Язык художественной литературы
МОТИВ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. В. НАБОКОВА М. М. Идрисова
В настоящей статье рассматриваются мотивы памяти, проходящие через все творчество В. Набокова. Память у В. Набокова является разновидностью отраженного восприятия мира. Она помогает воссоздавать ушедшие миры, погружая героев в волшебное циклическое время.
Ключевые слова: мотив, память, реальность, мир.
Лучшее, что мы способны сделать, -это попытаться удержать пятна радужного света, порхающие в нашей памяти.
В. В. Набоков
Мотивы памяти, воспоминания проходят через все творчество В. В. Набокова. Даже написание собственных произведений он приравнивает к процессу воспоминания: «Это странно, я как будто помню свои будущие вещи, хотя даже не знаю, о чем будут они. Вспомню окончательно и напишу» [11. С. 150]. Эти мотивы объединяют все его произведения в единое целое. Память помогает «воссоздавать погибшие миры, их самые сокровенные детали» [14. С. 180]. Воспоминания преобразуют живой мир материи, звуков, красок являя собой «проекцию мира души» [2. С. 145].
В многослойной реальности набоковских романов воображаемые и реальные миры часто меняются признаками, существуют синхронно, параллельно. Воспоминания, воображение, повседневная жизнь переплетаются настолько, что возникает ощущение дезорганизованности мира вокруг героев. Из-за неожиданного коварства, капризности памяти, ее способности девальвировать время «герой действительно может очутиться в прошлом, как в другой стране: такую плотность и яркость в романном пространстве и времени память придает миру воспоминания» [9. С. 160].
Память у В. Набокова является разновидностью отраженного восприятия мира. «Она может быть настырной, зрячей и ослепшей,
17
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
близорукой и дальнозоркой, капризной и податливой» [12. С. 88]. Нередко в романах В. Набокова она непроизвольна и овеществлена, имеет свои углы, осязание. Память, как рок, все время возвращается. Память погружает героев в это волшебное циклическое время, где они находят все, что «было правильно» и что, казалось, потеряно навеки. Мотив этого обретения, узнавания образует особый «узор» в набоковском тексте, который всегда связан с бессмертием и с искусством. Но в этом же тексте демонстрируется не только созидающая, но и разрушительная сила памяти. Память ломает привычное время, она ради «погибшего мира» прошлого заставляет героя забыть настоящее, она умеет обманывать и лгать, предавать и мучить.
Миру памяти, мечты, творческого воображения противопоставляется повседневная действительность. Связующим звеном между ними становится мир вещей, который придает плотность, вещественность ткани произведения, стремясь превратить читателя в зрителя.
Изображение вещи у В. Набокова, не теряя конкретности, всегда стремится к многомерности и многоплановости, а в ряде контекстов становится как бы двойным тропом: метонимией и метафорой одновременно - метонимией, потому что имеет отпечаток мира своего создателя или владельца, и метафорой, потому что, воспринимая вещь, сознание улавливает в ней некое неожиданное сходство.
Примером может служить его первый роман «Машенька», в котором, используя прием воспоминания, писатель воскрешает прошлое главного героя - Ганина.
Роман начинается со слова «воспоминание». Здесь автор использует эпиграф из первой главы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина:
«Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь...»
Эпиграф приглашает читателя разделить воспоминание одновременно литературное и экзистенциальное. Первое и второе неразделимы и заполняют собой все пространство романа. Они создают двухмерную реальность: прошлое главного героя (мир воспоминаний) и настоящее (берлинское) существование. В берлинском существовании действие происходит весной, в русском пансионе. Все события четко делятся по дням недели - со вторника по субботу, пять дней. Символом времени героев живущих в пансионе становится образ стеклянного дома, колеблющегося и плывущего куда-то. Этот образ трансформируется у главного героя в унылый дом
18
Язык художественной литературы
потерянных теней, сквозь который проходит сама жизнь, не задевая его жильцов.
Эта скучная, добротная реальная жизнь благодаря силе воспоминаний Ганина чудесным образом переплетается с миром прошлого времени, даже в какой-то момент подменяет его. Этот мир, спрятанный в закоулках памяти главного героя, воскресает в самый неожиданный момент, благодаря случайно увиденной фотографии в комнате Алферова, соседа по пансиону. Весь его «чудесный неожиданный» роман развивается на улице. Он перестает чувствовать реальное время. Воспоминание и реальная жизнь меняются местами. Такое перемещение всегда оказывается неожиданным, рассчитанным на «своего» читателя. Весь роман длится четыре берлинских дня. Но они охватывают в мире воспоминаний довольно значительный промежуток времени в жизни Ганина, около трех лет.
Письма Машеньки и Ганина становятся единственным способом для главного героя вернуть и сохранить связь с потерянным временем. Прочитав все эти письма заново, Ганин оглядывается по сторонам с ощущением призрачности настоящего. Даже на следующий день, при дневном свете, это ощущение не проходит - «все казалось не так поставленным, непрочным, перевернутым как в зеркале» [10. С. 110]. Он понимает, что «желтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем» [10. С. 111]. Это далекое прошлое, вновь воскресшая и пережитая любовь становятся началом его будущего. «И вот, на последних страницах романа наступает двойное (если не тройное) пробуждение, и все предыдущее оказывает «сном во сне» [7. С. 121]. Ганин снова обретает свободу - свободу от прошлого, но не его забвение. Некогда, расставшись с возлюбленной, он попросту забыл ее. Расплатой было духовное оскудение и болезненная апатия. А воссоединение с прошлым в полноте переживания дарует ему свободу от него и готовность к следующему этапу жизни. Такая свобода возможна благодаря причудливости набоковской памяти.
Список литературы
1. Аверин, Б. Дар Мнемозины: романы Набокова в русской автобиографической традиции [Текст] / Б. Аверин. - СПб, 2003.
2. Анастасьев, Н. Владимир Набоков. Одинокий король [Текст]
Spisok literatury
1. Averin, B. Dar Mnemoziny: romany Nabokova v russkoj avto-biograficheskoj tradicii [Tekst] / B. Averin. - SPb, 2003.
2. Anastas'ev, N. Vladimir Nabokov. Odinokij korol' [Tekst] /
19
Lingua mobilis № 2 (35), 2012
/ Н. Анастасьев. - М., 2002.
3. Бицилли, П. Статьи: история, культура, литература [Текст] / П. Бицилли // Русская литература .
- 1990. - № 2. - С. 45.
4. Бойд, Б. Владимир Набоков. Русские годы [Текст] / Б. Бойд.
- СПб, 2001.
5. Ерофеев, В. Русский метароман В. Набокова [Текст] / В. Ерофеев // Вопросы литературы.
- 1988. - № 10. - С. 50-56.
6. Иен Чинг-Чиа Специфика пространственно-временной организации в русскоязычных романах В. В. Набокова [Текст]. -М., 1999.
7. Левин, Ю. Заметки о «Машеньке» В.В. Набокова [Текст] / Ю. Левин // Левин Ю. Избранные труды. Поэтика. Семиотика.
- М., 1998.
8. Маликова, М. Набоков: Авто-био-графия [Текст] / М. Маликова. - СПб, 2002.
9. Мещанский, А. Художественная концепция творческой личности в произведениях В. Набокова [Текст] / А. Мещанский. - Архангельск, 2002.
10. Набоков, В. Собрание сочинений в 4 т. [Текст] / В. Набоков.
- М., 1990.
11. Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе [Текст]. - М., 2002.
12. Рягузова, Л. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В. В. Набокова
N. Anastas'ev. - M., 2002.
3. Bicilli, P. Stat'i: istorija, kul'tura, Hteratura [Tekst] / P. Bicilli // Russ-kaja literatura . - 1990. - № 2. - S. 45.
4. Bojd, B. Vladimir Nabokov. Russkie gody [Tekst] / B. Bojd. -SPb, 2001.
5. Erofeev, V. Russkij metaroman V. Nabokova [Tekst] / V. Erofeev // Voprosy literatury. - 1988. - № 10.
- S. 50-56.
6. Jen Ching-Chia Specifika prostranstvenno-vremennoj orga-nizacii v russkojazychnyh roma-nah V. V. Nabokova [Tekst]. - M., 1999.
7. Levin, Ju. Zametki o «Mashen'ke» V.V. Nabokova [Tekst] / Ju. Levin // Levin Ju. Iz-brannye trudy. Pojetika. Semiotika.
- M., 1998.
8. Malikova, M. Nabokov: Avto-bio-grafija [Tekst] / M. Malikova.
- SPb, 2002.
9. Mewanskij, A. Hudozhest-vennaja koncepcija tvorches-koj lichnosti v proizvedenijah V. Nabokova [Tekst] / A. Mewanskij.
- Arhangel'sk, 2002.
10. Nabokov, V. Sobranie so-chinenij v 4 t. [Tekst] / V. Nabokov.
- M., 1990.
11. Nabokov o Nabokove i pro-chem. Interv'ju, recenzii, jesse [Tekst]. - M., 2002.
12. Rjaguzova, L. Sistema jest-eticheskih i teoretiko-liter-aturnyh ponjatij V. V. Nabokova
20
Язык художественной литературы
[Текст] / Л. Рягузова. - Краснодар, 2001.
13. Силантьев, И. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа [Текст] / И. Силантьев. - Новосибирск, 2001.
14. Ухова, Е. Призма памяти в романах В. Набокова [Текст] / Е. Ухова // Вопросы литературы. -2003. - № 4. - С. 159-166.
15. Шраер, М. Набоков: Темы и вариации [Текст] / М. Шраер. -СПб, 2000.
16. Шульман, М. Набоков. Писатель [Текст] / М. Шульман. -СПб, 1997.
[Tekst] / L. Rjaguzova. - Krasnodar, 2001.
13.Silant'ev, I. Motiv v sisteme hudozhestvennogo povestvovani-ja. Problemy teorii i analiza [Tekst] / I. Silant'ev. - Novosibirsk, 2001.
14. Uhova, E. Prizma pamjati v romanah V Nabokova [Tekst] / E. Uhova // Voprosy literatury. -2003. - № 4. - S. 159-166.
15. Shraer, M. Nabokov: Temy i variacii [Tekst] / M. Shraer. - SPb, 2000.
16. Shul'man, M. Nabokov. Pisatel' [Tekst] / M. Shul'man. - SPb, 1997.
21