Научная статья на тему 'МОТИВ «ПАМЯТЬ» И СРЕДСТВА ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ МАНИФЕСТАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИВАНА БУНИНА'

МОТИВ «ПАМЯТЬ» И СРЕДСТВА ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ МАНИФЕСТАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИВАНА БУНИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЗНАКИ ЯЗЫКА / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ / МОДЕЛЬ МИРА / МОТИВ / СЕМАНТИКО-АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / СМЫСЛ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Четверикова Ольга Владимировна, Безруков Андрей Александрович, Александрович Людмила Владимировна

Национально-культурная самоидентификация человека базируется на системе ядерных смысловых образований личности, ценностных ориентаций, обусловленных особенностями освоения индивидом реальной действительности. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом филологов к изучению художественных моделей мира, способов текстового «проявления» автора, когнитивно ориентированным осмыслением мотива памяти в поэтической речи И. Бунина. Цель работы - исследовать особенности интерпретации и языковой объективации И. Буниным мотива «память», который в творчестве поэта выполняет структурообразующую и сюжетообразующую функции; уточнить представление о номинативных, предикативных текстовых доминантах, служащих означиванию мотива памяти.Таким образом, творческая личность в суждениях исходит из своих эстетических и этических идеалов, находящихся в отношениях определенной корреляции с идеалами национальными. В художественной речи языковое означивание знаний, мнений автора о мире, с одной стороны, актуализирует проблему «язык и культура», а с другой - служит экспликации эмотивно-смысловых доминант текста, личностных смыслов.Исследование будет полезно тем, кто занимается проблемами языковой репрезентации авторского замысла, когнитивным моделированием, позволяющим представить результаты осмысления художником слова национальных культурных констант в виде полевой структуры. Представляется перспективным исследование в сопоставительном аспекте поэтической и прозаической картин мира И. Бунина, специфики их языковой объективации, что внесет определенный вклад в методику современного филологического анализа текста с «субъектной доминантой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIF «MEMORY» AND THE MEANS OF ITS VERBAL MANIFESTATION N IVAN BUNIN’S POETIC SPEECH

The national-cultural self-identification of a person is based on a system of nuclear semantic formations of personality, value orientations due to the peculiarities of the individual’s mastering of reality. The relevance of the research is due to the increasing interest of philologists in the study of artistic models of the world, ways of textual manifestation of the author, cognitively oriented understanding of the motive of memory in I. Bunin’s poetic speech. The purpose of the work is to investigate the peculiarities of I. Bunin’s interpretation and linguistic objectification of the motif «memory», which in the poet’s work performs structure-forming and plot-forming functions; to clarify the idea of nominative, predicative text dominants serving to signify the motif of memory. Thus, a creative person in judgments proceeds from his aesthetic and ethical ideals, which are in a certain correlation with national ideals. In artistic speech, the linguistic meaning of knowledge, the author’s opinions about the world, on the one hand, actualizes the problem of «language and culture», and on the other hand, serves as an explication of the emotive and semantic dominants of the text, personal meanings.The study will be useful to those who deal with the problems of linguistic representation of the author’s intention, cognitive modeling, which allows presenting the results of the artist’s understanding of the word of national cultural constants in the form of a field structure. It seems promising to study in a comparative aspect the poetic and prosaic pictures of the world of I. Bunin, the specifics of their linguistic objectification, which will make a certain contribution to the methodology of modern philological analysis of a text with a «subjective dominant».

Текст научной работы на тему «МОТИВ «ПАМЯТЬ» И СРЕДСТВА ЕГО ВЕРБАЛЬНОЙ МАНИФЕСТАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИВАНА БУНИНА»

Мотив «память» и средства его вербальной манифестации в поэтической речи Ивана Бунина

Четверикова Ольга Владимировна,

докт. филол. наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» E-mail: chetverikova_o@mail.ru

Безруков Андрей Александрович,

докт. филол. наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» E-mail: bezrukov-a@yandex.ru

Александрович Людмила Владимировна,

канд. филол. наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» E-mail: 89180151052@mail.ru

Национально-культурная самоидентификация человека базируется на системе ядерных смысловых образований личности, ценностных ориентаций, обусловленных особенностями освоения индивидом реальной действительности. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом филологов к изучению художественных моделей мира, способов текстового «проявления» автора, когнитивно ориентированным осмыслением мотива памяти в поэтической речи И. Бунина. Цель работы - исследовать особенности интерпретации и языковой объективации И. Буниным мотива «память», который в творчестве поэта выполняет структурообразующую и сюжетообра-зующую функции; уточнить представление о номинативных, предикативных текстовых доминантах, служащих означиванию мотива памяти.

Таким образом, творческая личность в суждениях исходит из своих эстетических и этических идеалов, находящихся в отношениях определенной корреляции с идеалами национальными. В художественной речи языковое означивание знаний, мнений автора о мире, с одной стороны, актуализирует проблему «язык и культура», а с другой - служит экспликации эмотивно-смысловых доминант текста, личностных смыслов. Исследование будет полезно тем, кто занимается проблемами языковой репрезентации авторского замысла, когнитивным моделированием, позволяющим представить результаты осмысления художником слова национальных культурных констант в виде полевой структуры. Представляется перспективным исследование в сопоставительном аспекте поэтической и прозаической картин мира И. Бунина, специфики их языковой объективации, что внесет определенный вклад в методику современного филологического анализа текста с «субъектной доминантой».

Ключевые слова: автор, знаки языка, культурный код, механизмы памяти, модель мира, мотив, семантико-ассоциативное поле, смысл, художественный текст.

Сегодня интерес к памяти, к ее изучению в культурах прошлого и настоящего достаточно высок [19; 22; 23: 26; 28], что, как представляется, обусловлено пониманием передовой частью общества того, что существует реальная угроза девальвации прошлого, утраты культурно значимых ценностных ориентиров, в ряду которых память является ориентиром базовым, ибо велика её роль в познании человеком самого себя, своего места в жизни общества, в осознании своих истоков и национальной идентичности. Память - это этический критерий духовной сущности каждого.

В когнитивной психологии память определяется как «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [10, с. 79]. Есть и еще одно определение: «The term memory implies the capacity to encode, store, and retrieve information» [27, р. 515].

Известно, что в человеческой памяти выделяют память кратковременную и долговременную. Внутри долговременной памяти А.В. Голубев, М.А. Дмитровская, С. Томпсон и др. выделяют «автобиографическую память» [5; 7; 24; 28], которая фиксирует всё, что имеет отношение к конкретной личности. Именно автобиографическая память отвечает за запоминание событий во времени и наделение их личностным смыслом. Психолог Д.А. Леонтьев отмечал, что личностный смысл есть форма субъективного отражения отношений объектов и явлений действительности в сознании субъекта, в его образе мира [13, с. 168]. Н.Н. Королева, исследующая функции смысловых образований в картине мира личности, подчеркивает: «Картина мира личности представляет собой сложную, многоуровневую субъективную модель жизненного мира как совокупности значимых для личности объектов и явлений; базисными образующими картины мира личности являются инвариантные смысловые образования как устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности» [11, с. 5]. Личностные смыслы есть производное от знаний человека, его жизненного опыта, переживаний, аксиологической вертикали сознания человека и обязательно вербализуются в произведениях речи. «Смысловая сфера личности, жизненные впечатления индивида, "значимые переживания" детерминируют выбор знаков языка и того, что с этими знаками ассоциативно связывает говорящий» [18, с. 28].

Механизмы языкового означивания мотива «память» в тексте - один из способов создания

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

композиционного, психологического, образного и смыслового рядов произведения. Автор описывает то, что помнится, и посредством знаков языка в создаваемом им тексте происходит трансформация авторских личностных смыслов в знание «для всех» [2; 14; 25]. Уникальность системы отношений художника слова с миром обусловливает уникальность текстовых смыслов, которые, по словам Р. Харре, «фактически представляют собой метафорическую переработку социальных семиотических систем» [22, с. 21 ].

В художественном произведении мотив памяти объективирован посредством художественных образов, разнообразия приемов структурирования текста и средств вербальной манифестации замысла. И. Бунин стремится обозначить те духовные константы, которые позволяют каждому осознать связь времен, найти в прошлом основу национальной и личностной идентификации. Память помогает избежать забвения и становится художественным феноменом [8; 9; 12; 19]. П. Ри-кер писал: «Под слоем памяти и истории обнаруживается мир забвения, мир, в котором вопреки ему самому существуют две возможности: либо окончательного стирания следов, либо их сохранения, обеспечиваемого средствами анамнесиса» [15, с. 15]. Обратим внимание на ассоциативную параллель ученого - память/след. В творчестве И. Бунина именно номинация «след» и ее ассоци-аты чаще всего будут служить репрезентантами мотива памяти. В авторской концепции след трактуется и как процесс, и как результат художественного осмысления, когда изображаемое предстает как слепок уже исчезнувшего. Память заставляет прошлое возникать в мельчайших деталях; при этом она эмоционально окрашена и многолика: это и зрительные воспоминания, и акустические, и одоративные, а часто - синестетические, построенные по принципу ассоциации и контраста: Гоустно я встречаю осень...//Ах, не так, как в дни былые («Астры»).

Всё структурно-семантическое многообразие любого текста формируют номинативные, предикативные и дейктические доминанты. Номинация «память» и предикаты «помнить», «вспоминать» как основные репрезентанты мотива «память» в творчестве И. Бунина «обрастают» словами-ассоциатами, означивающими ценностные ориентации поэта, делающими слово в контексте носителем «живого» знания, что, в свою очередь, обусловливает особенности семантического развёртывания лексемы и текста в целом. «Функциональное предназначение одного знака выступает опорой для текстового функционирования другого знака» [18, с. 22]: Но та любовь, что душу посещала/ Оставила в душе печальный след... («К прибрежью моря...»). Осмысление памяти объекти-5 вировано И. Буниным, прежде всего, через мо-§ тив воспоминания о детских и юношеских годах, й ушедшей любви, покинутой родине. еЗ На основе проведенного анализа поэтической ав речи И. Бунина можно выделить в его творчестве

мотивы личностной памяти и памяти культурно значимой, включающей в себя память национальную (национальный культурный код. - О.Ч.), носителями которой является персонаж И. Бунина и сам автор, и память общечеловеческую, репрезентированную в тех текстах, где бунинский герой размышляет об исчезнувших цивилизациях, вспоминает о посещённых им странах, припоминает прочитанные им книги.

Отобразим сказанное в схеме (см. рис. 1):

Рис. 1. Память в поэтической речи И. Бунина

Современная форма лексемы «память» восходит к праславянскому *рате1ь, обозначающему мыслительную деятельность и её результат. В словаре В.И. Даля актуализируется в номинация «память» сема способность души помнить о былом' [6, с. 230]. Таким образом, у В.И. Даля память есть свойство и сознания, и души. Память есть нечто духовное, ибо она, сохраняя опыт прошлого, это прошлое соединяет с настоящим и будущим [1, с. 356].

Отметим, что в художественном тексте слова с семой памяти содержат в себе и компонент эмоциональный, наличие которого обусловлено реакций персонажа на увиденное, спецификой его ассоциативного ряда. Так, в стихотворении И. Бунина «В полуденных морях» мотив памяти объективируется с опорой на акустический образ, означенный номинацией «колокол», и визуальный образ месяца (рог, блестящий, золотой), ассоциативно связывающийся героем с образом луны, которая «всходила из-за гор», когда «тот колокол» пел в родной долине. Душа бунинского героя ищет опоры в прошлом, в воспоминаниях о своих предках. Эта же мысль актуализирована в стихотворении «Надпись на чаше»: Вечно лишь то, что связу-ет незримою связью/ Душу и сердце живых с тёмной душою могил.

В лирике И. Бунина мотив памяти проявляется через: а) припоминание, воспоминание, напоминание, забывание. При этом номинации «душа», «сердце», «сон», «даль», «след» служат означиванию психологического пространства говорящего: ... там, где след/ Души счастливой и любовной/ Души моих далёких лет («В столетнем мраке.»).

Ядерными номинативными доминантами ассоциативно-семантического поля памяти в поэтической речи И. Бунина являются, с одной стороны, лексемы «память», «воспоминания», которые вступают в синтагматические отношения со словоформами «бессмертна», «нетленна», «сон», маркирующими отношение автора к памяти, ее оценку, со словоформами «о тебе», «обо мне»; а с другой - с лексемой «забвенье»: А будут дни -угаснет и печаль, /И засияет сон воспоминанья («Спокойный взор.»); Печали наши и томленья/ В волнах исчезнут без следа/ И там найдут покой забвенья («Мрачна, темна душа моя»).

В группу ядерных номинаций следует включить и частотные в поэтической речи И. Бунина номинации «наследие», «след», обладающие смысловой многоплановостью: Только тех, кого уж боль-

ше нет,/ Сохранился незабвенный след («Синие обои полиняли»); И песни сохранили/Далекое наследие его («Любил он ночи темные»).

Ближайшую периферию семантико-ассоциативного поля памяти бунинской лирики составляют номинации «былое», «давнее», «прошлое», «даль», «предания», которые означивают пересечение и в смысловой сфере автора, и в пространстве текста таких понятий, как молодость, любовь, семья, родина: ... прошлого туманный след («Снова вечер.»); Мы сказками предания зовем («Призраки»). Дальняя периферия поля памяти представлена номинациями «мечта», «сон», являющимися носителями смыслов 'мысленное возвращение в прошлое', 'ирреальное', 'забытье' и образующими образно-метафорические конструкции, с помощью которых автор объективирует своё отношение к описываемому. Память в поэтической модели мира И. Бунина является, прежде всего, нравственным регулятором человеческого существования, ибо позволяет ему не забывать о своих корнях, предках, выстраивать свою жизнь в соответствии с представлениями о вечных ценностях [17].

Ядерными предикативнами доминантами ассоциативно-семантического поля памяти в поэтической речи И. Бунина являются глаголы «помнить» («напомнить»), «помниться», «вспоминать», «не забывать», «забыть», «позабыть»: И опять напомнит, одинокий (месяц. - О.Ч.), / Мне весну, и первую любовь... («Не угас еще вдали.»). Ближнюю периферию поля памяти составляют предикаты «видеть» в значении 'вспомнить' (снова вижу; вижу даль, где прежде, гляжу назад), «пробудить» (пробудить в душе) в значении 'вывести из состояния покоя, возбудить' [16. Т. 3, с. 466], «вообразить» в значении 'вспоминая, представить мысленно'. Дальняя периферия поля памяти у поэта означена предикатами «уловить» (уловил напев), «веять» (веет чем-то знакомым), «оживать»: А у стены темнели клавесины <...>...я душой привычной/ В нём (в звуке) уловил напев родной души («Запустение»).

Использование поэтом в речевой сфере говорящего императивов «помни», «вспомни», «позабудь» моделирует, с одной стороны, ситуацию внутреннего монолога, а с другой - побуждает читателя к рефлексии. Синтаксические конструкции «я был молод», «в детстве я любил», «опять, как в те часы, бывало.», «утро дней моих», «до сих пор не забыл», «древний человек во мне тоскует» служат в бунинских текстах объективации пространственно-временных значений и выступают репрезентантами мотива памяти.

Маркерами когнитивной ситуации воспоминания/припоминания выступают наречия «вчера», «ныне», «когда-то», «как тогда», «давно», «далеко», «там», местоимение «тот»; конструкции «в те годы», «дни, вечно памятные мне», «от тех земель», «как в те часы», «всё тот (та) же» и т.п.: Опять, как в те часы, когда глядел, бывало/Ребенком я в ночной, весенний небосклон. («Звез-

да над тёмными далекими лесами»); И разве я тот полдень позабыл? («Луна и Нил»). Ретроспекция создается с акцентом на фиксирование эпизодов индивидуальной жизни отправителя речи, на истории формирования его личности.

Используемые И. Буниным атрибутивные конструкции со значением оценки, характеристики (о былом счастливый сон; былых восторгов возврат; мир позабытый; могил забытых ряд; знакомый погост; черты давно поблекших лиц; забытый парк; блаженные мечты о былом; всепрощающая даль), восклицательные и вопросительные предложения на синтаксическом уровне служат экспликации аксиологической вертикали творческой личности.

Свою мировоззренческую позицию И. Бунин эксплицирует и через использование интертекста. Иногда уже само название стихотворения содержит культурно-историческую отсылку: «Помпеи», «Гробница Сафии», «У гробницы Виргилия», «Князь Всеслав», «Джордано Бруно» и др. Означиванию культурной составляющей мотива памяти в поэтической речи И. Бунина служат: а) ввод в текст имен известных писателей и поэтов (А.С. Пушкин, Виргилий и др.): Счастлив я/ Что моя душа, Виргилий/Не моя и не твоя («У гробницы Виргилия»); б) обращение к сакральным текстам, мифическим героям и сюжетам; в) аллюзии; г) стилизация: Бысть некая зима/ Всех зим иных лютейша паче.// Бысть нестерпимый мраз и буйный ветр... («Святой Прокопий»). Таким образом, интертекстуальность у поэта диалогизирована, причем его диалог с читателем строится на припоминании, в основе которого - общий культурный код.

В «Записях» И. Бунин, говоря о далёком прошлом, определяет его как «простор, освобождение от времени, от земного тления, печальное и высокое сознание тщеты всяких слав и величий» [4. Т. 9, с. 365]. Память - связующая нить между людьми, и она оценивается поэтом с точки зрения морально-этических и религиозных норм: человеку следует помнить о своих корнях, ощущать свою духовную связь с прошлым - своим и человеческой цивилизации в целом.

Литература

1. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь/ А.П. Алексеев. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 496 с.

2. Барт, Р. Удовольствие от текста / Р. Барт // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - Москва: Наука, 1989. - С. 513-514.

3. Бунин И.А. Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники: в 2 т. М., 2005. Т. I. С. 405. Бунин, Иван Алексеевич (1870-1953). Устами Буниных: дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и др. арх. материалы, под ред. Милицы Грин; в 2 т. - Москва: Посев, 2005.

4. Бунин, И.А. Собр. соч.: в 9 т. / Бунин И.А. - Москва: Художественная литература, 1967.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

u

CM

5. Голубев, А.В. Феномен авторской памяти в междисциплинарном диалоге // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 4 (20). 2012. - С. 156-166 URL: http://www.rfp.psu.rU/archive/4.2012/golubev.pdf (дата обращения: 15.02.2022.)

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - СПб: Диамант, 1996.

7. Дмитровская, М.А. Философия памяти // Логический анализ языка. Культурные концепты. -Москва: Наука, 1991. - С. 78-85.

8. Зализняк А.А. Концептуализация памяти по данным русского языка // URL: old.kpfu.ru/ ss/cogsci04/science/cogsci04/92.doc (дата обращения: 06.02.2022.)

9. Зализняк А.А. Память и забвение в русской языковой картине мира // Мат-лы второй международной конференции по когнитивной науке (9-13 июня 2006 г.). - Санкт-Петербург. Т. 2. С. 275-276. URL: http://www.cogsci.ru/cogsci06/ thesis.htm (дата обращения: 15.02.2022.)

10. Когнитивная психология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - Москва: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.

11. Королева, Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук: 19.00.01 / Н.Н. Королёва; Российск. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 1998. - 16 с.

12. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПАМЯТЬ // Логический анализ языка. Культурные концепты/ Е.С. Кубрякова. - Москва: Наука, 1991. - С. 85-91.

13. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд., испр. - Москва: Смысл, 2003. - 487 с.

14. Миловидов, В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: пособие по спецкурсу/ В.А. Миловидов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - 98 с.

15. Рикёр, П.М. Память, история, забвение. Пер. с франц. / П.М. Рикёр. -Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). - 728 с.

16. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Русский язык, 1985-1988.

17. Фенчук, О.Н. Структура и функции памяти в поэзии И.А. Бунина: автореферат дисс. ... канд. филол.: 10.01.01 /О.Н. Фенчук. - Воронеж, 2012. - 24 с.

18. Четверикова, О.В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: монография/ О.В. Четверикова. - Армавир: РИО АГПА, 2013. - 236 с.

19. Baddeley. A. Human Memory: Theory and practice (revised edition). Hove, UK: Psychology Press, 1997. - 423 p.

20. Fauconnier, G. Mappings in thought and language / G. Fauconnier. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1997. - 205 p.

21. Harre, R. Social being: A theory for social psychology / R. Harre. - Oxfort: Blackwell, 1979. - XII, 438 p.

22. Harre, R. Personal meanings: semantic relations of the fourth kind / R. Harre // Personal meanings / E. Shepherd & J. Watson (Eds.). - Chichester ets.: Wiley, 1982. -Pp. 9-22.

23. Miller, G.A. On knowing a word: Review / G.A. Miller // Annual Review of Psychology. - 1999. - Vol. 50. - Pp. 1-19.

24. Paivio, A. Mental representations: a dual coding approach / A. Paivio. -Oxford. England: Oxford University Press, 1986. - 322 p.

25. Ruth, H. Maki, Swett, S. Metamemory for narrative text // Memory & Cognition. 1987. Vol. 15 (1). P. 72-83.

26. Schacter, D. The seven sins of memory. Boston: Houghton Miffin Company, 2001. - 270 p.

27. The Encyclopedia of the Cognitive Sciences. / ed. by Robert A. Wilson a. Frank C. Keil. - [2nd. print.]. - Cambridge (Mass.); London: MIT press, 1999. - 964 c.

28. Thompson, C.P., Skowronski, J.J., Larsen S.F., Betz, A.L. Autobiographical Memory: Remembering What and Remembering When. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers Mahwah. - New Jersey, 1996. - 238 p.

THE MOTIF «MEMORY» AND THE MEANS OF ITS VERBAL MANIFESTATION N IVAN BUNIN'S POETIC SPEECH

Chetverikova O.V., Bezrukov A.A., Alexandrovich L.V.

Armavir State Pedagogical University

The national-cultural self-identification of a person is based on a system of nuclear semantic formations of personality, value orientations due to the peculiarities of the individual's mastering of reality. The relevance of the research is due to the increasing interest of philologists in the study of artistic models of the world, ways of textual manifestation of the author, cognitively oriented understanding of the motive of memory in I. Bunin's poetic speech. The purpose of the work is to investigate the peculiarities of I. Bunin's interpretation and linguistic objectification of the motif «memory», which in the poet's work performs structure-forming and plot-forming functions; to clarify the idea of nominative, predicative text dominants serving to signify the motif of memory. Thus, a creative person in judgments proceeds from his aesthetic and ethical ideals, which are in a certain correlation with national ideals. In artistic speech, the linguistic meaning of knowledge, the author's opinions about the world, on the one hand, actualizes the problem of «language and culture», and on the other hand, serves as an explication of the emotive and semantic dominants of the text, personal meanings. The study will be useful to those who deal with the problems of linguistic representation of the author's intention, cognitive modeling, which allows presenting the results of the artist's understanding of the word of national cultural constants in the form of a field structure. It seems promising to study in a comparative aspect the poetic and prosaic pictures of the world of I. Bunin, the specifics of their linguistic objectification, which will make a certain contribution to the methodology of modern philological analysis of a text with a «subjective dominant».

Keywords; author, language signs, cultural code, memory mechanisms, world model, motive, semantic-associative field, meaning, literary text.

References

1. Alekseev, A. P. Brief Philosophical Dictionary / A.P. Alekseev. -Moscow: TK Velby, Prospekt Publishing House, 2008. - 496 p.

2. Bart, R. The pleasure of the text / R. Bart // Selected Works. Semiotics. Poetics. - Moscow: Nauka, 1989. - S. 513-514.

3. Bunin I.A. Bunina V.N. Through the lips of the Bunins. Diaries: in 2 vols. M., 2005. T. I. S. 405. Bunin, Ivan Alekseevich (18701953). Through the mouths of the Bunins: diaries of Ivan Alekseevich and Vera Nikolaevna and others arch. materials, ed. Militsy Green; in 2 vols. - Moscow: Posev, 2005.

4. Bunin, I.A. Sobr. cit.: in 9 volumes / Bunin I.A. - Moscow: Fiction, 1967.

5. Golubev, A.V. The Phenomenon of Author's Memory in Interdisciplinary Dialogue // Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology. Issue. 4 (20). 2012. - P. 156-166 URL: http://www.rfp.psu.ru/archiveZ4.2012/golubev.pdf (date of access: 15.02.2022.)

6. Dal, V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language: in 4 volumes / V.I. Dal. - St. Petersburg: Diamant, 1996.

7. Dmitrovskaya, M.A. Philosophy of memory // Logical analysis of language. cultural concepts. - Moscow: Nauka, 1991. - S.78-85.

8. Zaliznyak A.A. Conceptualization of memory according to the data of the Russian language // URL: old.kpfu.ru/ss/cogsci04/ science/cogsci04/92.doc (date of access: 06.02.2022.)

9. Zaliznyak A.A. Memory and oblivion in the Russian language picture of the world // Proceedings of the second international conference on cognitive science (June 9-13, 2006). - St. Petersburg. T. 2. S. 275-276. URL: http://www.cogsci.ru/cogsci06/ thesis.htm (Date of access: 02/15/2022.)

10. Cognitive psychology. Textbook for universities / Ed. V.N. Dru-zhinina, D.V. Ushakova. - Moscow: PER SE, 2002. - 480 p.

11. Koroleva, N.N. Semantic formations in the picture of the world of personality: author. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / N.N. Queen; Russian. state ped. un-t. - St. Petersburg, 1998. -16 p.

12. Kubryakova E.S. About one fragment of the conceptual analysis of the word MEMORY // Logical analysis of language. Cultural concepts / E.S. Kubryakova. - Moscow: Nauka, 1991. - S. 8591.

13. Leontiev, D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D.A. Leontiev. - 2nd ed., Rev. -Moscow: Meaning, 2003. - 487 p.

14. Milovidov, V.A. From the semiotics of text to the semiotics of discourse: a manual for a special course / V.A. Milovidov. - Tver: Tver. state un-t, 2000. - 98 p.

15. Ricoeur, P.M. Memory, history, oblivion. Per. from French / P.M. Ricoeur. - Moscow: Publishing house of humanitarian literature, 2004 (French philosophy of the XX century). - 728 p.

16. Dictionary of the Russian language: in 4 volumes / USSR Academy of Sciences, Institute of Russian. lang.; ed. A.P. Evgenie-va. - 3rd ed., stereotype. - Moscow: Russian language, 19851988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Fenchuk, O.N. The structure and functions of memory in the poetry of I.A. Bunin: abstract of diss. ... cand. Philol.: 10.01.01 / O.N. Fenchuk. - Voronezh, 2012. - 24 p.

18. Chetverikova O.V. Signs of authorship as a means of verbal manifestation of the semantic sphere of a creative linguistic personality: monograph / O.V. Chetverikov. - Armavir: RIO AGPA, 2013. - 236 p.

19. Baddeley. A. Human Memory: Theory and practice (revised edition). Hove, UK: Psychology Press, 1997. - 423 p.

20. Fauconnier, G. Mappings in thought and language / G. Fauconnier. - Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1997. -205 p.

21. Harre, R. Social being: A theory for social psychology / R. Harre. - Oxfort: Blackwell, 1979. - XII, 438 p.

22. Harre, R. Personal meanings: semantic relations of the fourth kind / R. Harre // Personal meanings / E. Shepherd & J. Watson (Eds.). - Chichester ets.: Wiley, 1982. -Pp. 9-22.

23. Miller, G.A. On knowing a word: Review / G.A. Miller // Annual Review of Psychology. - 1999. - Vol. 50. - Pp. 1-19.

24. Paivio, A. Mental representations: a dual coding approach / A. Paivio. -Oxford. England: Oxford University Press, 1986. -322 p.

25. Ruth, H. Maki, Swett, S. Metamemory for narrative text // Memory & Cognition. 1987. Vol. 15 (1). P. 72-83.

26. Schacter, D. The seven sins of memory. Boston: Houghton Mif-fin Company, 2001. - 270 p.

27. The Encyclopedia of the Cognitive Sciences. / ed. by Robert A. Wilson a. Frank C. Keil. - [2nd. print.]. - Cambridge (Mass.); London: MIT press, 1999. - 964 c.

28. Thompson, C.P., Skowronski, J.J., Larsen S.F., Betz, A.L. Autobiographical Memory: Remembering What and Remembering When. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers Mah-wah. - New Jersey, 1996. - 238 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.