Научная статья на тему 'МОТИВ ПУТИ, ТЕМА РОДНОГО ОЧАГА И ОБРАЗ МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. ЕСЕНИНА И З. ХОСТИКОЕВОЙ'

МОТИВ ПУТИ, ТЕМА РОДНОГО ОЧАГА И ОБРАЗ МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. ЕСЕНИНА И З. ХОСТИКОЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
270
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАТЕРИ / МОТИВ ПУТИ / ОТЧИЙ ДОМ / РОДНОЙ ОЧАГ / ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хетагурова Кристина Инарбековна

В статье рассматриваются циклы стихотворений осетинской поэтессы З.А. Хостикоевой и русского классика С.А. Есенина, посвященные теме родного очага, отчего дома, матери, мотиву пути-дороги. Ни один писатель, независимо от степени таланта, еще не смог избежать благотворного влияния наследия прошлого в области художественной деятельности. Так, темы истинных и вечных ценностей в творчестве осетинской поэтессы З. Хостикоевой коррелируют с темой родного очага, образом матери и мотивом пути. В цикле произведений о матери и отчем доме, а также исследуя мотив пути, Хостикоева продолжает поэтические традиции Есенина, но преломляет их соответственно личностному и национальному опыту, особенностям местного колорита. В литературе многих народов, в творчестве многих поэтов «Письмо матери» Есенина стало схематичным художественно-изобразительным средством. Для русского поэта строки данного стихотворения - это, по образному определению Ю.Л. Прокушева, «…честная и мужественная исповедь мятежной, ищущей души». Так и Хостикоева в «Письмах к матери» использует поэтические обороты речи, которые выражают бескрайнюю любовь, верность, восторг, признательность и уважение к матери. В статье описываются пути творческих достижений яркой, самобытной осетинской поэтессы, рассматриваются жанровые, сюжетные и психологические особенности некоторых произведений, подчеркивается необходимость дальнейшего изучения творчества Хостикоевой в данном контексте. Попытки осетинской поэтессы перенять лиризм и образность поэзии С. Есенина требуют научного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVE OF THE ROAD, THE THEME OF THE HEARTH AND THE IMAGE OF THE MOTHER IN THE WORKS OF S. YESENIN AND Z. KHOSTIKOEVA

The article examines the cycles of poems by the Ossetian poetess Z.A. Hostikoeva and Russian classic S.A. Yesenin, dedicated to the theme of the home, the father's home, mother, the motive of the path-road. No writer, regardless of the degree of talent, has yet been able to escape the beneficial influence of the heritage of the past in the field of artistic activity. Thus, the themes of true and eternal values in the work of the Ossetian poetess Z. Khostikoeva correlate with the theme of the home, the image of the mother and the motive of the path. In the cycle of works about the mother and father's house, as well as exploring the motive of the path, Khostikoeva continues Yesenin's poetic traditions, but refracts them according to personal and national experience, the peculiarities of local color. In the literature of many nations, in the works of many poets, Yesenin's "Letter to Mother" has become a schematic artistic and pictorial means. For a Russian poet, the lines of this poem are, according to the figurative definition of Yu.L. Prokusheva, "...an honest and courageous confession of a rebellious soul-seeking." So Khostikoeva in "Letters to Mother" uses poetic turns of speech that express boundless love, loyalty, delight, gratitude and respect for the mother. The article describes the ways of creative achievements of a bright, original Ossetian poetess, considers the genre, plot and psychological characteristics of some works, and emphasizes the need for further study of Khostikoeva's work in this context. The attempts of the Ossetian poetess to adopt the lyricism and imagery of S. Yesenin's poetry require scientific study.

Текст научной работы на тему «МОТИВ ПУТИ, ТЕМА РОДНОГО ОЧАГА И ОБРАЗ МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. ЕСЕНИНА И З. ХОСТИКОЕВОЙ»

DOI: 10.46698^С.2021.80.41.008

МОТИВ ПУТИ, ТЕМА РОДНОГО ОЧАГА И ОБРАЗ МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. ЕСЕНИНА И З. ХОСТИКОЕВОЙ

К. И. Хетагурова

В статье рассматриваются циклы стихотворений осетинской поэтессы З. А. Хо-стикоевой и русского классика С. А. Есенина, посвященные теме родного очага, отчего дома, матери, мотиву пути-дороги. Ни один писатель, независимо от степени таланта, еще не смог избежать благотворного влияния наследия прошлого в области художественной деятельности. Так, темы истинных и вечных ценностей в творчестве осетинской поэтессы З. Хостикоевой коррелируют с темой родного очага, образом матери и мотивом пути. В цикле произведений о матери и отчем доме, а также исследуя мотив пути, Хостикоева продолжает поэтические традиции Есенина, но преломляет их соответственно личностному и национальному опыту, особенностям местного колорита. В литературе многих народов, в творчестве многих поэтов «Письмо матери» Есенина стало схематичным художественно-изобразительным средством. Для русского поэта строки данного стихотворения - это, по образному определению Ю.Л. Прокушева, «...честная и мужественная исповедь мятежной, ищущей души». Так и Хостикоева в «Письмах к матери» использует поэтические обороты речи, которые выражают бескрайнюю любовь, верность, восторг, признательность и уважение к матери. В статье описываются пути творческих достижений яркой, самобытной осетинской поэтессы, рассматриваются жанровые, сюжетные и психологические особенности некоторых произведений, подчеркивается необходимость дальнейшего изучения творчества Хостикоевой в данном контексте. Попытки осетинской поэтессы перенять лиризм и образность поэзии С. Есенина требуют научного изучения.

Ключевые слова: образ матери, мотив пути, отчий дом, родной очаг, поэзия.

Непреложной закономерностью почерпнуты сюжетные ситуации, кон-литературного процесса является его фликты, характеры, своеобразные кар-преемственность и дальнейшее разви- тины быта и нравов, неувядающий аро-тие лучших традиций прошлого. Ни мат устного поэтического творчества. один писатель, независимо от степени Они придали произведениям Зинаиды таланта, еще не смог избежать благо- Ахметовны национальный колорит и творного влияния наследия прошлого неповторимую прелесть, они определив этой области. Зинаида Хостикоева ли особенности их стиля. прошла большую школу художествен- С любви к самому родному и близ-ного мастерства, созданными великими кому человеку на земле, к матери, на-русскими поэтами. Изучая их опыт, ов- чинается родина. Эмоции, которые ис-ладевая приемами творческой работы, пытывала поэтесса к ней, и изумляют, она обратилась к жизни родного народа и восхищают пылкостью, страстностью и к художественному (поэтическому) и нежностью, тонкостью и незауряд-выражению личных переживаний. Из ностью. Родную землю воспринимает этого неиссякаемого родника ею были Хостикоева как свою мать, она беспо-

коится о ней как о близком человеке: «Жз Зсхх дсн - уе «нусыккон мад. / Мс риуыл дидинтау сымах та. / Усд мыл цы «фтаут, адсм, арт? / Ксрсдзи то-нынсй цы ссардтат?» («Зжххы катай») [7, 30].

Называя родину матерью, русский поэт С. Есенин полон отрады и переживаний оттого, что похож на свой край родной: «И всю тебя, как знаю, / Хочу измять и взять, / И горько проклинаю / За то, что ты мне мать» («О родина!») [3, 166].

«Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг - материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках... - все они сестры в едином, беспокойном порыве чувств. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем. Сердце их говорит на едином языке мира. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы, как чахоточная палочка под чистым, могущественным лучом солнца», - пишет Г. Серебрякова [5, 187].

Беспредельную нежность, наплыв душевного тепла, бесконечную любовь порождает в душе дочери мать, которая нередко испытывает глубокое материнское волнение за своего ребенка, высказанное ею не только словами, но и выдаваемое каждым ее движением:

Фслс Дзыцца йс кофтсйы дыссй Мснсй ссмбсхсгс ассрфта йс цсссыг, Мс хъсбул, зсгъы, сз дсуыл тыхсын, -Мс уд смбары, ды нс дс снсхъыг.

(«Мж ном») [7, 107]

Русский поэт много путешествует, о многом думает и переживает. Вернувшись домой, видит свою родную мать.

Для яркого выражения своих эмоций он использует самые обыкновенные, незатейливые слова, но они проникновенны и волнительны: «Милая, добрая, старая, нежная, / С думами грустными ты не дружись. / Слушай - под эту гармонику снежную / Я расскажу про свою тебе жизнь» («Снежная замять дробится и колется...») [1, 279].

Для поэтессы мать - это «Дзыцца», «Гыцци», «^на», «Дыдта», «Аланон». Зина Ахметовна использует поэтические обороты речи, которые выражают бескрайнюю любовь, верность, восторг, признательность и уважение к ней. Для того, чтобы убедительнее и экспансивнее показать свои ощущения к матери употребляются художественно-изобразительные средства: «заря», «сверкающее солнце», «надежда в жизни», «огонь отчего дома». Ярко и точно показывают чувства поэта эти строчки поэтессы:

Дзыцца у хурзжрин, йжхжджг

у ржвдаужг, Дзыцца у царды ныфс, фыдыужзжджы

арт...

(«Ржвдыд») [7, 111]

Мать пытается донести до дочери, как трудно жить в деревне, как не хватает ей помощи, говорит о нищете и убожестве родного села:

Скажет: - «Нынче не хватит корму

скоту.

С коровенкой несчастной сплошное лихо.

Где уж быть молоку, коль солома

во рту.» А потом о войне тебя спросит тихо. («Я тебя приглашаю в свое село.»)

[8, 6].

Сыновья «Дзыцца» еще не могут помогать ей по дому в полной мере, не

92 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

рассчитывает мать и на односельчан. Полна раздумий и тревог деревенская женщина, не от кого ждать помощи, не к кому обратиться. «Зымхгон ме стыр мхт - нх уалдзхг...», - излагает переживания матери поэтесса в своих строках. Далее поэтесса продолжает:

Кхм ма у модх хъхуы зиу дар, Кхй хнцой балхууа мх уд?! Ам нал и фхсивхдхй иу дхр, Фхйнхрдхм горхттхм фхлыгъд.

(«Дзыццайы писмотж») [7, 78]

В литературе многих народов, в творчестве многих поэтов есенинское «Письмо матери» стало схематичным художественно-изобразительным средством. Ищет мать поддержку у старшей дочери и в стихотворении Хостикоевой «Письма матери», надеется на ее помощь:

Ды дхр, дам, «писыр» дх уым фхсхохы,

хнхъхл дхн, Жгайтма бирх у сылгоймагхй дх

ныфс...

Дху зонынц иууылдхр нх хицауад ам

хъхуы

Жмх мын схрдармх дыуух дзырды

ныффысс! -Мхнхй хвзонгдхртх дхр улупатх

исынц,

Жз та цхстырухсхй дхр райдыдтон

ныр цух.

Ныффысс дыуух дзырды, кхд мын

фхуиккой исты. -Ома, капеччытх... ухддхр дзы -

сапон. цххх. («Дзыццайы писмотж») [7, 79]

Сетует мать русского поэта, что он «сдружился со славою плохою», беспокоится за его необычную участь, о несбывшихся чаяниях, об одинокой старости, без опеки и поддержки, обма-

нутых надеждах - все излилось в нехитрых строфах «материнского письма» автора стихотворения: «В тебе надежды наши / Не сбылись, / И на душе / С того больней и горше, / Что у отца / Была напрасной мысль, / Чтоб за стихи / Ты денег брал побольше» («Письмо от матери») [2, 126].

В произведении «Дзыццайы писмо-тж» мать поэтессы переполнена счастьем по поводу выбранного жизненной и профессиональной дороги Зинаиды Ахметовны. Рады за нее все знакомые, вся деревня. Скудные условия жизни и недостаток заставляют задуматься, проявить интерес и маму осетинской женщины-поэта:

Фхлх та ку» акхсын мх самандур ххдзармх,

Куы «рбадын хурварсмх нх зхронд кауы 'нцой,

Ухд та Дзыццайы зхрдх сусхг маст хвзары.

Мызд дын нх фхфидынц дх куыстхн хви цы?..

(«Дзыццайы писмотж») [7, 81]

«Зачем тебе эта работа, кто даст женщине-поэту сказать хоть слово, ты же привыкшая к труду, трудилась бы с пользой в колхозе у себя в родном селе!», - просит поэтессу «Дзыцца». Не одобряет выбор сына и мать русского поэта в произведении «Письмо от матери», хочет видеть сына трудящимся в поле, наслаждаясь деревенской жизнью, заботясь о доме: «Мне страх не нравится, / Что ты поэт, / Что ты сдружился / С славою плохою. / Гораздо лучше б / С малых лет / Ходил ты в поле за сохою» («Письмо от матери») [2, 126].

И мать Есенина, и мать Хостикое-вой грезят о благополучии своих детей, о ясном их будущем. Мечтает мать рус-

93

ского поэта о том, как сын наслаждается жизнью рядом со своей матерью, с женой; знает о способностях сына, уверена, что мог бы работать он председателем: «Тогда б жилось смелей, / Никто б нас не тянул, / И ты б не знал / Ненужную усталость. / Я б заставляла / Прясть / Твою жену, / А ты как сын / Покоил нашу старость» («Письмо от матери») [2, 126].

Одиночество пугает «Дзыцца», мечтает она о полном доме детей, о сыновьей руке, помогающей ей по хозяйству, хочет, чтобы все члены семьи были рядом. Поэтесса понимает, что мать все время в ожидании весточки о ней прибывает:

Куы дын уаин лсппу, Дзыцца, сцсг, Куы-иу рацсуин де 'нслсг хсдзарсй, Жрисин царсй рохуаты цсвсг, Фсцсуин дын-иу хосгсрдсг ссударсй. Ныр та цы дсн! Зын у, мс Дзыцца, зын, Нырма дср царды суссгтс нс зонын, Жрмсст мс удсй зарджытс фыссын, -Дс кслмсрзсны лсгты рсгъы

згъорын...

(«Дзыццайы писмотж») [7, 82]

Очевидно, что большинство стихотворений Хостикоевой о матери схожи с есенинскими. Чувствуется тот же мягкий, кроткий, нежный, но иногда грустный лиризм.

Особое место в творчестве Хости-коевой занимает тема отчего дома. Дом - это убежище, последняя опора в жизни. Дом как средоточие семейной жизни является символом микромира, основой сплочения людей, в нем корень морали, доброты и надежды, он спасает людей от эгоизма и отчуждения. Сердце поэта с его противоположностями и контрастами монолитно. Из глубин этой целостной души творца излива-

лась поэзия, для которой характерны как романтические, так и реалистические черты (реалистический романтизм или романтический реализм). Стихотворения Хостикоевой, относящиеся к циклу «отчий дом», реалистичны и романтичны одновременно.

Данный цикл по тематике, настроению и эмоциональной окраске очень близок лиризму и образности поэзии Есенина. Другими словами, поэтические традиции русского стихотворца проявили себя в иное время, в ином краю, на другом языке в творчестве осетинской поэтессы [6, 135, 145].

В стихотворении «Где ты, где ты отчий дом.» Есенин пишет: «Где ты, где ты отчий дом, / Гревший спину под бугром? / Синий, синий мой цветок, / Не-прихоженый песок. / Где ты, где ты отчий дом?» [1, 117].

Первые переживания поэтессы, первые «самостоятельные шаги», боль, слезы, тайны связаны с миром природы, который ее окружал в детстве, юношестве в родной деревне, в родном доме, улице, на которой она выросла описываются ею в строках: Мс фыццаг суссггаг рыст, гъсйда-гъа,

ысдардта! Усд цсссыг разынди мс мастсн хин,

кслсн... Нс гыццыл урс гоко мс уадултс

ысдсрдта, Йс фслмсн бандзсвдсй рсвдыдта

гоко мсн.

(«Сусжг») [7, 184]

Вся жизнь сельчанина пролетает в окружении природы. Воспоминания о былых временах несут с собой массу эмоций, все проявления природы напоминают о детстве и юности автора, несут с собой положительные, радостные ощущения:

94 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

Ныууадз мх ам, Дзыцца... Цхй, уар, къхвда, ныууар мыл! Кхс-ма, куыд дхм дарын мх урс къух-тх, мх схр,

О арв, цы ныхъхъус дх, «ви нал зоныс

ныннхрын?! («Ныууадз мж ам») [7, 85].

Далее мы наблюдаем, с каким восторгом и нежными чувствами пишет русский поэт о родной деревне в одном из нежнейших из произведений Есенина о природе: «Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром. / На пушистых ветках / Снежною каймой / Распустились кисти / Белой бахромой» («Береза») [3, 45].

Так же волнительно осетинская поэтесса описывает свои чувства, привязанность к дереву возле отчего дома. Дерево Есенина «принакрылось снегом, точно серебром». Дерево Хостикоевой же весеннее:

О мх бхлас, мх уалдзыгон бхлас, Дху ныссагътон хз иухатт, цхмхй Цъиутх самоной афтх сх хъхрахст Ныр дх сыфтхрты 'хсхны фхрнхй... Цыма 'рбамбырд и дуне хгасхй Боныцххтыл мх рудзынджы цур. Жрдзхн фесты йх фынтх йх фарсхй.

(«Мж бжлас») [7, 32]

Сельская жизнь, с ее радостями и горестями, с ее традициями и обычаями, изображается Хостикоевой глубоко оригинально. Старое село, где прошло босоногое детство и отшумела ранняя юность поэтессы, было для нее отчим домом:

Уым уыд хппхт: нх уарзт, нх маст,

нх зын дхр, Жвзхр уыд, хорз - ухддхр хуынди

нх цард.

Цыдхр диссагхн уым уынын мх фын

дхр,

Нх мын кхнынц галуантх дхр йх ад...

(«Нж хъжууон хждзар») [7, 112]

Особое место в ряду стихотворений Хостикоевой об отчем доме занимают произведения на тему пути-дороги, где образ родного края преподносится автором через призму темы странствий и странника:

Цхуын, цхмхй мын дуне суа дх къхсхр, Ды та мын ма тхрс де стыр уарзты

роххй, -

Зындзынхн дхм, хрцхудзынхн дх

къхсмх,

Цхмхй та мх дх дхллагхъуыр нытту-хай.

(«Ды ма тыхс, Гыцци, иу мур джр мжн

тыххжй...») [7, 91]

Так по необходимости или по своему желанию, устав жить в родном краю, «в тоске по гречневым просторам» собирается в путь и покидает свою хижину и лирический герой стихотворения Есенина: «Я покинул родимый дом, / Голубую оставил Русь. / В три звезды березняк над прудом / Теплит матери старой грусть / Я не скоро, не скоро вернусь!» («Я покинул родимый дом») [1, 143].

Есенинское стихотворение «Письмо матери» говорит нам: не переживай, успокойся; каждый, кого нет, вернется, и все станет по-прежнему: отчий дом, белый весенний сад, тихое утро. Да и может ли быть иначе, если есть на свете ты - помощь, отрада. Читая это стихотворение, слышишь, как в голосе переплетаются и нежность, и радость, и тоска, и надежда, горечь, какая-то детская беспомощность. В произведении раскрывается жизнь поэта, его чувства

и настроения. Возвращение к матери -это возвращение к родине, которую Есенин любил больше всего на свете.

«Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.», - наверное, образ этого весеннего сада -сада надежды и нового рождения - спасал поэта в его горькие минуты. «Ты одна мне несказанный свет.», - писал Есенин. Воочию видишь ее, старенькую, согбенную, волнующуюся за нелегкую судьбу сына, выношенного под сердцем. Ее, что стоит в старомодном шушуне и смотрит с ожиданием и надеждой на пустынную, убегающую вдаль дорогу. «Ничего, родная. Успокойся.», - слова утешения и надежды звучат все увереннее, и вот уже поэт как бы видит себя вернувшимся в низенький родительский дом. И белый сад, по-весеннему раскинувший ветви, будет сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. «Так забудь же про свою тревогу.», - продолжает убеждать поэт свою мать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схожи мысли и чувства солидарной с русским поэтом Хостикоевой. Перед нами встает образ другой матери - матери осетинской женщины-поэта:

Усддср-иу макуы, ма банхъсл, дс

хъсбул

Ныррох кодта йс Дзыццайы усзсг, Жз дсм рсхджы срцсудзынсн нс

хъсумс,

Ныффысдзынсн дын ссрдармс

фыстсг.

Жз дсм рсхсджы срцсудзынсн фснда-гсй,

Дс дсллагхъуыр ныттухдзынсн

мс сср,

Зсгъдзынсн, - нсй дсусй хуыздср

дзыццатсй, -Куыд-иу дын дзырдтон сабийс ксддср.

(«Дзыццайы писмотж») [7, 84]

С нетерпением ждет мать поэтессы возвращения любимой дочери. Хранит она с нежностью предметы, которые напоминают о ней. Вспоминает озорную дочь в детские годы:

Жмс тсхыс гсвгсвгснгс Дзыццамс, Дс къухы хихуыд чингуыты хызын... О, разгъор, ра, мс хур, сз дын фыццагау Дс ивснтс мс хъарм тары хсссын.

(«Дзыццайы писмотж») [7, 77] Любая дорога, по мнению поэтессы, должна возвращать ее в родной край, к родному человеку, туда, где ее ждут, лелеют, холят. Мысли ее самой всецело устремлены в сторону родного очага, оттуда веет теплом. Мотив пути здесь ведет к родному порогу:

Къухы аууонсй цы мсм кссыс дардсй, Дыдта, дс късссрыл уазсг сз дсн. Дунейы късссртсн се «ппсты

хъармдср Ацы къссср у мс фсллад удсн.

(«Къжсжры хъарм») [7, 121]

По дороге домой, предвкушая приятные моменты встречи с родными, близкими, односельчанами и друзьями детства, Хостикоеву переполняют самые нежные чувства. Для нее отчий дом всегда будет оставаться сказочным миром. Здесь она невольно превращается в прежнего беззаботного ребенка: Мсн автобус мс аргъсутты бсстсмс Ыскъсфта рогсн, - рыг нс ссрмс сбадти,

Усрыкхизсн цъсх тъспснтсм кссгсйс

Фсстсмс усд куыннс фестадтсн саби!..

Нс сыхбсстс, ус райсом хорз, ус райсом! -

Хъсбыстс, цинтсн нал уыди ксрон дср...

(«Жз ме «мгармж цыдтжн») [7, 20]

96 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

Дом - это безопасное, внутреннее, обжитое человеком пространство мира, окруженное хаосом, это как бы двойник человека: кухня - чрево, окна - глаза, лестница или крыльцо - ноги и т. д. Это раковина, к которой прирос человек, поэтому в него мы возвращаемся, как заколдованные. Все дороги Сергея Есенина, как оказалось, тоже вели в край любимый, в дорогую семью - к родному чреву, к родным глазам и ногам:

Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. («Я снова здесь, в семье родной.»)

[1, 70]

Характер человека, вернувшегося в родную землю после долгих скитаний, отображается в соединении с впечатлениями детства. В стихотворении «Мж мысинаг» Хостикоева выражает бескрайнюю любовь и преданность отчему дому и обращается к нему:

Мж фыдыужзжг, афтж тынг дж

мысыдтжн,

Джужй хъармджр, джужй рухсджр куы

ницы и,

Цжй, ракжс-ма мжм, мжнж джм

жрбацыдтжн! -Бхгъхмсархй мхм разгъордта мххи

Гыцци... [7, 27]

«Я навеки покинул село», - пишет Есенин в стихотворении «Я красивых таких не видел.». В отличие от Зинаиды Хостикоевой русский поэт в начале стихотворения «Не вернусь я в отчий дом...» твердо заявляет:

Не вернусь я в отчий дом, Вечно странствующий странник. Об ушедшем над прудом Пусть тоскует конопляник [1, 228].

Так нередко приходилось поэту невозвратно покидать родной очаг. И каждый раз, когда Есенину было особенно трудно, припадал он душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных произведений. И уверен он был в одном: сколько бы перед ним ни было путей, сколько бы дорог ему еще ни пришлось пройти, последняя стезя будет направлена в сторону отчего дома: «Но на склоне наших лет / В отчий дом ведут дороги. / Повезут глухие дроги / Полутруп, полускелет. / Ведь недаром с давних пор / Поговорка есть в народе: / Даже пес в хозяйский двор / Издыхать всегда приходит. / Ворочусь я в отчий дом.» («Не вернусь я в отчий дом.») [1, 228].

«Сердце краем родным должно дорожить», - утверждал Есенин. В подтверждение этим словам Хостикоева писала:

Кхд дхм зындзынхн, уый бхлвырд нх

зонын,

Фхлх-иу ма зхгъ, рох мх у дх ухзхг, Мх зхрдх мын гуыргъахъ фхндхгтх

«взонынц, Жртыхст мх схрыл дунейы цъхх

фхздхг.

(«Ды ма тыхс, Гыцци, иу мур джр мжн

тыххжй.») [7, 91] Гармонично, поэтически цельно воссозданы Хостикоевой картины сельского быта, обстановки, а также сельского пейзажа. Сколько радости, сколько нежности и положительных эмоций в строках поэта! Своеобразно и тонко она описывает сельское утро:

Мхнгхй нх уасыд райсомсархй уасхг, -Дзыцца мхм бахудт къхсхрхй

фхлмхн.

Цыма та ног србалсууыд мс уалдзсг, -Рсвдауы дард фыдыусзсгсй мсн. («Мжнгжй нж уасыд райсомсаржй

уасжг.») [7, 97]

Идущие от сердца строки стихотворений из цикла «Отчий дом» проникают в душу читателя сразу же, так как расстилаются воспоминания детства, мимо которых невозможно пройти равнодушно. С любовью описывает двор родного дома Зинаида Хостикоева после долгих лет разлуки с ним:

Нс фсивта мс уарзон ксрт хсрз

гыццыл дср,

Йс къуымты разылд раджыйы тслтсг

зсрдс:

Нс балы цъуппыл хуымсллсг ныппых

цылтс,

Нырма дср зайы каурсбын цъсхснаг

ксрдсг. («Мж мысинаг») [7, 27]

Есенин, начиная с очертания улицы, продолжает изображать дорогой его душе и глазам дом и его окрестности:

Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. («Эта улица мне знакома.») [1, 175]

В центре внимания Хостикоевой в данном цикле стихотворений - сельская жизнь. Эту реальность в ее разнообразных проявлениях показывает она с огромным удовольствием, так как с ним связана ее молодость. Изображая сельчан в их повседневных трудах и заботах, во время развлечений и отдыха поэтесса выявляет черты характера простых тружеников, их жизнестойкость, истоки их нравственности и национальную самобытность. В сти-

хотворении «Нжхи сых» поэт вспоминает уклад жизни родной стороны в прежнее «доброе» время, когда они были дороги друг другу, и сейчас, когда ей здесь все по-прежнему знакомо, но многое все же изменилось. Некому порадоваться ее приезду, как раньше, нет больше той веселой, жизнерадостной улицы. Но здесь все по-прежнему родное:

Цы мысинсгтс баззад уыци цардсй! Жви нс удтсй баззад уым цыдср. Цыма сс мсгуыр, се «вадатсй адсм Сс ксрсдзи дср уарзтой усд фылдср. Усд дуарсхгсдсй чи хордта йс

късбср?! -Ксй цсхсра-иу ацсттс фыццаг, Ыстонг сабитсн уырдсм уыд сс тъ-сбсртт,

Цы «сходкстс» уыд махмс дср,

Дзыцца! -Мсйрухс изсрты цъсх нсууыл нс

ксрты

Жмкар устытс бадынц, сир -

цсттс.

Тсхуды «мс ма ахсм рухс изсртс Цссты ксронсй чи фены усддср.

(«Нж хъжууон хждзар») [7, 112]

Так же, как и Есенин, Хостикоева пишет и размышляет о городе и селе, о проблемах, связанных с ними, о переменах в жизни сельской и городской (вчера и сегодня), о животных, о «братьях наших меньших».

В стихотворениях Хостикоевой «Дзыццайы писмотж», «Нж хъжууон хждзар», «Цом-ма, иумж ацжужм нж хъжумж.», «Мж быдыр» предлагается другое видение села - в его убогом запустении. В них очерчен силуэт села, создавший впечатление печальной, замкнутой жизни, затаившейся среди лесов, полей и горных равнин (вершин).

98 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

В произведении «Мж быдыр» поэтесса с печалью описывает когда-то близкое сердцу, «богатое» место:

Нырххндхг дх, ныггомыг дх, ныттар

дх,

Уыдтх кхддхр та минмырон, хрвхуыз, Цыма дх исчи дымгхмх ныддардта, Цы дыл хрцыд, куыд аивтай дх хуыз?!

(«Мж быдыр») [7, 157]

Зинаида Ахметовна боялась, что город, с его суматохой и гулом, уничтожит мирную, безмятежную жизнь села, не допускала мысль о том, что село перерастет в город. Хостикоева предана своему родному селу, боится за все воспоминания, которые связаны с ним, понимает, каковы границы между селом и городом:

Кхм зилдзынхн фыдыухзхг хнхъхл, Кхй зхрдхмх ныдздзурдзынхн мх

ристх!

Жз амхлон, куы бакхнай, мх хъху, -Куы мын фхлидзай горхтмх ды искуы.

(«Мж хъжу») [7, 128]

Такую же неприязнь и недоверие испытывает к городу Есенин. Для него город - это каменная пещера, люди в

нем - муравьи, а небо там хмурое и блеклое, «как бабья сношенная шаль». Единственное, что остается лирическому герою, - это бежать оттуда:

Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от бога: «Забудь, что видел, и беги!»

(«Город») [3, 104].

Родной край, село, родная улица, двор, отчий дом, очаг, сельская природа для осетинской поэтессы - это детские и юношеские годы с их надеждами и драмами, невзгодами, разочарованиями первой любви, это лучшие, добрые, светлые воспоминания, это родная «мать-Дзыцца».

Так, темы истинных и вечных ценностей в творчестве осетинской поэтессы З. Хостикоевой коррелируют с темой родного очага, образом матери и мотивом пути. В цикле произведений о матери и отчем доме, а также исследуя мотив пути, она продолжает поэтические традиции С. Есенина, но преломляет их соответственно личностному и национальному опыту, особенностям местного колорита.

1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М., 1995. Т. 1.

2. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М., 1997. Т. 2.

3. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М., 1996. Т. 4.

4. Прокушев Ю. Л. Поэт века // В мире Есенина. М., 1986. С. 129-179.

5. Серебрякова Г. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг // Мама / Сост. И. Векшегонова, В. Гиленко. М., 1970.

6. Хетагурова К. И. Основные мотивы лирики Зинаиды Хостикоевой. Владикавказ, 2012.

7. Хостыхъоты З. Табуйаг. Дзжуджыхъжу, 1998. (на осет. яз).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хостикоева З. А. Песнь водопада. М., 1981.

Khetagurova, Kristina I. - K. L. Khetagurov North Ossetian State University (Vladikavkaz, Russia); kristina. ki-ka@yandex. ru

THE MOTIVE OF THE ROAD, THE THEME OF THE HEARTH AND THE IMAGE OF THE MOTHER IN THE WORKS OF S. YESENIN AND Z. KHOSTIKOEVA.

Keywords: image of the mother, motive of the path, paternal house, hearth, poetry.

The article examines the cycles of poems by the Ossetian poetess Z. A. Hostikoeva and Russian classic S. A. Yesenin, dedicated to the theme of the home, the father»s home, mother, the motive of the path-road. No writer, regardless of the degree of talent, has yet been able to escape the beneficial influence of the heritage of the past in the field of artistic activity. Thus, the themes of true and eternal values in the work of the Ossetian poetess Z. Khostikoeva correlate with the theme of the home, the image of the mother and the motive of the path. In the cycle of works about the mother and father»s house, as well as exploring the motive of the path, Khostikoeva continues Yesenin»s poetic traditions, but refracts them according to personal and national experience, the peculiarities of local color. In the literature of many nations, in the works of many poets, Yesenin»s «Letter to Mother» has become a schematic artistic and pictorial means. For a Russian poet, the lines of this poem are, according to the figurative definition of Yu.L. Prokusheva, «...an honest and courageous confession of a rebellious soul-seeking.» So Khostikoeva in «Letters to Mother» uses poetic turns of speech that express boundless love, loyalty, delight, gratitude and respect for the mother. The article describes the ways of creative achievements of a bright, original Ossetian poetess, considers the genre, plot and psychological characteristics of some works, and emphasizes the need for further study of Khostikoeva»s work in this context. The attempts of the Ossetian poetess to adopt the lyricism and imagery of S. Yesenin»s poetry require scientific study.

REFERENCES

1. Esenin, S. A. Polnoe sobranie sochinenii. V 7-mi t. [Collected works. In 7 vols]. Moscow, «Nauka» - «Golos», 1995, vol. 1. 672 p.

2. Esenin, S. A. Polnoe sobranie sochinenii. V 7-mi t. [Collected works. In 7 vols]. Moscow, «Nauka» - «Golos», 1997, vol. 2. 464 p.

3. Esenin, S. A. Polnoe sobranie sochinenii. V 7-mi t. Collected works. In 7 vols]. Moscow, Nauka - Golos, 1996, vol. 4. 544 p.

4. Prokushev, Yu. L. Poet veka [Poet of the century]. Vmire Esenina [In the world of Esenin]. Moscow, 1986, pp. 129-179.

5. Serebryakova, G. Ikh milliony, i kazhdaya neset v serdtsepodvig [There are millions of them, and each carries a feat in the heart]. Mama [Mama. Compilers I. Vekshegonova, V. Gilenko]. Moscow, Molodaya gvardiya, 1970. 191 p.

6. Khetagurova, K. I. Osnovnye motivy liriki Zinaidy Khostikoevoi [The main motives of Zinaida Khostikoeva's lyrics]. Vladikavkaz, North Ossetian State Pedagogical Institute, 2012. 188 p.

7. Khostykh'oty, Z. Tabuiag [Holiness]. Dz^udzhykh^u, Ir, 1998. 255 p. (in Ossetian).

8. Khostikoeva, Z. A. Pesn vodopada [The waterfall song]. Moscow, Sovetskii pisatel', 1981. 72 p.

100 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.