Научная статья на тему 'Мотив памяти в творчестве В. В. Набокова'

Мотив памяти в творчестве В. В. Набокова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1262
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIF / ПАМЯТЬ / MEMORY / РЕАЛЬНОСТЬ / REALITY / МИР / WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Идрисова Максалина Магомедовна

В настоящей статье рассматриваются мотивы памяти, проходящие через все творчество В. Наокова. Память у В. Наокова является разновидностью отраженного восприятия мира. Она помогает воссоздавать уедие миры, погружая героев в воленое циклическое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motif of Memory in the Art of V. V. Nabokov

In this article there are considered the motives of memory passing through all art of V. Nabokov. Memory according to V. Nabokov is a version of the reflected perception of the world. It helps to recreate the left worlds, immersing heroes in magic cyclic time.

Текст научной работы на тему «Мотив памяти в творчестве В. В. Набокова»

Язык художественной литературы

МОТИВ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. В. НАБОКОВА М. М. Идрисова

В настоящей статье рассматриваются мотивы памяти, проходящие через все творчество В. Набокова. Память у В. Набокова является разновидностью отраженного восприятия мира. Она помогает воссоздавать ушедшие миры, погружая героев в волшебное циклическое время.

Ключевые слова: мотив, память, реальность, мир.

Лучшее, что мы способны сделать, -это попытаться удержать пятна радужного света, порхающие в нашей памяти.

В. В. Набоков

Мотивы памяти, воспоминания проходят через все творчество В. В. Набокова. Даже написание собственных произведений он приравнивает к процессу воспоминания: «Это странно, я как будто помню свои будущие вещи, хотя даже не знаю, о чем будут они. Вспомню окончательно и напишу» [11. С. 150]. Эти мотивы объединяют все его произведения в единое целое. Память помогает «воссоздавать погибшие миры, их самые сокровенные детали» [14. С. 180]. Воспоминания преобразуют живой мир материи, звуков, красок являя собой «проекцию мира души» [2. С. 145].

В многослойной реальности набоковских романов воображаемые и реальные миры часто меняются признаками, существуют синхронно, параллельно. Воспоминания, воображение, повседневная жизнь переплетаются настолько, что возникает ощущение дезорганизованности мира вокруг героев. Из-за неожиданного коварства, капризности памяти, ее способности девальвировать время «герой действительно может очутиться в прошлом, как в другой стране: такую плотность и яркость в романном пространстве и времени память придает миру воспоминания» [9. С. 160].

Память у В. Набокова является разновидностью отраженного восприятия мира. «Она может быть настырной, зрячей и ослепшей,

17

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

близорукой и дальнозоркой, капризной и податливой» [12. С. 88]. Нередко в романах В. Набокова она непроизвольна и овеществлена, имеет свои углы, осязание. Память, как рок, все время возвращается. Память погружает героев в это волшебное циклическое время, где они находят все, что «было правильно» и что, казалось, потеряно навеки. Мотив этого обретения, узнавания образует особый «узор» в набоковском тексте, который всегда связан с бессмертием и с искусством. Но в этом же тексте демонстрируется не только созидающая, но и разрушительная сила памяти. Память ломает привычное время, она ради «погибшего мира» прошлого заставляет героя забыть настоящее, она умеет обманывать и лгать, предавать и мучить.

Миру памяти, мечты, творческого воображения противопоставляется повседневная действительность. Связующим звеном между ними становится мир вещей, который придает плотность, вещественность ткани произведения, стремясь превратить читателя в зрителя.

Изображение вещи у В. Набокова, не теряя конкретности, всегда стремится к многомерности и многоплановости, а в ряде контекстов становится как бы двойным тропом: метонимией и метафорой одновременно - метонимией, потому что имеет отпечаток мира своего создателя или владельца, и метафорой, потому что, воспринимая вещь, сознание улавливает в ней некое неожиданное сходство.

Примером может служить его первый роман «Машенька», в котором, используя прием воспоминания, писатель воскрешает прошлое главного героя - Ганина.

Роман начинается со слова «воспоминание». Здесь автор использует эпиграф из первой главы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина:

«Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь...»

Эпиграф приглашает читателя разделить воспоминание одновременно литературное и экзистенциальное. Первое и второе неразделимы и заполняют собой все пространство романа. Они создают двухмерную реальность: прошлое главного героя (мир воспоминаний) и настоящее (берлинское) существование. В берлинском существовании действие происходит весной, в русском пансионе. Все события четко делятся по дням недели - со вторника по субботу, пять дней. Символом времени героев живущих в пансионе становится образ стеклянного дома, колеблющегося и плывущего куда-то. Этот образ трансформируется у главного героя в унылый дом

18

Язык художественной литературы

потерянных теней, сквозь который проходит сама жизнь, не задевая его жильцов.

Эта скучная, добротная реальная жизнь благодаря силе воспоминаний Ганина чудесным образом переплетается с миром прошлого времени, даже в какой-то момент подменяет его. Этот мир, спрятанный в закоулках памяти главного героя, воскресает в самый неожиданный момент, благодаря случайно увиденной фотографии в комнате Алферова, соседа по пансиону. Весь его «чудесный неожиданный» роман развивается на улице. Он перестает чувствовать реальное время. Воспоминание и реальная жизнь меняются местами. Такое перемещение всегда оказывается неожиданным, рассчитанным на «своего» читателя. Весь роман длится четыре берлинских дня. Но они охватывают в мире воспоминаний довольно значительный промежуток времени в жизни Ганина, около трех лет.

Письма Машеньки и Ганина становятся единственным способом для главного героя вернуть и сохранить связь с потерянным временем. Прочитав все эти письма заново, Ганин оглядывается по сторонам с ощущением призрачности настоящего. Даже на следующий день, при дневном свете, это ощущение не проходит - «все казалось не так поставленным, непрочным, перевернутым как в зеркале» [10. С. 110]. Он понимает, что «желтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем» [10. С. 111]. Это далекое прошлое, вновь воскресшая и пережитая любовь становятся началом его будущего. «И вот, на последних страницах романа наступает двойное (если не тройное) пробуждение, и все предыдущее оказывает «сном во сне» [7. С. 121]. Ганин снова обретает свободу - свободу от прошлого, но не его забвение. Некогда, расставшись с возлюбленной, он попросту забыл ее. Расплатой было духовное оскудение и болезненная апатия. А воссоединение с прошлым в полноте переживания дарует ему свободу от него и готовность к следующему этапу жизни. Такая свобода возможна благодаря причудливости набоковской памяти.

Список литературы

1. Аверин, Б. Дар Мнемозины: романы Набокова в русской автобиографической традиции [Текст] / Б. Аверин. - СПб, 2003.

2. Анастасьев, Н. Владимир Набоков. Одинокий король [Текст]

Spisok literatury

1. Averin, B. Dar Mnemoziny: romany Nabokova v russkoj avto-biograficheskoj tradicii [Tekst] / B. Averin. - SPb, 2003.

2. Anastas'ev, N. Vladimir Nabokov. Odinokij korol' [Tekst] /

19

Lingua mobilis № 2 (35), 2012

/ Н. Анастасьев. - М., 2002.

3. Бицилли, П. Статьи: история, культура, литература [Текст] / П. Бицилли // Русская литература .

- 1990. - № 2. - С. 45.

4. Бойд, Б. Владимир Набоков. Русские годы [Текст] / Б. Бойд.

- СПб, 2001.

5. Ерофеев, В. Русский метароман В. Набокова [Текст] / В. Ерофеев // Вопросы литературы.

- 1988. - № 10. - С. 50-56.

6. Иен Чинг-Чиа Специфика пространственно-временной организации в русскоязычных романах В. В. Набокова [Текст]. -М., 1999.

7. Левин, Ю. Заметки о «Машеньке» В.В. Набокова [Текст] / Ю. Левин // Левин Ю. Избранные труды. Поэтика. Семиотика.

- М., 1998.

8. Маликова, М. Набоков: Авто-био-графия [Текст] / М. Маликова. - СПб, 2002.

9. Мещанский, А. Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова [Текст] / А. Мещанский. - Архангельск, 2002.

10. Набоков, В. Собрание сочинений в 4 т. [Текст] / В. Набоков.

- М., 1990.

11. Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе [Текст]. - М., 2002.

12. Рягузова, Л. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В. В. Набокова

N. Anastas'ev. - M., 2002.

3. Bicilli, P. Stat'i: istorija, kul'tura, Hteratura [Tekst] / P. Bicilli // Russ-kaja literatura . - 1990. - № 2. - S. 45.

4. Bojd, B. Vladimir Nabokov. Russkie gody [Tekst] / B. Bojd. -SPb, 2001.

5. Erofeev, V. Russkij metaroman V. Nabokova [Tekst] / V. Erofeev // Voprosy literatury. - 1988. - № 10.

- S. 50-56.

6. Jen Ching-Chia Specifika prostranstvenno-vremennoj orga-nizacii v russkojazychnyh roma-nah V. V. Nabokova [Tekst]. - M., 1999.

7. Levin, Ju. Zametki o «Mashen'ke» V.V. Nabokova [Tekst] / Ju. Levin // Levin Ju. Iz-brannye trudy. Pojetika. Semiotika.

- M., 1998.

8. Malikova, M. Nabokov: Avto-bio-grafija [Tekst] / M. Malikova.

- SPb, 2002.

9. Mewanskij, A. Hudozhest-vennaja koncepcija tvorches-koj lichnosti v proizvedenijah V. Nabokova [Tekst] / A. Mewanskij.

- Arhangel'sk, 2002.

10. Nabokov, V. Sobranie so-chinenij v 4 t. [Tekst] / V. Nabokov.

- M., 1990.

11. Nabokov o Nabokove i pro-chem. Interv'ju, recenzii, jesse [Tekst]. - M., 2002.

12. Rjaguzova, L. Sistema jest-eticheskih i teoretiko-liter-aturnyh ponjatij V. V. Nabokova

20

Язык художественной литературы

[Текст] / Л. Рягузова. - Краснодар, 2001.

13. Силантьев, И. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа [Текст] / И. Силантьев. - Новосибирск, 2001.

14. Ухова, Е. Призма памяти в романах В. Набокова [Текст] / Е. Ухова // Вопросы литературы. -2003. - № 4. - С. 159-166.

15. Шраер, М. Набоков: Темы и вариации [Текст] / М. Шраер. -СПб, 2000.

16. Шульман, М. Набоков. Писатель [Текст] / М. Шульман. -СПб, 1997.

[Tekst] / L. Rjaguzova. - Krasnodar, 2001.

13.Silant'ev, I. Motiv v sisteme hudozhestvennogo povestvovani-ja. Problemy teorii i analiza [Tekst] / I. Silant'ev. - Novosibirsk, 2001.

14. Uhova, E. Prizma pamjati v romanah V Nabokova [Tekst] / E. Uhova // Voprosy literatury. -2003. - № 4. - S. 159-166.

15. Shraer, M. Nabokov: Temy i variacii [Tekst] / M. Shraer. - SPb, 2000.

16. Shul'man, M. Nabokov. Pisatel' [Tekst] / M. Shul'man. - SPb, 1997.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.