.М. Бахтина), что сближает эти произведения с жанром романа воспитания.

Термин «роман воспитания» (нем. Bildungsroman), предложенный филологом Карлом Моргенштерном в середине XIX в. применительно к роману И.-В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795—1796), получил дальнейшее развитие и характеристику в книге Вильгельма Дильтея «Поэзия и опыт» (1905). Считается, что классический роман воспитания характерен для эпохи Просвещения. Однако, как отмечает историк литературы Е.А. Краснощекова, «этот жанр преодолел рамки своей эпохи» [Краснощекова, 2008: 10]. В мировом литературоведении термин понимается широко: к жанру романа воспитания относят произведения авторов, между которыми,

на первый взгляд, нет ничего общего (например, М.М. Бахтин включает в список «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле и «Обломова» И.А. Гончарова) [Бахтин, 1979: 198—199]. Роман воспитания обычно изображает жизненный путь протагониста, на котором он проходит через ряд испытаний и встречает «учителей», что в конечном итоге ведет либо к духовному обогащению (как, например, в «Больших надеждах» Ч. Диккенса), либо к отчаянию и самоубийству (как в «Страданиях юного Вертера» И.-В. Гёте).

Кратко остановимся на сюжете каждого из рассматриваемых романов и тех их моментах, которые позволяют говорить о присутствии в них мотива утраты невинности, а также о том, что по отношению к молодым героиням произведения Э. Боуэн являются романами воспитания.

The Hotel, первый роман Элизабет Боуэн, изображает несколько месяцев из жизни одного из отелей итальянской Ривьеры, в котором зимуют обеспеченные англичане. 22-летняя Сидни Уоррен находится под влиянием своей старшей приятельницы — светской красавицы миссис Керр. Когда к последней приезжает сын, Сидни чувствует себя покинутой и преданной, никому не нужной. Это толкает ее на необдуманный поступок — она принимает предложение руки и сердца священника Мильтона, которого не любит. Однако затем Сидни расторгает помолвку, к чему ее подталкивают миссис Керр и страх перед будущим.

Представляется эффективным использовать в анализе романа термин Л.С. Выготского «значимое событие». Ученый обращался к нему при описании психологии ребенка. Однако мы позволим себе применить то, что психолог писал о детях, к нашим героиням, так как происходящее с ними кажется нам иллюстрацией к его теории.

«Значимые события» по Л.С. Выготскому — это те воздействия среды, которые влияют на процессы развития и дальнейшую жизнь, «причина», вызывающая отдаленные последствия [Выготский, 1984: 258]. «Значимым» может оказаться любое событие в зависимости от «переживания» человека — того, как он относится к этому моменту действительности. Для Сидни таким значимым событием является авария, участниками которой она, Мильтон, миссис Керр и кузина Сидни Тесса чуть не становятся, когда возвращаются с увеселительной прогулки. В этот момент героиня находится под влиянием миссис Керр, которая во время прогулки все время намекает на то, что жизнь девушки изменится после замужества. Именно переживание неслучившейся аварии дает финальный толчок к тому, чтобы Сидни разорвала помолвку с Мильтоном.

Утрата невинности Сидни в романе The Hotel связана с острым осознанием своей смертности. Об этом свидетельствует и другой,

более ранний эпизод в романе, когда Сидни, Мильтон и девочка-подросток Корделия идут осматривать местное кладбище. Сидни здесь впервые по-настоящему задумывается о будущем и конце жизни: «It is all very well to escape to the future and think it will always be there; but this is the end of the future» [Bowen, 1928: 146]. Образ ее будущего жениха также неразрывно связан со смертью, так как Мильтон — священник: «She saw him conducting a funeral; voluminous, fluttering, milkwhite, leaning like one of these angels over the yawn of a grave...» [Bowen, 1928: 147].

The Hotel нельзя в полном смысле этого слова назвать романом воспитания. Для этого жанра характерна моноцентричность: все сюжетные линии в таком романе сходятся на главном герое, второстепенные персонажи существуют лишь для раскрытия его образа. В The Hotel система персонажей гораздо более сложная, герои этого романа имеют значение сами по себе, а не только в связи с образом Сидни. Однако по отношению к главной героине это, безусловно, роман воспитания, так как показаны формирование ее личности, эволюция ее образа.

The House in Paris композиционно поделен на три части, в первой и третьей из которых интересующая нас «невинная» героиня вовсе не появляется. Мы знаем о ней лишь то, что она — мать 9-летнего мальчика Леопольда, который ее никогда не видел и ждет встречи с ней в парижском доме некоей мадам Фишер. Тайна рождения Леопольда раскрывается во второй части романа, в которой Карен Михаэлис — так зовут героиню — влюбляется в жениха своей подруги и вступает с ним в любовную связь, отчасти становясь причиной его самоубийства.

В романе Карен невинной называет ее мать: «Because you are more innocent than you realize, and have grown up in a world where people behave well, I think you cannot see how you must have seemed to him [Max]» [Bowen, 1936: 194].

Для всех героинь Э. Боуэн утрата невинности связана с отношениями с мужчинами, с любовной интригой, влюбленностью, однако только для Карен Михаэлис это потеря не только невинности, но и невиновности: вступая в любовную связь с Максом, она предает свою подругу Наоми, а также своего жениха Рэя. Кроме того, вступая в добрачную связь, она нарушает социальные правила.

Центральным для данного исследования является роман The Death of the Heart, так как само его название, «Смерть сердца», наводит на мысль об утрате и нуждается в истолковании.

16-летняя Порция Квейн после смерти матери живет в лондонском доме своего единокровного брата Томаса и его жены Анны. Порция ведет дневник, полный безыскусных наивных записей обо

всем, что ее окружает. Двойное предательство — Анны, читающей дневник, и ее протеже Эдди, который играет с юной Порцией в любовь и причиняет ей боль, — заставляет девочку бежать из дома.

Невинность Порции в том, что она существует вне социальных условностей, точнее, она о них даже не знает. Она провела детство, перебираясь из отеля в отель, не имела постоянного дома, не получила ни нормального образования, ни воспитания. Писатель Квентин Миллер объясняет ей, что взрослые люди не ведут себя так открыто, как она. Они пользуются определенным кодом, правилами хорошего тона. Например, Порцию возмущает, что Анна благодарит майора Брута за прекрасные цветы, тогда как на самом деле они ей совсем не нравятся. То, что Квентин Миллер называет «правилами», дипломатия, а порой даже простая вежливость взрослых ей непонятны, кажутся фальшью и лицемерием.

Как понимать смысл названия романа? Очевидно, что имеется в виду смерть сердца главной героини, Порции. Однако также очевидно, что она не становится ни злой, ни черствой — об этом свидетельствует хотя бы то, как искренне она сочувствует майору Бруту, которого в доме Квейнов не воспринимают всерьез.

В английском (как, впрочем, и в русском) языке существует устоявшаяся оппозиция сердце—разум, и в таком случае «смерть сердца» означает «рождение разума». Героиня, которая привыкла «ощущать» мир, полагаться на чувства и действовать в зависимости от эмоций, пройдя через ряд испытаний, по мысли автора, должна начать разумно мыслить, совершать более обдуманные шаги, стать менее доверчивой и наивной. Это означает утрату невинности, но подобная утрата в таком случае лишена трагизма, так как расставание с детством хотя и болезненно, тем не менее неизбежно и необходимо.

The Death of the Heart по форме и содержанию из всех романов Э. Боуэн наиболее близок к жанру романа воспитания. Порция находится в центре внимания повествователя на протяжении всей книги; второстепенные персонажи служат раскрытию ее образа, и становление ее личности (что можно предположить, несмотря на открытый конец) завершится «искомым итогом — рождением баланса между желаниями сердца и требованиями ума» [Красно-щекова, 2008: 16].

Гэрриет Блоджетт, историк литературы, феминистский критик, трактует этот роман как символическое переложение новозаветной истории. Порция духовно растет, переживая страдания и предательство. Г. Блоджетт уверена, что героини романов Э. Боуэн утрачивают невинность так же, как Адам и Ева, и эта утрата, по мысли писательницы, есть единственный путь к спасению.

Произведения Э. Боуэн, хотя и не вписываются целиком в рамки жанра романа воспитания, очень близки к нему в плане постижения «природы взросления человеческого существа» [Краснощекова, 2008: 18]. Утрата невинности в романах Э. Боуэн означает в то же время приобретение некоего опыта, нового знания о мире. Этот опыт может быть положительным или отрицательным и обычно приобретается через испытания и страдания, но он необходим для взросления и завершения важнейшего этапа формирования личности, которое представляет, как мы видим, огромный интерес для Э. Боуэн, а мотив утраты невинности в рамках темы взросления является ключевым для понимания всего ее творчества.

Список литературы

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма //

М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Выготский Л.С. Проблема возраста // Л.С. Выготский. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология. М., 1984. Краснощекова Е.А. Роман воспитания Bildungsroman на русской почве. СПб, 2008.

BlodgettH. Patterns of reality: Elizabeth Bowen's novels. P., 1975.

Bowen E. The death of the heart. New York, 1939.

Bowen E. The hotel. New York, 1928.

Bowen E. The house in Paris. New York, 1936.

Le Cudennec R.D. A history of the lie of innocence in literature: Sons who

become orphans. Newcastle upon Tyne, 2017. Hirsch Jr. E.D. Innocence and experience: An introduction to Blake. New

Haven; London, 1964. Lewis R.W.B. The American Adam. Chicago (Ill.), 1955. Otten T. After innocence: Visions of the fall in modern literature. Pittsburgh (Pa), 1982.

Maria A. Rodina

THE MOTIF OF LOSS OF INNOCENCE IN E. BOWEN'S NOVELS

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article discusses the motif of loss of innocence in Elizabeth Bowen's three novels: The Hotel, The House in Paris and The Death of the Heart. Anglo-American literary criticism, which opposes virginity and loss of innocence, understands loss of

innocence as an inevitable and essential stage on the character's way to adulthood and the crucial moment in the character's evolution. It is argued that Bowen's novels have features of Bildungsroman as they show the process of growing up and personality formation. However in some respects they are different from this genre. Particularly, when the plot revolves around the main character and other characters play supporting roles. The paper emphasizes the role of the "significant event" (the term coined by the Russian psychologist L.S. Vygotsky) which is the catalyst for psychological processes that lead to the loss of innocence. It appears that Bowen's novels illustrate Vygotsky's theory and even develop it, showing that it can be applied to teenagers and even adults. After a brief description of each novel with an emphasis on "significant events" and the relationship with Bildungsroman it is concluded that the theme of the loss of innocence plays a major part in understanding the entire corpus of works by Bowen. It becomes evident that the writer portrays the loss of innocence as a valuable and positive experience, however painful it may be. Besides, the paper discusses the biblical tradition in regarding to this motif.

Key words: innocence; motif; Bildungsroman; psychology; significant event.

About the author: Maria A. Rodina — Postgraduate Student, Department of the History of Foreign Literature, Lomonosov Moscow State University (e-mail: rodina-ma@outlook.com).

References

Bakhtin M.M. Roman vospitaniya i ego znachenie v istorii realizma [The Bildungsroman and its significance in the history of realism]. In Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetic of verbal creation]. Moscow, 1979. 424p. (In Russ.) Vygotsky L.S. Problema vozrasta [The problem of age]. In Vygotsky L.S. So-

braniesochineniy [Collected works]. Vol. 4. Moscow, 1984. (In Russ.) Krasnoshchekova E.A. Roman vospitaniya Bildungsroman na russkoy pochve

[Bildungsroman in Russia]. Saint Petersburg, 2008. (In Russ.) Blodgett H. Patterns of reality: Elizabeth Bowen's novels. Paris, 1975. Bowen E. The death of the heart. New York, 1939. Bowen E. The hotel. New York, 1928. Bowen E. The house in Paris. New York, 1936.

Le Cudennec R.D. A history of the lie of innocence in literature: Sons who

become orphans. Newcastle upon Tyne, 2017. Hirsch Jr. E.D. Innocence and experience: An introduction to Blake. New

Haven, London, 1964. Lewis R.W.B. The American Adam. Chicago (Ill.), 1955. Otten T. After innocence: Visions of the fall in modern literature. Pittsburgh (Pa), 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.